Высказывания хасана аль басри

Рассказывают, что к Хасану пришел бедуин и спросил его, что такое терпение. Хасан сказал:
«Терпение бывает двух видов: первое относится к разным бедствиям, а второе—к тому, что запретил нам Всевышний Господь»,— и рассказал бедуину о природе терпения.

Бедуин сказал: «Я не встречал большего праведника, чем ты, и не слышал о более терпеливом, чем ты»
Хасан ответил: «О, бедуин, моя праведность в целом основана на желании, а мое терпение—на скорби".
Бедуин смутился: «Поясни мне свои слова, ибо ты привел мои убеждения в смущение.»
На что Хасан ответил: «Терпение мое, в несчастьях или в покорности, свидетельствует о страхе перед адом, и это—та же скорбь, а праведность моя в этом мире есть стремление к тому миру, и это—желание лучшей участи»
Потом сказал: «Терпение того человека имеет силу, кто принимает свою участь, тогда терпение его—для Истины, а не для защиты плоти от ада, и праведность—для Истины, а не для того, чтобы попасть в рай, и это знак чистосердечия.»

Некоторые из его высказываний:

  • «Знания человеку подобают благотворные, деяния — совершенные, и в этом надобно чистосердечие, а покорность подобает полная, и в этом надобно терпение. Когда первое, второе и третье обретено, не знаю, что после того могут с ним сделать».
  • «Овца осведомленнее человека, ибо зов пастуха отвлекает ее от пастбы, а человека глас Божий (т.е. слова Корана) не удерживает от желаний».
  • «Общение с дурными делает поступки людей подозрительными в глазах хороших.»
  • «Если кто-то позовет меня пить спиртное, я отнесусь к нему лучше, чем к тому, кто зовет стремиться к мирскому».
  • «Познание (маарифат) наступает тогда, когда ты не находишь в себе ни крупицы вражды (хусумат)».
  • «Рай вечный—не за ничтожные дела земные, а за добрые намерения (ниййат)»
  • «Жители рая, когда впервые узрят рай, семьдесят тысяч лет пребывают в беспамятстве, дабы Господь Всевышний им явился. Если Величие Его узрят, опьяняются видом, наводящим ужас; если Красоту узрят, погружаются в единение».
  • «Помыслы суть зеркало, в котором ясно отражаются твои добрые и дурные дела».
  • «Для всякого, у кого слова проистекают не от мудрости, они—сущее бедствие, и молчание всякое, что не от раздумья, покоится на вожделении и небрежении, и любой взгляд, брошенный не из стремления поучиться, это все забава и прегрешение».
  • «Люди сердца всегда предпочитают молчание. Сначала говорят их сердца, и лишь потом—языки».
  • «В осмотрительности есть три степени (макам). Первая —когда раб Аллаха ни слова не говорит, иначе как по справедливости. Вторая —когда оберегает он члены свои от всего, на что гневается Господь. Третья — когда устремляется к тому, чему благоволит Господь».
  • «Мудрейшее из всех деяний —раздумье и осмотрительность».
  • «Если бы я знал, что во мне нет лицемерия, из всего, что есть на земле, я имел бы самое драгоценное».
  • «Противоречие между явным и тайным, сердцем и языком проистекает из лицемерия".
  • «Ни одного правоверного нет среди ушедших и не будет среди тех, кто придет, кроме трепещущих от страха, как бы не стать лицемерами».
  • «Каждый, кто говорит: я правоверный, на самом деле неправоверный: “Не очищайте же самих себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен!”.
  • «Несчастен сын Адама, довольный жилищем, где за дозволенное — спрос, а за недозволенное — мучения».
  • «Душа сына Адама не расстанется с этим миром иначе, как обремененная тремя печалями: первая—он не насытился тем, что скопил; вторая—он не обрел того, на что надеялся; третья—он не запасся необходимым для того пути, что открывается перед ним».
  • Кто-то сказал: «Такой-то отдает душу». Он ответил: «Не говори так. Он уже семьдесят лет отдает душу, если и сейчас не отдаст, так до чего же он дойдет?»
  • «Нагруженные легко—спаслись, нагруженные тяжело — погибли»
  • «Научил великий и Всеславный Господь неких людей, что этот мир был дан им взаймы. Они долг отдали и налегке ушли»
  • «По мне—смышленый и знающий разрушает этот мир, чтобы на его развалинах возводить тот мир, а не разрушает тот мир и на развалинах его возводит этот»
  • «Каждый, кто узнал Господа, любит его, и каждый, кто узнал этот мир, почитает его врагом»
  • «Никакое вьючное животное не годится для жесткой узды в такой степени, как твоя [плотская] душа в этом мире»
  • «Если хочешь увидеть, каким будет этот мир после твоей смерти, посмотри, каким он стал после смерти других"
  • «Клянусь Аллахом, что не почитали кумиров иначе, чем из любви к мирскому»
  • «Люди, что были прежде вас, знали цену тому Посланию, что пришло к ним от Господа. По ночам они обдумывали его, а днем поступали сообразно. А вы учились, но не поступали соответственно, огласовки и буквы исправили, и тем сотворили себе разрешение на вход в бренный мир»
  • «Клянусь Богом, что ни один человек, возлюбивший серебро и золото, не избегнет позора и унижения от Господа».
  • «Всякий глупец, завидев скопище идущих мимо, не устоит на месте»
  • «Всякий, кто приносит тебе слова людей, а твои слова уносит к другим, не заслуживает беседы».
  • И спросили: «Что есть покорность?» Он ответил: «Страх, что поместился в сердце, и сердце служит ему неотлучно».
  • И сказал: «Каждый намаз, на котором отсутствует сердце, приближает к мучениям»
  • Вся жизнь Хасана аль Басри была посвящена Аллаху и направлена на воспитание людей. Он часто говорил в своих проповедях:
    «Спешите, спешите, ведь, поистине, когда дыхание прервется, прекратятся и ваши дела, с помощью которых вы приближаетесь к Аллаху. Да помилует Аллах такого человека, который смотрит на самого себя и плачет из-за большого количества своих грехов!» – после чего он зачитывал аят: «Поистине, Мы установим для них количество» (Св. Коран, 19: 84) – и говорил: «Здесь под количеством подразумеваются вздохи, по завершению которых, из тебя выйдет твоя душа, ты расстанешься со своей семьёй и будешь погребен в могилу»
  • “Мы смеемся, но не знаем, а вдруг Аллах ничего не принял из наших дел”.
  • “я видел 70 сподвижников битвы Бадр, если бы вы их знали, то считали бы сумасшедшими. А если бы они знали вас, то считали бы, что вы никакого отношения к Исламу не имеете.”

О, сын Адама, ты состоишь из дней. Когда уходит день, уходит часть тебя. Терпение того человека имеет силу, кто принимает свою участь. Тогда терпение его — для Истины, а не для защиты плоти от ада, и праведность его для Истины, а не для того, чтобы попасть в рай, и это знак чистосердечия. Наши предшественники говорили: «Поистине, язык верующего находится за его сердцем, и если он что-то хочет сказать, то сначала осмысливает, а потом – говорит. Язык же лицемера находится перед его сердцем, и если он намеревается что-то сказать, то говорит, не обдумывая.


ТАК ГОВОРИЛ ХАСАН АЛЬ-БАСРИ
حسن البصري‎‎

Абу Саи́д аль-Ха́сан ибн Яса́р аль-Басри (араб. حسن البصري‎‎; 642, Медина - 728, Басра) - исламский богослов и знаток хадисов, один из первых исламских аскетов (захид), предшественник суфизма. Родился в 642 в Медине. Имя его отца упоминается в 3 различных сообщениях как Фируз, Ясар или Джафар, а имя матери его - Хайра. Сообщается, что она была служанкой у жены Мухаммеда Умм Салама бинт Абу Умайя.
С 657 года жил в Басре. В 663-665 годах участвовал в военном походе на территории нынешнего Афганистана. Хасан участвовал в войне против Персии, был секретарём наместника Хорасана Раба ибн Зияда. Когда правителем Ирака стал Хаджадж ибн Юсуф (694 год), принял участие в организованной последним работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими знаками. При халифе Умаре ибн Абдул-Азизе аль-Хасан стал кади Басры.
Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты, и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии.
Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 728 году.

О, сын Адама, ты состоишь из дней. Когда уходит день, уходит часть тебя.

Я видел 70 сподвижников битвы Бадр, если бы вы их знали, то считали бы сумасшедшими. А если бы они знали вас, то считали бы, что вы никакого отношения к Исламу не имеете.

Наши предшественники говорили: «Поистине, язык верующего находится за его сердцем, и если он что-то хочет сказать, то сначала осмысливает, а потом – говорит. Язык же лицемера находится перед его сердцем, и если он намеревается что-то сказать, то говорит, не обдумывая.

Верующий ищет оправдание для брата в Исламе, а лицемер ищет его вину.

Познание наступает тогда, когда ты не находишь в себе ни крупицы вражды.

Терпение того человека имеет силу, кто принимает свою участь. Тогда терпение его — для Истины, а не для защиты плоти от ада, и праведность его для Истины, а не для того, чтобы попасть в рай, и это знак чистосердечия.

Знания человеку подобают благородные, деяния совершенные, и в этом надобно чистосердечие, а покорность подобает полная, и в этом надобно терпение. Когда первое, второе и третье обретено, не знаю, что после того могут с ним сделать.

Овца осведомлённее человека, ибо зов пастуха отвлекает её от пастьбы, а человека глас Божий не удерживает от желаний.

Общение с дурными делает поступки людей подозрительными в глазах хороших.

Если кто-то позовёт меня пить вино, я отнесусь к нему лучше, чем к тому, кто зовёт стремиться к мирскому.

Если хочешь увидеть, каким будет этот мир после твоей смерти, посмотри, каким он стал после смерти других.

По мне — смышлёный и знающий разрушает этот мир, чтобы на его развалинах возводить тот мир, а не разрушает тот мир и на развалинах его возводит этот.

Клянусь Богом, что не почитали кумиров иначе, чем из любви к мирскому.

Люди, что были прежде вас, знали цену тому Пожеланию, что пришло к ним от Господа. По ночам они обдумывали его, а днём поступали сообразно. А вы учились, но не поступали соответственно, огласовки и буквы исправили, и тем сотворили себе разрешение на вход в бренный мир.

Клянусь Богом, что ни один человек, возлюбивший серебро и золото, не избегнет позора и унижения от Господа.

Всякий глупец, завидев скопище идущих мимо, не устоит на месте.

Всякий, кто приносит тебе слова людей, а твои слова уносит к другим, не заслуживает беседы.

Братья нам дороги, ибо они друзья религии, а семья — и домочадцы и дети — друзья этого мира и соперники религии.

Каждый намаз, на котором отсутствует сердце, приближает к мучениям.

Удивляюсь я людям, которые смеются, не ведая правды о своём состоянии.

Рай вечный — не за ничтожные дела земные, а за добрые намерения.

Благочестивые деяния в состоянии отрешённости принимаются Ботом как мольба, даже если ты не просишь отпущения грехов.

Помыслы — суть зеркало, в котором ясно отражаются твои добрые и дурные дела.

Для всякого, у кого слова проистекают не от мудрости, они — сущее бедствие; и молчание всякое, что не от раздумья, покоится на вожделении и небрежении, и любой взгляд, брошенный не из стремления поучиться, — это всё забава и прегрешение.

В книгах Мусы (Моисея) сказано: «Всякий человек, который удовольствовался малым, перестал нуждаться, а когда устранился от людей, обрёл покой, а когда растоптал похоть, обрёл свободу, а когда освободился от зависти, нашёл в себе радушие».

Люди сердца всегда предпочитают молчание. Сначала говорят их сердца, и лишь потом — языки.

Мудрейшее из всех деяний — раздумье и осмотрительность.

Если бы я знал, что во мне нет лицемерия, из все-го, что есть на земле, я имел бы самое драгоценное.

Ни одного правоверного нет среди ушедших и не будет среди тех, кто придёт, кроме трепещущих от страха, как бы не стать лицемерным.

Каждый, кто говорит: я правоверный, на самом деле не правоверный. «Не очищайте же самих себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен!» (Коран).

Правоверный тот, кто не суетлив и не таков, как собирающий дрова в потёмках, то есть на того не по-хож, кто всё, что может делать, делает; всё, что при-ходит на язык, говорит.

У троих не бывает отрешённости — у обуреваемого страстями, развратника и неправедного имама.

Несчастен сын Адама, довольный жилищем, где за дозволенное — спрос, а за недозволенное — мучения.

Душа сына Адамова не расстаётся с этим миром иначе как обременённая тремя печалями: первая — он не насытился тем, что скопил; вторая — он не обрёл того, на что надеялся; третья — он не запасся не-обходимым для того пути, что открывается перед ним.

Нагруженные легко — спаслись, а нагруженные тяжело — погибли.

Каждый, кто узнал Господа, любит Его, и каждый, кто узнал этот мир, почитает его врагом.

В самоотрицании есть три степени. Первая — когда раб Божий ни слова не говорит иначе как по справедливости. Вторая — когда оберегает он члены свои от всего, на что гневается Господь. Третья — когда устремляется к тому, чему благоволит Господь.

Никакое вьючное животное не нуждается в жёсткой узде в такой степени, как твоя плотская душа в этом мире.

(Посещено: в целом 587 раз, сегодня 1 раз)

October 20th, 2014

Ахмад ибн Насыр Ат-Таййар

Саляфы о достоинстве знания и ученых

Сказал Али Камилю ибн Зияду, да будет доволен им Аллах: “Сердце -это сосуд и самое благое из них- самое вместительное. Запомни то что я тебе скажу. Люди делятся на три категории, первая -благословенный ученый, вторая -тот кто приобретает знания на пути спасения, третья -чернь следующая за всяким крикуном, куда ветер туда и они, они не освещены светом знания и не найдут себе прочного пристанища. Знание лучше денег, потому что деньги охраняешь ты, а знание охраняет тебя, расходование уничтожает средства, а знание от этого увеличивается; знание управляет, а деньгами распоряжаются; хранители денег умирают, будучи живыми, а ученые остаются живыми до скончания времен: сами они исчезают, но дела их остаются в сердцах" . Сказал Абдулла Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах: “Знанием не является передача множества хадисов, однако знание -это богобоязненность”. Сказал Хасан Аль-Басри: “Мы приобретали знания и находили что всякий кто действовал без знания приносил больше вреда чем пользы”. Сказал Имран Аль-Кусейр: “Спросил я как-то Хасана Аль-Басри о чем то и сказал: “Факыхи говорят то-то и то-то”. На что он сказал: “Видел ли ты факыхов собственными глазами? Поистине факых-это тот кто отверг этот мир, кто проницателен в религии и постоянно поклоняется своему Господу”.

Сказал Абу Джафар Мухаммад ибн Али, да будет милостив к нему Аллах: “Клянусь Аллахом, смерть ученого любимее для иблиса чем смерть семидесяти поклоняющихся”. Также он сказал: “Ученый приносящий пользу лучше чем тысяча поклоняющихся”. Сказал Хиляль ибн Хубаб: “Я сказал Саиду ибн Джубейру:”Каков признак гибели людей?” На что он сказал: “Это -когда уходят ученые”.

Сообщается что Ибрахим ибн Адхам сказал: “Говорят что нет ничего неприятней для иблиса чем кроткий ученый, если он говорит то говорит согласно своему знанию, если же молчит то из-за своей кротости”.

Сказал Аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах: “Приобретение знания лучше чем дополнительная молитва”. Сказал Ар-Раби: “Сказал мне Аш-Шафии: “Если практикующие факихи не являются приближенными (авлия) Аллаха, то я не знаю кто является ими”.

July 16th, 2014

...Месяц избавления(Рамадан) от различных видов забвения Корана. О пяти видах из которых упомянул Ибн Аль-Кайим, да будет милостив к нему Аллах. Они следующие:

1. Избегание должной заботы о нем, веры в него и слушания его.
2. Избегание дел в соответствии с тем, что он дозволил и что запретил, даже если человек читает его и верит в него.
3. Оставление суда по нему и следования ему в вопросах основ веры, и ее ответвлений.
4. Оставление размышления над ним, его осмысления и понимания того, что Аллах желал выразить им.
5. Оставление исцеления посредством него всех болезней сердца.

Все эти виды охвачены словом Аллаха: "Посланник сказал: "Господи! Мой народ забросил этот Коран" (Различение, 30).

Мусульманин взаимодействует с Кораном различным образом и его обязанностью является выполнение некоторых заданий связанных с ним. И ему не следует сосредотачиваться на каком-нибудь одном из них, не обращая внимания на другие. Передают, что мать Хасана Аль-Басри рассказывала о нем, что когда он открывал Коран, то она видела, что его глаза были постоянно влажными и его губы не переставали двигаться. ....