Термин аналогия. Словарь финансовых терминов. Личная или субъективная аналогия

Аналогии, ж. [греч. analogia]. Сходство, соответствие между предметами и понятиями. Судить, заключать по аналогии с чем-н. Большой словарь иностранных слов

  • АНАЛОГИЯ - АНАЛОГИЯ (греч. ảναλογία – соразмерность, пропорция) – отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии – вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами. Новая философская энциклопедия
  • АНАЛОГИЯ - (от греч. analogia - соответствие, сходство). 1. Частичное сходство объектов (явлений, понятий). Ср. аналогичные органы: функционально и морфологически сходные органы отдаленных, неродственных видов животных и растений. Большой психологический словарь
  • АНАЛОГИЯ - АНАЛОГИЯ - в праве - разрешение судом какого-либо случая, непосредственно не урегулированного законом, путем применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих правовых принципов (аналогия права). Большой энциклопедический словарь
  • аналогия - Применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом, правовых норм, регулирующих сходные отношения... Финансовый словарь терминов
  • аналогия - (греч. analogia - соответствие, сходство, подобие), вторичное (не унаследованное от обших предков) морфологич. сходство органов у организмов разных систематич. групп, обусловленное сходством выполняемых этими органами функций. Термин «А. Биологический энциклопедический словарь
  • аналогия - Аналогия, аналогии, аналогии, аналогий, аналогии, аналогиям, аналогию, аналогии, аналогией, аналогиею, аналогиями, аналогии, аналогиях Грамматический словарь Зализняка
  • аналогия - АНАЛ’ОГИЯ, аналогии, ·жен. (·греч. analogia). Сходство, соответствие между предметами и понятиями. Судить, заключать по аналогии с чем-нибудь. Толковый словарь Ушакова
  • Аналогия - I Анало́гия (греч. anālōgía - соответствие, сходство) сходство предметов (явлений, процессов и т. д.) в каких-либо свойствах. При умозаключении... Большая советская энциклопедия
  • аналогия - аналогия I ж. Уподобление одной единицы языка другой или перенос отношений, существующих в одной серии языковых единиц, на другую серию (в лингвистике). II... Толковый словарь Ефремовой
  • аналогия - сущ., кол-во синонимов: 9 адидеация 1 параллель 6 подобие 27 похожесть 14 соответствие 29 сравнение 15 сходство 39 уподобление 13 электроаналогия 1 Словарь синонимов русского языка
  • аналогия - АНАЛОГИЯ, и, ж. (книжн.). Сходство в каком-н. отношении между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-н. Толковый словарь Ожегова
  • АНАЛОГИЯ - АНАЛОГИЯ (от греч. analogia - соответствие, сходство) - англ. analogy; нем. Analogie. 1. Сходство предметов, явлений, процессов в к.-л. свойствах. 2. Вид умозаключения, при к-ром знание, полученное при изучении к.-л. Социологический словарь
  • аналогия - АНАЛОГИЯ -и; ж. [от греч. analogia - соответствие, сходство]. 1. (с кем-чем, между кем-чем). Сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями, понятиями и т.п. Полная, частичная а. Искать аналогии, аналогий с чем-л. Толковый словарь Кузнецова
  • аналогия - -и, ж. 1. Сходство в каком-л. отношении между предметами или явлениями. Полная аналогия. Частичная аналогия. 2. лог. Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. Малый академический словарь
  • аналогия - АНАЛОГИЯ ж. греч. сходство, подобие, близость; соотношение двух сходных предметов; выводы из сравнительных заключений. Аналогичный, аналогический способ заключений, по подобию. Толковый словарь Даля
  • Процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах , а также познание путём сравнения , например:

    Модели аналогии

    Модель аналогии (лат. modus - образец, копия, образ) - предметная, математическая или абстрактная система , имитирующая или отображающая принципы внутренней организации, функционирования, особенностей исследуемого объекта (оригинала), непосредственное изучение которого, по разным причинам, невозможно или усложнено. В процессе познавательного мышления, «модель аналогии» выполняет разнообразные функции , для сжатого объяснения (описания по образу аналогии) произведения, теории , учения, гипотезы , интерпретации и так далее. Модели широко используются в математике, логике, структурной лингвистике, физике, для моделирования человеческого сообщества, истории, в аналитике и других областях знаний. Умозаключения за «модель аналогии», являются гипотетическими - истинность или ошибочность которых, в дальнейшем, обнаруживается (подтверждается или опровергается) в ходе проверки (испытаний).

    • Аналогия в философии - умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. К примеру понятие «аналогично» употребляется при умозаключении по аналогии, знания, полученные при рассмотрении предмета (объекта , модели), переносятся на другой, менее доступный для исследования (созерцания, диалога).
    • Аналогия в квантовой физике - нашла широкое применение, с её помощью выстраивались обширные абстрактные теории-аналогии, - модели призванные лучше понять природу вещей, спрятанную от человеческого зрения. Модель заменяет этот объект, давая общее представление о нём, или же в процессе целевого изучения оригинала, для получения новой информации о нём. Данные модели применялись при описания атома, или атомарной структуры .
    • Аналогия в математике :
      • «Возможно не существует открытий ни в элементарной, ни в высшей математике, ни даже, пожалуй, в любой другой области, которые могли бы быть сделаны без аналогии». Дьёрдь Пойа .
      • «Математик - это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями, лучший математик - тот, кто устанавливает аналогии доказательств, более сильный математик - тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе и такого, кто между аналогиями видит аналогии». Стефан Банах .
    • Аналогия в биологии - сходство каких-либо структур или функций, не имеющих общего происхождения, понятие противоположное гомологии .
    • Аналогия в теологии (аналогия сущего, аналогия бытия , лат. Analogia entis ) - один из основных принципов католической схоластики , обосновывает возможность познания бытия Бога из бытия сотворённого им мира.
    • Аналогия в лингвистике - уподобление одной единицы языка другой в каком-либо отношении.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Аналогия"

    Примечания

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Кубрякова Е. С. // Лингвистический энциклопедический словарь . - М .: СЭ, 1990. - С. 31-32 .
    • Уемов А. И. Аналогия в практике научного исследования. - М., 1970. - 262 с.

    Отрывок, характеризующий Аналогия

    Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
    – Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
    – Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
    – Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
    – Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
    – Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
    Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
    – Ну узнает он, ну брат твой, жених!
    – У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
    – Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
    – Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
    – Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
    – Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
    Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
    На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.

    Существует несколько видов аналогии.

    По характеру уподобляемых объектов различают два вида аналогии: аналогию свойств и аналогию отношений.

    Аналогия свойств - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком - свойства этих предметов.

    Этот вид характеризуется тем, что два предмета имеют некоторые сходные свойства. На этом основании делается вывод, что они могут быть сходными и в некоторых других свойствах. Логической основой переноса признаков в данном случае выступает сходство уподобляемых предметов в целом либо их сходства в определенной группе существенных признаков, характеризующих предмет со стороны отдельных его качеств и свойств.

    Так, аналогия света со звуком показала, что свет тоже обладает свойствами распространяться прямолинейно, отражаться, преломляться и т.д. Но звук еще обладает свойством волнового процесса. На этом основании было сделано заключение, что т свет - волной процесс.

    Проиллюстрировать аналогию свойств можно и на другом примере. В одном и том же городе N были зафиксированы три случая хищения радиодеталей из магазинов, совершенных путем пролома в потолке, через который преступники проникли в помещение магазина. На основании умозаключения путем аналогии у следователей возникла версия, что это были одни и те же преступники. Аналогия просматривалась трех случаях: 1) в характере совершенного преступления (кража); 2) в однотипности украденных предметов (радиодетали); 3) в пути проникновения в магазин (пролом в потолке). Версия подтвердилась. Преступники были задержаны.

    Схема аналогии свойств такова:

    Аналогия отношений - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком - свойства этих отношений.

    Этот вид характеризуется тем, что уподобляемые предметы сами могут и не обладать сходными свойствами, но у них есть сходные отношения с другими предметами.

    Имеем отношение (aR1b ) и отношение (mR1n ). Аналогичными являются отношения R и R1 , но a не аналогично m, а b - n. Примером аналогии отношений является планетарная модель атома. Резерфорд сравнил отношения между ядром атома и электронами, вращающимися вокруг него, с отношением между Солнцем и планетами. Здесь R - взаимодействие противоположно направленных сил - сил притяжения и отталкивания - между планетами и Солнцем, а R1 - взаимодействие противоположно направленных сил - сил притяжения и отталкивания между ядром атома и электронами, но планеты не аналогичны электронам, а Солнце не аналогично ядру атома.

    На основе аналогии отношений бионика занимается изучением объектов и процессов живой природы с целью использования полученных знаний в новейшей технике. Так, например, летучая мышь при полете испускает ультразвуковые колебания, затем улавливает их отражения от предметов, безошибочно ориентируясь в темноте. Человек, используя этот принцип, создал радиолокаторы, обнаруживающие объекты и определяющие их местоположение в любых метеорологических условиях. Построены машины-снегоходы, принцип передвижения которых заимствован у пингвинов. Медузы обладают восприятием инфразвука с частотой 8-13 колебаний в секунду, с помощью чего заранее распознает приближение бури. На основе этого ученые создали электронный прибор, который предсказывает наступление шторма за 15 часов.

    Аналогия отношений часто используется в искусстве как основа метафоры. Это связано с относительной независимостью этой аналогии от конкретной природы тех предметов, отношения которых рассматриваются. Слова и посуда, солнечный свет и наглядное представление - предметы, принадлежащие радикально различным родам. Тем не менее, в аналогии они уподобляются друг другу. Это значительно повышает образность нашего мышления, но и существенно снижает вероятность истинности заключений, полученных по такой аналогии.

    В связи с этим аналогии часто делят на фигуральные и буквальные аналогии. До сих пор рассматривались буквальные аналогии.

    Буквальная аналогия - это умозаключение, основывающееся на сходстве отношений между предметами из одинаковых областей действительности.

    Фигуральная аналогия - это умозаключение, основывающееся на сходстве отношений между предметами из качественно отличных областей действительности , связь которых имеет только символическое значение.

    Фигуральной аналогией является известное описание демократии: «Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь - и уже больше ни с чем не перепутаешь».

    Различные аналогии могут сильно отличаться друг от друга по своему доказательному эффекту: от строгих аналогий в математике, которые представлены, например, пропорциями, до фигуральных аналогий, которые никакой доказательной силой не обладают.

    По характеру выводного знания (по степени достоверности заключения) аналогия может быть строгой, нестрогой, ложной.

    Строгая (или сильная) аналогия распространена в науке. Для нее характерно то, что переносимый признак связан с другими, сходными признаками. Строгая аналогия дает достоверный вывод. Схема строгой аналогии такова:

    А и В в этой схеме - сравниваемые предметы, a, b, c, d, - сходные для обоих предметов признаки, e - признак, присущий А и в силу сходства между предметами переносимый на В.

    Строгая аналогия бывает двух видов.

    В аналогии первого вида в качестве научной методологии используется теория, объясняющая связь признаков a, b, c и переносимого признака d.

    На первом виде строгой аналогии основан метод моделирования, т.е. изучение объектов с помощью моделей. Известно, что единство природы обнаруживается в «поразительной аналогичности» дифференциальных уравнений, относящихся к разнообразным областям явлений. В физике эти аналогичные явления весьма часты. Аналогичными уравнениями описываются корпускулярно-волновые свойства света и аналогичные свойства электронов.

    При аналогии второго вида в качестве общей методологии применяются следующие: 1) общие признаки a,b,c должны быть в точности одинаковыми у сравниваемых предметов; 2) связь признаков a,b,c и признака d не должна зависеть от специфики сравниваемых предметов. В социальном познании эти требования дополняются специальной методологией исследования той или иной сферы общественной жизни.

    Строгая аналогия дает достоверный вывод, т.е. истину, обозначаемую в многозначных логиках, в классической логике, в теории вероятностей через 1. Вероятность выводов по строгой аналогии равна 1.

    Нестрогая (слабая) аналогия имеет широкую область применения . Она используется там, где переносимый признак непосредственно не связан со сходным, но может иметь место. Данная форма аналогии дает вероятное, а иногда ложное, ошибочное знание. Если ложное суждение обозначить через 0, а истину через 1, то степень вероятности выводов нестрогой аналогии лежит в интервале от 1 до 0, т.е. 1 > P (a) > 0, где P (a) - вероятность заключения по нестрогой аналогии.

    Примерами нестрогой аналогии являются следующие: испытание модели корабля в бассейне и заключение, что настоящий корабль будет обладать теми же параметрами, испытание прочности моста на модели, затем построение настоящего моста. Если все правила построения и испытание модели строго выполнены, то этот способ приближается к строгой аналогии.

    Для повышения степени вероятности выводов по нестрогой аналогии следует выполнить ряд условий:

    • 1. Число общих признаков должно быть возможно большим;
    • 2. Необходимо учитывать степень существенности сходных признаков;
    • 3. Общие признаки должны быть по возможности более разнородными;
    • 4. Необходимо учитывать количество и существенность пунктов различия
    • 5. Переносимый признак должен быть того же типа, что и сходные признаки.

    При нарушении этих правил аналогия может дать ложное заключение, т.е. стать ложной. Вероятность выводов по ложной аналогии равна 0. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью запутывания противника, т.е. являются софистическим приемом, или делаются неумышленно, в результате незнания правил построения аналогий или отсутствия фактических знаний относительно предметов А и В и их свойств, на основании которых осуществляется аналогия. Так, аналогия Марса с Землей в отношении возможной жизни на нем в результате полета космических кораблей к этой планете не подтвердилась. Признаков жизни там не обнаружено.

    Еще одним примером ложной аналогии является организмическая аналогия Г. Спенсера, который выделял в обществе различные административные органы и приписывал им функции, аналогичные тем, которые возникают при разделении функций между органами живого тела. На ложных аналогиях основаны и суеверия, астрономические предсказания, приметы и т.д. Например, рассыпалась соль - к ссоре; найдена монета «решкой» вверх - к тратам, проигрышу; разбитое зеркало - к несчастью; родился под знаком Скорпиона - энергетический вампир и т.п.

    В тоже время аналогия, как и другие виды умозаключения, может быть полной и неполной. В полной сходство превосходит различия, уподобляемые явления имеют ближайший род. В неполной - сходство лишь в некоторых отношениях.

    Аналогия может быть , как и силлогизм, развернутой и свернутой (энтимематической).

    Рассмотренные виды аналогии имеют лишь относительные различия. Так, выделяя аналогию свойств предметов, необходимо учитывать, что свойства проявляются в отношениях между предметами, а говоря об аналогии отношений - считаться с тем, что эти отношения сходны, а, следовательно, уподобляются по своим свойствам. Поэтому в результате умозаключения по аналогии свойств может быть получена новая информация об отношениях предмета к другим и наоборот. Один пример. Аналогия электричества с распространением теплоты - это аналогия свойств двух физических явлений. Но перенос на электричество уравнений, разработанных для теплоты (уравнение есть отношение), говорит о том, что тут вскрыта и аналогия отношений.

    Аналогия имеет четыре основные функции.

    Основными функциями аналогии являются:

    • 1) эвристическая - аналогия позволяет открывать новые факты (например, открытие гелия);
    • 2) объясняющая - аналогия служит средством объяснения явления (планетарная модель атома);
    • 3) доказательная. Доказательная функция у нестрогой аналогии слабая. Иногда даже говорят: «Аналогия не доказательство». Однако строгая аналогия (особенно первого вида) может выступать в качестве доказательства или же по крайней мере в качестве аргументации, приближающейся к доказательству;
    • 4) гносеологическая - аналогия выступает в качестве средства познания.

    Аналогия, так же как и другие виды умозаключений (дедукция и индукция), имеет свою структуру.

    умозаключение аналогия сходство

    рассуждение, в котором из сходства двух объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    АНАЛОГИЯ

    от греч. analogia - соответствие), вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. - один из общенауч. методов эмпирич. и теоретич. исследования. При умозаключении по А. знание, полученное из рассмотрения к.-л. объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для исследования, менее наглядный и т. п.) предмет (явление, процесс). А. не является строгим методом доказательства, поскольку заключения по А. делаются на основании частичного сходства между изучаемыми объектами. Однако применение А. часто приводит исследователя к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаемого объекта.

    А. в обучении - пед. прием, заключающийся в установлении сходства в к.-л. отношении между изучаемыми предметами и явлениями, различными в остальных отношениях; необходимый элемент процесса обучения, применяемый в случае, когда невозможно использовать др. приемы познания. А. может выступать как эвристич. прием, наводящий учащегося на открытие нового или указывающий метод или прием доказательства, путь решения задачи. Так, нек-рые теоремы стереометрии доказываются по А. с соответствующими теоремами планиметрии. К ней прибегают, если для изучения к.-л. явления, недоступного непосредств. наблюдению, используется его модель или производится сравнение к.-л. объектов с целью уяснения свойств одного из них (напр., понимание строения и функций организма человека по А. с организмом животного). А. содействует переносу знаний по образцу, когда решение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. Вместе с абстракцией, анализом, синтезом, сравнением, индукцией А. способствует расширению познават. возможностей учащихся.

    К А. необходимо относиться с осторожностью, сочетая ее с более строгими формами доказательства и на конкретных примерах показывая недопустимость выводов по А. без достаточных оснований. Напр., в курсе истории учащиеся нередко рассматривают причины сходных событий разных эпох - восстаний, войн - только как аналогичные, но не выявляют при этом своеобразия причин и условий каждого из них; в нек-рых направлениях психологии закономерности процесса учения, полученные на животных, были неправомерно перенесены на человека (бихевиоризм); в одном из вариантов программированного обучения (Б. Ф. Скиннер) обучение человека рассматривается по А. с дрессировкой животных.

    Лит.: Пономарев Я. А., Психология творч. мышления, М., 1960; У е-мов А. И., Аналогия в практике науч. исследования, М., 1970; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанско-го, М., 1981. А. Н. Ждан.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Аналогия это установление сходства явлений, предметов, процессов по каким-либо признакам путём ассоциации, сравнения, размышления; распространённый метод научных и философских исследований.

    Истоки аналогии

    Понятие аналогии появилось в Древней Греции и реализовалось в форме пропорции, или количественных отношений . Первоначально аналогия обозначала математический метод и изучалась пифагорейцами как соотношения чисел. В трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель) пропорция использовалась для приравнивания качественных явлений и рассматривалась как риторический приём.

    Аристотель внедрил аналогию в логику как умозаключение, вывод о свойствах предмета исходя из его сходства с другим предметом, при котором признаки одного объекта сравнения переносятся на другой. Философ изучал форму умозаключений по аналогии (греческое парадейгма) посредством примера.

    Пример аналогии:

    «…старость так относится к жизни, как вечер к дню, поэтому можно назвать вечер «старостью дня» (или так, как у Эмпедокла), а старость – «вечером жизни» или «закатом жизни».
    (Аристотель)

    Аналогия в художественной литературе

    В контексте художественного творчества аналогия содержит метафорический смысл и представляет собой яркое образное явление. Распространенными вариантами аналогий в художественной литературе являются:

    • сопоставление персонажей, сюжетов разных произведений и авторов. С помощью аналогии определяется связь, родство героев классической русской литературы. К примеру, тургеневский Рудин, лермонтовский Печорин и пушкинский Евгений Онегин объедены по общему типу «лишний человек» XIX века.
    • идентификация человека с литературным героем. Обнаружение общих личностных характеристик, или проведение параллели, между человеком и литературным персонажем помогают выразить состояние, качества людей через художественный образ, способствуют самопознанию. Яркую аналогию провёл Чарли Чаплин, когда обратился с просьбой о работе к вышестоящему лицу и сравнил себя с героем Чарльза Диккенса: «Я почувствовал себя как Оливер Твист, попросивший добавки».

    Обобщающим характером аналогии обусловлено образование нарицательных от имен персонажей классических произведений, образы которых воплощают в себе яркие человеческие черты. Максим Горький отмечал: «Всякого лгуна мы называем – Хлестаков, подхалима – Молчалин, лицемера – Тартюф, ревнивца – Отелло и т. д.». Нахождение подобных соответствий содействует развитию образного мышления читателя, обеспечивает долголетие художественного произведения.

    Активизацию аналогий предусматривают иносказательные литературные жанры, построенные на аллегории: мифы, басни, притчи.

    Актуальность приёма

    В античный период аналогия применялась и осваивалась преимущественно в математике, логике, философии, в Средневековье – в теологических учениях, начиная с эпохи Возрождения регулярно применяется и развивается как средство познания научно-культурных явлений.

    Приём аналогии употребляется в исследованиях отраслей современной науки и художественного творчества , как в логическом, так и в метафорическом значении. Вместе с развитием науки формируются новые формы суждений по аналогии (моделирование и др.).

    Слово аналогия произошло от греческого analogia, что в переводе означает пропорция, соразмерность, сходство.