Социология краткий курс лекций. Социология_конспект лекций. Тема «Культура как социальная система»

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Управление персоналом и социология»

Н. А. Александрова

А. Д. Галюк

О. Н. Шестопалова

СОЦИОЛОГИЯ

Конспект лекций для студентов всех специальностей

и форм обучения

Екатеринбург Издательство УрГУПС 2013

ББК С 5 УДК 316 (075.8)

С 69

С 69 Социология : конспект лекций / Н. А. Александрова, А. Д. Галюк,

О. Н. Шестопалова. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. – 134, с.

Конспект лекций по курсу «Социология» составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может служить надежным подспорьем в учебном процессе. Структура лекций такова, что позволяет получить глубокие знания о сущности социологической науки, ее роли в современном обществе, о задачах, стоящих перед социологами. Особое внимание уделено таким понятиям социологии, как социальное развитие общества, социальная стратификация, социальные институты, семья и брак и др. В конце каждой лекции приводятся контрольные вопросы и задания.

УДК 316 (075.8)

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

Составители: Н. А. Александрова, доцент кафедры «Управление персоналом и социология», канд. филос. наук, УрГУПС

А. Д. Галюк, доцент кафедры «Управление персоналом и социология», канд. социол. наук, УрГУПС

О. Н. Шестопалова, доцент кафедры «Управление персоналом и социология», канд. социол. наук, УрГУПС

Рецензенты: Н. И. Шаталова, зав. кафедрой «Управление персоналом и социология», д-р социол. наук, профессор

Р. А. Ханеев, зам. начальника Свердловской Дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам

© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2013

Предисловие...................................................................................................

Лекция 1. Социология как наука...................................................................

Лекция 2. История становления и развития социологической мысли.......

Лекция 3. Общество как социальная система..............................................

Лекция 4. Социальная структура общества и ее элементы..........................

Лекция 5. Социальная стратификация и мобильность...............................

Лекция 6. Социальные взаимодействия и социальные отношения...........

Лекция 7. Социальный контроль и девиация..............................................

Лекция 8. Личность как социальный тип и деятельный субъект................

Лекция 9. Молодежь как специфическая социально-

демографическая группа..............................................................

Лекция 10. Семья как социальный институт...............................................

Лекция 11. Образование как социальный институт....................................

Лекция 12. Общественное мнение как институт гражданского общества.82

Лекция 13. Социальное движение как вид коллективного действия..........

Лекция 14. Социальные процессы и изменения..........................................

Лекция 15. Культура как фактор социальных изменений.........................

Лекция 16. Глобальное общество: понятие и разновидности.

Место России в мировом сообществе.....................................

Лекция 17. Методология и методы социологических исследований........

Словарь терминов.......................................................................................

Библиографический список.......................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Зачем существует социология, когда уже и так есть столько наук об обществе? – может спросить любой, не очень любопытный человек. В самом деле, общество и человека изучает множество наук – история, политология, экономика, психология, философия… Зачем понадобилась еще одна наука?

Социология – это наука о социальной реальности как таковой. Предметом ее исследования является социальная жизнь, социальные изменения в обществе и события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе, и, возможно, на их судьбе.

Социология тщательно анализирует структуру общества и его элементы, диапазон ее научных интересов простирается от небольшой семьи или дружеской компании до крупных человеческих объединений, будь то социальные классы, аудитории или толпа. Социологию интересуют профессиональные группы или политические партии, возможно, организованная преступность или религиозные культы, поскольку и те и другие выступают проявлением человеческого поведения и взаимодействия.

Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Это функциональный структурализм и гуманистическая перспектива, гендерная и феноменологическая социология, марксизм и позитивизм и др.

Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не

только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим знанием, порождает иллюзии и вымыслы.

Одной из основных задач изучения социологии в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих социальных проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения. Информация о социальных явлениях и процессах позволяет студентам правильно их оценивать, формировать собственное мнение, вырабатывать стратегию и тактику в деловой, политической, социальной, семейной и других сферах.

Конспект лекций по курсу «Социология» составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может служить надежным подспорьем в учебном процессе.

ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии. Функции социологии.

2. Место социологии в системе наук.

3. Структура социологического знания.

Объект и предмет социологии

Впервые термин «социология» был введен в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 1840-х годах. Буквально он означает «учение об обществе» или «науку об обществе» (societas – общество, logos – слово, учение). Этот термин применим и во многих других науках, например, в философии, истории, политологии и др. социальных науках. Специфика социологии заключается в объекте и предмете исследования.

Итак, что такое социология? Чем отличается ее предмет исследования от предметов других социальных наук?

Так, по мнению основателя социологии О. Конта, предметом исследования должны статьзаконы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, иногда называя ее социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, имеют, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.

М. Вебер считал предметом социологии так называемоесоциальное действие, то есть такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Как видим, у Вебера предмет социологиисубъективируется, «привязывается» к человеку.

Э. Дюркгейм объявил предметом науки об обществесоциальные факты, под которыми понимал нормы, законы, ценности, пред-

Социология как наука

ставления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение задает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Дюркгейма к предмету социологии имеет объективный характер, не зависимый от данного человека характер.

Но подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые этот человек имеет с окружающими его людьми и предметами, своим предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах.

Следует отметить, дискуссия о предмете и объекте велась на протяжении всего развития науки. Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос «что такое социология». Вместе с тем в современной науке, несмотря на многообразие теорий, концепций и подходов, доминируют две основные парадигмы –социологический реализм (объекты исследования – общество, социальная структура, социальные институты) исоциологический номинализм (объекты исследования – индивид, личность, человек). Они продолжают существовать, олицетворяя ту или иную методологическую стратегию. В соответствии с этим структура, уровни и понятийный аппарат социологии зависят от того, что считается объектом и предметом социологии как науки.

Тогда самое распространенное представление о социологии как науке об обществе следует дополнить рядом уточняющих моментов: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях.

Итак, можно сказать, что социология – это наука о структуре, функционировании и развитии социальных систем разного масштаба.

Исходя из этого определения, объектом социологии является мир социальных отношений и действий людей, из которых складываются формы организации социальной жизни, т. е. современное общество, и соответственнопредметом являются закономерности развития и функционирования человеческого общества в целом, социальных общностей, групп, систем и организаций, наполняющих общество.

Характерные черты социологии как науки:

системность – социология изучает всю совокупность реально существующих сфер, в которых действует человек, и создает полную картину современного мира;

изучение механизма функционирования систем или общно-

единство теоретических и эмпирических основ;

осмысление противоречий современного общества;

социология едина и неделима для всего человечества, так как ее главная цель – получение объективной информации о жизни людей.

Функции социологии

Как общественная наука социология выполняет ряд функций, которые доказывают ее значимость, полезность для общества.

1. Гносеологическая (теоретико-познавательная) – позволяет получать новое знание, создавать и уточнять теории, концепции, общий взгляд на общество, его социальные связи.

2. Информационная (мировоззренческая) – дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности; а социальное знание способствует оценочной деятельности человека, т. е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

3. Управленческая – суть заключается в том, что социологические выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений.

4. Прогностическая – позволяет предсказать будущее, сформулировать научные прогнозы относительно развития тех или иных социальных явлений и процессов в жизни общества.

5. Пропагандистская – дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения; особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой коммуникации, в военной сфере.

Место социологии в системе наук

Социология тесно связана с целым рядом наук – как социальногуманитарных, так и естественных.

Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой она развивалась 2,5 тыс. лет, пока в XIX в.

Социология как наука

не стала самостоятельной наукой. Именно из философии социология черпает парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию.

Опираясь на философию, социология рассматривает жизнь общества и личности как целостный процесс. Но в отличие от философии, для социологии принципиальное значение имеет возможность соотнесения понятий с эмпирически проверяемыми фактами. Поскольку социология изучает реальные общественные системы, она является и своеобразной базой для углубления смысложизненных проблем самой философии.

Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. Социология использует описание конкретных общественных явлений, фактов, процессов, которые ей дает история, история же исходит (точнее должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией.

Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию иполитологию. Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом.

Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология. При исследовании отдельных общественных отношений социология опирается на законы и тенденции, открываемые этими науками.

Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи социология имеет с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками. Сегодня невозможно представить подготовку и проведение конкретных социологических исследований без использования математических и статистических методов обработки и анализа полученной информации. Да и сам ее сбор основан на расчетах выборочной совокупности, которые требуют определенных математических и статистических знаний.

Социология сегодня тесно связана с информационными технологиями. Любой специалист в области социологии, прежде всего

прикладной, не сумеет обойтись без использования программного обеспечения, высоких технологий, электронно-вычислительной техники.

Все это говорит о том, что социология включена сегодня в систему не только социально-гуманитарного, но и естественнонаучного знания.

Структура социологического знания

Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды классификации:

1) п о масштабу изучаемого социального взаимодействия– макросоциология (ориентация на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов, в них происходящих), микросоциология (обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.);

2) п о степени обобщенности знания– общая социологическая теория

(представление об обществе как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические подходы к социологическому анализу), отраслевые социологические теории или теории среднего уровня (касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов; познавательный ракурс намного уже, чем общесоциологической теории и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества), конкретно-социологические исследования (составляют важную область эмпирической социологии, позволяют получить материал

о различных сторонах социальной действительности, выявить общественное мнение о тех или иных событиях общественной жизни, социальных проблемах, способах их решения и т. д.);

3) п о целям исследования – теоретическая социология(обобщает накопленный фактический материал и создает теории и концепции, объясняющие закономерности развития социальных явлений и процессов, концентрирует свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийно-

I. Введение в дисциплину ……………………………………………………………………..4

………………………...……….5

III. Социология (теоретическая часть курса) ……………………………………………..6

1. Социология как наука…………………………………………………………………..…6

2. Классические социологические теории. Русская социологическая мысль

XIX – начала ХХ века………………………………..…………………………………..10

3. Общество………………………………………………….………………………………15

4. Социальная структура и социальная стратификация…………………………………..18

5. Социальные общности и группы…………………………………..…………………….23

6. Этнические общности…………………………………………………………………….27

7. Социальные организации………………………………………………………….……..31

8. Общественное мнение как институт гражданского общества……………………...…35

9. Культура как социальная система……………………………………………………….38

10. Социология личности…………………………………………………………………...42

11. Социология отклоняющегося поведения………………………………………………46

12. Социология брака и семьи……………………………………..……………………….49

13. Социальные взаимодействия и отношения……………………...…………………….53

14. Социальные изменения. Концепция социального прогресса…...……………………57

15. Социальные движения………………………………………………..…………………64

16. Глобализация социальной жизни. Россия в мировой системе………...……………..67

17. Современные социологические перспективы…………………………………………73

18. Конкретное социологическое исследование и прогнозирование…………………….79

IV. Самоконтроль ……………………………………………………………………...……….82

IV.1. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….……..82

IV.2. Ключи к ответам на вопросы для самоконтроля……………………………………94

VI. Глоссарий …………………………………………………………………………………..101

I. Введение в дисциплину

Одной из наиболее характерных особенностей современного этапа жизни общества является его быстрая качественная эволюция. Процессы, происходящие в нём, развиваются столь стремительно, что человеку, не вооружённому специальными знаниями об обществе и законах его функционирования, бывает очень сложно ориентироваться в современном мире, определять отношение к этим процессам, находить своё место в них, оптимизируя, таким образом, своё социальное существование. Непонимание социальных закономерностей и специфики развития общества нередко служат причиной возникновения и обострения социальных конфликтов, нереализации личных жизненных планов.

Выход из такой ситуации предоставляет социология. Изучение всего многообразия социальных связей, законов, принципов и противоречий социальной жизни, обеспечиваемое этой наукой, является универсальной задачей современного, всё более усложняющегося общества. И тем более это необходимо вам – будущим специалистам, организаторам и руководителям производства. В ваших руках вскоре окажутся реальные средства для целенаправленного воздействия на социальные связи и взаимодействия как в отдельных коллективах, группах и общностях, так и в обществе в целом.

Курс "Социология", который вам предстоит изучить, нацелен на усвоение необходимых знаний об обществе. В предлагаемом ниже теоретическом разделе, являющемся базовым для последующего самостоятельного более глубокого изучения данной дисциплины, описаны важнейшие этапы формирования и эволюции современного социологического знания, фундаментальные методологические подходы к изучению общества, изложены основные положения теорий общества в целом, социальных групп и общностей, социальных институтов и процессов, методика подготовки и проведения конкретных социологических исследований.

Методологическую основу данного курса составляет объективно - плюралистический подход к изучению социальных проблем и концепций. Его основные принципы:деидеоло - гизация (освобождение взглядов на общество от идеологического монополизма и идеологической конфронтационности),плюрализм научной информации (рассмотрение различных, порой противоположных по методологическим и мировоззренческим основаниям подходов). При этом значительная часть тем раскрывается преимущественно с позиций социологического реализма (материализма) и функционализма, что соответствует традиции российской социологии и отражает методологические подходы авторов большинства современных российских учебников по данной дисциплине. В ряде тем в сравнительном плане излагаются и иные методологические перспективы (символический интеракционизм, феноменология, теория обмена и др.), что позволит вам получить более полное представление по существу тех или иных социальных проблем, явлений и процессов.

Содержание данного учебно-методического комплекса (далее – УМК) полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по курсу "Социология" для специалистов экономического профиля. Программа курса носит преимущественно проблемно-теоретический характер, но вместе с тем имеет самый непосредственный выход на реальные социальные проблемы, процессы и противоречия современного российского общества, что нашло отражение в его содержании и темах контрольных работ.

Цель курса – формирование у студента научно-социологического мировоззрения, соответствующего требованиям современного динамично развивающегося общества.

Задачи курса: 1) раскрыть содержание ключевых понятий и концептуальных подходов, на которых основано изучение общества и его сегментов в социологии; 2) ознакомить с имеющимися в мировой и отечественной науке методологическими перспективами, теоретическими положениями и наиболее распространёнными методами исследования, используемыми социологами при решении научных и практических задач; 3) развить навыки самостоятельного теоретического осмысления и научно-социологического анализа проблем

общественного развития; 4) способствовать формированию гуманитарной и управленческой культуры будущего специалиста с высшим экономическим образованием.

Успешное изучение данного курса, использование полученных знаний для самостоятельного анализа микро- и макросоциальных процессов и явлений позволит вам в дальнейшем более уверенно и целенаправленно формировать такую социальную среду, которая обеспечит оптимальное сочетание производственных, групповых и личных интересов, а значит, оптимизирует социальное существование для вас, ваших коллег, друзей и близких.

Место курса в профессиональной подготовке студента ХГАЭП. Курс "Социология"

даёт студентам возможность освоить исходные понятия, принципы и направления социологических исследований, получить представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии, сформировать навыки самостоятельного квалифицированного анализа социальных процессов в России и мире, необходимые для будущей профессиональной деятельности в государственных и негосударственных организациях хозяйственно-экономического, административно-политического и социального профиля.

Требования к уровню усвоения основного содержания курса. Усвоение основного содержания курса "Социология" предполагает предварительное изучение студентом ряда дисциплин цикла ГСЭД, в частности отечественной истории и философии. Необходимы также навыки работы с Интернетом. Критерием усвоения курса является успешное выполнение итоговых заданий: правильные ответы на тесты и зачтённая контрольная работа по одной из предложенных в данном УМК тем.

II. Методические указания по изучению дисциплины

При изучении курса "Социология" вы столкнётесь с рядом проблем, от преодоления которых зависит успех вашего изучения данной дисциплины. На что следует обратить внимание прежде всего?

Первая проблема связана с понятийно-категориальным аппаратом (научным языком) социологии. Вы, очевидно, уже сейчас обратили внимание на то, что многие сугубо социологические термины не совсем (или совсем) не понятны. При этом сами слова кажутся удивительно знакомыми, поскольку социологи позаимствовали их из других наук (более всего из математики, физики, биологии), придав им иноесоциологическое значение. В данном УМК принят следующий порядок: в начале каждого разделатеоретической части курса приводится перечень понятий, значение которых вы должны хорошо усвоить и в дальнейшем самостоятельно использовать. В следующем ниже тексте этим понятиям даютсяопределения и краткиехарактеристики . При изучении курса, в случае необходимости вы можете уточнить значение того или иного понятия с помощьюГлоссария , в котором есть указание на соответствующую страницу текста, где приведено его определение.

Вторая проблема связана со значительным многообразием социологических теорий, поразному объясняющих одни и те же явления социальной жизни. При этом многообразие точек зрения на один и тот же предмет не означает истинность одних и ложность других, а лишь подчёркивает многообразие и многоаспектность проявлений социального в нашей жизни. В данном УМК будут представлены лишь те теории, которые являются наиболее известными и признанными в научной среде. Мы рассчитываем на то, что вы проявите интерес к темам данного курса и сможетесамостоятельно разобраться в интересующих вас вопросах после завершения изучения курса социологии.

Третья проблема состоит в том, что практически все темы курса тесно интегрированы между собой внутренними логическими связями. Поэтому глубокое изучение любой из них потребует от вас получения дополнительной информации из других разделовтеоретической части курса . Соответствующие ссылки даны в скобках. Например, (2.3.) означает: "См. тему 2, раздел 3".

Четвертая проблема технического свойства. До сих пор в библиотеках ощущается недостаток учебной и научно-методической литературы по социологии. В связи с этим данный УМК составлен таким образом, чтобысодержащегося в нём материала было достаточно для успешной сдачи зачёта по социологии . Однако ограниченный объём не позволил подробно изложить многие темы. Следовательно, вам предстоит самостоятельно поразмышлять над тем, какие процессы и явления в мире, в России, в том регионе, где вы проживаете, иллюстрируют изученные вами социологические теории. Для этого вы можете воспользоваться дополнительной литературой, рекомендованной в данном УМК, любой другой доступной научной и учебно-методической литературой по социологии, по возможности, изданной не ранее 2000 г., периодическими изданиями, а также всевозможными сайтами в Интернете, содержащими материалы по данной дисциплине.

Обратите внимание на раздел IV. Вопросы для самоконтроля . Ответы на большинство из них потребуют от вас умения логически мыслить, сопоставлять теорию и практику. Поиск правильного ответа на каждый вопрос позволит получить более глубокие знания по темам курса. Проверить правильность своих рассуждений вы сможете с помощью ключей, размещённых в подразделеIV.2 .

Работа над курсом социологии включает : 1) тщательное изучение материала, изложенного в данном УМК; 2) ответы на вопросы тестов (их необходимо представить преподавателю для проверки); 3) самостоятельное изучение одной из социальных проблем, оформленное в виде контрольной работы (темы контрольных работ и порядок их выполнения приведены в разделе V.2). Положительная оценка за ответы на вопросы тестов и зачтённая контрольная работа означают, что выуспешно выполнили программу изучения данного курса и получаетезачёт по социологии.

III. СОЦИОЛОГИЯ (теоретическая часть курса)

1. Социология как наука

1.1. Возникновение и развитие социологии. 1.2. Объект и предмет социологии.

1.3. Структура социологии. 1.4. Функции социологии в обществе.

Основные понятия: институционализация, социология, объект социологии,

предметная область социологии, функции социологии, социальное.

Данная тема открывает курс изучения социологии и является вводной. Вы познакомитесь с проблемой возникновения и развития социологии, становлением научных взглядов на её объект и предмет, получите представление о структуре социологического знания и функциях социологии в современном обществе. Уяснение этих сюжетов позволит вам в ходе дальнейшего изучения дисциплины получить более чёткое представление о месте той или иной темы в структуре социологии, определить её значение как для социальной науки в целом, так и для практики социального управления.

1.1. Возникновение и развитие социологии.

Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны очень давно – ещё на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Вместе с тем все эти идеи носили чаще всего умозрительный характер, их создатели опирались в своих выводах не на строгие научные исследования, а на сугубо личные субъективные наблюдения. И хотя нередко эти наблюдения были очень точными и глубокими, считать их социологическими,

конечно, нельзя. Современные исследователи справедливо полагают, что идеи и теории об обществе и его развитии, высказанные до возникновения современной социологии, представляют собой, скорее, социальную философию , но не социологию.

Возникает вопрос: в связи с чем именно в XIX в. возникла потребность в создании совершенно новой дисциплины, призванной строго научно, непредвзято изучать общество? Какие причины вызвали появление социологии? Таковых несколько, причём одни из них носят объективный, а другие – субъективный характер.

Объективные причины : 1)усложнение человеческих отношений,развитие и всё большая

дифференциация сфер общественной жизни, созданиесложных организаций , вызвавшие потребность ихизучения инаучного управления ими; 2) возрастающая степеньупорядочен - ности ,повторяемости ,закономерности в поступках людей, создавшая объективную воз-

можность для их научного анализаи систематизации.

Субъективные причины: 1) осознаниетого факта, что нельзя волевым порядком(волюн-

таристически) изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поискесоциаль - ных законов , управляющихповедением идеятельностью людей, групп, общностей и организаций.

Необходимо напомнить, что время возникновения социологии (середина XIX в.) было насыщено негативной социальной энергией: в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания.

Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт (2.1.). В1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал своё мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О. Конт считаетсяосновоположником социологии.

Во 2-й половине XIX – начале ХХ в. ученики и последователи О. Конта (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер (2.1.) и др.) заложили теоретические основы науки, бурное развитие которой происходило уже в ХХ веке. Заметный вклад в развитие социологии внёс основоположник теории научного коммунизма К. Маркс (2.2.). Русские исследователи (М. Бакунин, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин (2.3.) и др.) сформулировали концепции, получившие дальнейшее развитие в трудах их последователей. Социологические теории XIX – начала ХХ в. не утратили актуальности и сегодня.

Современная социология, во многом опирающаяся на труды своих великих предшественников, продолжает развивать идеи, высказанные О. Контом (неопозитивизм ),

Г. Спенсером (неоорганицизм ), М. Вебером (понимающая социология ). Вместе с тем в ХХ в.

возникли и принципиально новые школы и направления, внёсшие заметное своеобразие в изучение социальной реальности (структурный функционализм Т. Парсонса,феноменология

А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, символический интеракционизм Дж. Мида,теория обмена

Дж. Хоманса (17.) и др.).

На рубеже ХХ–XXI вв. началсяновый этап развития социологии, связанный с попыткамиразрешения возникших в нейпроблем и направленный, в частности на созданиеединой интегрированной социологической теории, объединяющей в себе все научные достижения прошлого (17.3.).

1.2. Объект и предмет социологии.

В течение нескольких десятилетий с момента возникновения социологии не утихали дискуссии о том, что считать объектом и предметом данной науки. Проблема эта отнюдь не праздная, поскольку от её решения зависела судьба социологии, процесс её институ-

ционализации (под институционализациейв социологии понимают: 1) учреждениекакихлибо новыхобщественных институтов; 2) правовое и организационное закреплениетех или иных общественных институтов, в данном случае – новой науки).

Вначале уточним, что следует понимать под объектом и предметом любой науки. Объект науки – это то,на что направлена деятельность исследователя, то,что противостоит ему в качествеобъективной реальности.Предмет науки – тестороны , проявления , связи и закономерности объекта , которые изучаетданная наука и никакая другая. Объектом социологии являетсяобщество . Однако общество в той или иной мере изучаютмногие другие дисциплины : философия, история, политическая экономия, психология, антропология и др. Проблема в данном случае состояла в том, чтобы определить тестороны ,проявления ,

связи и закономерности объекта, которые изучает толькосоциология и никакая другая

наука.

Долгое время общего представления о предмете социологии не было и у её основоположников. Так, О. Конт считал, что предметом социологии являются социальные факты , Э. Дюркгейм относил к сфере исключительно социологического внимания феноменколлек -

тивного сознания , М. Вебер полагал, что таковым являетсясоциальное действие (2.1.).

Сложность в определении предмета социологии была связана с тем, что исследователи пытались искусственно свести всё многообразие проявлений социального к чему-то одному, что, в принципе, невозможно. В конце концов, пришлось признать, что говорить о том или ином предмете этой науки бессмысленно. В процессе общественного развития постоянно возникают новые социальные связи и отношения, которые расширяют перечень явлений, относимых к её предмету.

Именно поэтому уже в 1-й половине ХХ в. заговорили опредметной области социологии , включающей в себявсё многообразие социальных связей ,отношений ,явлений ипроцессов , происходящих в обществе. Исходя из такого понимания, можно дать определение самойсоциологии . В наиболее общем виде она представляет собойсистематическое изуче -

ние индивидов в составе групп и социальных образований.

Однако в разных социологических перспективах (школах, направлениях, парадигмах) её трактуют по-разному. Так, представителисимволического интеракционизма (17.7) полагают, что социология – это вообще не наука, а всего лишь способ изучения межличностных взаимодействий (интеракций), которые не подвержены никаким закономерностям, не могут быть описаны никакими теориями. А потому и социология не может называться наукой.

П. Бурдье(представитель конструктивистского структурализма(17.4)) утверждает, что социология в её объективистском толковании – это социальная топология, анализ релятивных(относительных, недоступных строгому научному анализу) положений и соединяющих их объективных связей.

Но есть и иная точка зрения, согласно которой социология имеет все основания находиться в одном ряду с другими науками, прежде всего естественнонаучного цикла – физикой, химией, биологией. Так, по мнению представителейструктурного функционализ - ма (Т . Парсонс , Р . Мертон и др.) (17.2), которое разделяют и российские ученые,

социология – это наука о закономерностях становления, функционированияи развитияобщества, изучающая социальные факты, процессы, отношения, деятельность индиви- дов, социальных группи общностей, их роли, статусы, социальное поведение, институциональные формы организации.

1) социальное – это свойство, имманентно (внутренне) присущее индивидам и общностям, формирующееся в процессе социализации (воспитания) и интеграции (вхождения) человека в общество, в общественные отношения;

2) социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (социальные отношения);

3) социальное есть результат взаимодействий, который может быть выражен в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и пр.

Социальное проявляется на трёх уровнях: индивидуальном, групповом и общесоциальном (социетальном).

1.3. Структура социологии.

Современное социологическое знание имеет сложную разветвлённую имногоуровневую структуру. Собственно говоря, представление о ней можно получить, сопоставляя её с объектом этой науки –обществом . Всё великоемногообразие проявлений общественной жизни находит своё отражениев структуре социологии.

Исследователи подходят к рассмотрению данной проблемы с разных позиций . Рассмотрим некоторые из них.

1. Структура социологии по сферам общественной жизни

Сферы жизни общества

Политическая сфера

Социология политики

Экономическая сфера

Социология экономики

Культурная сфера

Социология культуры

2. Структура социологиипо масштабам

Предметная область

Микросоциология

поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определя-

ющие взаимодействия между людьми

Макросоциология

крупномасштабные социальные системы и процессы, происходя-

щие в течение длительного времени, а также модели поведения,

представленные в социальных институтах, – семье, образовании,

религии и др.

Метасоциология

анализ самой социологии как объекта и её важнейших компонен-

тов – концепций, теорий, моделей, методов и т.д.

3 . Структура социологии по задачам исследования

Задачи исследования

Отрасли социологического знания

Изучение общества, выявление социальных законов,

построение социологической теории

Теоретическая социология

Конкретные социологические исследования

Эмпирическая социология

Выработка прогноза относительно будущего разви-

тия общества, протекания тех или иных социальных

Прогностическая социология

процессов

Разработка приёмов, способов, инструментов воздей-

ствия на общество с целью достижения тех или иных

результатов его социального развития

Инструментальная социология

4. Структура социологиипо уровням социологического знания

Фундаментальный

– изучение социальной структуры, социального развития, разра-

ботка теории и методологии науки

(общесоциологический)

– изучение социальных институтов (семья, образование, наука,

Теории среднего уровня

политика и др.), социальных общностей (классы, слои, группы,

организации и др.), социальных процессов (конфликты, мобиль-

ность, урбанизация и др.)

Эмпирический уровень

– конкретные социологические исследования (анкетирование,

(прикладной)

интервьюирование, наблюдение, эксперимент и др.)

Необходимо иметь в виду, что разделение социологического знания на уровни носит сугубо методологический характер. В действительности и теоретический, и эмпирический уровни существуютв органичном единстве , которое прослеживается в двух аспектах – функциональном и генетическом.Функциональный аспект предполагает движение исследователя

от теоретического уровня к эмпирическому (проверка теории практикой); генетический– восхождение от эмпирического уровня к теоретическому(обобщение опыта и формулиро-

вание новой теории).

1.4. Функции социологии в обществе:

1) теоретико - познавательная – всестороннее научное исследованиеобщества, элементов его структуры, общественных процессов и явлений, выявлениеи формулированиесоциальных законов, построениесоциологической теории;

2) управленческая – поискразумных способов решенияобщественных проблем и проблем, которые возникают в результате того или иного воздействия на общество;

3) прогностическая – выработка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозовотносительно перспектив будущегоразвития общества, тех или иных общественных структур и процессов, а также возможных последствийпринятия конкретных мер, направленных на регулирование общественных отношений;

4) социального проектирования и конструирования – разработка научно-обоснованных

проектов имоделей общества, отдельных общностей или групп, имеющих те или иные социальные характеристики, в качестве экспериментальных или эталонных;

5) мировоззренческая – формирование научно-социологического общественного мировоз-

зрения ; 6)воспитательная – внедрение в массовое сознание определённых социокультурных

ценностей инорм , ориентирующих индивидов на оптимальные для данной социокультурной системы общественные отношения.

Краткие выводы . Социология, возникнув в середине XIX в., немногим более чем за полтора столетия превратилась в одну из фундаментальных наук об обществе. Сегодня она включает в себя многоотраслевые и многоуровневые знания, отражающие всё многообразие социальной жизни людей. Она выполняет ряд важных социальных функций, обеспечивающих её весомый вклад в устойчивое развитие современного общества.

2. Классические социологические теории. Русская социологическая мысль XIX – начала ХХ века

2.1. Классическая западная социология XIX – начала ХХ века.

2.2. Исторический материализм К. Маркса. 2.3. Социологическая мысль

в России XIX – начала ХХ века

Основные понятия: позитивизм, органическая теория, теория социального реализма,

социальный факт, научный метод, понимающая социология, социальное действие, исторический материализм, общественно-экономическая формация (ОЭФ), анархизм, социология народничества, субъективный метод, солидарность, психологическая социология, плюралистическая социология, социологический неопозитивизм

Во 2-й половине XIX – начале ХХ в. в европейской, в частности русской социологической мысли, были сформулированы фундаментальные общесоциологические теории, которые наложили заметный отпечаток на всё последующее развитие этой науки. Знакомство с ними позволит вам в дальнейшем более глубоко и обстоятельно понять сущность основных социологических идей современности.

2.1. Классическая западная социологияXIX – начала ХХ века

Позитивизм О . Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироватьсяна данных науки , а не на воображении и догадках .

О. Конт сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества", суть которого сводится к тому, что общественное сознание , познавательнаядеятельность людей в своём развитии прошли три стадии –теологическую , метафизическую ипозитив - ную . На последней позитивной стадии общественное сознание основывается преимуществен-

но на строго научных наблюдениях, позволяющих выявлятьи формулироватьзаконы при-

роды и общества. Общество, по мнению О. Конта, представляет собой целостный организм , определяющийразвитие идеятельность составляющих его индивидов. При этом человек по отношению к обществу выступает каксоциальный субъект , но не какавтономная личность . О. Конт ввёл в научный оборот понятия" социальная динамика " (механизм функционирования и развития общества) и" социальная статика " (социальная структура общества и взаимоотношения между её элементами). Основными законами, которым, по его мнению, подчиняется развитие общества, являются:биологические , астрономические (законы движения небесных тел), климатические и расовые .

Органическая теория Г . Спенсера стала логическим развитием идеи О. Конта об обществе какцелостном организме . Общество, по мнению Г. Спенсера, представляет собойцело -

стную систему взаимодействия природных (главным образом биологических) и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органичносвязаны друг с другом и не

могут существовать вне этой связи .

Г. Спенсер разработал теорию социальной эволюции, в соответствии с которой прог -

рессивное развитие общества связано с его усложнениеми совершенствованиемдеятель-

ности социальных институтов, прежде всего политических. Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества, по Г. Спенсеру, являются: 1)интеграция – переход от простого к сложному; 2)дифференциация – переход от однородного к разнородному; 3)возра - стание порядка – переход от неопределённого к определённому. Важнейшим условиемстабильности общества он считалсоциальное равновесие , достигаемое путём приспособительных действий, гармонии личных и общественных интересов, взаимных компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

Теория социального реализма Э . Дюркгейма также связана с идеями О. Конта. Однако научные взгляды этого исследователя существенно отличаются от взглядов основоположника социологии.

Сущность социального реализма , по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, чтоприроду социальных явлений следует объяснятьсоциальными фактами , под которыми он понималидеи , нормы , ценности , вырабатываемые коллективным сознанием людей ипринудительно воздействующие на их поведение . Важнейшимипризнаками социальных фактов являются: 1) ихобъективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) ихпринуди - тельное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты (семья, религия, право и т.д.). Э. Дюркгейм также является основоположникомнаучного

СОЦИОЛОГИЯ

Курс лекций

СОЦИОЛОГИЯ 1

Курс лекций 1

Введение 4

Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе 5

Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины. 5

Вопросы для самопроверки 12

Тема 2.История становления и развития социологии 13

1. История становления учений об обществе. Возникновение социологии. 13

2. Классический период в развитии социологии. 13

3. Социология в России. 13

4. Развитие социологии в современных условиях. 13

Вопросы для самопроверки 23

Тема 3.Общество - целостная социокультурная система 24

1. Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни. 24

2. Структура и исторические типы обществ. 24

3. Цивилизационный подход к анализу общества. 24

Вопросы для самопроверки 32

Тема 4.Социальные изменения и социальный прогресс 33

1. Социальные изменения, их формы. 33

2. Социальный прогресс. Проблема его критериев. 33

3. Современное общество: тенденции и перспективы развития. 33

Вопросы для самопроверки 39

Тема 5.Социология личности 40

1. Социологическое понятие личности, ее структура. 40

2. Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты. 40

3. Личность и общество: проблемы взаимоотношений. 40

4. Личность в современном обществе. 40

Вопросы для самопроверки 48

Тема 6.Социальная стратификация 49

1. Равенство и неравенство как социологическая проблема. 49

2. Социальная дифференциация как основа социальной стратификации. 49

3. Социальная стратификация современного российского общества: особенности и тенденции развития. 49

Вопросы для самопроверки 55

Тема 7.Социально-этнические общности и отношения 57

1. Социально-этнические общности. 57

2. Этносоциальные процессы и межнациональные отношения. 57

3. Социальные аспекты этнонациональных конфликтов. 57

Вопросы для самопроверки 66

Тема 8.Поколения как субъекты общественной жизни 67

1. Понятие поколения: сущность и содержание. 67

2. Возрастная стратификация общества. 67

3. Отношения поколений: преемственность и конфликты. 67

4. Социальные проблемы молодежи. 67

Вопросы для самопроверки 75

Тема 9.Социология семьи 76

1. Социальная сущность и функции семьи. 76

2. Классификация семейно-брачных отношений. 76

3. Кризис семьи и ее будущее. 76

Вопросы для самопроверки 83

Тема 10. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация 84

1. Объективная необходимость и сущность социального управления. 84

2. Основные функции и принципы управления. 84

3. Методологические подходы к регулированию социальной жизни. Уровни управления. 84

Вопросы для самопроверки 88

Тема 11.Политическая система общества как регулятор социальной жизни 89

1. Политическая система общества: структура и функции. 89

2. Гражданское общество и правовое государство, 89

3. Политическое сознание и политическая культура. 89

Вопросы для самопроверки 96

Тема 12. Культура как социальное явление 97

1. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции. 97

2. Культура и личность. 97

3. Тенденции развития культуры в современном мире. 97

Вопросы для самопроверки 102

Тема 13. Социология воспитания. Социализация личности 103

1. Социологическое понятие воспитания. Содержание и цели воспитания. 103

2. Социализация и самовоспитание. 103

3. Роль педагогической деятельности в системе воспитания. 103

Вопросы для самопроверки 108

Тема 14. Девиантное поведение 109

1. Понятие и природа девиаций. 109

2. Основные виды девиантного поведения. 109

1.Вопросы для самопроверки 117

Тема 15. Социология образования 118

1. Предмет социологии образования. История ее развития. 118

2. Образование и общество. Социальная сущность образования. 118

3. Система образования: ее структура и функции. 118

Вопросы для самопроверки 124

Тема 16. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований 125

1. Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований. 125

2. Программа социологического исследования. Методика, техника и процедура социологического исследования. 125

Вопросы для самопроверки 129

Рецензенты: кафедра политологии и социологии МПГУ им. В. И. Ленина (зав. кафедрой профессор Л. К Зыбайлов).

кафедра социологии и политологии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова

(зав. кафедрой профессор Л. Н. Панкова)

Социология. Курс лекций

Под редакцией Анатолия Васильевича Миронова, Валентины Васильевны Панферовой, Вячеслава Матвеевича Утенкова

Редакторы: И. А. Алифанова, Ю. В. Лазарева

Технический редактор Т. Н. Гризунова

Сдано в набор 04.06.96. Подписано в печать 04.07.96

Формат 84x108 1 / 32 . Гарнитура «TextBook». Печать офсетная.

Цена свободная. Объем 8 л. л. Тираж 10 000 экз. Зак. 1465

Оригинал-макет изготовлен 000 «Ин-фолио-1»

107005, Москва, Денисовский пер., 30.

Отпечатано в Орехово-Зуевской типографии.

Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Дзержинского, д. 1.

Введение

Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе

Тема 2.История становления и развития социологии

Тема 3.Общество - целостная социокультурная система

Тема 4.Социальные изменения и социальный прогресс

Тема 5.Социология личности

Тема 6.Социальная стратификация

Тема 7.Социально-этнические общности и отношения

Тема 8.Поколения как субъекты общественной жизни

Тема 9.Социология семьи

Тема 10. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация

Тема 11.Политическая система общества как регулятор социальной жизни

Тема 12. Культура как социальное явление

Тема 13. Социология воспитания. Социализация личности

личности

Тема 14. Девиантное поведение

Тема 15. Социология образования

Тема 16. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований

Литература

Введение

Социология читается в настоящее время практически во всех высших учебных заведениях страны. Социологическое образование является неотъемлемой составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.

Данный курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом, в нем нашли отражение основные темы курса, что позволяет использовать его в любом высшем и среднем специальном учебном заведении. Вместе с тем курс написан на основе Программы для педагогических институтов и имеет профессиональную направленность. Это нашло отражение и в разработке тематики курса, и в его содержании.

Наряду с такими темами, как «Социология личности», «Социология семьи», «Социология образования», традиционно включаемыми в абсолютное большинство программ и курсов, в данном пособии достаточно широко раскрыты темы, которые редко или вообще не представлены в программах и пособиях. Сюда можно отнести темы «Поколения как субъекты общественной жизни», «Девиантное поведение», «Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация». Они представляются важными для любого специалиста, но для учителя - особенно.

В лекциях широко использован фактический материал. При раскрытии тем особое внимание уделяется анализу современных социальных проблем в России.

Губина С. А., Ерофеева С. И., Козлова О. Н., Ланцова Л. А., Мечников М. А., Миронов А. В., Панферова В. В., Руденко Р. И., Серебряков С. Л., Спасибенко С. Г., Тавадов Г. Т., Утенков В. М., Шурупова Н. Ф.

В пособии использованы материалы Голода С. И., Закалина А. С., Комаровой Э. И., Кучина Г. В., Мокина С. В., Свинцова Н. Н., Субочева Н. С., Тюленева А. Е., Усиковой Л. Ф., Фетисова В. Я.

Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе

Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины.

1. Объект, предмет, структура и функции социологии.
2. Место социологии в структуре современного знания.

1. Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука, каковы предпосылки и условия ее развития, возрастающего значения в жизнедеятельности людей, своего рода «второго рождения» в конце XX в. в нашей стране? Ответы на эти вопросы во многом предопределяют понимание сути и содержания этой науки.

Всякая новая теория общественного развития является, с одной стороны, отражением качественного изменения социальных отношений, реальных возможностей и потребностей людей, с другой - следствием прогресса самого научного знания. Необходимо разрешение вновь возникающих противоречий, диагностика социальных болезней, поиск методов их излечения.

Случайно ли социология как автономная наука возникает в середине XIX в.? Следствием вызревания каких социальных явлений она стала?

Знания об обществе, вернее о разрозненно существовавших многие тысячелетия обществах-государствах, могли превращаться в единую науку о социуме лишь в условиях промышленной революции, перерастающей в научно-техническую и затем информационную.

Выделим особенно значимые условия развития социологии.

Первые предпосылки развития социологии связаны с первоосновой жизни человека - с биосферой, природой, материальными, экономическими, производственно-техническими, энергетическими факторами.

Именно благодаря гигантскому росту производительных сил в условиях промышленной революции возникает возможность создать материальный базис свободного человечества и осуществить переход от системы с преобладанием естественной обусловленности к социально-исторической, социально-культурной.

Научно-техническая революция XX в., информатизация общества означают следующий качественный скачок в развитии производительных сил. Конец XX в. отмечен глобальным экономическим бумом, когда от торговли, экономического взаимообмена между отдельными странами мир втягивается в процесс становления единой экономики. Но на фоне колоссальных достижений в сфере материального производства ужасает пропасть в уровне жизни людей в разных регионах мира, да и неблагополучие многих членов общества в самых развитых странах. Гонка вооружений и «гонка за комфортом», часто бессмысленным и даже отягощающим жизнь, варварское отношение к природе, эгоцентрическое потребительство со всей очевидностью обнаружили пределы экстенсивного роста производства, антигуманизм технократической парадигмы развития общества. Экологический кризис может быть преодолен, а человечество спасено, если мы научимся заботиться не только о своем превосходстве, но и о сбережении, возвышении природы, если победит гуманистический тип отношения к ней.

Таким образом, к концу второго тысячелетия меняются приоритеты: не экономика, а социокультурные факторы прежде всего определяют прогресс человечества, в том числе и в сфере природных, производственных процессов.

Другие предпосылки становления и возрастания роли социологии в жизни общества связаны непосредственно с системой общественных связей, с особенностями политических, правовых, нравственных отношений, их демократизацией. Организуется, вернее самоорганизуется социум в масштабах всего человечества в направлении к единению многообразного бытия разных народов и наций, в борьбе сил централизации и децентрализации, демократии и тоталитаризма, национальных и транснациональных тенденций. Меняются временные, пространственные характеристики развития коммуникативных связей. Жилище человека все более включается во всеобъемлющую информационную сеть, охватывающую всех людей планеты независимо от национальности, верования, языка. Возникает универсальный образ жизни. Мир становится космополитичным. Мы все заметнее влияем друг на друга. Острой становится нужда в мировом универсальном языке.

Однако наряду с возникновением в современном мире межнациональных сообществ обостряются и националистические настроения. Нарастание «тесноты» общественных связей, создание всечеловеческого экологического, экономического, информационного пространства превращаются в основание разрешения глобальных проблем. Становится ясно, что освобождение человека в одной части Земли без свободы всех землян так же невозможно, как наличие чистого воздуха во всей акватории. Гармонизация тенденций к универсальности, с одной стороны, и к культурному национализму, уникальности - с другой - условие существования и развития мирового сообщества.

К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные, культурные, собственно научные, духовные факторы. Сфера духовных отношений наиболее заметно влияет на социальное знание, на выработку парадигмы современной социологии. Информационный прогресс касается в большей степени интеллектуальной деятельности и делает приоритетными образование, науку, культуру, в целом сферу Разума и шире - сферу Духовного.

Проблема выживания общества, в частности российского, упирается в способность людей достаточно оперативно перестроить систему нравственных мотивов и ценностей, норм отношения к природе и друг к другу.

Возникновение коллективных форм сознания, преодолевающих границы локальных общностей, развитие символического и культурного взаимодействия, сотрудничество, сотворчество в деле реализации всеобщих интересов человеческого рода - все это сочетается (хотя и крайне противоречиво) с тенденцией возрастания роли субъективного фактора, с «триумфом личности». Отдельные личности в настоящее время способны осуществлять изменения в обществе значительно эффективнее, чем большинство социальных институтов. На XII Всемирном социологическом конгрессе подчеркивалось, что в постмодернистском обществе ведущую роль играет социальный субъект. Именно субъект как личность, как социальная общность (народ, территориальная общность, профессиональная или любая другая), руководствуясь своими интересами, определяет цели и средства их достижения. Отсюда идея субъективации всех социальных процессов, движение в направлении большей свободы любого социального субъекта, но в первую очередь личности. Отсюда и структура предлагаемого курса социологии: после историко-методологической части следует раздел, посвященный анализу субъектов социальной жизни, а затем раскрываются проблемы их взаимодействия, механизма регуляции, организации, управления социальной жизнью.

Развитие социологии связано и с ее институализацией, общественным признанием, возникновением исследовательских центров в отдельных странах и международных центров, а также с утверждением этой науки как предмета преподавания в учебных заведениях практически всех стран мира. Богатые традиции имеет социологическая мысль в России, которая развивалась как часть общеевропейской и в то же время отличалась яркой самобытностью. Она представлена именами известных русских социологов: Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, Н. Я. Данилевского, Н. К. Михайловского, П. А. Сорокина и др.

В первые годы советской власти, как и в дореволюционный период, развитию теоретической и прикладной социологии уделялось большое внимание. Перед Социалистической академией общественных наук одной из первоочередных стала задача организации ряда социальных исследований. Были созданы кафедра социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете открылся первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Строительство нового общества нуждалось в многосторонней информации о сложных социальных процессах, в социальных экспериментах.

В условиях командно-административной системы, сложившейся в 30-е годы, социология практически была «упразднена». Для тоталитарного государства социология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальности оказались не только излишними, но и опасными. Поэтому социологию объявили буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные прикладные исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. Это одна из причин того, что мы недостаточно знаем наше общество, у нас неадекватное представление о его социальной структуре, социальных отношениях и связях.

В 60-е годы социология начала возрождаться. В 1958 г. возникла Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, который в результате преобразований ныне именуется Институтом социологии. Но развитие социологии в 60- 70-е годы было трудным и противоречивым. Конфликтные ситуации в социальной жизни в условиях нарастания застойных явлений замалчивались, эмпирические исследования, к которым часто сводилась суть социологии, нередко носили формальный апологетический характер, увеличивался разрыв между теоретической и прикладной социологией.

Решающий перелом в судьбе социологии произошел в конце 80-х годов, когда ясной стала гибельность пренебрежения социальной политикой, социальным управлением, социальной наукой. Социология становится предметом академического преподавания. В Америке она преподается более ста лет не только в высшей, но и в средней школе.

Пройдя сложный драматический путь, социология как общеобразовательная дисциплина получает в России «второе рождение». Однако, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, «мода» на социологию растет, но с другой - снижается ее престиж, она как и прежде часто отождествляется с эмпирическими исследованиями, к чему в немалой степени причастны средства массовой информации. В газетах постоянно публикуются результаты опросов общественного мнения, появились рубрики «Глазами социолога», «В зеркале социологии» и др. Использование социологических данных стало «козырной картой» в политических передачах по радио и телевидению. Такая информация о наблюдаемых в обществе воззрениях, оценках, предпочтениях используется как мощное средство формирования массового сознания нередко в определенном направлении. Что касается серьезных теоретических исследований, то они пока должного развития не получили.

Социология, в том числе и теоретическая, фундаментальная, является научным основанием практических об щественных преобразований. Социология - своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс.

2. «Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от латинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. Предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как на систему, состоящую из объективно взаимосвязанных элементов.

Любая отрасль науки имеет свой объект и предмет. Объект науки понимается нами как определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве наиболее общих объектов наук выступают природа и общество, откуда и вытекает деление всех наук на естественные и социально-гуманитарные. Из вышесказанного ясно, что объектом исследова ния социологии как науки является общество. В этой связи вполне правомерно мнение Ф. Гиддингса, считающего социологию наукой об обществе, которая «вмещает в себя всю область специальных социальных наук». Социология - обществоведческая наука, задача которой состоит в познании необходимых свойств и условий коллективной человеческой жизни, вытекающих из духовной природы человека (С. Франк).

Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно хотя бы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект. Философия, история, политология, правоведение - все это науки, изучающие общество. Поэтому ученый-социолог должен найти ту грань, «срез», специфическую качественную определенность, которая была бы интересна именно ему в отличие от историка, юриста, философа. Иначе говоря, он должен определить предмет социологии.

Предмет науки предполагает, что объективная реальность берется не целиком, а лишь той стороной, которая определяется спецификой данной науки. Остальные стороны рассматриваются как условия существования объекта. Обычно предмет науки есть результат теоретического аб страгирования, позволяющий выделить вполне определенные закономерности функционирования и развития изучаемого объекта.

Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука создавалась и обособлялась. Точное определение предмета было основным условием существования и обоснованием ее претензий на самостоятельность. На современном этапе уже никто не сомневается в том, что социология отстояла право на самостоятельное существование как наука, что она имеет свой предмет исследования и характерный лишь ей метод постановки проблем. Сейчас скорее преобладает тенденция не обособления, а интеграции различных социологических школ и направлений, сближения общественных наук и появления на их стыке интересных исследований. Но это не исключает необходимости определения предмета социологии.

Большинство ученых считают, что предметом социоло гии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни.

В западной литературе социология понимается чаще как наука о социальных общностях или социальных системах.

Другие социологи считают главным предметом исследования социальные отношения.

Представление о предмете социологии было бы не полным, если бы мы не учитывали, что исходной клеточкой исследования общества является человек. Проблема личности не может не волновать социолога, так как именно человек является субъектом социальных отношений и социального поведения. Социология идет от анализа личности к исследованию закономерностей функционирования общества и социальных общностей.

Обобщая вопрос о предмете социологии, хочется отметить, что разнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют социологияДокумент

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ... значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. ... науки развивали историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, социолог П. Сорокин и др. философы Н.А. Бердяев...

Объектом социологической познания является общество . Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества , т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

    как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

    как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

    как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

    как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Структура и функции социологии

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.

Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии , т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.

Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.

Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения;

прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;

социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;

гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.