Артериальное давление конспект. Освоение нового материала. Список использованной литературы

Конспект урока по физике в 7 классе на тему: «Давление. Единицы давления»Автор: Абрамова Людмила Ивановна, учитель физики МОУ «СОШ с. М-Лапшиновка», Саратовская область, Татищевский район, с. М-Лапшиновка.

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока в 7 кассе по теме «Давление. Единицы давления». Данный материал будет полезен педагогам общеобразовательных школ. Этот конспект направлен на активизацию познавательной деятельности и развитию практических навыков у учащихся.

Конспект урока по физике «Давление. Единицы давления»

Оформление:

1.На доске записано: дата, тема урока

2. Имеется «табличка» с высказыванием, основными формулами.

3. Организована «выставка» предметов по теме урока:

Плоскогубцы, гвоздь, кнопка, лезвие, детская машинка и т. п.

4. «Выставка» рисунков: лыжник, танк, вездеход, альпинист, и т. п.

5. На доске заранее написан ряд формул, единиц измерения

6.На партах лежат прямоугольные бруски и динамометры

7. В классе имеется компьютер или DVD – плеер

8. На доске вывешен план урока

Цели урока:

1)Ввести понятие давления и единиц давления.

2) Научить учащихся применять формулу давления в простейших случаях.

3) Продолжить формирования умений применять изученные формулы для решения задач.

4) Воспитывать познавательный интерес к предмету.

I.
Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Блажен, кто явственно изрел,

Хотя бы скорлупу природы.

Всего две строчки, а какой глубокий в них смысл. У природы много тайн и загадок, и раскрывает она их неохотно;

Вот и вам предлагается приоткрыть завесу тайн, процессов происходящих в окружающем нас мире.

Тема нашего урока: Давление, единицы давления

(В тетрадях записали дату, тему урока)

Сегодня на уроке мы попытаемся разобрать понятия давление, единиц давления и научимся его определять.

Но, прежде чем перейти к изучению нового материала повторим ранее изученный.

III.
Повторение.

Работа с классом:

1. Изучая тему «Взаимодействие тел» мы встречались с целым рядом физических величин. Назовите их. (на доске записаны физические величины: масса, объем, скорость, путь, время, сила, вес тела, плотность)

(работа ведется одновременно: два ученика работают у доски, трое получают карточки, весь класс работает с учителем по проверке домашнего )

Работа у доски:

2. Физические величины связаны между собой формулами, запишите их на доске

(вызывается к доске один из учеников)

Индивидуальная работа по карточкам:

3. Работа по карточкам.

4. (раздаются двум ученикам карточки).

Работа с классом:

5. Проверка д/задания:

1) Какой прибор измеряет силу?

2) Какую силу называют F трением?

3) В чем заключается причины трения?

4) Какие виды трения вы знаете?

(после того, как закончен опрос, работа у доски и работа по карточкам учитель проверяет мини – сочинения)

Я думаю, все написали домашнее мини – сочинение на тему: «Что было, если бы не было трения?» Предлагаю послушать некоторые из них. Пожалуйста, кто желает зачитать…

(учащиеся зачитывают мини-сочинения)

IV. Изучение новой темы.

Итак, тема урока: «Давление. Единицы давления»

Слово учителя:

По рыхлому снегу идет человек. Идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него. Почему?

На лыжах или без них человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. Однако действие этой силы в обоих случаях различно, потому, что различна площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж. Площадь поверхности лыж почти в 20 раз больше поверхности подошвы. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой, меньшей, чем стоя на снегу без лыж.

Плотник, забивая гвозди, действует на каждый из них с одинаковой силой. Однако гвоздь, имеющий более острый конец, легче входит в дерево.

Значит, результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади, поверхности перпендикулярно которой она действует.

Посмотрим на экран монитора

(просматриваются слайды на мониторе компьютера, комментируются учителем):

1. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется давлением.

Давление характеризует распределение силы, действующей перпендикулярно к поверхности по всей ее площади.

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в один Ньютон, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – Ньютон на квадратный метр.

В честь французского ученого Блеза Паскаля она называется паскалем (Па).

(показывается портрет ученого)

Используются также другие единицы давления:

Гектопаскаль(гПа) и килопаскаль(кПа)

1 кПа=1000Па 1 Па=0,001Па

1 гПа=100 Па 1 Па=0,01гПа

Запишем в тетрадях формулу, определяющую величину давления, единицы измерения.

2. Увеличение площади опоры при нахождении на мягком грунте является примером применения знаний о давлении твердых тел.

3,4 слайды.

3. Рассмотрим опыт, характеризующий зависимость давления от площади опоры и веса тела…

Здесь демонстрируется изменение давления в зависимости от приложенной силы и площади, по которой она распределяется. Попробуем сделать вывод. От чего зависит величина давления?

V. Закрепление изученного материала.

Посмотрите внимательно на рисунки и предметы, расположенные перед вами. Объясните их действие. Приведите примеры использования больших и малых площадей опоры для увеличения и уменьшения давления. Какие еще вы можете привести примеры?

(заслушиваются ответы учащихся)

Сделаем еще раз вывод, заполнив «пустографки» в предложениях и запишем их в тетрадь.

(дети записывают, затем проверяется правильность заполнения)

Заслушаем ответ. Пожалуйста.

Чем больше площадь, тем меньше давление.

Чем больше давление, тем меньше площадь.

А сейчас, поработаем с «переводом» единиц:

(задания записаны на карточках, три ученика вызываются к доске)

Выразите в Выразите в Выразите в

паскалях гектопаскалях килопаскалях

давление давление давление

5 гПа= 10000 Па= 10000Па=

0,4кПа= 5800 Па= 5800 Па=

С целью закрепления изученного материала коллективно разберем решение задачи.

Задача: Определить давление танка массой 60т, на землю, если площадь гусеницы 1,5 м2

VI.
Итог урока.

Давайте подведем итоги урока. Что мы на нем узнали нового для вас.

(комментирует учитель)

Домашнее задание: п.33, упр.12(№3)

VII
.Экспериментальное задание.

Давайте определим давление оказываемое бруском на поверхность наших парт.

Перед вами лежит брусок, одна из граней которого окрашена (эта поверхность и будет являться площадью опоры) и динамометр.)

(дети работают)

Пожалуйста, покажите, как вы будете это делать.(к кафедре вызываются два ученика, они записывают свои измерения и вычисления)

Результаты, проведенных экспериментов, я проверю на следующем уроке, когда будем проверять домашнее задание.

Спасибо за урок. До свидания.

Тренкеншу И.Ю.

Учитель физики МБОУCOШ №17

Краткая характеристика урока:

Давление. Давление твердых тел.

Урок изучения нового материала

Цель: раскрыть прикладное значение понятия давление твердых тел, на примере строительства зданий, сооружений, конструкций.

Задачи

Образовательные:

Способствовать усвоению учащимися понятия давление твердых тел на опору;

Научить видеть применимость принципов увеличения или уменьшения давления твердых тел на поверхность для достижения технических целей.;

Развивающие:

Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;

Развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;

Развивать творческие (подготовка слайдов к уроку с необычными архитектурными сооружениями России) и логические навыки;

Воспитательные:

Повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук;

Формировать коммуникативные и деловые качества при работе в малых группах;

Воспитать гордость за свою Родину, активизируя патриотические чувства на примере строительства необычных архитектурных сооружений.

Знать: определение понятия давление; единицы измерения; формулу для расчета давления твердых тел.

Уметь: находить новые примеры использования знаний о давлении твердых тел; решать стандартные задачи на определение давления твердых тел; анализировать и систематизировать различные виды информации. Навыки: поисковой деятельности при работе со справочной литературой при создании слайдов в программе PowerPoint.

ПК Windows ХР, Office 2003; мультимедийный проектор с экраном, приборы, необходимые для демонстрации зависимости давления твердых тел от площади, презентация к уроку.

Ход урока:

1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала

2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и выявление личного опыта учащихся по теме урока)

3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент, культурно-исторический экскурс

4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление

5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание

Ход урока

Сегодня нам необходимо рассмотреть проблемы строительства жилья.

Обычно их решают архитекторы, инженеры - строители, прорабы, каменщики. Все эти профессионаы имеют определенные знания о понятии, которое мы с вами сегодня изучим.

Почему в основу дома укладывают бетонные блоки, а не куриные яйца?

Почему над окнами и дверьми в строящихся помещениях укладывают поперечные

конструкции?

Чтобы научно ответить на эти вопросы нам необходимо рассмотреть новое понятие «давление».

Демонстрация «Зависимость давления от площади опоры» Что вы увидели в этом эксперименте?

Демонстрация «Зависимость давления от приложенной силы»

Что показывает этот опыт?

Как можно записать ваши выводы?

Давление = сила: площадь

Введем обозначения величин:

Р- давление

F- сила

S- площадь.

Наша зависимость будет выглядеть таким образом:

В чем же будем измерять давление? 1Н: м2=1Па

Паскаль - едиица измерения давления, названная в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Существуют другие единицы измерения давления: килопаскали,гектопаскали

Благодаря сформированности знаний о давлении твердых тел возможно создание самых необычных конструкций.

Демонстрация слайдов со зданиями и сооружениями необычных форм.

Теперь давайте попробуем помочь нашим строителям:

Какое давление оказывает на фундамент дома один красный кирпич. Для справки: его масса 3,6 кг, размеры 25*12,5*6,25 см.

Грани кирпича строители называют ложок, тычок, ребро.

Построен дом, периметр которого составляет 38 м. Какое давление на фундамент окажет кирпич, уложенный на фундамент в один ряд на ложок, если высота стен составляет 3 метра. Толщиной швов пренебречь.

Длина стены 38 метров. Кирпич имеет ширину 12,5 см =0,125м. Значит площадь поверхности составляет 0,125*38= 4,75 м

Вес кирпича можно расчитать, если узнать количество кирпичей, лежащих на стене. Учитывая длину кирпича, равную 25 см, можно сказать, что в 1 м - 4шт., значит в 38 метрах -152 кирпича. Высота стены составляет 3 метра, что равно 48 рядам. Значит всего в стене кирпичей 152*48=7296 штук. По условию каждый кирпич имеет массу 3,6 кг. Общая масса стен -3,6*7296=26265,6 кг.

Теперь расчитаем давление кирпича на фундамент.

Р= 262656/4,75=55296 Па.

Давайте сравним давление кирпича на фундамент с давлением мальчика на пол (пример из учебника).

Скажите, как изменится давление кирпича на землю, если мы будем выкладывать стену на ребро из того же количества кирпича? На тычок?

Сегодня мы изучили давление твердых тел. Применили новые знания для решения количественных задач и объяснения некоторых фактов в строительном деле.

Скажите, в каком случае вам пригодятся полученные знания?

Домашнее задание.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 4 города Кирово-Чепецка Кировской области Давление твёрдого тела на поверхность 7 класс Автор: учитель физики высшей квалификационнлй категории Овчинникова Любовь Юрьевна 2012-2013 учебный год Тема: Давление твёрдого тела на поверхность. 7 класс. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты. Образовательные: 1. Закрепить представление о давлении, как о физической величине. 2. Сформировать умение находить давление практически. 3. Научить делать выводы. Воспитательные: 1. Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы (Экспериментальная работа) 2. Развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество. Развивающие: 1. Развивать умение самостоятельно работать с исследуемым телом. 2. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать. 3. Способствовать расширению кругозора учащихся. Средства: 1. комьютерная презентация, 2. паралон, динамометр, поверхности разной площади 2 Факты Проблема 1. Человеку идти по сугробу легче на лыжах, чем без лыж. 2. Острой иголкой легче шить. 3. Чтобы поверхности лучше склеить, нужно сверху положить груз Почему роза колется? (Презентация) Стихотворение «Мальчик розу увидал» Модель çí à÷ å í è ÿ ñà ì î é ñè ë û F Ðåçóë ü òà ò ä åé ñòâ è ÿ ñè ë û (ä å ô î ð ì àö è ÿ òåë ï ð è è õ â çàè ì î ä åé ñòâ è è) ä àâ ë åí è å çàâ è ñè ò î ò S ï ë î ù àä è ï î â å ð õí î ñòè , í à êî òî ð óþ ý òà ñè ë à ä åé ñòâ óå ò ð Действие силы на поверхность тела характеризуется давлением.  Давление - величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. p – давление, Па F – приложенная сила давления, Н S – площадь поверхности / иначе площадь опоры тела /, м2 Давление - величина скалярная, у давления нет направления..  Сила давления - любая сила, действующая на тело перпендикулярно поверхности, чаще всего это вес тела. Числовое значение давления показывает силу, приходящуюся на единицу площади ее приложения. Например, при давлении 2 Паскаля на 1 м2 площади будет действовать сила 2 Ньютона. Следствия Эксперимент: Способы изменения давления. 1. Режущие, колющие инструменты мы затачиваем S↓ ═> р 2. Задние колеса грузовиков обычно сдвоенные, гусеницы танков, тракторов и лыжи делают широкими S ═> р ↓ Практическая работа «Определение давления бруска на поверхность стола разными гранями Контрольные вопросы и задания: 1. Именем, какого ученого названа единица измерения давления в Международной системе единиц (СИ)? А. Галилей В. Ньютон Б. Гук Г. Паскаль 3 2. По какой формуле определяется давление? А. N= А/ t В. р = F/ S Б. р = S / F Г. F = m g 3. На столе лежит спичечный коробок. Его повернули и поставили на боковую грань. При этом площадь опоры коробка уменьшилась в 2, 2 раза. Как изменилось при этом давление на стол? А. Не изменилось Б. Уменьшилось в 2,2 раза В. Увеличилось в 2, 2 раза Г. Недостаточно данных для ответа на вопрос 4. Кто производит большее давление на почву – слон или коза? А. Слон Б. Коза В. Они производят одинаковое давление Г. Недостаточно данных для ответа на вопрос Ход урока. I. Организация начала урока Мы наблюдаем в жизни такие факты: 1. Человеку идти по сугробу легче на лыжах, чем без лыж. 2. Острой иголкой легче шить. 3. Чтобы поверхности лучше склеить, нужно сверху положить груз II. Целеполагание и мотивация (Презантация. Слайд 2) Учитель: сегодня на уроке мы изучим с вами явление давления твёрдого тела на поверхность. И ответим на поставленные вопросы. III. Актуализация. (Презентация. Слайд 3) Ответим на вопрос: Почему роза колется? Мальчик розу увидал, Розу в чистом поле, К ней он близко подбежал, Аромат ее впивал, Любовался вволю. Роза, роза, алый цвет, Роза в чистом поле! "Роза, я сломлю тебя, Роза в чистом поле!" "Мальчик, уколю тебя, 4 Чтобы помнил ты меня! Не стерплю я боли". Роза, роза, алый цвет, Роза в чистом поле! Он сорвал, забывши страх, Розу в чистом поле. Кровь алела на шипах. Но она - увы и ах!Не спаслась от боли. Роза, роза, алый цвет, Роза в чистом поле! (Перевод Д.Усова) IV. Ход урока. Учитель: Как вы считаете, что нужно узнать чтобы найти давление? Учащиеся: называют, что нужно узнать силу тяжести и площадь опоры данного физического тела. Давление = сила давления / площадь (Презентация. Слайд 4) Давление - величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. (Презентация. Слайд 5, 6) р=F/S .S – площадь (м2), F – сила (Н), p – давление (Па) Учитель: В каких единицах измеряется давление? Ученики: В Паскалях. Сведения из истории: (Презентация. Слайд 7) Паскаль Блез (19.06.1623 - 19.08.1662) a. В 12 лет освоил «Начала» Евклида b. В 16 лет написал сочинение 1. о конических сечениях 5 2. − С 17 лет - увлечение проблемами 3. аэро – и гидростатики c. В 22 года разработал арифметическую машину для автоматизации вычислений d. В 24 года в небольшом сочинении появилось описание гидравлического пресса e. В 30 лет – теория вероятностей f. В 31 год закончен «Трактат о равновесии жидкостей» За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. (Презентация. Слайд 8, 9) (1 Н/м2 = 1 Па) Что значит р = 1500 (Па) ? 5 (Па) ? 45 (Па) ? Используют и другие единицы: гекто Паскаль (гПа), кило Паскаль (кПа) 1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа 1 Гпа = 100 Па 1 Па = 0, 01 гПа Учитель: В каких единицах измеряется площадь опоры? Ученики: Площадь опоры измеряется в м2 . Учитель: Как перевести см2 в м2 Ученики: Чтоб перевести см2 в м2 необходимо разделить на 10000. V. Способы изменения давления. (Презентация. Слайд 10,11) 1. Режущие, колющие инструменты мы затачиваем S↓ ═> р 2. Задние колеса грузовиков обычно сдвоенные, гусеницы танков, тракторов и лыжи делают широкими S ═> р ↓ VI. Выводы. (презентация. Слайд 12) 6 a. Давление прямо пропорционально зависит от приложенной силы. b. Давление обратно пропорционально зависит от площади VII. Экспериментальная работа Тема: Исследование давления бруска на поверхность стола. Приборы: Брусок, динамометр, линейка. Ход работы: 1. Разделяемся на группы по 2 ученика и находим давление бруска на стол в трех положениях и постараемся ответить на следующие вопросы. 1. В каком положении давление самое большое? Самое маленькое? 2. Почему? 3. Как зависит давление от площади поверхности? VIII. ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ (Презентация. Слайд 14, 15, 16, 17) ... давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47000 Па... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па …Давление в центре земного шара равно приблизительно 300 млрд Па / т.е. 300 000 000 000 Па /. IX. Рефлексия. Выполните тест (Презентация. Слайд 18, 19) Вариант 1. Вариант 2 1. Как называют величину, 1. Какое из приведенных ниже выражений равную отношению силы, позволяет рассчитать давление? действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности? А. Сила трения. Б. Сила упругости. В. Давление. 7 Г. Сила давления. 2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления? А. Н. Б. Па. В. кг. Г. кг/м2. 3. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга тремя способами, как показано на рисунке. В каком случае давление, производимое ими на стол, будет наименьшим? А.1. Б. 2. В. 3. Г. Во всех случаях одинаковое. 2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления? А. кг. Б. Н. В. Н/м2. Г. кг/м2. 3. Какой из трех одинаковых брусков производит на стол большее давление (см. рисунок)? А. 1. Б. 2. В. 3. Г. Все бруски производят одинаковое давление. Х. Систематизация и обобщение знаний. Итак, мы разгадали вашу тайну, имя которой – давление. Что же мы узнали о ней? 1. Что характеризует давление? 2. Дайте определение давлению? 3. В каком направлении передается давление? 4. Какова единица давления? 8 5. Как уменьшить или увеличить давление? ХI. Организация работы дома 1. Составить кроссворд. 2. Написать стихотворение о давление. Учитель: Ну что ж, вот мы и раскрыли еще одну тайну. И это прекрасно. Как сказал А. Эйнштейн “Самое прекрасное и глубокое из достигнутых ними чувств – это ощущение тайны, ибо в ней – источник истинной науки”. Благодарю всех за внимание и прошу тщательно подготовиться к следующему занятию. Если человек своим трудолюбием и упорством достигает истину в чем-либо, то это и есть его открытие. (Отмечает работу групп, отдельных учеников). (презентация. Слайд 20) 9

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Давление. Единица давления.

1. ФИО: Иванова Татьяна Николаевна

2. Место работы: МБОУ «Основная общеобразовательная школа №10» г. Донской,

Мкр. Подлесный, Тульская область.

3. Должность: учитель.

4. Предмет: физика.

5. Класс: 7

6. Тема: «Давление. Единица давления»

7. Базовый учебник: Пёрышкин А.В «Физика», 7 класс

8. Цель урока: Открыть для себя физическую величину «давление», единицу измерения этой величины, от каких величин зависит давление.

9. Задачи:

Обучающие: введение новой физической величины «давление», определение способа его нахождения, выяснение зависимости давления от силы, действующей на тело и от площади опоры;

Развивающие : формирование умений и навыков применять знания о взаимодействиях тел в конкретных ситуациях, развитие умений и навыков анализировать данные знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;

Воспитательные : воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления.

10. Тип урока: изучение нового материала

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку по теме «Давление. Единица давления»

Оборудование урока для демонстрации : дощечка с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу; набор грузов(1 шт.); динамометры (7 шт.),

13. Структура и ход урока.

Эпиграфом к уроку можно выбрать строчку:

«Я познание сделал своим ремеслом…».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА