Тест по истории тридцатилетняя война. «Международные отношения в XVI-XVIII веках. Вопросы к документу

Политическая жизнь в период 1918–1937 гг.

Политические партии. Прямым следствием объединения 1918 г. и реформ, осуществлявшихся в годы Первой мировой войны, а также после ее окончания, стало полное искоренение политической системы, при которой в Старом королевстве господствовали две партии – национал-либералы и консерваторы. Вследствие принятия законов о всеобщем избирательном праве и аграрной реформе, партия консерваторов распалась. После 1918 г. лишь однажды, в 1922 г., консервативная группировка под руководством Таке Ионеску сумела прийти к власти, однако на выборах, состоявшихся в конце того же года, она не получила ни одного места в парламенте. Консервативная партия исчезла с политической сцены Румынии.

Национал-либеральная партия (НЛП) и после войны продолжала играть важную роль в политической жизни страны. Либералы находились у власти с 1914 по 1918 г. (с небольшим перерывом в марте – ноябре 1918 г.), когда они, подобно другим либеральным партиям Европы, проиграли ими же организованные выборы на основе всеобщего избирательного права. После короткой передышки, связанной с реорганизацией и расширением своего влияния на присоединенных территориях, либералы вновь вернулись к власти в период 1922–1928 гг. (с перерывом в марте – ноябре 1927 г.) и 1933–1937 гг. {200} В 1922– 1927 гг. либералам удалось добиться самого большого успеха. Основу Национал-либеральной партии составляла финансовая олигархия, объединившаяся вокруг Румынского банка и руководимая семьей Брэтиану. Вынужденные считаться с условиями, сложившимися после 1918 г., либеральные лидеры разработали новую программу, которая предусматривала: необходимость принятия новой конституции, осуществление административного и законодательного единства, достижение экономической стабилизации, ограничение доступа иностранного капитала в экономику страны путем претворения в жизнь принципа «собственными силами», а также установление равноправия между всеми гражданами и др. В целях укрепления собственных организаций в присоединенных провинциях Национал-либеральная партия объединилась с Крестьянской партией Бессарабии и Демократической партией объединения Буковины, а в Трансильвании сумела привлечь на свою сторону ряд представителей румынской /560/ элиты. Председателем партии был избран Ион И. К. Брэтиану, а в состав высшего руководства вошли Винтилэ Брэтиану, И. Г. Дука, Константин И. К. Брэтиану, Георге Брэтиану, Константин Анджелеску, Георге Тэтэреску и др. Основным печатным органом партии стала газета «Вииторул» («Будущее»). {201}

Кончина Иона И. К. Брэтиану в ноябре 1927 г. вызвала изменения в руководстве этой политической партии. Во главе партии оказался Винтилэ Брэтиану, но уже через год либералы отошли от власти. После смерти Иона И. К. Брэтиану внутри НЛП образовалось несколько фракций. В 1930 г., несмотря на проведенную реорганизацию, в партии продолжали существовать разногласия. Георге Брэтиану создал «НЛП Георге Брэтиану» (программа которой предусматривала нравственное обновление страны, введение строгих принципов экономии, сокращение пошлин и налогов, установление жесткого контроля над имуществом чиновников и др.), а Константин Арджетояну, также отошедший от либералов, основал собственную политическую партию «Аграрный союз». В декабре 1930 г. на пост председателя НЛП был избран И. Г. Дука. Его попытки восстановить престиж партии не увенчались успехом, через три года он был убит представителями крайне правых сил. Лидером партии стал Константин (Дину) Брэтиану. Национал-либеральная партия вернулась к власти в 1934 г., однако король Кароль II назначил главой правительства не председателя НЛП, а Георге Тэтэреску, члена партии «младо-либералов».

В начале межвоенного периода Национал-либеральная партия не имела равного себе по силе политического конкурента, благодаря этому обстоятельству на нее не оказывалось внешнего давления, а уровень внутреннего напряжения снизился. К тому же, лидеру либералов Иону И. К. Брэтиану удавалось находить общий язык с королем Фердинандом. Подобное положение изменилось в 1926 г., когда на румынской политической сцене появилась Национал-цэрэнистская партия, образовавшаяся в результате слияния Национальной партии Трансильвании (под руководством Юлиу Маниу) с Крестьянской партией Старого королевства. В качестве председателя партии был избран Юлиу Маниу. Другими видными деятелями партии были Александру Вайда-Воевод, Ион Михалаке, Николае Лупу и др. Хотя по сравнению с либералами Национал-цэрэнистская партия пользовалась более широкой поддержкой со стороны электората, все же у власти она находилась довольно непродолжительное время в 1928–1931 гг. и в 1932–1933 гг. {202} /561/

Руководители национал-цэрэнистов, обладавшие чувством патриотизма, но лишенные политической ловкости и гибкости, которыми обладали либералы, допустили ряд тактических ошибок, среди которых оказался их предвыборный союз с крайне правыми силами в 1937 г. Этому сопутствовал и их неудачный приход к власти именно в период мирового экономического кризиса. Программа партии содержала весьма важные положения, такие как обеспечение прав и свобод граждан, проведение административной реформы в целях децентрализации и укрепления местного самоуправления, выведение правосудия из-под влияния политических сил и др. Новая партия уделяла особое внимание сельскому хозяйству, исходя из соображений о том, что Румыния должна остаться аграрной страной. Основным ее печатным органом стала газета «Дрептатя» («Справедливость»). Лишившись власти, Национал-цэрэнистская партия оставалась одной из главных оппозиционных сил по отношению к диктаторским режимам, выступая за сохранение демократической системы, основанной на положениях Конституции 1923 г. В то же время партия не была лишена внутренних противоречий и соперничества, а многие ее деятели либо перешли в другие партии, либо создали собственные политические группировки. Например, Н. Лупу сформировал новую Крестьянскую партию, пытаясь при этом восстановить бывшую партию под тем же названием, а Э. Филипеску перешел в ряды Народной партии. {203}

Помимо Национал-либеральной и Национал-цэрэнистской партий у власти чередовались такие политические силы, как Народная партия (во главе с маршалом Александру Авереску, которая была представлена в правительстве в 1920–1921 гг. и в 1926–1927 гг.), Националистическо-демократическая партия, возглавляемая известным историком Николаем Йоргой (1931–1932), Национал-христианская партия под руководством Октавиана Гоги и А. К. Кузы (1937–1938). На политической сцене Румынии проявили себя и такие партии, как Социалистическая партия, Демократическая партия объединения Буковины (руководитель Ион Нистор), Крестьянская партия Бессарабии (руководитель Ион Инкулец), были представлены также партии национальных меньшинств (Венгерская партия, Венгерский союз, Немецкая партия, Народная партия швабов, Еврейская партия, Еврейский союз) и др.

В результате влияния извне в Румынии появились партии крайне левых и крайне правых сил, которые, однако, в межвоен- /562/ ный период так и не смогли получить необходимого количества голосов на выборах для взятия власти. По сравнению с другими европейскими странами влияние левых партий на румынской политической арене было ограниченным. В ноябре 1918 г. Социал-демократическая партия Старого королевства была переименована в Социалистическую партию и окончательно разорвала отношения со II Интернационалом. После состоявшегося 1 декабря 1918 г. голосования за объединение их провинции с Румынией, трансильванские социал-демократы приняли решение о взаимодействии с Социалистической партией Старого королевства с целью достижения единства рабочего движения по всей стране. На состоявшемся в мае 1919 г. съезде Социалистической партии Старого королевства была принята предвыборная программа, к которой примкнули остальные социалистические партии страны и которая предусматривала введение всеобщего избирательного права для лиц, достигших 18-летнего возраста, экспроприацию всей помещичьей земли, национализацию промышленности, проведение реформ в пользу рабочих и др. Съезд принял также решение о включении в состав Исполнительного Комитета четырех представителей Трансильвании, а также по два представителя Буковины и Бессарабии, что по существу означало объединение социалистических партий. {204}

В 1921 г. Социалистическая партия разделилась на сторонников III Интернационала (коммунистов) и тех, кто выступал за сохранение социал-демократической линии. В октябре 1922 г. состоялся II съезд Коммунистической партии Румынии, на котором был избран генеральный секретарь (Георге Кристеску), сформирован Центральный Комитет и принят ее устав. Согласно уставу Коммунистическая партия Румынии находилась на положении отдела Коминтерна, безоговорочно приняв в качестве собственных лишь цели и задачи Коминтерна. На всем протяжении межвоенного периода численность КПР была незначительной. Вследствие принятой программы и проводимой антинациональной идеологии, а также после кровавых инцидентов в местечке Татарбунары в 1924 г. вблизи румыно-советской границы компартия была объявлена вне закона. {205}

На крайне правом фланге румынской политической борьбы оказалось легионерское движение, которое было опутано мистицизмом, поощряло ненависть и нетерпимость, антисемитизм и антизападные настроения. В первой половине 20-х годов роль пра- /563/ вых политических партий была абсолютно незначительной. Начало легионерского движения относится к 1922–1923 гг., когда Корнелиу Зеля Кодряну создал Ассоциацию христианских студентов, а затем профессор Ясского университета А. К. Куза основал Лигу национально-христианской защиты, в которую вошло и общество Кодряну. Данная организация выступала против политических партий, высказывалась за ограничение роли парламента и за усиление роли монархии в политической жизни страны. Лига национал-христианской защиты создала собственные военизированные отряды, под названием «лэнчиеры» (уланы), которые часто прибегали к насилию, в основном против евреев. Однако внутри Лиги возник конфликт между ее лидером А. К. Кузой и его ближайшим сотрудником Зеля Кодряну. Первый придавал Лиге значение широкого надпартийного национального движения и поддерживал идею проведения воспитательных мер в целях изменения менталитета масс. В то время как Кодряну стремился сделать из нее хорошо организованную партию, которая должна была развернуть усиленную антисемитскую кампанию и использовать любые средства (включая убийства) для достижения своей цели. Он добивался распространения своих идей через прессу и на открытых собраниях.

В 1927 г. Корнелиу Зеля Кодряну основал Легион Михаила Архангела, который после 1930 г. получил название «Железная гвардия» и имел много общего с экстремистскими партиями нацистской Германии и фашистской Италии (прославление вождя, форма приветствия, форма одежды, антисемитизм), а своих членов и сочувствующих вербовал, прежде всего, из числа городской молодежи, включая студентов, а также из рядов сельских священников, рабочих, крестьян и лиц, находившихся на обочине общественной жизни. После убийства в 1933 г. либерального премьер-министра И. Г. Дуки «Железная гвардия» была объявлена вне закона, однако в следующем году она была преобразована в политическую партию под названием «Все для Отечества». На выборах в 1937 г. легионерская партия заняла третье место, получив наибольшее число голосов за все время своего существования. После устранения ее лидера по приказу короля в 1938 г. легионерская партия, которую возглавил Хоря Сима, пользовавшийся определенной поддержкой со стороны гитлеровской Германии, вновь вернулась в 1940 г. на румынскую политическую арену. {206} /564/

Парламент представлял законодательную власть, а его деятельность осуществлялась на основе Конституции 1923 года. Он состоял из двух палат (сенат и палата депутатов), а пост председателя парламента занимал, как правило, известный политический или культурный деятель страны. Палата депутатов состояла из депутатов (проживавших в Румынии и достигших 25-летнего возраста), которые избирались взрослым населением путем всеобщего, прямого, равного, обязательного и тайного голосования. Часть сената составляли члены по праву, к которым относились наследники трона, достигшие 18 лет, митрополит страны, епархиальные епископы двух румынских вероисповеданий, главы признанных государством церквей, президент Румынской академии, бывшие председатели Совета Министров, общий стаж которых на этом посту составлял четыре года, бывшие министры с общим стажем в шесть лет, бывшие председатели парламентских палат, бывшие председатели местных парламентов Трансильвании, Буковины и Бессарабии. Члены парламента могли обратиться с запросами в правительство, а министры были ответственны за свои действия перед законодательным органом. Большинство в парламенте принадлежало представителям Национал-либеральной и Национал-цэрэнистской партий, а в ходе заседаний были приняты важные документы для румынского общества: ратификация мирных договоров, утверждение объединительных актов Трансильвании, Буковины и Бессарабии с Румынским королевством, административный закон, аграрная реформа, закон о выборах, бюджет и др. Самым важным законодательным актом стало принятие в марте 1923 г. новой Конституции. В ней Румыния провозглашалась национально единым и неделимым государством, населению которой гарантировались наиболее передовые гражданские права и свободы, что позволило считать ее одной из самых демократичных конституций своего времени. Конституция гарантировала гражданам личную свободу, неприкосновенность жилья, свободу совести, свободу слова и печати. В ней содержались положения, гарантировавшие право собственности. Согласно основному закону страны власть принадлежала народу, который осуществлял ее через своих избранников на основе записанных в конституции принципов, в том числе принципа разделения властей. {207}

Правительство. Согласно Конституции 1923 г. исполнительная власть осуществлялась от имени короля. В период с 1918 по /565/ 1940 г. в Румынии сменилось 38 кабинетов. Были приняты меры для достижения законодательного единства и интеграции присоединенных провинций, была организована система денежного обращения с введением в 1920 г. единой монеты, проведена аграрная реформа, был принят закон о территориальном единстве, были подготовлены законы об экономическом и культурном развитии страны.

Одной из важнейших задач большинства правительств в первые послевоенные годы было проведение аграрной реформы. Закон об аграрной реформе в Олтении, Валахии, Молдове и Добрудже был принят 17 июля 1921 г., а 30 июля – для Трансильвании, Баната, Кришаны и Марамуреша, а также для Буковины. Эти законы обобщали принятые в 1917–1920 гг. законодательные акты в данной области. По существу, они имели единый характер с учетом некоторых своеобразных особенностей каждой провинции. Общим стало положение о невозможности продавать или закладывать полученную землю до ее полного выкупа. Следует, однако, заметить, что самые большие наделы были выделены в Трансильвании, где политическое сознание крестьянства было наиболее развитым, и либералы стремились заручиться значительной поддержкой. {208}

На основе нового фундаментального закона в июле 1925 г. был принят закон о территориальном единстве, а в марте 1926 г. – новый закон о выборах. Согласно закону об административном устройстве Румыния была разделена на уезды (руководимые префектами), а те, в свою очередь, делились на волости (руководимые преторами), которые состояли из городских или сельских коммун и деревень, возглавляемых примарями. Новым законом 1938 г. об административном устройстве было введено дополнительное звено – цинуты, каждый из которых объединял несколько уездов. По всей стране было образовано 10 цинутов, во главе которых король назначал своих наместников.

Что касается избирательного законодательства, то наряду с принятыми в 1918–1920 гг. положениями в марте 1926 г. был опубликован закон об «избирательном бонусе», согласно которому партия, добившаяся 40 % общего числа голосов, получала 50 % парламентских мест. Остальная часть мандатов распределялась между всеми партиями, участвовавшими в выборах, с учетом партии, выигравшей «избирательный бонус». Хотя этот закон противоречил положениям Конституции 1923 г., так как благоприятст- /566/ вовал одной лишь политической партии, он был сохранен до 1939 г. К числу важных законодательных актов относились законы о развитии образования (о начальном образовании в 1924 г. и о среднем в 1928 г.), об устройстве судебных органов и др.

После объединения Трансильвании с Румынией почти 8 % населения страны составляли греко-католики. Православная и Греко-католическая церковь были признаны «национальными церквами» и пользовались поддержкой правительства. В феврале 1925 г. отдельным законом митрополит Валахии был возведен в сан патриарха Румынской православной церкви. Первым патриархом стал Мирон Кристя. В мае 1928 г. был утвержден закон об общих принципах действия культов, который предусматривал, что наряду с православным существовали и такие вероисповедания, как греко-католическое (униатское), католическое, реформатское, лютеранско-евангелическое, унитарианское, армяно-григорианское, иу- дейское и мусульманское. Были приняты и другие законы в духе возникших новых реальностей. {209}

Правосудие представляло третью власть в государстве. Согласно конституции судебные решения выносились на основании закона и исполнялись от имени короля. Судьи становились бессменными. В 1924 г. был принят закон об устройстве судебных органов. Согласно этому закону представители судейского сословия не могли занимать другие общественные должности, быть избранными в парламент или в коммунальные и уездные советы, не имели права занимать административные должности или быть избранными в ревизионные комиссии коммерческих обществ, но пользовались правом преподавать на юридических факультетах страны или в вузах по месту жительства. {210}

Монархия. Согласно конституции и уставу королевской семьи король назначал премьер-министра, назначал и отзывал министров, утверждал законы, имел право заключать соглашения и договоры, чеканить монету, присваивать награды, являлся главнокомандующим вооруженных сил. Любой официальный документ государя подписывался министром, в ведении которого находился рассматриваемый вопрос. Согласно конституции король открывал парламентские сессии, зачитывая свою тронную речь, на которую палата депутатов и сенат формулировали ответы. Король объявлял о закрытии сессии и мог созывать внеочередные /567/ парламентские сессии. Король имел право распускать обе палаты одновременно или одну из них. Декрет о роспуске должен был предусматривать организацию новых выборов в течение двух месяцев и начало работы новых законодательных палат в течение трех месяцев. {211}

Король Фердинанд, правивший в 1914–1927 гг., сыграл важную роль в образовании и укреплении нового объединенного государства. Пятнадцатого октября 1922 г. в кафедральном соборе Объединения в Алба-Юлии состоялась церемония коронации Фердинанда и королевы Марии в качестве государей объединенной Румынии. В годы его правления претворялась в жизнь программа по завершению объединительного процесса, развития и модернизации общества, что происходило на фоне кризиса династии в 1925 г., когда наследный принц Кароль отказался от этого права и выехал за рубеж вместе со своей возлюбленной Еленой Лупеску. Все попытки Фердинанда убедить Кароля вернуться оказались тщетными, и тогда на совместном заседании 4 января 1926 г. обе палаты парламента, приняв к сведению факт отказа наследного принца от трона, провозгласили Михая, сына Кароля, наследником короля Фердинанда. Каролю запрещалось возвращаться в страну, были предусмотрены также меры в отношении тех, кто мог бы выступить против этого принятого в январе 1926 г. решения. В 1927 г. король Фердинанд скончался, и наследником стал его малолетний внук Михай. Был создан регентский совет, в который вошли принц Николае (брат Кароля), Патриарх Румынии Мирон Кристя и председатель Кассационного суда Георге Буздугана, которого после его кончины заменил Константин Сэрэцяну.

После смерти Фердинанда в стране развернулась усиленная кампания в поддержку возвращения Кароля и возведения его на трон. Во главе этой кампании стояла Национал-цэрэнистская партия, которая в действительности таким образом добивалась отстранения либералов от власти. После длительных переговоров с национал-цэрэнистскими лидерами Кароль вернулся в страну 6 июня 1930 г., и через два дня парламент провозгласил его королем Румынии под именем Кароль II. При нем находилась «королевская камарилья», состоявшая из значительного числа приближенных к нему лиц. {212}

Вопрос о роли Кароля II в истории Румынии был и остается предметом постоянных дискуссий. Для многих Кароль II, который рассматривается как предшественник фашизма и предатель /568/ демократии, был, тем не менее, человеком своего времени, который, хотя и не сумел полностью решить всех проблем периода 30-х годов, по крайней мере, стремился к их преодолению. В его деятельности проявилось отсутствие уважения и доверия к принципам демократии межвоенного периода. Его политическое кредо – авторитарная система правления, при которой государь становился решающим политическим фактором и инициатором всех политических действий. Свидетельством тому стало его отношение к Юлиу Маниу, который обеспечил его возвращение из изгнания и которому Кароль ответил неблагодарностью. Маниу поддерживал идею существования демократии под контролем конституционной монархии, Кароль, со своей стороны, считал, что премьер-министр должен быть лишь исполнителем воли короля. Разрыв между королем и Юлиу Маниу расценивается как окончание демократического эксперимента. Отставка Маниу с поста премьер-министра, официальной мотивировкой которой стали внебрачные связи Кароля с Еленой Лупеску, не смогла скрыть действительной причины этого разрыва, а именно отказ короля уступить пальму первенства главе правительства и подчиниться национал-цэрэнистской политике. Одновременно с обвинениями в адрес Елены Лупеску (еврейкой по происхождению) Маниу затронул еврейский вопрос, который в 30-е годы все больше присутствовал в выступлениях политических лидеров и деятелей культуры. {213}

Румынская политическая жизнь в 1930-х годах была отмечена крахом демократических учреждений. Либералы и национал-цэрэнисты утратили свое господство, которым обладали в предыдущее десятилетие. За отставкой Юлиу Маниу с поста премьер-министра последовал период министерской чехарды. {214} В апреле 1931 г. было образовано правительство национального единства под председательством Николая Йорги. В отличие от предыдущих, данный кабинет не был сформирован по партийному принципу, все его члены были назначены королем. Такое правительство во всем отвечало интересам короля, который мог таким образом обойтись без поддержки крупных политических партий. Политика правительств в период 1931–1933 гг. не отличалась особой динамичностью, а специально принятые меры для решения социальных и экономических вопросов не привели к каким-либо результатам. /569/

Образование нового национал-цэрэнистского кабинета под председательством Александра Вайда-Воеводы (июнь 1932 – сентябрь 1933 г.) также не могло считаться лучшим решением вопроса. Тем более, что вследствие экономического кризиса и подавления силовыми методами рабочего движения (например, забастовки железнодорожников в феврале 1933 г.) произошло значительное снижение популярности партии. {215} Осенью 1933 г. национал-цэрэнистское правительство было заменено другим – национал-либеральным во главе с И. Г. Дукой. Новый премьер-министр предпринял меры для ликвидации последствий экономического кризиса и снижения напряженности в стране. Он занял непримиримую позицию в отношении «Железной гвардии», которая была им распущена. Железногвардейцы отомстили ему за это, убив его в декабре того же года.

Назначенный на место И. Г. Дуки 4 января 1934 г. лидер «младо-либералов» Георге Тэтэреску возглавил правительство с самым долгим пребыванием у власти в истории межвоенной Румынии. До 17 ноября 1937 г. оно проводило в жизнь программу, придавшую значительный импульс развитию национальной экономики, в особенности промышленности, оно поддержало таможенный протекционизм, выдачу кредитов новым предприятиям и др. Особое внимание было уделено вооруженным силам, которые были модернизированы (с учетом роста проявления ревизионизма на международной арене), сельскому хозяйству также была оказана поддержка путем выдачи кредитов и принятия ряда мер, способных улучшить техническое оснащение и качество продукции в этой области. Во время нахождения у власти правительства Тэтэреску был достигнут значительный экономический рост, в результате чего в 1937 г. уровень социального производства повысился на 70 % по сравнению с 1932 г., а национальный доход вырос на 60 %. {216} В этот период возросла роль монархии. Преступив рамки своих полномочий, установленных конституцией, Кароль оказывал влияние на правительство, которое в свою очередь приняло ряд законодательных мер, позволявших ему полностью контролировать ситуацию в стране. В действительности предложения о принятии законов, имевших целью укрепление полномочий исполнительной власти и ослабление роли парламента и оппозиции, исходили в основном от самого Кароля.

Период 30-х годов в значительной мере был отмечен все более возраставшей напряженностью между королем и крупными поли- /570/ тическими партиями, с одной стороны, и между королем и крайне правыми силами – с другой. После убийства И. Г. Дуки впервые после 1862 г. вновь была введена цензура, а правительство получило право действовать на основе исключительно королевских декретов. Расколу внутри либерального крыла способствовали приверженец старой брэтианской традиции Георге Брэтиану (сын И. И. К. Брэтиану, незаурядный историк, но весьма посредственный политик) и приближенный к королю Георге Тэтэреску. Либералы, хотя и добившиеся значительных успехов в социально-экономической и культурной областях, начали постепенно терять свою популярность, что привело их к поражению на выборах в конце 1937 г. {217}

Из книги Взлет и падение третьего рейха. Том I автора Ширер Уильям Лоуренс

ЖИЗНЬ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ: 1933–1937 ГОДЫ Как раз в это время, в середине лета 1934 года, я и приехал в третий рейх на постоянную работу. И обнаружил в новой Германии много такого, что впечатляло, озадачивало, тревожило иностранного наблюдателя. Подавляющее большинство немецкого

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ XIII–XIV вв. - время подъема городов, которые были, как уже сказано выше, наиболее динамичным элементом средневекового общества, фундаментальным источником изменений во всех сферах его жизни. В развитии

Из книги Сталинские соколы - Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг автора Швабедиссен Вальтер

Глава 1 Период с 1918 по 1933 г Будучи органической частью армии и флота, русские ВВС не претерпели значительных и независимых изменений в ходе Первой мировой войны. За исключением четырехмоторного бомбардировщика Сикорского, сконструированного в 1914 г. - большого

Из книги «The Soviet Story». Механизм лжи (Forgery Tissue) автора Дюков Александр Решидеович

3.6. В период с 1937 по 1941 год в СССР было репрессировано 11 миллионов человек Заявление о том, что в период с 1937 по 1941 год в Советском Союзе было репрессировано 11 миллионов человек, прозвучало в фильме из уст Натальи Лебедевой, сотрудника Института всеобщей истории Российской

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Первый период войны (июль 1937 г. октябрь 1938 г.) Это время превращения «инцидента» в «большую войну», время значительных военных успехов японских агрессоров. Уже в июле японские войска захватили Пекин и Тяньцзинь и продолжали наступать в Северном Китае. В августе начались

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Как уже говорилось в предыдущей главе, основой богатств империи было сельское общество и сельскохозяйственное производство, из которого государство и частные землевладельцы извлекали доход в виде налогов или ренты. Но крестьянство не имело в

автора Бонвеч Бернд

Политическая жизнь В Германии после бурных событий 1923 г. политические страсти перенеслись в высшие государственные и общественные структуры: рейхстаг, правительство, партии. Заработали традиционные парламентские механизмы. В феврале 1924 г. было отменено чрезвычайное

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

Политическая жизнь 1994 г. получил в ФРГ название «года супервыборов», когда прошли выборы в Европарламент, президента Германии, выборы в бундестаг, в ландтаги 8 земель. К этому времени сложилась менее благоприятная ситуация для правящей коалиции. В новых землях нарастало

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

19.4. Общественно-политическая жизнь После упразднения высшего органа государственной власти в стране в период Великой Отечественной войны – Государственного Комитета Обороны – вся власть продолжала оставаться в руках партийно-государственного аппарата, который

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

5. Политическая жизнь империи Вестфальский мир заложил основы миропорядка, которого европейские страны придерживались в течение почти полутора столетий. Суть его, по мысли Руссо, заключалась в том, что главным способом улаживания споров между державами стали переговоры,

автора Конт Франсис

Политическая жизнь 980Владимир становится великим князем Киевским и вводит в качестве официальной религии реформированный им языческий культ.981Завоевание Владимиром Червенской Руси с городами Червен и Перемышль.983Поход против литовского племени ятвягов и овладение

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая и государственная жизнь 1914- 7-10 (20–23) июля. Визит в Санкт-Петербург президента Французской республики Пуанкаре и председателя Совета министров Вивиани.- 16 (29) июля. Закон о переходе в военных зонах гражданских властей в подчинение военного

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая и государственная жизнь 1917- 29 сент. (12 окт.). В большевистской газете «Рабочий путь» появляется статья Ленина «Кризис назрел». Содержащийся в ней призыв к немедленному вооруженному восстанию наталкивается на несогласие значительной части большевиков.- 7

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая и государственная жизнь 1918- 5 (18) янв. В Петрограде проходит первое заседание Учредительного собрания. Большевики, оказавшиеся в явном меньшинстве (около 175 депутатов против 410 эсеров), покидают зал.- 6 (19) янв. Декретом ВЦИК Учредительное собрание

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Политическая ситуация в Украине в мае - октябре 1918 г Правительство Ф. Лизогуба 10 мая 1918 г. опубликовало декларацию, в которой своей главной задачей признало «укрепить на Украине государственный порядок и в условиях полного покоя и настоящей воли привести страну к

Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман Викторович

Участие Румынии в I мировой войне на стороне Антанты не было успешным. Потери армии составили 800 тыс. чел. (10% населения). Германия оккупировала 2/3 территории Румынии. Правительство из Бухареста переехало в г. Яссы. Оккупанты вывезли более 2 млн. т. продовольствия. Транспортная система была разрушена. Промышленность не работала. Возникла продовольственная проблема. [детская смертность составляла 70%]. Тяжёлая обстановка вынудила Румынию прекратить войну с державами Четвертного союза. В конце ноября 1917 г. было подписано перемирие. В апреле 1918 г. был подписан сепаратный Бухарестский мирный договор. Оккупация Румынии германскими войсками сохранялась. У неё отняли Добруджу. Румынская армия подлежала демобилизации. Румыния фактически превращалась в аграрно-сырьевой придаток Германии. Она обязалась поставлять в Германию продовольствие, немецкие фирмы получали монопольное право на разработку и эксплуатацию румынских нефтяных ресурсов сроком на 90 лет.

В декабре 1917 г. к Румынии с просьбой о включении в её состав Бессарабии обратился созданный там орган власти - "Сфатул Цэрий", или "Совет Страны" (в него входили офицеры, чиновники, представители буржуазии и интеллигенции). Это привело к вводу румынских войск в Бессарабию в начале 1918 г. В конце марта 1918 г. СЦ принял решение о вхождении Бессарабии в состав Румынского королевства на условиях автономии. В декабре 1918 г. СЦ самораспустился.

После подписания перемирия между Антантой и Австро-Венгрией и начала революции в Германии Румыния 10 ноября 1918 г. объявила о денонсации Бухарестского договора и о возобновлении войны с Германией. Это вернуло Румынию в стан Антанты. Германские войска ушли из страны, и 1 декабря в Бухарест возвратились правительство и королевская семья.

румыния война бухарестский договор

Распад Австро-Венгрии осенью 1918 г. возродил идею "Великой Румынии". Румыния выдвинула претензии на целый ряд соседних территорий. В ноябре 1918 г. Румыния оккупировала Буковину [Южная Буковина приняла решение о вхождении в Румынию, а в Северной Буковине Народное вече якобы высказалось за присоединение к Украине. Поэтому считается, что Румыния оккупировала лишь Северную Буковину]. В Трансильвании активно действовала Румынская национальная партия (создана ещё в 1881 г.) во главе с Юлиу Маниу. Она требовала вхождения Трансильвании в состав Румынии. Был создан Румынский национальный совет Трансильвании, который 31 октября 1918 г. объявил себя верховной властью в Трансильвании и отказался подчиняться венгерскому правительству.1 декабря 1918 г. в г. Алба-Юлия открылось Народное Собрание Трансильвании, на котором присутствовали свыше 100 000 чел. Оно приняло т. н. "Объединительную декларацию" о присоединении к Румынии при условии демократических преобразований. Король Фердинанд согласился на это условие, и румынская армия вступила в Трансильванию [Трансильвания включает 3 области - собственно Трансильванию, Кришану и Марамуреш].

К началу работы ПМК в состав Румынии вошли многие территории, претензии на которые Румыния пыталась любыми способами обосновать. Союзники в конце концов решили признать территориальные приращения Румынии. В пользу Румынии говорило её участие в I мировой войне на стороне Антанты, но главное - участие Румынии в подавлении советской власти в Венгрии весной-осенью 1919 г. По Сен-Жерменскому, Нейискому и Трианонскому договорам в состав т. н. "Старого королевства" (т.е. Валахия, Молдова и Северная Добруджа) вошли Буковина, Трансильвания, Южная Добруджа и Восточный Банат. В 1920 г. был подписан т. н. Парижский протокол о юридическом признании великими державами аннексии Румынией Бессарабии, но он ратифицировался медленно и остался нератифицированным Японией, так что формально так и не вступил в силу. Весной 1922 г. король Фердинанд был коронован как суверен "Великой Румынии".

Территория Румынского королевства после I м. в. увеличилась более чем в 2 раза - со 138 до 295 тыс. кв.км, население также увеличилось в 2 раза - с 8 до 16 млн. чел. Однако ј населения составляли национальные меньшинства (венгры, немцы, славяне и др.). Территориальные приращения значительно увеличили экономический потенциал Румынии. Её промышленность составляла 235% довоенного уровня, больше половины её размещалось в Трансильвании. Сеть ж/д выросла в 3 раза (с 3,5 до 11 тыс. км), численность рабочего класса увеличилась с 250 до 550 тыс. чел. Однако Румыния была аграрной страной (в с/х было занято более 80% населения). Наиболее развитыми отраслями промышленности являлись лёгкая, пищевая и нефтедобывающая. Почти 80% капиталов в промышленной сфере принадлежало иностранцам (сначала австрийскому и немецкому, затем - английскому и французскому).

В декабре 1918 г. был издан закон о выборах. Вводилось всеобщее избирательное право для мужчин с 21 года. Однако политическое развитие Румынии было неустойчивым. Ослабли позиции старых партий, в т. ч. самой влиятельной - Национал-либеральной партии. Во главе неё стоял Ион Брэтиану, глава семейства Брэтиану, которое за богатство и влиятельность сам король Фердинанд называл "второй румынской династией". В 1919 г.5 раз переносились парламентские выборы. С конца 1918 г. по начало 1922 г. сменилось 7 кабинетов. Они носили коалиционный характер и формировались из представителей новых партий - РНПТ и царанистской (крестьянской) партии. Выборы 1922 г. принесли победу НЛП, и во главе правительства стал Ион Брэтиану. НЛП управляла страной до 1928 г. Главной оппозиционной партией и самой массовой после НЛП была Национал-царанистская партия, возникшая в 1926 г. путём объединения РНПТ и Царанистской партии. Её лидером был Юлиу Маниу (НЦП вела крестьянскую пропаганду; некоторые её лидеры даже на королевских приёмах появлялись в крестьянской одежде - длинной рубахе навыпуск и в лаптях).

В марте 1923 г. была принята новая конституция. Провозглашались основные демократические права и свободы. Значительные властные полномочия принадлежали королю (роспуск парламента, назначение премьера, санкционирование и право вето в отношении законов и право пересматривать конституцию), кабинет министров не был ответственен перед парламентом. Конституция была дополнена рядом законов. В 1924 г. был принят закон о национальных меньшинствах. Фактически был взят курс на ассимиляцию нерумынского населения (государственные служащие должны были сдавать экзамены по румынскому языку, истории, географии, праву). В 1925 г. произошла унификация законодательства: правовые нормы "старого королевства" распространялись на всю территорию Румынии. В 1926 г. новый избирательный закон вводил фактически мажоритарную избирательную систему (партия, получавшая относительное большинство голосов, т.е.40%, получала и большинство мест в парламенте).

В мае 1921 г. образовалась КПР (до осени 1922 г. - Социалистическая-коммунистическая партия). Однако против неё сразу же развернулись репрессии. Активно действовала тайная полиция - сигуранца. Уже в 1922 г. прошёл "процесс 270-ти" над участниками I съезда КПР. В 1924 г. КПР была запрещена и действовала нелегально.

С 1922 по 1928 гг. Румыния переживала период стабилизации. Некоторое развитие получили металлургия (в Трансильвании) и химическая промышленность. Было создано более 1000 новых предприятий. К 1929 г. объём промышленного производства превысил Уровень 1924 г. в 1,5 раза. Промышленному росту способствовала правительственная политика "опоры на собственные силы" (лозунг НЛП). Она подразумевала некоторое ограничение и регулирование поступления в страну иностранного капитала, введение протекционистских таможенных тарифов. В 20-х гг. экономическая элита "старого королевства" при поддержке НЛП проводила политику оттеснения на второй план буржуазии новоприсоединённых областей и национальных меньшинств. В 1921 г. началась обещанная ещё в 1918 г. аграрная реформа. Устанавливался земельный максимум (от 100 до 500 га). Излишки выкупались крестьянами на правах пользования (временно запрещалась свободная продажа приобретённой земли). Аграрная реформа укрепила зажиточное крестьянство и способствовала дальнейшему развитию капитализма в деревне.

В середине 20-х гг. внутренняя обстановка обострилась. Король Фердинанд I и глава клана Брэтиану - Ион Брэтиану - были уже старыми. НЦП пыталась объединить все оппозиционные силы вокруг наследного принца Кароля ("карлистская оппозиция"). Принц выступал против влияния клана Брэтиану, но они при помощи короля (в основном - королевы Марии) добились лишения Кароля прав престолонаследия и его изгнания из страны в 1926 г. (повод - его семейные дела). Наследником Фердинанда был объявлен его внук - малолетний сын Кароля, Михай. НЦП стала требовать возвращения Кароля в страну.

В июле 1927 г. скончался король Фердинанд. Королём был объявлен 6-летний Михай I. При нём был создан регентский совет. В ноябре 1927 г. скончался и Ион Брэтиану. Премьер-министром стал его брат Винтила Брэтиану. Однако позиции НЛП уже ослабли. На выборах в конце 1928 г. почти 80% голосов набрала НЦП. Она сформировала правительство и находилась у власти до начала 1934 г.

Уже с конца 1928 г. начался спад в румынской экономике, сменившийся кризисом. Падение производства достигло максимума в мае 1932 г. и составило 40%, безработица - 300 тыс. чел. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Возникли "ножницы цен". Свыше 80% крестьянских хозяйств имели долги. В отличие от НЛП, НЦП придерживалась доктрины "открытых дверей", делая займы, привлекая иностранные инвестиции и раздавая концессии. В 1931-33 гг. была реализована программа стабилизации экономики под названием "3 жертвенные кривые" (I - в 1931 г., II - в 1932 г, III - в начале 1933 г.). Это была политика "жёсткой экономии", в ходе которой для уменьшения бюджетных расходов 3 раза сокращалось число госслужащих и понижалась их зарплата. Для борьбы с безработицей применялись насильственные переселения безработных в сельскую местность и поощрялась "трудовая эмиграция" за рубеж. Вводились экспортные премии за вывоз зерна. В 1931 г. был введён запрет продаж крестьянских хозяйств за долги. В 1932 г. крестьяне получили право продавать свои участки, государство списывало половину их долгов и возмещало кредиторам остальную часть, но крестьяне Т.о. становились должниками государства (на 30 лет, позже - на 17). Выходить из кризиса Румыния стала с 1934 г.

В годы кризиса активизировалось рабочее движение. В середине февраля 1933 г. прошла крупнейшая в истории Румынии забастовка - рабочих ж/д мастерских в пригороде Бухареста Гривице, получившая название "Красная Гривица".

В период кризиса неспокойной была политическая ситуация. Происходило дробление партий (в 1928 г. - 7 буржуазных партий, в 1932 г. - 17). Часто проводились внеочередные выборы, в 1929-33 гг. сменилось 10 кабинетов, 9 из них сформировала НЦП. В 1930 г. парламент реабилитировал принца Кароля и позволил ему вернуться в Румынию. После возвращения он был коронован в июне 1930 г. как Кароль II. Однако он стал отходить от НЦП и стремился договориться с новым руководством НЛП (в конце 1930 г. умер В. Брэтиану).

В это же время активизировалась деятельность фашистских организаций (Ассоциации христианских студентов, Лиги национал-христианской защиты). Лидер одной из них "капитан" К. Кодряну в 1927 г. создал фашистскую организацию "Легион Михаила Архангела", которая в 1930 г. была преобразована в военизированную "Железную гвардию". Она вела антиправительственную агитацию и регулярно проводила "акции устрашения" (например, осуществила убийство премьер-министра (Иона Дуки) в декабре 1933 г.). В 1933 г. правительство запретило "Железную гвардию".

В ноябре 1933 г. правительство НЦП подало в отставку. Победу на декабрьских выборах в парламент одержала НЛП.

Во внешней политике в 20-х гг. Румыния выступала ярой сторонницей сохранения версальских границ. Она стремилась найти союзников, также в этом заинтересованных. В 1921 г. Румыния стала вместе с Чехословакией и Югославией участницей МА, выступая против реваншистских устремлений Венгрии и Болгарии. Тесные связи Румыния поддерживала с Польшей. В марте 1921 г. был подписан румыно-польский договор, оформивший военно-политический союз этих стран, существовавший до 1939 г. Для дальнейшей изоляции Венгрии и Болгарии Румыния, Чехословакия и Югославия в феврале 1933 г. подписали "Организационный пакт" МА.

Внешнеполитическим ориентиром для Румынии выступала Франция. В июне 1926 г. был подписан франко-румынский договор. Румыния поддержала и французский проект Пан-Европы. Однако в сентябре 1926 г. Румыния подписала договор о дружбе с Италией. Неизменно напряжёнными оставались отношения не только с Венгрией и Болгарией, но и с СССР. Румыния оставалась единственной из пограничных с СССР государств, не имевших с ним дипотношений. Была лишь проведена демаркация границы по р. Днестр.