Смутное время: хронология событий. Смутное время (Смута). Основные события


Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

Смутным временем названа лихая година конца XVI — начала XVII веков, когда Русское царство оказалось в глубоком социальном кризисе. Шел процесс становления крепостнической системы, который вызвал широкий протест крестьянских масс и городских низов. Истоки Смуты надо искать и в войнах, и в тирании и репрессиях царя Ивана IV, и в боярской междоусобице, которые подорвали экономику, моральные силы народа. Наследники Грозного не смогли противостоять разрушению сильной государственной власти, натиску ожидавших легкой добычи внешних врагов.

Молодое централизованное Российское государство в результате польской и шведской интервенции было поставлено на грань национальной катастрофы. Пали главные пограничные твердыни — города-крепости Смоленск и Новгород. В течение двух лет древняя первопрестольная Москва находилась в руках иноземцев. Страна, которой изменила правящая боярская верхушка, подверглась страшному опустошению.

Казалось, что России не пережить «великого разорения». Но захват поляками Москвы вызвал мощную патриотическую волну, которая поднялась в Нижнем Новгороде и поставила во главе народного (земского) ополчения князя и простого горожанина . Проявив недюжинные организаторские и военные дарования, они добились освобождения столицы Отечества от иноземцев.


Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Кузьма Минич Минин (Анкудинов)

Москва была захвачена поляками в силу измены Боярской думы («седмочисленных бояр», «семибоярщины») во главе с князем Федором Мстиславским. Страшась собственного народа и ища защиты от него, бояре провозгласили королем малолетнего сына польского короля Сигизмунда III королевича Владислава: «Лучше государю служить, нежели от холопов своих побитыми быть».

В ночь на 21 сентября (1 ноября) 1610 г. «семибоярщина» впустила в Москву 8-тысячное польское войско гетмана Жолкевского. Поляки заняли Кремль и Китай-город с их каменными стенами. Перед этим бояре отправили из столицы для борьбы со шведами почти весь московский гарнизон, и столица оказалась без защитников.


Гетман Станислав Жолкевский

Первое земское ополчение рязанского воеводы , созданное для освобождения Москвы от иноземцев, своей задачи не выполнило. Оно подступило к столице с опозданием, когда антипольское восстание москвичей (одним из его руководителей был князь Дмитрий Пожарский) в марте 1611 г. потерпело неудачу, а большая часть города была сожжена. Ополченцы блокировали город, но разногласия между казаками и служивым дворянством привели к гибели Ляпунова. Ополчение разошлось по домам, под Москвой остались только казаки во главе с атаманом Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким.

В таких условиях знамя освободительной борьбы взял на себя Нижний Новгород. В ответ на грамоты находившегося в заточении у поляков патриарха нижегородский земский староста Кузьма Минин из числа «молодчих торговых людей» (мелких торговцев) в октябре 1611 г. обратился к горожанам с призывом создать новое народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.


Б. Зворыкин. Святейший патриарх Гермоген в подземелье Чудова монастыря


П.П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Патриотический призыв получил самый горячий отклик у нижегородцев. По совету Минина горожане давали на создание и содержание земской рати «третью деньгу», то есть треть своего имущества.


М.И. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.

Сам староста отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены. Но поскольку добровольных вносов не хватало, был объявлен принудительный сбор со всех нижегородцев: каждый из них должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов от промысловой и торговой деятельности.


А.Д. Кившенко. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. 1611 г.

Нижегородцы облекли Кузьму Минина званием «выборного человека всею землею». Созданный в городе «Совет всея земли» по сути дела стал временным правительством. По совету Минина на должность главного (первого) воеводы ополчения был приглашен «худородный» князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который после ранения лечился в недалеком селе Мугреево Суздальского уезда. К нему было отправлено почетное посольство.

Пожарский принял приглашение возглавить земское войско, то есть организацию вербовки ратных людей, обучение ратников, командование ими в походах и боях. Кузьма Минин стал заведовать ополченческой казной. Так эти два человека, избранные народом и облеченные его доверием, стали во главе нижегородского ополчения.


С. Малиновский. Нижегородский подвиг. 1611 год. 1996 г.

В ополчение принимались разные люди, готовые сражаться за правое дело «очищения» Москвы от поляков: стрельцы и служилые дворяне, казаки, посадские люди и крестьяне. Кузьма Минин пригласил в земскую рать большой отряд служилых смоленских дворян, которые после падения Смоленска ушли с семьями в Арзамасский уезд, показав на деле верное служение Отечеству.

В начале марта нижегородское ополчение выступило в поход. Его торопило и время, и наступавшая весна, грозившая дорожной распутицей.


Князь Пожарский во главе ополчения. Хромолитография по картине Т. Крылова. 1910 г.

Перед этим князь Пожарский занял город Ярославль, послав туда конный отряд под командованием своего двоюродного брата князя Дмитрия Лопаты-Пожарского. По пути отдельными отрядами занимались города - Кострома, Суздаль и ряд других.

В Ярославле ополчение задержалось на целых четыре месяца: оно пополнялось людьми, которые проходили воинское обучение, добывалось оружие и казна. Устанавливались связи с Русским Севером (Поморьем), волжскими городами и Сибирью. На местах создавалась новая администрация. В Ярославле окончательно оформилось «земское правительство». В городе был создан Денежный двор, работали приказы, в числе которых был Посольский.

За время «ярославского сидения» второе земское ополчение удвоило свои силы. Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин привели под стены Москвы свыше 10 тыс. служилых поместных людей (дворян), до 3 тыс. казаков, не менее тысячи стрельцов и большое число «даточных людей» (военнообязанных крестьян). О числе артиллерии сведений нет. Это не считая тех отрядов, что были разосланы из Ярославля по стране, прежде всего для защиты северных земель от шведов, захвативших Новгород.



Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы. Горельеф. Восточный угол северной стены храма Христа Спасителя

У нижегородцев сложились сложные отношения с предводителями остатков первого земского ополчения («подмосковных таборов») - князем и атаманом . Они претендовали на главенствующую роль в предстоящей борьбе за Москву. Атаман Заруцкий пошел даже на организацию покушения на Пожарского в Ярославле. После его неудачи, он при подходе нижегородцев бежал с частью своих казаков из-под Москвы.

Нижегородское ополчение выступило из Ярославля 27 июля (6 августа) 1612 г. с получением известия о том, что польский король отправил на выручку московскому гарнизону 12-тысячное войско во главе с гетманом литовским Яном-Каролем Ходкевичем. Следовало опередить его, поэтому князь Пожарский выслал вперед к Москве сильный конный отряд князя Василия Туренина, приказав ему занять Чертольские (ныне - Кропоткинские) ворота. Главные же силы нижегородцев заняли позиции у Арбатских ворот.

Подойдя к Москве 20 (30) августа, Пожарский и Минин отказались стать единым лагерем с «казачьими таборами» князя Дмитрия Трубецкого, стоявших близ Крымского моста, и где имелось много брошенных землянок и шалашей. Пройдя городские пожарища, нижегородское ополчение заняло позицию между Арбатскими и Чертольскими воротами. Фланги прикрывались отрядами конницы. Было сооружено несколько острожков со рвами.

Войско Ходкевича (большую его часть составляли находившееся на службе у короля Польши запорожцы) подошло к Москве утром 21 (31) августа. Неприятель имел свыше 15 тыс. человек с учетом полков Струся и Будилы, засевших за крепкими стенами Кремля и Китай-города. Силы сторон, как считают исследователи, были не равными. По подсчетам историка Г. Бибикова, прибывшее к столице ополчение Пожарского и Минина могло иметь не более 6-7 тыс. ратников. Остальные его силы были распылены по пути. Трубецкой имел примерно 2,5 тыс. казаков.

На рассвете 22 августа (1 сентября) гетман Ходкевич начал прорыв к Кремлю, чтобы доставить туда огромный обоз с провиантом для осажденного гарнизона. Сражение началось с боя конницы на Девичьем поле (у Новодевичьего монастыря). Этот бой длился семь часов, и только тогда королевские люди стали теснить противника. После этого бой начался среди развалин выгоревшего города. Сражение в тот день завершилось смелой атакой казачьих отрядов атаманов Афанасия Коломны, Дружины Романова, Филата Можанова и Макара Козлова, после чего гетман приказал отступить.

Сражение возобновилось через день, 24 августа (3 сентября). Теперь Ходкевич наносил удар через Замоскворечье. Схватки вновь приняли самый упорный и ожесточенный характер. Потеснив ополченцев, поляки ввели в пределы города огромный обоз. До Кремля было уже совсем близко. В ходе боя казаки князя Трубецкого ушли в свои «таборы». Вернуть их на поле битвы смогли только уговоры келаря Троице-Сергиевой лавры и Кузьмы Минина.

Уже под самый вечер Минин, взяв три резервных конных дворянских сотни и отряд перебежчика ротмистра Хмелевского, переправился через Москва-реку и у Крымского двора решительно атаковал вражеский заслон. Поляки обратились в бегство, которое стало в гетманском войске общим. Ополченцы перешли в общую контратаку, но князь Пожарский расчетливо приказал прекратить преследование бежавших.


Знамя князя Пожарского. 1612 г.

Гетман Ходкевич ушел на Воробьевы горы, простоял там всю ночь и рано утром 25 августа (4 сентября) с «великим срамом» бежал от Москвы на Запад. Огромный обоз с провиантом для «кремлевских сидельцев» (неудачно ходивших на вылазку) стал главным трофеем победителей. Теперь дни осажденного в Кремле и Китай-городе польского гарнизона были сочтены.


Разгром польских интервентов в Москве

В конце сентября 1612 г. нижегородская рать объединилась с остатками первого земского ополчения в единое войско. Стала единой и государственная власть. Тем временем осажденные стали голодать. Но поляки упорно не хотели капитулировать из-за боязни ответственности за совершенные злодеяния и в ожидании новой попытки их короля оказать им помощь.

Переговоры о сдаче начались 22 октября (1 ноября). В тот день казаки, не желавшие никаких уступок врагу, взяли штурмом Китай-город, откуда осажденные бежали в Кремль. 26 октября (5 ноября) кремлевский гарнизон согласился сложить оружие и сдаться на милость победителей. Договор был подписан и скреплен крестным целованием. В нем говорилось, что королевским людям будет сохранена жизнь на условии, если они сдадут в казну имевшиеся у них награбленные государственные ценности.

На следующий день, 27 октября (6 ноября), началась сдача королевского гарнизона. Полк Струся, вышедший в лагерь князя Трубецкого, был почти полностью истреблен казаками, среди которых было много беглых крестьян и холопов из мест, которые поляки подвергли в Смуту страшному разорению. Полк Будилы в ходе капитуляции в целом уцелел, поскольку князь Пожарский не допустил кровопролития. Военнопленные были разосланы по городам, где они содержались до обмена на русских людей, находившихся в польском плену.

В тот же день, 27 октября (6 ноября) 1612 г., народное ополчение торжественно, под колокольный звон вступило в опустошенный и оскверненный захватчиками Кремль

В воскресенье, 1 (11) ноября, на Красной площади у Лобного места состоялся благодарственный молебен. Москвичи вместе с ополченцами-нижегородцами и казаками праздновали очищение первопрестольной столицы от иноземных захватчиков. До освобождения всего Отечества от польских и шведских интервентов было еще далеко. Но прочное основание этому делу было уже положено благодаря трудам князя-воеводы Дмитрия Пожарского и «выборного человека всею землею» Кузьмы Минина.


И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
Сооружен в 1818 г.

Одержанная великая историческая победа окружила героев «битвы за Москву» ореолом вечной славы освободителей Москвы от поляков в лютую годину Смутного времени. С тех лет князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин стали для России символом самоотверженного служения Отечеству, его национальными героями.


Гробница Кузьмы Минина в усыпальнице Спасо-Преображенского собора в Нижегородском кремле с выбитыми на камне словами Петра Великого — «Здесь лежит спаситель Отечества». 1911 г.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Итоговая работа по теме «Смутное время» I вариант.

1. Венчание на царство Бориса Федоровича Годунова произошло?

2. Восстание Хлопка вспыхнуло:

а) в Юго-западных уездах страны;

б) на севере страны;

в) на Урале и Сибири.

3. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:

а) Гаврила Принцип;

б) Григорий Отрепьев;

в) Василий Шуйский.

4. Народ принимает Лжедмитрия II , потому что:

а) мечтали о новых землях;

б) хотели поменять религию;

в) надеялись на «доброго царя».

5. Первое ополчение возглавил?

а) Д.Т. Трубецкой;

б) П. Ляпунов;

в) И.М. Заруцкий.

6. Смоленск находился в осаде в период интервенции в течении?

а) 20-ти месяцев;

б) 15-ти месяцев;

в) 7-и месяцев.

7. Временное правительство в период смуты называлось?

а) «Союз крестьян и дворян»;

б) «Казачий совет»;

в) «Совет всея земли».

8. В конце октября 1612 года интервенты:

а) капитулировали;

б) одержали победу;

в) бежали в свою страну за помощью.

9. Смутное время сильно ослабило Россию, и …

10. Первым царем династии Романовых был?

а) Алексей Михайлович;

б) Михаил Федорович;

в) Дмитрий Иванович.

Итоговая работа по теме «Смутное время» II вариант.

    «Тушинским вором» называли:

    1. Прокопия Ляпунова;

      2) Лжедмитрия II ;

      3) Степана Разина;

      4) Лжедмитрия I

    Создание первого ополчения в период Смутного времени связано с именем:

    1. Александра Меньшикова;

      2) Бориса Годунова;

      3) Василия Шуйского;

      4)Прокопия Ляпунова

    В каком году началось царствование династии Романовых?

  1. Временное правительство в период смуты называлось?

    а) «Союз крестьян и дворян»;

    б) «Казачий совет»;

    в) «Совет всея земли».

    Смутное время сильно ослабило Россию, и …

    а) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;

    б) показало силу русского народа;

    в) еще надолго сохранилось безвластие.

    Причина восстания под предводительством И. Болотникова:

    1. массовое привлечение крестьян на строительство флота

      протест против церковной реформы

      усиление феодального гнета

      введение рекрутской повинности

    Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в:

    1. создании нового органа власти – Земского собора

      обещании царя подданным соблюдать законность

      введение нового принципа наследования престола

      учреждении в России патриаршества

8.Что является итогом Смуты?

1.воцарение династии Романовых

2.союз с Речью Посполитой против Крымского ханства

3.установление сословно-представительной монархии в России

4.утрата независимости Российского государства

9.Событие, получившее в истории название «угличская драма», связано с:

    1. гибелью царевича Дмитрия;

      походом Лжедмитрия I ;

      смертью Бориса Годунова;

      восстанием под предводительством И. Болотникова.

10. Производство, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, называется :

    мануфактурой;

    фабрикой;

Ответы к итоговой работе по теме « Смутное время»

1вар.

История - это не художественный фильм, где яркий положительный герой, как правило, бьется со злобным отрицательным антигероем. История, как и натура человеческая, весьма сложна и противоречива. Однако в нашей стране, как и в ряде других, историю порой пишут, как сценарий художественного фильма, откровенно передергивая факты, выделяя там одиозных героев и антигероев. Вот и новомодный 1612 год пытаются представить как простую схватку добра со злом.

И ПРИШЕЛ МИНИН?

Страна погибает, народ стонет под гнетом захватчиков, но тут появляется Минин и всех спасает. Примерно так выглядит официальная сказка о нижегородском ополчении, материализовавшаяся в новый праздник – День народного единства. В действительности нижегородцы проявили способности брать инициативу в свои руки гораздо раньше.

Первый раз это случилось после убийства самозванца Лжедмитрия I, когда московские бояре наспех провозгласили царем князя Василия Шуйского. Собственно это и привело к расколу страны, когда многие регионы отказались признавать власть «боярского царя», а часть людей при этом взялась за оружие.

По стране разливался огонь гражданской войны. Фигурой, которая стала притягивать всех недовольных, оказался Лжедмитрий II, обосновавшийся в Тушино под Москвой. Нижегородцы же, в отличие от жителей Балахны и Арзамаса, а также татар, чувашей и марийцев, встали за Шуйского. Фактически город оказался в окружении.

В отличие от соседей нижегородцы выступали за стабильность и порядок. Только эти условия могли обеспечить процветание волжской торговле, которой жил Нижний. В течение 1608 – 1609 годов наши вели успешные боевые действия против тушинцев. Таким образом, еще до прихода Минина нижегородцы героически противостояли интервентам и их сторонникам.

БЫЛО ЛИ ВОЗЗВАНИЕ К НАРОДУ?

Благодаря картине К.Е. Маковского, а также сделанному по ее мотивам памятнику на пл. Минина, многие представляют себе воззвание земского старосты Минина к народу как некое пламенное революционное выступление у церкви Иоанна Предтечи на Нижнепосадском торгу, которая была перестроена в 1683 г. в камне и в таком виде дошла до наших дней.

Однако никаких реальных исторических сведений о том, что Минин устраивал митинги и публичные обращения, нет. По мнению известного нижегородского историка Павла Чеченкова, если такой призыв и имел место, то он должен был состояться у церкви Николы на Торгу, возле которой располагалась земская изба. На месте храма сейчас возвышается бизнес-центр «Муравей».

Предложение Кузьмы Минина, как считает Чеченков, являлось деловым, практическим и требовало серьезного обсуждения сначала с единомышленниками, потом с более широким кругом представителей посада, затем с городскими властями, а не криков и театральных поз на Базарной площади. Некоторые современные ученые, анализируя источники, приходят к выводу о том, что первоначальная идея состояла в создании отрядов самообороны, и лишь потом она превратилась в нечто большее.

Нередко вводит в заблуждение слово «ополчение». По аналогии с 1941 годом люди полагают, что оно означает толпу добровольцев, вставшую на защиту родины. Именно поэтому многие думают, что Минин попросту призвал весь народ браться за оружие и идти освобождать Москву.

Но и это не так: он лишь предложил посадскому населению выполнить свой долг, т.е. собрать деньги для найма ратных людей – профессионалов в своем деле. Таковыми являлись, прежде всего, дворяне. Следует напомнить, что в средневековом обществе существовало представление об «установленных всевышним» обязанностях сословий: духовенство пасет божье стадо, дворянство с оружием в руках защищает, а горожане и крестьяне трудятся и всех содержат.

Таким образом, пресловутое «ополчение» состояло вовсе не из простолюдинов с топорами и вилами, а из профессиональных ратников, получавших зарплату по контракту.

БЫЛИ ЛИ ИНТЕРВЕНТЫ?

Основой предстоящего праздника считается некая победа над некими «интервентами», одержанная благодаря «народному единству». То есть как бы еще одна «отечественная война». В действительности же никаких армий «ляхов», грабивших русские города, не было.

Фактически речь шла о гражданской войне между сторонниками и противниками польского короля Сигизмунда III. Многие бояре и служилые люди поддерживали последнего, признав своим царем. Собственно, сам по себе факт воцарения иностранной династии был не нов для России, ведь те же Рюриковичи пришли к нам из Скандинавии. А с середины XVIII века страной правили немцы. И никого это не возмущало.

Посему вопрос, от кого же освободили Москву в 1612 году, является весьма спорным. Московский гарнизон Речи Посполитой, как официально именовались войска «оккупантов», засевшие в столице, был пестрым по этническому составу, и поляки в нем отнюдь не преобладали: там были литовцы, украинцы, наемники из Германии и Франции, а по большей части русские, в том числе казаки.

Согласно распространенной версии. события начала ноября 1612 года предстают некой решающей победой над «интервентами». В действительности положение поляков в России стало критическим уже в конце 1611 года, когда их московский гарнизон был практически изолирован и почти не получал подкрепления и продовольствия.

Сдача города была лишь вопросом времени. Последней надеждой оккупантов был корпус гетмана Ходкевича, который пытался прорваться к Москве с провиантом. Однако в ходе тяжелейшего трехдневного сражения 5 – 7 сентября (по новому стилю) ополченцы разгромили противника и захватили всю предназначавшуюся полякам еду. Именно этот бой, по сути, стал решающей победой.

Далее начались переговоры о капитуляции, перемежавшиеся мелкими стычками и схватками. Что касается 4 ноября, то в этот день один из отрядов ополченцев захватил часть укреплений Китай-города, заставив поляков отступить в Кремль. Сей эпизод отнюдь не был «решающим» и предопределившим окончание Смутного времени. Бои местного значения шли и 5 ноября, и только вечером того же дня командование гарнизона подписало капитуляцию. А открывание ворот и сдача вообще произошла уже 6 ноября. Таким образом, Кремль - олицетворение государственности России - был освобожден именно в этот день.

Откуда тогда взялась отмечаемая ныне дата 4 ноября? Все дело в том, что согласно церковной мифологии находившийся в плену Архангельский архиепископ (по названию одноименного собора в Кремле, где хоронили царей) Арсений Елассонский именно в ночь на 5 ноября увидел «чудо».

Ему, якобы, явился дух Сергия Радонежского и сообщил пророчество, что не далее как завтра состоится «извержение врагов из града». Весть эта удивительным образом совпала с праздником почитаемой иконы Казанской Божьей Матери. Церковь, естественно, узрела в этом не случайное совпадение, а символическую связь «чудотворной иконы» с «пророчеством» и освобождением Москвы.

И в последующие столетия получился православный праздник «два в одном».

В 1612 ГОДУ РОССИЯ ОТСТОЯЛА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Согласно официальной версии не далее как 11 июня 1613 года у России появился новый царь – Михаил Романов. Однако «царь» - это одно название! Было тогда Михаилу 16 лет, и править самостоятельно он не мог. Фактически правлением занималась его мать – инокиня Марфа, в миру Ксения Романова, а также ее ближние родственники.

Через шесть лет в Москву вернулся Филарет – отец «царя» Михаила и муж инокини Марфы. Он быстро вошел в государственные дела и узурпировал власть в стране. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич».

Однако и это не главное. А главное то, что формально Московским царем и Великим князем Московским до 1634 года был сын Сигизмунда III - Владислав IV Ваза. Еще в 1610 году он был приглашен на царство московскими боярами и духовенством и 17 августа того же года был торжественно коронован в Успенском кафедральном соборе.

Впоследствии Владиславу присягнули на верность почти все жители Москвы и многих западных городов. То есть в момент, когда Минин и Пожарский собирали ополчение, у России уже был законный и признанный народом царь!

Неудивительно, что западные короли и монархи не восприняли всерьез последующее «воцарение» Михаила Романова. Ведь Московитская корона хранилась в Польше у Владислава Вазы и надевалась им только на официальные мероприятия. Кроме того, именно польский король в то время был реальным правителем большей части русских и украинских земель.

Граница проходила всего в 100 км от Москвы, а за ней лежали земли, заселенные в основном не русскими, а мордвой, чувашами, татарами и другими неславянскими народами. При этом до 60-х годов XVII века Московия официально являлась младшим вассалом Речи Посполитой и вассалом Швеции.

Таким образом, главный миф заключается в том, что ополчение Минина и Пожарского боролось за независимость России. Фактически же речь шла о банальной борьбе за власть между двумя группировками, на стороне одной из которых и выступили «спасители».

В заключение следует сказать, что сама Смута в 1612 году тоже не закончилась. В 1613 – 1614 гг. юго-восток страны охватило движение атамана Заруцкого, в 1615 г. в центральных уездах вспыхнуло восстание казаков, едва не захвативших Москву.

В последующие годы, а фактически весь XVII век разоренную страну сотрясали бунты, восстания и иные антиправительственные выходки; по сути это была столетняя гражданская война. Так что ни о каком «народном единстве» не может быть и речи.

В декабре 2004 года президент России президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков.

Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов оказалось недостаточно. Был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики . Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601-1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения (Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября . По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября .

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 2007.