Анастас Микоян: биография, личная жизнь, семья и дети, достижения, фото. У Сталина был мобильный телефон

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Артем Иванович Микоян (имя при рождении - Анушаван Ованесович Микоян) родился 5 августа (23 июля по старому стилю) 1905 г. в селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии Российской империи (ныне - в черте г. Алаверди, область Лори, Армения). Отец, Ованес Нерсесович Микоян (1856-1918) - работал на медеплавильном заводе; мать - Талида Отаровна Микоян (1867-1960), была домохозяйкой. Старший брат - Анастас Микоян (1895-1978), советский государственный и политический деятель.

Начальное двухклассовое образование получил в сельской школе. После смерти отца в 1918 г. переехал в Тифлис (ныне - Тбилиси, Грузия), где продолжил обучение в армянской школе. В 1923 г. в Ростове-на-Дону поступил в школу фабрично-заводского ученичества при заводе "Красный Аксай", был учеником токаря.

В ноябре 1925 г. переехал в Москву, где до 1928 г. проработал токарем на заводе "Динамо".

В декабре 1928 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), проходил срочную службу в г. Ливны (ныне в Орловской обл.), в августе 1929 г. переведен в Иваново-Вознесенскую военную школу в Орле (впоследствии - Орловское бронетанковое училище).

В 1930-1931 гг. - секретарь парткома на заводе "Компрессор" (Москва). В 1931 г. попал в число "парттысячников" (коммунистов-производственников, посланных на учебу в вузы), был направлен в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (ныне - Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского, Москва).

В 1935 г. направлен на производственную практику в Харьков, где построил вместе с другими слушателями академии свой первый легкий самолет "Орленок", удостоенный высокой оценки Центрального аэроклуба.

22 октября 1937 г. защитил дипломный проект и получил звание военного инженера-механика ВВС РККА. Назначен военным представителем на Государственный авиационный завод номер 1 (ГАЗ номер 1, ныне в составе ОАО "Дукс"), куда вскоре было переведено конструкторское бюро (КБ) Николая Поликарпова.

В 1938-1939 гг. - начальник бюро по серийным истребителям в КБ Поликарпова.

В марте-декабре 1939 г. - заместитель начальника КБ ГАЗ номер 1.

8 декабря 1939 г. назначен руководителем нового опытного-конструкторского отдела (ОКО), организованного на том же заводе.

В 1940 г. - главный конструктор ГАЗ номер 1. С этого же года его заместителем стал авиаконструктор Михаил Гуревич (1893-1976).

В ходе Великой Отечественной войны, с августа 1941 г. по март 1942 г., в составе ОКО находился в эвакуации в Куйбышеве (ныне - Самара).

В марте 1942 г., после возвращения из эвакуации, был назначен директором и главным конструктором ОКБ-155 (с 1967 г. - Московский машиностроительный завод "Зенит"), созданного на базе ОКО.

Участвовал в разработке истребителей И-153 (1938), И-180 (1938). Совместно с Михаилом Гуревичем и Владимиром Ромодиным (1901-1975) создал истребитель И-200/МиГ-1 (1940, аббревиатура составлена из первых букв фамилий Микояна и Гуревича) и его модификацию МиГ-3 (1940); руководил разработкой истребителя МиГ-7 (1941), дальнего истребителя сопровождения ДИС-200/МиГ-5 (1941), высотного истребителя-перехватчика И-224 (1944), истребителя И-250/МиГ-13 (1945) и др.

В послевоенные годы совместно с Михаилом Гуревичем разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолеты, среди которых истребители МиГ-9 (1946), первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1950), опытные истребители Е-2 (1955) и Е-5 (1956), первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 (1954), первый советский многоцелевой истребитель третьего поколения МиГ-21 (1956), высотный истребитель-перехватчик МиГ-25 (1964) и первый советский истребитель с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23 (1967).

В 1950-1970 гг. - депутат Верховного Совета СССР.

Генерал-майор инженерно-технической службы (1946), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1957).

Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957), лауреат Ленинской (1962) и шести Сталинских премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Кавалер шести орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, двух орденов Красной Звезды, награжден медалями.

Был женат на Зое Ивановне Микоян (в девичестве Лисипина, 1915-2000). Дочери - Наталья (р. 1936, преподаватель) и Светлана (р. 1939, востоковед). Сын - Ованес (р. 1949, авиаконструктор, сотрудник Российской самолетостроительной корпорации "МиГ").

В 1971 г. Московскому машиностроительному заводу "Зенит" было присвоено имя А.И. Микояна (ныне - Инженерный центр "ОКБ им. А.И. Микояна" в составе АО "РСК "МиГ"). Бронзовый бюст установлен в черте г. Алаверди (Армения). Мемориальная доска установлена в Москве по адресу ул. Серафимовича, д. 2 ("Дом на набережной"), где проживал авиаконструктор, в Хорошевском районе Москвы также есть улица Авиаконструктора Микояна (с 2006 г.).

http://tass.ru/info/2164377

Жизнь как «Миг»

Как Артём Микоян создал легенду мировой авиации

Артём-Анушаван

Если сегодня провести опрос в различных странах мира о том, какая российская авиационная марка более всего известна, то с уверенностью можно сказать, что победит «МиГ».

Советские, а затем и российские «МиГи» заслужили уважение врагов. В элитных подразделения ВВС США распространена нашивка с надписью «Убей МиГа!» Подобное признание дорого стоит, тем более, что за свою карьеру «МиГи» на практике доказали, что они сами могут убить любого, кто встанет на их пути.

История появления знаменитой марки была непростой, как и жизнь её создателя, советского авиаконструктора Артёма Микояна.

Артём Иванович Микоян родился в бедной крестьянской семье в горном селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии 5 августа 1895 года. Привычное русскому уху имя-отчество «Артём Иванович» появилось позднее, а при рождении будущий создатель авиатехники являлся Анушаваном Ованесовичем.

Старший брат Артёма Анастас Микоян стал революционером, а впоследствии видным советским государственным политическим деятелем. Именно про него была сложена знаменитая поговорка «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».


Анастас Микоян

Токарь на партийной работе

Окончив два класса сельской школы, в 1918 году 13-летний Артём переехал в Тифлис, к родственникам, где продолжил обучение в армянской школе. Революционный настрой старшего брата сказался и на Артёме: в 1921 году он, приехав в родное село, создал в нём первую комсомольскую ячейку.

В 1923 году Анастас Микоян, работавший в Ростове-на-Дону, позвал младшего брата к себе. В Ростове Артём работал на заводе сельскохозяйственных машин токарем, одновременно продолжая учёбу в вечерней школе. В 1925 году Микояна-младшего приняли в партию.

В том же году Артём отправился в Москву, имея рекомендательное письмо от старшего брата, к Екатерине Сергеевне Шаумян, вдове Степана Шаумяна, одного из расстрелянных 26 бакинских комиссаров, которого Микоян-старший хорошо знал. Первое время в Москве Артём, устроившийся токарем на завод «Динамо», жил у Екатерины Шаумян.

В 1928 году Артёма Микояна рекомендовали на партийную работу, назначив секретарём партийной организации Октябрьского трамвайного парка. В те далёкие времена, однако, партийная деятельность не освобождала от службы в армии, и в декабре 1928 года Микоян отправился проходить срочную службу.

После возвращения из армии Артём Микоян стал секретарём парторганизации завода «Компрессор».

В авиацию по разнарядке

Вся эта деятельность была очень далека от авиации и авиастроения. Но жизнь молодого партфункционера кардинально изменилась после того, как в январе 1931 года IX Всесоюзный съезд ВЛКСМ принял постановление о шефстве комсомола над Военно-Воздушным флотом.

Авиаотрасли нужны были новые кадры, и тысячи молодых коммунистов и комсомольцев были направлены на обучение в соответствующие вузы.

Ответственный, дисциплинированный и работоспособный Артём Микоян был рекомендован для поступления в Военно-воздушную академию имени Жуковского.

Было бы сильным преувеличением сказать, что для Микояна это была мечта всей жизни. К тому же, ему явно не хватало образования. Но если партия сказало «надо», то задачу нужно было выполнить. После прохождения подготовительных курсов Артём Микоян сдал вступительные экзамены.

Учился Микоян с полной самоотдачей, не жалея себя. Помимо программы обучения в академии, он освоил прыжки с парашютом.

В 1935 году Микоян проходил производственную практику в Харькове, в КБ местного авиационного завода. По возвращении вместе со своими однокурсниками Самариным и Павловым Микоян сконструировал лёгкий самолёт «Октябрёнок» - это была первая самостоятельная работа будущих авиаинженеров.

Молодой специалист

22 октября 1937 года Артём Микоян защитил дипломный проект и покинул академию в звании военного инженера-механика ВВС РККА.

Молодой специалист был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1, где зарекомендовал себя как отличный специалист.

Но от отличного инженера-механика до авиаконструктора большая дистанция. В феврале 1939 года на авиазавод № 1 было переведено конструкторское бюро одного из ведущих специалистов той поры Николая Поликарпова.

Николай Поликарпов, ученик знаменитого Игоря Сикорского, был человеком непростым, конфликтовавшим с властью, имевшим за плечами отменённый смертный приговор по обвинению во вредительстве. Одновременно его называли «королём истребителей», поскольку именно его машины составляли основу довоенной истребительной авиации СССР.

Поликарпов обратил внимание на Микояна, выделявшегося своей работоспособностью, желанием вникать в самые сложные нюансы и выдвигать собственные предложения. Поликарпов поручил Микояну заняться работой над истребителем И-153 «Чайка». Началось всё с испытаний стрелкового оружия на трёх головных машинах проекта, но дальше молодой инженер всё больше занимался работой над совершенствованием самолётов, порой выходя за пределы тех поручений, которые получал от Поликарпова.

С чего начинался МиГ

В ходе этих работ Микоян близко сошёлся с главой отдела группы общих видов КБ Поликарпова Михаилом Гуревичем. Так начал формироваться тандем конструкторов, который впоследствии стал известен на весь мир.

Мы подходим к самому щекотливому моменту в биографии Артёма Микояна. В 1939 году, в то время, как Николай Поликарпов был в заграничной командировке, руководство авиазавода № 1 принимает решение о создании Опытно-конструкторского отдела, куда вошла часть специалистов КБ Поликарпова. Начальником ОКО стал Артём Микоян, его заместителем - Михаил Гуревич. Новой структуре передали разработку перспективного истребителя И-200, работы над которым начинали в КБ Поликарпова. Впоследствии проект И-200 превратился в МиГ-1 - первую разработку нового КБ.

Многие историки авиации полагают, что Поликарпова попросту ограбили, забрав перспективный проект и большое количество специалистов из его КБ. При этом говорят о том, что Артём Микоян использовал связи старшего брата, чтобы обеспечить решение в свою пользу.

Есть и другой взгляд на вещи. Начиналась Вторая мировая война, и ни у кого не было сомнений в том, что в неё неизбежно будет втянут и СССР. Стране требовалось обновление авиапарка, причём ВВС нуждались в самой современной технике. Модели Поликарпова, которые в тот момент находились в стадии высокой готовности, отставали от задач текущего дня. Советское руководство стремилось к достижению результата, двигаясь сразу по нескольким направлениям. Перспективные разработки были поручены целой плеяде авиаконструкторов - Яковлеву, Лавочкину, Петлякову, Ильюшину, Туполеву и другим. Тандем Микояна и Гуревича также сумел убедить в готовности в кратчайшие сроки создать современный самолёт с высокими характеристиками.

Как бы то ни было, в декабре 1939 года новое КБ стало реальностью.

Проверка войной

5 апреля 1940 года новый советский скоростной истребитель МиГ-1 совершил свой первый полёт. Самолёт успешно прошёл испытания и был принят в серийное производство. Всего было произведено около 100 машин.

Машина создавалась в чрезвычайно сжатые сроки, что неизбежно влекло за собой наличие недостатков. У МиГ-1 была неудовлетворительная статическая продольная устойчивость из-за задней центровки. Самолёт легко попадал в штопор и с трудом выходил из него. Утомляемость лётчика была больше, чем на других самолётах.

Большую часть недостатков удалось устранить в МиГ-3, ставшем модификацией первой машины.

На высоте свыше 7000 км МиГ-3 развивал наивысшую для серийных самолётов того времени скорость в 640 км в час. Самолёт имел потолок высоты в 12 тысяч метров, что позволяло успешно бороться с самыми высотными самолётами противника. С декабря 1940 по 1941 годов было произведено свыше 3000 МиГ-3, которые принимали активное участие в Великой Отечественной войне.

Однако вскоре стало ясно, что МиГ-3 - не самый совершенный истребитель. Основные воздушные бои происходили на малых высотах, где МиГ был недостаточно маневренным. В результате потери самолётов этого типа были весьма значительны.

В итоге МиГ-3 был передан силам ПВО, где он стал идеальной машиной для охоты за высотными разведчиками и бомбардировщиками.

На МиГ-3 одержал свою первую победу над «Мессершмиттом-109» один из самых знаменитых советских асов Александр Покрышкин.

Первенец реактивной эры

Критики Микояна и Гуревича, вновь вспоминая об «обворованном» Поликарпове, говорят о том, что после «поликарповского» МиГ-1 конструкторы долго не могли создать успешный самолёт.

Тут, однако, надо сказать, что подобный период случается в истории любого КБ. Как у каждого врача есть собственное кладбище из пациентов, которых не удалось спасти, так и у любого авиаконструктора есть «кладбище проектов», не вышедших в серию.

В конце Великой Отечественной войны КБ Микояна включилось в работы по созданию реактивной авиации. 24 апреля 1946 года в небо поднялся первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9.

МиГ-9 и Як-15 стали первыми машинами, с которых начался переход ВВС СССР на реактивную технику.

МиГ-9 приживался непросто. Во-первых, первенец реактивной авиации был далёк от совершенства и сложен в управлении. Во-вторых, он требовал от техников совсем иных подходов к обслуживанию. И в-третьих, как ни смешно звучит, лётчики его попросту побаивались, поскольку в их понимании самолёт без винта летать не мог.

Тем не менее, все эти трудности удавалось преодолевать.


МиГ-9

«Лучший самолёт в мире»

Сам Артём Микоян работал на износ. Начиная с МиГ-1, его жизнь была похожа на бесконечную гонку со временем. При работе над МиГ-9 конструктор получил инфаркт, но вернулся в строй уже через два месяца.

30 декабря 1947 года свой первый полёт совершил истребитель МиГ-15. В отличие от «девятки», при разработке которой использовались трофейные немецкие двигатели, новая машина была абсолютно новым и крайне удачным проектом.

Настолько удачным, что ещё долгие годы ветераны немецкого авиастроения будут спорить друг с другом, ища в МиГ-15 следы своих старых разработок. Эксперты, однако, считают эти потуги несерьёзными - МиГ-15, несомненно, советская разработка.

Не склонный к комплиментам Андрей Туполев заметил: «МиГ-15 был лучший самолёт, бесспорно, лучший самолёт в мире!».

Во время Корейской войны МиГ-15 «деклассировал» все западные модификации самолётов, противостоявшие ему, заставив выставить против него новейшую американскую разработку F-86 «Сейбр». Однако яростное сражение с «Сейбрами» МиГ-15 также выиграл, после чего марка «МиГ» стала главным противником и кошмаром американских асов.

МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолётом в истории самолётостроения, всего было выпущено свыше 15 000 машин. Он стоял на вооружении ВВС 40 стран мира и окончательно был выведен из эксплуатации лишь в 2006 году.


МиГ-15

«У меня нервная работа»

Новые разработки, осуществлявшиеся под руководством Артёма Микояна, только подтвердили неслучайность успеха МиГ-15. Достигший скорости звука Миг-17, первый серийный советский сверхзвуковой истребитель МиГ-19, один из самых массовых и успешных истребителей мира МиГ-21. Последними работами Артёма Микояна стали истребитель с изменяемой в полёте стреловидностью крыла МиГ-23 и истребитель-перехватчик МиГ-25.

Достижения конструктора были по достоинству оценены государством. Генерал-полковник инженерно-технической службы Артём Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён шестью орденами Ленина, отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией.

Все эти успехи и награды давались тяжелейшим трудом и в буквальном смысле стоили здоровья. Начиная с 1962 года, Микоян стал всё чаще болеть, но даже в больнице постоянно думал над новыми проектами.

В августе 1970 года конструктору исполнилось 65 лет - возраст далеко ещё не преклонный. Но огромные нагрузки и перенесённый инфаркт дали о се6е знать. Однажды старший брат Анастас Микоян заметил: «Артём, как рано ты поседел!». Младший брат улыбнулся и заметил: «А у меня, Анастас, такая работа. Нервная работа!»

9 декабря 1970 года после операции на сердце Артём Иванович Микоян скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Андрей Сидорчик

http://www.aif.ru/society/history/zhizn_kak_mig_kak_artem_mikoyan_sozdal_legendu_mirovoy_aviacii

Имя: Анастас Микоян (Anastas Mikoyan)

Возраст: 82 года

Деятельность: революционер, государственный и полетический деятель

Семейное положение: вдовец

Анастас Микоян: биография

Фигура Анастаса Микояна воспринимается неоднозначно. Часть ученых приписывают этому человеку причастность к страшным репрессиям и расстрелам, другие же почитают Микояна, как опытного руководителя. Как бы то ни было, личность Анастаса Микояна как кремлевского долгожителя, революционера и свидетеля эпохи, безусловно, заслуживает внимания.

Детство и юность

Биография Анастаса Микояна началась в армянском селе под названием Санаин. Будущий революционер родился в семье плотника. С детства мальчик проявлял способности к обучению, поэтому после окончания начальных классов был отправлен в Тифлис, в духовную семинарию. Считалось, что это лучшая школа в Закавказье, которая, к тому же, была доступна не только обеспеченным семьям.


Примечательно, что многие революционеры и политические активисты того времени оказались выходцами из стен духовных семинарий: , Николай Добролюбов, даже .

Еще во время учебы Анастас Микоян заинтересовался идеями большевиков. Юноша проштудировал доступную марксистскую литературу и в 1915 году присоединился к большевицкой партии. Спустя год, в 1916-м, Анастас Микоян окончил семинарию и решил продолжить учиться в высшей духовной академии в армянском городе Эчмиадзине.

Революция и партийная служба

Окончить академию Анастасу Микояну так и не удалось. Политические события в стране с головой захватили молодого человека: началась февральская революция. Микоян стал одним из идейных лидеров и организаторов революционного движения в Эчмиадзине.


После событий февраля Анастас Микоян продолжил вести пропагандистскую работу в Баку и Тифлисе и даже стал секретарем Тифлисского парткомитета. Организаторские и лидерские способности молодого революционера нашли себе применение. Некоторое время спустя Микоян возглавил бакинский большевистский обком.

В 1919 году Анастаса Микояна вызвали в Москву - активные и целеустремленные большевицкие лидеры были нужны столице. В Москве Микоян присоединился к ВЦИКу. Некоторое время спустя Микоян возвратился на Кавказ и получил назначение на пост уполномоченного Реввоенсовета и руководителя Губкома. В 1920 году революционера ждало новое назначение: сам Сталин настоял на том, чтобы пост секретаря Юго-Восточного отдела ЦК перешел к Микояну.


Политическая карьера Анастаса Микояна стремительно шла вверх. Уже в 1922 году революционера назначили секретарем бюро ЦК в Ростове-на-Дону, а спустя еще два года Микоян уже занимал пост секретаря крайкома большевистской партии Северо-Кавказского округа.

В 1926 году Микоян стал кандидатом в члены Политбюро страны. По некоторым сведениям, на этом настаивал Иосиф Сталин, следивший за деятельностью талантливого руководителя. В том же году Микоян стал преемником на посту народного комиссара внешней и внутренней торговли Советского Союза. Помимо прочего, это назначение дало Микояну право распродавать историческое наследие страны, хранившееся в музеях, для пополнения государственной казны.


Примечательно, что Анастас Микоян оказался прогрессивным руководителем: в 1936 году политик даже посещал Соединенные Штаты, чтобы ознакомиться с передовыми подходами к технологиям в пищевой отрасли. Многие новшества в этой области оказались позаимствованы Микояном из-за границы. Именно за подобные достижения именем Микояна был назван московский мясокомбинат.

Кроме того, Микояну принадлежит идея бороться с недостатком продовольствия в некоторых областях не дотациями, а качественным повышением уровня колхозов и промышленности. Подобный подход, несомненно, дал позитивные результаты. Однако, в то же время, есть сведения, что по указу Микояна были репрессированы многие работники пищевой промышленности.


С 1938 года Микоян занимал пост члена Верховного совета БАССР (Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики), а в 1941 возглавил организацию продовольственного и вещевого обеспечения Красной армии.

Не обошлось и без покушений: в 1942 году Анастаса Микояна пытались застрелить непосредственно на Красной площади. Позже выяснилось, что преступником был Савелий Дмитриев, дезертировавший красноармеец.

В 1943 году достижения Анастаса Микояна отмечены наградой государственного уровня. За заслуги в области поставок снабжения военным Микояну присвоили почетное звание Героя Соцтруда, а также орден и медаль «Серп и молот».


Спустя несколько лет, в 1943-м, Анастас Микоян попадает в немилость к Иосифу Сталину. Вождь принимает решение снять Микояна с постов министра торговли и зампреда совета министров. Ситуацию спровоцировал протест Микояна против депортации ингушей и чеченцев. Революционер посмел выступить с критикой воли самого Сталина, что, разумеется, не понравилось Иосифу Виссарионовичу. Так Анастас Микоян оказался в опале.

После кончины вождя оба поста были возвращены Микояну, а в 1957-м политик уже считался близким поверенным . От имени Никиты Сергеевича Микоян вел переговоры с американскими политиками, а также общался с на тему урегулирования российско-кубинского сотрудничества.


С 1964-го по 1965-й Анастас Микоян возглавлял Президиум верховного совета страны, занимая, по сути, главную государственную должность. Однако уже в 1965 году политика отправили в отставку, мотивируя решение солидным возрастом Микояна: Анастасу Ивановичу как раз исполнилось 70 лет. Пост Микояна достался Николаю Подгорному.

Примечательно, что за Микояном сохранили членство в ЦК и Президиуме верховного совета. В том же году Анастаса Микояна наградили последним, шестым по счету, орденом Ленина.

Личная жизнь

Семья Анастаса Микояна была большой. Жена революционера, Ашхен Туманян, подарила супругу пятерых сыновей. Старший, Степан Микоян, служил летчиком-испытателем. Сын Степана, Александр, стал рок-музыкантом.


Второй сын Анастаса Микояна, Владимир, также стал военным летчиком. Владимир Анастасович погиб во время боя под Сталинградом.

Алексей Микоян, третий сын Анастаса Микояна, также выбрал судьбу военного летчика. Сын Алексея, Стас, известен как талантливый музыкант и продюсер. Внук Анастаса Микояна взял творческий псевдоним , отдав таким образом дань уважения собственной матери, Нами Арутюновой.


Третий сын Микояна, Вано, работал военным инженером-конструктором. Вано Микоян подарил отцу внучку Ольгу.

Младший из детей Анастаса Микояна, Серго, не присоединился к братьям в военной карьере, выбрав путь историка и публициста.

Смерть

В последние годы жизни Анастас Микоян отошел от государственных дел. Революционер скончался 8 апреля 1966 года. Могила Микояна расположена на московском Новодевичьем кладбище. На могиле, помимо традиционного фото, можно увидеть эпитафию, написанную на армянском языке.


Памятник на могиле Анастаса Микояна

После смерти революционера снят документальный фильм под названием «Анастас Микоян: кремлевский долгожитель». В съемках картины участвовали сыновья Микояна Степан и Серго (Сергей). События фильма переносят зрителя в ту страшную эпоху, когда происходило становление новой власти и нового государства.

Память

Именем Анастаса Микояна были названы:

  • Московский мясокомбинат (затем - фирма «Микоян»)
  • Всесоюзный институт табака и махорки
  • ВНИИ холодильной промышленности
  • Киевский технологический институт пищевой промышленности
  • Государственный театр юного зрителя (Ереван)
  • Село Микояновка (сейчас поселок Октябрьский)
  • Поселок Микоянабад в Таджикистане (сейчас Кабадиен)
  • Поселок Микоян в Армении (сейчас Ехегнадзор)
  • Хутор Микоян в Ростовской области (сейчас Таловый)
  • Улица Микояна в городе Запорожье

Советские истребители МиГи известны во всем мире. Почему они так называются и кто является авиаконструктором, который изобрел эти самолеты? Артем Микоян (1905-1970) - советский авиаконструктор, брат знаменитого политического деятеля СССР Анастаса Микояна, - и инженер-авиаконструктор Михаил Гуревич являются создателями этих истребителей. А их название произошло от слияния первых букв фамилий авторов с союзом "И". В статье расскажем о жизни и деятельности первого из них. Читателям будет небезынтересно узнать, каким образом стал авиаконструктором Артем Иванович Микоян.

История жизни: детство

В 1905 году в далеком горном селении Санаин, которое находилось в Борчалинском уезде Тифлисской губернии, входящей в Российскую империю (сегодня Санаин - район города Алаверди, Армения), родился мальчик, которого назвали Анушаваном. Его семья была многодетной: он был самым младшим ребенком плотника Ованеса Нерсесовича Микояна, который работал на местном медеплавильном заводе, и Талиды Отаровны - домохозяйки. В деле воспитания малыша участвовали и старшие дети, в особенности брат Анастас - в будущем известный политический, партийный и государственный деятель СССР. Итак, Микоян Артем Иванович - авиаконструктор - свое детство провел в горах, где любил наблюдать за полетом орлов, паривших высоко в небе. Где-то с 5 лет он помогал старшим пасти коз и сопровождал стадо в горы.

Образование

Начальное образование Артем Микоян получил в сельской школе Санаина, которая располагалась в одноименном древнехристианском монастыре - центре армянской культуры в данном регионе. После внезапной кончины отца семейства Талида Отаровна решила определить младшего сына в приходскую армянскую школу в городе Тифлисе. Он ее окончил в 1918 году. После этого он вернулся в родное село и, как и старший брат, увлекся революционной деятельностью, вступил в ряды комсомола и даже был назначен руководителем местной комсомольской ячейки. Через несколько лет Анастас Микоян получил должность секретаря Юго-Восточного бюро Центрального Комитета КП. Сразу после назначения он зовет младшего брата к себе в Ростов.

Трудовая деятельность

Переехав в Россию, Артем Микоян поступил в фабрично-заводскую школу "Красный Аксай", где стал учиться на токаря, а затем устроился на работу на местный завод. Далее он попал в железнодорожные мастерские. Какое-то время он оттачивал свое мастерство, однако осознавал, что это не может быть его призванием.

Одним словом, Артем Микоян, биография которого представлена в этой статье, жаждал знаний и, чтобы получить их, решил отправиться в Москву. Здесь он устроился на - самое первое в СССР электротехническое предприятие. Именно здесь он сменил свое имя Анушаван на Артем, а отчество Ованесович - на Иванович.

Он так увлекся своей работой, что даже не находил времени для поступления в какой-нибудь вуз. Зато на заводе он получал другое, жизненное образование и набирался ценного во всех отношениях опыта. В Москве Артем снимал угол у дворника и спал в буквальном смысле под умывальником.

А в это время его старший брат Анастас уже занимал высокий пост в правительстве страны, однако младший не позволял себе обратиться к нему с просьбой обеспечить его жильем. В их семье это было не принято: каждый стремился к самостоятельности и не досаждал просьбами другому. Артем лишь написал Анастасу, что он в Москве, устроился на работу и у него все в порядке.

Служба в армии

В конце 1928 года А. Микоян был призван в ряды Красной армии и был направлен в город Ливны, а затем, к собственному удовольствию, получил направление в Военную Иваново-Вознесенскую школу в городе Орле. После завершения срочной службы ему предложили остаться в училище и получить военное образование, однако он отказался от этого и вернулся к своим прежним занятиям. Но на этот раз уже на заводе "Компрессор".

Призвание

С данного завода он уже смог поступить в Военно-воздушную академию, названную именем Н. Жуковского. Наконец-то он приблизился к мечте своего детства. В годы Первой мировой войны в его родном селении совершил аварийную посадку французский самолет. Деревенские мальчишки, среди которых был и Анушаван, побежали посмотреть на гигантскую птицу-машину. Маленький Ануш (так его коротко называли близкие) завороженно следил за тем, как француз-механик копался в летающей машине, и даже рискнул подобраться поближе. А тот, увидев горящие глаза мальчугана, подозвал его ближе и позволил посмотреть "внутренности" чудо-птицы.

Вплоть до того, как он попал в Военно-воздушную академию, мечта о самолетах не покидала его. И вот он уже студент единственного в стране учебного заведения, где можно обучиться профессии авиационных инженеров. Будучи учащимся третьего курса академии, еще раз утвердился в своем желании Артем Микоян: авиаконструктор - это та специальность, которой он хочет заниматься всю свою жизнь. В 1935 г. он проходил производственную практику в университете города Харькова. Здесь его впервые включили в состав конструкторского бюро, и он смог принять участие в процессе конструирования самолета, причем экспериментальной модели ХАИ-1.

Самостоятельная работа: дебют в качестве конструктора

По возвращении из Харькова Артем Микоян загорелся желанием заняться собственным проектом - изготовлением нового самолета при использовании старого авиационного мотора, который ему передал инженер Шитиков. Вместе со своими приятелями Павловым и Самариным Артем спроектировал модель спортивного летного аппарата. Однако дальше этого они не смогли пойти, поскольку не было ни денег, ни оборудования. Зато они представили чертежи этого самолета на проводимый Осоавиахимом всесоюзный конкурс. К удовольствию ребят, их проект был признан лучшим, и в этой связи членами жюри было решено дать возможность молодым конструкторам построить показательные экземпляры данной летной машины.

Личная жизнь

Конец 30-х был удачным для Микояна не только в плане карьеры, но и на личном фронте. Он познакомился с прекрасной девушкой Зоей Лисициной на дне рождения у своего друга Геворга Аветисяна. Между ними завязалась симпатия, которая в дальнейшем переросла в любовь. После того, как его выбор одобрила семья, Артем Оганесович женился на Зое Ивановне, и тогда молодой семье была выделена комната в коммунальной квартире на улице Кирова. Туда и переехала к ним жить Талида Отаровна. Позже в своих воспоминаниях Анастас Микоян писал о невестке, что она прекрасно вписалась в их армянскую семью, была очень доброй и покладистой, уважала армянские традиции. Кстати, она была сотрудницей ТАСС.

Дальнейшая деятельность

А. Микоян после окончания университета был направлен в качестве научного сотрудника в конструкторское бюро. Его руководителем стал известный авиаконструктор Николай Поликарпов. Тот уже был знаком со смоделированным Микояном самолетом, который к этому времени уже был построен, назывался "Октябренком" и использовался в учебных целях в Осоавиахиме. Он рассматривал Артема как многообещающего авиаконструктора и включил его в работающую над истребителем И-15 группу.

Поликарпов вскоре понял, что Микояну можно доверить не только процесс усовершенствования уже существующих моделей, но и разработку новых. Именно в этой группе Артем Иванович познакомился с Гуревичем, который впоследствии станет соавтором знаменитых во всем мире МиГов. Однако работа над ними началась только после того, как А. Микояна назначили руководителем конструкторского бюро завода № 1 Осоавиахима. Вот здесь-то он и смог в полную меру работать над реализацией своих замыслов.

Артем Микоян: МиГ - лучший из лучших

То, что он сумел создать, стало настоящим прорывом в истории советской авиации. МиГ-1 стал первым летательным аппаратом, который когда-либо испытывался в натуральную величину в аэродинамической трубе. А это означало, что сроки можно намного сократить, а динамику самолетов - значительно улучшить. И все это было констатировано во время первого же полета. Все испытатели пришли к общему мнению, что данный самолет по своим показателям превосходит все ранее существующие. Однако Артем Микоян - авиаконструктор (фото его вы видите в статье) - не стал ограничиваться уже созданным и вскоре разработал более совершенную модель, которая была названа МиГ-3. Именно он и стал самым массовым самолетом в советской авиации.

Великая Отечественная война

Тем не менее во время войны выяснилось, что наши МиГи по некоторым параметрам уступают немецким самолетам. И тогда Микоян принялся за усовершенствование изобретенного им летательного аппарата. В 1942 году он уже предлагает более мощную модель самолета с двигателем АМ-29. Несмотря на то что ее признали лучшей, сам Микоян понял, что у поршневых самолетов нет будущего и нужно придумать что-то совершенно новое. И тогда он пришел к тому, что советской авиации нужны самолеты с реактивными двигателями. Однако осуществить этот замысел ему удалось только после окончания войны, хотя их разработки были сделаны в тяжелые военные дни. В 1946 году построенный им МиГ-9 стал первым серийным реактивным истребителем СССР.

В мирное время

В 1947 году Микояном был создана еще одна модель — МиГ-15. Ее испытания были произведены в Корее во время боевых действий в 1950—1953 гг. Он был признан лучшим истребителем 40-х годов. И дело было не только в улучшенном двигателе, но и в стреловидной форме крыльев. Явным преимуществом этого самолета также было катапультируемое кресло пилота. Долгое время МиГ-15 оставался основным самолетом Его стали называть «самолет-солдат».

В качестве заключения

Последующие годы А. Микояном были разработаны новые и более усовершенствованные модели самолетов. Его имя стало известно во всем мире. Последней моделью, разработанной им, был МиГ-21, хотя созданный на основе его разработок МиГ-25 в 1975 году установил мировой рекорд, который до сих пор не удалось побить. Артем Микоян ушел в отставку в звании генерал-полковника. Дважды он был удостоен звания Героя соцтруда. Скончался выдающийся авиаконструктор в декабре 1970 года. На стене дома, где он жил, была установлена

Анастас Микоян родился 25 ноября 1895 года в селе Санаин, Армения. Вырос в семье сельского плотника. После окончания начальной школы в 1906 году отец отдал сына в духовную семинарию в Тифлисе. В конце 1914 года молодой человек записался в армянскую добровольческую дружину Андраника Озаняна, после чего воевал на Турецком фронте вплоть до весны 1915 года, когда оставил армию из-за заболевания малярией. После возвращения в Тифлис вступил там в РСДРП(б) и окончил семинарию.

Анастас стал одним из лучших учащихся, окончил семинарию с похвальным листом и в 1916 году был принят в Армянскую духовную академию в Эчмиадзине. В том же году написал свою первую статью в газету. Освоил грузинский и азербайджанский языки. Микоян учился хорошо, но так и не закончил академию, так как началась Февральская революция. Еще в семинарии он стал членом партии большевиков, поэтому и принял непосредственное участие в событиях.

После революции Анастас Микоян оказался на партийной работе в Баку. Он входил в состав бакинского городского совета, все члены которого были арестованы вошедшими в Азербайджан войсками интервентов. Двадцать шесть из них были расстреляны и вошли в историю как «26 бакинских комиссаров». Анастаса Микояна же не было не только в списках расстрелянных, но и среди арестованных, находившихся в бакинской тюрьме. До сих пор точно неизвестно, каким образом ему удалось избежать, казалось бы, неминуемого расстрела.

Микоян был освобождён в феврале 1919 года и в марте того же года возглавил Бакинское бюро Кавказского крайкома РКП(б). Он выступал за независимость Азербайджана ещё в 1919 году и разошёлся в этом вопросе со многими армянскими коммунистами, за что в армянских кругах Баку его скоро стали называть «мусульманским коммунистом».

В октябре 1919 года был вызван в Москву, где стал членом ВЦИК. Как и других партийных руководителей, его несколько раз перебрасывали с места на место. Он работал и в Центральной России, и в Нижнем Новгороде, и на Кавказе. Но уже в 1920 году исполнительный и аккуратный работник привлекает внимание Иосифа Сталина.

Поскольку Анастас Иванович Микоян был уроженцем Кавказа, в 1922 году его направляют в Ростов, где он становится секретарем Северо-Кавказского комитета РКП(б). На этом посту Микоян проявил небывалую для коммуниста гибкость и смог найти общий язык не только с горцами, но и с казаками. Правда, для этого ему пришлось пообещать, что в станицах сохранится казачий быт, а самим казакам разрешат носить оружие. Но уже в начале двадцатых годов началось так называемое расказачивание, и большая часть казаков была выслана или репрессирована. Тем не менее Анастасу Микояну удалось главное - сделать свой регион основной житницей страны, что в то время было чрезвычайно важно.

В августе 1926 года Анастас Иванович Микоян был назначен народным комиссаром торговли и снабжения. На этом посту он тоже проявил свое умение приспосабливаться к обстоятельствам, о чем свидетельствует хотя бы такой пример. Вначале Микоян призывал к тому, чтобы всемерно поощрять крестьян, продающих хлеб в города. Но как только Сталин выступил за принятие жестких мер в отношении кулаков и стал проводить политику сплошной коллективизации, Анастас Микоян поддержал его, хотя лучше других понимал опасность этого решения.

Микоян внес большой вклад в развитие советской пищевой промышленности. Известные рыбные дни были введены в СССР именно по его настоянию, в сентябре 1932 года вышло постановление Наркомснаба СССР «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания». Гораздо позднее этим днем стал «четверг».

В 1935 году Анастас Иванович Микоян был избран членом Политбюро и вскоре назначен заместителем председателя Совнаркома. Осенью 1937 года Анастас Микоян был направлен в Армению для проведения чистки партийных и государственных органов. В результате проведенной им кампании погибли тысячи ни в чем не повинных людей. В то же время в ряде случаев Микоян помогал не только родственникам репрессированных, но и тем, кто оказывался под угрозой ареста. В частности, он спас от ареста маршала И. Баграмяна, некогда служившего в армянской армии дашнаков.

В годы войны Анастас Иванович Микоян занимался снабжением Красной Армии, а также эвакуацией многих предприятий и учреждений. В сентябре 1942 года погиб под Сталинградом его сын Владимир. Горе отца было еще большим оттого, что за несколько дней до этого он сам попросил командующего ВВС направить сына именно на Сталинградский фронт.

Указом Президиум Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 года за особые заслуги в области постановки дела снабжения Красной Армии продовольствием, горючим и вещевым имуществом в трудных условиях военного времени Анастасу Ивановичу Микояну было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

После окончания войны, Анастас Иванович продолжал оставаться в высшем руководстве, но отношение к нему Сталина начало меняться. С преобразованием Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР в 1946 году Микоян сохранил должности заместителя председателя Совета Министров СССР и министра внешней торговли СССР.

К концу 1940-х годов Микоян, наряду с Молотовым, оказался в угрожающем положении из-за готовившейся Иосифом Сталиным новой «чистки». Показания против Анастаса Микояна выбивались у обвиняемых по делу «Еврейского антифашистского комитета».

В 1949 году был снят с поста министра внешней торговли, а в 1952 году Иосиф Сталин обрушился на него с нападками на пленуме ЦК после XIX съезда, он и Молотов были подвергнуты уничтожительной критике. Он был избран в Президиум ЦК, но не был включён в бюро Президиума, заменившее Политбюро.

После смерти Сталина сохранил должность заместителя председателя Совета Министров и возглавил министерство внутренней и внешней торговли, образованное тогда же объединением министерства внешней торговли и министерства торговли. 24 августа того же года оно было опять разъединено, Микоян стал министром торговли.

Первым до Хрущёва выступил с осуждением культа личности Сталина. Так, во время съезда выступил фактически с антисталинской речью (хотя и не называя Сталина по имени), заявив о существовании «культа личности», подчеркнув необходимость мирного сосуществования с Западом и мирного пути к социализму, подвергнув критике труды Сталина - «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Экономические проблемы социализма в СССР». Вслед за этим Микоян возглавил комиссию по реабилитации заключённых.

С 1955 года в течении одиннадцати лет Анастас Иванович являлся первым заместителем главы правительства СССР. Имя Анастаса Микояна связано с подавлением антикоммунистических выступлений в Польше и Венгрии в 1956 году, а также с расстрелом рабочих в Новочеркасске в 1962 году, куда Микоян выехал как представитель Президиума ЦК вместе с Ф. Козловым.

С 1964 по 1965 года Анастас Иванович Микоян занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В ноябре 1965 года Микоян был отправлен в отставку, как достигший 70-летнего возраста, но остался членом ЦК и Президиума Верховного Совета. С 1975 года Микоян не участвовал больше в работе Верховного Совета, в 1976 году не был переизбран в ЦК.

Анастас Иванович Микоян скончался 21 октября 1978 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле есть эпитафия на армянском языке.

Семья Анастаса Микояна

Отец умер в 1918 году, после чего мать долгие годы жила вместе с сыном.

Брат Артём Иванович Микоян - авиаконструктор
Супруга Ашхен Лазаревна Туманян (1896-1962)
Сыновья:
Степан Анастасович Микоян (1922-2017) - лётчик-испытатель
Внук Александр Степанович Микоян (род. 1952, Москва) - советский и российский рок-музыкант и автогонщик
Владимир Анастасович Микоян (1924-1942) - военный лётчик, погиб в бою под Сталинградом
Алексей Анастасович Микоян (1925-1986) - военный лётчик
Внук: Стас Намин (настоящее имя Анастас Алексеевич Микоян) - музыкант, композитор и продюсер
Вано (Иван) Анастасович Микоян (1927-2016) - инженер-конструктор МиГ-29.
Внучка: Ольга Ивановна Микоян - работник ЦВК «Экспоцентр»
Серго Анастасович Микоян (1929-2010) - историк и публицистВНИИ холодильной промышленности
Киевскому технологическому институту пищевой промышленности (КТИПП)
Куйбышевский инженерно-строительный институт им. А. И. Микояна
Государственному театру юного зрителя (Ереван)
с. Микояновка - ныне п. Октябрьский (Белгородская область)
поселок Микоянабад - ныне Кабадиён (Таджикистан)
п. имени Микояна - ныне г. Кара-Балта (Киргизия)
с. имени Микояна - ныне с. имени Мичурина (Татарстан)
п. Микоян - ныне Ехегнадзор (Армения)
х. Микоян - ныне Таловый (Ростовская область)
п. Микояновск - ныне Октябрьский (Камчатский край)
п. Микояновск - ныне Хинганск (Еврейская АО)
г. Микоян-Шахар - ныне Карачаевск (1926-1944)
улица Микояна, г. Карачаевск
Микояновский район - ныне Октябрьский (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
группа Талицких заводов С 01.04.1939 г. по 01.06.1941 г.
улица Микояна, г. Запорожье
судну-лесовозу (1928) и ледоколу (1938)
Решение мэрии Еревана в 2014 году об установке памятника Анастасу Микояну неоднозначно было воспринято в Армении.

Киновоплощения
«Падение Берлина» - Рубен Симонов
«Ближний круг» - Виктор Тардян
«И примкнувший к ним Шепилов» - Самвел Мужикян
«Серые волки» - Лев Дуров
«Вольф Мессинг: видевший сквозь время» - Саркис Амирзян
«Однажды в Ростове» - Карэн Бадалов
«Маргарита Назарова» - Павел Груненков
«Смерть Сталина» - Пол Уайтхаус