Смотреть что такое "Ронсар, Пьер де" в других словарях. Пьер Ронсар - О вечном. Избранная лирика

Пьер де Ронсар, великий поэт французского Возрождения, чуть ли не первым в мировой истории поставил вопрос о путях развития национальных языков. Именно Ронсаром был начат теоретический спор о правомерности привлечения в национальный язык иностранных слов. И хотя современные критики восторгаются идеями поэта и осуждают развенчавших его Малерба и Буало, но в вечном противоречии их точек зрения победить, видимо, может только золотая середина.

Будущий поэт родился 11 сентября 1524 года в замке Ла-Пессоньер, в долине реки Луары, провинция Вандомуа. Он стал шестым ребёнком в семье Луиса де Ронсара, рыцаря и влиятельного придворного короля Франциска I (1494-1547). Ронсар-старший привёз из итальянских походов в свой родовой замок много книг, на которых воспитывался малолетний Пьер. Отец сам охотно писал стихи.

В 1536 году, после завершения обучения в Наваррском коллеже*, юноша стал пажом: сначала рано умершего дофина Франциска, а затем сестры короля - прославленной королевы-поэтессы Маргариты Наваррской (1492-1549). Пьер оставался любимцем Маргариты до её кончины, хотя служил у королевы сравнительно недолго.

* В средневековой Франции учебные заведения назывались «коллеж», в отличие от привычного нам «колледжа».

Не меньшее значение имел для юноши тот период его жизни, когда он был назначен секретарём Лазара де Баифа, одного из крупнейших гуманистов XVI века и видного дипломата. В этой должности Ронсар посетил Шотландию, Англию, Фландрию, Данию, Германию и Италию.

В 1542 году, будучи по делам службы в эльзасском городе Хагенау, Пьер заболел тяжелейшей формой малярии и почти оглох. С этого времени дипломатическая и военная карьера для него оказались закрыты. Аристократу оставался единственный путь - принять монашеский сан. Ронсар очень этого не хотел, однако подчинился настоятельным просьбам отца. В 1543 году он прошёл обряд пострижения, но вместо того, чтобы заняться богословскими науками, с головой ушёл в изучение модной тогда античности. Это стало возможно после того, как в июне 1544 года умер Луис Ронсар. Менее чем через полгода умерла и мать поэта Джоанна Шёдрие (ок. 1487 - 1544).

Пьер пошёл в ученики к знатоку древности Жану Дора и под его руководством поступил в 1547 году в коллеж Кокре. Ближайшим товарищем и единомышленником Пьера стал в коллеже сын недавнего благодетеля Ронсара - поэт Жан Антуан де Баиф (1532-1589).

Тем временем жизнь брала своё. 21 апреля 1546 году молодой, полный жизненной энергии монах Пьер де Ронсар встретил при королевском дворе в Блуа дочь флорентийского кондотьера, банкира и кардинала Бернара Сальвиати (ок. 1492 - 1568) - Кассандру Сальвиати (1531-1607) - и влюбился в неё*. Надо отметить знатность рода Сальвиати: отец Кассандры был банкиром короля Франциска I и являлся родным дядей французской королевы Екатерины Медичи, т.е. Кассандра приходилась королеве троюродной сестрой. В ноябре того же 1546 года девушка вышла замуж за Жана Пейне, сеньора де Пре. Ронсару оставалось только страдать. В последующих веках, когда говорили о великой безнадёжной любви, обычно называли имена Лауры и Петрарки, Кассандры и Ронсара. Отмечу, что прямым потомком Кассандры является великий французский поэт Альфред де Мюссе.

* Дочери Бернара Сальвиати славились красотой. Случилось так, что именно они разбили сердца двум выдающимся французским поэтам. Вторая дочь Сальвиати - Диана - стала музой поэта Агриппы д’Обиньи (1552-1630), который даже сватался к девушке. Бернар отказал жениху, а вскоре Диана неожиданно умерла. Безутешный Агриппа всю жизнь оставался преданным своей несостоявшейся супруге и воспевал её в очаровательных стихах.

В годы учёбы у Дора и страстной любви к Кассандре поэт стал основоположником нового течения во французской литературе, которое с его же лёгкой руки получило название «Плеяда». По примеру александрийской «Плеяды», включавшеё семерых знаменитых греческих поэтов-трагиков эпохи Птолемея II, Ронсар организовал собственную поэтическую группу. Плеяда - созвездие из семи звёзд, так что в ней могло быть только семь поэтов.

Французская «Плеяда» сложилась к 1549 году на основе учеников коллежа Кокре, но в дальнейшем Ронсар сам определял её состав. Первоначально в «Плеяду» входили: сам Ронсар, а также его двоюродный брат Жоашен дю Белле (1522-1560), Жак Пелетье дю Монс (1517-1582), Жан де Лаперюз (1529-1554), Жан Антуан де Баиф (1532-1589), Понтюс де Тиар (1525-1605) и Этьен Жодель (1532-1573). После кончины в 1554 году Жана де Лаперюза его место занял Реми Белло (1528-1577), а после смерти в 1582 году Пелетье дю Манса пришёл Жан Дора (1508-1588).

Участники «Плеяды» провозгласили принцип «подражания древним». Они основывались на преклонении перед греческой, римской и итальянской литературой. Однако тяжелейшие последствия для национальной литературы, которые с трудом преодолели впоследствии Малерб и Буало, имел другой принцип деятельности «Плеяды» - принцип презрения к родной французской словесности. Ронсар был уверен, что, подражая древним, поэты таким образом возвышают литературу и многократно усиливают её идеальное начало.

Поэзия «Плеяды» оказала влияние почти на всех поэтов Франции второй половины XVI века. Литературным манифестом её по праву считается трактат «Защита и возвеличивание французского языка», принадлежащий перу Жоашена дю Белле (1522-1560). Соавтором и вдохновителем трактата был Ронсар.

В 1550 году Пьер де Ронсар впервые опубликовал собственную поэтическую книгу - это был сборник стихотворений «Первые четыре книги од» (в 1552 году вышло продолжение - «Пятая книга од»). Прочитав сборник, Маргарита Наваррская, а следом за нею и принц Карл (будущий король Карл IX), пришли в восхищение и провозгласили Ронсара «принцем поэтов».

Надо сказать, что автор оправдал восторги своих высоких покровителей. Далее последовал сборник сонетов и песенок «Любовные стихотворения» (1552), затем вышли книги «Книжка шалостей» (1553), «Рощица» (1554), «Продолжение любовных стихотворений» (1555) и «Новое продолжение любовных стихотворений (1556). Последний сборник вышел накануне кончины старшего брата поэта - Пьера Клода де Ронсара, после Пьер на долгое время стал опекуном своих малолетних племянников и племянниц.

Слава стихотворца Ронсара быстро распространилась по всей Европе. На традиционном конкурсе поэтов в Тулузской академии ему достался первый приз. Начиная с 1553 года Ронсар получил ряд бенефиций и стал состоятельным человеком. С 1558 года его назначили придворным поэтом французского короля Генриха II, через год - королевским священником, хотя рукоположен Ронсар никогда не был. Впрочем, это почётное звание не было связано с исполнением каких-либо духовных обязанностей.

Да и король погиб на рыцарском турнире в июле того же года.
При последующих королях Франциске II (1559-1560), Карле IX (1560-1574) и Генрихе III (1574-1589) Ронсар вёл довольно весёлый образ жизни. Несмотря на монашеский постриг у поэта было много женщин, но воспел он только трёх.

«Первая книга любви», вышедшая в 1552 году, была посвящена Кассандре Сальвиати. Стихи этого сборника поэт писал в течение шести лет. В целом же почти двадцать пять лет была она героиней любовной лирики гения. Последний раз Ронсар видел Кассандру в 1569 году и сочинил об этом поэму «К Кассандре».

«Вторую книгу любви» 1556 года поэт посвятил Марии Дюпен, простой крестьянской девушке из Бургейля. Познакомились они в апреле 1555 года. Несколько лет Мари оставалась любовницей Ронсара, жила с ним под одной кровлей, пока не заболела и умерла на руках возлюбленного. Точный год её смерти не известен, расхождения у биографов Ронсара колеблются от 1560 до 1574 года. В стихах поэт рассказал историю своей любви, но вот стихотворение «Смерть Марии» посвящено не возлюбленной поэта, а написано на кончину фаворитки Генриха III - Марии Клеве (1553-1574).

Третья любовь пришла к поэту на склоне дней. Его последний сборник любовных стихотворений «Сонеты к Елене» вышел в 1578 году. Книга была посвящена Елене де Сюржер (1546-1618) - надменной капризной фрейлине Екатерины Медичи. Мадам де Сюржер возмутилась, прочитав «Сонеты…», и повсюду жаловалась, что распутный старец компрометирует её своими любовными излияниями. Поэт бесился, но был бессилен что-либо сделать. К тому времени он уже давно слыл в придворных кругах сластолюбивым, чувственным и даже развратным человеком.

В 1562 году во Франции начались религиозные войны как разновидность гражданской войны. Новая обстановка плохо вязалась с творчеством Ронсара и других поэтов «Плеяды». Группа утратила своё влияние и в конце концов распалась.

С самого начала войны Ронсар решительно поддержал короля Карла IX.

Варфоломеевская ночь с 23 на 24 августа 1572 года, когда в Париже католическое большинство массово вырезало протестантов - гугенотов - и свидетелем которой оказался Ронсар, стала для поэта тяжелейшим потрясением. В том году он опубликовал фрагменты своего главного, как полагал сам поэт, творения жизни - «Франсиады». Эта героическая эпопея в духе великих античных классиков должна была, по замыслу Ронсара, не только увековечить его творчество, но и явиться произведением, венчающим французскую литературу вообще. Сюжет был подсказан поэту ещё королём Генрихом II, а затем одобрен Карлом IX. «Франсиада» рассказывала о предках династии Валуа. Ронсар успел написать только четыре песни.

В целом его творчество оказало гигантское влияние не только на французскую поэзию, но и на европейскую, в том числе на русскую - последовательницу французской. Во французское стихосложение поэт привнёс необычайное богатство и разнообразие рифм, строфики, метрики; он широко пользовался аллитерацией, смело употреблял размеры с нечётным числом слогов. Большой заслугой Ронсара является воскрешение александрийского стиха.

После смерти в 1574 году Карла IX Ронсару было отказано в должности придворного поэта. По воле гомосексуалиста Генриха III это место занял смазливенький, но малоталантливый Филипп Депорт (1546-1606). Ронсару же дали солидный пенсион, после чего он жил преимущественно в аббатствах Круаваль в Вандомуа и Сен-Ком в Турени, периодически посещая двор Генриха III, где до конца его дней господствовали миньоны*.

* Миньон («милашка») - фаворит; у Генриха III было сорок пять миньонов, о чём рассказано в романе Александра Дюма-отца и Огюста Маке «Сорок пять», последнего из трилогии «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро».

Вскоре Франция почти на двести лет забыла о своём великом поэте. Вспомнил о нём выдающийся французский литературный критик начала XIX века Шарль Огюстен де Сен-Бёв (1804-1869). С этого времени слава великого реформатора стихосложения и классика любовной лирики Пьера де Ронсара неуклонно преумножается.

На русский язык произведения поэта переводили М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский и др. Лучшими считаются переводы С.В. Шервинского и В.В. Левика.

Поэзия Пьера де Ронсара в переводах В.В. Левика

Из «Книжки шалостей»

В дни, пока златой наш век
Царь бессмертных не пресек,
Под надёжным Зодиаком
Люди верили собакам,
Псу достойному герой
Жизнь, и ту вверял порой.
Ну а ты, дворняга злая,
Ты, скребясь о дверь и лая,
Что наделал мне и ей,
Нежной пленнице моей
В час, когда любви утехи
Мы вкушали без помехи,
Превратив каморку в рай,
Ну зачем ты поднял лай?
Отвечай по крайней мере,
Что ты делал возле двери,
Что за чёрт тебя принёс,
Распроклятый, подлый пёс?
Прибежали все на свете:
Братья, сёстры, тёти, дети, -
Кто сказал им, как не ты,
Чем мы были заняты,
Что творили на кушетке!
Раскудахтались соседки,
А ведь есть у милой мать,
Стала милую хлестать -
Мол, таких вещей не делай!
Я видал бедняжку белой,
Но от розги вся красна
Стала белая спина.
Кто, скажи, наделал это?
Недостоин ты сонета.
Я уж думал: воспою
Шерстку пышную твою.
Я хвалился: что за пёсик!
Эти лапки, этот носик,
Эти ушки, этот хвост!
Я б вознёс тебя до звёзд,
Чтоб сиял ты с небосклона
Псом, достойным Ориона.
Но теперь скажу я так:
Ты не друг, ты просто враг,
Ты паршивый пёс, фальшивый,
Гадкий, грязный и плешивый, -
Учинить такой подвох!
Ты - плодильня вшей и блох,
От тебя одна морока,
Ты блудилище порока,
Заскорузлой шерсти клок.
Пусть тебя свирепый дог
Съест на той навозной куче,
Ты не стоишь места лучше,
Если ты, презренный пёс,
На хозяина донёс.

Природа каждому оружие дала:
Орлу - горбатый клюв и мощные крыла,
Быку - его рога, коню - его копыта,
У зайца - быстрый бег, гадюка ядовита,
Отравлен зуб её. У рыбы - плавники,
И, наконец, у льва есть когти и клыки.
В мужчину мудрый ум она вселить умела,
Для женщин мудрости Природа не имела
И, исчерпав на нас могущество своё,
Дала им красоту - не меч и не копьё.
Пред женской красотой мы все бессильны стали.
Она сильней богов, людей, огня и стали.

Когда в её груди пустыня снеговая

Когда в её груди - пустыня снеговая
И, как бронёю, льдом холодный дух одет,
Когда я дорог ей лишь тем, что я поэт,
К чему безумствую, в мученьях изнывая?

Что имя, сан её и гордость родовая -
Позор нарядный мой, блестящий плен?
О, нет! Поверьте, милая, я не настолько сед,
Чтоб сердцу не могла вас заменить другая.

Амур вам подтвердит, Амур не может лгать:
Не так прекрасны вы, чтоб чувство отвергать!
Как не ценить любви - я, право, негодую!

Ведь я уж никогда не стану молодым,
Любите же меня таким, как есть, седым,
И буду вас любить, хотя б совсем седую.

Когда одна, от шума в стороне…

Когда одна, от шума в стороне,
Бог весть о чем рассеянно мечтая,
Задумчиво сидишь ты, всем чужая,
Склонив лицо как будто в полусне,

Хочу тебя окликнуть в тишине,
Твою печаль развеять, дорогая,
Иду к тебе, от страха замирая,
Но голос, дрогнув, изменяет мне.

Лучистый взор твой встретить я не смею,
Я пред тобой безмолвен, я немею,
В моей душе смятение царит.

Лишь тихий вздох, прорвавшийся случайно,
Лишь грусть моя, лишь бледность говорит,
Как я люблю, как я терзаюсь тайно.

Когда, старушкою, ты будешь прясть одна...

Когда, старушкою, ты будешь прясть одна,
В тиши у камелька свой вечер коротая,
Мою строфу споёшь и молвишь ты, мечтая:
«Ронсар меня воспел в былые времена».

И, гордым именем моим поражена,
Тебя благословит прислужница любая, -
Стряхнув вечерний сон, усталость забывая,
Бессмертную хвалу провозгласит она.

Я буду средь долин, где нежатся поэты,
Страстей забвенье пить из волн холодной Леты,
Ты будешь у огня, в бессоннице ночной,

Тоскуя, вспоминать, моей любви моленья.
Не презирай любовь! Живи, лови мгновенья
И розы бытия спеши срывать весной.

Скорей погаснет в небе звёздный хор
И станет море каменной пустыней,
Скорей не будет солнца в тверди синей,
Не озарит луна земной простор,

Скорей падут громады снежных гор,
Мир обратится в хаос форм и линий,
Чем назову я рыжую богиней
Иль к синеокой преклоню мой взор.

Я карих глаз живым огнём пылаю,
Я серых глаз и видеть не желаю,
Я враг смертельный золотых кудрей,

Я и в гробу, холодный и безгласный,
Не позабуду этот блеск прекрасный
Двух карих глаз, двух солнц души моей.

Когда ты, встав от сна…

Когда ты, встав от сна богиней благосклонной,
Одета лишь волос туникой золотой,
То пышно их завьёшь, то, взбив шиньон густой,
Распустишь до колен волною нестеснённой -

О, как подобна ты другой, пенно-рождённой,
Когда волну волос то заплетя косой,
То распуская вновь, любуясь их красой,
Она плывёт меж нимф по влаге побеждённой!

Какая смертная тебя б затмить могла
Осанкой, поступью иль красотой чела,
Иль томным блеском глаз, иль даром нежной речи?

Какой из нимф речных или лесных дриад
Дана и сладость губ, и этот влажный взгляд,
И золото волос, окутавшее плечи?

Коль на сто миль вокруг…

Коль на сто миль вокруг найдётся хоть одна
Бабёнка вздорная, коварная и злая, -
Меня в поклонники охотно принимая,
Не отвергает чувств и клятв моих она.

Но кто мила, честна, красива и нежна,
Хотя б я мучился, по ней одной вздыхая,
Хотя б не ел, не спал - судьба моя такая! -
Она каким-нибудь ослом увлечена.

И как же не судьба? Все быть могло б иначе,
Но такова любовь и так устроен свет.
Кто счастья заслужил, тому ни в чём удачи.

А дураку зато ни в чём отказа нет.
Любовь-изменница, как ты хитра и зла
И как несчастен тот, в чьё сердце ты вошла!

Пьер Де Ронсар - поэт французского Возрождения. Отказавшись от средневековой традиции и избрав образцом для подражания классическую литературу Греции и Рима, он оказал решающее влияние на развитие французской поэзии двух последующих столетий.


Пьер Де Ронсар родился 11 сентября 1524 в замке Ла-Поссоньер, в долине реки Луары (провинция Вандомуа). Пройдя курс обучения в Наваррском коллеже, стал пажом сыновей, а затем сестры короля Франциска I. В качестве секретаря Лазара де Баифа, одного из крупнейших гуманистов своего времени, видного дипломата и отца Антуана де Баифа, Ронсар посетил Шотландию, Англию и эльзасский город Хагенау. Во время последнего путешествия он познакомился со многими знаменитыми учеными, но одновременно перенес тяжелую болезнь, следствием которой стала глухота. Поскольку дипломатическая и военная карьера отныне были для него закрыты, он целиком посвятил себя изучению классиков и поэзии.

Вместе с другими молодыми дворянами, столь же влюбленными в науку, Ронсар поступил в парижский коллеж Кокре, где его наставником стал Дора. Все поэты Плеяды отличались необыкновенным рвением и страстью к учебе. В 1650 Ронсар был возведен в ранг придворного поэта. После смерти Карла IX он жил в аббатствах Круаваль в Вандомуа и Сен-Ком в Турени. Умер Ронсар в Сен-Ком-сюр-Луар 27 декабря 1585.

Творчество Ронсара неравноценно. Аффектированные и искусственные Оды (Odes, 1550–1553) были явным подражанием Пиндару и Горацию. Так и не завершенная эпическая поэма Франсиада (La Franciade, 1572) оказалась неудачной. Настоящую славу принесла Ронсару лирика – сборники Любовные стихотворения (Amours, 1552), Продолжение любовных стихотворений (Continuations des Amours, 1555) и Сонеты к Елене (Sonnets pour Hlne, 1578). В любовной поэзии Ронсара доминируют темы стремительно бегущего времени, увядания цветов и прощания с юностью, получает дальнейшее развитие горациевский мотив «carpe diem» («лови мгновение»). Ронсар является также великим певцом природы – рек, лесов, водопадов. В Рассуждениях о бедствиях нашего времени (Discours des misres de ce temps, ок. 1562), созданных в период религиозных войн, Ронсар проявил себя мастером политической сатиры и поэтом патриотического склада. Ему принадлежит также множество стихов «по случаю». Известность его достигла Германии, Голландии, Италии, Швеции и Польши. Ему подражали или испытали его влияние многие английские поэты – Уайет, Сидни, Херрик, Спенсер и Шекспир.

Возродив восьмисложный и десятисложный стих, Ронсар вдохнул новую жизнь в почти не известный Средним векам александрийский, или двенадцатисложный, стих, развил его и придал ему большую звучность. Благодаря Ронсару французская поэзия обрела музыкальность, гармонию, разнообразие, глубину и масштаб. Он ввел в нее темы природы, чувственной и одновременно платонической любви, полностью обновил ее содержание, форму, пафос и словарный запас, поэтому его с полным правом можно считать основателем лирической поэзии во Франции.

XVI века, который попал в мировую историю как глава объединения под названием "Плеяда". Хотите узнать о данном писателе, его жизненном пути и творческой деятельности поподробнее? Читайте данную статью!

Пьер де Ронсар. Биография

Будущий поэт родился в 1524 году в замке Ла-Поссоньер, который находился недалеко от Вандомуа. Мальчик рос в знатной семье: его отец - Луи де Ронсар, был придворным короля Франции Помимо этого, Луи принимал участие в битве при Павии, за что также был удостоен привилегий. Благодаря этому Пьеру удалось стать пажом у короля, а позже мальчик начал службу при шотландском дворе. На протяжении нескольких лет Пьер жил в Париже, где получил гуманистическое образование. Ронсар изучал древние языки и философию. Его наставником стал сам Жан Дора - известный французский гуманист и поэт, который в дальнейшем станет участником "Плеяды". Начиная с 1540 года, у Пьера появились проблемы со здоровьем. Юноша начал терять слух. Существует мнение, что причиной этому стал перенесённый ранее сифилис. Начиная с 1554 года, Пьер стал придворным поэтом короля Генриха II. Однако в 1574 году, после смерти Карла IX, Ронсар впал в немилость и в итоге полностью отошел от двора.

Начало творческого пути

Пробу пера Пьер де Ронсар (фото можно увидеть выше) совершил в 1542 году. Именно тогда юноша решил попробовать себя в лирике. Первое произведение Пьера было опубликовано лишь в 1547 году. Тем не менее оно не принесло Ронсару широкой известности. Первой крупной работой Пьера можно по праву считать произведение под названием "Оды", которое поэт писал на протяжении 1550-1552-х годов. В 1552-1553-х годах Пьер, имитируя стиль Франческо Петрарки, написал произведение "Любовные стихи". А в сонетах, которые вышли в 1555-1556-х годах, Ронсар воспевал молодую крестьянку по имени Мария Дюпен. Стихотворения этого периода характеризовались своей естественностью и простотой.

Участие в организации "Плеяда"

Параллельно с этим Пьер де Ронсар принимал активное участие в культурной жизни страны. Таким образом, юноша стал главой поэтической школы под названием "Плеяда". Организация была создана в 1549 году и свое название получила в честь группы, которая состояла из семи поэтов из Александрии (III век до нашей эры). Пьер де Ронсар возглавил "Плеяду". Помимо самого Ронсара, в группу входили еще семь поэтов, которые писали преимущественно в сонет, комедия, трагедия, элегия и т. д.

Чем же занималась "Плеяда"? Идеология группы заключалась в полном отказе от традиционных поэтических форм. Помимо этого, члены "Плеяды" хотели изменить отношение к лирике в целом. Пьер де Ронсар, в отличие от многих современников (к примеру, Клеман Маро), относился к поэзии как к серьезному и упорному труду. Поэт, по канонам "Плеяды", обязан стремиться к красоте. Лирик должен прибегать к мифологии, неологизмам и заимствованиям, обогащая таким образом родной язык.

Деятельность группы проявлялась в виде многочисленных произведений, которые были написаны участниками "Плеяды". Помимо этого, в 1549 году Ронсар вместе с де Баифом и де Белле разработал подробный план довольно-таки обширной реформы, которая затрагивала поэтическую жизнь страны. Манифест увидел свет в виде трактата под названием "Защита и прославление французского языка".

На протяжении 1550-1560-х годов лирика членов "Плеяды" довольно сильно преобразилась. Таким образом, в группе проявилась определенная тенденция к философичности. Помимо этого, творчество поэтов "Плеяды" приобрело ярко выраженные гражданские оттенки. Метаморфозы были связаны в первую очередь с общественно-поэтической ситуацией в стране.

Дальнейшая деятельность

Помимо этого, внимания достоин философский цикл стихотворений под названием "Гимны". В них Пьер де Ронсар затрагивает основные проблемы человеческого бытия. К данному циклу также можно отнести характера «Рассуждения о бедствиях времени», которые Ронсар написал в 1560-1562-х годах. В 1965 году свет увидел теоретический труд Пьера, который получил название "Краткое изложение поэтического искусства". А в 1571 году поэт написал поэму героико-эпического характера "Фронсиада", разработав таким образом абсолютно новый литературный жанр. в 1585 году в возрасте 61 года.

Можно с уверенностью сказать, что творчество Пьера де Ронсара сыграло огромную роль в развитии не только французской, но и европейской поэзии в целом. Именно по этой причине его лирика является неизменной классикой.

Поэт Пьер Ронсар, по сути, является преемником на французский лад. Тематика, средства художественной выразительности и даже стилистика Ронсара испытали сильное . Но нельзя сказать, что француз «зарерайтил» «Книгу песен» и стал знаменит лишь за отсутствием альтернативы. Возвышенная поэзия Пьера Ронсара – это живительная сила реформы французского литературного языка. Такой же огромный лингвистический вклад сделал для русского языка Александр Пушкин.

У Ронсара, в отличие от Петрарки, отношение к искусству становится серьезнее, слог — чище, образы — яснее. Времена меняются, и то, что начал певец Ренессанса, продолжили его последователи и довели до совершенства формы. Ориентиром и мощным источником для Ронсара (в этом заключается сходство с итальянским классиком) была античная литература, отсюда и цикл стихотворений к Елене Троянской, прекраснейшей героине поэмы «Илиада».

Ронсар был не только поэтом, но и общественным деятелем: он создал литературное объединение Плеяда и выступил лидером новой поэтической школы. В рамках этой деятельности он помогал многим поэтам, ведь был богат и обеспечен. Новаторство Ронсара состоит в том, что он реанимировал многие поэтические жанры (например, ). Главное дело жизни Пьера Ронсара – это повышение престижа поэтического призвания : к поэту, наконец, стали относиться, как к голосу Нации, а не как к изгою. Для такой цели необходимо было, чтобы знатный человек объявил во всеуслышание, что он – поэт. И Ронсар это сделал.

Пьер де Ронсар: анализ стихотворений. Обзор творчества Пьера Ронсара. Основные мотивы, идеи, символы в лирике Ронсара

Елена Троянская — первая роковая женщина в истории европейской культуры. Из-за нее греки (ахейцы) напали на троянцев (жителей прекрасного Илиона) и осаждали Илион 10 лет. Кровопролитные битвы унесли жизни отважных героев (Гектора, Ахилла, Патрокла и т.д.). Все они отдали жизнь за освобождение (и удержание в плену) Прекрасной «волоокой» Елены, которую богиня красоты и любви Афродита пообещала Парису за то, что тот присудит ей яблоко раздора, предназначенное «Прекраснейшей».

Зачем Ронсар посвящает цикл Елене, если любит Касандру? Дело в том, что образ Елены означает для него символ жертвы, которую он готов принести на алтарь любви к Касандре (женщине вполне реальной). Ради Елены сотни ахейских мужей пошли на смерть, а Ронсар готов повторить их подвиг, ведь величие любви видит в самоотречении во имя нее.

Одной богине верен был Ронсар,
Свои стихи принес он музам в дар,
А сердце на алтарь любви возложит!

Эта цитата из стихотворения «Обет» может считаться эпиграфом к творчеству этого художника слова. Мотивы самопожертвования и верности идеалу пронизывают цикл стихотворений, посвященных возлюбленной поэта, Касандре. В этих мотивах, кстати, выражено различие с Петраркой, ибо последний делал акцент на себе и своей экзистенции.

И он поймет, зачем пою тому хвалу,
Кто в грудь мою вонзил волшебную стрелу
И опалил меня любви смертельным ядом.

Несмотря на то, что любовь для поэта сопряжена с мученичеством, он не перестает благодарить судьбу за такой удел. В то же время бросается в глаза рефрен обреченности, повторяющийся между строк. Любовь для автора равносильна смертельному яду, то есть чувство – это бесповоротный и однозначный шаг в бездну. Женщина, как муза, проводит его аккурат до смертного одра. Средства художественной выразительности (тропы) Ронсара – это чаще всего эпитеты, которые указывают на возвышенный, чувственный слог позднего Возрождения.

Любя, кляну, дерзаю, но не смею,
Из пламени преображаюсь в лед,
Бегу назад, едва пройдя вперед,
И наслаждаюсь мукою своею.
Одно лишь горе бережно лелею,
Спешу во тьму, как только свет блеснет,
Насилья враг, терплю безмерный гнет,
Гоню любовь - и сам иду за нею.
Стремлюсь туда, где больше есть преград.
Любя свободу, больше плену рад,
Окончив путь, спешу начать сначала.
Как Прометей, в страданьях жизнь влачу,
И все же невозможного хочу,-
Такой мне Парка жребий начертала.

Уникальная черта Пьера Ронсара — игра на противопоставлении, на контрастах любовного чувства. Антитезы рождают оксюморон, который выражает метания лирического героя в огне страстей. Интересно, что читателю не представлена сама героиня, о ее образе нет решительно никакого упоминания. Это особенность , характерной для того периода.

Простишься ты с воздушными дворцами,
Во гроб сойдешь, ославленный глупцами,
Не тронув суд небесный и земной».
Так предсказала нимфа мне мой жребий,
И молния, свидетельствуя в небе,
Пророчеством блеснул.

О сущности поэзии и о месте поэта в ней Ронсар писал с известной долей самоотречения во имя идеи. К своему незавидному жребию он относится с философским стоицизмом, а идея божьего предопределения и роли мученика искусства указывает на объективный идеализм воззрений автора.

Я бы хотел, быком огромным млея,
Красавицу коварно умыкнуть,
Когда ее на пышный луг свернуть
Говорят фиалки и лилеи.
Я бы хотел Нарциссом хоть на миг
В Кассандру, превращенную в родник,
Пылая от блаженства, погрузиться.

Новоявленный эротизм в поэзии является своеобразием авторского стиля поэта и его открытием. Робкие попытки метафоричного приближения к объекту желания преисполнены грации слога и легкости рифмы. Античные мотивы опять-таки очевидны.

Анализ «Книжки шалостей» Пьера Ронсара

«Книжка шалостей» — стихотворный сборник фривольного содержания. Игривые мотивы вплетаются в безупречную поэтическую форму. Он состоит из стихотворений среднего размера, повествующих о пикантных ситуациях из жизни лирического героя. Эротические истории разбиты по номерам.

Примером может послужить пятая шалость: Герой занимается любовью с девушкой под покровом ночи, но пес выдает любовников лаем, сбегаются дети, поднимается суматоха, мать бьет девушку за ее поведение, а любовник сетует на пса, что тот даже сонета недостоин.

Юмор и легкий слог произведения напоминают Пушкинский стиль. Легко читается, хорошо запоминается и, что называется, на злобу дня: такие ситуации знакомы каждому из нас. В отличие от многих пафосных и серьезных поэтических работ, «Книжка шалостей» сочетает в себе и художественность, и простоту, приземленность содержания. Необязательно писать о высоком и вечном, чтобы выразить себя и показать стихотворное мастерство. Как и Александр Пушкин, Пьер де Ронсар может обыграть в поэтическом слоге любое явление из повседневной жизни.

Ронсару удалось раскрепостить литературу, демократизировать ее, если можно так выразиться. Поэзия стала ближе к людям, ведь заговорила честно, открыто и понятно для народа. Пьер Ронсар стал голосом Нации даже не потому, что организовал новую поэтическую школу. Его главная заслуга в том, что он адаптировал элитарное творчество для широких масс, а поэтическое искусство обогатил новыми средствами выражения.

P.S. Если вам доведется вытянуть билет по творчеству Пьера де Ронсара, вспомните хотя бы школьные уроки, посвященные творчеству Пушкина, и перенесите их содержимое на французские реалии и французского автора.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это поистине королевский сорт, выведенный во Франции компанией «Mielland» .

Биологические особенности

Роза «Пьер де Ронсар» относится к плетистым сортам, является ремонтантной. Взрослый может достигать 3 метров в высоту, в ширину разрастается до 2 метров. Растение достигает таких размеров в возрасте 3-4 лет, так как не отличается интенсивностью роста. Цветы крупные, 8-10 см в диаметре, набитые (60-70 лепестков в бутоне).

Имеют окрас от кремового до бледно-розового, часто в центре бутона цвет насыщеннее. Листья жесткие, плотные, блестящие. Аромат невыраженный, еле уловимый. Сорт «Пьер де Ронсар» обладает такими преимуществами :

  • обильное и продолжительное цветение;
  • высокий иммунитет;
  • морозоустойчивость.
После ее описания не должно остаться сомнений: такая роза непременно должна быть на вашем участке. Далее поговорим о том, как выращивать розы.

При покупке саженцев следует обращать внимание на такие аспекты:

  1. Саженцы бывают привитые и с собственной корневой системой. Уточняйте тип подвоя, так как некоторые могут выращиваться только в теплицах.
  2. Возраст саженца: отдавайте предпочтение двух- трехлетним .
  3. Обращайте внимание на состояние корней, наличие пятен на листьях и стеблях.

Выбор места для посадки

Подготовка саженцев

Теперь поговорим непосредственно о том, как . Высаживают в открытый грунт весной. Саженцы внимательно осматривают, удаляют поврежденные побеги и . Все срезы обрабатывают специальным средством, например, «Раннет» или обычной зеленкой. Перед посадкой корни саженцев опускают в воду со стимулятором корнеобразования.

Процесс и схема посадки саженцев розы

Плетистой розе «Пьер де Ронсар» не требуется много места, достаточным будет участок 50х50 см . Однако крона у куста очень велика, поэтому можно увеличить схему посадки до 2х2 м .
В лунки вносят перегной или , поливают водой с магранцовокислым . Удобрения присыпают слоем грунта во избежание контакта с корнями.

Важно! Надземную часть саженца после посадки обрезают до 20 см: это активизирует рост и способствует буйному цветению в будущем.

Уход и тонкости выращивания

Уход за «Pierre de Ronsard» практически не отличается от ухода за другими розами, за исключением того, что сорту требуется подвязка.

Полив, рыхление и прополка

Внесение удобрений

В вопросе, как ухаживать за розами, не стоит забывать об , тем более эта культура любит дополнительную .
Весной вносят , перед цветением можно подкармливать , к концу цветения – калием и фосфором. В периоды цветений вносят .

Знаете ли вы? Назван этот розовый куст в 1985 году в честь французского поэта Пьера де Ронсара это приурочено к четырехсотой годовщине его смерти.

Роль мульчи

Профилактика болезней и появления вредителей

Для профилактики плети обрабатывают весной и перед укрытием на зиму. Обработку проводят 1%-раствором .

Опора

Для плетистых сортов обязательным условием является наличие опоры. Ее необходимо устроить до посадки куста.
Формируйте опору таким образом, чтобы она не создавала тени кусту. Можно использовать имеющиеся на участке деревья либо соорудить подпоры из веток бамбука.

Обрезка

Осуществляют после окончания цветения, а также и весной. При осенней обрезке удаляются старые побеги, а молодые укорачиваются на четверть. Весенняя обрезка предполагает удаление поврежденных побегов.

Важно! Для розы«Пьер де Ронсар»важной является и обрезка плетей. Это поможет формированию куста и усилит цветение .

Укрытие на зиму

Вопрос о том, как ухаживать за розами, будет раскрыт не до конца, если мы не поговорим о укрытии на зиму. Хоть этот сорт и считается морозостойким, для гарантии сохранения куста лучше все же защитить его от морозов.
Для «Пьер де Ронсар» этот процесс не из легких, так как он имеет очень жесткие побеги, которые практически невозможно пригнуть. Укрывают куст, в основном, вертикальным способом, предварительно обвязывая куст лапником.