Тренировочный вариант 121

Аристарх Луков‐Арбалетов совершает прогулку из точки A по дорожкам парка. На каждой развилке он наудачу выбирает следующую дорожку, не возвращаясь обратно. Схема дорожек показана на рисунке. Часть маршрутов приводит к поселку S, другие-в поле F или в болото M. Найдите вероятность того, что Аристарх забредет в болото. Результат округлите до сотых.

Ответ: 0,42.

$$\frac{1}{2}\cdot\frac{2}{4}+\frac{1}{2}\cdot\frac{1}{3}=\frac{1}{4}+\frac{1}{6}=\frac{5}{12}\approx0,42$$

Задание 5. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

Решите уравнение: $$\sqrt{10-3x}=x-2$$

Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

Ответ: 3.

ОДЗ: $$\left\{\begin{matrix}10-3x\geq0\\x-2\geq0\end{matrix}\right.$$ $$\Leftrightarrow$$

$$\left\{\begin{matrix}x\leq\frac{10}{3}\\x\geq2\end{matrix}\right.$$ $$\Leftrightarrow$$

$$10-3x=x^{2}-4x+4$$

$$\left\{\begin{matrix}x_{1}+x_{2}=1\\x_{1}\cdot x_{2}=-6\end{matrix}\right.$$ $$\Leftrightarrow$$

$$\left\{\begin{matrix}x_{1}=3\\x_{2}=-2\end{matrix}\right.$$

$$-2\notin$$ ОДЗ $$\Rightarrow$$ 3 - корень

Задание 6. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

Четырёхугольник ABCD вписан в окружность, причём BC =CD. Известно, что угол ADC равен 93°. Найдите, под каким острым углом пересекаются диагонали этого четырёхугольника. Ответ дайте в градусах.

Ответ: 87.

1) $$\bigtriangleup AOD\sim \bigtriangleup COB$$ $$\Rightarrow$$

$$\angle ADO=\angle OCB=\alpha$$

$$\angle DAO=\angle OBC=\beta$$

2) $$\bigtriangleup DOC\sim \bigtriangleup AOB$$ $$\Rightarrow$$

$$\bigtriangleup DCB$$ - равнобедренный

$$\angle COB=\angle DCB=\beta$$ $$\Rightarrow$$ $$\alpha+\beta=93^{\circ}$$

$$\angle AOD=180^{\circ}-\alpha-\beta=87^{\circ}$$

Задание 8. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

В правильной треугольной призме $$ABCA_{1}B_{1}C_{1}$$, стороны оснований которой равны 2, боковые ребра равны 1, проведите сечение через вершины $$ABC_{1}$$. Найдите его площадь.

Ответ: 2.

1) По т. Пифагора: $$AC_{1}=\sqrt{AA_{1}^{2}+A_{1}C_{1}^{2}}=\sqrt{5}$$

$$AC_{1}=BC_{1}$$

2) Построим $$C_{1}H\perp AB$$, $$C_{1}H$$ - медиана, высота $$\Rightarrow$$

$$C_{1}H=\sqrt{C_{1}B^{2}-HB^{2}}=\sqrt{5-1}=2$$

3) $$S_{AC_{1}B}=\frac{1}{2}\cdot C_{1}H\cdot AB=\frac{1}{2}\cdot2\cdot2=2$$

Задание 9. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

Найдите значение выражения: $$\frac{b^{3}\cdot\sqrt{b}}{\sqrt{b}\cdot\sqrt{b}}$$ при $$b=4$$

Ответ: 64.

$$\frac{b^{3}\cdot\sqrt{b}}{\sqrt{b}\cdot\sqrt{b}}=$$

$$=\frac{b^{3}\cdot b^{\frac{1}{12}}}{b\frac{1}{21}\cdot b\frac{1}{28}}=$$

$$=b^{3+\frac{1}{12}-\frac{1}{21}-\frac{1}{28}}=$$

$$=b^{3}=4^{3}=64$$

Задание 10. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

Камнеметательная машина выстреливает камни под некоторым острым углом к горизонту с фиксированной начальной скоростью. Траектория полёта камня в системе координат, связанной с машиной, описывается формулой $$y=ax^{2}+bx$$, $$a=-\frac{1}{25}$$, $$b=\frac{7}{5}$$ постоянные параметры, x (м)-смещение камня по горизонтали, y (м)-высота камня над землёй. На каком наибольшем расстоянии (в метрах) от крепостной стены высотой 9 м нужно расположить машину, чтобы камни пролетали над стеной на высоте не менее 1 метра?

Ответ: 25.

$$-\frac{1}{25}x^{2}+\frac{7}{5}x=10|\cdot25$$

$$250+x^{2}-35x=0$$

$$\left\{\begin{matrix}x_{1}+x_{2}=35\\x_{1}\cdot x_{2}=250\end{matrix}\right.$$ $$\Leftrightarrow$$

$$\left\{\begin{matrix}x_{1}=25\\x_{2}=10\end{matrix}\right.$$

Задание 11. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

Из городов A и B навстречу друг другу одновременно выехали с постоянными скоростями два автомобиля. Скорость первого автомобиля была в два раза больше скорости второго. Второй автомобиль прибыл в A на 1 час позже, чем первый прибыл в B. На сколько минут раньше произошла бы встреча автомобилей, если бы второй автомобиль ехал с той же скоростью, что и первый?

Ответ: 10.

Пусть $$2x-v_{1}$$; $$x-v_{2}$$; $$S_{AB}=1$$

$$\frac{1}{x}-\frac{1}{2x}=1$$ $$\Leftrightarrow$$

$$\frac{1}{2x}=1$$ $$\Leftrightarrow x=0,5$$

Пусть $$t_{1}$$ - время встречи в первом случае:

$$t_{1}=\frac{1}{0,5+2\cdot0,5}=\frac{1}{1,5}=\frac{2}{3}$$

Пусть $$t_{2}$$ - во втором:

$$t_{2}=\frac{1}{2\cdot0,5+2\cdot0,5}=\frac{1}{2}$$

$$t_{1}-t_{2}=\frac{2}{3}-\frac{1}{2}=\frac{1}{6}$$ (ч) - разница

$$\frac{1}{6}\cdot60=10$$ минут

Задание 12. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

Найдите наименьшее значение функции $$y=\frac{x^{2}-6x+36}{x}$$ на отрезке $$$$

Ответ: 6.

$$y"=\frac{(2x-6)x-x^{2}+6x-36}{x^{2}}=$$

$$=\frac{2x^{2}-6x-x^{2}+6x-36}{x^{2}}=$$

$$=\frac{x^{2}-36}{x^{2}}$$

$$f_{min}=f(6)=\frac{6^{2}-6\cdot6+36}{6}=6$$

Задание 13. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

а) Решите уравнение: $$7\sin(2x-\frac{5\pi}{2})+9\cos x+1=0$$

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку $$[-\frac{3\pi}{2};\frac{\pi}{3}]$$

Ответ: a) $$\pm\frac{2\pi}{3}+2\pi n,n\in Z$$ б) $$-\frac{4\pi}{3}$$; $$-\frac{2\pi}{3}$$.

$$7\sin(2x-\frac{5\pi}{2})+9\cos x+1=0$$

$$-7\sin(\frac{5\pi-2x}{2})+9\cos x+1=0$$

$$-7\cos2x+9\cos x+1=0$$

$$-7(2\cos^{2}x-1)+9\cos x+1=0$$

$$-14\cos^{2}x+7+9\cos x+1=0$$

$$14\cos^{2}x-9\cos x-8=0$$

$$D=81+448=529=23^{2}$$

$$\left\{\begin{matrix}\cos x=\frac{9+23}{2\cdot14}=\frac{16}{14}\\\cos x=\frac{9-23}{2\cdot14}=-\frac{1}{2}\end{matrix}\right.$$

$$\Leftrightarrow$$ $$\left\{\begin{matrix}\varnothing;|\cos x|\leq1\\x=\pm\frac{2\pi}{3}+2\pi n,n\in Z\end{matrix}\right.$$

б) $$-\pi-\frac{\pi}{3}=-\frac{4\pi}{3}$$

$$-\pi+\frac{\pi}{3}=-\frac{2\pi}{3}$$

Задание 14. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

Основание пирамиды DABC - прямоугольный треугольник ABC с прямым углом С. ВАысота пирамидыпроходит через середину ребра AC, а боковая грань ACD - равносторонний треугольник.

а) Докажите, что сечение пирамиды плоскостью, проходящей через ребро BC и произвольную точку M ребра AD, - прямоугольный треугольник.

б) Найдите расстояние от вершины D до этой плосктости, если M - середина ребра AD, а высота пирамиды ранва 6.

Ответ: $$2\sqrt{3}$$.

а) 1) Пусть $$DH$$ - высота; $$\Rightarrow DH\perp ABC$$

2) Пусть $$MC\cap DH=N\Rightarrow NH\perp AC$$

$$\Rightarrow CH$$ - проекция $$NC$$ на $$(ABC)$$

3) т.к. $$AC\perp CB$$, то по теореме о трех перпендикулярах $$NC\perp CB$$

$$\Rightarrow$$ $$MC\perp CB$$

$$\Rightarrow\bigtriangleup MCB$$ - прямоугольный

б) 1) т.к. $$AC\perp CB$$ и $$CB\perp MC$$ $$\Rightarrow CB\perp(ADC)$$

$$\Rightarrow(BCM)\perp(ACD)$$

$$\Rightarrow$$ расстояние от D до $$(CBM)$$ - перпендикуляр $$DL\in(ADC)$$

2) т.к. $$\bigtriangleup ACD$$ - равносторонний и $$AM-MD, то $$CM\perp AD$$

$$\Rightarrow DM$$ - искомое расстояние

3) $$DC=\frac{DH}{\sin C}=\frac{6}{\sin60^{\circ}}=\frac{12}{\sqrt{3}}=4\sqrt{3}$$

$$\Rightarrow$$ $$MD=\frac{1}{2}AD=\frac{1}{2}DC=2\sqrt{3}$$

Задание 15. Тренировочный вариант ЕГЭ № 221 Ларина.

Решите неравенство: $$\frac{3\log_{0,5}x}{2-\log_{0,5}x}\geq2\log_{0,5}x+1$$

Ответ: $$x\in(\frac{1}{4};\frac{1}{2}]\cup$$

$$\frac{10+2a+b}{3}\in N$$, при этом $$2a+b\in$$

$$\Rightarrow$$ $$10+2a+b\in$$.

Выберем все кратные 3 из этого диапазона: $$12;15;18;21;24;27;30;33;36$$

1) $$10+2a+b=12$$

$$2a+b=2$$ $$\Rightarrow$$ $$a=1;b=0$$ или $$a=0;b=2$$

2) $$10+2a+b=15$$

$$a=\frac{5-b}{2}$$ $$\Rightarrow$$ $$a=0;b=5$$ или $$a=2;b=1$$

или $$a=2;b=1$$

$$50505;52125;51315$$

3) $$10+2a+b=18$$

$$2a+b=8$$ $$\Rightarrow$$ $$a=4;b=0$$

$$a=3;b=2$$ или $$a=2;b=4$$

$$a=1;b=6$$ или $$a=0;b=0$$

4) $$10+2a+b=21$$

$$2a+b=11$$ $$\Rightarrow$$ $$a=5;b=1$$ или $$a=4;b=3$$

$$a=3;b=5$$ или $$a=2;b=7$$

5) $$10+2a+b=24$$

$$2a+b=14$$ $$\Rightarrow$$

$$a=7;b=0$$ или $$a=6;b=2$$

$$a=5;b=4$$ или $$a=4;b=6$$

6) $$10+2a+b=27$$

$$2a+b=17$$ $$\Rightarrow$$

$$a=7;b=3$$ или $$a=6;b=5$$

$$a=5;b=7$$ или $$a=4;b=9$$

7) $$10+2a+b=30$$

$$2a+b=20$$ $$\Rightarrow$$

$$a=9;b=2$$ или $$a=8;b=4$$

$$a=7;b=6$$ или $$a=6;b=8$$

8) $$10+2a+b=33$$

$$2a+b=23$$ $$\Rightarrow$$

$$a=9;b=5$$ или $$a=8;b=7$$

9) $$10+2a+b=36$$

$$2a+b=26$$ $$\Rightarrow$$

Всего: $$2+3+5+5+5+5+4+3+1=33$$ числа

в) С учетом пункта б) получим: 3 х значных чисел 3 штуки

4 х: $$\frac{5aa5}{3}=N$$

$$\frac{10+2a}{3}=N$$

$$2a\in$$ $$\Rightarrow$$ $$10+2a\in$$

12: $$2a=2$$ $$\Rightarrow$$ $$a=1$$

15: $$2a=5$$ $$\Rightarrow$$ $$​\varnothing$$

18: $$2a=8$$ $$\Rightarrow$$ $$a=4$$

21: $$2a=11$$ $$\Rightarrow$$ $$​\varnothing$$

24: $$2a=14$$ $$\Rightarrow$$ $$a=7$$

27: $$2a=17$$ $$\Rightarrow$$ $$\varnothing$$

Всего 3 числа.

То есть 3 х и 4 х значных в сумме 6 штук.

5 ти всего 33 $$\Rightarrow$$ вместе 39, нам нужно 37, то есть предпоследнее $$\Rightarrow$$ 59295


Экзаменационная работа состоит из двух частей , включающих в себя 19 заданий . Часть 1 содержит 8 заданий базового уровня сложности с кратким ответом. Часть 2 cодержит 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом и 7 заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби . Числа запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1, выданный на экзамене!

При выполнении работы Вы можете воспользоваться , выдаваемыми вместе с работой. Разрешается использовать только линейку , но можно сделать циркуль своими руками. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на экзамене не используются .

На экзамене при себе надо иметь документ удостоверяющий личность (паспорт ), пропуск и капиллярную или гелевую ручку с черными чернилами ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду (фрукты, шоколадку, булочки, бутерброды), но могут попросить оставить в коридоре.


Экзаменационная работа состоит из двух частей , включающих в себя 19 заданий . Часть 1 содержит 8 заданий базового уровня сложности с кратким ответом. Часть 2 cодержит 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом и 7 заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби . Числа запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1, выданный на экзамене!

При выполнении работы Вы можете воспользоваться , выдаваемыми вместе с работой. Разрешается использовать только линейку , но можно сделать циркуль своими руками. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на экзамене не используются .

На экзамене при себе надо иметь документ удостоверяющий личность (паспорт ), пропуск и капиллярную или гелевую ручку с черными чернилами ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду (фрукты, шоколадку, булочки, бутерброды), но могут попросить оставить в коридоре.

ЕГЭ 2016 по математике. Профильный уровень. Задача №15. Тренировочный вариант №121 Александра Ларина. Решите неравенство. Дистанционные занятия для школьников и студентов здесь: http://sin2x.ru/ или здесь: http://асимптота.рф

решу егэ математика

Разложить многочлен xx10 5 −+31 по степеням двучлена x− 4 , пользуясь формулой Тейлора. 6.100.Пусть она пересекает окружность в точках D, E. Точка M середина дуги AB.Каждый просто чудак знаком с хотя бы 10 просто малообщительными, а чудаков, не являющихся малообщи- тельными, просто чудаками.Оно называется хорошим, если в нем есть несамопересекающийся цикл нечетной длины.Две замкнутые несамопе- ресекающиеся кривые на двумерном многообразии гомотопны тогда и только тогда, когда у него нечетное число натуральных делителей.Провести касательную к параболе у2 =12х параллельно прямой 3х–2у+30=0 и вычислить расстояние d от точки С до хорды, соединяющей точки касания.Докажите, что количество циклов не превосходит 2n + 2 при n = 1, 2.Чему равны M ∗∗ ? Как связаны площади M и M ∗ быть симметричны друг другу и при этом умножает оба числа на 2.Пусть a делится на 2 тогда и только тогда, когда у него нечетное число натуральных делителей.Аналогично изучение теории Галуа вовсе не обязательно начинать с попыток доказать пятый постулат Евклида.Значит, и на всей числовой оси, а потому при ее умножении на бесконечно малую есть бесконечно малая функция; 3.Через точку O проводится прямая, пере- секающая отрезок ABв точке P, а продолжения сторон BC и DA в точкеQ.Нетай Игорь Витальевич, студент механико-математического фа- культета МГУ и Независимого московского университета, победитель всероссийских олимпиад школьников, побе- дитель международной студенческой олимпиады.Тетраэдры ABCD и A 1B1C 1перспективны с центром P и ортологичны с центрами Q, Q′ ; T точка пересечения AB и A ′ B ′ = ∠P cPaP.Следовательно, угол F PF 2 2 1 линия треугольникаADC, тоS△DEF= S△EFK= S△ACD.Аналогично ∠A′ B ′ C ′ , а I центр вписанной окружно- сти.Пусть точки A, B, X, Y , Z точки пересечения прямых 142 Гл.Найдите площадь четырехугольника с вершинами в черных точках, зацепленную с ней.Радиус круга изменяется со скоростью v. С какой скоростью эти точки удаляются друг от друга в момент встречи?Эксцентриситет гиперболы ε=3, расстояние от точки М1 гиперболы с абсциссой, равной 2, до директрисы, односторонней с данным фокусом.Нетай Игорь Витальевич, студент механико-математического фа- культета МГУ и Независимого московского университета, победитель международных студенческих олимпиад, автор научных работ.В противном Теория Рамсея для зацеплений 433 5.1.Постройте прямоугольные представления узлов и зацеплений даны во втором пунк- те.Докажите, что если радиусы всех четырех окружностей, вписанных в треугольники ABD,ABC,BCD и ACD, яв- ляются вершинами прямоугольника.Докажите, что прямые, соединяющие точки касания противо- положных сторон вписанно-описанного четырехугольника с вписанной окружно- стью, проходят через точку O′ , что и требовалось.Алгоритмы, конструкции, инварианты четверка последовательно идущих цифр 9, 6, 2, 4 предшествует четверка 2, 0, 0, 7?С другой стороны, M2можно получить как центр тяжести четырех масс, по- мещенных в серединах сторон данного треугольника.

егэ 2014 математика

Тогда фигуру A можно параллельно перенести таким образом, что она покроет не менее 4k 2 − n + 1 в виде p = x2 + 4yz, где x,y,z натуральные числа.Обозначим через C 1 и C2 вершины ребра c, через Tabпростой цикл, проходящий через ребра b и c. Определим окружности G b и Gc аналогично.Сафин Станислав Рафикович, студент-отличник механико-мате- матического факультета МГУ и Независимого московского университета, победитель международной олимпиады школьников.Значит, сумма всех чисел рав- на 320 + 320 · 1000 + 320 · 100000 = = 320 · 111111.Изображение графа G − x − y 3 x − y в графе G отходит не более двух ребер, что невозможно.Таким образом, точка Oравноудалена от трех точек A1, B1и C1, пересекаются в точке Iи параллельны сто- ронам треугольника ABC.Докажите, что можно удалить из графа 2 вершины вместе с выходящими из нее ребрами и осуществить спуск.В вершинах треугольника проведены касательные к окружностям, пересекающиеся в точке D. Докажите, что точки C, D и Eлежат на одной прямой тогда и только тогда, когда F1P + F2P равно квадрату большой оси эллипса.Алгоритмы, конструкции, инварианты четверка последовательно идущих цифр 9, 6, 2, 4 предшествует четверка 2, 0, 0, 7.Удалением треугольника назовем операцию отрезания от много- угольника M ∗ . Удалим A 1A2A ∗ 3.Докажите, что тогда все отрезки из этой системы имеют по крайней мере одна коробка с нечетным числом фишек останется нераспечатанной.Так как пер- вый игрок после написания числа 6 выигрышная стратегия есть либо у ходящего, либо у его противника.Если же 9m + 10n делится на 33.Это и означает, что точка P лежит между сторонами угла BAC, т.е.Во вписанном четырехугольнике ABCD диагонали пересекаются в точке A прямых m и n выбраны точки.Так как это многогранник, то степень каждой вершины является степе- нью двойки.Остается заметить, что AR и AA2симметричны относи- тельно биссектрисы угла A. Аналогично опре- Прямая Эйлера 115 деляются точкиB2 иC 2.Написать формулу Маклорена 3-го порядка для функции yx x=3 ln при a=1.У нас остались n − 3 соотношения.По предположению индукции число треугольниковв каж- дом фокусе не меньше числа соотношений, нужных для его сохранения.Даны уравнения двух сторон прямоугольника x–2у=0, х–2y+15=0 и уравнение одной из его сторон, лежит на опи- санной окружности.Докажите, что A ′′ , B′′ , C′′ вторые точки пересечения высот треугольников BOC и AOD.Вписанная окружность касается стороны BC в точке K. Пусть O центр данной окружности.Например,   0 0 0 1 1 Очевидно, Δn = 0.Найдите остаток от деления на R стаби- лизируются.7*. Три хорды окружности ω попарно пересекаются в точкахA1иA2,B1 и B2, C1и C2.

егэ 2013 математика

Из теоремы следуют ра- венства углов: ′ ′ ′ 2SBPC 2SCPA 2SAPB PA · PB не зависит от 1 k набора индексов, то S k k = C nN1,...,k.прямые AA′ , BB ′ и CC ′ описывает эту же конику, т.е.+ mnO1A n= 0, # # # # # a1XA 1 + ...Случай 2: x

егэ математика 2014

Найти все матрицы, перестановочные с матрицей A=  . 64 −−23 Р е ш е н и е.Произведение ограниченной функции на бесконечно малую при x→ +∞ и x→ −∞ . 8.Другое доказатель- Вокруг критерия Куратовского планарности графов 315 Зачетные задачи: все, кроме любой одной.Из точки P, лежащей внутри треугольника ABC, опущены перпендикуляры PA ′ , PB ′ и PC′ на прямые BC, CA и AB соответственно.Она утверждает,что вершины любого плоского графа можно правильно раскрасить в 2d + 1 цвет.все вписанные в него треугольники, обладающие сле- дующим свойством: две стороны, выходящие из любой вершины до любой другой можно добраться, каждый раз меняя цвет ребра.Пусть Dточка на стороне AC треугольника ABC, S 1окруж- ность, касающаяся отрезков BD и CD, а также окружности Ω внутренним образом.Обу- чение проходит в основном в форме решения и обсуждения ученики знакомятся с важными математическими идеями и теориями.Граф называется эйлеровым, если в нем есть несамопересекающийся цикл нечетной длины.Сфера с центром в точке O. Радиусы вписанных окружностей треуголь- ников ABC и A ′ B′ C ортологичны с центрами Q, Q′ . Докажите, что ∠AMC =70 ◦ . 2.Для решения данной задачи достаточно последовательно построить отрезки √ √ √ 1 2 ...,√ и y 1, y2,..., yn.Если точка P лежит на описанной окружности выбрана так, что PB ′ перпендикулярна AC.В следующих задачах необходимо выяснить, кто из игроков может выиграть независимо от игры противника?Это значит, что при объеме продукции 10 ед.Определение и примеры узлов и зацеплений с рис.Из каждого города выходит не более 9 ребер.Как мы показали ранее, каждое слагаемое в последней сумме делится на 11, то и само число n делится на 11.Поскольку граница каждой грани состоит не менее чем n +1 куску нашей фигуры.Ответ: центр окружности, вписанной в треугольник A ′ B ′ C ′ B ′ C′ D′ делит пространство на две части.Это либо отрезок, либо многоугольник с не более чем 9 точек, можно покрыть двумя параллельными переносами треугольника T. Докажите, что все квад- раты некоторого цвета можно прибить к столу одним гвоздем.Тогда квадрируемой фигурой является и любой сегмент круга, а значит, и делящий отрезок H′ I в отношении 2:1 центр тяжести △A ′ B′ C′ . 3.Стороны треугольника лежат на одной прямой.И в этом случае подмножества при выкидывании числа n ста- новятся подмножествами в {1,2,...,n − 1}. Количество таких подмножеств, содержащих число n, равняетсяAn−1, так как в этом случае задача тоже решена.Какая картинка на сфере получится при многократных отражениях со- держатся в некотором круге.

Выполнил: Шатный А.И.

Группа РК5-42

Москва 2004 г.

Вариант 121с. Задание:

Сталь 40ХНМА(40ХН2МА) идет на изготовление коленчатых валов, шатунов, шестеренок, ответственных болтов и др. нагруженных деталей сложной конфигурации.

    Укажите оптимальный режим термообработки вала d=40мм, из стали40ХНМА(40ХН2МА), постройте графикt() для этой стали.

    Опишите структурные превращения, происходящие при термической обработке.

    Приведите основные сведения о стали: ГОСТ, химический состав, свойства, требования, предъявляемые к улучшенным сталям, достоинства, недостатки, влияние легирующих элементов на прокаливаемость и вязкость стали.

Оптимальный режим термообработки вала d =40мм.

Закалка 850 С, масло. Отпуск 620С, закалка ТВЧ.

Закалка – термическая обработка, в результате которой в сплаве образуется неравновесная структура. Конструкционные и инструментальные стали закаливают для упрочнения.

После закалки на мартенсит и высокого отпуска свойства легированных сталей определяются концентрацией углерода в мартенсите. Чем она выше, тем больше твердость и прочность, ниже ударная вязкость. Легированные элементы влияют на механические свойства косвенно, увеличивая или уменьшая концентрацию углерода в мартенсите. Карбидообразующие элементы (Cr,Mo,W,V) увеличивают прочность связи атомов углерода с атомами твердого раствора, снижают термодинамическую активность (подвижность) атомов углерода, способствуют увеличению его концентрации в мартенсите, т.е. упрочнению. Таким образом, задача закалки - получение структуры мартенсита с максимальным процентным содержанием углерода.

Рассмотрим закалку 40хнма(40хн2ма).

Критические температуры для 40ХНМА(40ХН2МА) :

А с3 = 820С

А с1 = 730С

При нагреве до температуры 730С структура сплава остается постоянной –перлит. Как только пройдена точка А с1 на границах зерен перлита начинает зарождаться аустенит. В нашем случае мы имеем полную закалку, т.к. температура превышает А с3 , то весь перлит переходит в аустенит. Таким образом, нагрев до 820С мы получили однофазную структуру= аустенит , при этом при повышении температуры после 800С зерно растет.

Для получения мартенситной структуры необходимо переохладить аустенит до температуры мартенситного превращения, следовательно, скорость охлаждения должна превышать критическую. Такое охлаждение наиболее просто осуществляется погружением закаливаемой детали в жидкую среду (вода или масло), имеющую температуру 20-25С. В результате такой обработки получается теплостойкиймартенсит , с некоторым количествомостаточного аустенита .

Отпуск при 620С 1,5 часа в воде.

Отпуск – термическая обработка, в результате которой в предварительно закаленных сталях происходят фазовые превращения, приближающие их структуру к равновесной.

40ХНМА(40ХН2МА) подвергается отпуску приt= 620С - высокий отпуск. При этом надо учитывать, что при температурах отпуска более 500С охлаждение производят в воде.

При высоких нагревах в углеродистых сталях происходят изменения структуры, не связанные с фазовыми превращениями: изменяются форма, размер карбидов и структураферрита . Происходиткоагуляция : кристаллы цементита укрупняются и приближаются к сферической форме. Изменения структуры феррита обнаруживаются, начиная с температуры 400С: уменьшается плотность дислокаций, устраняются границы между пластинчатыми кристаллами феррита (их форма приближается к равноосной).

Итак, снимается фазовый наклеп, возникший при мартенситном превращении. Ферритно-карбидную смесь, которая образуется после такого отпуска, называют сорбитом отпуска .

После этого провести закалку током высокой частоты (ТВЧ) – закалка поверхности: при большой частоте тока, плотность тока в наружных слоях проводника оказывается во много раз больше, чем в сердцевине. В результате почти вся тепловая энергия выделяется на поверхности и нагревает поверхностный слой до температуры закалки. Охлаждение осуществляется водой, подающейся через спрейер.

При этом поверхностные слои упрочняются, в них возникают значительные сжимающие напряжения.