Значение современных денег в жизни людей. Смысл жизни

Смысл жизни - стремление человека к чему-либо, что выходит за рамки его жизни, т.е. не дает непосредственной отдачи и часто не соответствует понятию «эгоистического интереса». Обычно смысл жизни либо связан с оценкой всей жизни человека, либо с тем, что будет после его смерти. При этом цель, к которой стремится человек, должна восприниматься им как нечто сверхценное, что и наполняет его жизнь смыслом.

Многие утверждают, что «смысла жизни нет». Имеется в виду, что нет единого для всех смысла жизни, данного свыше. Однако несомненно, что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни. Например, мы желаем счастья и процветания своим детям, предпринимаем большие усилия по их развитию за счет ограничения собственных потребностей. При этом все эти усилия принесут основной результат вовсе не нам и, во многом, даже после нашей смерти.

Говоря о том, что смысл жизни у каждого свой, тем не менее, следует иметь в виду, что на выбор смысла жизни есть определенные объективные ограничения. Эти ограничения связаны с естественным отбором как самих «носителей смысла жизни» (конкретных людей), так и обществ, где превалирует тот или иной смысл жизни. Например, если смысл жизни человека - самоубийство, то очень быстро носителей такого смысла жизни не останется. Аналогично, если смыслы жизни большинства членов общества «самоубийственны» для общества, то такое общество перестанет существовать. В частности, если смысл жизни людей направлен исключительно на решение краткосрочных задач, например на максимизацию удовольствий, то такое общество не сможет существовать долго.

Как показал известный философ Питирим Сорокин, общество тогда добивается своих целей, когда смысл жизни большинства членов общества соответствует этим целям. Общество, где люди чрезмерно увлекаются чисто эгоистическими интересами, становится уязвимым, плохо отвечает на внешние угрозы и имеет тенденцию к самораспаду. С другой стороны, если смысл жизни жестко навязывается, то люди не могут достаточно гибко менять свой менталитет в ответ на меняющиеся обстоятельства. Это также может привести к гибели общества или отставанию в развитии от других обществ.

Поэтому смысл жизни членов жизнеспособных обществ направлен, как правило, на достижение конструктивных целей. Например, в традиционных обществах смысл жизни определялся религией: хотя реальность цели (место в раю) представляется сомнительной, однако следование религиозным установкам позволяло получать конструктивные общественные результаты. Ведь религиозные установки отражали реалии традиционного общества, и в естественном отборе выжили именно те религии, которые наилучшим образом поддерживали жизнеспособность традиционного общества.

Однако традиционное общество уходит в прошлое и традиционные смыслы жизни перестали соответствовать реальности. В результате возникает психологический кризис, «потеря смысла жизни», что некоторыми воспринимается как некая катастрофа и духовный упадок общества. В действительности подобные явления всегда сопровождают переход общества от одного состояния к другому. Но Современное общество предлагает новый смысл жизни, способный двигать общество вперед и обогащать каждого из его членов.

Смысл жизни Современного человека

Современное общество, безусловно, не навязывает смысл жизни своим членам и это является индивидуальным выбором каждого человека. В то же время, Современное общество предлагает привлекательную цель, которая способна наполнять жизнь человека смыслом и придавать ему силы.

Смысл жизни Современного человека - самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом. Цель - превратить человека из «винтика», объекта приложения внешних сил в творца, демиурга, строителя мира.

Любой человек, встроенный в Современное общество, - это творец будущего, участник развития нашего мира, в перспективе - участник создания новой Вселенной (ведь всего лишь за несколько сотен лет мы преобразовали планету Земля - значит за миллионы лет преобразуем и Вселенную). И неважно, где и кем мы работаем - двигаем экономику вперед в частной фирме или учим детей в школе - наш труд и вклад нужен для развития.

Сознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет делать свое дело хорошо и добросовестно - на благо себе, другим людям и обществу. Это позволяет осознавать собственную значимость и единую цель, которую ставят перед собой Современные люди, ощущать себя причастным к наивысшим достижениям человечества. Да и просто чувствовать себя носителем прогрессивного Будущего - это уже немаловажно.

Благодаря нам - Современным людям - мир и развивается. А без развития его ждала бы катастрофа (см. раздел «Развитие»). Современные люди (т.е. терпимые, изобретательные, энергичные, профессиональные) были всегда. Именно мы придумали, как добывать огонь, именно мы поняли, как выращивать нужные растения, именно мы изобрели каравеллы, на которых плавал Колумб, именно мы придумали паровой и бензиновый двигатели, мы сделали первый компьютер, благодаря нам Гагарин полетел в космос и человек вступил на Луну. Может быть это слишком пафосно, зато верно:). Отличие нынешней эпохи от предыдущих заключается лишь в том, что впервые в истории мы - Современные люди - становимся большинством.

И наоборот, люди, которые живут прошлым, а не будущим, чувствуют, что их жизнь теряет смысл; что то прошлое, на которое они молятся, заканчивается. Отсюда всплески отчаяния - религиозный фанатизм, терроризм и т.п. Век традиционных обществ закончился. Тем не менее, следует помнить, что фанатики хотят разрушить наш смысл жизни, нацеленный на развитие и процветание, и мы должны эффективно противостоять этому.

Смысл жизни Современного человека дает ему и вполне практическую отдачу. Совершенствуя себя, повышая свою квалификацию, энергично осваивая новое и занимая активную жизненую позицию, мы становимся ценными, высокооплачиваемыми специалистами (либо процветающими предпринимателями). В результате наша жизнь становится комфортной и богатой, мы можем больше потреблять и удовлетворять свои запросы. Кроме того, исходя из нашего смысла жизни, мы стремимся сделать своих детей умными, дать им образование - и в результате наши дети становятся достойными людьми, что также приносит нам удовлетворение.

Таким образом, Современный человек реализует свой смысл жизни не за счет себя, не за счет каких-то личных жертв, а, напротив, на благо себе, своей семье , в том числе и в пользу своей материальной обеспеченности. Ведь Современное общество - это общество, где саморазвитие приводит к богатству. Единственная жертва, которую должен принести человек, - это упорно учиться и быть энергичным.

Как занять свое свободное время? Среди вариантов заполнения своего досуга можно назвать прогулки, посиделки в кафе, посещение театра, концертов, а также часто выбираемый молодежью вариант – поход в кино, или просто просмотр в домашней обстановке хорошего фильма. Люди очень часто ходят в кинотеатры, так сказать, «зависают» при просмотре многочасового фильма дома или в гостях, в дороге. А вообще, в какой мере просмотр видеофильмов влияет на человека? И есть ли хоть какая-то польза в таком варианте времяпрепровождения? Ответ на эти вопросы попробовал найти студент II курса КДА Дмитрий Чеботарев.

Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно и в жизни человека. Кинематограф - это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей. Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха... Кино объединяет людей - в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.

У нас, то есть зрителей, вызывает восхищение просмотренная кинолента: непревзойденная игра актеров и каскадеров, мастерство режиссеров, постановщиков и других членов съемочной команды. Но самой главной изюминкой кинофильма выступает его эмоциональность. Когда мы просматриваем кино, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с героями киноленты начинаем переживать, радоваться, удивляться и вообще как будто проживаем еще одну жизнь. Даже в том или ином фильме мы можем получить ответ на вопрос, который тревожил нас ранее. Хотя, с другой стороны, в этом может быть и подводный камень, ведь далеко не всегда эмоции бывают позитивными. Например, эмоции после просмотра фильма ужасов.

Кадр из фильма "Война миров Z"

Так, кинофильм формирует мировоззрение человека, обогащает или обкрадывает его душевно, насыщает эмоционально. Отсюда вырисовывается еще одна изюминка кинематографа - психологическое воздействие на человека. Ведь под его воздействием может возникать разнообразная гамма неповторимых чувств. Полнометражный фильм или целый телесериал может вызвать улыбку или слёзы, радость или грусть, возбуждение или ощущение душевного покоя. Кино может менять внутреннее состояние человека, его характер, поведение и даже привычки. И здесь мы можем найти очередную особенность кинематографа, а именно - передачу замысла создателя. Если намерение режиссёра было в том, чтобы человек задумался о некоторых идеях и проблемах, которые вложил в свою работу автор киноленты, и сделал для себя из этого вывод - так оно, как правило, и произойдет. Фильм - это мир идей, которые человек реализует в своем сознании.

Кинематограф действенно влияет на человека и занимает в его жизни определенное, важное место. И в этом моменте прослеживается некое отрицательное явление, которое рассмотрим ниже.

В этом контексте мы можем просмотреть «эволюцию» кинематографа.

Если провести грань между кинофильмами прошлого десятилетия и нынешнего времени, то можно увидеть процесс развития как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, в советских фильмах милиционеры были показаны как честные, умные и достойные люди. Этой профессией гордились. А теперь во всех современных российских фильмах милиционеры и полицейские изображаются как подлые личности, не уважающие никого, и сами не подчиняются закону, который, между прочим, призваны блюсти. И у общественности складывается мнение, что полицейские - это нарушители закона и порядка, вымогатели, иными словами - отрицательные персонажи. Вот один из примеров влияния киноиндустрии на общественное мнение. Интересно, что в американских фильмах их полицейские - это уважаемые люди, к которым всегда идут за помощью, у них спрашивают совета. Помимо этого, можно увидеть и смену ценностей в кино. Если в тех же советских фильмах сцены интимного характера практически отсутствуют, то в современных кинолентах этот аспект выставляется напоказ для всеобщего обозрения как норма.

По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме борьбы с нацизмом, воспитания чувств любви к Родине, культа любви и наслаждения и т. д. В какой-то степени правильным будет утверждение, что через кино государство манипулирует населением. Через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя, очень удобно, например, переписывать историю. Этого можно достичь, искажая в кинохронике факты прошлого, вырезая из нее «ненужные» места и т.д. Акцентируется внимание на том, что выгодно в данный момент для определенных влиятельных сил общества.

В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодежь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден - фильм! Порой тратится очень много времени для просмотра очередной киноленты, но получает ли человек для себя взамен какую-то пользу, не считая удовольствия?

Как на это смотрит Церковь?

Православная Церковь не запрещает смотреть кинофильмы, проводить время в кинотеатрах, смотреть их в дома. Но нас волнует вопрос качества этой кинопродукции, то есть её прямое воздействие на человека, какие эмоции фильм пробуждает в душе человека.

Человек сегодня стал настолько привязан к инновационным технологиям, что даже сам не замечая того стал их заложником. Например, мы перестали читать печатные книги, потому что фактически вся информация уже есть в компьютере, а это намного быстрее и удобнее, чем книга. Читать про ту или иную историческую эпоху или про выдающегося деятеля искусства или государства незачем, потому что альтернативой выступает фильм на аналогичную тематику, сериал, телепередача и т.д. В принципе, на первый взгляд, здесь нет ничего плохого, ведь все это делается для удобства, экономии времени. Но именно в этом аспекте скрывается некая опасность - постепенный отход человечества от такого явления, как, например, чтение книг независимо от их формата. А ведь каждый православный христианин обязан читать ежедневно Священное Писание. Напоследок хотелось бы кратко обратить внимание на одну продукцию киноиндустрии, которая не так давно вызвала много шума в нашем обществе. Сегодня огромный всплеск популярности как по просмотру в кинотеатрах, так и по чтению книг имеет фильм «50 оттенков серого». Этот фильм еще лет 10-15 тому назад для массового зрителя вообще запретили бы. С христианской точки зрения он является безнравственным, пошлым и не имеющим смысла. Но еще поразительно то, что по состоянию на 20 февраля 2015 года установлено около 96 миллионов просмотров одного только трейлера к этому фильму. В противовес «безнравственной дыре» современного кинематографа хочется привести абсолютно противоположный продукт киноиндустрии 2012 г., который основанный на реальных событиях, под названием «Невозможное», или фильм «Только ты». К сожалению, на сегодняшний день они практически неизвестны. Несмотря на это, указанные фильмы наполнены настоящими христианскими ценностями: верности в семьях, искренней любви и высоконравственных поступков. Но так уж сложилось, что в наше время это показывать и об этом говорить не выгодно. Поэтому и не стоит удивляться распущенности нашего общества, и в частности, молодого поколения. Не стоит удивляться и тому, как в недавних «лихих 90-х», после показа сериала «Бригада», большинство юношей ходили с кличками «Космос», «Фил», «Белый» и бросались разными так называемыми «блатными словами». А что уж говорить о развратных фильмах, как «50 оттенков серого», которые разжигают страсти и опустошают человека изнутри, пагубно влияя на его действия и мысли.

На этом элементарном примере можно отчетливо увидеть, в какой мере действительно полезно нам так много времени тратить на ненужную для нас продукцию киноиндустрии. Нужно выяснить самим для себя, как мы проводим свое свободное время. По этому поводу следует привести слова святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23), по этому принципу должен действовать человек, занимая свой досуг.

Когда мы будем иметь во всем рассуждение, то тогда все чем бы ни заняли свое свободное время, то все пойдет нам на пользу и на обогащение нашей души. Тогда интерес к чему-либо «нехорошему», в том числе и к просмотру безнравственных и пустых фильмов исчезнет сам по себе.

Чеботарев Дмитрий, студент II курса КДА

По материалам журнала «Академический летописец»

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучения и постепенного удлинения периода специализации части населения. С позиций жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности. Все это не предъявляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началом развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально – во второй половине XX века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться. Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности. Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека.

Еще одним важным следствием поступательного развития цивилизации явился рост городского населения, что резко увеличило плотность контактов человек–человек. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными. Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20–30 минут в сутки.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Если это оживленная магистраль, то воздействие шума на мозг человека сопоставимо с действием грохота аэропорта. Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей звуковоспроизводящие устройства (ТВ, радио и т.д.) делают влияние шумов практически постоянными. Такие шумы в отличие от естественных, которые в процессе эволюции были составной частью окружающей человека природы (шум ветра, звон ручья, пение птиц и т.д.), оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессоница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие неблагоприятные средовые факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики. Ряд других газов (окислы азота и серы) неблагоприятно воздействуют на обмен веществ в мозгу.

Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, но при невысоком уровне радиоактивности, по-видимому, важнее психологическое действие этого фактора, так как оно порождает страх, особенно кажущийся реальным после Чернобыльской катастрофы.

Серьезное негативное влияние на мозг человека, его психику оказывает электромагнитное «загрязнение» окружающей среды в виде излучения от сплетения проводов. На эмоциональную сферу человека оказывают исключительно неблагоприятное воздействие и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука.

Одним из основных факторов, негативно действующих на организм человека и особенно на его психику, следует считать его усиливающуюся изоляцию от естественной (природной) среды обитания со всеми вытекающими последствиями. В частности, это касается городских жителей, которые подавляющую часть своей жизни проводят в искусственно созданном мире камня и бетона, изолированных пространств и т.д. Они нечасто бывают на природе, лишены удовольствия дышать чистым воздухом, любоваться восходами и закатами, слушать птиц и многого другого. Наличие дачных участков только отчасти смягчает эту проблему, так как современная дача больше подчинена практическим, утилитарным целям. Разрушение естественного природного окружения человека – частицы природы деформирует его психику, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает человека более агрессивным – это еще и воздействие различных электроприборов и других источников радио- и электромагнитных излучений и т.д. Все они взаимодействуют с электрическими процессами, протекающими в головном мозгу, сложным образом влияя на их динамику. Усиление электромагнитного излучения Солнца, весьма незначительное по сравнению с соответствующими характеристиками искусственных источников, также увеличивает число психических и некоторых других заболеваний. Следует учитывать, что и сам человек является источником слабых электромагнитных и других физических полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города, для помещения) генерирует электромагнитные волны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг.

Хотя нервная система человека довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, возможности ее не беспредельны.

По-видимому, человек сейчас находится в ситуации, когда адаптивные возможности его психики отстают от все возрастающих требований современной жизни. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым». Неудивительно поэтому, что жители городов, особенно крупных, слабее реагируют на различные проблемы, касающиеся близких, переживают эти проблемы более короткое время, во все большей степени изолируются от тех факторов, которые не имеют к ним непосредственного отношения. Другая часть людей часами просиживает у экранов телевизоров, сопереживая жизни героев различных сериалов, и этим пытается уйти от собственных проблем, вызывающих эмоциональные стрессы.

В ряде случаев малочувствительными к чужой боли становятся уже маленькие дети. «Эмоциальный слух», то есть способность распознать настроение или состояние говорящего, хорошо развит только у 32% детей школьного возраста, что связано с деформацией общения между людьми (даже членами одной семьи) в сторону преобладания сдержанности и суровости, с одной стороны, и раздражения и гнева – с другой. Немалую роль в этом играет и ведущее средство массовой информации – телевидение, наполненное сценами насилия и ужасов и формирующее ненормальное мировосприятие ребенка, который привыкает к сильным ощущениям и начинает получать даже удовольствие от сцен насилия и убийства. Так постепенно формируется психологическая нечувствительность к жестокости, а затем – и к добру, развивается агрессивность большая, чем у взрослых.

Особенно важное значение существующие условия жизни имеют для гармоничного развития самой чувствительной части человеческой популяции – детей. Схемы воспитания и обучения, доминирующие сегодня, ориентированы на развитие вербальных механизмов деятельности мозга, которые обеспечивают абстрактно-логическое мышление. Эмоционально-чувствительные же механизмы, обеспечивающие непосредственный контакт с окружающим миром с помощью органов чувств и требующие тесного общения с природой, стимулируются при этом недостаточно. В то же время практика показывает, что общение с природой – самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психику.

Все негативные воздействия на психику современного человека развертываются в нашей стране на фоне сложных экономических, социальных и социально-психологических изменений, происходящих в обществе и прямо или опосредовано влияющих и на индивидуальную психику, и на все сообщество в целом. Степень такого влияния очень различна, и разные люди на него реагируют по-разному. Одним из путей, который выбирает часть людей, чтобы уйти от такого негативного воздействия, является наркомания, пьянство и алкоголизм, рост которых особенно заметен среди детей, подростков и женщин. Во многих случаях таким образом в деформированном виде проявляются механизмы саморегуляции мозга, который защищается от дефицита положительных эмоций, большого потока информации, трудностей адаптации в окружающем мире и других факторов, с которыми не может справится человек.

В создавшихся условиях человеку защититься от эмоционально-информационных стрессов становится все труднее. Поэтому он зачастую находится в состоянии сильного (или длительного) психического напряжения, которое постепенно подтачивает его силы, снижая физическую и умственную работоспособность, иммунитет и нарушая нормальную работу мозга. К счастью, мозг обладает колоссальным запасом избыточности, а значит, функциональной прочности.

Н а сегодняшний день трудно переоценить важность и роль экологии как в жизни целого общества, так и отдельно в жизни каждого человека. Так и состояние планеты зависит как от коммерческих компаний, вырабатывающих тонны отходов каждый год, так и от отдельного индивида, пользующегося благами цивилизации.

Немного истории

На протяжении всей известной истории человечество развивалось и вместе с ним развивались его понятия об окружающем мире. Очень рано люди поняли, что природными дарами нужно пользоваться разумно, не разрушая естественный баланс между человеком и планетой.

Подтверждением этого являются наскальные рисунки, говорящие об интересе человека к окружающей среде.

Из более поздних данных известно, что охрана природы активно практиковалась в Древней Греции, где жители оберегали красоту естественных лесов.

Современный взгляд

Сейчас экология трактуется как наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом, а также с окружающей средой.

Любой организм, живущий на планете, поддаётся влиянию множества факторов: благоприятных и неблагоприятных. Все эти факторы условно можно разделить на две группы: биотические и абиотические. К биотическим можно отнести те, которые исходят от живой природы; к абиотическим - те, что несёт неживая природа. Например, орхидея, растущая на коре дерева, - это пример симбиоза, то есть биотического фактора, а вот направление ветра и погодные условия, влияющие на эти два организма, - это уже абиотический фактор. Всё это создаёт условия для естественной эволюции живых организмов планеты.

Но тут появляется ещё один немаловажный аспект, значительно влияющий на состояние окружающей среды - это антропогенный фактор, или человеческий фактор. Вырубка лесов, поворот рек в другое русло, добыча и разработка полезных ископаемых, выброс различных токсинов и других отходов - всё это влияет на ту среду, где такие воздействия производятся. В результате биотические и абиотические факторы на этой территории подвергаются изменениям, а некоторые из них и вовсе исчезают.

Для того чтобы регулировать изменения окружающей среды, учёные вывели основные задачи, которые должна решать экология, а именно: разработка законов разумного использования природных ресурсов, опираясь на общие принципы организации жизни, а также своевременное решение экологических проблем.

Для этого ученые–экологи выделили четыре основных закона:

  1. всё связано со всем;
  2. ничто не исчезает в никуда;
  3. природа лучше знает;
  4. ничто не даётся просто так.

Казалось бы, соблюдение всех этих правил должно было бы привести к разумному и гармоничному использованию природных даров, но, к сожалению, мы наблюдаем иную тенденцию развития этой сферы.


Почему так происходит? Почему роль экологии в жизни многих людей всё ещё остаётся на втором плане? Любая внешняя проблема - это лишь отражение человеческого сознания. Большинство даже не подозревает о том, что скрывается за результатом их ежедневной жизнедеятельности.

Аспекты природы, затрагиваемые антропогенным фактором

Резкое повышение потребительского образа жизни привело к неразумному использованию природных ресурсов. Бурное развитие научно–технического прогресса, масштабный рост сельскохозяйственной деятельности человека - всё это усугубило отрицательное воздействие на природу, что привело к серьёзному нарушению экологической ситуации на всей планете. Рассмотрим основные природные аспекты, наиболее подверженные экологическому кризису.


Воздух

Когда-то на Земле была другая атмосфера, затем произошло так, что на планете появился кислород, а вслед за ним образовались аэробные организмы, то есть те, которые питаются этим газом.

Абсолютно все аэробные существа зависят от кислорода, то есть от воздуха, и от его качества зависит наша жизнедеятельность. Всем известно ещё со школы, что кислород вырабатывают растения, поэтому, учитывая современную тенденцию вырубки лесов и активный прирост населения людей, не трудно догадаться к чему ведёт уничтожение фауны. Но это лишь один из аспектов, влияющих на состояние атмосферы нашей планеты. В реальности всё сложнее, особенно в крупно населённых городах, где по медицинским нормам концентрация токсичных веществ превышается в десятки раз.

Вода

Следующий не менее важный аспект нашей жизни - это вода. Человеческий организм состоит на 60–80 % из воды. 2/3 всей земной поверхности состоит из воды. Океаны, моря, реки постоянно загрязняются человеком. Ежедневно мы «убиваем» мировой океан добычей нефти на морских промыслах. Нефтяные пятна угрожают жизни морских обитателей. Не говоря уже о мусорных островах, непрерывно дрейфующих по поверхности океанов и морей.


Пресная вода наиболее уязвима перед лицом невежества человека. Сточные воды, различные токсины типа: ртути, свинца, пестицидов, мышьяка и многих других «тяжёлых» химикатов ежедневно отравляют реки и озёра.

Земля

Главный фундамент жизни на земле - это почва. Известно, что для того, чтобы Земля смогла создать один сантиметр чернозёма, ей потребуется около 300 лет. Нынче же один сантиметр такой плодородной почвы, в среднем, погибает за три года.

Климат

Совокупность всех экологических проблем приводит к ухудшению климата. Климат можно сравнить со здоровьем планеты. Когда отдельные «органы» Земли страдают, то это имеет непосредственное влияние на климат. Уже много лет мы наблюдаем различные аномалии в связи с изменением климата, причинами которых является антропогенный фактор. Вмешательство человека в деятельность природы привело к резкому потеплению или похолоданию в определённых зонах, к повышению уровня океана из-за стремительного таяния ледников, к ненормальному количеству осадков или к их отсутствию, а также к сильным природным катаклизмам и многому другому.

Главное - это не заострение внимания на списке проблем, а само осмысление причин их возникновения, а также концентрация на эффективных способах и методах их решения.

Сферы нашей жизни, затрагиваемые экологией

Какова же роль экологии в жизни человека? Что касается абсолютно каждого, с чем все мы имеем дело каждый день, каждую секунду нашей жизни; без чего жизнь, такая, как она есть сейчас, не могла бы существовать?


Здоровье

Здоровье как конструктор, от отдельных частей которого зависит его состояние в целом. Таких факторов множество, основные из них известны всем - это образ жизни, питание, деятельность человека, окружающие его люди, а также среда, где он обитает. Экология и здоровье человека плотно взаимосвязаны. Если с одной стороны идут нарушения, то другая реагирует соответствующе.

Человек, живущий в городе, рискует заболеть каким-либо серьёзным заболеванием во много раз больше, чем человек, живущий в пригороде.

Питание

Когда человек питается неправильно, у него нарушается обмен веществ, что в свою очередь приводит к более серьёзным проблемам со здоровьем. Стоит помнить, что эти нарушения могут также отразиться и на будущих поколениях.

Главная проблема для здоровья человека - это химические вещества, минеральные удобрения, пестициды, которыми обрабатываются сельскохозяйственные поля, а также использование добавок и красителей с целью улучшения внешнего вида продуктов, консервантов для увеличения срока хранения продуктов и многое другое.

Известны случаи добавления соединений тяжёлых металлов и других неблагоприятных для организма человека элементов, таких как ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, марганец, олово и другие.


В кормах птицы и крупного рогатого скота присутствует немало токсинов, способных вызывать рак, сбой метаболизма, слепоту и другие серьёзные заболевания.

Чтобы обезопасить себя и своих близких, необходимо внимательно относиться к продуктам, которые вы покупаете. Изучайте состав и символы, нанесённые на упаковку. Не поддерживайте производителей, которым безразлична ваша судьба и состояние нашей планеты. Особое внимание уделяйте Е-добавкам с трёхзначными цифрами, значение которых с лёгкостью можно найти в интернете и тем самым прожить более долгую и счастливую жизнь.

Жизнедеятельность и настроение

Состояние здоровья и качество питания - определяющие факторы активности и жизнеспособности человека. Как мы видим, все эти факторы можно связать с состоянием экологии на нашей планете, от которого мы напрямую зависим. Ведя здравый образ жизни, занимаясь йогой и самопознанием, просто невозможно быть безразличным к окружающей среде. Когда мы находимся на природе, дышим свежим воздухом, едим чистые, выращенные своими руками продукты - наша жизнь меняет своё качество. Состояние ума также трансформируется, от чего гармонизируется настроение и отношение к жизни в целом.

Карма

Всё в этом мире закономерно; всё, что мы делаем, так или иначе, возвращается к нам, сразу или потом - не имеет значения. Если мы будем заботиться о себе и о мире, где сейчас живём, экономить ресурсы, думая о природе, жить по совести, тогда и экологическая обстановка на планете улучшится - и нам не придётся расплачиваться за собственное безрассудство и невнимательность.

Живите осознанно, питайтесь здраво - только натуральными продуктами, - заботьтесь об утилизации и переработке отходов, пользуйтесь самым необходимым - тогда ваша жизнь и жизнь всей нашей планеты улучшится! Великое начинается с малого!



Размещено на http://www.сайт//

Размещено на http://www.сайт//

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Сервисология»

«Смысл жизни современного человека»

Работу выполнил

Студ. Гр. СВ 1 курс

Данильченко Дарья

Научный руководитель

Шаронова В. П.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о смысле жизни -- одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

Многие утверждают, что «смысла жизни нет». Имеется в виду, что нет единого для всех смысла жизни, данного свыше. Однако несомненно, что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни. Например, мы желаем счастья и процветания своим детям, прилагаем большие усилия по их развитию за счет ограничения собственных потребностей. При этом все эти усилия дадут основной результат вовсе не нам и, во многом, даже после нашей смерти.

Говоря о том, что смысл жизни у каждого свой, тем не менее, следует иметь в виду, что на выбор смысла жизни есть определенные объективные ограничения. Эти ограничения связаны с естественным отбором как самих «носителей смысла жизни» (конкретных людей), так и обществ, где превалирует тот или иной смысл жизни. Например, если смысл жизни человека -- самоубийство, то очень быстро носителей такого смысла жизни не останется. Аналогично, если смыслы жизни большинства членов общества «самоубийственны» для общества, то такое общество перестанет существовать. В частности, если смысл жизни людей направлен исключительно на решение краткосрочных задач, например на максимизацию удовольствий, то такое общество не сможет существовать долго.

Цель курсовой работы - изучить особенности понимания смысла жизни современного человека.

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

Потребности -- переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его нормального функционирования, для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности.

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.

Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.

Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

Потребности человека -- основа для его интересов. Интерес -- это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.

Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Рисунок 1. Пирамида потребностей по Маслоу.

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.

Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п.

Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п.

Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.

В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.

Первичные потребности подразделяются на: 1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.), 2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

Среди вторичных потребностей выделяют: 1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), 2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), 3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).

Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т. д.

ГЛАВА 2. ПОТРЕБНОСТЬ В СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Внутренний (духовный) мир человека - это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека:

Познание - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека -- это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире.

Основа идеальных потребностей человека -- стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самореализация человека -- осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление -- один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Потребность в смысле жизни - это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения - системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смыла жизни напрямую зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов - дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

Большинство первичных биологических потребностей формируется ещё в эмбриональном состоянии, в раннем детстве формируются основы инстинкта самосохранения, основы материально-духовных (игрушки, мультфильмы) и коммуникативных потребностей. Что касается самореализации, самореализации и экологии человечества, то время формирования этих уровней потребностей сильно варьирует в зависимости от ряда факторов, которые в комплексе мы можем назвать воспитанием.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смысла жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы:

Рисунок 2. Фазы формирования смысла жизни

Предварительная фаза

На предварительной фазе ребенок начинает формулировать вопросы об окружающем мире и о себе самом. В этих вопросах, которые он задает взрослым, постепенно появляются попытки понять причины, значение и цель тех или иных явлений («Что это такое?», «Зачем нужна мама?», «Зачем луна?», «Что было бы, если бы ты меня не родила?», «Почему бывает война, если Бог милостив?»). Здесь закладываются предпосылки постановки вопроса о смысле жизни.

Фаза идентификации

Фаза идентификации наступает у школьников младших классов. «Молодой человек начинает чувствовать желание обосновать смысл себя» и «легче всего он находит его в виде идентификации с кем-то, кто, по его оценке, является "осмысленным"». Действительно, проще всего не выдумывать какой-то смысл самому, а найти у других его правильное понимание. Стремление объединяться в группы и организации, имеющие общие задачи и занятые осмысленной деятельностью, является типичным для подросткового возраста. Это могут быть рокеры, фанаты футбольного клуба, поклонники рок-певца или группы, всевозможные экстремистские организации с различными идеологиями, дворовые компании, учащиеся престижного учебного заведения, члены спортивной команды или команда КВН и т.п. Идентификация с членами своей группы требует активной деятельности, защиты общих ценностей и отрицания системы ценностей других групп. Отсюда - вражда и открытые конфликты между такими сообществами (панки против скинхедов, болельщики одного клуба против болельщиков другого и т.п.). Эти виды идентификации - первый признак появления потребности в смысле жизни, выражающейся в стремлении к осмыслению эмоционального контакта. Важной особенностью идентификации является то, что в определенных условиях она достаточно полно имитирует смысл жизни и может остаться у индивида на всю жизнь как способ самоопределения. В этом случае она блокирует дальнейшие фазы развития смысла жизни, а значит, и путь к развитию личности. Так, взрослый человек может видеть основной смысл своей жизни в том, что он «болеет» за спортивную команду или вместе со старыми друзьями ездит на рыбалку и ходит в баню. Все потребности такой личности будут тяготеть к эталонам и стандартам, принятым в его группе. Для спортивных фанатов и членов других, похожих на них, сообществ особенно важны услуги, связанные с принадлежностью к данному сообществу (специфический внешний вид.времяпровождение, использование «культовых» предметов). Фанатичные сторонники религиозных организаций тоже находятся на том же уровне сознания смысла жизни.

Фазу космической потребности в смысле жизни

На так называемой космической стадии человек пытается сформулировать смысл жизни в виде неких общих для всех абстрактных идей. Личность еще не может уловить и понять свой собственный, индивидуальный смысл, ограничиваясь универсальными мировоззренческими утверждениями о природе мира и человеке вроде «мир является…», «самое важное для людей…», «людьми управляет…». Человек на этой стадии может «зацикливаться» на реализации какой-то идеи, кажущейся ему единственно заслуживающей внимания. Тем не менее, даже такое статичное понимание смысла позволяет ориентироваться в окружающем мире и вырабатывать более самостоятельную стратегию поведения, чем в стадии идентификации с другими.

Фаза зрелой концепции смысла жизни

Наконец, зрелая концепция смысла жизни состоит в том, что человек находит свой собственный, индивидуальный смысл и учится его развивать. Смысл жизни не является застывшим комплексом идей и представлений, одинаковым для ребенка, и для взрослого, и для старика. Изменения личности должны происходить, поскольку существование личности является процессом и ее стабильное состояние невозможно. Даже данный извне смысл жизни определенное время исполняет роль стабилизатора и фактора сопротивляемости, только в этом случае важность жизни зависит в основном от обстоятельств. Когда смысл жизни собственный, поскольку следует из самостоятельной концепции жизни, то к этим достоинствам добавляется шанс осуществления собственной адаптации, а значит, и развития личности. Этого шанса никто никому не может дать. Полнота жизни зависит от самой личности.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Рисунок 3. Концепции смысла жизни

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

Другими словами, смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

ГЛАВА 3. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ

духовный смысл жизнь потребность

Потребность в осмысленности своего существования и деятельности - наиболее сложная и комплексная потребность человека. Проблемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций - они создали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Часто у них появляется иррациональная агрессия по отношению к другим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал решение о самоубийстве: "Надоело уже - утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся…"». Никакого смысла, кроме регулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования - причина многих человеческих трагедий и самоубийств.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самореализации. «Даже если все названные потребности удовлетворены, - пишет он о первых четырех, - часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты - сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек не должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самореализацией». Этот термин относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самореализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей в безопасности, любви и уважении. Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самореализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности. К таким чертам он отнес:

адекватное восприятие реальности;

принятие мира таким, каков он есть;

спонтанность и естественность поведения;

центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

склонность к уединению;

автономию, т.е. относительную независимость от физического и социального окружения;

свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

чувство единства и родства всех людей;

скромность и уважение к окружающим;

избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;

строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;

чувство юмора;

креативность, т.е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;

сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Сам термин "самореализация" впервые использовал К.Гольдштейн. Маслоу рассматривал самореализацию не только как конечное состояние, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей. Он считал, что "человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть". Маслоу ориентирует самореализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Дело в том, что он проводил биографические исследования пожилых людей с высокими успехами в избранной ими области: Эйнштейна, Торо, Джефферсона, Линкольна, Рузвельта, У. Джеймса, Уитмена и др. Изучал особенности личности "прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей". Это люди с высоким уровнем самореализации. Им присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других.

Данное открытие означает, что для многих людей единственным определением жизни, наполненной смыслом, которое они могут себе представить, является следующее: «не иметь чего-то важного и стремиться обрести это». Но мы знаем, что самореализующиеся люди, даже если уже удовлетворены все их базовые потребности, находят жизнь наполненной даже более глубоким смыслом, поскольку они могут жить, так сказать, в царстве Бытия.

Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации.

Самореализация - это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей.

Как и А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Ассаджиоли и др. считали самореализацию своего жизненного предназначения центральным аспектом развития личности. Однако если Маслоу ориентирует в своей концепции самореализацию в первую очередь на максимальные достижения, то они считали такую ориентацию потенциально дисгармонирующей личность и делали упор на достижении гармоничной жизни человека, его развития. Гонка за большими достижениями достаточно часто делает процесс самореализации односторонним, обедняет образ жизни, может приводить к хроническим стрессам, нервным срывам, инфарктам.

ГЛАВА 4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ М. ВЕБЕРА

Смысл жизни и самореализация - не всегда одно и то же. Сам А.Маслоу считал, что «самореализаторов» сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех остальных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классификацию основных подходов к определению смысла жизни?

Одна из возможных классификаций таких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864 - 1920).

По мнению Вебера, все действия людей можно оценить с точки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

Традиционный тип социального действия

Традиционное действие наиболее широко распространено в племенах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, правил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Люди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения. Этнографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специальной повязкой (открытыми остаются только глаза). У других народов такого поведения требуют, как известно, только от женщин. Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто повязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рациональные объяснения, человеку с таким мировоззрением еще не понятен. Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать». Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся традицией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет. Отношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предсказуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответствующее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядочивая поведение людей в древних обществах. Однако в эпоху становления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с таким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозможных идеологических манипуляций, зомбирования и т.п.

Аффективный тип социального действия

В условиях преобладания аффективного типа действия человек принимает решения на основе своих желаний, настроений и капризов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои личные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартами. Это похоже на эпикурейский стиль поведения. Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения насущных потребностей). Подростки, формирующиеся как самостоятельная личность, обычно тяготеют именно к такому пониманию смысла жизни и к соответствующему стилю поведения.

Ценностно-ориентационный тип социального действия

При ценностно-рациональном типе социального действия человек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже большую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни отдельной личности понимается как необходимость служения этой идее, воплощения ее в жизнь. Такой стиль поведения и соответствующее ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по содержанию мировоззрением - религиозных фанатиков, революционеров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл своего существования в бескорыстном служении науке или искусству. Офицер может служить своему народу, мать - своим детям, инженер - воплощению в жизнь своих технических идей и изобретений. Человек с таким пониманием смысла жизни будет оценивать свои и чужие потребности, а также услуги, предлагаемые сервисными организациями, с точки зрения их соответствия его идее или цели. Хорошо и ценно то, что соответствует ей, плохо - то, что мешает ее реализации. Если попытаться со стороны оценить эффективность и разумность такого поведения, потребуется, прежде всего проанализировать ту идею или тот принцип, на которых базируется данное понимание смысла жизни. Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию - от возвышенных и гуманистических до человеконенавистнических (расистских, фашистских т.п.).

Целерациональный тип социального действия

При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жизненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраивать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их достижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкретной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни - этот смысл всегда можно переформулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий. Примерно такого понимания смысла своего существования придерживаются и те люди, которых А. Маслоу называет «самореализаторами». Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают сложной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявляют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в данной конкретной ситуации.

ГЛАВА 5. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека - свои ценности. Так, для некоторых народов золото не являлось ценностью. У людей также менялись представления о красоте, счастье и т.д. Отсюда, казалось бы, напрашивается вывод о том, что ценность - это нечто преходящее, временное, относительное. Однако это не совсем так.

Во-первых, действительно, ценности относительны, они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей, от формы господствующих в обществе отношений, уровня цивилизованности и других факторов. Но вместе с тем ценности и устойчивы, ибо существуют определенное (иногда весьма продолжительное) время. Более того, есть ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (например, жизнь, благо), имеющие, следовательно, абсолютное значение.

Во-вторых, ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого предмета или процесса. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Ибо, ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна.

Таким образом, ценность совмещает в себе изменчивость и устойчивость, объективность и субъективность, абсолютность и относительность. Она не существует вне оценки, оценочного отношения.

Под оценкой обычно понимают суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения. Оценочное отношение возникает не к любому предмету или явлению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или социальную значимость. В процессе (и в результате) отношения формируется оценка как суждение о значимости данного феномена для человека и человечества.

Таблица 1. Различия между потребностями и ценностями.

В силу множества предметов и процессов, имеющих значение для человека, а также многообразия человеческих потребностей и ориентаций возникает большое количество различных ценностей, которые по определенным основаниям можно привести в систему. Наибольшее распространение получили классификации ценностей по следующим основаниям:

2) По широте их содержания: индивидуальные, групповые (классовые, этнические, конфессиональные и др.) и общечеловеческие ценности.

3) По сферам общественной жизни: материально-экономические (природные ресурсы, орудия труда), социально-политические (общественные институты, необходимые человеку - семья, этнос, Отечество) и духовные ценности (знания, нормы, идеалы, вера и т.п.).

4) По значимости для человека и человечества: высшие и низшие. Как правило, они совпадают с абсолютными и относительными ценностями, которые обусловлены длительностью их существования.

Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным характером, они являются ценностями не потому, что служат для чего-либо иного, а напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте высших ценностей. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. К высшим ценностям относятся общечеловеческие - мир, человечество; социальные - справедливость, свобода, права человека; ценности общения - дружба, любовь, доверие; культурные - мировоззренческие, этнические; деятельностные - творчество, истина; ценности самосохранения - жизнь, здоровье, дети; личностные качества - честность, патриотизм, верность, доброта и др.

Низшие (относительные) ценности выступают средствами для достижения каких-либо более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования ограничено.

5) В зависимости от типа цивилизации - в этом отношении некоторые авторы делят ценности на три группы, каждая из которых включает ценности, преимущественно культивируемые в основных типах современных цивилизаций - восточной, западной и евразийской. Восточная цивилизация ориентируется на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде. Базовыми ценностями являются уравнительность, гуманизм, справедливость, культ общины, почитание родителей и старших, авторитаризм.

Западная цивилизация ориентируется на индивидуализм, на культ личности, на адаптирование среды к интересам индивида. Поэтому ключевыми ценностями западной цивилизации являются свобода, лидерство, индивидуальность, равноправие и др.

В евразийской цивилизации сочетаются ценностные ориентации Востока и Запада. Для русского народа характерны патриотизм, взаимопомощь, открытость, доверчивость, терпимость, духовность, и даже, женственность. Не приемлемо - насилие, подавление свободы, чужеземного владычества, особой ценностью является социальная свобода.

Однако ценности любой цивилизации и эпохи не существуют вне человека как родового существа. В то же время существующие ценности выполняют важные функции в обществе в целом и в отношении конкретного человека - познавательную, нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую, которые в конечном счете интегрируются в функции социализации. Другими словами, ценности социализируют индивида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество, безусловно, не навязывает смысл жизни своим членам и это является индивидуальным выбором каждого человека. В то же время, Современное общество предлагает привлекательную цель, которая способна наполнять жизнь человека смыслом и придавать ему силы.

Смысл жизни современного человека -- самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом. Цель -- превратить человека из «винтика», объекта приложения внешних сил в творца, строителя мира.

Любой человек, встроенный в современное общество, -- это творец будущего, участник развития нашего мира, в перспективе -- участник создания новой Вселенной (ведь всего лишь за несколько сотен лет мы преобразовали планету Земля -- значит, за миллионы лет преобразуем и Вселенную). И неважно, где и кем мы работаем -- двигаем экономику вперед в частной фирме или учим детей в школе -- наш труд и вклад нужен для развития.

Сознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет делать свое дело хорошо и добросовестно -- на благо себе, другим людям и обществу. Это позволяет осознавать собственную значимость и единую цель, которую ставят перед собой современные люди, ощущать себя причастным к наивысшим достижениям человечества. Да и просто чувствовать себя носителем прогрессивного Будущего -- это уже немаловажно.

Благодаря нам -- современным людям -- мир и развивается. А без развития его ждала бы катастрофа. Люди, которые живут прошлым, а не будущим, чувствуют, что их жизнь теряет смысл; что то прошлое, на которое они молятся, заканчивается. Отсюда всплески отчаяния -- религиозный фанатизм, терроризм и т.п. Век традиционных обществ закончился. Тем не менее, следует помнить, что фанатики хотят разрушить наш смысл жизни, нацеленный на развитие и процветание, и мы должны эффективно противостоять этому.

Смысл жизни современного человека дает ему и вполне практическую отдачу. Совершенствуя себя, повышая свою квалификацию, энергично осваивая новое и занимая активную жизненную позицию, мы становимся ценными, высокооплачиваемыми специалистами (либо процветающими предпринимателями). В результате наша жизнь становится комфортной и богатой, мы можем больше потреблять и удовлетворять свои запросы. Кроме того, исходя из нашего смысла жизни, мы стремимся сделать своих детей умными, дать им образование -- и в результате наши дети становятся достойными людьми, что также приносит нам удовлетворение.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процессы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: развитие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения. Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Кузнецов А.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.

Смысл жизни (http://smysl.hpsy.ru)

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.

Герштейн М.Л. Смысл жизни (Письмо детям). (http://hpsy.ru/ public/x3142.htm)

Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.:Прогресс, 2000.

Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.

Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

Подобные документы

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Обзор философского, этического, религиозного и социологического аспектов проблемы смысла жизни человека. Изучение уровней высших ценностей. Анализ особенностей самореализации личности. Экзистенциальные моменты, которыми можно описать бессмысленность.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2012

    Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    Смысл жизни - содержательно-ценностная ориентация человека в его самоопределении, самоутверждении и самореализации; стратегическая жизненная перспектива в его понимании подлинного существования и бытия; смыслообразующие доминанты: труд, любовь, счастье.

    доклад , добавлен 29.05.2012

    Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации - в XX веке.

    реферат , добавлен 18.06.2013

    Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

    реферат , добавлен 09.02.2013

    Полемика о природе человека, путях эволюции общества. Идея исторического развития потребностей. Точка зрения Гегеля на человеческие потребности. Положение человека в мире, его "всеобщность", "универсальность". Мнение Карла Маркса о потребностях человека.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Характеристика смысла жизни и предназначения человека с точки зрения философской антропологии. Взаимосвязь личности и общества. Проблема мужского и женского начала в понимании антропологии. Человек и биосфера. Различные философские течения о смысле жизни.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Прародина человека согласно современным научным представлениям. Смысл жизни человека согласно эвдемонизму. Трактование смысла жизни человека в отечественной религиозной философии. Концепция социализации личности. Мораль в регулировании поведения человека.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Вопрос о смысле жизни как предназначении человека. Совесть как орган смысла субъекта, секуляризованная религиозная идея и самореализация человеческой сущности, марксистский подход и счастье в жизни человека. Неповторимость индивидуального опыта.