Внеклассное мероприятие: сценарий, темы, разработка. Формы и виды внеклассной работы

Формы и виды культурно-досуговых мероприятий, способы проведения различного рода мероприятий имеют в своей структуре один общий скелет - это организационные этапы, этапы подготовки, репетиционный период, финальный этап - непосредственно реализация замысла. Культурно-массовые мероприятия обеспечивают свободное выражение и формирование мнений, приобщение к культуре, стимулирование творческого потенциала, развития духовности, саморазвития и самообразования. Они выступают как средство приобщения детей и взрослых к совместному действию согласно плану и тематике.

В современном мире, где высока доступность компьютерных технологий, где цензура не выдерживает никакой критики, где культура общества становится с каждым годом всё ниже, возникает необходимость в проведении различного рода мероприятий, нацеленных на саморазвитие, на приобщение к культуре и спорту.

Уровень образованности детей, по сравнению с прошлыми десятилетиями, становится на порядок ниже. Достаточно почитать переписку подростков в чатах и убедиться в этом. Всё своё свободное время дети проводят за компьютером, что также негативно сказывается на их физической форме.

Дети перестали читать

Формы проведения мероприятий для школьных учреждений влючают воспитательные меры, направленные на приобщение детей к чтению. Книга всегда являлась источником информации. В нравственном, интеллектуальном и эстетическом развитии детей роль ее бесспорна - чтение улучшает грамотность, повышает общий культурный уровень, открывает новые горизонты, эмоционально обогащает, раскрывает творческий потенциал и, что немаловажно, оказывает довольно сильное влияние на формирование духовной основы личности.

Но чем больше информационные, компьютерные технологии проникают в жизнь человека, тем реже дети берут в руки книгу. В первую очередь это обусловлено их нежеланием читать. Ведь намного проще включить планшет и запустить игру. Книга же заставляет трудиться.

Мероприятие для детей в библиотеке ставит перед собой цель - приобщить ребёнка к миру литературы, показать, что от чтения можно получать эстетическое наслаждение, научить ребёнка сопереживать героям произведения, доказать, что книга и только книга является единственно верным, неиссякаемым источником информации, что она может стать другом и советчиком. Посредством литературы дети учатся видеть доброе, разумное, вечное.

Организация Дня открытой книги

Все организационные и подготовительные этапы возлагаются на библиотекаря. Программа мероприятий составляется с учетом возрастной категории детей, круга интересов и современных тенденций. Первостепенная задача - определится с темой и формой события. Затем прописывается примерный сценарий мероприятия. Для достижения цели (приобщения детей к чтению и книге) существует много различных по сложности и трудоёмкости в подготовке вариантов его проведения. Это различные викторины, литературные суды, КВН, кружки любителей литературы, книжные клубы и многое другое.

Что касается формы проведения мероприятий, она может быть произвольной, но в любом случае важно учитывать следующие факторы:

  • Мероприятие не должно быть перегружено (длительность его должна соответствовать возрастной категории: для детей младшего школьного возраста - 20-30 минут с учетом их неусидчивости, для детей постарше, подростков и старшеклассников - около часа).
  • Если это викторина или конкурс и в неё вовлечены все присутствующие участники, то вопросы должны быть оптимального уровня сложности. Ввиду сильно сложных и чрезмерно лёгких вопросов или заданий, дети быстро потеряют интерес к мероприятию.
  • Событие - не самоцель, а средство воспитания.
  • Мероприятие должно быть интересным, захватывающим, вызывать у участников и посетителей сильные эмоции и переживания, стимулировать творческие способности детей.

Библиотека - фундамент культуры

Библиотека является важным социальным институтом общества, основной задачей которого является гармоничное интеллектуальное и творческое развитие подрастающего поколения. За учебный год библиотека проводит много акций, мероприятий, выставок, в течение года ученики, любители книги, активно посещают литературные кружки.

Летний лагерь

В летнее время, когда наступает период игр и развлечений, когда появляется возможность отдохнуть от учебы, снять напряжение, восполнить энергоресурсы, власти города совместно с учителями организовывают летний пришкольный лагерь.

Он играет очень важную роль в оздоровлении и воспитании детей. Для детей, посещающих летний лагерь, созданы максимально комфортные условия для увлекательного и полезного времяпрепровождения. В программе - походы и экскурсии по знаковым местам города, проведение различных викторин, конкурсов, литературных игр. Детей старших классов часто привлекают в летний лагерь в качестве вожатых в младших группах, развивая в них тем самым руководящие способности. Ежедневно проводится зарядка, часто организовываются танцы и всевозможные квесты. Детям в таких лагерях зачастую предоставляется питание для восполнения энергии, затраченной в активных играх.

В споре рождается истина

Фразу «В споре рождается истина» приписывают Сократу, но в то же время говорится, что Сократ «противопоставил спору диалог». У каждого старшеклассника наступает момент, когда ему уже недостаточно информации о правилах и нормах поведения, предоставленной учителем. У человека в это время проявляются такие качества, как самооценка, критичность, социальная активность. Появляется стремление к саморазвитию, а также желание самостоятельно разобраться в сложных ситуациях. В этом возрасте у старшеклассников возникает потребность в диспутах - данная форма внеклассной работы помогает высказать ученику свою точку зрения, отстоять её.

Литературный диспут — это столкновение мнений, расхождение во взглядах, словесная борьба одного участника (спор-монолог), когда один участник ведёт спор с самим собой в присутствии слушателей (ещё такой диспут называют внутренним спором), двух или более участников (спор-диалог), когда в споре относительно конкретной темы принимают участие все присутствующие.

Задача руководителя - в определении формы проведения мероприятий, обеспечении их качества, привлечении участников к организованному диспуту. Главная цель - обучить юношей и девушек противостоять оппонентам, что положительно скажется в их взрослой жизни, когда, уже вышедшие из-под опеки родителей и учителей, они, попадая в стихийные диспуты, смогут достойно выстоять и проявить себя. Умение правильно вести себя на диспуте, отстоять свою точку зрения может помочь в будущем также при приёме на работу. Подобные дебаты проводятся среди школьников с целью выработать эмоциональную стойкость перед оппонентом, способность контролировать свои эмоции во время горячего спора.

Правильно выбранная профессия - половина успеха

Способом помочь ученику, подростку, подходящему к завершающему этапу обучения в общеобразовательной школе, хоть на малую долю определиться с направлением дальнейшего обучения и профессии является мероприятие, которое часто называют Днем открытых дверей. Подобные события стали доброй традицией и проходят во всех высших (и не только) учебных заведениях минимум один раз в год. В этот день родители вместе с учениками посещают различные вузы.

Цель мероприятия заключается в донесении важной для будущего студента, абитуриента, информации о конкретном учебном заведении, освещение его плюсов и выгод. Естественно, для учебного заведения, проводящего данное мероприятие, это залог привлечения как можно большего числа студентов, здесь имеет место коммерческая выгода. Но и для родителей, безуспешно пытающихся уговорить своё чадо посвятить себя той или иной профессии, это шанс наглядно продемонстрировать все ее положительные стороны и склонить ребенка к нужному решению.

Сложно переоценить важность такого мероприятия, как День открытых дверей. Оно имеет массу положительных моментов, причём для всех - как для организаторов, так и для посетителей. Помимо информативной части мероприятия, гостей ждут экскурсии по аудиториям, возможность пообщаться с будущими преподавателями и другими студентами, узнать от них об их успехах и многое другое. А значит, это предоставляет уникальную возможность сменить скоропостижно принятое решение или ещё раз убедиться в правильности оного. Поэтому абитуриенту непременно следует посетить выбранный вуз в день открытых дверей.

Внеклассные занятия как средство воспитания

Ещё одной важной составляющей образовательного процесса является такое воспитательное мероприятие, как внеклассное занятие, проводимое непосредственно учителем или преподавателем с целью непосредственного воспитательного воздействия на детей. Организация внеклассных мероприятий по предмету способствует более успешному обучению, а также обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие детей. Это отвечает одной из основных идей воспитательного процесса.

Проведение внеклассных мероприятий способствует прокладыванию моста между теоретическими знаниями и практическим опытом, формирует профессиональные качества. Развивающее воспитательное мероприятие способствуют выявлению и развитию индивидуальных способностей, раскрытию творческих потенциалов через привлечение школьников к реализации различных проектов.

Особенностью внеклассного мероприятия является отсутствие каких-либо жестких регламентаций в выборе средств и методов. В большинстве случаев контроль результатов осуществляется эмпирически, основан на наблюдении за коллективом.

Мозговой штурм

В качестве культурно-досуговых мероприятий с древних времён проводятся различного рода интеллектуальные игры, одними из самых древних таких развлечений считаются шахматы, шашки, маджонг. Это формы проведения досуга детей, где главным инструментом является эрудиция. В таких играх, как правило, требуется отвечать на вопросы, касающиеся разнообразных сфер жизни человека, а победитель награждается каким-либо призом. Очень распространены такие игры: «Своя игра», «Интеллектуальные олимпиады», «Что? Где? Когда?» и многие другие.

Как форма воспитательного процесса такое мероприятие в состоянии превратить вполне серьёзную интеллектуальную занятость учеников в праздник, захватывающее действие, в котором с удовольствием принимают участие не только дети младших классов, но и старшеклассники.

Формы проведения мероприятий интеллектуального характера, в отличие от серьёзных предметных олимпиад, более интересны, увлекательны. Интеллектуальные игры охватывают широкий спектр жизнедеятельности человека. Целью их проведения в учебных заведениях самых разнообразных уровней является выявление способностей и стимуляция к развитию творческого потенциала учащихся. Они помогают научить детей нестандартно мыслить, принимать неожиданно верные решения в условиях ограниченного времени, позволяют детям проявить себя, применить знания и умения в конкретных ситуациях. Участие детей в интеллектуальных играх позволяет расширить кругозор, потренировать эрудицию и логическое мышление. Ведь без должной подпитки даже самый яркий талант со временем сойдёт на нет.

Спорт - это жизнь

Спортивные мероприятия и физкультурно-массовые формы проведения праздников для развития крепкого тела и здорового духа у подрастающего поколения играют немаловажную роль. Основная цель спортивных мероприятий - это популяризация спорта, так как он является залогом здоровья нации. Физические занятия отвлекают молодёжь от пагубных привычек, прививают достойные качества, способствуют формированию устойчивого психического здоровья (спорт помогает инвалидам адаптироваться к нормальной жизни с учетом их индивидуальных особенностей). Спортивные мероприятия помогают направить физическую агрессию подростков в мирное русло.

История спортивных состязаний берёт своё начало ещё с древних времён, когда родилась идея у древних римлян проводить Олимпийские игры. Такие мероприятия помогают сгенерировать энергию группы и направить ее на осуществление положительного социального действия, исключая опасность разрушения установленного порядка. Путем проведения спортивных состязаний можно удивительным образом сплотить членов одной группы и создать настоящую команду! Сейчас, помимо стандартных соревнований, таких как борьба, бег, стрельба и так далее, появляются самые невообразимые и смешные спортивные состязания, тем не менее интересные и полезные.

В рамках школьной программы по физической подготовке детей ежегодно организовывают спортивные агитбригады в форме музыкально-спортивного фестиваля, в которых принимают участие дети, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Праздник для всех

В культурно-досуговых мероприятиях принимает участие большое количество людей, иногда население всего города. Само определение термина "культурно-массовое мероприятие" имеет довольно широкий диапазон вариантов. Оно может быть проведено в форме шумных празднеств, различных торжеств, гуляний и ярмарок. Обычно культурно-массовые мероприятия проводятся на свежем воздухе, на стадионах, городских площадях. Могут носить как политический, досуговый, так и рекламный характер.

Это возможность для жителей города отдохнуть, расслабиться, а для музыкантов и различных групп самодеятельности - показать себя. Политики посредством таких событий могут привлечь на свою сторону как можно больше электората. В подобных мероприятиях органично сочетаются духовность и физическая культура, спорт и искусство.

Музыкально-поэтический вечер как одна из форм культурно-массового мероприятия представляет собой выступление одного или нескольких артистов, посвящённое тому или иному событию искусства или деятелю, часто подобные вечера проводят в приятной романтической обстановке, с чтением стихов великих поэтов, знаменитых деятелей, с исполнением песен на слова стихов поэта, которому посвящён памятный день.

На ярмарках производители имеют возможность показать свою продукцию, рассказать о ней, а посетители - попробовать тот или иной продукт и составить о нем первое впечатление. В это время молодые дарования всех сфер искусства показывают музыкальные и театрализованные представления, тем самым делая себе рекламу. Гостей ярмарки радуют также праздничная торговля, выставка техники, элитных пород птицы, ремесленные ряды и аттракционы, спортивные состязания.

Программа мероприятий обычно состоит из описания событий, указания времени их проведения, заблаговременно публикуется на сайте города. Также готовятся афиши и выпускаются буклеты, чтобы все желающие могли посетить торжество, приуроченное к какому-либо событию. Мероприятия, подразумевающие под собой собрание большого количества людей, регламентированы согласно закону. В период всего праздника обеспечивается усиленная охрана всех охваченных гулянием территорий.

Новогодние праздники: проведение мероприятий

Новый год и Рождество - это праздники, которые отмечают во всём мире. Их ждут все — от малышей до их бабушек и дедушек. Им приурочены мероприятия на главных площадях во всех городах, утренники во всех домах культуры и творчества, школах и детских садах, новогодние представления в высших учебных заведениях. Организаторы и участники, как правило, начинают готовиться к новогодним праздникам задолго до их наступления. Сценарий мероприятия утверждается высшим компетентным органом конкретного учреждения, который проводит то или иное мероприятие. В школах и детских садах к проведению торжества привлекают детей, готовят конкурсы и различные развлекательные сценки.

Главным атрибутом праздника, естественно, является украшенная ёлка, вокруг которой принято водить хороводы. Культурно-массовые мероприятия, связанные с новогодними празднованиями, были введены в России в конце 17 века Петром Великим. По правде говоря, идея празднования Нового года не 1 сентября, а 1 января быстро прижилась.

Указом Петра Великого был разработан примерный сценарий праздника - украшать вход в жилище сосновыми, можжевеловыми, еловыми ветками, с 1 января по 7 января жечь костры, веселиться, дарить друг другу подарки. Новогодние мероприятия пришли в Россию из Европы, и Петр I лично следил за выполнением всех правил празднования. В 1700 г. народ лицезрел не виданные ранее фейерверки. Идея перенести новогодние мероприятия на зимний период заключалась в том, что Пётр Великий стремился в Европу, в которой на тот момент был 1699 год от Рождества Христова, в России же был 7208 год от сотворения мира. Такая большая календарная разница приносила большие неудобства для политических взаимоотношений с Европой. Переход на летоисчисление от Рождества Христова решил одним разом массу проблем.

Массовые народные гуляния

Массовые гуляния в духе исконно русских традиций веселого массового праздника, таких как Масленица, Святки, Светлая и Радоницкая недели, Семицко-троицкий цикл, проводились на Руси с давних времён. Обычно они проходили под открытым небом с танцами, ряженьем, играми, хороводами, игрой на гармошках, сопелках, дуделках, с характерными обрядами поджигания костров, символическим сжиганием чучела.

Массовые мероприятия, сопровождающиеся многодневными народными гуляниями, берут начало ещё с дохристианских времён. Их прародительницей была Масленица. Этот праздник можно считать самым ярким и весёлым, ведь он приурочен ко дню весеннего солнцестояния, то есть к началу нового года. Дата празднования Масленицы не фиксированная, отмечается она ровно за неделю до начала Великого поста, поэтому торжественные народные гуляния отмечаются каждый год в разное время.

Доклад на тему: «Виды и формы внеклассной работы по формированию коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната»

Разнообразная внеучебная деятельность способствует более

разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразной человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Разнообразная внеклассная работа способствует развитию у

детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной обществом деятельности.

В различных видах внеклассной работы дети не только

проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой

воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с

воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной

работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания

усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Успех внеклассной работы зависит не только от активности учащихся, но и

от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно – полезную направленность.

Внеклассная работа определяется работой классной. Только на некоторые

внеклассные мероприятия можно объединить параллельные, а иногда и близкие по развитию классы.

Внеклассная работа может иметь две основные формы: массовые

мероприятия, куда вовлекается класс как целое или даже объединения классов, и кружковая работа, объединяющая учащихся из разных классов.

Виды массовой работы во внеклассное время весьма разнообразны. Сюда

можно отнести: игры, прогулки, беседы, занятия по пропедевтике труда, по конструированию и моделированию, работу библиотеки, экскурсии, пение, слушание музыки и другие мероприятия.

Игры – одно из могучих средств развития ребенка. Играющий ребенок –

это ребенок развивающийся. Игры должны быть посильны детям и очень важно, чтобы они развивали те же функции, над развитием которых работает школа. Детям надо дать время овладеть игрой: четко объяснить ее, показать, взяв на себя главную роль в игре. Продолжением игры является беседа, проведенная после. Для бесед во внеклассной работе должны быть отведены соответствующие часы. Беседа дает новое, систематизирует известное, углубляет его. Речь воспитателя должна соответствовать речевому развитию ребенка. Она должна не только излагать мысль, а и живописать ее, вызвать ряды ярких образных представлений.

Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями предметниками и связываются с изучением очередных тем. Работа над полученным на экскурсии материалом

легко обнаруживает, что каждый из учеников заметил нечто, оставшееся вне сферы внимания других. Делясь впечатлениями, дети взаимно дополняют сведения о добытом материале, и таким образом у них еще больше расширяется круг представлений.

Немаловажное значение имеет и кружковая работа, которая обеспечивает

возможность и осуществляет более тесную связь, общение между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Каждый учащийся, вступая в кружок, берет на себя определенные обязательства: регулярно посещать занятия кружка, выполнять качественно свою работ, стараясь определить ее на выставку.

Посещение выставок, музеев, клубов будет иметь глубокий смысл только

тогда, когда эти посещения являются не случайными эпизодами, а

органическим звеном в системе учебной и внеклассной работы. К каждому мероприятию с детьми ведется определенная подготовка. Это имеет решающее значение. Надо быть убежденным в том, что виденное дойдет до ученика, затронет его сознание. После каждого посещения надо провести беседу по поводу виденного.

В школах часто организуются школьные выставки. Они бывают:

общешкольные, классные, предметные или выставки работ отдельных детских кружков. Выставки, являясь дополнительной стимуляцией учащихся, помогают поднять работу, вызвать интерес, соревнование

Таким образом, вся система внеклассных мероприятий, проводимая

педагогами – воспитателями, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Дети во время проведения внеклассных мероприятий более раскованы, более инициативны, подвижны, активны

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте.

    кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные)

В кружках проводятся занятия разного типа:

    доклады

    обсуждение произведений литературы

    экскурсии

    изготовление наглядных пособий

    лабораторные занятия

    встречи с интересными людьми и др.

Отчёт работы кружка за год проводится в виде:

    вечера

    конференции

    выставки

    смотра

К объединяющим формам работы относятся:

    детские клубы

    школьные музеи

    общества

Клубы:

Дружбы

выходного дня

интересных встреч

Действуют они на началах:

    самоуправления

    имеют свои названия

    уставы

Работа клубов строится по секциям

Интернациональные клубы могут иметь секции:

    корреспондентскую

    изучение истории

    географии

    экономики

    культуры страны, с которой дружат дети

Профильные клубы

    литературные

    юного физика

    химика

    математика

политические клубы

    изучение молодёжного движения за рубежом

    изучение истории политических учений и др.

школьные музеи

    краеведческие

    исторические

    историко-литературные

    природоведческие

    художественные

Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов.

Для этого проводятся

    походы

    экспедиции

    встречи с интересными людьми

    ведётся широкая переписка

    работа в архиве.

Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь

Массовая работа

    конкурс

    олимпиада

    соревнование

    игра

    беседа

    вечера

    встречи с интересными людьми

    утренники

    спектакли

    праздники

    смотры

    классный час

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим.
В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Для формирования коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната педагогами используются следующие эффективныеформы досуговой работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

    Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;

    Встречи с интересными людьми;

    Работа школьного совета профилактики;

    Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.

2. Спортивно-оздоровительное направление :

    Динамичные формы внеклассной работы: о рганизация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;

    Проведение бесед по охране здоровья;

    Применение на уроках и внеклассных мероприятиях игровых моментов, физкульт минуток;

    Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;

    З доровое питание;

    Выступления школьной постоянно действующей агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».

3. Художественно-эстетическое направление :

    Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

    Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

    Работа кружков;

    Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города , области.

4. Научно – познавательное направление:

    Предметные недели;

    Библиотечные уроки;

    Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;

    Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;

    Факультативные занятия по информатике.

5. Гражданско-патриотическое направление :

    Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно- патриотической песни;

    Выставки рисунков;

    Выпуск школьных стен газет;

    Тематические классные часы и воспитательные беседы ;

    Оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;

    Конкурсы рисунков;

    Конкурсы чтецов.

6. Общественно-полезная деятельность:

    Проведение субботников;

    Работа на пришкольном участке;

    Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;

    Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;

    Мелкий ремонт школьной мебели, одежды, зданий и сооружений.

7. Игровая деятельность:

    Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;

    Настольные игры;

    Сюжетно – ролевые игры.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет бóльшую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Выполнила: Асанова Эмине Лутфиевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Бахчисарайская СОШ №1»

БАХЧИСАРАЙ 2016

Формы организации и проведения внеклассных мероприятий

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным.

Наш ученик - это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Каким он будет, когда вырастет?

Это не праздный вопрос - это вопрос жизни. Воспитать гражданина целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого - это долг каждого учителя-воспитателя.

Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

Эта работа имеет разнообразные формы: классные часы, праздники, поэтические чтения, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, викторины, дискуссии, разговоры по душам, конкурсы, часы пик, сценические картинки,экскурсии, брейн-ринги и др.

Классный час - основная форма работы классного руководителя, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Функции классного часа :

Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.

Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Основные направления в тематике классных часов. …… *Гражданско-патриотическое воспитание. *Нравственное воспитание. *Экологическое воспитание. *Физическое воспитание и здоровый образ жизни. *Трудовое воспитание. *Эстетическое воспитание.

КВН ( клуб веселых и находчивых ) - это соревнование двух или нескольких команд из 10-13 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники - болельщики. Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3- 5 человек). Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание. Перед каждым конкурсом ведущий подробно, четко объясняет условия конкурса и количество очков за правильный, оригинальный ответ. Для жюри разрабатываются условия: максимальное количество баллов за каждый конкурс, критерии подведения итогов, время объявления результатов.

Структура КВН:

- приветствие команд;

- разминка;

- конкурсы;

- конкурс капитанов;

- конкурс на лучшее домашнее задание.

Для болельщиков организуются специальные конкурсы, и тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам. Тематика и содержание конкурсов могут быть самыми разнообразными: литературный, математический, исторический, экологический курсы и др., или комплексного характера, из разных областей знаний.

Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы, например: музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательного характера в виде конкурса частушек и др. Конкурсы могут быть составной частью праздников (брэйн-рингов и других форм).

Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.

Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4-5, 6-10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Основным условием подготовки участников и дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении; допускаются различные несовпадения мнений и предложений; представление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение; побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме дебатов, заседания группы экспертов, «круглого стола», форума.

Структура дискуссии :

    Выбор темы, проблемы.

    Подготовительная работа (анкетирование, опрос, интервью).

    Подбор литературы по теме, высказываний великих людей, оформление выставок, стенгазет.

    Подбор основных вопросов для обсуждения.

    Приветствие (напоминание о спорной ситуации).

    Принятие правил ведения дискуссии.

    Основная часть (последовательное вынесение вопросов для обсуждения, подведение итогов по каждому вопросу, анализ анкет или сочинений, обзор различных точек зрения на данную проблему).

    Подведение итогов.

Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:

- торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведение итогов;

- концерт развлекательного характера; показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы.

Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть учебного или культурно-просветительского характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

Брейн-ринг организуется в три тура, в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросами дается одна минута. После второго тура выбывает команда, набравшая меньшее количество очков. Победительницей считается команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определяют с помощью жеребьевки. В перерывах между турами организуют музыкальные или игровые паузы.

Игра - соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера.

Ролевая игра . 1.Выбор темы.

2.Распределение ролей.

3.Определение функций каждой роли.

4.Правила и стимулирующие факторы, которые создают соревновательный эффект.

5.Обыгрывание проблемных ситуаций в соответствии с ролью.

6. Подведение итогов.

Игра-путешествие.

    Подготовка участников к восприятию игры-путешествия.

    Сбор-старт (правила игры, способ оценки результатов деятельности команды на этапах).

    Движение команд по маршруту.

    Участие команд в организуемой на этапах деятельности.

    Сбор-финиш (подведение итогов, награждение победителей).

Предметные гостиные

Повысить интерес к знаниям, расширить кругозор учащихся помогут предметные гостиные . Например, литературные гостиные, где предметом разговора может стать творчество любого писателя, не очень хорошо известного детям; географические, где в форме путешествия (заочного) происходит знакомство с различными странами.

Что характерно для гостиных ?

Расстановка стульев так, чтобы дети видели друг друга в лицо; наличие эмблем предмета, ярких высказываний по тематике, интересных ребусов, кроссвордов. Выбираются ведущие (2-3 человека). Гости (ребята) входят в гостиную, произнося какие-то крылатые выражения по тому или иному предмету. В гостиной могут заслушиваться какие-то сообщения согласно ее тематике и проводиться диалоги, небольшие дискуссий по затронутой проблеме ну и, конечно, должно быть что-то развлекательное, например, игра «Угадай-ка».

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

В методической литературе различают три формы внеклассной работы, базируясь на количестве участников в ней: индивидуальную, групповую и массовую. Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович и Т. Е. Сахарова считают, что в основном используются групповая и массовая формы внеклассной работы, т.к. индивидуальная как бы является их частью.

Массовая внеклассная работа органически вписывается в общешкольный план внеклассных мероприятий; она может проводиться эпизодически или периодически. К этой форме внеклассной работы относятся следующие типы мероприятий: вечера, утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. В них принимают участие классы, параллели классов, звено (этапы) обучения, даже вся школа целиком.

Вечера и утренники являются основными типами массовой внеклассной работы. Они могут различаться по содержанию (подробнее об этом мы будем говорить во второй главе). Эти типы внеклассной работы помогают развить целый комплекс умений и навыков владения иностранным языком: овладение новым материалом способствует освоению новых областей знаний по иностранному языку и отработке пройденного материала. В них задействуются индивидуальные когнитивные, творческие навыки, знания в области фонетики, грамматики и лексики.

Важным средством повышения уровня овладения иностранным языком являются различные конкурсы. В практике школ получили распространение конкурсы по следующим видам работы с языком:

1) Конкурс на лучшее выразительное чтение художественного стихотворения, текста или отрывка;

2) Конкурс на лучший рассказ без подготовки по темам, включенным в программу;

3) Конкурс на лучшее описание рисунков, кадров из видео- или диафильма, на озвучивание видео-отрывка;

4) Конкурс на лучший устный перевод (конкурс переводчиков-синхронистов);

5) Конкурс на лучший письменный перевод;

6) Конкурс на лучшего собеседника.

Конкурсы могут проводиться в школьном, районном, городском, областном масштабах, а также в масштабах страны. Как правило, они проводятся в несколько этапов (туров), если это не школьный конкурс: школьный этап, районный этап, городской, областной и этап страны.

К конкурсу как к одной из популярных массовых форм внеклассной работы примыкают викторины, олимпиады, КВН, игра «Что? Где? Когда?», которые фактически являются вариантами конкурса. Эти виды работы не позволяют учащимся останавливаться на достигнутом уровне, стимулируя их любознательность и стремление повышать степень владения языком.

Викторину можно проводить на любом этапе изучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие или лингвострановедческие знания. Материал для викторины может быть облечен в различные формы: ребусов, загадок, вопросов и т.д. Викторины связаны с выявлением самых различных знаний, раскрывая межпредметные связи.

Практика проведения КВН свидетельствует о его эффективности в стимулировании интереса к иностранному языку. КВН проводится по завершении изучения темы или ряда тем по программе, предусматривающей различные соревнования.

День (или неделя) иностранного я зыка в школе проводится ежегодно в одно и то же время. В этом мероприятии участвуют практически все учащиеся школы, действуя согласно специально разработанной программе. По завершении дня или недели иностранного языка проводится отчетный вечер-концерт.

К групповой форме относятся клубы и кружки. Основной чертой этой формы является постоянное участие группы учащихся (10-15 человек), а также регулярностью занятий. При создании кружков учитываются интересы учащихся, и, конечно, возможности, склонности и вкусы учителя.

В основном кружки и клубы не отличаются друг от друга по принципам функционирования. Основным их отличием является то, что клубная форма как бы объединяет кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную структуру, являясь ее координирующим и организующим центром. Наиболее распространенными кружками являются: кружок любителей кино, кружок разговорной речи, драматический, хоровой кружок, любителей поэзии и некоторые другие. Как правило, деятельность кружков и клубов отражается в отчетных концертах или вечерах.

Индивидуальная форма работы дает возможность для развития индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает ученикам возможность проявить творческую инициативу и активность. Как правило, ученики, участвующие в индивидуальной форме внеклассной активности, участвуют и во всех остальных формах внеклассной работы. Различают следующие виды внеклассной работы: заучивание наизусть отрывков прозы и стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью, оформление материалов для выставки, изготовление альбомов, наглядных пособий, подготовка к докладам, выступлениям в программах вечеров.

Таким образом, внеклассной работой называют воспитательные и образовательные виды деятельности, которые проводятся вне урока. Внеклассная работа играет важную роль в обучении ИЯ. Она обладает определенной спецификой, присущей предмету. Внеклассная работа выполняет примерно тот же круг задач, что и урочная. Она мотивирует познавательную деятельность учащихся, формирует их вкус, мировоззрение, расширяет кругозор.

Внеклассная работа эффективно помогает раскрыть когнитивный аспект обучения ИЯ, т.к. развивает способности, используемые при межкультурной коммуникации.

Выделяют три формы внеклассной работы: массовую, групповую и индивидуальную. Массовая форма подразделяется на следующие виды: вечера, утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. Групповая форма включает в себя деятельность кружков или клубов. Индивидуальная внеклассная работа подразумевает заучивание наизусть, составление заметок, пособий, альбомов, работу над ролью и т.д.

Методика организации и проведения внеклассных мероприятий

Существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.

План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности.

Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Материалы и оборудование.

4. Форма проведения.

5. Место проведения.

6. План проведения.

В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.

Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.

Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п.

Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).

План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.

Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.

Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до его проведения – плакаты с напоминаниями. Важно приготовить призы победителям.


3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В несложившихся коллективах, независимо от возраста школьников, учителя обычно сами ведут воспитательные занятия. В процессе укрепления коллектива руководство деятельностью учащихся приобретает все более опосредованный характер (воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опыта учитель может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий, сохраняя при этом контроль над ситуацией.

При проведении внеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.

Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость.

Рекомендации: эффективному переключению учащихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение и т.д.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.

Типичная ошибка – игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции учащихся, что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя учащимся роль пассивных слушателей, не придавая значения эмоциональному настрою учащихся.

В первом случае вопросы, во втором – задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности учащихся, отсутствие наглядности и общая бедность использования средств и методов, преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебной атмосферы урока, назидательность, морализаторство.

Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций внеклассной работы выше, если учащиеся максимально активны. В активизации учащихся на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока.


Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут учащиеся. Только в этом случае у учащихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Методы формирования сознания должны способствовать формированию у учащихся убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать учащихся правилам ведения дискуссии.

4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»

Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для учащихся форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации учащимся по применению приобретенного опыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы учащимся по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Подведение итогов проведенного воспитательного мероприятия – важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль учителя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.

Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции – организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ – также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.

Анализируя воспитательное мероприятие, следует прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем. Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:

1) наличие цели;

2) актуальность и современность темы;

3) его направленность;

4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;

5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.

Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.

Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио, стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования, смотры, конкурсы, месячники и т.п., требуют широкого обсуждения в коллективе.