Тема родины в творчестве александра блока. Прекрасная дама в лирике а. а. блока

Введение

Александр Александрович Блок творил и жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в истории советской и русской поэзии.

Время с 1908 по 1915 г.г. - мрачная полоса в жизни Блока. Прекрасная Дама ушла, а без неё пустота. «Ты отошла, и я в пустыне», - таково с той поры постоянное его чувство. «Жизнь пуста…»

И одно ему осталось в пустоте - это смех, тот кощунственный смех над любовью и верой, которым он смеялся ещё в «Балаганчике». Этот смех есть смерть. Блок неустанно твердит, что он мёртвый. Даже любовь была бессильна воскресить, потому что, если любовь не ведёт к небесам, она смерть и тоска.

Теперь ему не нужно никаких возлюбленных, любая трёхрублёвая дева уведёт за малую плату в звёздную родину, ибо другого пути к очарованному берегу нет. Пусть не лучезарная, а ночная и земная, лишь бы унесла от земли. Так, без Бога и без людей, без неба и земли он остался один в пустоте - только со страхом и смехом. Русская литература ХХ века: очерки, портреты, эссе: учеб. пособие в 2-х частях. Часть 1/под ред.Ф.Ф. Кузнецова. - 2-е изд, доп. - М.: Просвещение, 1994. - 383 с.

Но ещё в 1906 г., в пору «Балаганчика» и «Незнакомки», он смутно почувствовал, что есть такая святыня, которая только тем и свята, что в ней никакого благолепия, а вся она боль и тоска. Эта святыня - Россия. В письме к К. С. Станиславскому (1908 г.) А Блок писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это-- первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни»..

Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее.

Внимание Блока сосредоточивается на судьбе простого народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи того времени -- влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте:

блок поэт стихотворение лирический

Россия, нищая Россия,

Мне избы черные твои,

Твои мне песни ветровые --

Как слезы первые любви.

Цель работы: показать историю и значение образа России в творчестве Блока. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проследить, как же создаётся образ Родины Блоком, выявить основные мотивы, символы и другие образы, особенность поэтического строя блоковской лирики.

Александр Блок как поэт-патриот

Александр Александрович Блок вошел в историю русской литературы как выдающийся поэт-лирик. Его творчество протекало в эпоху больших социальных потрясений, завершившихся на глазах поэта крушением старого мира.

За двадцать с лишним лет творческой деятельности Блок претерпел сложную эволюцию. Он шел трудным, извилистым путем. Связь поэта с лучшими освободительными традициями русской классической поэзии - традициями Пушкина, Лермонтова, Некрасова - помогла ему преодолеть антиобщественные начала символизма и стать поэтом-гражданином. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил его грозным проклятием старому миру, прозвучавшим с большой силой в замечательной поэме "Двенадцать".

Основные темы творчества Блока в период после революции 1905 года глубоко значительны, всем им он сумел дать полное и искреннее выражение. Это - тема родины, народа, России. Это - тема революции в широком смысле слова. Это тема, которую мы назовем темой критики общественного строя, и, наконец, широкая гуманистическая тема человека.

Стихотворение «Русь» - одно из первых, посвящённых России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Блок. Стремясь постигнуть дух России, поэт в воображении охватывает единым взором старую Русь с её древними поверьями, сказками, ворожеями, с её метелями и нечистой силой в «снеговых столбах», с богомольцами и странниками, которые ходили с посохом - клюкой. Когда перед мысленным взором поэта прошли эти картины и герои, когда открылась ему и была пережита им эта поэзия древнего мироощущения, ещё живого в России ХХ века, поэт вправе воскликнуть:

Так - я познал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах её лохмотий

Души скрываю наготу.

Следующие строфы - как исповедь и как попытка переосмыслить весь свой предыдущий жизненный путь и всю систему личных и всех духовных отношений. Именно Русь спасла поэта от потери духовной чистоты.

Сочинение

«Этой теме я сознательно и бесповоротно

Посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь и смерть,

Счастье или погибель…»

Из письма А. А. Блока К. С Станиславскому

А. А. Блок — удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое наследие. В его литературном багаже различные циклы, посвященные разным темам. Но, на самом деле, о чем бы ни писал поэт, все его творчество было посвящено Родине. Он сам об этом сказал на одном из поэтических вечеров. Во время чтения стихов его попросили прочесть стихи о России. «Это все о России», — ответил поэт.

Особенно поэта затрагивает природа родной страны. Она — не только излюбленная тема его стихотворений, но и сквозной мотив всей лирики. Блок как бы мыслит образами природы. В ранних стихах Блока прекрасные мгновения и образы природы — символы божественной сущности мира. Заря, туманное утро, «сумерки вешние» — это лики Прекрасной дамы, вечной жены, божественной премудрости. Зрелое творчество поэта пропитано уже более осознанной любовью к России, к ее природе. Это можно очень ярко увидеть благодаря первым строчкам многих стихотворений поэта: «Бушует снежная весна…», «О, весна без конца и без краю…», «Свирель запела на мосту, и яблони в цвету…», «Вербы — это весенняя таль…», «Май жестокий с белыми ночами…» и так далее. Примечательны в этом плане и названия циклов: «Снежная маска», «О чем поет ветер».

Тема родины явственно зазвучала в стихотворении «Осенняя воля». Это произведение открывает серию стихов Блока о России. Строка «Выхожу я в путь, открытый взорам» звучит как лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Но у Блока чувство трагического одиночества преодолевается любовью к бедной, невзрачной природе деревенской России:

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земля…

Заканчивается стихотворение искренним восклицанием поэта:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Во всем творчестве Блока явственно ощущается, что Россия для него — начало, к которому должен стремиться каждый поэт. Она для него вечно прекрасная, нестареющая возлюбленная, Невеста, Вечная Жена, которая все поймет и простит.

Огромной любовью и нежностью пропитаны строки поэта:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви…

Поэт любит свою родину такой, какая она есть: нищей, серой. Тем не менее, Блок верит в Россию, верит в ее будущее, в приближающийся новый век.

В цикле «На поле Куликовом» Блок пытается осмыслить исторический путь России от татарского ига до наших дней. Для него Куликовская битва — символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, накапливаясь под гнетом в глубине народной жизни, взрывается мятежом, битвой:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

В этих стихах нет самой битвы, показан только канун этого события. Блок дает понять, что и сейчас Россия находится накануне «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей».

Чувствуя свою неразрывную связь с Родиной, поэт часто называет ее «женой». Думаю, это связано с тем, что именно с женой человек проходит свой жизненный путь, разделяя общие невзгоды и радости. Поэтому и Блок чувствует единение своей судьбы с судьбой своей страны. Именно по этой причине тему Родины в творчестве Блока по праву можно назвать главной, лежащей в основе всей его поэзии.

Моя тема - тема о России" (по произведениям Александра Блока).
Этой теме я сознательно и бесповоротно
посвящаю свою жизнь.
Из письма А. Блока к К. С. Станиславскому

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Муза Пушкина, Лермонтова, Некрасова учила любить Родину, "глаголом жгла сердца людей". Великий поэт и гражданин Некрасов писал: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой..."
Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков.
Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты ("...через край перелилась восторга творческого чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь").

Правда, впоследствии, он. как бы сомневаясь, спрашивает: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?” Но Блок уже твердо понял: главное для него заключается в том, "чтобы распутица ночная от родины не увела". Поэт, только что почувствовавший эту связь, тяжело перенес революцию 1905 года, эти переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля" , где, обращаясь к родине-матери, поэт писал: "Приюти ты в далях необъятных! Как и жить, и плакать без тебя!" Блок понимает: "плохо в России". Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой Родины звучит: "Христа! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн твой будет ли причален к моей распятой высоте?- С болью в душе и сердце поэт восклицает: "Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, - как слеэы первые любви!"

Мрачная обстановка в России отождествляется поэтом с татарским нашествием. Обращаясь к этому миру, Блок утверждает: “не может сердце жить покоем, недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. Молись!”
Он видит "над Русью далече широкий и тихий пожар". Поэту выпало в жизни увидеть несколько “страшных лет” губительной для России мировой войны, увидеть, как “встает мятеж”. Бури века, его пробуждение, тревога за судьбу Родины - это и есть стержень прекрасной и великой поэзии Блока. Однако главным в блоковской теме России является
его стремление к обновлению страны. Новая, революционная Родина приветствовалась им как избавление от старой грязи, хаоса, несправедливости. Все это отразилось в поэме "Двенадцать". Поэт здесь на стороне народа, он тоже жаждет существенных перемен. “Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь! - в кондовую, в избяную, в толстозадую!”
Поэма “Двенадцать” объединяет все основные темы блоковской поэзии, в том числе тему России. Резко отрицательно Блок относится ко всему, являющемуся признаком старой России, рухнувшего мира: “Стоит буржуй, как пес голодный... и старый мир. как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост”.
Посвятив теме России свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, ощутимую, полную жизни и движения картину родной земли. Широкие поля, глади бесконечных вод, бездонная лазурь неба, плач зимней бури, ароматы трав и гроздь рябины вместе с колокольным звоном, косыми избами, разбитыми дорогами, измученными спинами идущих на фабрику рабочих, солдатскими эшелонами, пожаром революции - все это в движении и причудливом сочетании, в контрастах и противоречиях раскрывает Россию. Ощущение и неповторимый образ России - красивой девушки, невесты, возлюбленной, жены. Блок писал: "О, нищая моя страна, что ты для сердца значишь? О. бедная моя жена, о чем ты горько плачешь?" В другом стихотворении: “О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!”
Поэзия Блока сложна, многолика, многокрасочна, как сама жизнь. В поэзии Блока уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное. учится любить и уважать свою Родину. Блок верил, что будущее поколение увидит в его поэзии прежде всего любовь и веру в Россию, в торжество в нашей стране добра и свободы, что оно почерпнет в ней силы для жизни: “... есть ответ в моих стихах тревожных: их тайный жар тебе поможет жить”.

Живу муками моей Родины
«Куликово поле» Александра Блока

Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.

О Куликовской битве, 625-летие которой отмечает страна, написано огромное количество произведений, начиная с памятников древнерусской литературы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище», непосредственно, по свежим следам описавших эту страшную в истории Руси битву. Среди этой литературы особое место занимает одна из жемчужин русской патриотической поэзии - стихотворный цикл А.Блока «На поле Куликовом». Свой знаменитый цикл поэт написал не к юбилейной дате; для него «Куликово поле» - это одновременно иносказательная постоянная тема Pоссии, ее трагической судьбы и извечной героической борьбы против внешних и внутренних врагов.
Для Блока время конца 1907 г. - первой половины 1908 г., судя по его дневнику, записным книжкам, письмам и, естественно, творчеству, было временем решительного поворота от «творческого одиночества к общественному служению интересам русского народа, России. Потрясшая Россию первая революция не могла не подействовать на мировоззрение Блока, на его творчество. В деятельности поэта межреволюционного и последующего времени укрепилось страстное желание высказать свою тревогу за судьбу Родины, любовь к ней, предчувствия грядущих потрясений доступными средствами своего творчества - художественным, публицистическим словом. Это было время, когда определились классовые, сословные позиции в народе и в «мыслящей части народа» - интеллигенции. Определилась и позиция Блока-гражданина.
Свое отношение к России, предчувствие грядущих национальных бед Блок выражает в драме с символическим названием «Песня Судьбы», которую он предполагает поставить в Художественном театре К.С. Станиславского для широкого круга зрителей, непосредственно для народа. В своем объяснении замысла пьесы Блок писал: «Моя тема, - я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; она всеобщая наша тема... В таком виде стоит передо мной моя тема, тема России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный».
Драма «Песня Судьбы» была написана в символической, аллегорической форме. Воплотить ее идеи на сцене - задача весьма трудная. Это понимал и К.С.Станиславский, режиссер-реалист, и сам Блок. Важно отметить, что уже в драме мы встречаем отдельные картины, образы, которые затем войдут в цикл «На поле Куликовом». В заключительном монологе главный герой драмы Герман, который жаждет избавить Россию от грядущих бед, говорит: «...Эти дни я живу жизнью всех времен, живу муками моей родины. Помню страшный день Куликовской битвы... Князь встал с дружиной на холме, земля дрожала от скрипа татарских телег... Непрядва убралась туманом, как невеста фатой... Рыдала вдовица, мать билась о стремя сына» и т.д.
Потерпев неудачу со скорой постановкой драмы, Блок решает выступить с докладом перед «мыслящей частью народа», интеллигенцией. Он рассчитывал на понимание интеллигенции, поскольку сам, по его словам, принадлежал к ней. Доклад, считал он, - это «приобщение к народной душе и занятие общественной жизнью», в которой он видел единственно возможное преодоление одиночества.
13 ноября 1908 г. Блок выступает в «Религиозно-философском обществе» с докладом «Народ и интеллигенция», вызвавшим оживленное обсуждение в столичных кругах. Как и следовало ожидать, оценка доклада была, мягко говоря, неоднозначной. Сама форма доклада, высказанные в нем суждения о противопоставлении народа и интеллигенции, о расколе как в народе, так и в самой интеллигенции; образное, символическое выражение узловых моментов содержания, - все это вызвало у многих слушателей неадекватное понимание, а у значительной части слушателей, преимущественно у либеральствующей интеллигенции, - резкое, откровенное неприятие.
Блок говорил, что между народом и интеллигенцией существует «страшное разделение», которое он сравнивает с противостоянием двух станов в ночь перед Куликовской битвой. Но если между татарским станом и княжеской ратью лежала пропасть, то между народом и интеллигенцией существует некая тонкая соединяющая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. И здесь, казалось бы, в чисто теоретическом докладе поэт включает элементы картины из своего поэтического цикла: «...Заплакал воевода Боброк, припав ухом к земле: он услышал, как неутешно плачет вдовица, как мать бьется о стремя сына. Над русским станом полыхала далекая и зловещая зарница».
На этой общей тонкой черте между народом и интеллигенцией «вырастают большие люди и большие дела». Блок пишет, что интеллигенты, вышедшие из народа, всегда встречали вражду у интеллигентов, имеющих западные корни, что наблюдалось со времен Ломоносова. «...Прав был Самарин, когда писал Аксакову о «недоступной черте» между славянофилами и западниками. На наших глазах интеллигенция, давшая Достоевскому умереть в нищете, относилась с явной и тайной ненавистью к Менделееву».
Либералы встретили доклад Блока (и последующие его выступления и статьи) в штыки. Бывший легальный марксист, кадет, редактор «Русской мысли» П.Б.Струве, собиравший именно в это время преимущественно либеральный сборник «Вехи» (из нелибералов участниками там были только Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков) о России, интеллигенции и революции, был «совершенно возмущен» рефератом Блока. Поэт в письме к матери 16 ноября 1908 г. передает слова Струве о том, что «он, как редактор, имеет право не пропустить такой «наивной» статьи «только что проснувшегося человека» в «Русскую мысль».
Обычно сдержанный и предельно корректный в отношениях между людьми, в том числе и со своими оппонентами, Блок, хотя и редко, давал волю своим накопившимся, переполнявшим его чувствам, особенно когда это касалось его глубоких убеждений и чувств, в записных книжках. Так, после доклада и выступлений в записной книжке 11 декабря 1908 г. он пишет: «...Стать выше» этих кадетов, этой дряхлой и глубокоуважаемой сволочи. Быть художником... Пусть даже все под разными предлогами отказываются пропечатать мои идеи. Это - доказательство, что идеи - живые. Живое всегда враждебно умирающему».
Предшествующим литературным союзником в своей борьбе Блок избирает почвенника Ап. Григорьева, творчеству которого он посвящает одно из лучших и обширных своих критических исследований - «Судьба Аполлона Григорьева». Ап. Григорьев называл либералов-западников - «тушинцами», т.е. откровенными предателями России. «Так, - пишет Блок, - называл «либералов» вообще». И далее: «[Григорьев] любил свою родину, и за резкие слова об этой любви (а есть любовь, о которой можно говорить только режущими, ядовитыми словами) много потерпел от «теоретиков», или «тушинцев», от людей с побуждениями «интернациональными», «идейными» - мертвыми».
Первоначально в драме, в докладах и выступлениях на тему о России, русском народе и интеллигенции Куликовская битва, ее образы, возникавшие в воображении поэта, приводились как сравнения. Но по мере публичности обсуждения темы России, выяснения отношения к ней «мыслящей части народа», особенно либеральствующей интеллигенции, у Блока укрепляется стремление выразить накопившиеся за это время чувства, образы, отношение к своим идейным, общественным противникам в наиболее свойственной ему форме - в поэзии. «Я - художник» - это собственное признание концентрирует его усилия на решении творческой поэтической задачи.
Первое стихотворение цикла помечено 7 июня 1908 г., заключительное - 28 февраля 1910 г. В истории русской патриотической поэзии - это одно из самых выдающихся произведений - по пронзительной силе любви к России, по выражению боли за ее прошлые и предчувствуемые поэтом трагедии, по высочайшей поэтической культуре, музыкальности, народности образов и глубокому идейному содержанию. Позже, когда уже стала ясна значимость и место этого цикла в русской поэзии, А.Белый, его друг и одновременно соперник, писал Блоку: «Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) огромны и эпохальны, как «Куликово поле»... По-моему, Ты слишком неосторожно берешь иные ноты. Помни, Тебе не «простят никогда»...
В примечании к этому циклу Блок пишет: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разрядка еще впереди». И сам цикл «На поле Куликовом» имеет символический характер. Как поэт Блок признавался: «Россия для меня - все та же - лирическая величина». Стихотворный цикл «На поле Куликовом» - итог творческого поиска формы выражения овладевших поэтом чувств, тревог и предчувствий в соответствующих им поэтических образах. Для поэта «Куликово поле» - это протяженное в историческом времени поле ожесточенной, не на жизнь, а на смерть, борьбы за Россию. Одновременно - это и пробуждающаяся вера в ее победу.
Многие современники Блока отмечали его способность предвидения событий, социальных потрясений, войн. Так, и современный исследователь творчества поэта А.Л. Гришунин пишет: «Способность Блока предсказывать события, предчувствия социальных потрясений, революций и войн проявились на страницах дневника неоднократно, хотя, конечно, этот дар Блока основан не на рациональном анализе, а на интуиции».
Блок увидел в Куликовской битве наиболее всем известный и понятный символ накануне великих испытаний России. Мы же теперь определенно можем сказать, что возвращение подобного масштаба трагических событий в истории России, к великому сожалению, состоялось. И более того, каждый истинно русский патриот должен понять, что битва на Куликовом поле России продолжается.
Блок обращается к поэтическому образу, в нем он объединяет в единое целое исторически протяженное время и пространство. Глубинно и растяжимо само чувство поэта, которое также может охватывать разные исторические эпохи, выражаться героями произведений разных эпох. Глубинно - во временном, пространственном, психологическом отношении - и само понятие Родины в человеческом, народном измерении.
Это единство жизни, времени, пространства высказано автором в обращении к Богородице в поэме «Возмездие», где он говорит, что
...в каждом дышит дух народа
Сыны отражены в отцах (курсив наш - В.Г.).
Коротенький отрывок рода-
Два-три звена - и уж ясны
Заветы тайной старины:
Созрела новая порода,-
Угль превращается в алмаз.
Для Блока и ретроспективно, и проспективно Россия-Родина представляет единое целое. Такое восприятие истории России, поворотных, роковых ее событий было характерно для поэта, особенно в зрелый период его творчества. Поэтическая зрелость Блока нерасторжима с его гражданской, мировоззренческой, политической зрелостью.
Как в Куликовской битве решалась судьба Руси - быть ей или не быть, так же глубинно, интуитивно поэт предчувствует, что решается судьба России в послереволюционный и в будущий период ее жизни.
Поэт, как лирический герой, равно чувствует себя и воином Куликовской битвы, и современным участником-бойцом с нынешними недругами России. Воображение поэта расширяет кругозор исторического видения, прошлое готовит вектор движения будущего. Само понятие Родины-России включает духовную, временную, пространственную, историческую преемственность, объединяющую народ, множество его поколений.
Сам цикл по своему исполнению и построению напоминает сложное музыкальное произведение симфонического порядка. Каждое стихотворение цикла имеет свой ритм, свою тему, свою музыку, свой образ и главную мысль. Не все стихотворения цикла образуют законченное целое - в поэтическом, ритмическом, музыкальном, идейном отношении.
Цикл начинается эпически спокойной, типично русской картиной.
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Эта спокойная эпическая картина взрывается главной мыслью, лейтмотивом цикла, высказанной на предельно эмоциональной ноте - о трагедии Руси, о любви к ней, о тоске и вечной борьбе за ее лучшую судьбу.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Haш путь - стрелой татарской
древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной,
наш путь - в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
Цикл объединяет разные эпохи в единое целое. Предметные планы цикла - временные и пространственные - смещены. Но лирический герой един как во времена Куликовской битвы, так и в современные Блоку дни, - едины чувства, едины ощущения опасности и готовности к самопожертвованию ради Руси-России. Пророчески звучат слова Блока:
Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Как в «Возмездии» и в «Двенадцати», в напряженно-душевном состоянии или в труднейшие моменты жизни России поэт обращается к Высшим небесным силам - Иисусу Христу и Богородице, так и в цикле «На поле Куликовом» Блок пишет о незримом участии и помощи Богородицы. Его лирический герой, как один из тысяч безымянных воинов за Россию, обращается к Ней со словами:
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты
В темном поле были мы с Тобою -
Разве знала Ты?
И когда Богоматерь осеняла своим присутствием воинов княжеской рати, здесь же не могла не провожать на кровавую сечу своего сына и земная мать.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать.
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
С начала битвы Богородица незримо оставалась с воинами княжеской рати.
И когда, на утро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Значительное место в цикле занимает описание бедственного, тревожного положения России и вызванные таким состоянием страны чувства тоски, тревоги, предчувствие новых бед. Эти чувства связаны не только с Куликовской битвой, а навеяны всей историей России.
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли...
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне...
И я с вековою тоскою
Как волк под ущербней луной...
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Поэт готов к высокой жертве ради счастья России, и это воодушевляет его, наполняет его душу и тело силой в предстоящей битве за Россию; поэт узнает такое же состояние воинов перед Куликовской битвой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!
В стихотворении «Россия» и в заключительном стихотворении «Русь моя...» Блок высказывает наиболее заветные мысли о современной ему России. Это не Россия столиц. Поэт обращается к жизни народа на бескрайних просторах страны.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви!
Видя эту Россию, поэт не боится обманов и бед, новых чародеев, стремящихся заманить и обмануть Россию. Таких было много в ее истории, и в прошлое, и в настоящее время, когда во власть обманным путем проникли «тушинцы».
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Поэт продолжает верить:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка...
Строки заключительного стихотворения цикла полны вопросов, многоточий, недосказанности. Разумеется, это неслучайно. Стихотворение как бы подытоживает последующую трагическую историю России: после Куликовской битвы Россия вынесла многие сотни вынужденных сражений. Меняются ритм, музыка, интонация, образы стихотворения; по своемy поэтическому исполнению оно становится близким народному песенному складу, напевности, полным чувства боли за нищенское положение русского народа, тревоги за будущее страны, которые поднимаются в душе поэта.
Русь моя, жизнь моя,
вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль paзлучиться,
раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя мгла?..
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
Что же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
Тема любви к России, тема ee извечной борьбы на уготовленном ей историей «Куликовом поле» уже никогда не уходит из последующего творчества поэта. Он навсегда сделал свой выбор. Она прорывается во многих его стихотворениях, присутствует в последних его поэмах - в «Скифах» и «Двенадцати». До последних минут своей жизни поэт не изменил себе, несмотря на личные и общественные невзгоды и трагедии. Во время мировой войны он пишет:
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Россия и сейчас находится на Куликовом поле. Об этом говорят многие истинные патриоты, болеющие душой за Россию. Россию вновь окружают извечные ее враги; либеральное нашествие «тушинцев», опасность которого Блок сравнивал с нашествием татаро-монголов, продолжается. История России делает понятным, наполненным глубоким историческим смыслом призыв Блока, обращенный к будущим поколениям патриотов русского народа:
И вечный бой! Покой нам
только снится!..
Для поэта уже тогда было ясно, что только в такой борьбе русский народ сможет добиться победы над своими внешними и внутренними недругами.

Это все – о России
Александр Блок

В 1911–1912 гг. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». Это уникальный «роман в стихах», «лирическая трилогия». Блок называл свое творчество процессом «вочеловечивания». Трилогия «вочеловечивания» отражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» – обретение новых положительных ценностей.

Основу третьего тома лирики составили два цикла стихов «Страшный мир» и поэма «Возмездие». Ощущение неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, – все это переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений, которые рано или поздно будут устранены. Через несколько лет Блок назовет себя представителем «кающегося дворянства со сложностями».

Героиней третьего тома «романа в стихах» стала певица Любовь Дельмас. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. «Кармен» – так называется цикл стихов, посвященных Дельмас, под этим именем она войдет в творчество Блока. Дельмас была одной из самых счастливых привязанностей Блока.

Однако господствующими в стихах третьего тома продолжали оставаться настроения отчаяния, жажды гибели. Уже заглавия отдельных стихотворений – «Пляска смерти», «Черная кровь», «Унижение», «Демон» – и цикла «Страшный мир» отражают эти мотивы.

Чтение наизусть стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912)

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится родина. Поэт охвачен тревогой за ее судьбу. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией.

Одно из первых, посвященных Родине стихотворений, – «Русь». Оно вошло во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой…» , – писал поэт.

Прочитаем стихотворение «Русь» . Мы видим, что это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, языческая, заколдованная: «Русь, опоясана реками / и дебрями окружена, / С болотами и журавлями, / И с мутным взором колдуна…» . Здесь и «ночные хороводы / Под заревом горящих сел» , и «ведуны с ворожеями» , и «ведьмы тешатся с чертями» , и «преданья старины» , и пути и распутья.

В этом стихотворении поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа России, которым она жива.

В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина» (1907–1916) .

Какими бы горькими словами ни описывал Блок настоящее своей Родины, он всегда верил в ее будущее. Всегда помнил: в русской истории не однажды бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Совершенно исключительное значение придавал поэт Куликовской битве. Он называл ее «символическим событием русской истории» , которому суждено возвращение и разгадка которого впереди. В цикле «На поле Куликовом» события XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России.

Цикл «На поле Куликовом» – предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии и внутренней силы:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины. Родина не мать, но жена: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!» . Речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны:

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

В третьем стихотворении цикла образ Святой Руси сливается с образом богоматери.

Четвертое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова «вековая тоска», «тоска могучая»:

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…

Образы у Блока обладают философской глубиной, символы приобретают все новые смыслы. Образ пожара особенно страшен, потому что он «тихий» – может быть, долгий, постоянный, неугасимый: «Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар» .

Пятому стихотворению предпослан эпиграф из Вл. Соловьева: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло» . В первой строфе Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. Лирический герой предчувствует «начало высоких и мятежных дней» . Вечный непокой, тревога подчеркивается словами «как бывало». И последняя строфа звучит грозным и страстным предостережением, призывом:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!

К 1908 году относится и стихотворение «Россия» , во многом программное. Отчетливо видна перекличка со стихотворением «Русь». Начинается стихотворение так часто повторяющимся в цикле словом «опять». Образ гоголевской Руси-тройки Блок переосмысляет: здесь нет стремительности движения – «И вязнут спицы росписные / В расхлябанные колеи…» . Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение. Образ дороги, традиционный для всей русской литературы и восходящий к фольклору, проходит через все произведения – с первой до последней строфы. Здесь явны некрасовские мотивы.

Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!

Обратите внимание на то, что у Блока по правилам современной ему орфографии было «слезы первыя любви» , то есть «слезы первой любви».

Образ России приобретает почти конкретные черты: «А ты все та же – лес, да поле, / Да плат узорный до бровей» . Так несколькими словами Блок создает зримый, ясный, узнаваемый образ.

Блок создал неповторимый образ России-жены. Родина для него – надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно» , она ведет на «вечный бой» , указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы Родины и народа. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель» , – написал Блок в 1908 году.

Домашнее задание

Письменно проанализировать одно стихотворение, посвященное России:

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910),

«На железной дороге» (1910),

«Грешить бесстыдно, непробудно…» (1914),

«Дикий ветер…» (1916)

«Коршун» (1916)

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999