Буква е в суффиксе –ен существительных на –мя. Суффиксы существительных. Правописание суффиксов имен существительных

Цели урока:

  • знать о правописании суффикса -ен- существительных на -мя ; знать о значении семян для растений, животных, человека;
  • уметь употреблять суффикс -ен - в безударном положении в письменной речи;
  • прививать любовь к родной природе.

Ход урока

Начальный этап. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. Нашу новую тему мы будем не просто изучать, опираясь на учебник русского языка, на примере сегодняшней темы мы разберём, как тесно взаимосвязано всё в нашем мире. И будем рассматривать это на примере текстов из учебника биологии. Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнюю тему.

Фронтальный опрос. Ответьте на вопрос: "Какие имена существительные называются разносклоняемыми?"

Ответ: "10 существительных на -мя и существительное путь"

Вопрос: "Назовите известные вам имена существительные на -мя ."

Ответ: "Существительные на -мя : бремя, племя, время, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя"

Этап введения нового материала и актуализации знаний.

Учитель русского языка: "Совершенно верно. Нам известно, что эти существительные в безударном положении имеют окончание , несмотря на то, что являются существительными среднего рода. Следующее правило о правописании подобных существительных представлено в нашем учебнике на странице 89. Прочтёт правило::."

Письменная отработка правила упражнение 211.

Учитель русского языка : Давайте проследим употребление подобных существительных на примере существительного семя .

Статья из учебника биологии "Значение семян для растений" проецируется на доску:

Значение семян для растений . В жизни растений семена играют важную роль: с помощью семян растения размножаются и расселяются по земной поверхности.

Известны случаи, когда семена кокосовой пальмы морскими волнами переносились с одного тропического острова на другой, находящийся от него на расстоянии около 250 км. Семена ели, сосны, лиственницы, берёзы, одуванчика разносятся ветром. Семена дуба, лещины (орешника) распространяют на значительные расстояния белки. Люди для выращивания перевозят на большие расстояния семена нужных им, но произрастающих в других местах растений. Этим они способствуют расселению растений.

Вопросы учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания, в которых есть существительное семя, употреблённое с суффиксом -ен " (семена растений, семена пальмы, семена сосны, лещины, дуба, березы и т.д.) В какой форме употреблено существительное семя в вышеперечисленных случаях?"

Ответ: Во множественном числе И.п."

Вопросы учителя биологии : "Каково значение семян в жизни растений?" "Приведите примеры распространения семян по земной поверхности при помощи семян, используя материалы статьи".

ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ.

Учитель биологии: "Кроме огромного значения семян для жизни самих растений, не меньшее значение они играют в жизни животных и человека. Давайте ознакомимся с ещё одной статьёй нашего учебника"

Статья и рисунки проецируются на доску.

Значение семян для животного мира . Семена с их запасом крахмала, жиров, белков представляют собой высококалорийный питательный корм для многих мелких и крупных животных. Птицы, различные млекопитающие (овцы, медведи,олени, крупный рогатый скот, грызуны, ежи, слоны, обезьяны, белки и многие другие) поедают в большом количестве семена и плоды.

Учитель биологии: "Почему семена являются прекрасным кормом для животных?" "Перечислите животных, которые питаются семенами".

Учитель биологии: "Откройте учебник биологии страница 47. Давайте ознакомимся с маленькой информационной статьёй учебника"

Чтение статьи.

Некоторые животные запасают семена в своих норах на зиму. Так, бурундук ежегодно к зиме способен в своих кладовых до 5-7 кг кедровых орешков. Многие насекомые питаются недозрелыми семенами, высасывая из них питательные вещества.

В целом животные поедают до 85-90% выросших на растениях семян. Таким образом, растения в большой степени обеспечивают существование животного мира.

Вопрос учителя биологии: "Каким образом растения обеспечивают существование животного мира? Докажите".

Слово учителя: "Помните, ребята, сохраняя зелёные насаждения, оберегая природу, вы сохраняете жизнь многим животным, ведь растения обеспечивают жизнь многим животным и нам, людям".

Вопрос учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания со словом семя. Выделите суффикс" (запасают семена, недозрелыми семенами ).

Учитель биологии: " Последний вопрос, который мы не затронули сегодня, это значение семян для человека".

Текст проецируем на доску.

Значение семян для человека. Семена имеют жизненно важное значение и для человека. Семена- пищевой продукт. Из семян злаков (из их плодов зерновок)- пшеницы, риса, кукурузы, ржи, ячменя- во всём мире делают крупу и муку. В пищу широко используют горох, фасоль, чечевицу и др. Из семени подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса вырабатывают пищевые, технические растительные масла, необходимые людям. Ценными пищевыми продуктами являются семена грецкого ореха, мака, миндаля, кофейного дерева и какао, кокосовой пальмы, кедровой сосны и других растений. Семена чёрного перца, тмина, мускатного ореха, ванили используют как пряность.

Издревле человек выращивал (культивировал) нужные ему растения. Благодаря этому растения образуют намного больше семян, чем это необходимо для своего возобновления. Это свойство оказалось очень полезным человеку.

Вопрос учителя биологии: "Какие растения использует для своих нужд человек? Как? Какое свойство растений оказалось полезным человеку?"

Вопрос учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания, в которых существительное семя стоит в Р.п. ед.ч., выделите суффикс" (из семени подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, вырабатывают из семени)

Завешающий этап. Давайте сделаем выводы:

Вопросы учителя биологии : "Каково значение семени в природе? Почему все сформировавшиеся семена нужны для диких и домашних животных и для человека? Почему растение образует много семян?"

Вопрос учителя русского языка: "Какая буква пишется в безударном суффиксе существительных на -мя?"

Самостоятельная работа упражнение 212.

Домашнее задание. По русскому языку упр.213, параграф 38.

По биологии параграф 12, вопросы стр. 49(устно)

«Правописание суффиксов прилагательных Н НН» - Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. II Пост.- нариц., неодуш.,1 скл., ж.р.; непост.- ед.ч.,в В.п. IIIЛюбить(что?) поэзию. Балко..ый, око..ый, конституцио..ый, ю..ый. Доска объявлений. Решая кроссворд, повторяем правило написания –Н и –НН в суффиксах прилагательных. I Любить(что?) поэзию- сущ.,н.ф.- поэзия.

«Суффиксы прилагательных» - -ful. Что ещё нужно знать: Например: -able (-ible). -ic. -al. -ate, -y. -less. -ful, -less, -ive, -ic, -al -able (-ible), -ent, -ant, -ate, -y, -ed. -ent, -ant. -ive. -ed. Часть 4. Суффиксы прилагательных.

«Правописание суффиксов глаголов» - В кустах пересвистывались и перелетали веселые птички. Даша разглядывала узоры на покрытом инеем окне. Правило в таблице (выделите суффиксы во всех словах). Словарный диктант. Задание: выделите суффиксы глаголов. Закрепление изученного материала (текст под диктовку с последующей самопроверкой). Контрольный срез (проверка полученных знаний).

«Правописание суффиксов» - Страдательные. Действительные. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Все глаголы на -овать. Буквы О и Ё в суффиксах после шипящих. В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Причастия настоящего времени (от основы настоящего времени). Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне.

«Суффикс в слове» - Не имеет значение. Пароход… После корня. Перед корнем. Кружоч… Для связи слов в предложении. Суффикс. Дождич… Билет… Выбери верное выражение. Корабл… Годоч… Комоч… Суффикс стоит. Часть слова. Для образования новых слов. Винт… Суффикс служит. Имеет значение. Сыноч… Голубоч… Звоноч… Пакет… Маленькое слово.

«Суффиксы упражнения» - Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Упражнение 4. Суффиксы –ова-, -ева-, -ыва-, -ива- в глаголах. Например: платочек - платочка, сыночек – сыночка. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. В прилагательных, образованных с помощью суффикса -ан- (-ян-): кожа – кожаный, серебро – серебряный.

Назвал имя существительное "хлебом языка". Действительно, без использования этой части речи невозможно построить предложения. Предметы, вещи, события и состояния, людей и животных, чувства и эмоции - все это мы передаем в речи с помощью имен существительных.

При написании слов этой части речи следует придерживаться правил. Наибольшие трудности вызывают окончания и суффиксы. О том, как правильно писать суффиксы существительных, и пойдет речь в статье.

Суффиксы с единообразным написанием

Правильное написание многих морфем русского языка подчиняется морфологическому принципу, то есть они пишутся единообразно во всех словах и словоформах. Есть такие суффиксы и у существительных. Их нужно просто выучить.

Это такие суффиксы как ИЗН, ОТ, ИН, ОСТ, ОТН, ОВН и некоторые другие. ДешевИЗНа, дороговИЗНа, белИЗНа; добрОТа, краснОТа, простОТа; тишИНа, глубИНа; краткОСТи, молодОСТи, гордОСТи; бегОТНя, колгОТНя; болтОВНя и так далее. Такие суффиксы в основном свойственны образованным от прилагательных и отглагольным словам.

Рекомендуется запоминать написание слов, образованных от глаголов при помощи суффиксов ИВ и ЕВ, например "топлИВо", "месИВо", "варЕВо", "кружЕВо" и другие. К ним нельзя применить какое-либо правило, их нужно помнить или проверять по словарю.

Суффиксы ИК и ЕК

Суффиксы существительных ИК и ЕК служат для образования уменьшительно-ласкательной формы и при произношении звучат одинаково. Писать их нужно в соответствии с очень простым правилом. Если при склонении слова гласная "убегает" - то это суффикс ЕК, а если сохраняется - то это суффикс ИК. Классический пример, который очень любят и легко запоминают школьники, - замочек и ключик. Склоняем слова и видим:

  • замочЕК - замочКа (гласная "убежала");
  • ключИК - ключИКа (гласная осталась на месте).

Применяя данное правило, нужно сначала верно найти суффикс в слове. Например, в слове "мячик" - корень МЯЧ и знакомый нам суффикс ИК, в слове "летчик" колень ЛЕТ и суффикс ЧИК, а в слове "мальчик" суффикса нет вовсе, а есть только корень и нулевое окончание. Важно запомнить: существительных с суффиксом ЧЕК в русском языке не бывает!

  • Вывод. Для выбора ИК или ЕК нужно посмотреть, выпадает ли гласная в форме косвенных падежей.

Суффиксы ЕЦ и ИЦ

Правописание суффиксов существительных ЕЦ и ИЦ похоже на предыдущий пункт правила. Здесь тоже при склонении гласный выпадает из морфемы ЕЦ, но сохраняется в морфеме ИЦ. Но есть еще один нюанс. ЕЦ пишется в словах мужского рода: молодЕЦ, красавЕЦ, иноземЕЦ. Соответственно, ИЦ будет принадлежностью только слов женского рода: красавИЦа, метелИЦа, ленивИЦа.

Здесь все вроде бы просто. Но как быть со словами среднего рода, спросят внимательные читатели? У них и гласный-то при склонении никуда не выпадает. А здесь работает другой принцип, и обращать внимание нужно на ударение. Если ударение падает на окончание, пишем ЕЦ: пальтЕЦО, письмЕЦО. Если же ударной является основа слова - пишем суффикс ИЦ: платьИЦе, именьИЦе, вареньИЦе.

  • Вывод. Суффиксы ЕЦ и ИЦ зависят от родовой принадлежности слова. Ели слово среднего рода - смотрим на ударение.

Суффиксы ИЧК и ЕЧК

Суффиксы имен существительных ИЧК и ЕЧК встречаются тоже в ласковых и уменьшительных названиях как одушевленных, так и неодушевленных предметов. Различить из очень просто. ИЧК пишется в тех словах, которые образованы от форм с суффиксом ИЦ: лестнИЦа - лестнИЧКа, сестрИЦа - сестрИЧКа, мельнИЦа - мельнИЧКа. ЕЧК употребляется во всех остальных словах, в том числе ласково-уменьшительных форм имен собственных: крошка - крошЕЧКа, кошка - кошЕЧКа, Оля - ОлЕЧКа.

  • Примечание . Употребление имен ТанИЧКа, МанИЧКа и других подобных встречается в произведениях художественной литературы, но не является нормированным.

Также следует иметь в виду, что в русском языке не существует суффикса ЯЧК.

  • Вывод. Написание суффиксов ЕЧК и ИЧК зависит от наличия суффикса ИЦ в основе слова, от которой образовано данное существительное

Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК

Правописание суффиксов существительных с ласкательным значением ОНЬК и ЕНЬК редко вызывает затруднения, потому что они, как правило, отчетливо слышны при произнесении. Но все же обобщим: ОНЬК следует писать после твердого согласного, ЕНЬК - после мягкого или шипящего. Коса - косОНЬКа, береза - березОНЬКа, но дочь - дочЕНЬКа, ночь - ночЕНЬКа, Юля - ЮлЕНЬКа. Исключениями можно считать уменьшительно-ласкательные варианты слов "мама" и "папа": допустимо только мамЕНЬКа и папЕНЬКа, несмотря на то что основа этих слов заканчивается на твердые согласные. Нужно запомнить и написание слов, не подчиняющихся правилу, "заИНЬКа", "паИНЬКа", "баИНЬКи". Они пишутся особым образом и являются словарными.

  • Вывод. Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК зависят от мягкости / твердости предшествующего согласного.

Сочетания ИН-К и ЕН-К и суффиксы ИНК и ЕНК

Суффиксы существительных интересны еще и тем, что бывает трудно правильно выделить их. Слова имеют схожее значение, но образуются с помощью разных суффиксов. Например, слова "горошинка" и "снежинка" обозначают уменьшительную форму предмета, но первое образовано от слова "снег" с помощью морфемы ИНК, а гругое - от слова горош-ин-а путем добавления суффикса К.

  • Сочетание ИН-К пишется в словах, образованных от существительных женского рода с суффиксом ИН: балерИН-Ка - от балерИНа, бусИН-Ка - от бусИНа.
  • Сочетание ЕН-К встречается словах, образованных от существительных, оканчивающихся на -НЯ: вишЕН-Ка - от вишНЯ, черешЕН-Ка - от черешНЯ и так далее.

Суффиксы имен существительных ИНК и ЕНК сложно объяснить каким-либо четким правилом. ЕНК встречается в словах, обозначающих лиц женского пола: нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа и другие. Соответственно, в словах, не обладающих таким значением, пишется суффикс ИНК: горлИНКа, смешИНКа, задорИНКа. Если суффикс, вызывающий сомнение, находится в безударной позиции, лучше свериться со словарем.

  • Вывод. Написание суффиксов и сочетаний ЕНК (ЕН-К) и ИНК (ИН-К) зависит от морфемного состава слова или регулируется словарем.

Буквы О-Е в суффиксах существительных в позиции после шипящих звучат одинаково, из-за чего именно эта орфограмма вызывает больше всего затруднений, и именно с ней связано больше всего ошибок. На самом деле правило очень простое.

В суффиксах существительных ОК-ЕК, ОНЬК-ЕНЬК, ОНОК-ЕНОК и подобных под ударением пишется О, без ударения пишется Е. Примеры ударных позиций: речОНКа, межвежОНОК, кружОК. Безударные суффиксы: дочЕНЬКа, речЕНЬКа и другие.

Как видим, О-Е после шипящих в суффиксах существительных различить очень просто!

Но есть один нюанс (ведь русский язык не признает правил без исключений). Данное правило не распространяется на слова, образованные от глаголов. В них, независимо от места ударения, всегда следует писать Е (чаще всего такие суффиксы стоят именно в ударной позиции, чем и вводят в заблуждение). НочЕВка - пишем Е, потому что от глагола "ночевать", сгущЕНКа - пишем Е, потому что от глагола "сгустить", тушЕНКа - объясняется аналогично.

  • Вывод. Суффиксы существительных после шипящих зависят от места ударения (за исключением отглагольных слов).

Суффиксы ЧИК и ЩИК

Суффиксы существительных вызывают затруднение при написании не только гласных, но и согласных. Яркий пример - шипящие в суффиксах существительных ЧИК и ЩИК, которые в устной речи часто звучат одинаково. Чаще всего эти суффиксы образуют слова со значением профессии или рода занятий: "кровельщик", "лазутчик", "укладчик" и т. д. Как же их различить?

Суффикс ЧИК пишется только после букв Д, Т, З, С, Ж: добытЧИК, приказЧИК, перебежЧИК. Морфема ЩИК пишется после всех остальных звуков: каменЩИК, вербовЩИК и т. д.

Примечательно, что мягкий знак никогда не пишется перед суффиксом ЧИК, а перед ЩИК сохраняется только в одном случае - после Л: пиЛЬщик, кровеЛЬщик, верстаЛЬщик.

  • Вывод. Выбор суффикса ЧИК или ЩИК зависит от предшествующего согласного звука.

Н и НН в суффиксах существительных

Удвоенные гласные встречаются в словах любых частей речи, в том числе и у существительных. Как определить, сколько Н писать в суффиксах этой части речи?

  • Одна Н пишется, если существительное образовано без добавления суффикса Н от слова, основа которого оканчивалась на одно Н: юНость - от юНый, пряНик - от пряНый и так далее.
  • Две Н пишется на стыке морфем, то есть если существительное образовано от слова с основой на Н путем прибавления еще одной Н: измеННик - от измеНа с добавлением НИК, цеННик - от цеНа с добавлением НИК.
  • НН также пишется, если существительное образовано от прилагательного или причастия, уже имевших в своем составе удвоенную Н. УвереННость - от увереННый, сдержаННость - сдержаННый.
  • Вывод. Написание одной или двух Н в имени существительном зависит от морфемного состава слова, а также от количества Н в слове, от которого оно образовано.

Подведем итоги

Суффиксальный способ - основной способ словообразования имен существительных. Вероятно, этим и объясняется богатство и разнообразие суффиксов этой части речи. Здесь представлены такие распространенные морфемы как ОСТЬ, ЕК, ОНЬК, но есть и редкие или устаревшие суффиксы, например, ЯДЬ в слове "мокрядь", ЫШ в слове "найденыш" или УН в слове "бегун".

Сложность в том, что все суффиксы, образующие существительные, требуют применения особого правила, а также знания морфемного состава слова и способа словообразования. Поэтому при изучении правописания имен существительных обращаться к словарям придется очень часто.

Конспект урока

1. Название модуля: «Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя ».

2. Интегрирующая дидактическая цель: дать представление учащимся о разносклоняемых именах существительных и их особенностях.

3. Целевой план действий для учащихся:

    углублять знания учащихся об имени существительном;

    научить учащихся склонять разносклоняемые имена существительные;

    развивать орфографическую зоркость;

    воспитывать интерес к слову.

4. Банк информации: а) входной контроль.

Уровень А.

Вспомните, сколько склонений и падежей есть у имен существительных? Расскажите о каждом из склонений и падежей .

Альтернативный вопрос. Дайте определение имени существительному. Какие категории Вы знаете у имени существительного? Как изменяются имена существительные? (Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?

Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, дибо к среднему роду; являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.

Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.

В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.).

Уровень В.

Определите склонение и падеж предложенных имен существительных.

Окно, дверь, юноша, день, земля, сеть.

Ответ. Окно (2-е скл., ср.р.), дверь (3-е скл., ж.р.), юноша (1-е скл., м.р.), день (2-е скл., м.р.), земля (1-е скл., ж.р.), сеть (3-е скл., ж.р.).

Альтернативный вопрос : задание уровня А.

Уровень С.

Вставьте пропущенные буквы .

Сидел на пригорк_, куплю дочер_, вспомнил о мыш_, нет земл_, не бывал в филармони_, отдал долг стран_, почетную наград_ вручили Мари_ Ивановн_.

Ответ. Сидел на пригоркЕ, куплю дочерИ, вспомнил о мышИ, нет землИ, не бывал в филармониИ, отдал долг странЕ, почетную наградУ вручили МариИ ИвановнЕ .

Альтернативный вопрос : задание уровня В.

б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).

Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения : к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения - ем(-ём ): пламен[ем], пут[ём].

У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложных падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-) : на знамени, знамёна .

В словах семя, стремя в родительном падеже во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ян : семян.

В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква Е .

На знамени (на -мя).

в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык склонения разносклоняемых существительных.

Просклоняйте имена существительные по образцу и выделите окончания.

И.п.

Время

Пламя

Путь

Р.п.

Времени

Д.п.

Времени

В.п.

Время

Т.п.

Временем

П.п.

О времени

Ответ .

И.п.

Время

Пламя

Путь

Р.п.

Времени

Пламени

Пути

Д.п.

Времени

Пламени

Пути

В.п.

Время

Пламя

Путь

Т.п.

Временем

Пламенем

Путём

П.п.

О времени

О пламени

О пути

Задание 2.

Цель: .

Методический комментарий для учащихся: Подчеркните разносклоняемые имена существительные.

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.

Но вожак их - ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

Ответ .

Есть история про племя .

Лишь весной наступит время ,

Племя мирно сеет семя ,

Хоть пахать и сеять – бремя .

Но вожак их - ногу в стремя ,

Прилепив перо на темя ,

Над собою поднял знамя ,

Раздувает распри пламя .

У коровы полно вымя .

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь

Задание 3.

Цель: .

Методический комментарий для учащихся: В ставьте подходящие по смыслу разносклоняемые существительные. В случае затруднения используйте слова для справок.

В стародавнее древнее …

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое …

Первобытных людей-дикарей.

Необразованное было это … .

Угнетало их … забот.

И страдали они от погоды

Слова для справок : бремя, время, вымя, имя, племя, стремя.

Ответ.

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.

ВЫМЯ ,

Как написать свою фамилию и ИМЯ ,

СТРЕМЯ

Необразованное было это ПЛЕМЯ .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их БРЕМЯ забот,

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Задание 4.

Цель: .

Методический комментарий для учащихся: О

    1. Время было в обрез.

      Сколько время прошло?

      У тебя нет время поговорить.

Ответ. Времен и было в обрез. Сколько времен и прошло? У тебя нет врем ен и поговорить.

Задание 5.

Цель: .

: В -мя выделите суффиксы.

    Мои родители сообщили мене о ценности знам…н… .

    Я в будущем создам машину врем…н… .

    На уроке нам рассказывали об опасности плам…н… .

    Из маленького сем…н… вырастает большое дерево.

    Мы своих домашних животных зовем по им…н… .

Ответ . 1. Мои родители сообщили мене о ценности знам ен и. 2. Я в будущем создам машину врем ен и . 3. На уроке нам рассказывали об опасности плам ен и . 4. Из маленького сем ен и вырастает большое дерево. 5. Мы своих домашних животных зовем по им ен и .

Уровень В.

Задание 1.

Цель: развивать умение находить разносклоняемые существительные среди других существительных , актуализировать знания учащихся о словосочетании.

Методический комментарий для учащихся: В ыпишите с ловосочетания с разносклоняемыми существительными.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Ответ.

    Не знаю имени ; твоего имени ; (3) хватает времени ; (4) изучением семени ; семени пшеницы; покачаться в стремени ; (5) из другого племени ; (6) духовном пламени .

Задание 2.

Цель: развивать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи .

Методический комментарий для учащихся:

Стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

Возможный ответ. 1. Всадники ехали стремя в стремя. 2. Люди должны называть вещи своими именами. 3. Любая тайна хранится только до поры до времени.

Задание 3.

Цель: совершенствовать

Методический комментарий для учащихся: Допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные. В случае затруднения обратитесь к словам для справок.

1. (Сущ. И. п.) + костра.

2. Вожак + (сущ. Р. п.).

3. У него мало + (сущ. Р. п.).

4. Счастливого + (сущ. Р. п.).

5. Есть много красивых + (сущ. Р. п.).

Слова для справок : имя, время, пламя, путь, племя.

Ответ.

    Пламя костра. 2. Вожак племени. 3. у него мало времени. 4. счастливого пути. 5. есть много красивых имен.

Задание 4.

Цель: развивать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи .

Методический комментарий для учащихся: О ткорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли.

1. Сколько время прошло?

3. С тех пор прошло немало время.

Ответ. 1. Сколько врем ени прошло? 2. И пусть под знам енем науки союз наш крепнет и растёт. 3. С тех пор прошло немало врем ени .

Задание 5.

Цель: развивать орфографическую зоркость, совершенствовать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи, выделять суффиксы .

Методический комментарий для учащихся : В ставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы.

    1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад….

      Мальчик пот…рял всякое представление о (время).

      Татьяна тр...п…тала при одном (имя) барыни.

      По в...черам меня мучает боль в (темя).

      Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря.

      С тех пор прошло немало (время).

Ответ . 1. Он освободил ногу из стрем ен и и слез с лошад и . 2. Мальчик пот е рял всякое представление о врем ен и. 3. Татьяна тр е п е тала при одном им ен и барыни. 4. По в е черам меня мучает боль в тем ен и. 5. Синим плам ен ем пылают стаи ту ч над бе з дной моря. 6 . С тех пор прошло немало врем ен и.

Уровень С.

Задание 1.

Цель: развивать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи .

Методический комментарий для учащихся: В ставьте подходящие по смыслу разносклоняемые существительные.

В стародавнее древнее …

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое …

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевали седло и … –

Необразованное было это … .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их … забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер...,

.

Над тем, как в булку превратить простое... ,

С утра до вечера они чесали … .

Ответ.

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ВЫМЯ ,

Как написать свою фамилию и ИМЯ ,

Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ

Необразованное было это ПЛЕМЯ .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их БРЕМЯ забот,

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ ,

Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ .

Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ ,

С утра до вечера они чесали ТЕМЯ .

Задание 2.

Цель: развивать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи .

Методический комментарий для учащихся: составьте предложения со следующими фразеологизмами.

Гореть синим пламенем , под бременем забот, до поры до времени , со времен царя Гороха, называть вещи своими именами.

Возможный ответ. 1. Начался пожар, все горело синем пламенем. 2. Он постарел под бременем забот. 3. Я помолчу до поры до времени. 4. Это имя известно со времен царя Гороха. 5. Уже давно пора называть вещи своими именами.

Задание 3.

Цель: совершенствовать умение использовать разносклоняемые имена существительные в речи.

Методический комментарий для учащихся: Допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные.

1. Масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха.

2. Шел домой окольными + (сущ.Т. п.).

3. Для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.).

4. Птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений.

5. Фантастическая машина + (сущ. Р. п.).

6. Человек без роду, без + (сущ. Р. п.).

Ответ.

    Масло делают из семян подсолнуха. 2. Шел домой окольными путями. 3. Для хобби нужно свободное время. 4. Птицы питаются семенами растений. 5. Фантастическая машина времени. 6. Человек без роду, без племени .

Задание 4.

Цель: развивать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи .

Методический комментарий для учащихся: О ткорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли.

1. Прости, не знаю твоего имя.

2. И пусть под знамя науки союз наш крепнет и растёт.

3. Почему у отличников на все хватает время?

4. И по ботанике заняться изучением семяни пшеницы.

5. Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламяни.

Ответ. 1. Прости, не знаю твоего им ени . 2. И пусть под знам енем науки союз наш крепнет и растёт. 3. Почему у отличников на все хватает врем ени ? 4. И по ботанике заняться изучением сем Е ни пшеницы. 5. Говорят, что все дело в каком-то особом духовном плам Е ни.

Задание 5.

Цель: развивать орфографическую зоркость, совершенствовать умение правильно использовать разносклоняемые имена существительные в речи, выделять суффиксы .

Методический комментарий для учащихся : В ставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы.

    1. До поры до (время) не сеют (семя).

      Одинцова (не) теряла (время) в уединени….

      В отбл…сках (пламя) м…тались птиц….

      Выр…сли мы в (племя).

      Мечтайте, чтобы стать героями своего (время).

      Нет т…желее (бремя), чем бе…делье.

      Он (не) знал своего (имя).

Ответ . 1. До поры до врем ен и не сеют семени. 2. Одинцова не теряла врем ен и в уединени и . 3. В отбл е сках пламени м е тались птиц ы . 4. Выр о сли мы в плем ен и. 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего врем ен и. 6. Нет т я желее брем ен и, чем бе з делье. 7. Он не знал своего им ен и.

5. Выходной контроль.

Уровень А.

б) ср.р. на –мя;

в) м.р. с окончанием –а;

г) слово путь.

а) окончание 3-его склонения –и

б) окончание 2-го склонения

в) окончание –им в Т.п. ед. числа;

г) суффикс –ен–

д) окончание -ен

а) воля;

б) имя;

в) шимпанзе;

г) племя;

д) платок;

е) пламя .

в) пут ;

в) племя, знамя, вымя, темя;

г) поля, пламя, тополя, пень.

Ответы. 1 – б, г. 2 – а, г. 3 – б, г, е. 4 – б. 5 – в.

Уровень В

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

а) ж.р. с нулевым окончанием;

б) ср.р. на –мя;

в) м.р. с окончанием –а;

г) слово путь.

2. Каковы особенности разносклоняемых имен существительных:

а) окончание 3-его склонения –и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

б) окончание 2-го склонения в Р., Д., Т. Падежах ед.числа;

в) окончание –им в Т.п. ед. числа;

г) суффикс –ен– во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

д) окончание -ен в Р., Д., Т., П. Падежах ед. числа.

3. Найдите существительные, которые относятся к разносклоняемым.

а) воля;

б) имя;

в) шимпанзе;

г) племя;

д) платок;

е) пламя.

4. В каком ряду все слова изменены по падежам верно (падежи расположены по порядку).

а) знамя, знамени, знамю, знамя, знаменим, о знамени;

б) пламя, пламени, пламени, пламя, пламенем, о пламени;

в) путь, путь, пути, пути, путём, о пути ;

г) стремя, стремя, стремю, стремя, стремем, о стреми.

5. Найдите ряд слов, в котором все существительные разносклоняемые.

а) путь, стремя, ружьё, семя;

б) время, бремя, гостья, имя;

в) племя, знамя, вымя, темя;

г) поля, пламя, тополя, пень.

6.

Ответы . 1 – б, г. 2 – а, г. 3 – б, г, е. 4 – б. 5 – в. 6 г.

Уровень С.

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

а) ж.р. с нулевым окончанием;

б) ср.р. на –мя;

в) м.р. с окончанием –а;

г) слово путь.

2. Каковы особенности разносклоняемых имен существительных:

а) окончание 3-его склонения –и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

б) окончание 2-го склонения в Р., Д., Т. Падежах ед.числа;

в) окончание –им в Т.п. ед. числа;

г) суффикс –ен– во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

д) окончание -ен в Р., Д., Т., П. Падежах ед. числа.

3. Найдите существительные, которые относятся к разносклоняемым.

а) воля;

б) имя;

в) шимпанзе;

г) племя;

д) платок;

е) пламя.

4. В каком ряду все слова изменены по падежам верно (падежи расположены по порядку).

а) знамя, знамени, знамю, знамя, знаменим, о знамени;

б) пламя, пламени, пламени, пламя, пламенем, о пламени;

в) путь, путь, пути, пути, путём, о пути ;

г) стремя, стремя, стремю, стремя, стремем, о стреми.

5. Найдите ряд слов, в котором все существительные разносклоняемые.

а) путь, стремя, ружьё, семя;

б) время, бремя, гостья, имя;

в) племя, знамя, вымя, темя;

г) поля, пламя, тополя, пень.

6. В каждом ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква.

а) из стрем...ни, по им...ни, по пут..., времен...м;

б) по темен..., от бремен..., знамен...м, о племен...;

в) нет семен..., пут...м, пламен...м, от имен...;

г) о плам...ни, ко врем...ни, в стрем...ни, об им...ни.

7. Найдите разносклоняемые существительные с орфографическими ошибками.

а) на пути;

б) много семён;

в) ко времяни;

г) короткими путями;

д) именем;

е) по темени.

Ответы . 1 – б, г. 2 – а, г. 3 – б, г, е. 4 – б. 5 – в. 6 г. 7 б, в.

Оценка результатов.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».

210 . Спишите. Обозначьте условия выбора орфограммы «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя » (см. образец в рамке). Укажите фразеологизм. Что он обозначает?

Распространить по подписк.., язык плам..ни костра, прик..саться к стрем..ни, встретиться на площадк.., построиться на площад.., вождь племен.., до поры до времен.., раньше врем..ни, нога в стрем..ни, ун..верситет им..ни М. В. Ломоносова, улица им..ни Юрия Гагарина, под брем..нем* лет, свежие сем..на, не дать погаснуть плам..ни, боль в тем..ни, кости тем..ни, к..снуться клавишей, прик..снуться к машинк.., новые врем..на, высокой значимост.. .

211 . Запишите слова с изучаемым видом орфограмм в родительном падеже единственного числа. Обозначьте часть слова, в которой находится изучаемая орфограмма.

Знамя, пламя, время, имя, племя, стремя, семя.

212 . Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически обозначая условия их выбора. Составьте простое распространённое предложение с любым из данных словосочетаний.

Из маленького сем..ни, в плам..ни к..стра, к знам..ни полка, пр..йти к св..ему врем..ни, прикоснуться к стрем..ни, з..вём по им..ни, из соседнего плем..ни.

213 . Спишите, употребляя слово имя в нужной форме и расставляя разделительные запятые между однородными членами и частями сложного предложения. Графически объясните условия выбора орфограмм.

Многих инт..ресуют вопросы которые связаны с русскими личными (имя). Хочет(?)ся узнать, откуда (имя) произошли что они обозначают.

Ответы можно найти в специальных сл..варях русских личных (имя). Сл..варную статью такого сл..варя во..главляет полное официальное имя. После (имя) даёт(?)ся этимологическая справка о происхожден.. и первоначальном значен.. (имя). Затем приводят(?)ся отчества которые образуют(?)ся от (имя), далее следуют уменьшительные производные для наименования человека в быту в кругу сем..и в кругу друзей товарищей.

214 . Составьте и запишите план словарной статьи словаря русских личных имён по тексту упр. 213. По этому плану составьте словарную статью об имени одного из ваших близких.

215 . Подготовьте устное публичное выступление перед классом о происхождении имён. Используйте по выбору следующие рабочие материалы. Будет ли ваше выступление только информационным или вы постараетесь убедить одноклассников, как интересно изучать происхождение имён?

Рабочие материалы: Алексей, м. [греч. «защищать», «защитник», «помощник»]; Наталия, ж. [лат. «родная»]; Алексеевич, Алексеевна; Алексеич, Алексевна (разг.).

Производные: Алексейка, Алёша, Алёшенька, Алёшечка, Лёша, Лёха, Алёня, Лёня и др. Всего 76 производных.

Производные: Наталка, Наташа, Наташенька, Наташечка, Наташка, Ната, Натуля, Натуся, Туся, Таша и др. Всего 95 производных.

216 . Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами группами по видам вставленных орфограмм, одновременно обозначая графически условия их выбора.

Саше шесть лет. Отец в..дёт его за руку через ра..паханное поле. Саша часто спотыка..тся, ему т..жело идти по отвалам. Последние ра..гулявшиеся ласточки бе..шумно вверх-вниз переч..ркивают красный закат, тонущий за лесами.

По полю ползает трактор, ровно стучит м..тором, покашливая, выбрасыва..т из трубы мутновато-лиловый дымок. Время от врем..ни слышен скреж..т подвернувшегося под лемех булыжника. Из-под р..стопыренной железной п..терни плуга густыми руч(?)ями теч..т земля. Отвалы её тускло л..снятся на з..кате.

Отец ост..новился, нагнулся и полной пр..горшней забрал землю, поднёс к лицу. Трактор с д..ловитостью втянувшегося в работу труженика, попыхивая, уд..лялся.

Чуешь, пахнет? - произнёс отец.

Саша тоже схватил горсть, поднёс к носу. Но земля пахла землёй.

Через подобревший голос, через непр..вычно мягкое лицо отца шестилетний Саша поч..вствовал тогда смутную благодарность к земле. Как драгоценность, держал её, горсть влажных крошек, по-отцовски. Б..режливо мял, нюхал. Земля пахла землёй.

(В. Тендряков.)

217 . Диктант (свободный). Сравните свой текст с текстом в упр. 216 (любые абзацы по выбору). Какие существительные и глаголы вы заменили своими словами?