Тема свободы в лирике (Пушкин А. С.). Тема свободы в лирике Пушкина: сочинение. Эволюция темы свободы в лирике Пушкина. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина
«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824), «Анчар» (1828), «(Из Пиндемонти)» (1836).
Тема свободы - одна из самых ярких, задушевных тем пушкинской лирики. По словам критика-философа XX столетия Г.П. Федотова, «свобода принадлежит к основным стихиям пушкинского творчества и, конечно, его духовного существа. Без свободы немыслим Пушкин, и значение ее далеко выходит за пределы политических настроений поэта». Свобода от жестокой тиранической власти, от пошлой самоуверенной толпы, от мелочности, жадности, страха, зависти, таящихся в темных уголках души, свобода в высшем философском значении занимает мысли Пушкина-поэта. Она принимает разные лики в различные периоды его творчества, но одно остается неизменным: поэт никогда не перестает ощущать высочайшей нравственной ценности свободы. Без нее невозможна жизнь, невозможно истинное творчество.
Мотив свободы впервые возникает в лицейском стихотворении «Лицинию» (1815). Здесь юный Пушкин, анализируя древнеримскую историю, увидел в свободе гарантию прогресса общества, а в «рабстве» - источник гибели цивилизации.
Петербургский период 1817-1820 годов - время наиболее тесного общения Пушкина с вольнодумцами, деятелями предде-кабристских обществ. Их взгляды, в частности конституционно-монархические идеалы, несомненно, отразились в концепции свободы молодого Пушкина.
Ода «Вольность» (1817) произвела сильное впечатление на современников и стала этапной в эволюции Пушкина. Удивительно, что арзамасец Пушкин пишет оду - жанр, отвергаемый карамзинистами и принятый в «Беседе...». Дело даже не в самостоятельности Пушкина в отношении к литературным группировкам той поры, а скорее в традиции: ода «Вольность» уже была в русской литературе и принадлежала А.Н. Радищеву (она входит в «Путешествие из Петербурга в Москву»). Так же называя свое произведение, Пушкин хотел подчеркнуть преемственность и указать на существенные отличия своей политической концепции. Радищев, как известно, оправдывал бунт народа против тирана. Позиция Пушкина не столь радикальна. В основе этой концепции - идеи умеренного либерализма. Между прочим, идея конституционной монархии уже носилась в воздухе. В следующем, 1818 году, об этом скажет сам Александр I.
В начале знаменитой оды Пушкина - отказ от прошлого поэтического пути, от любовной темы: поэт прогоняет от себя «Цитеры слабую царицу», то есть богиню любви и красоты Афродиту, культ которой господствовал на греческом острове Цитера, или Кифера. На место этого прелестного образа поэт призывает «грозу царей» - гордую певицу Свободы. Обратим внимание, что слова Вольность, Судьба, Власть и др. написаны с заглавной буквы - это основы политической жизни, важнейшие понятия, при помощи которых формируется концепция свободы. Прочь «венок», «изнеженную лиру» - атрибуты поэзии любви и наслаждений; суровая и кровавая действительность требует иных образов и интонаций:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Мир, разделенный на «тиранов» и «рабов», - мир неправедный, в нем поругана свобода. К «рабам» обращается молодой поэт, призывая их «восстать», то есть встать, исполниться достоинства. Главное условие свободы в обществе, утверждает Пушкин в этом стихотворении, - соблюдение законов и царем, и народом:
Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье.
Для доказательства этой мысли Пушкин приводит два аргумента из французской и русской истории. Казнь Людовика XVI 21 января 1793 года во время Великой французской революции была, считает Пушкин, актом нарушения закона народом. История отомстила французам - настала диктатура, к власти пришел «самовластительный злодей» Наполеон. Отношение Пушкина к Наполеону будет меняться. Через 7 лет, в стихотворении «К морю», о Наполеоне, уже умершем, Пушкин напишет совсем иначе. Но пока он не жалеет гневных и резких оценок, что понятно после недавних событий 1812 года: «упрек ты Богу на земле».
Второй эпизод - русский: в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Петербурге, в Михайловском замке, был убит Павел I. Это убийство злодейское, коварное, совершенное царскими приближенными (ходили упорные слухи, что сын царя, будущий император Александр I, знал о готовящемся убийстве и не остановил его). Цареубийство не оправдывается Пушкиным, но фактом является и то, что тиран - «увенчанный злодей» - сам нарушал закон и был наказан за это.
В оде присутствует образ самого поэта («певца»), тревожно размышляющего над кровавым событием:
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец...
Наказом современным самодержавным правителям заканчивается стихотворение: цари должны соблюдать законы, и тогда крепость их правления будет обеспечена свободой народов:
И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.
Это стихотворение Пушкина не могло быть напечатано и ходило в списках, как и другое - «К Чаадаеву» (1818). Как уже говорилось, П.Я. Чаадаев оказал сильное влияние на формирование либеральных политических воззрений Пушкина. Пушкин высоко ценил ум и волю своего старшего друга, считал его недооцененным на родине. Позднее он напишет о Чаадаеве:
Он в Риме был бы Брут,
в Афинах Периклес,
А здесь он - офицер гусарской. -
связав имя друга с фигурами видных тираноборцев, законодателей античности, горько сетуя на нереализованность высоких дарований Чаадаева-мыслителя «в оковах службы царской».
Послание «К Чаадаеву» замечательно неразрывным единством личного и общественного. Борьба за свободу отчизны ощущается как «желанье» молодого сердца. Этот лирический шедевр Пушкина - о прозрении; именно изображение эволюции юной души определяет композицию стихотворения. В его строфах последовательно развиваются мотивы освобождения от «обмана» любви, надежды, «тихой» (поэтической) славы, пробуждения к.настоящей, суровой жизни; поэт размышляет о времени, когда юные граждане услышали «нетерпеливою душой» призыв своей отчизны. Конечно, этот призыв - о помощи. И юный автор призывает «друга», «товарища» посвятить «души прекрасные порывы» именно отчизне. Благородство этого рыцарского порыва - в стремлении помочь страждущему. Оно столь глубоко проникает в душу поэта, что для него исчезает различие личного и общезначимого, внутреннего и внешнего; само «общее» - гражданский идеал - начинает осознаваться как глубочайшее интимное чувство:
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
Любовь и свободолюбивый порыв - одинаково всеохватные чувства лирического героя. Мудрость этого движения сердца - в остром знании того, что молодость является гарантией от бесчестья. Отсюда эти временные ограничения: «пока свободою горим», «пока сердца для чести живы». Именно в «порывах» проявляется эта молодая, нетерпеливая, прекрасная душа. Свобода здесь называется необычно - «звезда пленительного счастья». Пленительными обычно назывались в русской поэзии того времени любовные чувства, красота, тихие личные переживания. А здесь эта метафора - выражение счастья жизни без «самовластья», понимаемого как неограниченное самодержавие. «Юные забавы» исчезли, «как сон», и Россия «вспрянет ото сна». Условие пробуждения страны - пробуждение ее юных граждан. От «тихой» славы к славе героической - таков путь взросления, благородства, прозрения:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Еще одно вольнолюбивое стихотворение Пушкина этой поры - «Деревня». Посещение Михайловского, псковского имения матери, летом 1819 года позволило молодому поэту-гуманисту испытать подлинное счастье творчества и заставило ужаснуться жестокостью крепостного права. Стихотворение несет в себе этот контраст: противительный союз «но» («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...») отделяет первую, идиллическую часть стихотворения от части второй - обличительной. На первый взгляд деревня - «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Уют - необходимое человеку условие покоя, и молодой поэт, прибывший из столицы, ощутил деревню как близкий сердцу «уголок». Радуясь этому чувству, любя это место, Пушкин обращается к Михайловскому, как к другу: «приветствую тебя», «я твой». Не для забав, лени, не для хозяйственных хлопот явился в деревню обаятельный герой стихотворения, а для освобождения от суеты, заблуждений, для творческого труда.
Спокойствие души Пушкин считал необходимым условием вдохновения. И поэт обрел его в сельском уединении. Описание сада, луга, двух озер Михайловского, полей, пастбищ, овинов (сараев для сушки хлеба), мельниц выдержано в идиллической манере - везде «следы довольства и труда». Это подлинное счастье, и потому поэт не замечает, как идут дни («льется дней моих невидимый поток // На лоне счастья и забвенья»). Этим деревня резко противостоит «порочному двору» с «цирцеями» (то есть волшебницами, чаровницами), городу, где господствуют «заблужденья». Вот это прояснение сознания под влиянием «мирного шума дубров», «тишины полей» особенно радостно творцу, поэту, мыслителю.
Освободившись от «суетных оков» ненастоящей жизни, герой единственное блаженство находит в истине, свободною душой боготворит «закон» (вспомним идею оды «Вольность»). Он закрыт для ропота «непросвещенной» толпы и слышит призыв застенчивой мольбы о помощи; здесь умерла зависть к судьбе «злодея иль глупца».
Как ни удивительно, здесь, вдали от города с его культурной жизнью, в деревне, в уединении становятся яснее мысли философов и писателей («оракулами», то есть предсказателями называет их Пушкин). Чтение, однако, вовсе не пассивный процесс у нашего героя: исчезает «сон лени», рождается «жар» к трудам. С трудами, чтением и размышлениями удивительным образом соседствует «праздность вольная» - она даже названа «подругой размышленья». Заветная пушкинская тема свободы претворилась здесь еще одной гранью: свободу, «праздность вольную», оказывается, можно обрести вдали от света, рядом с природой, в покое уединения.
Но перед нами не только мыслитель, перед нами подлинный носитель и творец нравственных ценностей: он не может не замечать несчастья других. Гуманную душу поэта «омрачает» ужасная мысль о несчастьях человечества. Барщина, поругание личности, разврат - эти пороки крепостничества яростно заклеймены Пушкиным в его неподцензурном стихотворении. «Рабство» должно быть уничтожено царем - в этом Пушкин убежден; крестьянский бунт не признавался им как средство решения кровоточащей русской проблемы.
Эти три стихотворения 1817-1819 годов составили важнейшую часть вольнолюбивой лирики Пушкина, оказали мощное влияние на декабристов, использовались ими как агитационные стихи. Перед нами лирика, где отвлеченные понятия «гражданских» стихотворений классицизма с их рационализмом и просветительством органически слились с порывами «души» - это и обеспечило им славу, любовь современников и потомков.
Новый этап в осмыслении Пушкиным свободы - период южной ссылки. 1823 год в жизни Пушкина - кризисный: личное, философское, политическое разочарование пришлось пережить ссыльному поэту. В это время Пушкин оказался под впечатлением неудач европейских революций от Испании до Дуная. Пессимистические мысли о судьбе политической свободы отразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823). Эпиграфом к нему взяты строки из Евангелия от Матфея (13:3) - «Изыде сеятель сеяти семена своя». Принес ли плоды этот труд? Пушкинский герой - «сеятель» ощущает трагическую ненужность своих усилий: бессмысленно бросать «живительное семя» «в порабощенные бразды», результат усилий - лишь разочарование:
Потерял я только время, Благие мысли и труды...
Горький опыт, жизненные тяготы в борьбе за свободу ведут к тому, что народы в конце концов меняют свободу на материальную стабильность. «Стадам» уподобляет поэт-романтик народы, предсказывая единственно возможное для них будущее:
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды - Ярмо с гремушками да бич.
В следующем, 1824 году, Пушкин пишет стихотворение «К морю»: поэт, лишенный свободы, обращается в нем к «свободной стихии». По жанру стихотворение представляет собой элегическое послание к морю. Обычно послания пишутся к другу, но море и есть для Пушкина друг («как друга ропот заунывный»). К морю поэт обращается на «ты», он любил его «отзывы», слышал его «призывный шум» - словно бы не только обращения поэта к морю, но также и ответ моря, слышится в стихотворении.
Автор любит море, ведь оно для него - воплощение свободы, «свободная стихия». Море захочет - и сохранит маленькую лодку со «смиренным парусом», захочет - и утопит «стаю кораблей». Море своенравно и порывисто. Кроме того, море, по замыслу Пушкина, должно было стать для него, так сказать, средством освобождения - он хотел бежать из Одессы за границу морем (об этом строки «заветным умыслом томим»).
Образ моря в этом послании поистине прекрасен: всегда свободное, в блеске «гордой красы», таящее опасную «бездну», играющее своими силами... С морем оказываются связанными имена двух знаменитых людей эпохи - Наполеона, умершего в 1821 году на острове Святой Елены посреди моря, и Байрона, в 1824 году погибшего за свободу Греции, на берегу моря.
Удивительно остра и талантлива характеристика Байрона: на нем отпечатался образ моря, поэт создан «духом» моря:
Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.
После смерти этих двух героев «мир опустел» для автора послания. Собственно, уже и плыть некуда... Судьба же земли одинакова повсюду:
Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.
Характерно, что благо измеряется «каплями» (и этим оно как бы связано с морем), а неволя отождествляется с «землей». Романтическая трактовка просвещения сближает его с политической неволей (существованием «тирана»). Автор стихотворения «К морю», пишет А.А. Смирнов, «враждебен всему бытовому, замкнутому, камерной повседневности, он стремится охватить бесконечность дали, расширить свое видение до вселенских масштабов, возвыситься и восторжествовать над бездной мироздания, олицетворенной в образе океана». Все, посягающее на свободу личности, - будь то «просвещенье» иль «тиран» - оценивается отрицательно, даже просвещение как искажающее первоначальную, естественную свободу человека.
Стихотворение это - о свободе не столько стихии, сколько человека. Мощью своего творческого порыва, своей фантазии человек может «перенести» образ моря, его шум «в леса, в пустыни молчаливы». Благодарная человеческая память - вот та форма, в которой теперь существует море для поэта свободы и любви.
В 1828 году Пушкин пишет стихотворение «Анчар». Уже первая строфа стихотворения настраивает на ощущение мрачной торжественности. Почти мистический ужас звучит в этих строках:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
Скрытая аллитерация (повтор согласных в словах «чахлый», «на почве», «анчару, «часовой») здесь воплощает чарующую, порабощающую сознание силу зноя и саму власть анчара, как будто его название пропитывает звуковой строй строфы. Так подготавливается ведущая тема стихотворения: тема трагической власти зла, жестокости, разрушения и смерти и в природе, и в человеческом обществе.
В мифологии разных народов существует множество преданий о так называемом «мировом дереве», корни которого уходят в мир мертвых, ствол пронзает мир живых, а крона и вершина пребывают в мире богов. По этому дереву жизни циркулирует божественная энергия, оно создано творцом в начале времен, как изначальная ось мироздания, скрепляющая все сферы бытия. Но мифологический образ мирового дерева предстает у Пушкина в своей трагической ипостаси. Анчар в пустыне - единственное дерево, он стоит на границе мира, «как грозный часовой», он - «один во всей вселенной» (заметим, как постепенно в пушкинском описании растет сила анчара!). Но он - «древо смерти»; скрепляя мир, он лишь сеет в нем зло, уничтожает все живое. От этого «древа смерти» бежит прочь все живое: «К нему и птица не летит, // И тигр нейдет...» Гипербола в изображении анчара («один во всей вселенной») создает величественное ощущение гордого, замкнутого в себе одиночества, презрения к окружающему. Это ощущение и делает возможным символическое уподобление анчара тиранической власти.
И вот это дерево смерти оказалось включенным в человеческие отношения. Одному «человеку» потребовалась жизнь другого для добычи яда:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Всю антигуманную сущность отношений между людьми в обществе показывает знаменитая пушкинская конструкция с цезурой: «Но человека человек...» Эта пауза демонстрирует весь ужас ситуации, когда один может послать другого на смерть даже не силой, а лишь «властным взглядом». И этот другой, тоже «человек», не боролся, не сопротивлялся, не роптал, а, как вода, «послушно в путь потек» и исполнил приказ. Все дело в том, что одни из них - «владыка», «царь» (цензурный вариант - «князь»), а другой - «раб»; утратив свободу, он утратил силу сопротивляться злу. «Властный взгляд», «владыка» - все это приметы власти, которая тоже является, как анчар, и порождением природы (на сей раз человеческой), и отрицанием ее. Война - страшное средство, используемое властью в борьбе за свое господство, и «послушливые» царю стрелы, напитанные ядом анчара, понесли смерть дальше, «к соседям в чуждые пределы». Зло несвободы имеет свойство распространяться.
Одно из последних стихотворений Пушкина 1836 года - «(Из Пиндемонти)». Это стихотворение, несмотря на указанный источник (итальянский поэт Пиндемонте, 1753-1828), не является переводом. Эта отсылка, по мнению пушкинистов, - способ отвлечень внимание цензуры. Стихотворение Пушкина во многом парадоксальное, полемическое. Эта полемика определяет двухчастную композицию текста. В первой части поэт последовательно отвергает несомненные, казалось бы, политические ценности: парламентаризм (право «оспоривать налоги // Или мешать царям друг с другом воевать»), свободу печати («...мало горя мне, свободно ли печать // Морочит олухов, иль чуткая цензура // В журнальных замыслах стесняет балагура»). Гамлетовская формула («Все это, видите ль, слова, слова, слова...-») как нельзя лучше показывает иллюзорность, зыбкость тех обездушенных и обезбоженных идеалов, которые часто встают за ними. В противовес этим политическим свободам, любым формам политического устройства - и монархии («зависеть от царя»), и демократии («зависеть от народа») - Пушкин-художник воспевает «иные, лучшие... права». Это волнующая, плодотворная свобода творчества, безотчетное, блаженное существование, подвластное лишь законам поэзии и красоты:
По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права...
Действительно, такое свободное существование художника неизмеримо счастливее жизни гражданина в так называемом политически свободном обществе.
Так развивается политическая лирика Пушкина. Идеал свободолюбия в творчестве поэта эволюционирует от традиционных просветительских представлений о. справедливом общественном устройстве через романтическое неприятие любой формы несвободы и порабощения к философскому пониманию свободы высшей, духовной, которую одну не может отнять у человека никакой тиран. Как важно помнить, что Бог даровал человеку свободу и возложил на него ответственность за выбор между добром и злом; значит, лишаясь свободы, человек лишается возможности различать эти нравственные полюса, утрачивает смысл своего бытия, способность строить отношения с людьми, творческую силу. Потому-то высокий идеал свободы и одухотворяет поэзию Пушкина на протяжении всей его жизни.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему тема свободы была так важна для Пушкина?
2. Как общение с декабристами повлияло на политические взгляды Пушкина начала 1820-х годов?
3. Чью традицию продолжает Пушкин в оде «Вольность»? Назовите основные мотивы и идеи пушкинской оды.
4. Каково значение мотивов «молодости», единства личного и общественного в пушкинском послании «К Чаадаеву»?
5. Каким образом тема свободы раскрывается в стихотворении «Деревня», в его первой и второй частях? Какие политические заявления звучат в этом стихотворении?
6. Как вы понимаете смысл эпиграфа к стихотворению «Свободы сеятель пустынный...»? Как характеризуются Пушкиным образы сеятеля, народа? С чем связаны пессимистические мотивы в этом стихотворении?
7. Каково отношение лирического героя стихотворения «К морю» к «свободной стихии», почему? Каким предстает образ моря в стихотворении, какие мотивы и идеи связаны с этим образом? Как в стихотворении звучит мотив «естественной» свободы человека?
8. Прочитайте стихотворение «Анчар». Сколько частей в стихотворении? С какими идеями связывает Пушкин «древо яда»? Определите значение художественных деталей, эпитетов в описании анчара: зелени, корней и др. Какие природные стихии разносят яд анчара? Почему человек тоже стал его распространять? Каково содержательное значение антитезы «раб» - «царь»?
9. Какие новые мотивы появляются в стихотворении «(Из Пиндемонти)»?
Контрольные сочинения
1. Тема свободы в поэзии Пушкина: динамика основных мотивов и идей.
В работе важно избежать оценки вольнолюбивой лирики поэта как чего-то раз и навсегда сложившегося и неизменного. Как менялось отношение Пушкина к свободе от лицейского стихотворения «Лицинию», декабристских «Вольности» и «Деревни» к стихам второй половины 1820-х и 1830-х годов, - анализ этого и должен стать основой работы. Что меняется в самом лирическом герое поэта, в его представлении об идеале свободы, как изменяются поэтические образы и символы, этот идеал выражающие?
2. Идея необходимости свободы - политической, творческой, нравственной - в лирике Пушкина.
Пушкинское понимание свободы многогранно. Это и политическое вольномыслие («Лицинию», «Вольность», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный...»), и творческая свобода поэта от диктата толпы, власти пошлости, грубого требования «пользы» («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»), и, наконец, внутренняя, духовная свобода, которая наиболее важна, поскольку только ее никто не в силах отнять у человека («(Из Пиндемонти)»). Как разные «лики» свободы обрисованы в пушкинском творчестве? Случайно ли образ духовной свободы появляется уже в зрелых стихах поэта? Ответ на последний вопрос может стать выводом сочинения.
3. Политические декларации в вольнолюбивой лирике Пушкина.
Вольнолюбивая политическая лирика Пушкина: какой идеал она утверждает? Это и освобождение народа от жестокого крепостного гнета («Деревня»), и равенство всех сословий перед законом («Вольность»), и просвещенная монархическая власть, уважающая закон и стремящаяся ко благу Отчизны. Идеал поэта - вольнолюбивая личность героя-гражданина, смелые политические высказывания которого соответствуют всей его жизни («К Чаадаеву»). Почему становится невозможным освобождение человека («Свободы сеятель пустынный...»), что делает человека рабом («Анчар») ? Анализ пушкинских поэтических высказываний об этом и будет содержанием работы.
4. Проблемы отношений власти и народа, власти и человека в вольнолюбивой лирике Пушкина.
Проблема власти осмысливается Пушкиным и в политическом, и в нравственном аспекте. Власть и народ - в чем источник их столкновений? Власть и личность - почему человеческая индивидуальность подавляется могуществом владыки? Поиск ответов на этот вопрос и будет содержанием работы.
5. Значение поэтических метафор и символов в стихотворениях Пушкина о свободе.
Творческое мышление Пушкина - умение найти яркие зримые образы для выражения самых сложных отвлеченных идей. Символы свободы в его лирике - звезда, муза («Свободы гордая певица»), море, корабль, орел, ветер, небеса; неволя нередко выражена в образах цепей, решетки, крепости, темницы, земного плена и т. д. Причудливы и неожиданны поэтические иносказания (метафоры) в вольнолюбивой лирике поэта. Найти их в стихах, осмыслить их художественное значение для развития пушкинского понимания свободы, - все это входит в задачи работы.
Творческие задания
1. Сравните стихотворения «Деревня» и «Анчар». Каково содержательное значение двухчастной формы произведений? Что общего и различного в идейном смысле двух первых частей стихотворений? Какие общие идеи звучат во вторых частях двух стихотворений?
2. Проанализируйте пейзаж в стихотворении Пушкина «Деревня». Какова роль определений, лексики цветообозначения в описании природы? Связан ли образ природы с идеей свободы?
3. Проанализируйте фонетический строй первых шести строф в стихотворении «К морю». Встречаются ли в них ассонансы, аллитерации, другие звуковые повторы? Если да, то каково их содержательное значение?
4. Расширьте список вольнолюбивой лирики Пушкина. Какие мотивы и идеи звучат в других стихотворениях на тему свободы?
Тема свободы занимает в лирике А. С. Пуш-кина особое место. Свободолюбивые мотивы были сильны в лирике Пушкина и до 1820 го-да, и в равной мере они свойственны зрелому периоду его творчества. Ведь недаром Пуш-кин, подводя итоги своему пути, утверждал в «Памятнике» как главнейшую свою заслугу то, что в свой «жестокий век» восславил он свободу. Однако в романтический период те-ма свободы в поэзии Пушкина была ведущей. Мотивы свободы не просто часто встречают-ся в романтической лирике, но и пронизыва-ют ее насквозь, придавая ей весьма своеоб-разный, неповторимый облик.
Любимые герои пушкинской лирики роман-тической поры всегда причастны к свободе и жаждут ее. Таковы Карагеоргий из стихо-творения 1820 года «Дочери Карагеоргия» («гроза луны, свободы воин»), Брут в стихо-творении «Кинжал» («...но Брут восстал воль-нолюбивый»), Чаадаев из пушкинского посла-ния к нему («...вольнолюбивые надежды ожи-вим»), генерал Пущин из стихотворения, ему адресованного («И скоро, скоро смолкнет брань средь рабского народа, ты молоток возьмешь во длань и воззовешь: свобода!»), и так далее.
Самого себя в стихах романтического пери-ода Пушкин называет «свободы друг миролю-бивый» («Алексееву»). Он дорожит свободным характером своей лиры и дает ей имя «воль-ного гласа цевницы» («Из письма к Гнедичу»). В стихотворении «Дельвигу» он провозглаша-ет: «Одна свобода мой кумир». Понятие сво-боды относится Пушкиным к разряду высших человеческих ценностей. В стихотворении 1823 года «Л. Пушкину» он восклицает: «Те-перь ты юноша — и полною душой цветешь для радостей, для света, для свободы. Какое поприще открыто пред тобой...»
Мотивы свободы в южной лирике Пушкина являются не только тематически ведущими, но и конструктивными в стилистическом пла-не. В значительной мере они определяют особенную образность пушкинских стихов этого времени. В мире природы в ту пору Пушкина привлекают преимущественно мо-ре, океан, грозы, всякого рода стихии. Пото-му и привлекают, что, попадая в поэтический контекст, они естественно ассоциируются со свободой. В стихотворениях Пушкина гро-за — «символ свободы» («Кто, волны, вас ос-тановил...»), океан — свободный («Приветст-вую тебя, свободный океан...»), море — «сво-бодная стихия».
Образом свободной стихии открывается последнее романтическое стихотворение Пушкина «К морю» (1824). Показательно, что это итоговое и программное (по определе-нию М. Цветаевой, «наиромантичнейшее») стихотворение Пушкина посвящено теме свободы. Как сюжетная завязка, как ввод в самое главное звучат начальные слова сти-хотворения:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...
С этим исходным образом воплощенной свободы (море свободное и оно же — стихия:
свободное и стихия — как бы вдвойне свобо-да) в стихотворении все связано: и слова, и мысли, и поэтические воспоминания. В тес-ной связи с ним возникают в стихотворении и образы Наполеона и Байрона. Соотнесен-ность этих образов и этих имен с образом мо-ря не является лишь внешней (оба они погиб-ли вблизи моря). Хотя и по-разному, оба они соотносятся в сознании Пушкина с понятием свободы. В стихотворении «Недвижный страж дремал...» Пушкин именно в таком свете ха-рактеризовал Наполеона: «Мятежной вольно-сти наследник и убийца». Байрон соотносится с понятием свободы по-иному и особенно тесно и непосредственно. Для Пушкина, авто-ра элегии «К морю», Байрон прежде всего пе-вец свободы и человек, погибший за свободу:
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец,
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим...
Однако Пушкин южного периода не только воспевает свободу, но и сомневается в ней, му-чается теми проблемами, которые свобода ставит перед человеком, перед людьми и наро-дами. В трактовке темы свободы у Пушкина-романтика нет однозначности и одномерности. В известном смысле можно сказать, что в по-становке и решении этой темы в целом он вы-ступает не только как романтик: он выходит за пределы узко романтического сознания.
Постановка Пушкиным темы свободы, если брать ее всесторонне и в полном объеме, но-сит остропроблемный характер. В освещении этой темы у Пушкина все далеко не так просто, как может показаться на первый, не очень вни-мательный взгляд, и тем более не все решено до конца. В стихотворении «Демон» Пушкин причислял чувство свободы к «возвышенным» чувствам. Таким именно оно и было для него всегда. Вместе с тем слово «свобода», вызы-вая у Пушкина сильный порыв и высокий энту-зиазм, не менее того вызывало его и на труд-ные размышления. Свобода для него была и возвышенным идеалом, и трагической в сво-ей глубокой основе проблемой.
Проблемность темы свободы, ее внутрен-няя трагедийность связаны были для Пушки-на больше всего с постепенно укреплявшим-ся в нем сознанием неспособности людей и народов современного ему мира не только бороться за свободу, но и принять ее. По сути именно этой теме внутренней несвободы че-ловека в большой мере посвящена поэма Пушкина «Цыганы». Можно также вспомнить, что в послании «В. Л. Давыдову» (1821), вы-держанном в основном в легком и шутливом тоне, коснувшись поражения революции в Неаполе, Пушкин говорит уже без тени шутки, с глубокой горечью:
Народы тишины хотят,
И долго их ярем не треснет...
Горькие пушкинские мысли о свободе, про-звучавшие в этом стихотворении, имели вполне конкретное обоснование — события в Неаполе. Однако очень скоро подобные мысли станут для Пушкина не случайными, связанными с тем или иным конкретным слу-чаем, а постоянными. Они сделаются родом убеждений, не обязательно прикрепленных к тому или иному историческому примеру. Так, в стихотворении 1822 года «В. Ф. Раев-скому» та же по существу мысль о свободе и несвободе людей, которая звучала также в послании «В. Л. Давыдову», получает уже явно обобщенное толкование.
Я говорил пред хладною толпой
Языком истины свободной,
Но для толпы ничтожной и глухой
Смешон глас сердца благородный.
Везде ярем, секира иль венец,
Везде злодей иль малодушный...
Это уже поэтические мысли, а не только по-этические чувства и наблюдения, это поэтичес-ки выраженные выводы опыта: социально-исто-рического, биографического и не менее того — внутреннего, духовного. Трактовка Пушкиным темы свободы в ее трагическом повороте не ог-раничивается одним или двумя стихотворения-ми. Она намечает особую и достаточно устойчи-вую линию в пушкинской лирике, она находит в стихах все новое развитие.
Эта тема с особенной силой звучит в стихо-творении 1823 года «Свободы сеятель пустын-ный...». Об этом стихотворении сам автор пи-сал так: «...написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа (Изыди, сеятель, сеяти семена свои)...» Признание Пушкина означает более всего то, что стихо-творение его написано в стиле евангельской притчи, в той же серьезной и возвышенной то-нальности. Однако же мысли в нем звучат не евангельские, а характерно пушкинские:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Быть может, никогда прежде поэтический го-лос Пушкина не звучал так гневно и так печаль-но. Однако было бы неверно видеть в мыслях Пушкина и в его словах сколь-нибудь катего-рические выводы. В финале стихотворения не авторские решения, а мучительные вопросы. Стихотворение Пушкина о сеятеле — это не сатира, а высокая драма. И в мучительных со-мнениях своих Пушкин продолжает любить свободу и мечтать о ней не менее горячо, чем прежде. Свободолюбивые стихи он пишет па-раллельно трагическим стихам о свободе. Но это как раз и характеризует объемность пушкинского сознания, это и обусловливает проблематику пушкинского творчества и ост-рый драматизм в решении темы.
У Пушкина разные подходы к теме существу-ют не столько сами по себе, сколько в своем противоречивом единстве и цельности. Чтобы понять истинный смысл таких стихотворений Пушкина, как «Свободы сеятель пустынный...», нужно не забывать обо всех его свободолюби-вых стихах. Только в контексте всей пушкин-ской лирики о свободе становятся вполне про-ясненными в своей трагической и высокой мысли начальные слова «Сеятеля»:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
В мой жестокий век восславил я Свободу...
А. Пушкин
Лирика Пушкина — это всегда исповедь, интимные и сокровенные признания, в которых проявляются его лич-ность, богатство внутреннего мира. С помощью бесценного поэтического наследия Пушкина мы стремимся к позна-нию и очищению души, к постижению глубин собственной личности.
Тема свободы всегда была ведущей в творчестве Пуш-кина, особенно в романтический период, но само понятие «свобода» постоянно расширялось, проходя свой путь раз-вития.
В ранних произведениях свобода для Пушкина — это, прежде всего, политическая независимость, свобода народа, «вольность святая» (стихотворения «Деревня», «К Чаадае-ву», «Лицинию», «Кинжал»):
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Поэт надеется на то, что над его отечеством взойдет «прекрасная Заря!» «Свободы просвещенной». Однако сво-бода страны немыслима без раскрепощения ее граждан, без их внутреннего роста, пробуждения «ото сна», духов-ного взросления, т. е. освобождения Личности. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Сво-боды сеятель пустынный...», «Деревня». Пушкин может разглядеть множество признаков истинно свободного человека, который становится независимым от чужих мнений («роптанью не внимать толпы непросвещенной»), от ложных кумиров («злодея иль глупца в величии неправом»), несет в мир добро и милосердие («участьем отвечать застенчивой мольбе»). Свободные и независимые люди противопоставляются человеческим «стадам», кото-рым чувство свободы недоступно в силу их ограничен-ности и невежества:
К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды. Ярмо с гремушками да бич.
Символом и идеалом абсолютной свободы для Пушки-на является море. В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» — Наполе-она и Байрона. И если здесь французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт — певец, «оплаканный свободой». Море здесь симво-лизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.
В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что
Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода...
Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»,
Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать...
Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не пося-гает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: Материал с сайта
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем...
Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни («Не дай мне, бог, сойти с ума...», «Пора, мой друг, пора...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Пушкин надеялся, что его мысли най-дут живой отклик в сердцах не только современников, но и потомков:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- тема свободы в лирике пушкина краткое сообщение
- сочинение на тему эмоции свободы в лирике пушкина
- сочинение на тему интимная лирика пушкина
- сообщение тема свободы в лирике пушкина
- тема личной свободы в стихотворении пушкина птичка
Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина?
Любой общественный строй имеет свои недостатки. И в истории Древней Греции, и на современной карте мира чередуются наследственное единоличное правление с демократической выборной властью. Что лучше: случайность рождения или случайность выбора? Обреченность на долгие годы идти по одному, часто нездоровому, пути или метаться в хаосе от одного к другому? Как дать людям уверенность в будущем, если в тридцатые годы ХХ века в Германии последовательно выбрали человека и правительство, утопивших полмира в крови единовластного произвола? Века напряженнейших поисков общественной мысли не дали ничего, кроме пессимистических утверждений и утопий, которые опровергают ученики средней школы. Обширный исторический опыт порождает причудливые гибридные формы, которые в последние годы все чаще и чаще демонстрируют свою нестабильность. Прекрасные мечты человечества иногда топят в крови очередную нацию, с тем чтобы рухнуть со своих пьедесталов меньше чем за век, с пьедесталов, на поверку вознесенных на высоту плахи. Уютная стабильность оборачивается колоссальным отставанием от остального мира. И над этим нерешенным вопросом качается набатный колокол искусства, предупреждающий о безнравственности, жестокости, указывающий на величие, красоту каждой мыслью о том, как обрести гармонию и справедливость в одной стране, да и во всем мире. Скромных человеческих сил не хватает на решение этих вопросов, остается обратиться к слову гения – А. С. Пушкина.
Уже по стихотворению “К Чаадаеву” (1818) можно судить, насколько важна была тема свободы для Пушкина. Чувство личное и чувство гражданское сливаются воедино, стирается грань между любовным свиданием и жаждой послужить отчизне:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Счастье поэта оказывается неотделимо от благоденствия России (“…взойдет она, Звезда пленительного счастья…”), стремление к нему – прямой долг, стоящий выше требований времени, долг чести (“Пока сердца для чести живы…”).
В стихотворении “Вольность” (1817) Пушкин прямо указывает на то, как он видит это благоденствие, и не только для России. Жанр этого стихотворения – ода, что подразумевает и возвышенный слог, и высокий предмет освещения, и наиболее общую постановку темы, в отличие от интимной окраски дружеского послания, которому и надлежит быть скорее эмоциональным, нежели рассудочным. “Неволя” в оде – это как произвол власти, так и покорность тех, кто склоняется перед нею, и с самого начала стихотворения они осуждаются вместе – одно порождает другое: “Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок”; “Питомцы ветреной судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!”; “Рабства грозный гений И Славы роковая страсть”. Ни те, ни другие не могут обладать всей полнотой власти.
Единственная сила, которой поэт доверяет, – сила Закона, абсолютного, одинакового для всех и не делающего уступок: “Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье”; “Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон”. Пушкин приводит две картины нарушения Закона: “сверху” и “снизу”. Оба раза тирания в самом типичном ее виде свергается во имя изначально высоких идеалов и более законного правления, но власть, построенная на преступлении, обречена на крах. В первой картине, казни Людовика, этот финал представлен в образе Наполеона, который из романтического идеала превращается в почти демоническую силу. Изображению Наполеона посвящена целая строфа, и осуждение выходит уже за рамки гуманности (“Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу”). К этому финалу причастна вся Франция (Молчит Закон – народ молчит”), и поэтому кара ее заслужена, а неволя закономерна (“…злодейская порфира На галлах скованных лежит”). Во второй картине, убийстве Павла I, такого финала нет, но он – в ощущении выпущенных строф, в морали последней строфы. В самом убийстве появляется мотив зверства, восточной дикости (“Как звери, вторглись янычары”), подчеркивается низость обеих сторон: “памятник тирана”, “Калигулы последний час”, “Молчит неверный часовой”, “Врата отверсты в тьме ночной Рукой предательства наемной”, “О стыд! О ужас наших дней!”, “Падут бесславные удары… Погиб увенчанный злодей”, “Вином и злобой упоенны Идут убийцы потаенны, На лицах дерзость, в сердце страх”. Не с такими лицами ведут к счастью.
Стихотворение “Деревня” (1819) начинается как элегия – восхвалением “пустынного уголка”, лиричными картинами, граничащими с пасторалью. Тем резче выступает поразительная картина крепостного бесправия людей, равно губительного для господ (“Здесь Барство дикое, без чувства, без закона”, “здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея”) и для рабов, и Пушкин рассчитывает на вмешательство царя:
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Но потом Пушкин разочаруется в своих упованиях. Надежды на государя, надежды на народ оказались беспочвенны: ничего не менялось. И в 1823 году появилось стихотворение “Свободы сеятель пустынный…”, в котором поэт, используя формулы библейских текстов, отказывается от этих надежд. Не поэт беспомощен перед беззаконием, те, на кого он уповал, не желают иной жизни. Строки второй строфы звучат, как приговор:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Своеобразным итогом этих размышлений становится стихотворение “(Из Пиндемонти)”, написанное в год смерти поэта. Мнимый перевод никогда не существовавшего стихотворения модного поэта – это не только способ обмануть цензуру, но и указание на общечеловеческую значимость вывода. В первой части поднимаются все вопросы, волновавшие тогда русскую общественную мысль, поднимаются, чтобы объявить об их бессмысленности, объявить словами из “Гамлета”, подчеркивая их суетность под призмой истории. Единственная свобода, которой теперь жаждет поэт, – свобода своя и для себя, личная, выражающаяся в возможности выбирать свою дорогу, например, дорогу чистого, высокого искусства. Пушкин больше не претендует на знание на государственном уровне. Свободный выбор каждого человека – вот та свобода, к которой, после долгих мытарств, приходит он в конце жизненного пути.
(No Ratings Yet)
- Пушкин… Воспоминание об этом замечательном поэте связано с его стихами о любви и дружбе, чести и Родине, с образами Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже почти...
- Роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков писал, с перерывами, с конца 1928 года до самой своей смерти в 1940 году. Ни малейшей надежды на его издание у автора, естественно, не...
- Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. II. Высокая гражданская миссия поэта. 1 . “Нет, я не Байрон,...
- Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень...
- Русская литература 2-й половины XIX века Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема любви является традиционной в русской поэзии. Каждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения личный...
- Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее полно в русской литературе представленной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое...
- Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной...
- Историческая тема интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских писателя обращались...
- Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой План I. О лирическом герое М. Цветаевой. II. Любовь – главная тема поэзии М. Цветаевой. 1. Чувство, не знающее границ. 2. Любовь...
- Творчество любого поэта можно принимать или отвергать. Никто не заставит нас насильно любить Пушкина или М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского или Б. Л. Пастернака – о вкусах не спорят....
- Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
- Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся...
- ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество...
- ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество. А....
- Отчужденность Онегина от поместного дворянства, жизненный кругозор которого ограничен мыслями о “сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”, привела его к полному отшельничеству в “господском доме уединенном”. Появление в...
- Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного...
- Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой....
- Некрасов – продолжил традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как...
- В первой половине 19 века практически у каждой знатной женщины Петербурга был заветный альбом, в котором она хранила рисунки и дорогие сердцу стихи, дарственные надписи, пожелания от близких людей и...
- Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
- Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить...
- План I. Реальность сквозь призму отречения. II. Отпечаток гнетущей эпохи на любовной лирике Лермонтова. 1. Тоска чувствительного сердца. 2. Страдание – привычное состояние души Лермонтова. 3. Идеальный мир поэта. 4.... “Звучал, как колокол на башне вечевой…” – этими словами М. Ю. Лермонтова о стихах своего предшественника хотелось бы начать рассуждения о политической лирике А. С. Пушкина. Молодой А. С. Пушкин,... “История пугачевского бунта” и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого...
- Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов...
- В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути...
Тема свободы в лирике А. С. Пушкина занимала одну из важных ролей в творчестве поэта. Еще в Царскосельском лицее, будучи подростком, Пушкин понял, как важны свобода и независимость человека. В разные годы его жизни свободолюбивая лирика имела разное содержание. Свои взгляды на волнующие поэта темы А. С. Пушкин выражал в своих произведениях.
В ранний период своей жизни Пушкин пишет оду «Вольность».
В ней он выражает негативное отношение к абсолютной монархии, которой была подвержена Россия в 19 веке. Поэт являлся противником неограниченной власти императора:
«Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела – Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть».
Также выражает свой протест в оде «Вольность»:
«Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу…»
В 1818 году на свет появляется стихотворение «К Чаадаеву», посвященное другу и современнику Пушкина – П. Я. Чаадаеву. В нем молодой поэт призывает бороться с самодержавием, отстаивать свободу, которую имеет каждый человек с самого рождения. Призывы к борьбе за независимость переплетаются с чувством патриотизма:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Немного позже (в 1822 году) Пушкин пишет стихотворение «Узник».
Образ молодого орла, никогда не жившего на свободе, олицетворяет самого поэта. Он стремится обрести физическую и духовную свободу; утверждает, что человек должен быть волен и независим:
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»
«Из Пиндемонти» - выражение любви А. С. Пушкина к свободе. В стихотворении красота природы противопоставляется общественности и властителям. Поэт призывает созерцать удивительные творения природы и искусства, ценить свои права, а не стараться удовлетворить жизненные потребности, не зависеть от власти и не отчитываться никому о своих поступках.
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…»
В стихотворении «Анчар» поэт поднимает тему пагубности абсолютной монархии для страны и общества. Зло власти, ее влияние на разум общества отравляет и губит жизнь личности.
«Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом»
Несмотря на неограниченную власть правительства в годы жизни Пушкина, на ее влияние на общество, тема свободы человека оставалась одной из ведущих тем в творчестве поэта. В зависимости от окружения Пушкина, его взглядов на происходящие события, стихотворения всегда имели разный подтекст. В некоторых произведениях А. С. Пушкин призывал к борьбе за личную свободу, в других – осуждал власть и самодержавие. Несмотря на эти различия, одно оставалось неизменным – желание поэта сделать свободным каждого человека и свергнуть неограниченную власть царя.
Обновлено: 2017-12-06
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.