Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья. Спонтанность спонтанный

Неожиданность, самопроизвольность, самодвижение, инстинктивность Словарь русских синонимов. спонтанность см. самопроизвольность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

- (спонтанный) (от лат. spontaneus добровольный произвольный), самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами … Большой Энциклопедический словарь

СПОНТАННЫЙ, ая, ое; анен, анна (книжн.). Возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный. Спонтанное излучение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (от лат. spontaneus произвольный) самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии… … Философская энциклопедия

- [Словарь иностранных слов русского языка

- (от лат. spontaneus добровольный, произвольный) англ. spontaneity; нем. Spontaneitat. Самопроизвольность, самодвижение, вызванные внутренними импульсами. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

спонтанность - и, ж. Свойство спонтанного. БАС 1. Лекс. Ож. 1952: спонта/нность … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Спонтанность - – самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.] Рубрика термина … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

СПОНТАННОСТЬ - самопроизвольное явление (процесс), вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами, напр. (см.) … Большая политехническая энциклопедия

СПОНТАННОСТЬ - En.: Spontaneity Невозможно приказать «быть спонтанным», однако замечено, что гипнотическое функционирование ощутимо приближает нас к спонтанности (см.: непроизвольные виды поведения). В рамках психотерапии цель гипноза помочь пациентам вновь… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Книги

  • Спонтанность сознания , В. В. Налимов. Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природусмыслов и строит вероятностно…
  • Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности , Налимов Василий Васильевич. Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной (трансперсональной) психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природу смыслов и…

Что такое Спонтанность? Значение и толкование слова spontannost, определение термина

1) Спонтанность - проявление самости, самодеятельности, способность активно действовать, процесс саморазвития как следствие разрешения внутреннего противоречия.

2) Спонтанность - (от лат. spontaneus произвольный) - самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии - из самого себя, из собственных побуждений.

3) Спонтанность - (лат. spontaneus самопроизвольный) - самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; также самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Философское понимание С. впервые разрабатывалось античными атомистами в связи с проблемами необходимости и случайности, возможности и действительности, вероятности. свободы воли. Напр., Эпикур, рассматривая самопроизвольное отклонение атома от прямой линии при падении, связывал это с обоснованием случайности и свободы воли, с отказом от механического детерминизма. Однако признание С. само по себе не исключает веры в предопределение, телеологического истолкования действительности. Так, в монадологии Лейбница каждая монада абсолютно спонтанная, представляет собой самодовлеющий мир, но в то же время все монады образуют мир предустановленной гармонии. Диалектический материализм рассматривает С. как специфическое свойство материи, проявление ее самодвижения. С т. зр. материалистической диалектики, указывал Ленин, “ условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей” (Т. 29. С. 317). Признание С. движения и развития не исключает необходимости учета внешних воздействий на развивающийся объект, его взаимосвязи со всем объективным миром. Идеалистическое понимание С. как независимой от объективного мира и недетерминированной “свободы воли” несостоятельно и не согласуется с данными науки.

Спонтанность

проявление самости, самодеятельности, способность активно действовать, процесс саморазвития как следствие разрешения внутреннего противоречия.

(от лат. spontaneus произвольный) - самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии - из самого себя, из собственных побуждений.

(лат. spontaneus самопроизвольный) - самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; также самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Философское понимание С. впервые разрабатывалось античными атомистами в связи с проблемами необходимости и случайности, возможности и действительности, вероятности. свободы воли. Напр., Эпикур, рассматривая самопроизвольное отклонение атома от прямой линии при падении, связывал это с обоснованием случайности и свободы воли, с отказом от механического детерминизма. Однако признание С. само по себе не исключает веры в предопределение, телеологического истолкования действительности. Так, в монадологии Лейбница каждая монада абсолютно спонтанная, представляет собой самодовлеющий мир, но в то же время все монады образуют мир предустановленной гармонии. Диалектический материализм рассматривает С. как специфическое свойство материи, проявление ее самодвижения. С т. зр. материалистической диалектики, указывал Ленин, “ условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей” (Т. 29. С. 317). Признание С. движения и развития не исключает необходимости учета внешних воздействий на развивающийся объект, его взаимосвязи со всем объективным миром. Идеалистическое понимание С. как независимой от объективного мира и недетерминированной “свободы воли” несостоятельно и не согласуется с данными науки.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...
Язык - - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную...

Понятие «спонтанность» употребляется в современном мире в негативном ключе и олицетворяется с непредсказуемостью, бесконтрольностью, порывистостью. А ведь совсем недавно под ней подразумевалась безобидная внезапность и неожиданность действий. Спонтанный человек вызывает у окружающих подозрение, недоверие и снисходительное отношение, вызванное опасением, что он в любую минуту может выкинуть нечто из ряда вон выходящее. По единогласно сложившемуся у общества мнению, на подобную личность невозможно положиться ввиду её безбашенной непредсказуемости. Так ли опасна спонтанность, и как выявить в себе это «опасное» качество?

Спонтанность - это хорошо или плохо?

В психологии спонтанность исторически объяснялась по-разному. В одних источниках человек спонтанный - это личность, которая находит в себе силы и смелость действовать согласно своим внутренним побуждениям, игнорируя внешнее воздействие. В других же это неспособность регулирования своего поведения, полное отсутствие осознанности совершаемых поступков. Таким образом, спонтанность сначала возводилась на пьедестал, а затем ее довольно грубо просили освободить не по праву занятое место. Понятие свободного самовыражения личности боролось против бесконтрольности, и наоборот. Оба понятия довольно интересны, потому как спонтанная личность на протяжении длительного времени вызывала либо восхищение, либо презрение.

Краткий миг торжества спонтанности

Чаша весов в психологии продолжала перетягивать спонтанность то в одну, то в другую сторону. Одни утверждали, что человек спонтанный - это опасная и ненадежная личность, поскольку не умеет и не хочет владеть собой, тогда как другие восхваляли индивидуализм и умение быть самим собой. Конец этой затянувшейся дискуссии положили учения Морено, Юнга и Фромма, которые смело заявили о том, что рассматриваемое нами явление - одна из движущих энергий человеческого бытия, и умение проявлять спонтанность - это признак настоящей личности. По их концепции, это качество личности считается огромной силой, подталкивающей человека к самореализации и свободе самовыражения.

Спонтанность в их устах стала вызовом сложившимся устоям и стереотипному поведению. Стало модным «быть собой», «решиться вступить на свой путь» вместо привычных «так делают все, значит и я должен», «быть таким, как остальные». Спонтанность окончательно утвердилась на пьедестале и была провозглашена «дорогой к саморазвитию».

Наши дни. Быть спонтанным - не в моде?!

Прошли годы, канули в Лету мэтры психологических наук, сумевшие вернуть спонтанности доброе имя. И вновь она попала в немилость народа, ей приписали такие негативные качества, как бесконтрольность, импульсивность и непредсказуемость. В современном мире человек спонтанный - это человек инфантильный, безответственный и незрелый, не способный держать в узде свое неуемное «я». Быть спонтанными - увы! - могут лишь дети.

Динамично развивающийся мир подмял нас под себя и научил следовать обязанностям, расписаниям и стереотипам. воспитание, общественные ограничения связали нас по рукам, да мы и не сопротивлялись, уверенные в том, что так и надо. Даже спонтанная речь нынче не в почете - все должно быть продуманно, выверено со всех сторон и подаваемо сквозь сито шаблонности. И лишь немногие из нас находят в себе силы следовать внутренним убеждениям, не слыша возмущенных возгласов общества, двигаться навстречу свободе своего «я». А мы так и не можем решить для себя, кто они - отверженцы общества или настоящие личности?

Дорогу спонтанности!

Постоянно жить в мире стандартов тяжко и грустно. Каждый человек имеет право на краткий миг впасть в детство и почувствовать себя свободным, выпустить пар и вновь вернуться к привычной жизни. Ибо спонтанность, как и все хорошее, должна иметь время и место. Как же достичь такого состояния?

Подобные поступки дадут вам заряд положительных эмоций и энергии. Вы сумеете почувствовать себя свободной спонтанной личностью.

Сколько бы ни развивалась данная тема, на вопросы о том, человек спонтанный - или плохо, спонтанность - это опасность для общества или форма самовыражения, каждая личность вправе ответить по-своему, исходя из собственного видения этого понятия. Однако не стоит перекрывать себе кислород, если спонтанность для вас - источник радости, движения и жизни.