Социальная активность и ее проявления. Социальная активность личности: понятие, характеристика, условия реализации

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием - активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Что же такое социальная активность?

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова - это ее связь с социально целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собственных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятельно осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в человеке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной активности.

Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые на принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.



Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна. Представляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выделить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности .

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, подчиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направленную на реализацию общественных потребностей разного уровня, делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких



социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально активной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил, потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности.

Активная личность - личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и развитие общественных организмов и общественных процессов.

В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рассматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является понятие генеральной ценностной направленности личности, которая интегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискретных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие линии его социальной активности в длительной жизненной перспективе .

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность, может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражением органической связи знаний, чувств и воли, обеспечивающим подлинную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь, высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или творчески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реализации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым процессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее социальные установки, или существует разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации достигается в результате сопоставления ценностных ориентации, социальных установок и деятельности личности.

При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли личность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели, дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие.

При изучении форм активности - самое существенное уяснение одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели в одной или многообразных формах? В современных условиях продуктивным является сопоставление уровня развития форм активности и выявление их связи.

Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития. И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.

Можно дать следующую схему основных показателей социальной активности личности.

При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах.

Социальная активность - это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство.

Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в личность преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности - это ее духовное оснащение . Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура - это более общее понятие, это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура - это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Основными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь, структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует прежде всего анализа влияния новаций общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

    Социальная активность - (от лат. activus деятельный) способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении. Социальная …

    социальная активность - socialinis aktyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Dvasinis žmogaus poreikis savo jėgas, gebėjimus, norus ir siekimus išreikšti veikla, naudinga sau, kitiems, visai visuomenei. atitikmenys: angl. social activity vok.… … Sporto terminų žodynas

    Социальная активность - см. Активность социальная. Социальная информация см. Информация социальная … Научный коммунизм: Словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - деятельное, мотивированное участие индивидов в преобразовании объективных социальных условий, в таком их изменении, которое способствует более полному достижению интересов и удовлетворению потребностей … Профессиональное образование. Словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - понятие, традиционно присущее тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества (Марксизм, Конфликт,… … Социология: Энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - совокупность индивидов, объединенных по какому либо признаку. Деление общества на С.г. или выделение в обществе какой либо группы произвольно, и осуществляется на усмотрение социолога или любого другого эксперта в зависимости от целей, которые… … Юридическая энциклопедия

    Активность социальная - сознательная деятельность человека, который изменяет окружающие его общественные условия, воспитывает в себе желаемые качества личности. Социальная активность является необходимым условием для формирования индивида как деятельного, энергичного… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Активность личности особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенапр … Википедия

    Активность личности - (от лат. activus деятельный, действенный, практический) деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно исторического опыта… … Педагогический терминологический словарь

    Англ. activity, social; нем. Aktivitat, soziale. Совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, соц. группой в данный истор. период. В качестве субъекта А с. может… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Солнечная активность и общественная жизнь. Космическая историометрия. От первых российских космистов до наших дней , Владимирский Б.М.. В настоящей книге представлен подробный междисциплинарный обзор публикаций по влиянию солнечной активности - космической погоды на социальные показатели, такие как ритмика исторических…
  • Солнечная активность и общественная жизнь. Космическая историометрия от первых российских космистов до наших дней , Б. М. Владимирский. В настоящей книге представлен подробный междисциплинарный обзор публикаций по влиянию солнечной активности - космической погоды на социальные показатели, такие как ритмика исторических…

В социологии рассматривается несколько видов социальной активности – явление, состояние и отношение. С психологической точки зрения основным видом социальной активности считается состояние. Оно базируется на интересах общества и его потребностях в данный период времени и рассматривается как внутренняя готовность к действию.

Особенность социальной активности заключается в преобразовании убеждений и идей в действия общества. Социальная активность общества зависит от его лидера. Он оказывает сильное влияние на убеждения и идеи общества в тот или иной период времени. От этого зависит уровень социальной активности общества. Проявление социальной активности происходит, когда личность осознает свою общественную значимость и действует в совокупности общественных и личностных мотивов. Это невозможно без определенной свободы общества, которая состоит в том, что граждан имеет право участвовать в развитии общества или в местном самоуправлении, без принуждения.

Типы проявления социальной активности

Иждивенческая активность – жалобы и запросы, заключающиеся в требовании от административных органов, решить проблемы граждан. Зачастую это запросы и жалобы, которые не входят в компетенцию административных органов. Конструктивная активность – предложения и идеи изменения деятельности административных органов, для улучшения условий жизни населения и благоприятного устройства территорий. Партнерские отношения администрации и населения. Фиктивно-демонстративная активность – для повышения статистических данных привлекаются . Оплачиваются определенные публикации в средствах массовой информации. Протестная активность – противостояние общества деятельности административных органов, не предлагая альтернативных решений. Представляется в форме митингов, забастовок, бойкотов или голодовок.

Социальная активность российского общества

В наше время социальная активность российского общества весьма низка.
Исключая выборы, всего четверть населения принимает участие в других формах социальной активности. Остальные граждане считают, что их социальная активность бессмысленна. Согласно исследованиям в России, социальная активность принимает фиктивно-демонстративную форму. Это объясняется тем, что большинство граждан считают, что все уже решено и осталось сделать видимость принятия решения. Из-за этого возникает низкий уровень социальной активности общества.

Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.

Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека. Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.

Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом. На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.

Социальная активность как рычаг прогресса и общественных перемен

Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, социум. Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.

С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий. Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.

Социальная активность проявляется тогда, когда степень включенности личности в систему общественных отношений высокая. Если же степень включенности личности в решении общественных задач низкая, то имеет место социальная пассивность. Социальная активность характеризует деятельность личности в ее усиленном, основательном виде. Социальная пассивность характеризует бездеятельность или крайне слабо выраженную деятельность.

Социальная активность проявляется в деятельности. А деятельность по своей направленности бывает прогрессивной или консервативной, или сочетающей в себе одновременно элементы прогрессивного и консервативного. Сочетание этих элементов может быть самым различным: могут преобладать элементы прогрессивного порядка, а могут преобладать элементы консервативного порядка. Если преобладают элементы прогрессивного порядка, то деятельность, а вместе с тем и социальная активность, по своей направленности будет прогрессивной, если же преобладают элементы консервативного порядка, то деятельность, а следовательно, и социальная активность, будет консервативной.

Понятие "социальная активность" можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как процесс повседневного взаимодействия человека с окружающей средой, непосредственного участия индивида в создании комфортных условий жизнедеятельности, присутствия инициативы в поиске наиболее приемлемых приемов и средств самореализации, самоутверждения. Во-вторых, как качество, призванное обеспечивать повседневный характер реализации различных форм проявления социальной активности , наиболее типичными из которых являются самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная (самовоспитательная ), самопознавательная, коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная.

Самодеятельно-творческая форма социальной активности находит свое выражение в наличии определенного уровня понимания человеком важности, сущности фактов окружающей действительности, раскрытия причинно-следственных связей и отношений между предметами, явлениями, стремления к освоению системой знаний о мире и о своем "Я", последовательного формирования и развития убежденности в необходимости преобразования социума. Такая форма социальной активности предполагает повседневное участие человека в жизнедеятельности коллектива (группы), учреждения, организации в сочетании с личной ответственностью за достижение позитивных результатов; проявление самостоятельности в принятии решений и готовности к адекватному осмыслению лучшего опыта деятельности; реализацию способности критически оценивать свои успехи и недостатки, умение корректировать практические усилия для решения определенных задач.

Познавательно-трудовая форма социальной активности – это выражение внутренней готовности и способности личности к накоплению знаний в области профессиональной деятельности, совершенствования умений и навыков в применении инновационных подходов к выполнению функциональных обязанностей. Труд воспринимается человеком как процесс и результат освоения новых способов обеспечения успешности решения проблем общественного существования, материального благополучия, перспектив личностного развития. Данная форма социальной активности основана на проявлении важнейшей потребности личности в самоактуализации.

Самообразовательная и самовоспитателъная формы социальной активности личности, по сути, отражают мотивацию любого человека в удовлетворении своих интеллектуальных потребностей. Особенности реализации таких форм заключаются в стремлении индивида к приобретению нового (обновленного) статуса социального бытия, повышения уровня самооценки, расширения возможностей для самоутверждения в социуме. Стимулами в постоянном проявлении подобного рода социальной активности могут быть "вовлечение" воспитанника в совместную, коллективную, учебно-воспитательную, общественную работу; предоставление человеку возможности продемонстрировать лучшие свои поступки и стороны характера.

Самопознавательная форма социальной активности находит отражение в самой сущности человека, в стремлении его к выявлению сильных и слабых сторон своего "Я", потребности в самоидентификации, в профессиональном самоопределении, в поиске смысла жизни. Данная форма активности раскрывает гармоническое сочетание интересов личности с интересами окружающих ее людей, общества в целом. Самопознание неразрывно связано с процессом обучения и воспитания. Более того, познавательная активность обучаемых – непреложный компонент процесса познания самого себя, трансформации этих знаний в область практической общественно-полезной деятельности.

Коммуникативная форма социальной активности связана с наличием умений и навыков установления, поддержания отношений человека с другими людьми, со стремлением принадлежать группе, быть понятым и принятым окружающими, готовностью и желанием сотрудничества, взаимодействия. Данная форма активности выступает важнейшим условием обеспечения успешности совместного решения задач практической деятельности. Коммуникативная активность предусматривает формирование и развитие культуры речи, положительного опыта взаимоотношений.

Учебно-просветительская форма социальной активности личности является выражением побуждений индивида к удовлетворению потребности в получении новых сведений, информации о происходящих событиях, явлениях окружающей действительности. Источником подобного рода активности выступают учебная деятельность; средства массовой информации; самостоятельная работа с печатными источниками (литературой). Данная форма социальной активности характеризуется личностными интересами и запросами человека, реализацией права свободы выбора видов занятий, ярко выраженной индивидуальностью его социально-психологической конституции.

Социально-культурная форма социальной активности личности определяется объективной принадлежностью человека к конкретной историко-культурной общности, которая содержит совокупность духовнонравственных ценностей, норм и правил поведения, приоритетные образы самовыражения, общения. Подобного рода активность отражает соответствующую "возрастную" субкультуру: детей, подростков, родителей, представителей различных видов профессиональной деятельности, и выражает характер отношения индивида к окружающей действительности.

Общественно-организационная форма социальной активности. Большинство людей входят в те или иные объединения, корпоративные союзы. Коллективообразования обладают такими признаками, как общность интересов и потребностей, природно-социальная основа и определенная организационная структура. Именно четкая организация деятельности, общение, взаимоотношения обеспечивают всестороннее формирование личности. В силу таких обстоятельств общественно-организационная форма активности становится одной из ведущей для современного социума.

Одной из наиболее значимых форм проявления общественно-организационной формы социальной активности является гражданская активность личности.

На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.

Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно – степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.

Гражданская активность личности проявляется во всех сферах жизни современного общества. В экономической области она реализуется в форме разрешения трудовых конфликтов, в заключении взаимовыгодных сделок и развитии партнерских отношений. В политической сфере она выступает в форме участия граждан в государственном управлении. В духовно-идеологической области гражданская активность осуществляется в альтернативных формах образовательной, научной, религиозной и художественной деятельности людей. В сфере социального воспроизводства она представлена в форме разнообразных организаций и движений, выступающих за здоровый образ жизни, охрану природы и окружающей среды, права материнства и детства, развитие семьи, поддержку пожилых людей, сохранение этнических меньшинств.

Таким образом, проявляя социальную активность, личность создает или разрушает существующее в мире, способствует утверждению нового или старается сохранить отжившее, старое; отражает, копирует, воспроизводит или, воспроизводя, искажает существующие проявления мира и мир в его целостности.