Введение в психологию. Психология как наука

Самому бытию. М. Босс был лично знаком и дружен с Хайдеггером. Босс пошел по пути, проложенному феноменологической психологией . Но постепенно Босс приходит к выводу, что его взгляды по целому ряду пунктов отличаются от концепции Бинсвангера... выступать на первый план периодически, позволяя сделать правильный выбор или изменить уже существующее в жизни. Экзистенциальная психология противостоит взглядам на человека как на вещь. Человек свободен и один ответственен за свое существование. Бинсвангер, ...

https://www.сайт/psychology/15040

Наше отношение к прошлому меняется, человек постоянно реинтерпретирует свое прошлое. Причинно-следственные связи в экзистенциальной психологии отвергаются, но не отвергается взаимосвязь между прошлым и настоящим. Людвиг Бинсвангер говорит о том, что... будущему исчезает, то человек объясняет все происходящее с ним причинно обусловленным прошлым. Бинсвангер и другие психологи -экзистенциалисты подчеркивают, что будущее -в отличии от настоящего и прошлого - основной образец времени для человека...

https://www.сайт/psychology/15042

Зигмунд Фрейд верно определил некоторые архетипы человеческой психики. Они включены в эзотерическую психологию и заняли в ней свое место. Это я, оно и сверх-я. Но эзотерическая психология , в отличие от фрейдизма, дает исчерпывающую шкалу психической эволюции от низшей формы... что доктор Фрейд называл «Сверх-Я». На этом уровне заканчивается фрейдизм, остальные уровни – это чисто эзотерическая психология , пост-фрейдизм. Но это не последний уровень эволюции, многие, к сожалению, застревают на нем. ...

https://www.сайт/psychology/16465

Вытекает ряд ошибочных методологических выводов, наложивших глубокий отпечаток на большинство исследований современной генетической психологии . Исходя из той посылки, что весь путь развития представляет собой однородное целое, ... эволюции форм поведения. Поэтому вне связи с генетической физиологией и генетическим изучением поведения, включающим и психологию , генетическая морфология должна неизбежно превратиться в морфологию сравнительную: она вынуждена ограничиваться установлением срезов на...

https://www.сайт/psychology/17313

Потенциальные психологические возможности данного возраста. Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики: - тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни... с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей. Важнейшее понятие психологии развития - психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе - объективная, исторически изменчивая, ...

https://www.сайт/psychology/17470

Систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов. М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии . В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в... качеств и возможностей ребенка выступают как критерии отбора при записи наблюдений (как в дневнике психолога B.C. Мухиной «Близнецы»). При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или...

https://www.сайт/psychology/17471

Помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, П1ТУР и др.). В зарубежной психологии констатирующему исследованию обычно противопоставляется обучающее исследование. Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов... более содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие. Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, ...

https://www.сайт/psychology/17472

И в настоящее время в России по этим принципам работают некоторые детские сады или группы. Немецкий психолог и педагог Э. Мейман также основное внимание уделял проблемам познавательного развития детей и разработке методологических основ... критерии формирования классов (например, по уровню интеллекта, по интересам, по стилю взаимодействия с учителем). Швейцарский психолог Э. Клапаред выступил с критикой рекапитуляционных представлений Холла, отмечая, что филогенез и онтогенез психики имеют общую...

ПСИХОЛОГИЯ

Лекция 1. Введение в психологию

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом ВОЛЬФОМ

Термин «психология» образован от двух греческих слов:

a) psyche - душа, психика;

б) logos - знание, осмысление, изучение.

В дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психиче­ские процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенно­сти психологии - конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания.

Ее практические следствия уникальные - они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто - это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым изменяет себя.

Лекция 1 Введение в научную психологию 1. 2. 3. 4. 5. 6. Возникновение психологии как науки. Основные исторические этапы смены представлений о предмете психологии Понятие психики и сознания Задачи и место психологии в системе наук Методы психологии Отрасли психологии Направления психологии

1. Возникновение психологии как науки. Основные исторические этапы смены представлений о предмете психологии «У психологии огромная предыстория и очень короткая история» Г. Эббингауз

1 этап – психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Благодаря душе человек слышит, видит и понимает все, что вокруг него происходит. Древнегреческие философы (Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон) занимались изучением вопросов, относящихся в настоящее время к кругу вопросов современной психологии. Аристотель написал по сути первый психологический труд трактат «О душе» .

2 этап – психология как наука о сознании Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Основная мысль: за поведение человека отвечает мозг. Основной метод: интроспекция (от лат. – смотрю внутрь) – наблюдение человека за самим собой.

Вильгельм Вундт (1832 -1920) Открыл первую лабораторию по изучению психики человека в Лейпцигском университете в 1879 году

3 этап – психология как наука о поведении Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки реакции человека. Не учитывались мотивы поведения человека, его ценностные ориентации, направленность интересов.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году с возникновения первой психологической лаборатории Вундта. 1885 год - первая психологическая лаборатория в России В. М. Бехтерева.

2. Понятие психики и сознания Мнение ученых: Отличительная особенность человека – наличие у него психики. С высшими животными человека роднит наличие психики (совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.), а отличает – наличие сознания – высшей формы психики. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающейся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности (или свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, что обеспечивает целесообразность поведения и деятельность). Или: Психика – это субъективный образ объективного мира.

Основные функции психики Отражение окружающей действительности (отражение воздействий, образы материального мира преломляются через психику человека, его особенности, его состояния). 2. Регуляция поведения и деятельности (реакция на изменения окружающей среды, формирование дальнейшего поведения). 3. Обеспечение целостности организма (выделения себя из окружающей среды, осознание своей индивидуальности, своего места в жизни, обществе, группе). 1.

3. Задачи психологии изучение сущности психических явлений и их закономерностей; анализ формирования и развития психических явлений, управление ими; изучение физиологических механизмов психических явлений); использование полученных знаний с целью повышения эффективности тех или иных отраслей практики.

Наблюдение 1. Наблюдение это древнейший метод познания. 2. 3. 4. 5. 6. Виды наблюдения Срез (кратковременное наблюдение) Лонгитюдное (длительное, иногда в течение ряда лет) Выборочное Сплошное Включенное (особый вид наблюдения) – когда наблюдатель становится членом исследуемой группы Одна из разновидностей – самонаблюдение

Беседа 1. Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. 2. 3. 4. Виды бесед Сбор анамнеза (от лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, полученные от него самого или от хорошо знающих его лиц Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (заранее подготовленные) вопросы Вопросники Психологические анкеты

Эксперимент Виды эксперимента Эксперимент – главный метод психологического исследования. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. 1. Лабораторный 2. Естественный

Метод тестов ВИДЫ ТЕСТОВ Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Прогностические 2. Диагностирующие 1.

5. Отрасли психологии Для всех отраслей психологии общим является предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

Основные отрасли психологии Общая психология – изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики. Психические процессы, психические свойства, психические состояния. Возрастная психология – изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности всей личности растущего человека, условия ускорения развития, своеобразие психики на разных возрастных этапах. Детская психология, Психология школьного возраста, Пренатальная психология, Геронтология, Акмеология.

Отрасли психологии Социальная психология – изучает социальнопсихологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально -психологические проявления в больших группах (действие телевидения, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Психология общения, Психология семейных отношений, Психология конфликтов, Психология управления. Педагогическая психология – изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности Психология труда Инженерная психология Медицинская психология Юридическая психология Военная психология и т. д.

6. Направления психологии Психоанализ Бихевиоризм Гештальт-психология Французская социологическая школа Гуманистическая психология Когнитивная психология Российская психологическая школа

Психология, как наука.

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж. В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог - "по образованию" и психолог -"по жизни" далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом? В связи с большой популярностью слова "психология" многие молодые люди, выбирая пути продолжения образования, стремятся получить профессию психолога. Таким образом они надеются глубже познать себя, а главное - овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, "что такое психология" и "кто такой психолог". Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология - это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека. Одна из отраслей психологии -патопсихология - правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Понятие «психология» введено в науку было введено в XVIII в. немецким учёным Христианом Вольфом.

Данный термин образован из двух греческих: «psyche » - душа и «logos » - слово, учение.

Психология (греч. - душа; греч. - знание) - это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных.

Как и в любой другой науке, в психологии есть свой предмет изучения, точней, именно в психологии их множество. Но основным является психика.

Психика – свойство головного мозга, которое помогает человеку взаимодействовать с окружающим миром.

Разделы психологии.

Множество предметов психологии обуславливает наличие большого количества разделов. Структуру большинства современных наук можно представить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений - отдельные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п. Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии. О6щая психология - фундамент всех остальных ее отраслей. Другие разделы: возрастная психология, социальная психология, психология религии, нейропсихология, семейная психология, психология спорт и т.д.

Связь психологии с другими науками.

Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

В разработанной Б.М. Кедровым нелинейной классификации наук психология помещена внутри треугольника, вершины которого - естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.

Виды психологических знаний:

    Житейское – знания, основанные на опыте человека, не опирающиеся на какие-либо научные знания.

    Искусство – (различные произведения искусства – характеризуются образностью).

    Научное – объективные знания, научные факты; характеризуется достоверностью, доказательностью и конкретностью.

    Практическое – применение теоретических знаний, концепций, принципов в практической деятельности.

    Парапсихологическое – изотерические знания, выходящие за грань объяснения (ясновидение, хиромантия, экстрасенсорика и т.д.); характеризуется недоказательностью, необъективностью.

Направления психологии.

Бихевиоризм: Предложили опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior - «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

Психоана́лиз - психологическая теория, разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.

Фрейд предложил такую структуру психики:

    Эго («Я») – совесть, идеальный образ себя.

    Суперэго («Сверх-Я») – реальное Я.

    Ид («Оно») – бессознательные импульсы, инстинкты, влечения.

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

Все вы хорошо представляете себе, о чем идет речь, когда мы говорим о пси­хических явлениях и процессах. Мы называем психическими такие явления, как ощу­щение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления, воображения, эмоциональные переживания удовольствия и неудоволь­ствия и другие чувства. Наконец, мы часто говорим об индивидуально-психологичес­ких особенностях личности человека (например, слабовольный человек, общитель­ный или человек сильной воли), мы учитываем эти особенности.

Конечно, научное знание не ограничивается и не может ограничиваться опи­санием тех или иных явлений. Например, мы наблюдаем такое великолепное явление как радуга. Можно радоваться, созерцая эту красоту, но от того, что мы наблюдаем множество раз одно и то же, наши научные знания не увеличиваются. Научное зна­ние заключается в том, чтобы проникнуть в самую природу тех или иных явлений и процессов, в порождающие их причины, управляющие ими законы, то есть, как обычно говорят, в их сущность.

Не иначе обстоит дело и с психологией. Задачи ее заключаются именно в том, чтобы исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические. И вот здесь психология как наука встречается с очень серьезными затруднениями с точки зрения того, как подойти к решению задачи познания сущности тех явлений и процессов, которые называются психическими.

Этот вопрос далеко не прост. Пожалуй, он сложнее, чем аналогичный вопрос, который, естественно, возникает и в других науках о живой природе, и знаменатель­но, что Альберт Эйнштейн, говоря о психологии, воскликнул: насколько же психо­логия как наука сложнее, труднее, чем физика!

Действительно, на протяжении веков сущность психических явлений, кото­рые, казалось, были схвачены, очерчены в первом приближении и предмет психоло­гии как науки оказались какими-то малоуловимыми. Как, например, синий цвет, который при близком рассмотрении теряет свою синеву и оказывается серым, нео­пределенным.

И все же мы имеем очень серьезный прогресс в понимании сущности психи­ческих явлений. Для того, чтобы проникнуть в эту сущность, понадобилось исходить из каких-то первоначальных общих научных представлений. Чтобы иметь конкретное исследование природы и законов психических явлений, нужно было отправляться от общих теоретических положений, представлений и, могу даже сказать, философско-

8 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛЕКЦИЯ 1

го понимания того, что же такое эти явления по своей сути. Современная научная психология исходит из того, что психические явления, процессы представляют со­бой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, что существует в действительности независимо от самого факта отражения.

Обычно мы коротко выражаем это положение так: психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности. Это общее теоретическое положение, которое бесспорно потому, что оно свидетельствует о всем опыте жизни отдельного человека и, особенно, об опыте всего человечества.

Действительно, если бы то, что отражается в нашей голове в форме ощуще­ний, восприятия, мышления не представляло бы собой именно отражения, своеоб­разной копии реального мира, как бы мы с вами могли жить в мире? Даже для того, чтобы осуществить самый простой жизненный процесс, жизненный акт, для того, чтобы повернуть бумажку, которая сейчас передо мною, нужно увидеть эту бумажку, нужно увидеть движение, которое я делаю сейчас перед вами, знать свой­ства, какие имеет эта бумажка, нужно измерить расстояние, свойство материала, величину и т.д., и т. п. Но если говорить серьезно, посмотрите, как человечество в ходе своей истории научилось управлять внешним миром, переделывать природу, создавать новые объекты, новые вещи и приспосабливаться к внешнему миру, и не только приспосабливаться, но и приспосабливать его, а для этого нужно иметь об­раз этого мира.

Конечно, этот образ мира в какой-то форме возникал - может быть, в са­мой простой форме слухового или другого образа, в какой-нибудь другой форме. Ко­нечно, это отражение может быть лишь приблизительным, вернее, более или менее правильным, иногда ложным, иллюзорным, как бы не существующим вовсе. Но раз­ве в этом главное? Главное заключается в том, что наши субъективные образы мира становятся более или менее правильными под влиянием опыта жизни, практической деятельности как в ходе истории, так и в ходе развития отдельного человека.

Речь идет не о каждом отдельном явлении, которое может быть иллюзорным. Речь идет о развитии, о движении, которое направлено в сторону все более верного, адекватного, то есть соответствующего, отражения. Отражение - важнейшая фило­софская категория, важнейшая категория человекознания. Но вместе с тем это поня­тие, эта категория стала действительно исходной и в современной психологии, ис­ходной еще и потому, что когда мы говорим об отражении, то мы имеем в виду не только познавательные процессы, восприятие или мышление. Эта категория должна быть распространена на весь круг психических явлений.

Я сошлюсь на такое простое явление, как, например, ощущение движения. Это не отражение внешне происходящего перед нашими глазами процесса. Тем не менее, это отражение моего состояния - процесса, который связан с моим соб­ственным действием. Но разве и эмоциональные процессы не несут в себе отраже­ния чего-то, что существует независимо от наличия эмоциональных переживаний? Конечно, да.

Допустим, что то или иное воздействие на человека положения вещей, ситу­ации, как мы говорим, может быть благоприятно для развития жизни, для дости­жения какого-то положительного результата, а может и противоречить субъекту. И тогда мы получаем безошибочные сигналы, которые мы называем эмоциями, то есть ощущения, переживания этого неприятного явления.

Даже сами внутренние психические процессы могут быть предметом отраже­ния, потому что они представляют собой некоторую реальность. Например, отра­жаться может мысль того или другого человека, а также при некоторых условиях и наша собственная мысль. Мы можем иметь мысль о мысли. Это отражение процессов, но процессов, протекающих главным образом во внутренней форме.

А разве мы не составляем себе известный образ, представление о личности че­ловека, другого человека? А вместе с этим, вернее, вслед за этим (если иметь в виду развитие) и представление о своей собственной жизни, об известном этапе развития человека, о развитии человеческой личности? Человеческий индивидуум постепенно формирует представление о самом себе среди других людей. Начинается дело с про­стых вещей, с отображения телесного Я; когда мы совершаем какое-то простое дей­ствие, мы руководствуемся не только отражением предметной среды и вещей, но и представлением о своем собственном теле. Сопоставляем поверхность своего тела и по­верхность предмета, а коль скоро это представление поверхности предмета у меня су­ществует, то складывается и образ телесного Я. Я мог бы продолжать бесконечно пере­числения этих примеров, но это и так ясно.

Психологи имеют дело с явлениями и процессами, которые относятся к кате­гориям явлений и процессов отражения. Но само словосочетание «явление отраже­ния» имеет очень широкое значение, это понятие охватывает массу процессов, кото­рые мы наблюдаем и в неживой, неорганической, и в органической природе. А когда мы, психологи, говорим об этом, мы уточняем это понятие. Можно говорить об от­ражении в неживой природе, например об отражении лучей света в зеркале, и мы так и говорим: «зеркальное отражение».

Мы употребляем эти слова и для обозначения многих процессов в живой при­роде, причем, иногда, для характеристики процесса, который относится к живой природе, но не относится к процессам отражения в вышеупомянутом значении этого слова. Например, мы можем сказать, что усиленная теплоизоляция тела «отражает» понижение температуры внешней среды. Так можно сказать: «отражает». Но это не то отражение, о котором идет речь, когда мы употребляем это понятие как категорию психологии познания. В этом последнем случае мы говорим о другой форме отраже­ния, о «психическом отражении».

Чем отличается данная форма отражения от других форм процессов и явлений, которые в широком смысле называются процессами отражения? В чем заключаются особенности именно психического отражения? Прежде всего, это явления и процес­сы, которые представляют собой субъективный образ действительности. Это значит, что они принадлежат живому субъекту. Значит, психическое отражение, о котором идет речь, свойственно только живым существам - животным и человеку. Оно воз­никает, формируется лишь в ходе развития жизни, в ходе эволюции живых существ, живых организмов, и оно является продуктом процесса развития жизни.

Следовательно, это явление отражения, с которым мы имеем дело, психичес­кое явление, - это процесс жизненный. Я бы хотел, чтобы вы обратили внимание на это положение. Явления и процессы, которые изучаются психологами, принадлежат к числу явлений и процессов жизненных, порождаемых жизнью, существующих только в жизни, принадлежащих живым существам, которые суть субъекты отражения.

Вот видите, оказывается, что психология принадлежит к тому обширнейшему кругу наук, которые занимаются жизненными процессами, которые изучают жизнь, ее формы на разных ступенях ее развития, в разных ее характеристиках, но все это - жизнь. Это всегда активная сторона процесса. Поэтому и психические явле­ния и процессы, то, что мы называем психикой, психическими отражениями, - тоже активные.

Психические отражения активны в двояком отношении: и по своему проис­хождению, и по функции. По своему происхождению потому, что никакое психическое отражение, никакие психические явления и процессы не могут возникнуть и раз­виваться иначе, как в жизненных, всегда активных процессах, в процессах жизни субъекта. Эти психические явления существуют только в процессах жизни.

Когда на живое существо, живой организм воздействует какой-то внешний раздражитель, то необходима активность организма для того, чтобы эти воздействия породили свое отражение, а попросту: для того, чтобы увидеть, надо смотреть, а чтобы услышать, нужно слушать.

Иногда эта активность имеет скрытую, внешне плохо наблюдаемую форму. Например, чтобы получить образ предмета, чтобы увидеть эту аудиторию, доста­точно ли, как говорит старинный автор, «открыть глаза»? Нет - надо еще и по­смотреть. Надо проделать внутреннюю работу. Должны быть активные жизненные процессы и для того, чтобы возник образ данной аудитории, образ любого другого объекта вообще.

Иногда эти процессы активности, напротив, очень открыты. Если, например, я в темноте должен найти и взять со стола вот этот предмет и отличить его от других предметов, что я должен сделать? Я должен провести рукой по контуру этого пред­мета, обнаружить его, как бы «снять слепок» с этого предмета. Когда я делаю это движение рукой, я снимаю слепок, чтобы понять, о чем идет речь.

Иногда нужно припомнить, найти у себя в памяти что-то, и здесь тоже нужна какая-то особая форма активности, нужны какие-то жизненные процессы, чтобы данное отражение произошло скрыто или открыто. Но эта активность не может по­рождаться самими явлениями психического отражения. Это первое.

Второе. Психическое отражение активно также в том отношении, что оно не только порождается жизнью, но и выполняет свою особую роль в тех самых порож­дающих его жизненных процессах. Оно выполняет особую функцию. Психическое от­ражение - это вовсе не побочный продукт или просто тень, отбрасываемая иду­щим человеком, которая никак не влияет на его шаги. Дело обстоит совсем иначе. Психическое отражение играет свою роль, выполняет свою функцию в жизненных процессах. Для характеристики этой функции я должен ввести один термин. Я его приведу, а потом мы с вами увидим, какие богатства кроются за этим термином, какое это богатое понятие. Нужно сказать так: психическое отражение «опосредству­ет» жизненные процессы.

Опосредствованность - это значит оно «служит средством», то есть процесс происходит через ощущения, «посредством» восприятия. Приспособление к внеш­нему предмету оказывается опосредствованным. И это происходит на всех уровнях развития сложных форм жизни: у животных и у человека. Вы присмотритесь к поле­ту ласточки вечером, когда поднимается рой насекомых, или утром; очень хорошо видно, как ласточка в своем полете строго управляется, как точно оценивает ско­рость движения летящего насекомого и расстояние, как безошибочны, как необык­новенно точны ее действия!

Я спрашиваю: чем управляются эти сложнейшие движения? Каким механизмом своего полета пользуется это прекрасно работающее автоматическое устройство пти­цы? Этот автомат лишь осуществляет полет, а что управляет им? Восприятия очень сложные притом, с оценкой расстояний и даже величины пути движения насекомого.

Но поднимемся дальше. Прицелен, точен, соразмерен прыжок, скажем, хищ­ного животного, точен расчет всех его бросков. Как может быть это управляемо? Нужно иметь перед глазами жертву и нужно прогнозировать, предсказывать, уметь предсказывать движения этой жертвы. Зачеркните мысленно вот эти образы, которые управляют поведением хищного животного или ласточки в полете, и вы получите полную невозможность приспособления этих животных к условиям, в которых им приходится существовать, жить, утверждать свою жизнь и вместе с этим, через это, также утверждать жизнь, существование вида.

Таким образом, эти процессы, эти явления отражения, эти субъективные об­разы опосредствуют деятельность живых существ, управляют ею, давая ориентиров­ку субъекту - животному или человеку - в условиях, в которых они существуют в окружающем их предметном мире. Поэтому мы и говорим: активная функция, актив­ная роль психики. Так же управляют жизненным уровнем человека в мире, в котором он живет, и эмоции.

Итак, основная мысль состоит в том, что психическое отражение характеризу­ется не только тем, что оно всегда принадлежит некоему субъекту, живому существу, но также и тем, что это есть всегда активный процесс, активный и в том отношении, что он порождается жизнью, и в том, что эти явления участвуют в осуществлении жизни, регулируют ее, ориентируя субъекта - животного или человека - в том мире, в котором он живет, в той действительности, в которой он существует.

Наконец, третье положение, на которое хотелось бы обратить внимание и которое также имеет отношение к нашему общему представлению о том, как сле­дует подходить к конкретному исследованию психических явлений и процессов. Это положение состоит в том, что в ходе эволюции развиваются и усложняются органы психического отражения, меняются его формы, то есть меняются формы психики. Отражение меняется не только в смысле увеличения количества чувств, обогащаю­щих сферу ощущения, восприятия, но и в смысле качества его формы. Если, ска­жем, говорить о низкой степени эволюции, то мы можем объективно констатиро­вать наличие зачаточных ощущений в восприятии окружающей среды. С переходом к человеческому обществу происходит огромный скачок в развитии, появление очень больших качественных изменений. Рождается новая форма психического от­ражения, и мы называем эту форму сознанием.

Здесь следует сделать одно уточнение. Дело в том, что когда мы говорим «пси­хика», то имеем в виду лишь психическое отражение на разных ступенях развития. Го­ворим о психике животного, человека, младенца всякий раз, когда имеем дело с соб­ственной ориентировочной деятельностью живого существа и т.д. Но когда мы говорим «сознание» применительно к человеку, мы имеем в виду не всякое человеческое пси­хическое отражение, а только такое, которое присуще исключительно человеку и ко­торое является продуктом развития не жизни природного существа в природной сре­де, а продуктом развития, порождения человеческой жизни в человеческом обществе. И если мы говорим, что специальная человеческая психика должна быть выделена, обозначена новым понятием, новым термином, и говорим «сознание», то это вовсе не означает, что эта высшая форма психики является единой формой психического отражения человека. Научное исследование приводит к необходимости констатиро­вать, что, наряду с этой высшей формой, существуют и другие, более элементарные формы психического отражения у человека и они уже не те, с какими мы встречаемся даже у наиболее высоко развитых животных. Эти элементарные формы отражения про­должают существовать в измененном, трансформированном виде, несмотря на появ­ление новых, специфических форм отражения.

Когда я спрашиваю себя, сознаю ли я окружающий мир, в действие вступает особая форма психического отражения. Я могу дать отчет о том, что я вижу, что я слышу, что я переживаю или переживаю ли вообще что-нибудь. Мы знаем это по собственному опыту. Например, когда я прохожу по улице и навстречу мне движут­ся люди, я иду мимо витрин магазинов, на этих витринах выставлены те или другие товары, передо мной возникает на пути светофор, а я в это время занят ожив­ленной беседой с моим спутником, предметом моего сознания является то, о чем идет речь в оживленной беседе, я отдаю в этом себе отчет, я это контролирую. И это сознательный процесс. Я действую, имея в виду этот предмет, о котором идет речь. Но вместе с тем, я никогда не отступлю и за кромку тротуара. Я придержива­юсь сигналов, я не столкнусь со встречными людьми, я обхожу их. Если что-то появляется неожиданное в витрине, я это вижу. У меня может прерываться процесс. Я могу отвлечься от самой интересной беседы, пусть на несколько секунд. Как го­ворится, мое внимание будет отвлечено этой неожиданной встречей. В каком соот­ношении находятся те процессы, которые протекают как бы незаметно для меня, о которых я не думаю, и те, в которых я отдаю себе отчет и которые я знаю? Сейчас я вижу, сейчас я думаю, сейчас я решаю задачу. Что я должен сказать? Они соот­носятся как низшая и высшая формы психического отражения, причем высшая принадлежит только человеку.

Я начал свою лекцию с того, что мы знаем о психических явлениях по собст­венному опыту. Но только то, что нам дает этот опыт, честно говоря, обманчиво, и объективное знание этих явлений открывает нам гораздо больше, чем то малое, что мы охватываем в нашей повседневной жизни, наблюдая за самим собой и, с другой стороны, за выражением этих же процессов у других людей, потому что мы знаем об этом мире восприятия, мышления, чувств по самим себе и наблюдая людей, с кото­рыми сталкиваемся. Этот круг наблюдений необходим. Но это то, что подлежит раск­рытию. То, что раскрывается, - это неизмеримо больший круг явлений и среди них - огромное число таких явлений и таких процессов, о существовании которых нам не дает никакого представления наш повседневный, внутренний опыт.

Позвольте перевести то, что я сказал, на наш обычный язык, которым мы пользуемся в научной среде. Я сейчас говорил о том, что мы имеем опыт наблюде­ния явлений, и я ввел ограничение, я сказал: «внутренний опыт». Значит, не опыт вообще, а опыт воспоминания, внутренний опыт, процесс, проверяющий «внутри нас». Эта форма познания, этот метод и этот путь в психологии стал обозначаться как субъективный, как опыт самонаблюдения. Есть еще одно слово, которое значит то же самое: это опыт интроспективный. Точный перевод этого латинского слова: «смотре­ние внутрь». Отсюда и название метода.

Сейчас может возникнуть вопрос: что мы наблюдаем у себя и у других лю­дей? По своему собственному субъективному опыту я, например, знаю, что такое чувство недовольства и какими внешними выражениями оно сопровождается. Затем я вижу некую позу, поведение, какие-то внешние реакции другого человека, и до­гадываюсь по аналогии со своим опытом самонаблюдения, что у этого человека также имеются отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому такие сужде­ния и такие внешние наблюдения имеют своим источником внутренний опыт. Пси­хология и отличается тем, что другие науки пользуются объективными методами, а психология пользуется самонаблюдением.

Но этот прекрасный метод ставит перед нами загадки, которые мы должны разгадать. Он оставляет за человеком свободу представлять себе природные процессы как угодно. Но для психологической науки важно иметь не какие-то неопределенные представления, а - точные, научные, объективные. Значит, самонаблюдение - это великое дело, оно дает ровно столько, сколько необходимо для решения той или иной жизненной задачи - и ничего больше.

Я мог бы высказать очень много простых положений. Так или иначе, психо­логия исходит из того, что психические явления есть явления субъективного отражения реальности, существующей независимо от них. Она исходит из того, что эти психические явления, процессы порождаются ходом развития самой жизни, жизни организмов, что они играют в ней активную роль. И, наконец, последнее положе­ние: психические явления развиваются в ходе эволюции, в ходе человеческой исто­рии, качественно изменяются.

Так можно было бы подытожить сказанное выше относительно общенаучных, философских представлений о психике, имеющих отношение и к психологии.

Я хочу сделать еще один шаг, очерчивая сходные положения в психологичес­кой науке, и этот шаг, необходимость его, возникает из того, что я уже сказал и сейчас кратко подытожил: я говорил о том, что психические явления - это явления жизненные, продукты развития жизни. Следовательно, они существуют только у жи­вых организмов, у живых существ. Действительно, когда мы говорим о психических явлениях, то всегда имеем в виду, что эти психические явления присущи только тому или иному субъекту, тому или иному живому организму. А это значит, что для того, чтобы возникло то или другое психическое явление, необходимо наличие живого, телесного субъекта, обладающего необходимыми органами: ощущения, движения, действия и, конечно (и это прежде всего), специальными органами, или системой органов, которые обеспечивают связь, взаимосвязь этих воздействий и взаимосвязь их воздействия и реакций на эти воздействия. То есть обеспечивают и активную роль психических явлений, и их порождение.

Надо, следовательно, признать необходимость существования телесных субъек­тов, имеющих определенные органы, имеющих обязательно центральную нервную систему, на известных ступенях развития жизни - мозг. Без телесного субъекта со свойственной ему морфофизиологической организацией, без наличия работающих органов и, как я уже сказал, центральной нервной системы - мозга, в широком значении этого термина, - никакого психического отражения, существования пси­хики невозможно!

Поэтому всяческие психические явления и психические процессы можно счи­тать необходимым результатом работы, функционирования этой системы органов, формирующихся в ходе развития жизни субъекта. Если говорить коротко, то психи­ка является результатом, функцией мозга. Я еще раз подчеркиваю, что, когда я го­ворю «мозг», я имею в виду и другие системы человека, или, если не все системы, то ряд систем. Поэтому, если говорить об отражении мира как продукте жизненно­го анализа, то нужно сказать, что психика является функцией мозга. В зависимости от структуры мозга и его функций действуют и психические процессы. Но в этом также принимают участие и другие органы.

При нарушении мозговой деятельности расстраивается и нормальное течение психических процессов, иногда даже самых простых, иногда сложных и очень слож­ных. Это зависит от характера поражений и изменений функций работающего мозга. Но если нарушаются мозговые процессы, это вызывает изменения в отражении ре­альности и накладывает на него ограничения. Здесь речь идет не о любом наруше­нии, а о некоторых нарушениях. Но эти связи налицо и они легко доказуемы.

Итак, психика есть функция мозга, телесных органов животных и человека. Это ставит перед нами, надо сказать, очень сложную проблему, над решением которой человечество билось на протяжении многих веков и вокруг которой высказываются различные взгляды, ведутся оживленные дискуссии.

Проблема эта рождается из того обстоятельства, о котором я только что гово­рил. Давайте вернемся к нему на одну минуту. Я говорил о том, что психические яв­ления и процессы не могут быть ничем иным, как функцией телесного субъекта, его

14 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛЕКЦИЯ 1

морфофизиологической организации. Но что такое эта морфофизиологическая орга­низация? Ведь исследование процессов, происходящих в органах человеческого тела и в его мозге, составляет предмет особой науки - физиологии. Если речь идет о структуре, то это также предмет изучения морфологии микроскопической и макро­скопической; в частности, физиология и морфофизиология изучают также и те ме­ханизмы, которые реализуют, осуществляют, иначе говоря, эти психические процес­сы, процессы поведения, процессы отражения мира, и явления управления этими образами, действиями, поведением животного и человека. Какой богатый и много­образный материал!

Следовательно, существует такой раздел физиологии, который занимается этими специальными процессами. Не перистальтикой кишечника или основным обменом, а множеством других явлений в организме, которые мы наблюдаем. Не всеми этими системами органов, которые представлены в организме, а главным об­разом теми процессами физиологическими, которые реализуют, выполняют, по­рождают явления, составляющие предмет изучения психологии, природу которых мы не знаем до конца, в которую мы еще не проникли. Это наше ближайшее буду­щее, и, наверное, в курсе общей психологии нам удастся проникнуть в природу этих явлений.

Я поставил перед вами сложную методологическую проблему, к которой мы должны еще вернуться. Чтобы рассмотреть эту проблему более подробно, нужно сде­лать некоторые шаги в ее исследовании. А пока в заключение я ограничусь лишь простой иллюстрацией, не для того, чтобы вы записали, а для того, чтобы заста­вить вас подумать над более подробным рассмотрением этой психофизиологичес­кой проблемы.

Представьте себе, что у архитектора возник замысел: он создает архитектур­ное произведение. Что значит «создать это произведение»? Это значит построить здание. По каким законам будет реализоваться этот замысел? Я думаю, все одина­ково ответят на этот вопрос: здание нужно строить, подчиняясь законам механики. Только эти законы могут объяснить, как построить это здание и какие возможнос­ти открываются для дальнейшего творчества в области создания архитектурных со­оружений подобного рода. Но вы не можете законами механики описать это архи­тектурное сооружение. Для характеристики этого сооружения вы обратитесь к такому понятию, как архитектурный стиль, к эстетическим категориям, иногда к катего­риям экономическим.

И теперь некоторое обобщение, ибо иллюстрации недостаточно. Наивные пред­ставления о предмете человеческого познания, предмете какой-либо науки заключа­ются в том, что каждая наука изучает определенный круг вещей и их свойства. Но на самом деле это не так. Предмет науки - это вещь, взятая в известной системе отно­шений, в известном взаимодействии. Еще лучше сказать - в каком-то движении. И каждая наука изучает то, как вещь проявляется в этих особых отношениях и связях, этих взаимодействиях, в этом движении, движении материи. Значит, не с вещами имеет дело наука, а с вещами, взятыми в тех или иных отношениях, в той или другой логике: в логике истории, развития культуры они получают одну характеристику, а в логике, например, технологического анализа - иную характеристику. Значит, вещь может быть исчерпана только многими науками.

Да, психология и физиология имеют дело с одними функциями, но только в разных взаимосвязях. Для физиологии и психологии эти отношения различны. Здесь имеются разные взаимодействия и законы, которые открывают вещи в разных фор­мах движения материи.

Конечно, эти общие процессы, например процесс мышления, могут быть све­дены к каким-то физиологическим, молекулярным и межмолекулярным процессам, но здесь придется повторить старинную мысль: мышление подчиняется законам ло­гики. Подчиняется? Да, по-видимому. А эти законы подчинены мозгу? Нет, законы логики порождены не мозгом, они порождены опытом человеческих действий, опы­том человеческого познания, накопленным опытом повседневной практики челове­чества. Они порождены миром, то есть всеми теми отношениями, в которые вступает человек. Мозг лишь реализует эти законы логики по своим собственным физиоло­гическим законам.

На этом я сегодня закончу. Последняя проблема, которая была поставлена, очень сложна, потому что затрагивает коренные вопросы психологии. Но о ее не­медленном решении сейчас не может быть и речи, потому что это решение можно сделать лишь на основании серьезных научных рассмотрений той реальности, кото­рая является предметом психологической науки. Это решение может быть представ­лено в виде формулы, которую я могу привести. Но я не буду этого делать, потому что мы должны вместе прийти к правильному решению этой и других проблем, с которыми вы будете сталкиваться. А что касается приведенного примера об архи­тектуре и законах механики, предлагаю вам подумать над ним на досуге.