Структура взаимодействия. Социальное взаимодействие

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/1991

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Еще раз о сущности и содержании взаимодействия войск (сил)

Полковник В. В. ВАРВИНЕНКО ,

кандидат военных наук

КОНТР-АДМИРАЛ В. Г. Лебедько поднял актуальный вопрос о сущности взаимодействия и классификации войск. Высказанные им предложения, по моему мнению, интересны и перспективны, так как дают возможность более упорядочению организовывать взаимодействие войск, а также сделать очередной шаг в уточнении этих проблем. Ведь именно в неразработанности общетеоретических положений кроется одна из причин недостаточно качественного решения практических вопросов взаимодействия. Вместе с тем автор, рассматривая взаимодействие как отношения и связи объектов между собой, не обратил внимания (или не имел возможности в рамках данной статьи) на одно не очень видимое противоречие. Для его «проявления» обратимся к практике.

При анализе боевых действий причины побед и поражений во многих случаях объясняются наличием или отсутствием взаимодействия. Так, например, генерал-полковник М. С. Хозин причины неуспеха первой операции по прорыву блокады Ленинграда зимой 1941/42 года объясняет тем, что не было «налажено» взаимодействие как между, так и внутри подразделений, частей и соединений; между пехотой, артиллерией и танками. Однако достаточно очевидно, что отношения и взаимные связи в действиях различных группировок войск присутствуют в той или иной мере во всех случаях. В рассмотренном примере артиллерия уничтожала противника и создавала более благоприятные условия для действий пехоты, которая в свою очередь защищала артиллеристов и т. д. Но эти отношения между ними не были достаточно отработаны и не имели конкретной направленности на выполнение поставленных задач.

Следовательно, взаимные связи в действиях войск имеют место всегда, но организованного и управляемого взаимодействия между ними может и не быть. Таким образом, данное противоречие можно снять, если ввести целевую направленность в определение взаимодействия войск. При этом его сущность будет заключаться не просто в отношениях и связях, но и в их целенаправленности. Именно в этом, по моему мнению, заключается основное отличие категорий «взаимодействие войск» и «взаимодействие». Посредством целенаправленных отношений и связей происходит объединение действий войск в определенную целостность - виды, способы и формы их применения. Учитывая, что целевая направленность взаимных связей в действиях войск может проявляться только в динамике, можно сказать: взаимодействие войск - это согласованные действия подразделений, частей, соединений и объединений для достижения цели удара, боя, боевых действий, сражения, операции.

Данное определение отличается от других отсутствием в нем описания конкретного характера взаимных связей: «По задачам (объектам), направлениям (рубежам, районам), времени и способам действий».

Указывать этот характер непосредственно в определении категории, на мой взгляд, нецелесообразно. Во-первых, диапазон отношений в действиях группировок войск значительно богаче (кроме названных, взаимные связи могут быть по целям, месту, зонам, секторам, высотам, ТВД и т. д.) и дать их в одном определении практически невозможно. Во-вторых, в каждом конкретном случае в действиях войск из всего возможного множества отношений будет иметь место только их часть, которая и определит содержание взаимодействия.

В утилитарных целях содержание взаимодействия войск описывается четырьмя основными способами (типами) или их сочетанием, исходя из характера взаимных связей.

Взаимодействие по задачам заключается в сосредоточении (распределении) усилий группировок войск на выполнение (с определенной вероятностью, уровнем или объемом) одной или нескольких задач.

Взаимодействие в пространстве (для отдельных группировок войск - разделением пространства действий) предполагает применение каждого из взаимодействующих объединений (соединений, частей, подразделений) в определенной сфере (районе, зоне, на рубеже, в секторе, полосе, на высоте, глубине, направлении).

Взаимодействие по времени обусловливается предписанными временными режимами применения войск и функционирования их средств.

Взаимодействие по способам предусматривает использование взаимосовместимых и (или) взаимодополняющих приемов применения войск и их средств.

Согласованные действия войск в пространстве и по времени - более простые способы (типы) взаимодействия при их реализации. На оперативном уровне разделение пространства - один из основных способов (типов) взаимодействия между объединениями, так как многие из них выполняют боевые задачи в своих границах (полосе) ответственности. На тактическом уровне данный способ (тип) применяется главным образом в целях обеспечения взаимной безопасности. Например, разделением действий ИА и ЗРВ по времени или в пространстве обеспечивается безопасность истребителей.

Взаимодействия по задачам и по способам их выполнения более сложные в реализации. Однако именно их организация обеспечивает наиболее эффективное применение разнородных войск за счет взаимной компенсации слабых сторон. Например, зенитные ракетные дивизионы дальнего действия, уничтожая постановщики помех, а дивизионы малой дальности - крылатые ракеты и другие СВН на малых высотах, компенсируют слабые свойства друг друга: низкую эффективность стрельбы по маловысотным целям одних и недостаточную помехозащищенность других.

Выбор способов (типов) взаимодействия войск обусловливается конкретным видом, способом и формой их применения. Но существует и обратная связь: при нарушении взаимодействия между группировками войск или их средствами конкретные способы и формы действий войск распадаются. Например, взаимодействие частей ЗРВ и ИА по зонам и по времени определяет общий способ последовательного уничтожения СВН противника: первоначально истребителями в своей зоне, а затем зенитными ракетными дивизионами в своей. Если же их действия не согласуются, способ (тип) взаимодействия разделением пространства и по времени, а также и способ последовательного уничтожения СВН противника может нарушиться.

Таким образом, каждому виду, способу и форме применения войск может соответствовать свой конкретный способ (тип) взаимодействия войск или их набор. Задача командования и штабов будет состоять в поиске рациональных из них (вместе с наиболее эффективными способами действий).

Поэтому для практики организации операций и других форм военных действий классификация взаимодействия войск по способам может существенно дополнить видовую. Так, в приведенном в статье контр-адмирала В. Г. Лебедько примере по уничтожению конвоя силами флота и истребительно-бомбардировочной авиацией фронта могут иметь место следующие способы (типы) взаимодействия. При отсутствии целенаправленной увязки в действиях сил флота и войск фронта взаимодействия между ними не будет, соответственно нет смысла говорить и о его способах, однако комменсальная связь здесь сохранится. В случае если задача уничтожения конвоя поставлена флоту старшим начальником как одна из задач операции более высокого уровня, то здесь имеют место мутуалистические связи, выраженные сочетанием способов (типов) взаимодействия по задачам и в пространстве, а также и по времени, если согласовано время уничтожения конвоя. При совместном и одновременном уничтожении конвоя силами флота и истребительно-бомбардировочной авиацией фронта кооперативные связи, очевидно, потребуют согласования их действий по способам выполнения задач. Показанные способы (типы) позволяют четко определить практические мероприятия по их реализации и содержание документов по взаимодействию.

Таким образом, приведенные определения категорий «взаимодействие войск», «способы (типы) взаимодействий», а также классификация этих способов (типов) позволяют, по моему мнению, в каждом конкретном случае более целенаправленно находить рациональные из них и повышать общую эффективность действий войск.

Военная мысль. - 1990. - № 11. - С. 46-48.

Военно-исторический журнал. - 1966. - № 2, - С. 45-^-46.

Военная мысль. - 1990. - № 11. - С. 48.

1. Взаимодействие. Социальное взаимодействие. Социальное и педагогическое взаимодействие. Характеристика взаимодействия в условиях образовательного учреждения.

2. Типы взаимодействия.

3. Трудности взаимодействия.

4. Развитие взаимодействия.

Литература

Основная

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

Дополнительная

2. Адель Фабер, Элейн Мазлиш Как говорить с детьми, чтобы они учились. – М., 2010.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия.Полный курс. – СПб, 2007.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.

5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного общения с подростками. – М. Генезис, 1997.

6. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2002.

1. Воздействие в педагогическом процессе предполагает непосредственное влияние на ребенка с целью оказывать влияние, добиваться необходимого результата. Воздействие формирования его ЗУН, качеств личности. При этом активность самого ребенка не учитывается или не принимается во внимание. Отношения, которые складываются между педагогами и воспитанниками можно охарактеризовать как субъект – объектные. Взаимодействие предполагает взаимную активность, и поддержку.

Взаимодействие - универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное со стояние. Это взаимная связь явлений. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Социальное взаимодействие осуществляет в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ, осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение с одной стороны, и подражание этому поведению - с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.

В условиях образовательного учреждения передача опыта, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух формах: в процессе взаимодействия педагогов и детей, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги являются носителями культурного наследия, традиций в коллективе, но станет ли это достоянием младших поколений - зависит от характера взаимодействия педагогов и учащийся.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения обмена информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других.

2. Различают социальное и педагогическое взаимодействие . Социальное взаимодействие - более широкое понятие, включает педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных за задач, то социальное взаимодействие характеризуется как стихийными контактами, так и специально организованными.

В условиях образовательного учреждения воспитатели планируют и осуществляют целенаправленное взаимодействие с детьми и между детьми. Но при атом им необходимо учитывать стихийно складывающиеся отношения детей, а также создавать условия для расширения социального взаимодействия учащихся, включения их в систему

социальных отношений. Это позволяет детям приобретать опыт самостоятельного поведения и взаимодействия в организованной среде.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников можно рассматривать развитие личностей взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют узнать лучше друг друга, способствуют усилению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные его характеристики , как срабатываемость и совместимость . Срабатываемост ь - феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа сомнение. Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личности педагогов и школьников, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились. Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции другого, сопереживание, сочувствие; стремление к официальном и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов, поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания; значимость, референтность другого.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности; по срабатываемости и психологической совместимости.

Типы взаимодействия.

Могут быть предложены различные основания для классификации взаимодействия.

1. Выделяют взаимодействие прежде всего по субъекту и объекту:

личность-личность (ученик-ученик педагог-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.);

коллектив-коллектив (коллектив младших - коллектив старших, класс-класс, ученический коллектив - педагогический коллектив и т. д.).

2. Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии. Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микро среду

Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

4. наличие цели или ее отсутствие: во взаимодействии может специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; если цель отсутствует, говорят о стихийном взаимодействии;

5. степень управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое - целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое - это также целенаправленное взаимодействие, но обратная информация используется от случая к случаю; неуправляемое - это стихийное взаимодействие.

6. тип взаимосвязи: «на равных» или «руководство»: для взаимодействия «на равных» характерны субъектные отношения, активность обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» активность с одной стороны.

7. В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников:

· Содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов)

· Противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия)

· Бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности)

8. Среди стратегий гуманитарных взаимодействий исследователи выделяют:

· Сотрудничество: активная помощь друг другу в достижении результата. Сотрудничество может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.

· Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой стороной без активного включения в общую работу.

· Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.

· Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели. Такое противодействие может проходить в явной или завуалированной форме.

· Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении целей деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия)

· Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.

Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий. Однако, остановившись только на стратегии, мы вряд ли достигнем желаемой цели. Дело в том, что любая стратегия предусматривает определенные действия, направленные на ее оптимальное осуществление.

Поэтому субъекты должны обладать элементарными навыками взаимодействия, сотрудничества.

9. Можно взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия (Рожков М.И., Байбородова Л.В.).

Типы взаимодействия.

Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, - иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, педагогам и учащимся на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общего дела.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает чувствовать партнера, лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости. ю

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности.

Опека - это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и таким образом, взаимодействие носит односторонний, характер.

Трудности взаимодействия.

Подавление - достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других - деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации.

Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон. Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть

следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к другим типам взаимодействия (диалогу, соглашению).

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходи в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

Конфликт – это противоречие, которое привело к нарушению взаимоотношений. В основе противоречий – несовпадение интересов. Само по себе противоречие - не является конфликтом! Оно может быть снято путем обсуждения. Однако, мы не всегда сознаем свои интересы. ЧАЩЕ мы фиксируем свое внимание на способах, предлагаемых для реализации интересов. Несогласие с предлагаемым нами способом мы принимаем за нарушение наших интересов. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием; а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом; б) групповых интересов; когда люди отстаивают интересы только своей, группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то конфликт может развиваться как неконструктивный, так и конструктивный. Неконструктивный он тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.

Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние отдельного человека. Конфликт требует обязательного разрешения. Основные стратегии поведения в конфликте:

· Подавление: соперничество, конкуренция, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции (достигая цель, портите отношения с окружающими)

· Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов, сохранение отношений.

· Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации не разрешая ее.

· Компромисс: урегулирование отношений через взаимные уступки.

· Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. Наиболее эффективный путь.

Для решения конфликта необходимо:

1. Урегулировать эмоциональный тон разговора.

2. Урегулировать отношения.

3. Осознать свои интересы и распознать интересы оппонента. Обозначить выявленные интересы.

4. Совместно найти такие способы действий, которые одновременно отвечают интересам обеих сторон.

4. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся происходит в процессе организации их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

Сформировала положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников;

Создаются ситуации свободного выбора видов и способов деятельности;

Позиция и стиль работы педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотруднического взаимодействия является методика организации коллективной творческой деятельности.

Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и учащихся связано прежде всего с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Чтобы успешно строить свои взаимоотношения с детьми, педагогу необходимо знание их возрастных особенностей, потребностей, намерений; индивидуальных возможностей, склонностей и интересов школьников; воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности к участию в той или иной деятельности; уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между учащимися и педагогами; факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива; наконец, своих собственных возможностей. Информация по этим вопросам очень изменчива и требует постоянного изучения, при этом педагогу важно получать сведения по каждому вопросу от разных сторон (от других педагогов, детей, родителей) и разными путями (в общении, в деятельности со своими товарищами, учителями, наедине с самим собой).

Отношение школьников к педагогам также определяется их информированностью об учителе. Самой доступной для них является информация об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, которую дети распознают довольно быстро, хотя иногда для этого требуется много времени. Надо учитывать, что мнение об учителе, которое очень трудно бывает опровергнуть, может передаваться от старших учеников. Как и педагогам, детям тоже важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в учителе, однако рамки учебного времени ограничивают возможность решения этой проблемы. Необходимо создание специальных. ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга.

Знание друг о друге должно быть не просто зафиксировано, а осознано и понято.

В условиях гуманистического обучения предполагается изменение типа отношений между учителем и учениками. К. Роджерс в своей книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» писал, что можно создать помогающие отношения, которые характеризуются «прозрачностью» со стороны взрослого (фасилитатора), где четко видны его реальные чувства. Помогающие отношения отличаются принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое дает возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения. Под принятием Роджерс понимал «теплое расположение к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств». Это значит, что «человек вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по-своему». Это значит вы принимаете и уважаете весь спектр его отношений в данный момент независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат его прежним отношениям или нет. Это «принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека, создает для него теплоту и безопасность в отношениях с фасилитатором, защищенность, проистекающую от любви и уважения».

Принятие, по мнению Роджерса, однако, не стоит многого до тех пор, пока в него не входит понимание. Фасилитатор понимает мысли и чувства другого, какими бы «ужасными и глупыми они не были». Понимание – это серьезный интеллектуальный труд и психическое напряжение педагога, ибо оно возможно только на основе сопереживания и идентификации. Логика процесса понимания включает знание как получение и усвоение части информации, ее узнавание (распознавание), классификацию полученной информации и понимание – осмысление. Понимание возможно при условии наличия у педагога «рефлексивной позиции» (М.И. Рожков). В современной научной литературе подчеркивается, что именно с помощью понимания удается за внешними проявлениями человека «увидеть невидимое»: субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания, чувства.

Вторым условием помогающих отношений К. Роджерс выделяет искренность в отношениях. Фасилитатору надо знать собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубинном уровне. Откровенность включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения.

Если создается определенный тип отношений с другим человеком (помогающие отношения), он обнаруживает в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызывает изменения и развитие его личности. В подходящем психологическом климате высвобождается тенденция человека двигаться вперед, к зрелости, появляется стремление перестроить свою личность и свое отношение к жизни, сделав его более зрелым, т.е. происходит побуждение к самоактуализации.

При помогающих, благоприятных отношениях индивид изменяется и на сознательном и на более глубинном уровне своей личности. У него изменяется восприятие себя, он более рационально оценивает себя. Такой человек становится более похож на того, каким он хочет быть. Он более уверен в себе и лучше владеет собой. Он лучше понимает себя, становится более открытым опыту, меньше отрицает и подавляет свой собственный опыт. Такой человек лучше понимает других и видит их более похожими на себя. Подобные изменения происходят у него и в поведении. На него меньше действует стресс, после которого быстрее приходят в себя. Поведение становится более зрелым, у него меньше защитных реакций, он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации. Каждое из этих утверждений основано на доказательствах К. Роджерса – практика.

Содержание взаимодействия тесно связано с формой взаимодействия. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения [Степаненков Н.К., 2005]. От удачного выбора формы воздействия порой зависит эффективность самого воздействия. В рамках нашей работы мы будем опираться на эту классификацию для разработки итогового занятия с родителями.

Важно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом. Если форма работы - элемент организации, то метод - это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию [Капралова Р.М., 2001].

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия - постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании [Воликова Т.В., 2009].

Принципы педагогического взаимодействия педагогов и родителей:

· доверительность отношений между педагогом и родителями;

· личностная заинтересованность, т.е. «никого ничему нельзя заставить

· научиться, человек должен сам захотеть и научиться»;

· подход к родителям не как объектам воспитания, а как активным субъектам процесса взаимодействия;

· утверждение их самоценности, т.е. проявление уважения к каждому родителю;

· эмансипация родителей, т.е. пробуждение их желания познать самих себя.

Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание - основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива [Лизинский В.М., 2007]. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [Щуркова Н.Е., 2008]. Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся [Черноусова Ф.П., 2004].

Т.А. Стефановская выделяет следующие виды родительских собраний:

Собрания-беседы на воспитательные темы

Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье

Собрания-консультации

Собрания в форме круглого стола [Стефановская Т.А., 2006].

Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха[Степаненков Н.К., 1998].

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной,интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа» и т.д.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы. Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Классный руководитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения [Рожкова М.И., 2009]. Основным содержанием работы классного руководителя является работа с родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей к совместной работе по проведению праздников, дежурству по школе вместе с учащимися, по организации соревнований и т.д.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д. [Сластенина В.А., 2004].

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя [Рожков М.И., 2009].

Именно в процессе взаимодействия с родителями педагоги осознают свою роль в воспитании детей. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни.

Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей [Сластенина В.А., 2004].

Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней.

Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношение к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.

Взаимодействие - универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения.

В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение, с одной стороны, и подражание этому поведению - с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.

В образовательном учреждении, в семье идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную общность людей. В коллективе, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу, всегда отличается взаимодействие педагогов и учащихся, по-особому идет процесс передачи опыта. Так, в школе, где сложились и естественно сохраняются сотруднические отношения старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.

В условиях образовательного учреждения передача опыта, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух формах: в процессе взаимодействия педагогов и детей, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших подростков. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги являются носителями культурного наследия, традиций в коллективе, но станет ли это достоянием младших поколений - зависит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения обмена информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия со-. циального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информация, полученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.

Различают социальное и педагогическое взаимодействие. Социальное взаимодействие - более широкое понятие, включает педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных задач, то социальное взаимодействие характеризуется как стихийными контактами, так и специально организованными. В условиях образовательного учреждения воспитатели планируют и осуществляют целенаправленное педагогическое взаимодействие с детьми и между детьми. Но при этом необходимо учитывать стихийно складывающиеся отношения детей, а также создавать условия для расширения социального взаимодействия учащихся, включения их в систему социальных отношений. Это позволяет детям приобретать опыт самостоятельного поведения и взаимодействия в неорганизованной среде.

Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе.

Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют узнать лучше друг друга, способствуют усилению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость - феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личности педагогов и школьников, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились. Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания.

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

— это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;
  • оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

  • обладать психикой и органами чувств , т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
  • участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли , т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, и даже в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

  • физическое;
  • вербальное, или словесное;
  • невербальное (мимика, жесты);
  • мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность , мотивированность, ориентированность на другого человека .

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
  • (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
  • политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
  • профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
  • демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
  • религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
  • обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
  • обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  • обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).