Бизнес-план частной школы. Свой бизнес: Как открыть частную школу

Организация частного учебного заведения – это бизнес, который имеет много сложностей. Чтобы открыть частную школу, нужно пройти много трудных этапов, подготовить массу документов и позаботиться о различных нюансах. Но если все сделать правильно, результат не заставит себя долго ждать.

Что нужно, чтобы открыть частную школу?

Заниматься этим бизнесом стоит лишь тому, кто хорошо понимает, что такое частная школа – учреждение, которое предоставляет образовательные услуги в соответствии с госстандартами, но при этом может иметь и ряд уникальных курсов. Все это предлагается за плату. При этом частное учебное заведение обычно невелико (150 -200 человек), в классах обучается до 15 школьников, а работать оно может не положенные 8 часов в сутки, а гораздо более (например, с 8:00 до 21:00). Также в такой школе обязательно есть хорошо развитая инфраструктура – хороший спортзал, бассейн, компьютерные классы и т.д. Если требуется открыть частную музыкальную школу, то в ней должны представлены современные и качественные музыкальные инструменты и классы с отличным оснащением для осваивания различных навыков.

Кроме того, частная школа – это всегда наличие высококвалифицированного персонала, который преподает по особым методикам. При этом в программе должно быть не только обучение определенным предметам, но и воспитание в учащихся коммуникабельности, деловой активности, лидерства и других качеств, важных в современном мире. Так, можно открыть частную школу, в которой будут преподаваться основы бизнеса, иностранные языки, юриспруденция, театральное мастерство, лингвистика и т.д.

И, конечно же, частная школа должна предлагать своим учащимся услуги питания (иногда это даже полный пансион), организацию досуга. Выпускники же должны иметь возможность сдавать ЕГЭ на базе своего учебного заведения и поступать в вузы без лишних сложностей.

Чтобы наладить такую работу, нужны не только документы для открытия частной школы, но и полное соответствие работы заведения существующей нормативной базе – закону об образовании, Постановлению правительства о предоставлении платных образовательных услуг, Приказу о порядке аттестации учителей, Типовому положению об общеобразовательном учреждении. Также нужно будет добиться соответствия всем правилам, установленным санстанцией, пожарной инспекцией, СанПиН и т.д.

Все это должно утверждаться соответствующими документами, и среди них можно выделить:

  1. Свидетельство о регистрации некоммерческой организации (частные школы не могут быть коммерческими). Также открыть частную школу может и ИП – предприниматель может работать сам или с помощью привлеченного персонала. Налогообложение в любом случае можно выбрать упрощенное.
  2. Лицензию на ведение образовательной деятельности – она подтвердит, что школа соответствует всем нормативным требованиям
  3. Аккредитацию (проходится добровольно) и позволяет определить статус учреждения, дает ему право выдавать аттестаты государственного образца

Аккредитация выдается только через пять лет после начала работы школы, и при ее появлении учреждение получает право на получение государственной финансовой помощи.


Выгодно ли частное образование?

Принято считать, что частные школы – это источник огромной прибыли. Отчасти так и есть, ведь учащиеся платят за свою учебу подчас около 30-50 тыс. рублей в месяц (самые «дешевые» школы требуют 15 тыс. рублей ежемесячно). Более того, есть еще и вступительный взнос для родителей, который может составлять от 50 до 700 тыс. рублей (зависит от школы, ее расположения, особенностей работы и т.д.). Однако большая часть этих средств будет тратиться на зарплату учителям, текущие расходы, закупку нового оборудование и вообще все то, что нужно, чтобы открыть частную школу и поддерживать ее работу на заданном уровне.

Основные расходы, в целом, таковы:

  • 15-20 тыс. рублей – на получение лицензии
  • 85 тыс. – на коммунальные платежи
  • 80-90 тыс. – на питание учащихся
  • 600-700 тыс. – на заработную плату учителям и обновление учебной базы
  • 1 млн – на закупку оборудования для школы, приобретение мебели

При определенной экономии в последнюю сумму можно будет также включить ремонт помещения (после него понадобятся документы для открытия частной школы, выдаваемые санстанцией, пожарной инспекцией, муниципальными властями). Аренда же здания под школу будет стоить от 200 тыс. рублей в месяц – обычно учебным заведениям предлагаются скидки. Новое здание потребует вложений в строительство на уровне от 7-8 млн рублей. Если же требуется открыть частную музыкальную школу, еще около 1 млн нужно будет потратить на инструменты и различную технику. Аналогичные траты потребуются на создание мощной спортивной секции, научных лабораторий, мини-театра при школе и т.д.

Таким образом, изначально предпринимателю следует иметь минимум 1-1,5 млн рублей при наличии помещения под аренду или 9 млн, если его нет. Остальные расходы уже можно будет брать с платы за образование: при наличии 150 учащихся и минимальной плате в 15 тыс. рублей ежемесячный доход будет составлять 2,2 млн рублей. Более того, вступительные взносы в сумме 50 тыс. рублей от 150 дадут еще 7,5 млн. Это позволит окупить первоначальные инвестиции быстро, однако следует помнить: большого количества учеников в первые месяцы работы добиться очень трудно. Обычно для того, чтобы открыть частную школу, нужно набрать до 30-50 учащихся, а значит и первые доходы будут минимальными. Кроме того, родители могут отказаться платить взносы в первый же месяц, желая вначале ознакомиться с уровнем образования.

Учитывая это, на полную безубыточность зачастую можно будет выйти лишь к моменту получения аккредитации – то есть через 5 лет после открытия. Однако этого времени будет достаточно для того, чтобы частная школа хорошо себя зарекомендовала и имела полное право увеличить расценки на свои услуги.

Образование было, есть и будет одним из важнейших этапов в жизни каждого человека. Неудивительно, что каждый сознательный родитель пытается выбрать для своего ребенка лучшее учебное заведение. Нередко такой выбор падает на частную школу. Но поскольку в наше время частных учебных заведений не слишком много, все больше предпринимателей задумываются над началом карьеры в данной отросли. К сожалению, на деле все гораздо сложнее, чем на словах. Чтобы открыть частную школу, необходимо пройти достаточно длительный и трудоемкий процесс.

Согласно мнению специалистов, для открытия частной школы важно соблюдать три золотых правила: мощные и независимые источники финансирования, отдельное здание с достаточным количеством территории (отвечающие всем нормам и требованиям), собственная методика воспитания и обучения, то есть так называемая “фишка” именно вашего учебного заведения. Прежде чем приступить к осуществлению задуманного, стоит заранее настроить себя на то, что быстрая огромная прибыль в таком деле невозможна в принципе, открывать накопительный счет или продавать акции нельзя, государственная аккредитация у вашей школы будет лишь спустя некоторое время, поэтому первые года ученикам придется сдавать экзамены дважды (у вас и в государственном вуз). Если вы готовы к подобным трудностям, препятствиям и огорчением на ранних порах, приступайте! На первом основном этапе важно обследовать рынок подобных услуг в вашем регионе, составить бизнес-план и создать устав вашей будущей школы. Далее откройте ИП или юридическое лицо, обзаведитесь счетом в банке и зарегистрируйте печать. Не менее трудоемкий процесс – получение лицензии. Выдачей такого документа занимается конкретный государственный орган, к примеру, департамент образования. Для получения лицензии вам необходимо обзавестись всеми документами (перечень можно посмотреть на сайте госучреждения), разрешениями важных инстанций, создать штатное расписание и сформировать преподавательский состав. Далее подумайте над помещением для будущей частной школы. Оно непременно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарной службы. Идеальный вариант – территория бывшего детского сада. Как правило, они размещены в спальном районе, представляют собой отдельно стоящее здание и обладают достаточным количеством прилегающей площади. Важно позаботиться о стоянке. Ведь немало родителей будут привозить детей в частную школу на автомобиле. Безусловно, необходимо разработать учебную программу. Можно создать ее самостоятельно (составляют специалисты и подтверждает Министерство) или использовать уже существующую. Также стоит заранее подготовить весь необходимый инвентарь: мебель, оборудование, научные и учебные материалы, учебники, пособия, методички и т.д. Немаловажно наличие библиотеки. Для таковой заключите договор с одним или несколькими конкретными издательствами, которые будут предоставлять вам в дальнейшем экземпляры выпущенных книг. Уделите немало времени подбору преподавательского состава и дополнительного персонала. Педагогов следует избирать по конкурсу. Так или иначе частная школа подразумевает только лучших учителей, обладающих большим опытом, умениями, навыками и любовью к своей профессии и непосредственно к детям. Также стоит заранее нанять хореографов или преподавателей музыки, если такие предметы имеют место быть. Далее подберите тех.персонал, штатных врачей, охранников, бухгалтера, администратора, поваров и т.д. На первых порах без рекламы не обойтись. Безусловно, со временем частная школа не будет нуждаться в учениках, но в начале стоит хорошо ее отрекламировать. Подайте объявления в местные СМИ, создайте сайт в интернете, подробно описывающий концепции и методики, расскажите всем знакомым об открытии нового учебного заведения (“сарафанное радио” никто не отменял). Для того чтобы количество учеников росло с каждым годом, важно все-таки уделить в будущем время на создание собственной методики обучения и воспитания. Современные родители предпочитают более новые варианты старым избитым методам.

Для подслащения пилюли предоставляем следующую статистику: доход частного учебного заведения в среднем состоит из таких пунктов – ежемесячная плата (70%), гранты (15-20%), вступительные взносы (3-7%), индивидуальные занятия (2-5%). В сумме – порядка 3-7 тыс. условных единиц. Но не стоит обольщаться, большинство средств будут потрачены на разработку новых методик, устранение неполадок, непредвиденные траты и т.д.

Вот такой нелегкий путь стоит пройти к открытию собственной частной школы. Если вы любите свое дело и мечтаете его воплотить в реальность – действуйте без опасений! Все получится.

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Лола Шурыгина

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.


Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.


Фото: Владислав Шатило / РБК

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».


Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.


Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

свернуть

Частные школы позволяют отойти от стандартов образования и максимально увеличить результативность обучения. Благодаря разработанной методике, ученики таких школ, быстро осваивают представленную программу обучения. Достигается это за счет опыта преподавательской деятельности или уникальных методологических подходов. Результативность многих частных учреждений зависит от персонала. Поэтому хозяева подобных заведений стараются собрать только высококвалифицированный персонал, который способен давать нужный результат.

Имея за плечами опыт преподавательской деятельности, легко понять, как открыть частную школу. Для этого нужно проделать ряд простых действий, которые позволят получить должный результат.

Выбор тематического направления

Качество отечественно образования растет за счет подобных школ. Большинство современных организаций, осуществляют учебный процесс исходя из реалий советского образования. Опытные педагоги понимают, что такой подход крайне неэффективен. Советское образование создавалось для того, чтобы неграмотных людей научить базовым вещам, а именно: читать, писать и считать.

Отсюда и название СОШ (Среднеобразовательная школа), которая должна была всех усреднить и общеобразовать. Этот подход используется и до теперешнего момента. Сегодня развивается культ индивидуальности, в котором личность ребенка рассматривается персонально. А общая популярность образования с каждым годом только растет. Сегодня не модно быть неграмотным. Побеждает тот, кто умнее и лучше осведомлен. Успешное частное учреждение должен иметь свой устав и традиции. Такой подход воспитывает ответственность в человеке.

На западе этот подход используется очень давно. Отечественный рынок образования, только недавно подвергся этим изменениям. Поэтому чтобы обеспечить максимальную результативность обучения, ребенку нужно предоставить право выбора (скорее всего выбор будет за родителями), по какой методике обучаться. Направление занятий, может разделяться на:

  • математические;
  • экономические;
  • гуманитарные.

Это в этом случае, если речь идет о традиционных школах обучения.

Для каждой организации важно обеспечивать результат. Тут главным вопросом, является не помещение и реклама. Здесь важен персонал, методики и стоимость обучения.

Как подобрать персонал

Если хотите, чтобы школа давала качественное образование, то к подбору кадров нужно подходить тщательнее. Предварительно определив и сегментировав процесс обучения, понадобится квалифицированный работник. Каждый должен заниматься своим делом. Совершенно противопоказано преподавателю математики, учить физике. Для каждого направления нужен эксперт, разбирающийся в тонкостях своей деятельности.

Подобрать квалифицированных педагогов поможет конкурсная основа. Основные критерии, подбора персонала, могут быть следующие:

  • общий стаж;
  • обладание опытом ведения занятий;
  • умение заинтересовать ребенка;
  • способность находить общий язык с малышом;
  • уметь работать в коллективе;
  • быть харизматичным и т. д.

Сделав несколько десятков таких собеседований, сможете отобрать высококвалифицированных педагогов.

Методики обучения

Методологические подходы должны дать возможность ребенку сделать выбор. Именно благодаря умению постоянно делать выбор, ребенок станет ответственнее подходить к своей жизни. К юношеским годам у ребенка сформируется привычка принимать ответственность на себя. Такой подход полностью противоречит советской школе, где нас постоянно учили совершенно ненужным нам вещам, объясняя это тем, что в будущем все может пригодиться.

Опыт западных частных организаций показывает, что если ребенка заставить постоянно принимать решения, то на выходе из школы появляется состоявшаяся личность, которая сама решает, что и как ей делать. Здесь есть тонкая грань между неопределенностью и самостоятельным выбором увлечений. В ходе обучения ребенка нужно так заинтересовать будущей его деятельностью, чтобы он даже и думать ни о чем не мог. В идеале желательно предоставить процесс занятий так, чтобы он все делал с горящими глазами. Для того нужны опытные педагоги, способные сильно заинтересовать ребенка.

Методик обучения очень большое количество. Необязательно придумывать свою. Для того чтобы выбрать правильную, пройдитесь по некоторым популярным школам и понаблюдайте за обучающим процессом.

Это позволит приобрести опыт в преподавательской практике.

Фильтрация учеников, создание стимула обучения

В жизни выживает и побеждает только сильнейший. Отставшие и слабые должны будут покинуть школу. Нельзя отчислить слабого ученика, предварительно не сделав все возможное, для улучшения его результатов.

Как и в любой школе, его могли затащить родителя сюда силой. Если у ребенка нет желания учиться и достигать целей, то он будет обузой, тянущей вниз остальных. Для любой школы, ученики – гордость. Если малыш не хочет учиться, то ему не место в данной организации.

Ученики должны всячески заинтересоваться учебным ходом, стараться делать только лучшее, развиваться и быть на одной волне. Любая самодеятельность обязана поощряться. А процесс сближения с детьми не должен лежать только в рамках обучения. Старайтесь всячески поддерживать и сближать учителей и учеников между собой.

Финансовая часть и правовые вопросы

Для открытия своего частного учреждения, нужно:

  • зарегистрировать юр. лицо;
  • найти подходящее помещение, арендовать его и сделать ремонт;
  • составить список необходимого оборудования и приобрести его;
  • сделать рекламу школы;
  • запустить сайт;
  • купить обучающий материал.

Все эти пункты требуют определённых денежных затрат, которые нужны на стадии открытия. В ходе обучения следует платить зарплату своим сотрудникам. Зарплата преподавателя в такой школе, должна быть значительно выше обычной. Любую преподавательскую практику, улучшающую обучающий процесс, следует поощрить.

Основной доход подобного учреждения будет зависеть от:

  • ежемесячной платы учеников за обучение;
  • грантов;
  • членских или вступительных взносов;
  • факультативов и доп. занятий.

Упаковка частной школы

Прежде чем открыть данное учреждение, нужно создать хорошую упаковку. Что это значит? У потенциальных клиентов должно сложиться виденье, что это именно та школа, которой можно доверить своих детей.

Хорошая упаковка этой организации должна включать в себя:

  • кейсы учеников, подтверждающие результативность обучения;
  • конкретные показатели занятий (полное владение английским к 11 классу, знание трех иностранных языков, высокий балл аттестата, развитие лидерских качеств и т. д.);
  • оправданная стоимость обучения;
  • профессиональный преподавательский состав;
  • уникальные и результативные методологические подходы.

Исходя из этих показателей упаковки, нужно оформить сайт, который должен стать основной площадкой, принимающей входящий трафик. Создавать входящий поток трафика следует на начальных этапах. Если все сделаете правильно, то новых клиентов будете получать за счет сарафанного радио.

Таким образом, открытое образовательное учреждение может стать не только источником дохода, но и дополнительной радостью в жизни. Дети, всегда будут приносить радость, если они растут в атмосфере любви и понимания. Любите свою школу и ее учеников. Вместе вы сделаете страну еще лучше.

* В расчетах используются средние данные по России

1. Резюме проекта

Цель проекта – открытие негосударственного образовательного учреждения (НОУ), предоставляющего услуги по начальному общему и среднему общему образованию в городе с населением более 1 млн. человек. Согласно российскому законодательству, деятельность НОУ относится к некоммерческим организациям, поэтому целью прибыль извлекается с целью расширения деятельности и преследует миссию развития образования в регионе.

Проект предполагает создание платной частной школы (полупансион), которая представляет собой комплексный формат, включая начальную школу (1-4 класс), среднюю школу (5-9 класс), а также курсы английского языка, курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, секции. К преимуществам проекта относится наличие собственного здания, а, следовательно, отсутствию в статье расходов арендной платы, которая у конкурирующих заведений может составлять до половины всего бюджета. Потенциальные клиенты школы – дети родителей с высоким уровнем достатка, желающие обеспечить своим детям достойное будущее, а также дети по каким-либо причинам неудобные для массовой школы (логопедические проблемы, задержка в развитии и т.д.).

Востребованность проекта объясняется необходимостью повышения качества образовательных услуг в стране. В условиях потери доверия к государственным образовательным учреждениям, предпочтение родителей все больше склоняется к частным школам с индивидуальным подходом к ученику и уклоном на изучение иностранных языков, главным образом, английского.

В число основных образовательных услуг НОУ входят:

1. Начальное общее образование

2. Среднее общее образование

3. Подготовительные курсы к ЕГЭ и ОГЭ

4. Курсы изучения английского языка

5. Занятия по танцам, хореографии, вокалу

Стоимость проекта составит 14 530 000 руб., из которых 10 530 000 составят стартовые вложения в открытие, а 4 000 000 руб. – оборотные средства. Для реализации проекта потребуется привлечение заемных средств в размере 2 000 000 руб. Кредит выдается на срок 24 месяца. Ставка по кредиту составляет - 22 %. Отсрочка по выплате платежей - 3 месяца. Объем собственных средств составит 12 530 000 руб. или 86% от необходимой суммы.



*данные на 3 год работы

Проект планируется реализовать в течение 9 месяцев. Начало деятельности НОУ запланировано на сентябрь 2016 года.

2. Описание отрасли и компании

Концепция бесплатного государственного образования все больше теряет доверие родителей. Некачественные образовательные услуги, низкая степень погружения в предмет из-за необходимости постоянно тормозить учебный процесс ради подтягивания отстающих учеников, некомпетентность школ в вопросах подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и дальнейшему обучению в престижных учебных заведениях – вот лишь некоторые факторы выбора в пользу частного образования. Зачастую предпочтение негосударственной школе родители также отдают из-за особенностей своего ребенка, например, логопедических проблем, физических недостатков, задержек в развитии. Количество частных школ в России не превышает 1%. В основном они располагаются в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках. Уровень конкуренции на этом рынке минимален.

Предприятие представляет собой частную общеобразовательную школу (полупансион), которая осуществляет услуги по начальному общему образованию, среднему общему образованию, а также проводит дополнительные занятия по подготовки к школе, проведению курсов английского языка, подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и основному государственному экзамену (ОГЭ). Занятия проводятся в малых группах до 8-10 человек. Максимальная численность учеников в школе (без учета дополнительного обучения) – 150 человек. Образовательный процесс основывается на индивидуальном подходе к каждому ученику, углубленном изучении всех предметов. Полный пансион с дополнительным образованием включает обучение с 8.00 до 18.30 часов.

Занятия проводят квалифицированные преподаватели исключительно с высшим образованием, в том числе преподаватели первой и второй категории. Численность преподавательского состава – 15 человек. Из них штатных сотрудников – 10, работающих по совместительству – 10. Общее число сотрудников учреждения – 26. Школа работает с понедельника по пятницу с 8 до 18.30 с сентября по июнь. В субботу и воскресенье проводятся дополнительные индивидуальные и групповые занятия.

Площадь помещения школы составляет 1500 кв. метров. Здание имеет два этажа надземных этажа, один цокольный этаж. Количество учебных кабинетов - 9. Школа оснащена компьютерным классом, музыкальным классом, спортивным залом, столовой. Функции по обеспечению безопасности детей обеспечивает охранник.

Организационно-правовая форма школы – негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Так как НОУ является некоммерческой организацией, полученная прибыль распределяется на расширение деятельности, улучшения качества предоставляемых услуг: закупку нового оборудования, открытие новых классов, привлечение преподавателей из высших учебных заведений для открытия новых дисциплин. Система налогообложения – упрощенная (УСН).

3. Описание услуг

Частная школа организует обучение с 1 по 9 класс. Профильными предметами заведения являются физика и математика, которые изучаются наиболее углубленно. Особое место уделяется изучению английского языка, что является ответом на одно из самых распространенных требований родителей. Обучение детей от 7 до 15 лет проводится в малых группах от 3 до 8 человек с одинаковым уровнем знаний. Курсы ведутся по методикам университетов США. Изучение ведется по нескольким основным аспектам, включая разговорную речь, письмо, грамматику, чтение. Обучение нацелено на снятие так называемого разговорного языкового барьера, на умение ясно и понятно выражать свои мысли и думать на английском языке. В отличие от результата обучения в школе, когда выпускник владеет лишь «английским со словарем», обучение в частной школе преследует достижение конкретного результата, например, дальнейшее обучение за рубежом, переезд заграницу на постоянное место жительства. Ученикам даются практические рекомендации по подготовке к экзаменам TOEFL, GRE, SAT, GMAT.

Также в школе осуществляются курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по предметам: обществознание, физика, математика, русский язык, химия, английский язык. Так как работа школы нацелена на всестороннее развитие ребенка и раскрытие творческого потенциала, активное внимание уделяется дополнительным занятия (фортепиано, вокал, танцы). В отличие от школьных занятий с учениками проводятся оздоровительные зарядки. В стоимость обучения включается трехразовое питание (завтрак, обед, ужин). Помимо всего вышеупомянутого, в заведении ведется работа с дошкольниками по подготовке к учебному процессу. Полный перечень услуг с расценками представлен в Табл. 1.

Ценовой сегмент школы – средний при высоком качестве, что подтверждает квалификация преподавательского состава.

Таблица 1. Перечень услуг


Готовые идеи для вашего бизнеса

Деятельность частной школы регулируется законом «Об образовании», а также следующими нормативными документами: Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" ; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" ; Приказом о порядке аттестации педагогических работников ; СанПиН 2.4.2.2821-10 ; Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ; ФЗ № 7 "О некоммерческих организациях" .

Организационно-правовая форма школы – негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Согласно российскому законодательству, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется государственным органом управления образования субъекта РФ. Стоимость государственной пошлины с 2015 года – 7,5 тыс. рублей. Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии – 2 месяца. Коды по классификатору ОКВЭД – 80.10.1, 80.10.2, 80.10.3., 80.21.1.

После первого выпуска учащихся, но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии учреждение имеет право обратиться с заявлением в Министерство образования о получении государственной аттестации для последующего получения аккредитации и выдаче ученикам документов государственного образца. До прохождения аккредитации выпускники заведения имеют возможность экстерном сдать экзамены в другом образовательном учреждении, прошедшем аккредитацию. Помимо лицензии на ведение образовательной деятельности, на открытие медицинского кабинета в школе понадобится медицинская лицензия.

4. Продажи и маркетинг

Рынок частного образования в России появился с начала 90-х годов. По данным маркетингового исследования, количество частных школ остается примерно на одном уровне. Так если в 1998 году насчитывалось 520 школ, то к 2010 году их число составило около 550. Это связано с тем, что на смену закрывшимся школам приходят новые. Доля негосударственных образовательных учреждений в России оценивается в пределах 1%. В числе факторов, замедляющих развитие частного образования в России можно назвать высокий уровень издержек школ на арендную плату, слабый уровень поддержки государства социально-ответственному бизнесу, а также отмену налоговых льгот.

На сегодня рассматриваемом городе действует около 35 частных образовательных учреждений. Среди них имеются как детские сады, так и частные школы, так и заведения, совмещающие несколько видов деятельности. Учитывая в целом низкий уровень конкуренции, каждое заведение стремится занять определенную нишу. При выборе спецификации данного проекта определяющим явились два фактора: это родительский спрос, а также тенденции на отечественном рынке труда. Согласно первому фактору, был сделан акцент на углубленное изучение английского языка и целенаправленная подготовка учеников к сдаче ЕГЭ по этому предмету, а также к сдаче зарубежных экзаменов. Согласно второму фактору, было принято решение сделать упор на углубленное изучение физики и математики в связи с ощутимым недостатком в стране квалифицированных специалистов по техническим специальностям.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, учебное расписание формируют группы трех типов: группы с физико-математического направления, группы углубленного изучения английского языка, группы дополнительного образования. Именно специализация школы, а также качество предоставляемых услуг является основным способом привлечения клиентов. Перед записью на курсы ребенок и родители проходят процедуру анкетирования для более полного пониманию уровня знаний первого и учета пожеланий последних.

На старте деятельности для привлечения первых клиентов планируется рекламная компания в СМИ (телевидение и печать), и интервью директора частной школы об открытии нового заведения. По данным соцопросов, родители выбирают школу по следующим критериям: репутация школы (57%), квалификация педагогов (55%), близость к дому (43%), отзывы знакомых (35%), материальная база (11%). В связи с тем, что на старте своей деятельности заведению не уместно говорить о своей репутации, акцент на ознакомительных материалах СМИ планируется делать на планы развития и миссию нового заведения, основные болевые точки современного государственного образования, которые будут преодолены в процессе деятельности, методика обучения.

В интернете частная школа будет представлена официальным сайтом, где родители смогут найти исчерпывающую информацию о школе, преподавателях, миссии школы, ее учебных программах, задать интересующие их вопросы через электронную форму. Также на ресурсе школы в открытом доступе будет размещена информация о ценах на образовательные услуги. Стоимость проведения рекламной акции открытия с учетом создания сайта составит 70 тыс. руб.

5. План производства

Географически частная школа расположена в крупном жилом районе города, в прямой доступности общественного транспорта. Расстояние до остановки автобуса составляет 300 метров. Учебные занятия в режиме полупансиона проходят с понедельника по пятницу с 8.30 до 18.30 с сентября по июнь, в субботу и воскресенье проводятся дополнительные занятия и курсы с 9.00 до 21.00. В летнее время происходит расширение набора в группы дополнительного образования (интенсивные курсы).

На ремонт и оснащение здания, а также оборудование придомовой территории понадобится 10,5 млн. рублей. Площадь здания составляет 1500 кв. метров. Площадь учебных классов – 400 кв. метров, количество учебных классов – 10, что укладывается в принятые нормы по количеству кв. метров на 1 ученика (от 2,5-3,5 кв. метров на ученика). Затраты на оснащение школы приведены в Табл. 2. Помимо указанных трат предусмотрена закупка оборудования для дворовой территории и установку противопожарной сигнализации.

Таблица 2. Затраты на оборудование

Готовые идеи для вашего бизнеса

Управляющие функции возложены на директора (учредителя проекта) и заместителя по учебно-методической работе. Штатный преподавательский состав представлен 10 преподавателями (см. Табл. 3). Еще 5 преподавателей школы (учитель русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, учитель хореограф, учитель физики и учитель математики), а также логопед и психолог работают по совместительству. Также школа для обеспечения нужд учеников имеет в штате медицинскую сестру, поваров и сотрудников школьной столовой, завхоза, уборщицу, охранника.

Таблица 3. Штатное расписание и фонд оплаты труда



К затратам текущего периода можно отнести заработную плату преподавателям и другим сотрудникам, закупку продуктов для школьной столовой, обслуживание здания и оплату коммунальных услуг.

6. Организационный план

Планируемый срок запуска проекта составляет 9 месяцев. Старт деятельности намечен на начало учебного года – сентябрь 2016.

Руководство учебным заведением осуществляет директор школы, который вправе в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения распоряжение любому работнику или ученику. Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с Уставом заведения и законами РФ. В его ведении находится стратегическое планирование, развитие школы, постановка целей и задач. Директор утверждает и внедряет образовательные программы, учебные планы, курсы, дисциплины, годовые календарные учебные графики, осуществляет подбор кадров и определяет должностные обязанности сотрудников.

Непосредственно директору школы подчиняется заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В его обязанности входит организация и перспективное планирование деятельности школы, учебно-воспитательного процесса и методической работы, координация работы преподавателей по выполнению учебных планов, разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности школы, составление отчетной документации, просветительская работа с родителями, контроль и анализ учебного процесса и т.д.

Функции по оказанию образовательных услуг осуществляют преподаватели. Требования к преподавательскому составу школы заключаются не только в наличии государственного диплома о высшем образовании и должного уровня квалификации, но и присутствием необходимых для работы качеств, которые не всегда предъявляются в государственных учреждениях: коммуникабельности, умения находить подход к каждому ребенку и родителям, высокий уровень персональной ответственности, инициативность.

7. Финансовый план

К затратам подготовительного периода относятся: ремонт и перепланировка помещения – 4 837 000 руб.; оборудование территории школьного двора – 1 500 000 руб., оснащение школы – 4 063 000 руб., создание официального сайта – 30 000, получение разрешительной документации – 60 000 руб., рекламная компания открытия – 40 000 руб.

Затраты основного периода включают: зарплата сотрудникам школы (включая социальные отчисления), обслуживание школы и оплату коммунальных услуг, закупка продуктов для школьной столовой – из расчета 210 руб. на 1 ученика в день, телефонию и интернет. В Приложении 1 приведены основные финансовые показатели по выручке, денежному потоку и чистой прибыли на пятилетний период. Расчеты сделаны исходя из загрузки в первый учебный год 50%, второй год – 85%, третий и последующий годы – 90%.

8. Оценка эффективности проекта

Открытие частной школы потребует высокого уровня стартовых затрат, что обусловлено большим объемом работы по ремонту и необходимостью закупки большого перечня оборудования, включающего не менее 32 позиций. Срок окупаемости проекта составит 32 месяцев с момента открытия. Дисконтированный срок окупаемости - 38 месяцев. Показатели эффективности проекта, рассчитанные на пятилетний период, приведены в Табл. 4.

Таблица 4. Показатели эффективности проекта


9. Риски и гарантии

В отличие от большинства подобных проектов проект данной частной школы не относится к категории образовательного бизнеса с высокой группой риска. Одно из основных его преимуществ – наличие помещения в собственности и отсутствие арендной платы. Отсутствие данной статьи расходов позволяет уделять большее внимание материальному обеспечению школы, вкладывать средства в совершенствование учебного процесса, привлечение новых кадров, закупку современного оборудования. Однако хозяйственная деятельность школы требует от руководства умения грамотно распределять имеющиеся в распоряжении средства, предвидеть новые возможные траты, гибко реагировать на ситуацию на рынке и изменения в законодательстве.

По мере роста узнаваемости школы, достижения определенных ощутимых результатов возможно повышение средних цен на услуги до 20-30% без ощутимых негативных изменений эластичности спроса. Основные риски отражены в Табл. 5.

Таблица 5. Оценка рисков проекта и мероприятия по предотвращению их наступления или их последствий



Для открытия небольшого клуба, включая закупку книг, потребуется от 500 тысяч рублей. В месяц магазин такого формата может приносить от 150 тысяч рублей и выше. Учредители подобных клубов предпочитают...

Если вы являетесь специалистом в своей области, имеете соответствующую квалификацию и опыт работы, то стоит задуматься об открытии собственного учебного центра. Тем более что больших вложений для...