Урок на тему деление слов слоги. Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа

Тема: «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»

Подготовила и провела учитель-логопед

Кузьмина Татьяна Вячеславовна

МДОУ № 26 г. « Колосок»

Мичуринска Тамбовской области

Программное содержание :

1. Воспитывать навык мышления.

2. Познакомить детей с понятием "с л о г”.

З. Дать понятие, что слова состоят из слогов.

4. Учить произносить слово по слогам, определяя количество и последовательность слогов в слове.

5. Закрепление формы множественного числа существительных.

6. Подбор определений к словам.

Оборудование : Большая картонная елка с игрушками, пособие "Кто поедет на поезде”, мяч, наборы полосок для слогового анализа.

Ход занятия

1. Оргмомент :

Девочки называют мужские имена, мальчики - женские.

2. Повторение :

Перед детьми елка с игрушками. Нужно назвать игрушки во множественном числе (лиса, самолет, собака, слон) « Скажи про много предметов»

Основная часть

3.Выставляются картинки,разрезанные на две или три части:сап -по-ги, са-ни, стол. Логопед предлагает детям собрать картинки из частей. Обращает внимание на то, что только сложив две или три части, мы увидели весь предмет. Слово называется по частям.А картинка,на которой «стол» не разрезана.Из скольких частей мы сложили слово са-по-ги и т. д.

4. Загадки про собаку, лису и слона:

а) Пришла из леса птичница

б) С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвостик колечком.

в) Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

5. Звери едут в гости, их нужно разместить в 3 вагонах.

Поможет нам в этом волшебный молоточек. Логопед произносит слова, отстукивая слоги. Дети считают количество ударов. Находят длинное и самое короткое слово.

Вводится понятие "с л о г”.

Вывод: слог — это часть слова, чем больше слогов, тем слово длиннее.

Дети помещают зверей в три вагона.

1 — слон, 2 — лиса, З — собака.

6. Игра "Угадай, какое слово задумала’.

На доске 3 картинки: сом, сани, сапоги. Логопед отстукивает слоговой рисунок слова, а дети узнают задуманное слово.

7. Игра с мячом. Добавь слог, чтобы получилось слово:

ли — /са/, о — /са/, у — /сы/, ве — /сы/, ко— /сы/

Подвести детей к итогу, что слог не имеет смысла, сам по себе ничего не обозначает.

8. Звери едут в гости к рыбе. Название состоит из одного слога. Какая это рыба? (Сом) .

Сом приготовил угощение для гостей из 2-х слогов на второе, из одного слога на первое.

с у п к а ш а.

9. Подбор определения к слову су п . (гороховый, рисовый, фасолевый).

10. Выкладывание схемы слова суп, из фишек.

11. Игра "Снимем игрушки с елки”.

Дети снимают игрушки и составляют слоговые схемы слов.

12. Упражнение. Сколько слогов в твоем имени?

Дети встают, у кого имя состоит из 2, 3, 4 (частей) слогов.

Занятие окончено.О чём сегодня мы узнали?

Дома: подобрать слова с разным количеством слогов.

Тема: Слог. Деление слов на слоги.

Цель:

Задачи:

3. воспитывать самоконтроль в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Слог. Деление слов на слоги.»

Тема: Слог. Деление слов на слоги.

Цель: научить детей делить слова на слоги.

Задачи:

1.познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове;

2.содействовать развитию фонематического слуха, речи, мышления;

3. воспитывать самоконтроль в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения;

Ход урока

1.Организационный момент.

- Прозвинел звонок,начался урок.

Руки на месте,ноги на месте

Будем учиться с вами мы вместе.

Улыбнитесь,встряхнитесь и тихонечко садитесь.

(Правильная посадка,рабочее место)

Чистоговорка.

Ба-ба-ба – в поход зовёт труба.

Бе-бе-бе – дарю цветы тебе!

Бу-бу-бу – вёслами гребу.

Бы-бы-бы – выросли грибы.

2.Подготовка к усвоению нового материала.

Мы с вами говорили,что предложения состоят из слов.

Кто назовет любое слово?

Слов у нас много.А знаете ли вы.что все слова состоят из частей и эти части называются-слоги.Сегодня мы и узнаем что это такое.

3.Сообщение нового материала.

- Все слова мы можем поделить на части.

Представьте, что нам надо позвать Пашу. Позовите его!Па-ша!Слышите,как слово поделилось на части.Сколько частей?

Давайте попробуем ещё и хлопать,когда зовем их.(Произносим с хлопками)

А теперь представьте себя на стадионе. Вы болельщики. Давайте поддержим нашу хоккейную команду, вместе громко, чётко произнесём: «Шайбу!

Шай - бу! Шай- бу!

Сколько частей в слове?Две

Молодцы, ребята! А знаете ли вы, как называются эти части?

Да это же слоги!

А почему учёные их так развали: слоги?

Части соединили, сложили и получили слово.Значит, слоги лежат рядом в слове.

Мы правильно сказали: они составляют слово, складывают его.

Чтобы понять сколько частей в слове, надо произнести слово медленно или, наоборот, как на стадионе:резко. Сколько получится частей в слове, столько и слогов.

Сегодня научимся еще и рисовать эти части.Работа у доски,рисуем схемы.(рыба,море,река,лето и т.д.)

4. Физкультминутка+Зарядка для глаз.

Игра. Дети называют свои имена и определяют количество слогов. Выборочно учитель спрашивает способ определения слогов.

Ребята, чтобы узнать сколько в слове частей-слогов, надо правильно произносить слово.

А это как – правильно? Медленно или резко.

5.Закрепление

Презентация со слогами.

Работа с учебником.

Ребята,давайте вы сами придумаете и поделите на слоги слова.(Примеры детей)

6.Итог.

Давайте подведем итог нашего урока: что нового узнали? Что научились выполнять?

Мирошникова Т.П.

Учитель начальных классов МБОУСОШ №25

Цель: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить находить ударный слог , помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.

Оборудование: иллюстрации к словам, плакаты с правилами.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: умеют делить слова на слоги и находить ударный слог; правильно записывать предложение и выделять основу.

Познавательные: усвоение обозначения ударения в слове.

Регулятивные: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге.

Личностные: расширяют познавательные интересы, работают по заявленному заданию самостоятельно.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Передайте с помощью улыбок хорошее настроение друг другу.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема урока - «Слог. Деление слов на слоги. Ударный слог».

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания.

Учитель. Будьте наблюдательными и внимательными. Я назову слова. Скажите, что у них общего?

Кофта, фиалка, асфальт, телефон.

Учащиеся. Это неживые предметы.

Назовите еще один признак сходства данных слов.

Учащиеся. В их написании есть буква Ф.

Учитель. Правильно. Вспомним как она пишется. Фф/ Фи/ Фу/ Фе/ Фр/ Фл

(Показ образца написания букв и соединений на доске, комментируя выполнение правильного соединения. Учащиеся записывают в тетрадь буквы и соединения.)

Запишите слова с буквой Ф в начале слова (из словаря). (Фамилия, февраль).

Что стоит над словами? (Ударение ).

А как вы думаете, зачем оно нужно? Дети высказывают свое мнение.

2. Работа с иллюстрациями.

Учитель демонстрирует иллюстрации, на которых изображены замок; замок.

Учитель. Что мы видим на рисунке?

Учащиеся. Замок.

Учитель. Для чего он нужен?

Учащиеся. Закрывать двери.

Учитель. А как называется эта постройка?

Ученики. Дворец, замок.

Учитель. Сравните слова. Что в них общего, в чем различие? (Ответы учащихся).

Разделите слова на слоги, запишите. Выделите ударные слоги. Учащиеся выполняют задание.

Сколько в слове ударных слогов?

Один.

Почему? Ответы учащихся.

3. Работа с правилом.

Учитель. Прочтите правило. Что вы из него узнали? (Слоги бывают ударными и безударными).

Учащиеся под руководством учителя заучивают стихотворение.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Мы в слове слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдём,

Громче всех произнесем!

4. Работа с предложениями.

Учитель предлагает учащимся прочитать предложения.

Учитель. Назовите выделенные слова. Сравните их.

(Косит- косит; ирис- ирис. В парах слов ударение в первом слове падает на первый слог, а во втором слове - на второй слог. От

этого зависит смысл слова. Косит траву. Косит глазом; ирис расцветает, ирис сладкий).

Как вы понимаете выражение «Зайчик косит»?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Руки в стороны мы разведем

И покажем, как плывем.

Лодка по морю плывет,

Покажи, кто как гребет.

Отдохнули? Не устали?

Подышали, ровно встали.

Что ж, продолжим наш урок,

Всё должны успеть мы в срок.

5. Работа с правилом.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

ОШИБКА В УДАРЕНИИ ГРАНИЧИТ С ПРЕСТУПЛЕНИЕМ. ПУСКАЙ ЗАПОМНИТ ЭТО МЛАД И СТАР. НИ МОЛОДЫМ, НИ СТАРЫМ НЕЛЬЗЯ ОДНИМ УДАРОМ НЕ ТО, ЧТО НУЖНО, СТАВИТЬ ПОД УДАР.

Учащиеся читают.

Прочитайте второе правило.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

ВОЗИЛ НЕ ШОФЕР, А ШОФЁР, НЕ ФАРФОР, А ФАРФОР, БЫЛ ОГЛАШЁН НЕ ПРИГОВОР _ СУДЕБНЫЙ ПРИГОВОР, СТРОГАЛ НЕ СТОЛЯР, А СТОЛЯР, НО ДОСКУ _ НЕ ДОСКУ. И СЛУШАЛ В ОДИНОЧЕСТВЕ НЕ «ТОСКУ», А ТОСКУ.

Учащиеся читают.

Какой вывод можно сделать?

(ОТ МЕСТА УДАРЕНИЯ ЗАВИСИТ СМЫСЛ СЛОВА).

IY. Закрепление изученного материала

1.Работа с иллюстрацией.

Демонстрация иллюстрации с изображением заходящего солнца.

Учитель. Что изображено? Учитель отвечают.

Как вы понимаете выражение «Солнце село». (Наступает вечер).

Поменяйте ударный слог в слове . Что получилось? (Село).

Составьте и запишите с этим словом предложение, выделите основу.

1.Фонетические головоломки.

А сейчас вас ждет очень интересное задание. Отгадайте загадку.

Я травянистое растение.

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение.

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис).

Дополните слово.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они,

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это...(окуни).

Разделите слово на слоги, укажите количество букв, звуков, гласные и согласные звуки. (О-ку-ни - 3 слога, 5 букв, 3 гласных звука, 2 согласных звука.)

Y. Итог урока. Итоговая рефлексия.

Что нового вы для себя открыли на уроке?

Что особенно понравилось, запомнилось?

Оценка ответов.

Домашнее задание: выучить правило, составить предложения со словами: замок. Замок.

Тема: Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

Задачи :

1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слова, на которые оно делится при произношении.

2. Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков. Учиться переносить слова с одной строки на другую.

3. Развивать у ребят логическое мышление, кругозор, внимание и память.

4. Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки 3 раза.

Разминка «Да» или «Нет».

В алфавите 33 буквы.

В неделе 8 дней.

Гласный звук образует слог.

В радуге 7 цветов.

В слове конь 3 буквы.

В слове цветы ударение падает на первый слог.

  1. Объявление темы урока.

Сегодня будем продолжать учиться делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков, учиться списывать слова, произнося их по слогам.

  1. Словарно-орфографическая работа.

К рзина, яг да, м рковь, в робей, п суда, м роз, гор д,

Л пата, ж вёт.

- Какое слово лишнее и почему?

- Какая орфограмма в слове живёт?

- Что общего у остальных слов? (Во всех словах пропущена буква О).

- Какие это слова?

- Почему мы должны их выучить наизусть?

Вам предстоит записать в тетрадь слова в алфавитном порядке.

Поднимите руки, кто не уверен в своих силах, что справиться с заданием и ему перед выполнением работы нужно повторить алфавит?

Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

Обратите внимание на каллиграфию письма.

С какими орфограммами мы работали?

Вывод. Мы работали с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Это словарные слова, правописание их надо запомнить.

Проверка по готовому образцу .

Поднимите руки, кто записал слова без ошибок?

Молодцы!

  1. Усвоение нового материала, построенное как развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса .

Какое сейчас время года?

Чья картина перед вами?

Как она называется?

Мы с вами знаем, что многие известные художники, писатели и поэты любили это прекрасное время года и посвятили осени свои замечательные произведения.

И мы сегодня на уроке снова поговорим об осени.

1. Зрительный диктант.

На доске:

Осенью я шёл по лесной тропинке.

Внимательно прочитайте предложение и запомните его.

Закройте глаза и представьте предложение зрительно (запись на доске закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка. (Открывается запись предложения на доске).

На какие орфограммы мы должны обратить внимание? Проверку будем делать с конца предложения.

(Дети называют орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне).

В какой части слова пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Выделите корень в именах существительных.

2. Формирование цели урока.

Прежде чем выполнить следующее задание скажите, что нужно знать, чтобы переносить слова? (Уметь делить на слоги).

На что обращаем внимание, когда делим слова на слоги? (На гласный).

Гласные звуки слог перенос слов

О чём вы должны помнить? (В слове столько слогов, сколько гласных).

Может ли слог состоять только из одного звука?

Да может, но только из гласного звука. Любой слог образует только гласный.

Есть ли такое слово в нашем предложении? (О-сень).

Вывод. Вы правы, все слова «держатся» на гласных. Значит, гласный звук – главный в слове.

А теперь скажите, можем ли мы перенести слова с одной строки на другую так, как мы разделили их на слоги? (Нет, не можем).

Почему? (Потому что есть определённые правила, как надо переносить слова с одной строки на другую).

Какие правила переноса мы знаем?

Нельзя оставлять и переносить на другую строку одну букву. Например:………..

Букву Й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

Букву Ь при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

Если в слове есть удвоенные согласные…

По ходу выполнения упражнений будем закреплять наши знания.

(Открывается запись на доске).

Под н гамии тихо трещ ли опавшие лист я.

Сейчас мы с вами будем учиться заменять слова более точными и выразительными. Прочитайте предложение.

Какие орфограммы пропущены? (Устный разбор слов с пропущенными орфограммами.

Какие другие орфограммы встречаются в других словах?

(Устный разбор слов с пропущенными орфограммами).

Может, кто-то из вас заметил и скажет: все ли слова точно передают мысль? Давайте поразмышляем…

(Ответы детей)

«Опавшие листья трещали…» «Трещат» не листья, а дрова в печи или лёд на реке. «Шелестят» тоже не подходит. Шелестят листья на деревьях под ветром. И слово «хрустят» тоже не годится: хрустят сухие ветки, а опавшие листья именно шуршат.

(Стирается слово «трещали» и записывается «шуршали»).

Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы.

Что вы записали? Докажите, что это предложение. Дайте ему характеристику.

Над какими орфограммами работали?

Вызвало ли что-то у вас затруднения?

Как проверяли написание безударной гласной?

Задание. Подчеркните главные члены предложения, сверху напишите, какой частью речи они выражены. (Ученик работает у доски).

Разделите слова на слоги.

В каком слове гласный образует слог? (о-павшие)

Как можно перенести это слово с одной стороны на другую? (опав-шие).

Ребята, давайте устно добавим несколько предложений к двум предложениям на доске:

Осенью я шёл по лесной тропинке. Под ногами тихо шуршали опавшие листья.

(Дети добавляют свои предложения).

Например: Они были золотыми, как солнышко. Полетели листочки по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь).

Что у нас получилось? (текст).

Докажите, что это текст.

Как можно его озаглавить?

(«В осеннем лесу», «золотой дождь», «Листопад»).

3. Психологическая физминутка.

Тихо звучит музыка А.Вивальди «Времена года».

Сядьте прямо, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы в осеннем лесу, и послушайте музыку леса.

Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим наш урок.

IV. Развитие умений.

А теперь выполним упражнение. Вам понадобятся и внимание, и память, и умение быть сосредоточенными.

Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь запомнить их. Через полторы минуты я сотру вторые слова каждой пары, а вы, опираясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова с чёрточкой для переноса слов.

Подберите к ним проверочные слова и напишите их, подчеркните орфограммы, выделите корень.

почта п сьмо

Лейка гр дка

Шум в да

Мост р кА

Квартира ванна

Проверка. Дети по очереди комментируют с места написание орфограмм, учитель на доске записывает слова.

Разделите все слова на слоги вертикальной линией.

Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую. (шум, мост)

Почему?

Какую задачу мы ставили перед собой? (Научиться делить слова на слоги и переносить их с одной стороны на другую).

Научились? Молодцы!

  1. Дифференцированная работа.

Сейчас у нас будет работа по карточкам.

Поставьте на полях знак самооценки:

уверен в своих силах – плюс;

сомневаешься – знак вопроса;

не уверен – минус.

Перед вами на столе лежит по 2 карточки и вы должны выбрать одну на выбор по своим силам.

Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).

Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).

(Дети выполняют работу.)

Проверка заданий у детей, работающих у доски. Остальные сигналят «светофорами», верно выполнено задание или нет.

Проверка работ у всех детей.

Кто поставил себе плюс и не сделал ошибок? Правильная самооценка. Молодцы!

Кто поставил знак вопроса, но не сделал ошибок? Тоже молодцы, внимательно работали.

Кто поставил минус и допустил некоторые ошибки? Вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать.

  1. Итог урока.

Чем мы занимались на уроке?

Что нужно делать для того, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

А теперь проверим, чему вы научились на уроке, и выполним небольшой тест.

Проверить и оценить наши работы поручим родителям.

Конспект урока

По русскому языку

Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Учитель: Ильясова Галина Викторовна


Цели:

  • Обучающая : научить умению делить слова на слоги;
  • Развивающая : развивать познавательный интерес, культуру устной речи учащихся, каллиграфические навыки письма, логическое мышление, память;
  • Воспитывающая : воспитывать интерес к предмету, сознательную дисциплину и культуру учебного труда, бережное отношение к здоровью

Задачи:

  • Научить детей делить правильно слова по слогам;
  • Упражнять в определении количества слогов в словах;
  • Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;
  • Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать в паре, индивидуально и коллективно.

Оборудование: учебник Андрианова Т.М., В.А.Илюхина; тетерадь №1 на печатной основе Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина; компьютер, портрет А.Толстого.

Литература:

  • Учебник “Русский язык” Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина АСТ “Астрель”, Москва, 2009;
  • “Русский язык”, поурочные планы по учебнику Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной, Москва, АСТ “Астрель”, 2007;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект “Планета знаний”, Москва АСТ “Астрель”, 2006;
  • “Стихи”, С.Я.маршак, Москва, Изд. “Просвещение”, 1995.

Формы работы: индивидуальная; фронтально-индивидуальная, групповая, самостоятельная

Методы: словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый

Форма обучения: урок-игра

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение

Ход урока

I. Организационный момент

Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
– Начинать урок пора!

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в страну Знаний, сделаем новые открытия, а помогать нам будет мальчик, а как его зовут вы сейчас отгадаете:

С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка?

(На доске появляется плакат с изображением Буратино.)

II. Чистописание

1. Письменный графический диктант букв (учитель диктует алгоритм 3–4 букв). Учащиеся выполняют запись строчных букв (а, в, и, ц ).

2. – Установите сходство и различие в написании следующих букв: ц, щ, у.

После сравнения и анализа ученики выполняют запись этих букв, сначала по пунктиру, а затем самостоятельно.

III. Работа со словарными словами. Лексико-орфографическая работа

– Сегодня на урок Буратино приготовил вам загадку:

От дома начинается у дома кончается... (Дорога. )

– Слово “дорога” – общеславянское. Первоначальное значение – “расчищенное место”. Дорога означает полосу земли, предназначенную для передвижения; путь следования; путешествие, пребывание в пути.

Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круге,
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.
(В.Остен )

Запись слов: дорога, дорожка, подорожник

– Поставьте в словах ударение. Выделить безударные гласные.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно нам на носочки встать.

IV. Постановка учебной темы (инвариантная часть)

– Прочитай.

– Что ты заметил?

– Как можно назвать эту запись? (Считалка. )

– Произнеси считалку целыми словами, а твой друг пусть посчитает по слогам.

– Как определить, сколько в слове слогов?

Устанавливается, как определить количество слогов в словах.

2. Чтение правила по учебнику (стр. 12)

Проводится наблюдение за словами в столбиках (упр. 32, стр.12)

– Чем различаются слова в столбиках?

Устанавливается, что в каждом столбике есть слова, состоящие из одного, двух, трёх слогов. (Дети обосновывают свои ответы).

– Спишите двусложные слова.

– Подчеркните буквы, буквы которых могут образовывать слоги (буквы гласных звуков).

3. На экране слайд № 3

– Какая сказка так начинается?

– Кто продолжит эту замечательную сказку А.Толстого дальше?

Слайд № 4.

– Перечитайте отрывок. Выпишите первое предложение.

– Над каждым словом запишите число, указывающее количество слогов.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

(Работа в вариативной части учебника). Задания по выбору.

1. Упр. № 4.

К О Р К А, Ж А Б А, Р Е К А

– В какие слова надо добавить слог – ЛО, а в какие – ЗИН, чтобы получились новые слова? Запишите их.

– В полученных словах подчеркни второй слог.

2. Упр № 6.

СОЛОВЕЙ, КЛОУН, ЛОШАДЬ, ЛОСЬ, СЛОВО, ЧУЧЕЛО, КОЛОС

– Выпишите слова со слогом – ЛО. (СОЛОВЕЙ, ЛОШАДЬ, ЧУЧЕЛО)

3. Упр. № 7.

– Прочитай пословицы, записанные без пробелов между словами. Восстанови пробелы и спиши пословицы.

Ленивомувсегдапраздник.
Дорогуосилитидущий.

Как понимаете смысл пословиц.

– Обратите внимание на иллюстрации к этим пословицам.

VII. Интеллектуальный марафон

На экране слайд № 5.

– Восстановите названия животных. Запишите полученные слова. Разделите на слоги.

Дети записывают полученные слова (жираф, собака, лисица, черепаха, гусеница) и делят их на слоги.

VIII. Итог урока

– Чему учились сегодня на уроке? Как узнать, сколько в слове слогов? Давайте ещё раз прочитаем правило и запомним его.

Используемая литература.

  1. Учебник “Русский язык” Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. – М.: АСТ “Астрель”, 2004.
  2. Обучение в 1 классе по учебнику “Русский язык” Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. – М.: АСТ “Астрель”, 2004.
  3. “Я иду на урок” Начальная школа. – М.: Первое сентября, 2003.
  4. Русский язык. Дидактический материал. – М.: Просвещение, 1997
  5. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. – М.: Детская литература, 1995.