Все о гулаге. Гулаг. Экономическая роль гулага

В то время, как пропагандистская компания нацистской системы лагерей получила широкую огласку, исправительные лагеря Советского Союза удостоились лишь краткого упоминания в международной прессе.

Следующее краткая информация - это попытка осветить некоторые из фактов.

Российская революция, тайным вдохновителем которой было трио: Маркс, Ленин и Троцкий, и финансируемая международными банкирами, особенно Кун Лоэб, была с самого начала еврейской. Их намерения, в которых они преуспели, состояли в том, чтобы разрушить основу существовавшего в России общества путем уничтожением и крестьянства, и аристократии. В этом деле ГУЛАГ, исправительно-трудовые лагеря, сыграли решающую роль.

Многие из прихвостней Сталина, как, например, Лазарь Моисеевич Каганович, были еврейскими интернационалистами, как и большинство женщин вокруг него. В 1937 г. евреи в партии насчитывали только 5,7 процентов, при этом они составляли большинство в правительстве, где многие из них использовали русские псевдонимы.

5-го сентября 1918 г. Дзержинскому было дано указание проводить ленинскую политику красного террора. К концу 1919 г. в России был 21 зарегистрированный лагерь, а в конце 1920 г. - 107.

В начале 1920-х годов Советский Союз создал две отдельных тюремных системы. Обычная тюремная система, которая имела дело с преступниками и "специальная" тюремная система, которая имело дело со "специальными" заключенными: то есть священниками, бывшими царскими чиновниками, буржуазными спекулянтами, и т.д., и которая попадала под контроль ЧЕКа, позже известного как ГПУ, ОГПУ, НКВД и, наконец, КГБ. В конечном счете, эти две системы объединились бы и работали бы по принципам последней.

В последние десятилетия царского режима, когда в России происходила запоздалая индустриализация, никто не делал попыток исследовать и заселять дальние северные районы страны, хотя они, как уже было известно, были богаты полезными ископаемыми. Климат был слишком суров, потенциальные человеческие страдания слишком велики, а российские технологии слишком примитивны. Советский режим был, однако, менее обеспокоен такими вещами.

Соловецкие острова - архипелаг в Белом море. Комплекс монастыря служил тюрьмой и прежде. Соловецкие монахи содержали в тюрьме политических противников царя.

В 1945 г. в лекции об истории лагерей главный администратор системы утверждал, что система лагерей возникла на Соловках в 1920 г., и не только система лагерей, но также и вся советская система принудительного труда берет начало там в 1926 г.

Соловецкий лагерь объединил другие советские тюрьмы на острове. Условия жестокости и комфорта были, вероятно, более экстремальные, чем в других местах из-за особого характера заключенных и охранников. Такие лагеря были явно нерентабельны с самого начала.

К 10-му ноябрю 1925 г. потребность лучше использовать заключенных была очевидна, но только с появлением Настали Ароновича Френкеля произошли изменение в концепции. Он был евреем, который загадочно поднялся от должности тюремного охранника до одного из самых влиятельных Соловецких комиссаров с благословления и при поддержке Ягоды - еврея, народного комиссар внутренних дел, то есть главы НКВД.

У Соложеницина в "Архипелаге Гулаг" именно Френкель лично придумал план, где количество пищи, даваемой заключенным, зависело от объема выполненной работы, и он попытался руководить лагерем как функционирующим предприятием. Эта убийственная трудовая система уничтожила бы более слабых заключенных в течение недель и вызвала бы неисчислимое количество смертей.

Заключенные перевозились по железной дороге на восток и север в условиях столь ужасающих, что трудно представить. Их набивали в вагоны с без элементарных удобств с минимальным количеством еды и воды..

В 1929 советский режим также ускорил процесс коллективизации сельского хозяйства. Обширный переворот, который был более глубоким, чем сама российская революция. В невероятно короткий срок сельские комиссары вынудили миллионы крестьян бросить их маленькие земельные участки и присоединяться к колхозам, сгоняя их с земли, которую их семьи возделывали в течение многих столетий.

Преобразование надолго ослабило советское сельское хозяйство и вызвало ужасный голод на Украине и в южной России в 1932 и 1934 гг. Голод, который уничтожил от шести до семи миллионов человек. Коллективизация навсегда разрушила связь сельской России с прошлым.

Было ли это, просто, предвестником "глобализации"? Эхом общей идеи разрушения связи людей с землей, уничтожения крестьян и аристократов?

К середине 1930-х в системе ГУЛАГа было 3000000 заключенных, рассредоточенных среди примерно дюжины лагерных комплексов и нескольких меньших по размеру мест заключения.

Их существование не было полностью секретным, но никто, однако, не говорил об этом открыто. Начиная с 1929 г. ОГПУ принадлежит часть заслуг в развитии Советского Союза, они планировали и оснащали геологические экспедиции, которые занимались разведкой угля, нефти, золота, никеля и других металлов, которые находились под слоем вечной мерзлоты в тундре советского арктического и субарктического дальнего севера.

Заключенных посылали в районы, где не было ничего, никакого жилья, никакой подготовки, ни соответствующих инструментов, скудное снабжение и леденящие температуры.

Хрущев говорил о 17 миллионах умерших в исправительно-трудовых лагерях в период с 1937 по 1953 гг.

В соответствии с другим источником число сосланных в лагеря в СССР составляло 28,78 миллионов. Сколько из них умерло? Невозможно точно сказать, поскольку никакие достаточно надежные статистические данные о смертности не публиковались.

А сейчас? В чьих руках находятся плоды, стоившие смерти и страданий миллионов? Взгляд на имена современных российских олигархов дает ответ. Березовский, Ходорковский, Абрамович, Гусинский, Фридман - все евреи.

Упоминание или озабоченность тяжелым положением палестинских жертв Израиля - это другое упущение международного печати.

Идея заговора, попытка захватить всемирную власть, без сомнения, выглядит, как какой-то научно-фантастический рассказ. Перед тем, как отмести эту идею, нужно задать следующие вопросы:

Почему стремление контролировать средства информации?
Почему финансовый контроль?
Почему экономический контроль?
Почему свидетельства причастности евреев к революциям?

В независимости от ответа, факт остается фактом, что, в данное время, контроль над миром и всем в нем незаметно захватывается людьми, мотивы которых подозрительны.

Антисемитский взгляд? Нет, просто стремление найти ту трудноуловимую субстанцию - правду. Не вызывает сомнения, что есть много евреев, которые не осознают стремления им подобных. В любом случае, термин "антисемитский" - неправильно употребляется, поскольку он относится ко многим семитским народам, которые не евреи, и кто сами являются жертвами той же самой политики, при этом нужно добавить, что утверждение, что все евреи - семиты, неверное. Многие из них - потомки хазарских ашкенази из северо-восточной России, что подвергает еще большему сомнению правомочность существование Израиля.

"О лагерях принудительных работ", положивший начало созданию ГУЛАГа - Главного управления исправительно-трудовых лагерей. В документах 1919-1920 годов была сформулирована основная идея лагерного содержания - работа "по изоляции вредных, нежелательных элементов и приобщение их путем принуждения и перевоспитания к сознательному труду".

В 1934 году ГУЛАГ вошел в структуру объединенного НКВД, подчиняясь непосредственно главе данного ведомства.
По состоянию на 1 марта 1940 году в систему ГУЛАГа входили 53 ИТЛ (включая лагеря, занятые железнодорожным строительством), 425 исправительно-трудовых колоний (ИТК), а также тюрьмы, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 "домов младенца".

В 1943 году при Воркутинском и Северо-Восточном лагерях были организованы каторжные отделения с установлением наиболее строгого режима изоляции: каторжане трудились удлиненный рабочий день и использовались на тяжелых подземных работах в угольных шахтах, на добыче олова и золота.

Заключенные также работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектов на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. В лагерях применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима.

Заключенные ГУЛАГа, в число которых входили как уголовники, так и лица, осужденные по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР "за контрреволюционные преступления", а также члены их семей, были обязаны работать безвозмездно. Не работали больные и арестанты, признанные непригодными к труду. В колонии для несовершеннолетних попадали подростки в возрасте от 12 до 18 лет. В "домах младенца" размещались дети заключенных женщин.

Общая численность охраны в лагерях и колониях ГУЛАГа в 1954 году составляла свыше 148 тысяч человек.

Возникнув как инструмент и место изоляции контрреволюционных и уголовных элементов в интересах защиты и укрепления "диктатуры пролетариата", ГУЛАГ благодаря системе "исправления принудительным трудом" быстро превратился в фактически самостоятельную отрасль народного хозяйства. Обеспеченная дешевой рабочей силой эта "отрасль" эффективно решала задачи индустриализации восточных и северных регионов.

В 1937-1950 годах в лагерях побывало около 8,8 миллиона человек. Лица, осужденные "за контрреволюционную деятельность", в 1953 году составляли 26,9% от общего количества заключенных. Всего же по политическим мотивам за годы сталинских репрессий через лагеря, колонии и тюрьмы прошло 3,4-3,7 миллиона человек.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1953 года было прекращено проводившееся при участии заключенных строительство ряда крупных объектов, как не вызванное "неотложными нуждами народного хозяйства". В число ликвидируемых строек попали Главный Туркменский канал, железные дороги на севере Западной Сибири, на Кольском полуострове, тоннель под Татарским проливом, заводы искусственного жидкого топлива и др. По указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 об амнистии из лагерей были освобождены около 1,2 миллиона заключенных.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 25 октября 1956 года признало "нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей МВД СССР как не обеспечивающих выполнения важнейшей государственной задачи - перевоспитания заключенных в труде". Система ГУЛАГА просуществовала еще несколько лет и была упразднена указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960 года.

После выхода в свет книги Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" (1973), где писатель показал систему массовых репрессий и произвола, термин "ГУЛАГ" стал синонимом лагерей и тюрем НКВД и тоталитарного режима в целом.
В 2001 году в Москве на улице Петровка был основан Государственный .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

История ГУЛАГа тесно переплетена со всей Советской эпохой, но особенно с ее сталинским периодом. Сеть лагерей протянулась по всей стране. В них побывали самые разные группы населения, обвиненные по знаменитой 58-й статье. ГУЛАГ был не только системой наказания, но и пластом советской экономики. Заключенные осуществляли самые грандиозные проекты

Зарождение ГУЛАГа

Будущая система ГУЛАГа начала складываться сразу после прихода к власти большевиков. Во время Гражданской войны начала изолировать своих классовых и идеологических врагов в специальных концентрационных лагерях. Тогда этого термина не чурались, так как по-настоящему чудовищную оценку он получил во время зверств Третьего рейха.

Сначала лагеря были в ведении Льва Троцкого и Владимира Ленина. Массовый террор против «контрреволюции» включал в себя поголовные аресты богатой буржуазии, фабрикантов, помещиков, торговцев, деятелей церкви и т. д. Скоро лагеря были отданы ВЧК, председателем которой был Феликс Дзержинский. В них организовывались принудительные работы. Это было необходимо еще и для того, чтобы поднимать разрушенную экономику.

Если в 1919 году на территории РСФСР был только 21 лагерь, то к концу Гражданской войны их было уже 122. В одной только Москве таких заведений существовало семь, куда свозились заключенные со всей страны. В 1919 году их в столице было более трех тысяч человек. Это была еще не система ГУЛАГа, а только ее прообраз. Уже тогда сложилась традиция, согласно которой, вся деятельность в ОГПУ подчинялась только внутриведомственным актам, а не общему советскому законодательству.

Первый в системе ГУЛАГа существовал в авральном режиме. Гражданская война, приводили к беззаконию и нарушению прав заключенных.

Соловки

В 1919 году ВЧК создала несколько трудовых лагерей на севере России, а точнее, в Архангельской губернии. Скоро эта сеть получила название СЛОН. Аббревиатура расшифровывалась как "Северные лагеря особого назначения". Система ГУЛАГ в СССР появилась даже в самых отдаленных регионах большой страны.

В 1923 году ВЧК была преобразована в ГПУ. Новое ведомство отличилось несколькими инициативами. Одной из них было предложение учредить новый принудительный лагерь на Соловецком архипелаге, который был недалеко от тех самых Северных лагерей. До этого на островах в Белом море находился древний православный монастырь. Его закрыли в рамках борьбы с Церковью и «попами».

Так появился один из ключевых символов ГУЛАГа. Это был Соловецкий лагерь особого назначения. Его проект был предложен Иосифом Уншлихтом - одним из тогдашних руководителей ВЧК-ГПУ. Его судьба показательна. Этот человек способствовал развитию репрессивной системы, жертвой которой он в конце концов стал. В 1938 году он был расстрелян на знаменитом полигоне «Коммунарка». Это место было дачей Генриха Ягоды - наркома НКВД в 30-е годы. Он тоже был расстрелян.

Соловки стали одним из главных лагерей в ГУЛАГе 20-х годов. Согласно предписанию ОГПУ в нем должны были содержаться уголовные и политические заключенные. Через несколько лет после возникновения Соловки разрослись, у них появились отделения на материке, в том числе в республике Карелии. Система ГУЛАГа постоянно расширялась за счет новых заключенных.

В 1927 году в Соловецком лагере содержалось 12 тысяч человек. Суровый климат и невыносимые условия приводили к регулярным смертям. За все время существования лагеря в нем похоронили более 7 тысяч человек. При этом около половины из них умерло в 1933 году, когда по всей стране бушевал голод.

Соловки были известны по всей стране. Информацию о проблемах внутри лагеря старались не выносить наружу. В 1929 году на архипелаг приехал Максим Горький, на тот момент главный советский писатель. Он хотел проверить условия содержания в лагере. Репутация писателя была безупречна: его книги печатались огромными тиражами, он был известен как революционер старой закалки. Поэтому многие заключенные возлагали на него надежду, что он предаст огласке все, что происходит в стенах бывшего монастыря.

Перед тем как Горький оказался на острове, лагерь прошел тотальную очистку и был приведен в порядочный вид. Издевательства над заключенными прекратились. При этом арестантам угрожали, что если они проговорятся Горькому о своей жизни, их ждет суровое наказание. Писатель, побывав в Соловках, пришел в восторг от того, как заключенных перевоспитывают, приучают к труду и возвращают в общество. Однако на одной из таких встреч, в детколонии, к Горькому подошел мальчик. Он рассказал знаменитому гостю об издевательствах тюремщиков: пытках в снегу, сверхурочном труде, стоянии на морозе и т. д. Горький вышел из барака в слезах. Когда он отплыл на материк, мальчика расстреляли. Система ГУЛАГа жестоко расправлялась с любыми недовольными заключенными.

Сталинский ГУЛАГ

В 1930 году окончательно сформировалась система ГУЛАГ при Сталине. Она была подчинена НКВД и являлась одним из пяти главных управлений в этом народном комиссариате. Также в 1934 году в ГУЛАГ перешли все исправительные учреждения, которые до этого принадлежали Наркомату юстиции. Труд в лагерях был законодательно утвержден в Исправительно-Трудовом кодексе РСФСР. Теперь многочисленные заключенные должны были реализовывать самые опасные и грандиозные экономические и инфраструктурные проекты: стройки, рытье каналов и т. д.

Власть делала все, чтобы система ГУЛАГ в СССР казалась свободным гражданам нормой. Для этого запускались регулярные идеологические кампании. В 1931 году началось строительство знаменитого Беломорканала. Это был один из самых значительных проектов первой сталинской пятилетки. Система ГУЛАГа - это еще и один из экономических механизмов советского государства.

Для того чтобы обыватель мог подробно узнать о строительстве Беломорканала в положительных тонах, Коммунистическая партия дала задание известным писателям подготовить хвалебную книгу. Так появилось произведение «Канал имени Сталина». Над ним работала целая группа авторов: Толстой, Горький, Погодин и Шкловский. Особенно интересен тот факт, что в книге положительно отзывались о бандитах и ворах, чей труд также использовался. ГУЛАГ в системе советской экономики занимал важное место. Дешевый подневольный труд позволял ускоренными темпами реализовывать задачи планов пятилеток.

Политические и уголовники

Система лагерей ГУЛАГ делилась на две части. Это был мир политических и уголовников. Последние из них признавались государством «социально близкими». Этот термин пользовался популярностью в советской пропаганде. Некоторые уголовники старались сотрудничать с администрацией лагеря, для того чтобы облегчить свое существование. При этом от них власть требовала лояльности и слежки за политическими.

Многочисленные "враги народа", а также осужденные за мнимый шпионаж и антисоветскую пропаганду не имели никаких возможностей, чтобы защищать свои права. Чаще всего они прибегали к голодовкам. С их помощью политические заключенные пытались привлечь внимание администрации к тяжелым условиям жизни, злоупотреблениям и издевательствам тюремщиков.

Одиночные голодовки ни к чему не приводили. Иногда сотрудники НКВД могли только усилить страдания осужденного. Для этого перед голодающими ставились тарелки с вкусной едой и дефицитными продуктами.

Борьба с протестом

Лагерная администрация могла обратить внимание на голодовку, только если она была массовой. Любое согласованное действие заключенных приводило к тому, что среди них искали зачинщиков, с которыми потом расправлялись с особой жестокостью.

Например, в Ухтпечлаге в 1937 году группа осужденных за троцкизм объявила голодовку. Любой организованный протест рассматривался как контрреволюционная деятельность и угроза государству. Это привело к тому, что в лагерях царила атмосфера доносительства и недоверия заключенных друг к другу. Впрочем, в некоторых случаях организаторы голодовок, наоборот, открыто объявляли о своей инициативе из-за простого отчаяния, в котором они оказывались. В Ухтпечлаге зачинателей арестовали. Они отказались от дачи показаний. Тогда тройка НКВД приговорила активистов к расстрелу.

Если форма политического протеста в ГУЛАГе была редкостью, то массовые беспорядки являлись обычным явлением. При этом их зачинателями были, как правило, уголовники. Осужденные по часто становились жертвами уголовников, которые выполняли приказы начальства. Представители преступного мира получали освобождение от работы или занимали незаметную должность в аппарате лагеря.

Квалифицированный труд в лагере

Такая практика была связана еще и с тем, что система ГУЛАГа страдала от недостатков профессиональных кадров. Сотрудники НКВД иногда вообще не имели образования. Лагерному начальству часто не оставалось ничего другого, кроме как ставить на хозяйственные и административно-технические должности самих зеков.

При этом среди политических заключенных была масса людей самых разных специальностей. Особенно была востребована «техническая интеллигенция» - инженеры и т. д. В начале 30-х годов это были люди, которые получили образование еще в царской России и оставались специалистами и профессионалами. В удачных случаях такие заключенные даже могли завязать доверительные отношения с администрацией в лагере. Некоторые из них с выходом на волю оставались в системе уже на административном уровне.

Однако в середине 30-х годов произошло ужесточение режима, что отразилось и на высококвалифицированных зеках. Совсем другим стало положение спецов, находившихся во внутрилагерном мире. Благополучие таких людей полностью зависело от характера и степени испорченности конкретного начальника. Советский строй создал систему ГУЛАГа еще и для того, чтобы полностью деморализовать своих противников - истинных или мнимых. Поэтому никакого либерализма по отношению к заключенным быть не могло.

Шарашки

Больше везло тем специалистам и ученым, которые попадали в так называемые шарашки. Это были научные заведения закрытого типа, где работали над секретными проектами. Многие знаменитые ученые попадали в лагеря за свое вольнодумство. Например, таким был Сергей Королев - человек, ставший символом советского покорения космоса. В шарашки попадали конструкторы, инженеры, люди, связанные с военной промышленностью.

Подобные заведения нашли свое отражение в культуре. Писатель Александр Солженицын, побывавший в шарашке, через много лет написал роман «В круге первом», где подробно описал быт таких заключенных. Этот автор больше всего известен другой своей книгой - «Архипелаг ГУЛАГ».

К началу Великой Отечественной войны колонии и лагерные комплексы стали важным элементом многих производственных отраслей. Система ГУЛАГа, кратко говоря, существовала везде, где мог быть использован рабский труд заключенных. Особенно он был востребован в горно-металлургической, топливной и лесной отраслях промышленности. Важным направлением было и капитальное строительство. Почти все крупные сооружения сталинской эпохи возводились зеками. Они были мобильной и дешевой рабочей силой.

После окончания войны роль лагерной экономики стала еще важнее. Сфера применения принудительного труда расширилась из-за реализации атомного проекта и многих других военных задач. В 1949 году около 10 % продукции в стране создавалось в лагерях.

Убыточность лагерей

Еще до войны, для того чтобы не подрывать экономическую эффективность лагерей, Сталин отменил условно-досрочные освобождения в лагерях. На одном из обсуждений о судьбе крестьян, оказавшихся в лагерях после раскулачивания, он заявил о том, что необходимо придумать новую систему поощрения за результативность в труде и т. д. Часто условно-досрочное освобождение ждало человека, который или отличился примерным поведением, или стал еще одним стахановцем.

После сталинского замечания была отменена система зачета рабочих дней. По ней заключенные сокращали свой срок, выходя на производство. В НКВД не хотели этого делать, так как отказ от зачетов лишал зеков мотивации старательно трудиться. Это, в свою очередь, приводило к падению рентабельности любого лагеря. И тем не менее зачеты были отменены.

Именно убыточность предприятий внутри ГУЛАГа (в числе некоторых других причин) заставила советское руководство реорганизовать всю систему, которая до этого существовала вне правовых рамок, находясь в исключительном ведении НКВД.

Низкая эффективность труда заключенных была связана еще и с тем, что у многих из них были проблемы со здоровьем. Этому способствовал плохой рацион, тяжелые условия жизни, издевательства администрации и многие другие невзгоды. В 1934 году 16 % заключенных были неработающими, а 10 % - больными.

Ликвидация ГУЛАГа

Отказ от ГУЛАГа происходил постепенно. Толчком для начала этого процесса стала смерть Сталина в 1953 году. Ликвидация системы ГУЛАГа была начата уже через несколько месяцев после этого.

В первую очередь Президиум Верховного Совета СССР издал указ о массовой амнистии. Так, было освобождено более половины заключенных. Как правило, это были люди, чей срок составлял менее пяти лет.

В то же время большинство политических заключенных остались за решеткой. Смерть Сталина и смена власти вселили во многих зеков уверенность, что скоро что-то изменится. Кроме того, заключенные начали открыто сопротивляться притеснениям и злоупотреблениям лагерного начальства. Так, произошло несколько бунтов (в Воркуте, Кенгире и Норильске).

Еще одним важным событием для ГУЛАГа стал XX съезд КПСС. На нем выступил Никита Хрущев, который незадолго до этого победил во внутриаппаратной борьбе за власть. С трибуны он осудил и многочисленные зверства его эпохи.

Тогда же в лагерях появились специальные комиссии, которые занялись пересмотром дел политических заключенных. В 1956 году их количество было меньше в три раза. Ликвидация системы ГУЛАГа совпала с передачей ее новому ведомству - МВД СССР. В 1960 году в запас был уволен последний начальник ГУИТК (Главное управление исправительно-трудовых лагерей) Михаил Холодков.

По сути ГУЛАГ является аббревиатурой, состоящий из начальных букв советского учреждения "Главное управление лагерей и мест заключения ". В этой организации занимались содержанием и обеспечением всем необходимым людей однажды нарушивших советский закон понесших за это суровое наказание.

Лагеря для заключенных в Советской России стали создаваться с 1919 года.В них содержались,осужденные за уголовные,так и политические преступления.Это учреждение подчинялось напрямую ВЧК и располагалось в большей части в Архангельской области и с 1921 года носила название "Северные лагеря особого назначения ",аббревиатура "Слон ". С ростом пятой колонны(которая активно подпитывалась из за рубежа,так же как и в наше время) в молодой Советской республике были приняты ряд мер в результате которых было создано в 1930 году "Главное управление исправительно-трудовых лагерей ". На протяжении своего относительно небольшого существования в 26 лет в этих лагерях отбывало наказание 8 млн человек.Огромное количество которых сидело,по политическим статьям(хотя большинство из них сидело за дело).
Если сравнивать самые ужасные Сталинские времена и современную американскую демократию,то окажется,что в американских тюрьмах сидят гораздо больше людей,чем в самые лютые годы репрессий .Однако почему то это никого не волнует.

Заключенные исправительно-трудовых лагерей принимали активное участие в строительстве мостов,шахт,каналов,дорог,огромных промышленных предприятий и даже целых городов.

Наиболее известные стройки в которых принимали участие заключенные:

  • Город Находка
  • Город Воркута
  • Город Комсомольск-на-Амуре
  • Цимлянская ГЭС
  • Тоннель на остров Сахалин (не достроен)
  • Нижнетагильский металлургический комбинат
  • Волго-Донской канал
  • Беломорско-Балтийский канал
  • Город Джезказган
  • Город Ухта
  • Город Советская Гавань
  • Жигулёвская ГЭС
  • Волжская ГЭС (расшифровка Гидроэлектростанция)
  • Железнодорожные пути на севере СССР
  • Норильский горно-металлургический комбинат
  • Канал имени Москвы

Самые крупные объедения ГУЛАГА

  • Ухтижемлаг
  • Устьвымлаг
  • Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН)
  • Севжелдорлаг
  • СВИТЛ
  • Прорвлаг
  • Пермские лагеря (Усольлаг, Вишералаг, Чердыньлаг, Ныроблаг и др.), Печорлаг
  • Норильсклаг (Норильский ИТЛ)
  • Краслаг
  • Кизеллаг
  • Инталаг
  • Дмитровлаг (Волголаг)
  • Джезказганлаг
  • Вятлаг
  • Белбалтлаг
  • Берлаг
  • Бамлаг
  • АЛЖИР (расшифровка: Акмолинский лагерь жён изменников Родины)
  • Хабарлаг
  • Ухтпечлаг
  • Таежлаг
  • Сиблаг
  • Свирьлаг
  • Печжелдорлаг
  • Озерлаг
  • Локчимлаг
  • Котласский ИТЛ
  • Карагандинский ИТЛ (Карлаг)
  • Дубравлаг
  • Джугджурлаг
  • Дальлаг
  • Воркутлаг (Воркутинский ИТЛ)
  • Безымянлаг

Если заглянуть в Википедию,то там можно прочитать интересные факты.Например в ГУЛАГе было 2000 спец комендатур,425 колоний,429 лагерей.Больше всего заключенных было в 1950 году,тогда там содержалось под стражей 2 млн 561 тысяча человек(для сравнения в США в 2011 году находились в заключении 2 млн 261 тысяча человек). Самым печальным годом ГУЛАГА был 1941 ,когда в местах не столь отдаленных погибло 352 тысячи человек,что являлось по сути около четверти всех осужденных.Впервые численность заключенных в ГУЛАГе перевалила за миллион человек в 1939 году,а это значит,что в "ужасном" 1937 году сидело меньше миллиона человек,для сравнения можно еще раз взглянуть на цифры о количестве заключенных в "Империи Добра" за 2011 год и немного удивиться,а так же начать задавать либералам неудобные для них вопросы. В систему лагерей входили учреждения для несовершеннолетних,куда могли отправить малолетних преступников начиная с 12 лет.

В 1956 году ГУЛАГ был переименован в "Главное управление исправительно-трудовых колоний ",а через непродолжительное время в 1959 году был еще раз переименован в "Главное управление мест заключения ".

Документальный фильм о ГУЛАГе

Дневник охранника ГУЛАГа

Дневник охранника-ВОХР овца, который велся непосредственно в ГУЛАГ е, и в котором в течение нескольких месяцев 1935-36 года, автор описывал свою жизнь, – вероятно, единственный сохранившийся источник подобного рода. Представления о гулаговской системе и лагерном мире основаны, большей частью, на воспоминаниях жертв репрессий. Здесь же свидетельства о лагерной жизни от лица человека, находящегося (по крайней мере, какое-то время) по эту сторону колючей проволоки

Воспоминаний не жертв, а виновников сталинских преступлений, людей, находившихся по эту сторону колючей проволоки: высших чинов НКВД , организовывавших репрессии, следователей, начальников лагерей, лагерного персонала — фактически не существует. А ведь через эту систему прошли сотни тысяч людей (в 1939 г., например, личный состав органов НКВД составлял 365 839 человекДанные приводятся в книге: Г.М. Иванова. Гулаг в системе тоталитарного государства. Москва, 1997, стр.161). Но потребности писать мемуары у них обычно не возникало.

Чистяков Иван Петрович: биографические сведения

Дневник Ивана Чистякова, командира взвода вооруженной охраны («ВОХР ») на Байкало-Амурской магистрали (БАМ ) - уникальное историческое свидетельство. Дневник находится в архиве общества Мемориал в Москве, куда он был передан людьми, случайно обнаружившими его в бумагах своей умершей дальней родственницы.

Дневник состоит из двух небольших тетрадок. В одной - описание трех дней, проведенных Чистяковым на охоте, в августе 1934 года, до его призыва во внутренние войска и отъезда на БАМ . Зарисовки в духе «Записок охотника» Ивана Тургенева, классические охотничьи рассказы, иллюстрированные рисунками автора - все это звучит как ностальгия по старой дореволюционной России, и резко контрастирует с другой тетрадью, записи в которой датируются 1935-36 годом. Все это время их автор находился в ГУЛАГ е.

Мы знаем о нем очень мало. Вместе с тетрадками сохранился лишь мутный любительский снимок, на оборотной стороне которого есть надпись:

«Чистяков Иван Петрович, репрессирован в 1937 – 1938 гг. Погиб в 1941 году на фронте в Тульской области».

Все остальные сведения об этом человеке можно почерпнуть только из его дневника.

Сколько лет было в тот момент его автору? Вероятно, уже больше 30, поскольку в дневнике есть упоминание о том, что половина жизни им уже прожита, и что он был на фронте. Значит, если он даже участвовал в гражданской войне в самом ее конце, в 1920-21 гг., то ему тогда должно было быть не меньше 18-19 лет.

До призыва в армию (к огромному несчастью для Ивана Чистякова он попадает на службу во внутренние войска) он жил в Москве, неподалеку от Садово-Кудринской площади. Ездил на трамвае на работу, в свободное время ходил в театр, занимался спортом, любил рисовать, словом, жил жизнью обычного сравнительно интеллигентного советского горожанина начала 30-х годов.

У Ивана Петровича Чистякова, человека с таким характерным для России именем отчеством и фамилией, не слишком удачное для того времени непролетарское происхождение. У него, вероятно, среднее техническое образование, и он был исключен из коммунистической партии во время одной из проходивших в конце 20-х, начале 30-х годов широких чисток, когда партийного билета лишались, прежде всего, так называемые социально-чуждые элементы. (Об этом Чистяков также упоминает в дневнике, поскольку считает, что на БАМ его отправили, как человека уже в глазах власти провинившегося).

Кем он работал до призыва в армию, понять из текста дневника трудно, возможно, преподавателем какого-нибудь техникума, а, может быть, инженером. У него, по-видимому, нет семьи, хотя он изредка упоминает о том, что получил письмо или посылку, но нигде нет ни слова о любимой женщине или детях.

Чистякова мобилизуют во внутренние войска в тот момент, когда по-настоящему разворачиваются огромные сталинские проекты под руководством ОГПУ -НКВД , когда создается ГУЛАГ , испытывающий острую нехватку в кадрах. Осенью 1935-го года он попадает в одно из самых далеких и страшных мест - на БАМ , то есть в Бамлаг (Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь).

Бамлаг

В 1932-ом году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. БАМ являлся стройкой оборонного значения, и первоначально его сооружение было поручено Наркомату путей сообщения. На строительство отводилось всего 3,5 года. Срочность работ была связана с военно-стратегической ситуацией на Дальнем Востоке, сложившейся после захвата Японией в 1930-31-ом году Манчжурии. Но, несмотря на развернувшуюся в СССР агитационную кампанию, мобилизовать на Дальний Восток на тяжелую работу людей было невозможно. Скоро стало ясно, что осуществить эту сталинскую задачу в такие краткие сроки можно только, используя бесплатный принудительный труд.

Стройка была передана в руки ОГПУ . В Бамлаг потекли потоки заключенных и спецпереселенцев (в основном сосланных раскулаченных). К этому времени завершалось сооружение Беломорско-Балтийского канала – первой масштабной стройки ГУЛАГ а, и тысячи заключенных были оттуда отправлены на БАМ .
В середине 1935 года, когда в Бамлаге оказался автор дневника, количество работающих на строительстве заключенных составляло уже около 170 тысяч человек, а к моменту расформирования лагеря - к маю 1938 , свыше 200 тысяч (из более 1,8 миллиона всех узников ГУЛАГ а на тот момент).

Начальники ГУЛАГ а

Бамлаг в 1935-ом охватывал огромную территорию - от Читы до Уссурийска, превышавшую по длине 2000 км. Управлялся он из города Свободный Дальневосточного края.

Первым начальником строительства на Бамлаге был Сергей Мрачковский старый большевик, в прошлом участник троцкистской оппозиции. В сентябре 1933 года, когда строительство дороги приняло широкие масштабы, все руководство Бамлага во главе с Мрачковским было арестовано в связи с «делом контрреволюционной троцкистской группы».–

Новым начальником Бамлага стал Наталий Френкель , один из наиболее одиозных строителей гулаговской системы. До своего назначения в Бамлаг Френкель сделал фантастическую карьеру. В начале 20-х годов он был по обвинению в мошенничестве и контрабанде осужден и отправлен в Соловецкие лагеря. За несколько лет пребывания на Соловках заключенный Френкель сумел превратиться в начальника производственного отдела лагеря, а, выйдя на свободу, был взят на службу в ОГПУ . В 1931-1933 годах Френкель становится одним из руководителей первого крупнейшего объекта ОГПУ , построенного руками заключенных - Беломорско-Балтийского канала.

Художественный образ этого нового лагерного мира и его организатора рисует писатель Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба»:

«Френкель в начале нэпа построил в Одессе моторный завод. В середине двадцатых годов его арестовали и выслали в Соловки. Сидя в Соловецком лагере, Френкель подал Сталину гениальный проект…. В проекте подробно, с экономическими и техническими обоснованиями, говорилось об использовании огромных масс заключенных для создания дорог, плотин, гидростанций, искусственных водоемов. Хозяин оценил его мысль. В простоту труда, освященного простотой арестантских рот и старой каторги, труда лопаты, кирки, топора и пилы, вторгся двадцатый век. Лагерный мир стал впитывать в себя прогресс, он втягивал в свою орбиту электровозы, экскаваторы, бульдозеры, электропилы, турбины, врубовые машины, огромный автомобильный, тракторный парк. Лагерный мир осваивал транспортную и связную авиацию, радиосвязь и селекторную связь, станки-автоматы, современнейшие системы обогащения руд; лагерный мир проектировал, планировал, чертил, рождал рудники, заводы, новые моря, гигантские электростанции. Он развивался стремительно, и старая каторга казалась рядом смешной и трогательной, как детские кубики» Василий Гроссман. Жизнь и Судьба, Москва, 1988 г. стр.790-791.

Одним из таких новых амбициозных гулаговских проектов и было строительство БАМ а (сложнейшей многокилометровой железнодорожной структуры) и осуществлялся он, как и все остальные лагерные стройки, каторжным ручным трудом (лопатой, тачкой, кайлом и пилой) сотен тысяч заключенных.

Гроссман правильно оценил важность роли Френкеля - тот оставался начальником строительства в Бамлаге весь последующий период и оказался одним из немногих деятелей ГУЛАГ а, кто не был арестован, смог продержаться на такой должности и даже продвинуться наверхВ 1940 году Френкель уже занимал пост начальника управления железнодорожного строительства ГУЛАГ а НКВД СССР , т.е. распоряжался всеми железнодорожными лагерями в стране.

Свое руководство Бамлагом Френкель начал с радикального переустройства лагерных подразделений. Как мастер организации и знаток лагерной жизни, он создал фаланги – специализированные бригады по 250-300 человек каждая, где все заключенные были связаны круговой порукой выполнения плана и соревнованием за пайки. (Эти бригады-фаланги неоднократно упоминаются в дневнике Чистякова).Суть этой новой системы точно описал человек, находившийся в начале тридцатых годов по другую сторону колючей проволоки, знаменитый автор «Колымских рассказов» :

«Ведь только в начале тридцатых годов был решен этот главный вопрос. Чем бить – палкой или пайкой, шкалой питания в зависимости от выработки. Выяснилось, что с помощью шкалы питания, обещанного сокращения срока можно заставить и «вредителей», и бытовиков не только хорошо, энергично, безвозмездно работать даже без конвоя, но и доносить, продавать всех своих соседей ради окурка, одобрительного взгляда концлагерного начальства» Варлам Шаламов. Вишера. Антироман, Москва, 1989 г. стр.43

Система, предложенная такими новаторами ГУЛАГ а, как Френкель, заключалась в применении

«…бесплатного принудительного труда, где желудочная шкала питания сочеталась с надеждой на досрочное освобождение по зачетам. Все это разработано чрезвычайно детально, лестница поощрений и лестница наказаний в лагере очень велика – от карцерных ста граммов хлеба через день до двух килограммов хлеба при выполнении стахановской нормы (так она и называлась официально). Так проведен был Беломорканал, Москанал – стройки первой пятилетки. Экономический эффект был велик.

Велик был и эффект растления душ людей – и начальства, и заключенных, и прочих граждан. Крепкая душа укрепляется в тюрьме. Лагерь же с досрочным освобождением разлагает всякую, любую душу – начальника и подчиненного, вольнонаемного и заключенного, кадрового командира и нанятого слесаря» Варлам Шаламов, там же стр. 45, - пишет Шаламов.

Каждый месяц Френкель получал эшелоны с новыми арестантами, и его лагерь рос как на дрожжах. Второе отделение Бамлага (именно туда попадает Чистяков) представляло собой огромный рабочий муравейник. В него входило и строительство вторых железнодорожных путей, паровозоремонтных депо, вокзалов и других гражданских сооружений. Там были механические мастерские и подсобные сельские хозяйства, своя агитбригада и лагерная печать, производственные фаланги с сотнями заключенных - «путеармейцев», изоляторы для провинившихся и фаланги для штрафников и отказчиков.

Советская стройка

Заключенные Бамлага строили железную дорогу в невероятно трудных географических и климатических условиях. Они прокладывали рельсы через неосвоенные территории Дальнего Востока - горы, реки, болота, преодолевая скалы, вечную мерзлоту, высокую влажность грунта. В таких условиях строительные работы можно было вести не более 100 дней в году, но заключенные работали круглый год и в любую погоду по 16-18 часов в сутки. У многих появилась «куриная слепота»; свирепствовала малярия, простуда, ревматизм, желудочные заболевания.

Благодаря каторжному труду десятков тысяч людей, к концу 1937 года главные участки работ Бамлага на вторых путях трассы (Карымская - Хабаровск) были закончены. Теперь заключенным предстояло приступить к строительству собственно БАМ а - дороги от Тайшета через северный Байкал до Советской Гавани - протяженностью 4 643 км. После начала Отечественной войны в 1941–ом году огромное строительство было остановлено; у ГУЛАГ а уже не хватало ни людей, ни мощностей.

Фактически прокладка нового участка Байкало-Амурской железной дороги была продолжена в 70-е годы, и тогда на стройку, объявленную комсомольской ударной, отправили тысячи молодежных бригад. Строительство шло 12 лет и закончилось незадолго до начала перестройки. Сегодня этот участок железной дороги переименован, и названия БАМ больше не существует.

Винтики системы

Наши представления о лагерном мире складываются, прежде всего, под влиянием тех воспоминаний, которые оставили бывшие заключенные, жертвы репрессий. О том, как функционировала гулаговская система, о ее механизме и структурах, можно теперь узнать благодаря архивам, где сохранились тысячи документов. Сегодня многое известно и об организаторах и начальниках ГУЛАГ а.

Но образ «человека с ружьем» по эту сторону колючей проволоки нам знаком очень плохо, и мы едва ли представляем себе так называемых «винтиков» огромной репрессивной машины. Бывшие узники, как можно судить по многочисленным воспоминаниям, чаще запоминали своих следователей, тех, кто допрашивал их в тюрьме после ареста, составлял протоколы и обвинительные заключения. К тому же от следователя зависела дальнейшая судьба и лагерный срок арестованных, и они часто склонны были видеть в нем, в конкретном человеке, а не в государственной репрессивной машине, персонализированное насилие, проявление по отношению к ним несправедливости и жестокости.

Но тех, кто охранял их в лагерях, люди, попадавшие в ГУЛАГ на многие годы, как правило, не запоминали. Охранники часто сменялись, были все словно на одно лицо, и в памяти заключенного оставался лишь тот, кто неожиданно проявлял какие-то человеческие чувства или наоборот особую жестокость.

Отношение заключенных к тем, кто их охранял в лагерях, описывает Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ »:

«В том наша ограниченность: когда сидишь в тюрьме или лагере - характер тюремщиков интересует тебя лишь для того, как избежать их угроз и использовать их слабости. В остальном совсем тебе не хочется ими интересоваться, они твоего внимания недостойны… А теперь с опозданием спохватываешься, что всматривался в них мало… может ли пойти в тюремно-лагерный надзор человек, способный хоть к какой-нибудь полезной деятельности? - зададим вопрос: вообще может ли лагерник быть хорошим человеком? Какую систему морального отбора устраивает им жизнь?… Всякий человек, у кого хоть отблеск был духовного воспитания, у кого есть хоть какая-то совестливая оглядка, различение злого и доброго - будет инстинктивно, всеми мерами отбиваться, чтобы только не попасть в этот мрачный легион. Но, допустим, отбиться не удалось. Наступает второй отбор: во время обучения и первой службы само начальство приглядывается и отчисляет всех тех, кто проявит вместо воли и твёрдости (жестокости и бессердечия) - расхлябанность (доброту). И потом многолетний третий отбор: все, кто не представляли себе, куда и на что идут, теперь разобрались и ужаснулись. Быть постоянно орудием насилия, постоянным участником зла! - ведь это не каждому даётся и не сразу. Ведь топчешь чужие судьбы, а внутри что-то натягивается, лопается - и дальше уже так жить нельзя! И с большим опозданием, но люди всё равно начинают вырываться, сказываются больными, достают справки, уходят на меньшую зарплату, снимают погоны - но только бы уйти, уйти, уйти! А остальные, значит, втянулись? А остальные, значит, привыкли, и уже их судьба кажется им нормальной. И уж конечно полезной. И даже почётной. А кому-то и втягиваться было не надо: они с самого начала такие» Александр Солженицын. Арихипелаг ГУЛАГ , т.2 , Москва 1988, стр.494

Эти слова Солженицына о тех, кому не удалось «отбиться», кто чувствует, что так дальше «жить нельзя», и хочет только «уйти, уйти, уйти», вполне можно отнести к Ивану Чистякову. И дневник, который он оставил, дает нам уникальную возможность понять, что думал и чувствовал человек, оказавшийся в его роли.

«Вызвали и поезжай…»

Не по своей воле Чистяков попал на край света, чтобы командовать взводом стрелков ВОХР , которые должны были конвоировать заключенных на работу, охранять лагеря по периметру, сопровождать эшелоны и ловить беглецов.
С этого момента каждый день, проведенный им на Баме, проникнут одним желанием: выбраться из кошмара, в который он попал. И он не устает его описывать: очень тяжелый климат, отвратительное жилье, где ночью от холода волосы прилипают ко лбу, отсутствие бани, нормальной еды, постоянно мучающая его простуда, боли в желудке:

«Я не имею желания служить в армии, да тем более в БАМ е. Но что делать? Было бы, хотя тепло в помещении, где можно отдохнуть. И этого нет. Один бок греет буржуйка, а другой мерзнет. Развивается какая-то беспечность, ладно, как-нибудь. А каждый прожитый день кусок жизни, который можно бы прожить, а не прозябать».

Чистяков командует взводом охраны, он самое низшее в этой системе командное звено, и тяжесть своего положения он ощущает с двух сторон: с одной стороны, грубые, безграмотные, пьяные стрелки, многие из которых тоже заключенные (осужденные на небольшие сроки) или бывшие заключенные.

«Здесь не с кем молвить слово, с з/к нельзя, со стрелками тоже, сживешься и уже не командир. Мы простая кобылка, по окончании строительства незаметно сойдем с арены. Вся или большая тяжесть строительства лежит на нас, стрелках команд и комвзводах..».

С другой стороны, на него давит его чекистское начальство, переведенное на БАМ с и прошедшее там школу власти «Соловецкой, а не Советской», (поговорка, которая родилась в Соловецком лагере и на долгие годы его пережила); школу, методы которой теперь распространились на всю гулаговскую систему. О том, какова эта власть, какими жестокими методами действует она по отношению к заключенным (и с этим должен был столкнуться на БАМ е Чистяков), пишет Варлам Шаламов, анализируя собственный лагерный опыт начала 30-х годов:

«Ведь кто-то застрелил тех трех беглецов, чьи трупы – дело было зимой, – замороженные, стояли около вахты целых три дня, чтобы лагерники убедились в тщетности побега. Ведь кто-то дал распоряжение выставить эти замерзшие трупы для поучения? Ведь арестантов ставили – на том же самом Севере, который я объехал весь, – ставили «на комарей», на пенек голыми за отказ от работы, за невыполнение нормы выработки» В. Шаламов, там же, стр.43

На фоне таких свидетельств становится очевидно, что та роль, которую Чистяков должен играть здесь в Бамлаге не может не вызывать у глубокого отвращения, и в своем дневнике он пишет об этом совершенно откровенно.

«Нам ночь приносит беспокойство, побеги убийства. Осенняя ночь выручай, будь узнику ты хоть защитой родная. Так и сегодня убежали двое. Допрос, погоня, докладные, штаб, 3-я часть, и вместо отдыха ночь приносит волнение и кошмар».

Он - не чекист, он здесь человек чужой, подневольный, поэтому все-таки время от времени в нем просыпается рефлексия, и он вспоминает о том, «скольким… увеличил срок. Как ни стараешься быть спокойным, но иногда прорвет. Кому ни будь и дашь арест».

Его поражают чудовищные условия, в которых содержатся заключенные, занятые тяжким трудом на строительстве железной дороги.

«Пошли по баракам…. Голые нары, везде щели, снег на спящих, дров нет…
Скопище шевелящихся людей. Разумных, мыслящих, специалистов. Лохмотья грязь от грунта…. Ночь не спят, день на работе зачастую в худых ботинках, в лаптях без рукавиц на холодной пище в карьере. Вечером в бараке снова холод, снова ночью бред. Поневоле вспомнишь дом и тепло. Поневоле все и всё будут виноваты… Лагерная администрация не заботится о з/к Результат отказы… и з/к правы - ведь они просят минимум, минимум который мы должны дать, обязаны. На это отпущены средства. Но наше авось, разгильдяйство, наше нежелание, или черт знает что еще, работать…».

В записях, сделанных им вскоре после приезда на БАМ , еще сильны ноты сочувствия к тем, кого он вынужден охранять. Он понимает, почему люди отказываются выходить на работу и при любой возможности стараются бежать.

«Прислали малолеток: вшивые, грязные, раздетые. Нет бани, нет, потому что нельзя перерасходовать 60 руб. Что выйдет по 1 к. на человека. Говорят о борьбе с побегами. Ищут причины, применяют оружие, не видя этих причин в самих себе. Что тут косность, бюрократизм или вредительство. Люди босы, раздеты, а на складе имеется все. Не дают и таким, которые хотят и будут работать, ссылаясь на то, что промотают. Так не проматывают и не работают, а бегут».

Методы, которыми ведется эта стройка, сочетание хаоса с равнодушием и безжалостностью к людям, которые лишены самого необходимого, все это вызывает у Чистякова неприятие. Уникальность дневника в том, автор описывает происходящее день за днем – изнутри самой системы принудительного труда.
На каждом шагу он сталкивается с бессмысленностью и неэффективностью таким образом организованной работы. Например, начальство не обеспечивает заключенных дровами, а в условиях 50 градусного мороза людям нужно хоть как-то обогреваться, значит, - и это признает Чистяков, - они вынуждены воровать и сжигать драгоценные шпалы, предназначенные для строительства.

«Жгут шпалы, возят возами. Здесь немного, там немного, а в общем уничтожают тысячи, уничтожают столько что страшно подумать. Начальство или не хочет или не может додуматься, что дрова нужны и что шпалы обойдутся и обходятся дороже. Наверно всем, как и мне, служить в БАМ е не хочется. Поэтому не обращают внимания ни на что. Крупные чины члены партии, старые чекисты делают и работают на авось, махнув на все рукой… Вся дисциплина держится на РевтрибуналеЧистяков часто употребляет старый термин «ревтрибунал», - то есть революционный трибунал, созданный в 1917 году и просуществовавший до 1922 года, вместо военного трибунала, суду которого он подлежал, как военнослужащий, на страхе».

Свое недовольство и раздражение против чекистского начальства, которое пребывает в постоянной истерике, «выгоняет из кабинета, рычит», потому что сверху от него требуют любой ценой выполнения фантастического по срокам плана сдачи строительства, Чистяков высказывает едва ли не на каждой странице дневника. Так же как неверие в их «подгоняльные» методы работы. Но высказывать критику вслух просто опасно:

«Попробуй скажи истинное положение вещей, всыпят, закашляешься…»

Судя по тому, что Чистяков описывает в дневнике, он ведет себя, в сущности, также, как заключенные, то есть, старается всячески уклониться от выполнения бессмысленных приказов. Он осознает то, чего не понимает лагерное начальство, которое

«считает, что подчиненный, которому отдано распоряжение, готов и обязан выполнить это распоряжение срочно и со всей душой. На самом деле рабы не все. Целый ряд работяг из зэка любое распоряжение начальника встречает с тем, чтобы напрячь все духовные силы и его не исполнять… Это естественное действие раба. Но лагерное начальство, московское и ниже, почему-то думает, что каждый их приказ будет выполняться. Каждое распоряжение высшего начальства - это оскорбление достоинства заключенного вне зависимости, полезно или вредно само распоряжение. Мозг заключенного притуплен всевозможными приказами, а воля оскорблена» Варлам Шаламов, там же стр. 25.

И все-таки трагизм ситуации, в которую попадает Чистяков, заключается в том, что хочет он этого или нет, но порой он с ужасом осознает, что «врастает в БАМ ». А это значит, что постепенно слабеет, почти исчезает сочувствие, которое он вначале испытывал к заключенным. Драки и убийства среди уголовников, постоянные побеги, за которые ему приходится отвечать, все это приводит к тому, что, человеческие чувства в нем притупляются. Тем более, что здесь, в Бамлаге, среди заключенных мало людей интеллигентных, их час еще не настал, 37-ой год массового террора еще впереди Конечно, такие люди в Бамлаге были, например, до 1934 –года там находился, осужденный на 10 лет знаменитый ученый и философ Павел Флоренский, но в дневнике Чистякова никто из заключенных, осужденных по политической статье, не упоминается. Основной контингент - это уголовники, это сидящие по бытовым статьям, раскулаченные, пойманные беспризорники – малолетки. Эти люди особенно легко решаются на побег, да и обстановка этому благоприятствует: постоянное перемещение бригад-фаланг по мере продвижения строительства железнодорожных путей, отсутствие стационарной лагерной инфрастуктуры. Чистяков пишет о том, что ему ежедневно приходится преодолевать пешком или на лошади многие километры. В таких условиях предупреждать побеги становится почти невозможным.

Женщины – заключенные (это в основном представительницы уголовного мира или проститутки) вызывают у него чувства хоть и смешанные еще порой с жалостью, но, прежде всего, ужаса и брезгливости:

«На фаланге драка, дерутся бабы. Бьют бывшую… и убивают. Мы бессильны помочь, нам на фаланге применять оружие запрещено. Мы не имеем права ходить с оружием. Все они 35Статья 35 УК предусматривала наказание до 5 лет за нарушение паспортного режима и для тех кого числили под категорией СВЭ (социально вредный элемент). Бродяги, проститутки и прочий мелкий уголовный элемент, но все же жалко человека. Эх, дорвемся, попадут, где мы правы, раскаются. Накипевшее прорвется. Черт знает что, а не третья часть3 отдел – оперативно-чекистский – отвечал за всю агентурно-оперативную работу среди заключенных и следил за лагерным персоналом, нас жгут, дают срока, правильно или не правильно применено оружие, а з/к за убийство ничего. Ну уж ладно пускай з/к сами себя бьют нам не пачкаться в ихней крови».

Шум трамвая

Доносятся ли на Дальний Восток в Бамлаг отголоски той жизни, которой живет страна в 1935-36 году? Чистяков несколько раз упоминает в дневнике имена советских партийных деятелей (Ворошилова, Кагановича), актуальные политические события. Но, главным образом, в связи с тем, что он обязан проводить среди своих стрелков политинформацию по материалам газет. Он читает им речь Михаила Калинина о проекте новой советской конституции, рассказывает о строительстве московского метро, о международном положении (упоминая Гитлера). Однако, сам он по-видимому над смыслом этих событий не слишком задумывается, хотя бы над тем, как фальшиво в условиях Бамлага, которые он сам описывает, звучит само это слово «конституция». Когда Чистяков в издевательском тоне пишет о проходящем в столовой митинге в поддержку начинающегося процесса над троцкистско-зиновьевским блоком, то насмешку у него вызывает не сам показательный процесс над политической оппозицией, а безграмотные и глупые выступления чекистов, не умеющих воодушевить, направить мысли слушателя.

«Я и вся ВОХ ра - участники великой стройки. Отдаем свою жизнь на построение социалистического общества, а чем все это отметится, да ничем. Могут отметить Ревтрибом..».

Чистяков - довольно типичный маленький человек ранней советской эпохи, он всего лишь хочет быть лояльным гражданином. И мечты у него скромные, ему просто хочется жить нормальными человеческими радостями:

«Я хочу заниматься спортом, радио, хочу работать по специальности, учится, следить и проверять на практике технологию металлов, вращаться в культурном обществе, хочу театра и кино, лекций и музеев, выставок, хочу рисовать. Ездить на мотоцикле, а может быть продать мотоцикл и купить аэроплан резиновый, летать…»

Но ничего этого у него больше никогда не будет. Он чувствует, что даже той скромной жизни москвича 30-х годов, которую он прежде вел, пришел конец. Москва первой половины 30-х - на самом деле серый город, с коммунальными квартирами, переполненными трамваями, с очередями и продовольственными карточками и плохо одетыми людьми, - кажется Чистякову теперь самым прекрасным местом на земле.

«Представилась Каретно-Садовая, шум трамвая, улицы, пешеходы, оттепель и дворники скребками чистят тротуар. Представляется до боли в висках. В жизни осталось пробыть меньшую половину. Но эта половина скомкана БАМ ом. И никому до моей жизни нет дела. Чем обрести право распоряжаться своим временем и жизнью….Даже паршивый забор Московской окраины кажется дорогим и близким».

С точки зрения сегодняшнего дня, это чувство тоски и обреченности кажется странным - ведь призвали Чистякова, вероятно, всего на год, вот-вот все закончится, и он вернется домой. Но он-то хорошо понимает, где он живет, понимает, что бессилен перед властью, которая может сделать с ним все что угодно. А самое главное, он чувствует, как тонка грань, которая отделяет его от тех, кого он вынужден охранять. Один из наиболее часто повторяющихся мотивов в дневнике - ожидание собственного ареста. Трибунал, которым грозит ему начальство, может за не предотвращенные побеги, да и за все остальное, что легко подводится под статью «халатность», и в самом деле осудить его и оставить в ГУЛАГ е на многие годы. В атмосфере доносов, взаимной слежки, царящей среди чекистов в Бамлаге, Чистякова ставит под удар практически все. Он «классово чуждый», он вычищен из партии, критикует начальство, пренебрежительно относится к приказам и т.д.. И то, что он отгораживается от остальных, не пьянствует вместе со всеми, что-то постоянно пишет, рисует, - вызывает настороженное и подозрительное отношение к нему чекистов.

И Чистяков постепенно смиряется с мыслью о будущем аресте, он даже уговаривает себя, что, может быть, срок дадут ему небольшой, и тогда, отсидев свое, он хоть таким образом сможет вернуться к прежней жизни

«Придется все же получить срок и уехать. Ведь не один же я буду с судимостью в СССР . Живут же люди и будут жить. Так перевоспитал меня БАМ . Так исправил мои мысли. Сделал преступника. Я сейчас уже преступник теоретически. Потихоньку сижу себе среди путеармейцев. Готовлю себя и свыкаюсь с будущим… А может быть шлепнусь?»

« Схожу с ума…»

Возможно, тоска и отчаяние, которые в течение этого года на Баме все больше ощущает Иван Чистяков, многократно усиливаются тем, что любая другая жизнь представляется ему теперь миражем, и весь мир уже кажется сплошным Бамлагом.

Постепенно чувство одиночества и обреченности, страха, так сильно овладевает автором дневника, что возможная смерть становится уже почти реальностью. У него все чаще возникают мысли о самоубийстве. Самоубийство, после страшных катаклизмов революции и гражданской войны, ставшее чуть ли не модой тех лет, этот выбор порою кажется многим современникам Чистякова едва ли не самым простым. И Чистяков, сообщая о чьем-то самоубийстве в лагере, пишет об этом, как о возможном выходе и для себя.

«Застрелился стрелок з/кимеется в виду стрелок - заключенный или бывший заключенный. В приказе по этому поводу сказано, что он застрелился от страха перед новым лагерным сроком, в приказе - боязнь получить новый срок, а истинное положение наверное другое. Приказ нужен для моральной обработки. Что напишут, если я шлепнусь. Схожу с ума. Жизнь так дорога и так бесценно бесполезно дешево пропадает.»

«Вынул наган, подставил к горлу. Так просто можно нажать, крючок и. А дальше я не буду чувствовать ничего. Как просто можно все это сделать. Так просто как будто шутя. И ничего страшного ничего сверхъестественного нет. Как будто съел ложку супу. Не знаю, что меня удержало нажать. Все так реально, все естественно. И не дрожит рука».

Когда Чистяков пишет о самоубийстве, он намеренно снижает пафос и трагизм этого решения - недаром он несколько раз использует для этого жаргонное слово, ставшее употребительным в гражданскую войну - «шлепнуться».

И все же, хотя местами дневник его кажется почти дневником самоубийцы, он не кончает собой. В этом мире, который для Чистякова сузился до пространства лагеря, у него все же есть точки опоры, которые его удерживают. Это - природа Дальнего Востока, тайга, сопки, которые он описывает; пейзажи, которые он рисует - это то, что противостоит для него ужасу бамлаговской жизни.

Но главное, что удерживает его, что дает ему силы и возможность выжить на БАМ е,- это дневник. Вести его опасно: в нем нарисована такая страшная картина, он полон такого отчаяния, и такими описаниями происходящего в Бамлаге, что едва ли не каждая строчка может служить доказательством антисоветских настроений Чистякова и стать поводом для посадки. Иногда он прямо говорит об этом:

«Что если прочитает 3-я часть или политчасть эти строки? Они поймут со своей точки зрениия».

Но не делать своих записей он не может: «в дневнике моя жизнь».
Иван Чистяков - маленький человек, и он много раз это говорит, но осознание этого приводит его к тому что на страницах дневника он (пусть только этих на страницах) начинает не только роптать, но и бунтовать против заглатывающей его системы. Он приходит почти к кафкианскому пониманию своего бессилия перед бесчеловечной государственной машиной, стирающей грань между свободой и несвободой. И даже до трагического сарказма, когда пишет об исторической необходимости лагерей:

«Путь крушений тоски и гнева. Путь еще большего ничтожества и унижения человека. Но иногда вступает в силу холодный анализ и многое за недостатком горючего потухает. В истории всегда были тюрьмы и почему же, ха ха ха, не должен в них сидеть я, а только другие. Эта лагерная жизнь необходима для некоторых исторических условий, ну значит и для меня…»

Конечно, это только дневник, но Чистяков - бамовский охранник, который, пусть и, не желая этого, но все же стал винтиком огромной репрессивной машины, — в дневнике отстаивает свое право хотя бы на эти записи.

В 1935 году, когда Чистякова отправляют на БАМ , Сталин произносит знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселей». И в своем дневнике этот маленький человек, как ни поразительно, сам того не осознавая, прямо возражает всесильному вождю. Пусть только шепотом, пусть тайно, Чистяков произносит такую страшную и такую важную для России фразу:

«В системе государства человек ничтожество как человек».

Судьба человека

Дальнейшая судьба автора дневника, по-видимому, разворачивалась так, как он ее предсказывал. В 37-ом году Чистякова арестовывают, но, вероятно он был осужден не на очень большой срок, иначе в 41-ом он не смог бы попасть на фронт и погибнуть - в 300 километрах от своей любимой Москвы, которую ему вряд ли довелось еще раз увидеть.

Мы не знаем, где был Иван Чистяков в 39-ом, году, когда по уже построенной руками заключенных, которых он в 35-36-ом охранял, железной дороге шли длинные эшелоны с новыми потоками на БАМ . Среди них был и один из лучших поэтов 20 века Николай Заболоцкий. Спустя годы он описал БАМ :

«Два с лишним месяца тянулся наш скорбный поезд по Сибирской магистрали. Два маленьких заледенелых оконца под потолком лишь на короткое время дня робко освещали нашу теплушку. В остальное время горел огарок свечи в фонаре, а когда не давали свечи, весь вагон погружался в непроглядный мрак. Тесно прижавшись друг к другу, мы лежали в этой первобытной тьме, внимая стуку колес и предаваясь безутешным думам о своей участи. По утрам лишь краем глаза видели мы в окно беспредельные просторы сибирских полей, бесконечную занесенную снегом тайгу, тени сел и городов, осененные столбами вертикального дыма, фантастические отвесные скалы байкальского побережья… Нас везли все дальше и дальше, на Дальний Восток, на край света…В первых числах февраля прибыли мы в Хабаровск. Долго стояли здесь. Потом вдруг потянулись обратно, доехали до Волочаевки и повернули с магистрали к северу по новой железнодорожной ветке. По обе стороны дороги замелькали колонны лагерей с их караульными вышками и поселки из новеньких пряничных домиков, построенных по одному образцу. Царство БАМА встречало нас, своих новых поселенцев. Поезд остановился, загрохотали засовы, и мы вышли из своих убежищ в этот новый мир, залитый солнцем, закованный в пятидесятиградусный холод, окруженный видениями тонких, уходящих в самое небо дальневосточных берез» Из книги «Странная» поэзия и «странная» проза. Филологический сборник, посвященный 100-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого (научн. ред. Е.А. Яблоков, Москва, И.Е. Лощилов, Новосибирск). – «Пятая страна», М., 2003, с. 13.

Чудо, что дневник Чистякова, записи в котором оборвались, вероятно, с его арестом, каким-то образом сохранился, не попал в руки сотрудников НКВД , не был выброшен и уничтожен, что его удалось послать в Москву. Благодаря этому до нас дошел еще один голос одинокого человека, жившего в страшную эпоху.