Внутренняя и внешняя деятельность и их взаимосвязь. Соотношение деятельности и психики. Внешняя и внутренняя деятельность

Рисунок Формы деятельности по А.Н.Леонтьеву

Внутренняя деятельность формируется из внешней деятельности. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями (не менее, а часто и более острыми), имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Для успешного воспроизведения какого-то действия "в уме" нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее и т. п.

Представления о структуре деятельности применимы также к анализу всех психических процессов. А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета. Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской.

Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций.



Действие – основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Вопросы для самопроверки

Верны ли высказывания?

Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта:

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно это получило название "размыкание" круга сознания

Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции.

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: б) высказывание неверно, поведение может регулироваться бессознательным

Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно - принцип активности

Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно - принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности.

В одной из работ А.Н.Леонтьева читаем: «...что же специфическое характеризует отдельные деятельности, что входит...в их конкретную характеристику, чем отличаются они от других и что позволяет...выделить эти различные деятельности, ...дать им психологическую характеристику и т.д.? Что это?

б) действия

в) операции

г) психофизиологические функции

Ответ: а)- мотив

Глоссарий:

1. А. Н. Леонтьев: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осущеcтвляя то или иное отношение человека к миру, отвечают собой, соответствующей им потребности». «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».



2. С. Л. Рубинштейн: «…деятельность человека в целом – это прежде всего воздействие, изменение действительности; … это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает».

3. В. Д. Шадриков: «…деятельность – как форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта».

Деятельность – это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объектив­ные) и внутренние психические (субъективные) компо­ненты. По своей сущности они представляются абсолют­но разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и меха­низм их связи.

Внешние и внутренние компоненты деяте­льности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов деятельности осуществля­ются реальные контакты человека с предметами и явлени­ями окружающего мира, их преобразование, воссоздание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деяте­льности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной дея­тельности соотношение внутренних и внешних компо­нентов может быть разным. В зависимости от этого выде­ляют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую).

Примером внешней деятель­ности может служить любой физический труд.

Учебная де­ятельность является примером внутренней деятельности.

Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существо­вание у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует. Деятельность человека обладает способностью к раз­витию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергети­ческие затраты, трансформируется структура, сокращает­ся количество ошибочных действий, изменяется их после­довательность и оптимальность. Одновременно происхо­дит изменение соотношения внешних и внутренних ком­понентов деятельности: внешние компоненты сокраща­ются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преоб­разование деятельности по форме. Из внешней, практиче­ской и развернутой во времени и пространстве, она стано­вится внутренней, психической и сокращенной (сверну­той). Этот процесс в психологии называется интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики – на основе преобразования деятельно­сти. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. По­этому она легко трансформируется и выражается во внеш­них компонентах. Переход внутренних компонентов дея­тельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой прак­тической деятельности. Например, мысль, как психиче­ское образование, может легко преобразоваться в практи­ческое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности лю­бые психические явления (процессы, свойства, состоя­ние): намерения, цели, мотивы, различные познаватель­ные процессы, способности, эмоциональные пережива­ния, черты характера, самооценку и т. д. Но для этого не­обходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.



По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией чело­века. Иначе говоря, он получает ее не по законам генети­ки как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуаци­ях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т. д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выпол­нении человек прямо или косвенно соотносится с дру­гими людьми, которые выступают как ее содеятели и со­участники. Особенно ярко и отчетливо это прослежива­ется в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда сопри­сутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

В экономической литературе выделяют два типа институтов:

1. Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

2. Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

5. Что такое трансакционные издержки? Какие трансакционные издержки существуют в вашей компании?

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30–е годы в его статье «Природа фирмы». Согласно Коузу, трансакционные издержки трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта»

В Новой институциональной экономической теории (НИЭТ) распространён следующий взгляд на природу трансакционных издержек: «Фундаментальная идея трансакционных издержек – в том, что они состоят из издержек составления и заключения контракта, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта. В значительной мере трансакционные издержки – это отношения между людьми, а издержки производства – это издержки отношения между людьми и предметами, но это следствие скорее их природы, чем определения»

Примеры трансакционных издержек на предприятии «ФГУП Почтп России»:

Издержки масштаба (Заключение трудовых договоров, заключение контрактов по поставкам продукции – для гарантии регулярности потока затрат;

Информационные издержки (стоимость передачи сигналов, издержки по обучению пользованию системой и т.д.);

Издержки ведения переговоров;

6. Как объясняют российские ученые особенности российской приватизации при помощи теоремы Коуза?

Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок.

Коуз предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты, порождающие экстерналии при условии, что эти права четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны к эффективному соглашению, которое характеризуется равенством частных и социальных издержек.

Трудности при реализации положений данной теоремы заключаются:



1) в четком определении прав собственности;

2) в высоких трансакционных издержках.

Происходит активный обмен правомочиями собственности между экономическими субъектами, получившими их в ходе первоначальной спецификации («внутренними» акционерами, или insiders), и теми, кто был исключен из этого процесса («внешними» акционерами, или outsiders).

7. В чем заключается принцип методологического индивидуализма? Приведите пример его действия.

Принцип методологического социализма направлен против так

называемого «методологического индивидуализма».

То есть институционализированная совместная деятельность людей может быть выведена только из совместной деятельности людей. Выражение имеет смысл, когда речь идет об анализе процессов воспроизводства институтов или возникновении одного института из другого. Между «естественным» состоянием человека социальной системой лежит непреодолимая пропасть.

Пример из жизни - "ценовая война" между олигополистами может нанести всем им огромные убытки, однако было бы ошибкой сделать отсюда вывод, будто бы минимизация прибыли - цель деятельности группы предпринимателей-олигополистов. У групп нет целей. Просто таков результат взаимодействия этих предпринимателей, каждый из которых стремился вытеснить конкурентов с рынка либо не позволить им вытеснить себя. Желания и решения - только у стратегических игроков.

8. Что такое неполная рациональность? Приведите пример.

Из концепций неполной рациональности наиболее известна предложенная Г. Саймоном концепция ограниченной рациональности поведения, согласно которой наилучший выбор может быть недостижим ввиду недостаточного информационного обеспечения процесса выбора и ограниченных возможностей субъекта по переработке этой информации; в этом случае выбор ограничивается одним из «удовлетворительных», т.е. обеспечивающих достаточно высокий уровень полезности, вариантов.



Примерами иррационального могут служить понятия: добро, зло, красота. Мы не утверждаем, что такие понятия никак рационально не выражаются, важно, что они не исчерпываются никакими рациональными схемами и описаниями. Иррационально воспринимаются произведения искусства. В каждой душе они разворачиваются в собственные образы и вызывают у людей различный отклик, разное отношение к себе.

9. Какие виды контрактов существуют и какие наиболее часто встречаются в вашей фирме?

Контракт (договор) – соглашение об обмене правомочиями и их

защите, являющееся результатом свободного и осознанного выбора

индивидов в заданных институциональных рамках.

Различают:

Контракт о найме – соглашение между индивидом, нейтральным к риску, и противником риска, определяющее круг задач, которые могут быть реализованы в будущем по ходу выполнения контракта. При этом противник риска передает индивиду нейтральному к риску, право контроля над своими действиями.

Контракт о продаже - соглашение между индивидами, в одинаковой

степени нейтральными к риску, определяющее круг задач, которые будут реализованы в будущем по ходу выполнения контракта.

Классический контракт - все условия взаимодействия определены четко и исчерпывающе.

Имплицитный контракт - условия взаимодействия определены не четко, стороны рассчитывают на спецификацию в процессе выполнения контракта.

Неоклассический (гибридный, отношенческий) контракт неоклассическое право и доктрина «оправдания» позволяет сторонам не придерживаться буквы при непредвиденных обстоятельствах.

На предприятии «ФГУП Почта России» наиболее часто встречается договор о найме сотрудников и договор о продаже продукции.

10. Какие основные течение существуют в институциональной теории? Заполните таблицу

Теория Представители Объект анализа
Неоклассическая теория развития Р. Солоу, Р. Барро, Р. Лукас. делается акцент на таких факторах долгосрочного роста, как накопление капитала, изменение нормы сбережений,рост населения, накопление человеческого капитала и технический прогресс.
Неокейнсианская теория экономической динамики Р. Харрод, Э. Хансен. Предельная склонность к сбережению, размерах государственных расходов, величине предельной эффективности капитала в ее соотношении со ставкой процента.
Теория экономического развития Й. Шумпетер В центре которой находится фигура предпринимателя-инноватора как создателя новых комбинаций факторов производства, новых продуктов, новых рынков, новых технологий
Теория регуляции Р. Буайе «Стандартная экономическая теория явно относится к различным общественным институтам так же, как отнесся бы к ним ученый Косинус, вздумай он применить свой талант к реальной общественной жизни: все эти институты лишь отдаляют реальный мир от мира чистой теории»
Ортодоксальная теория Т. Хатчисон для того, чтобы исправить недостатки неоклассики, необходимо уменьшить уровень абстрагирования в следующих областях, а именно снизить абстрагирование от неопределенности, невежества и ошибочных ожиданий, а также от правовой и институциональной структуры
Экономическая теория А. Алчиян, Дж. Уоллис; О. Уильямсон, С. Пейович, Х. Демсец, Э. Фуруботн в центре оказались проблемы, оставшиеся за чертой анализа в неоклассической модели рынка. Это проблемы трансакционных издержек, прав собственности, контрактных отношений, оппортунистического поведения.
| следующая лекция ==>

Деятельность - ϶ᴛᴏ целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объектив­ные) и внутренние психические (субъективные) компо­ненты. По своей сущности они представляются абсолют­но разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и меха­низм их связи.

Внешние и внутренние компоненты деяте­льности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов деятельности осуществля­ются реальные контакты человека с предметами и явлени­ями окружающего мира, их преобразование, воссоздание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деяте­льности выполняют функцию побуждения, целœеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной дея­тельности соотношение внутренних и внешних компо­нентов может быть разным. Учитывая зависимость отэтого выде­ляют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую).

Примером внешней деятель­ности может служить любой физический труд.

Учебная де­ятельность является примером внутренней деятельности.

При этом речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существо­вание у человека невозможно. При этом мы предполагаем, что при определœенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует. Деятельность человека обладает способностью к раз­витию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергети­ческие затраты, трансформируется структура, сокращает­ся количество ошибочных действий, изменяется их после­довательность и оптимальность. Одновременно происхо­дит изменение соотношения внешних и внутренних ком­понентов деятельности: внешние компоненты сокраща­ются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преоб­разование деятельности по форме. Из внешней, практиче­ской и развернутой во времени и пространстве, она стано­вится внутренней, психической и сокращенной (сверну­той). Этот процесс в психологии принято называть интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики – на основе преобразования деятельно­сти. При этом внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. По­этому она легко трансформируется и выражается во внеш­них компонентах. Переход внутренних компонентов дея­тельности во внешние принято называть экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой прак­тической деятельности. К примеру, мысль, как психиче­ское образование, может легко преобразоваться в практи­ческое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности лю­бые психические явления (процессы, свойства, состоя­ние): намерения, цели, мотивы, различные познаватель­ные процессы, способности, эмоциональные пережива­ния, черты характера, самооценку и т. д. Но для этого не­обходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией чело­века. Иначе говоря, он получает ее не по законам генети­ки как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуаци­ях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т. д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выпол­нении человек прямо или косвенно соотносится с дру­гими людьми, которые выступают как ее содеятели и со­участники. Особенно ярко и отчетливо это прослежива­ется в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определœенным образом распределœены. Учитывая, что в предметной деятельности всœегда сопри­сутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

А.Н. Леонтьев говорил «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней».

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности».

Разделение деятельностей на внешние и внутренние – это искусственное разделение. Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется (сильная трансформация строения деятельности, особенно это относится к ее операционально-технической части – сокращение процесса). А переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметом - экстериоризацией.

Функция внутренних действий в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Они дают возможность человеку избежать грубых ошибок .

Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: она побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное) – действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, вместо реального продукта получается мысленный результат.