Слоновая башня. Советский тяжелый танк ис. Экипаж и умения

Более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100 ("Объект 138") была разработана в 1944 году конструкторским бюро УЗТМ (Уралмашзавод) под общим руководством Л.И. Горлицкого. Ведущим инженером машины был Г.С. Ефимов. В период разработки самоходная установка имела обозначение "Объект 138". Первый опытный образец установки был выпущен на УЗТМ совместно с заводом №50 НКТП в феврале 1944 г. Машина прошла заводские и полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе в марте 1944 г. По результатам испытаний в мае - июне 1944 г. был изготовлен второй опытный образец, который стал головным образцом серийного производства. Серийное производство было организовано на УЗТМ с сентября 1944 г. по октябрь 1945 г. За время Великой Отечественной войны с сентября 1944 г. до 1 июня 1945 г. было 1560 самоходных установок, которые широко использовали в боях на заключительном этапе войны. Всего за время серийного производства выпустили 2495 самоходных установок СУ-100.

Самоходная установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 и предназначалась для борьбы с немецкими тяжелыми танками T-VI "Тигр I" и T-V "Пантера". Она относилась к типу закрытых самоходных установок. Компоновочная схема установки была заимствована у самоходной установки СУ-85. В отделений управления в носовой части корпуса слева находился механик-водитель. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик, справа - командир машины. Сиденье заряжающего располагалось сзади сиденья наводчика. В отличие от предыдущего образца, были значительно улучшены условия работы командира машины, рабочее место которого было оборудовано в небольшом спонсоне правого борта боевого отделения.

На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Крышка люка командирской башенки с вмонтированным смотровым прибором МК-4 вращалась на шариковом погоне. Кроме того, в крыше боевого отделения был сделан люк для установки панорамы, закрывавшийся двухстворчатыми крышками. В левой крышке люка был установлен смотровой прибор МК-4. В кормовом листе рубки имелась смотровая щель.

Рабочее место механика-водителя находилось в передней части корпуса и было смещено к левому борту. Компоновочной особенностью отделения управления являлось расположение рычага переключения передач впереди сиденья механика-водителя. Посадка экипажа в машину производилась через люк в задней части крыши рубки (на машинах первых выпусков - двухстворчатый, расположенный в крыше и кормовом листе броневой рубки), люки командира и механика-водителя. Десантный люк размещался на днище корпуса в боевом отделении справа по ходу машины. Крышка люка открывалась вниз. Для вентиляции боевого отделения в крыше рубки были установлены два вытяжных вентилятора, закрытые броневыми колпаками.

1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 - педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 - баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 - щиток контрольных приборов; 9 - смотровой прибор; 10 - торсионы механизма открывания люка; 11 - спидометр; 12 - тахометр; 13 - аппарат № 3 ТПУ; 14 - кнопка стартера; 15 - рукоятка стопора крышки люка; 16 - кнопка сигнала; 17 - кожух передней подвески; 18 - рычаг подачи топлива; 19 - рычаг кулисы; 20 - щиток электроприборов

Моторное отделение располагалось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель с обеспечивавшими его системами. По обе стороны двигателя под наклоном располагались два радиатора системы охлаждения, на левом радиаторе был смонтирован масляный радиатор. По бортам устанавливалось по одному масляному радиатору и одному топливному баку. На днище в стеллажах по обе стороны двигателя устанавливались четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса, в нем размещались агрегаты трансмиссии, а также два топливных бака, два воздухоочистителя типа "Мультициклон" и стартер с пусковым реле.

Основным оружием самоходной установки являлась 100-мм пушка Д-100 обр. 1944 г., установленная в рамке. Длина ствола составляла 56 калибров. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа и была оснащена электромагнитным и механическим (ручным) спусками. Кнопка электроспуска располагалась на рукоятке подъемного механизма. Качающаяся часть пушки имела естественное уравновешивание. Вертикальные углы наводки составляли от -3 до +20°, горизонтальной - в секторе 16°. Подъемный механизм пушки - секторного типа со сдающим звеном, поворотный - винтового типа. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых позиций - орудийная панорама Герца и боковой уровень. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4600 м, наибольшая - 15400 м.

1 - пушка; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение пушки; 4 - спусковой рычаг; 5 - блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 - подъемный механизм пушки; 8 - маховик подъемного механизма пушки; 9 - маховик поворотного механизма пушки; 10- удлинитель панорамы Герца; 11- радиостанция; 12 - рукоятка поворота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 - командирская башенка; 15 - сиденье командира

В боекомплект установки входили 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-412 и БР-412Б), осколочно-морской гранатой (0-412) и осколочно-фугасной гранатой (ОФ-412). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,88 кг составляла 900 м/с. Конструкция этой пушки, разработанная КБ завода №9 НКВ под руководством Ф.Ф. Петрова, оказалась настолько удачной, что она свыше 40 лет устанавливалась на серийных послевоенных танках Т-54 и Т-55 различных модификаций. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1.

Броневая защита - противоснарядная. Броневой корпус сварной, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 20-мм, 45-мм и 75-мм. Лобовой броневой лист толщиной 75-мм с углом наклона 50° от вертикали был совмещен с лобовым листом рубки. Маска пушки имела броневую защиту толщиной 110-мм. В лобовом, правом и кормовом листах броневой рубки имелись отверстия для стрельбы из личного оружий, закрывавшиеся броневыми пробками. В ходе серийного производства была ликвидирована балка носа, соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на соединение "в четверть", а передних подкрылков с кормовым листом броневой рубки - с "шипового" на соединение "встык". Соединение командирской башенки с крышей рубки было усилено с помощью специального бурта. Кроме того, ряд ответственных сварных швов был переведен на сварку аустенитными электродами.

1 - опорный каток, 2 - балансир, 3 - ленивец, 4 - подвижная бронировка пушки, 5 - неподвижная бронировка, 6 - дождевой щиток 7 - ЗИП пушки, 8 - командирская башенка, 9 - бронеколпаки вентиляторов, 10 - наружные топливные баки, 11 - ведущее колесо,

12 - запасной трак, 13 - бронеколпак выхлопной трубы, 14 - моторный люк, 15 - трансмиссионный люк, 16 - трубка электропроводки, 17 - посадочный люк 18 - колпак стопора пушки, 19 - торсион крышки люка, 20 - люк панорамы, 21 - перископ, 22 - буксирные серьги, 23 - пробка револьверного отверстия, 24 - люк механика-водителя, 25 - запасные траки,

26 - пробка переднего топливного бака, 27 - антенный ввод, 28 - буксирный крюк, 29 - пробка револьверного отверстия, 30 - ЗИП механика-водителя, 31 - люк стопора кривошипа ленивца, 32 - пробка червяка кривошипа, 33 - фара, 34 - сигнал, 35 - пробка револьверного отверстия.

В остальном конструкция корпуса самоходной установки была аналогична конструкции корпуса установки СУ-85, за исключением конструкции крыши и кормового вертикального листа броневой рубки, а также отдельных лючков крыши моторного отделения.

Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ. Поджиг дымовых шашек производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.

Конструкция и компоновка силовой установки, трансмиссии и ходовой части в основном были такими же, как на танке Т-34-85. В кормовой части машины в моторном отделении устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 со сжатым воздухом; мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость шести основных топливных баков составляла 400 л, четырех запасных - 360 л. Запас хода машины по шоссе достигал 310 км.

В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения; пятиступенчатая коробка передач; два многодисковых бортовых фрикциона и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления - механические.
В связи с передним расположением рубки усиленные передние катки были установлены на трех шарикоподшипниках. Одновременно были усилены передние узлы подвески. В ходе серийного производства было введено приспособление для натягивания гусеницы направляющим колесом, а также приспособление для самовытаскивания машины при застревании.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 Ампч и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора MB-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа.

Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-З-БИС-Ф.
Большая величина вылета ствола (3,53 м) усложняла для самоходной установки СУ-100 преодоление противотанковых препятствий и маневрирование в ограниченных проходах.



В 1964 году, у 6-го форта Каунасской крепости, был установлен на постаменте танк ИС-2. До этого танк стоял у городского музея истории. Сколько стоял и откуда появился - кануло в лету или музейный архив. Мог быть и боевой потерей, могли и с полигона привезти. Поиск в Сети ничего не дал.
В 1989 году танк-памятник был демонтирован и....исчез.

Отредактировано 04.08.2019.

Спасибо всем, участвовавшим в этом «поиске»!)


Танк на постаменте у городского исторического музея, на фоне которого он и снят.

Здание музея истории в Каунасе, где стоял танк.

Проблема с датой - 1954(9)?-й год. Курсанты-радиоэлектронщики у ИС-2. На борту танка номер - 412225.
Фото найдено по наводке tankist_31

1954 год.

1962 год. Постамент небольшой и видимо поэтому памятная табличка наварена прямо на нижний лобовой лист. Текст, увы, не рассмотреть.
Коммент от Vadim Poluskin: «
На табличке на танке была надпись приблизительно следующего содержания: «Этот танк в составе....(часть) 24 июля 1944 года первым ворвался в оккупированный немецко-фашисткими войсками город Каунас ».

Пользователь ЖЖ sergeydenisow рассказал о воспоминаниях своего отца:
«1.
Мой отец служил в Каунасе срочную службу в 1961-1963 годах, в этот период, при разборке разрушенного в войну дома, был найден подбитый танк ИС. Есть фотография танка. По словам отца, пробоина от снаряда под башней или в башне, точно не помню, но могу уточнить. Танк внутри был пустой, выгоревший ».
2. «
Расспросил отца поподробнее, вот что он рассказал. Фотография была сделана, скорее всего весной 1962 года, танк стоял на ж/д платформе около ж/д вокзала. Солдат куда-то отправляли по ж/д, там они его увидели и фотографировались. По рассказам, танк был найден при разборке разрушенного в войну дома, в танке были найдены останки экипажа. Со слов отца, под башней была ровная круглая пробоина от снаряда, внутрь танка он не заглядывал. До окончания его службы (осень 1963 года) танка на постаменте в Каунасе еще не было. По идее экипаж должен быть похоронен где-то в Каунасе, может в братской могиле, а может и имена были установлены. Отцу сейчас 75 лет, может в подробностях уже что-то и путает. Я думаю это событие наверняка освещалось в газетах местных
Вот и фото танка. Пробоина в башне затемнена, но заплата на корме не оставляет сомнения - это именно наш танк.

Но не стыкуется история с фотографиями 50-х годов. Правда опять где-то посредине. На фото часто ставят даты постфактум, а года службы не перепутаешь никогда.

Пользователь Google+ Vadim Poluskin добавляет и свою версию: « Танк в Каунас был доставлен с полигона откуда-то из Белоруссии. Ходили слухи, что от Военно-Исторического музея на Шестой Форт он ещё смог дойти своим ходом ».

У этой версии появилось даже документальное подтверждение у ув. iam_krasnoyarsk в его записи .

Фото танка в 1965 году.

1989 год. Танк увозят в неизвестном направлении. Уточнение от читатетлей: « Сам танк был вывезен из Каунаса только в 1993 году, до этого хранился на территории какого-то предприятия ».

А на месте памятника воздвигнут Крест Независимости. Во как.

В 1993 году, видимо при выводе советских войск танк был так же перевезен в Россию. Во как разрисовали.

Мой глазастый друг по Я-Ф и ЖЖ Никита- nikarios обратил внимание на идентичную пробоину в башне ИС-2, находящегося в отстойнике Кубинки. Дыра на месте памятной табличке тоже наконец обрела осмысленное объяснение. Можно сказать - а никто и не скрывал. Да, но никто и не говорил....

Информация Никиты по году выпуска этого ИС-2.

Вот фотографии явно 89-90х годов. Отмытый танк еще только привезли и бросили у каких-то дров.
Изображения взяты у mvviktor по любезной наводке
tankist31 !

Дыры в НДЛ еще нет.

ИС-2 явно "полигонный", т.к. заплат таких по всему танку достаточно.

Танк еще не расписан служивыми СА.

21-й век. Пробоина.

"Башня из слоновой кости" символизирует отделённость художника от общества, погружённость в творчество.
Фраза стала обозначением ухода в мир творчества от проблем
современности, самоизоляци.
Обычно это выражение употребляется в устойчивых словосочетаниях - «удалиться в башню из слоновой кости», «запереться в башне из слоновой кости» и т. п. - и применяется к людям творческих профессий.

Я думаю, что в треке как раз и есть вопрос в том, сможет ли творец быть постоянно погружен в творчество и жить им, не повернув в другую сторону. В данном случае это относится к Марку, ведь он пытался отступить от этого, став политизированным, что стало для него опасным. Не стоит лезть туда, где ты не понимаешь ничего. Вот и напоролся на неприятности.
И теперь, пройдя через все это, он задался вопросом:
"Ты ответь на такой вопрос мне,
Может ли творец жить в "башне из слоновой кости?""

Так как название у нас всегда было темой любых произведений, значит данный момент в треке должен быть ключевым.

Марк жил, окунувшись в писательство, но, решив найти справедливости, попал не в своё русло. Если бы он дальше жил в своей башне, то не было бы и проблем. Это один из главных моментов.
Он сам твердил, что "Всего лишь писатель", а не политик. Но, в дальнейшем бросив вызов политике, его башня стала ломаться, а обратно вернутся без последствий, увы, не получилось.

Последняя фраза "Или сохранять свой нейтралитет?" была прервана выстрелом. Для себя я поняла, что как раз нейтралитет не поможет, если ты выбрал "своё" и то, что "не является твоим". Нет между этим нейтралитета, потому что итог будет один: выстрел. И сделать может его любой.
Причём как ты в кого-то, так и в тебя!

А значит могу сделать вывод: нужно заниматься тем, что является твоим призванием. Если ты писатель, то будь писателем. Не стоит идти на поводу у кого-то, кто пытается тебя вовлечь в другие сети и сделать жертвой (да, именно жертвой он стал для города). Марк полез конкретно туда, что так презирал.
Ибо, повторюсь, в свою башню из слоновой кости потом можно не вернуться, потеряв при этом всё.

Пишите свои версии!:)

Рецензии

Осторожно! Много букв.

> Нет между этим нейтралитета, потому что итог будет один: выстрел. И сделать может его любой. <
Учитывая то, что Оксимирон максималист, да ещё и перфекционист, для него не существует нечто среднего. Его логика проста: либо гений, либо говно. Первое - "своё", второе - "не является твоим". Я даже согласен с ним, ведь, действительно, успешность индивида зависит от высокой самореализации, которая достигается за счёт деятельности в сфере предназначенной для тебя. Если суёшь нос не в своё дело, то ты говно, а если же индивид, как говорится, нашёл себя, то он оправдано станет гением. Но никакого нейтралитета, среднего состояния между этими крайностями для Оксимирона не существует. Я действительно с ним согласен. Хочешь добиться наилучшего успеха в жизни - действуй так, словно каждый твой день последний, словно на кону вся твоя жизнь, словно стоит вопрос "жизни и смерти" - всё или ничего, сейчас или никогда.
А нейтралитет ведёт к выстрелу - самоубийству. Скорее всего, Марк всё-таки застрелился сам, осознав всю безысходность своего бытия: дескать, ему претит быть говном, но в то же время он не в силах состояться в сфере, которая в последнее время стала приоритетом, стала для него так важна, и, не трудно догадаться, на это повлияло знакомство с Девочкой П*здец, то самое знакомство, которое перевернуло внутренний мир главного героя, Марка; Девочка послужила катализатором погашения "мироздания"(*1) (глав. герой маялся, вёл внутреннюю борьбу, искал силы не только внутри себя, но и вовне, ведь он верил, что когда-нибудь в его жизни появится человек(*2) способный перевернуть весь его внутренний мир, "мироздание", а когда Марк нашёл такого человека, всё его мировоззрение в корне поменялось). Девочка после судьбоносного знакомства с глав. персонажем стала для него важнейшей частью бытия, без которой он впоследствии начал считать себя пропавшим. Он понимал, что Девочка рано или поздно уйдёт, но он оказался готов пойти на всё ради новой, счастливой жизни. Марк верил в лучшее и таки рискнул встать на пути мэра, тем более он понимал, что время поджимает и что Девочка покинет его, он понимал, что игра идёт по крупному, отчего и отважился на рискованный путь. Всё оказалось переплетено.
Всё переплетено - эта фраза, увы, отражение судьбы глав. героя...
Марк осознавал безысходность и сделал финальный шаг - всё или ничего, либо сейчас, либо никогда. Как мы поняли, этот шаг не увенчался успехом, Марк потерпел фиаско. И вот за сим, прогуливаясь по городу от мэра к своему дому, Марк окончательно ощутил всю безысходность его бытия: что он говно, что ему не дано быть гением, не дано заниматься тем, что гордо зовётся "своё". Марк также вспомнил, что Девочка П*здец ушла от него, но словно из последнего вздоха, собрав все свои последние силы, Марк размышляет дальше: "Но я переживу и это" - тогда как за этим самоутешением следует риторический вопрос: "Может ли творец жить в башне из слоновой кости?" - и вот тут-то глав. герой, ещё раз трезво оценив всю сложившуюся с ним ситуацию, понимает, что жизнь его пуста и безысходна. Девочка ушла, жизнь не удалась, прожито 30 лет впустую, поиски себя не увенчались успехом, а отмазки в стиле "я всего лишь писатель" Марка впредь не утешают. Жизнь глав. героя резко оборвалась, как и слово "нейтралитет" в его рассуждениях, - да и зачем договаривать слово до конца, коль чувство тщетности и безысходности бытия сделало своё дело? После "прозрения", Марк достал огнестрельное оружие и застрелился. "Всего лишь писатель" ушёл туда, где нас нет, туда, где, по вере глав. героя, есть более справедливые, счастливые миры. Да, вера тоже наложила свой отпечаток на смелость Марка: он верил, что даже потерпев фиаско он не пропадёт, что суицид тоже выход, но, прогуливаясь по городу и воочию узрев всю суету и тлен, глав. герой понимает, что он больше не в силах лицезреть такой несправедливый, несчастный мир. Марк сдаётся, пусть даже перед самоубийством он из последних сил утешает себя: "Но на зло миру мы взлетим среди суеты!". И всё же чувство пустоты одолело глав. персонажа. Но вера взяла своё. Нет, Марк не сумасшедший. Марк - верующий. Только вера (и любовь) способна заставить человека делать решительные шаги, зная, что на кону стоит вся его жизнь.

Очень много смысла. Увы, я не смог всё уместить в этот "опус", иначе вышел бы, как минимум, в два, а то и в три раза больший объём текста, правда, с повторениями. Но всё настолько глубоко и тонко, что расставлять точки над "i" пришлось бы долго и повторяясь, иначе была бы вероятность что-либо упустить. Однако по главным пунктам я всё же пробежался. Ещё раз удивляюсь тому, как всё глубоко и тонко сочинено Оксимироном. Сильные, глубокие переживания, сопровождающиеся жизненным кризисом - всё это можно наблюдать даже всего лишь в одном треке. Этот означенный трек словно опасение самого Мирона перед его будущей жизнью. Да, у него есть страх суицида - не потому что он боится смерти, а потому что он боится(*3) и дальше существовать с его "внутренним адом"(*4).
Этот означенный 10-ый трек в плейлисте альбома "Горгород" словно последние на данный момент внутренние жизненные рассуждения Мирона. Тогда как, напр., 4-ый трек "Девочка П*здец" - рассуждения на более ранних этапах, когда Мирону было, допустим, 26 лет. Но, как мы знаем, он был женат, а впоследствии был разведён - аналогия жизни Марка: встретил Девочку П*здец, но затем с ней расстался, так сложилась его судьба. В общем, "Горгород" - ещё один "внутренний ад" Мирона. И этот альбом не просто фантазия. Этот альбом - идеальная (от слова perfect) сублимация жизни талантливого, гениального рэпера, чьё имя навсегда останется в истории русского рэпа/хип-хопа.

*1 - "Ты подошла и всё мироздание погасло!"
*2 - "Но ты не думай, будто я жду тебя с детства. А если честно... то жду!"
*3 - "Так много лет, но так страшно"
*4 - "Лупы, буквы, слова - мой внутренний ад"

Друзья! Обращаем Ваше внимание: чтобы правильно исправить текст песни, надо выделить как минимум два слова

[Куплет 1, Oxxxymiron]:
По асфальту, мимо цемента,
Избегая зевак, под аплодисменты
Обитатели спальных аррондисманов.
Социального дна, классы нац.элементов.

Мимо зданий муниципального центра.
И статуи вице-мэра, насвистывая концерты;
Я спускаюсь беспрецедентно оправдан.
И лицемерно помилованный - тридцатилетний.

Бля, меня явно любит Вселенная.
Не знай меня все, - я вряд ли бы уцелел там.
Но, видимо, мэру надо улице бедной продать
Было милосердие да правосудие щедрое - хер знает...

Я живой, спасибо фортуне!
Я балансирую через пропасти на ходулях.
Иду, сутулясь, и подпрыгиваю, как дурень,
Сквозь судьбы и бури, к неуловимой Ultima Thule.

Я думал, время вышло, вымя выдоено.
На дороге рытвины и выбоины, валуны и глыбы
На моей тропе меж мира, войны.
Одни считают, что я сильно хитровы*банный.

Другие - видят во мне наивный мир игр и книг.
Ты пойми: я - гибрид, я вырос: и таким, и таким.
Я не был задуман для света софитов, интриг.
И адреналина, выбор линии судьбы не хитрит.

Я просто годами писал и смотрел в окно.
Зачёркивал, стирал, неустанно толстел блокнот.
Хрупкие миры распадались во тьме на стол,
Покуда мёртвые кумиры взирали со стен во двор.

Я был один, мироздание по краю вело.
Теперь, из каждого киоска смотрит моё е*ло.
Но что изменилось? Ничего внутри, а с виду - зело!
Ведь закрутили в узелок сильные мира сего.

До того, что стресс, кипиш, бег, квиддич.
Раньше я думал, что в тридцать лет - финиш.
Но я здесь, видишь, - Glenfiddich.
Они куксились, сдулись. Хули ты не сгинешь?

Они что-то просят и портят воздух и нервы.
Судмедэксперт то ли кровь, то ли сперму.
Суке - руку и сердце, издателям - букера, сделки.
Читателям - чучела в клетке.

Эй! Я видел цирк ваш с виселицы.
Забудьте Сунь-цзы и Лао-цзы.
Ведь в этом цирке лишь два пути:
Суицид или стоицизм.

И если выбрал не суицид, тогда - терпи,
Хватит ныть, дай во всю идти.
И да, мы ссым, каждый сыт, страх и солипсизм,
Но на зло миру мы взлетим среди суеты.

[Припев]:
Мой город вне времени,
Вне территории, племени, рода и империи.
Троя, Помпеи, Рим... Мой город - морок и видение,
Что во тьме видит Бедуин.

Мой город на горе руин.
Мой город - лабиринт, я по нему слепой и неумелый гид;
И мой город не верит им. Его правление внутри,
Но не под горой, и не в мэрии.

[Куплет 2, Oxxxymiron]:
Я - стоик, будто Луций Сенека,
Cпускаюсь от палаццо элиты к улицам Гетто.
Раз уцелел, то надо жить и глубже дышать.
И Девочка "*издец" ушла, предав, но я переживу и это...

Ты ответь на такой вопрос мне:
Может ли творец жить в башне слоновой кости?
Вхожем быть дворец или яро против вельмож,
Или сохранять свой нейтралитет...

[Выстрел]

[Запись на автоответчике|Кира.]
Ты еще не дома? Странно...
Слушай, ну, что я могу тебя сказать, кроме того, что ты - идиот?!
И я, очень рада, что тебя отпустили... Мы тут все, чуть с ума не сошли...
Вобщем, ты возвращайся, а я, пока прочитаю "Где нас нет..."
Кстати... Название - гавно!
Целую!

О песне Oxxxymiron - Башня из слоновой кости

  • "Башня из слоновой кости". Марка отпустили, он идёт по городу и благодарит судьбу за то, что остался жив. Его бросила Алиса, но он не переживает по этому поводу. Марк переосмысливает свои взгляды, понимает, что как творец должен быть только наблюдателем, в киосках видит свои книги. Его мысли прерывает выстрел. Звонит агент, она рада, что Марка отпустили и собирается прочитать "Где нас нет", написанное в "Накануне". ©сайт

Дополнительная информация

Текст песни Oxxxymiron - Башня из слоновой кости.
Альбом "ГОРГОРОД".
Автор текста: Oxxxymiron (Мирон Фёдоров).
Голосом Киры говорит Женя Муродшоева.
Дополнительный вокал на треке: Porchy.
Produced by Porchy.
Запись: Макс Кравцов.
Сведение: Макс Кравцов.
Мастеринг: Макс Кравцов.
Студия "Контакт". Город Санкт-Петербург.
Ноябрь 13, 2015.

Башня из столовой кости

Башня из слоновой кости — символическое убежище духа от скверны повседневности, мерзости, мелочности, гнусности быта; от людей, которые не понимают, но вмешиваются; от событий, которые калечат характер и плоть; от жизни, в которой ни смысла, ни удовольствия; побег к свободе разума, радости познания, единению мысли и чувства

В главе 7 «Песни песней» — канонической книге Ветхого Завета, приписываемой царю Соломону, автор превозносит женскую красоту,

«Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое - ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои - как два козленка, двойни серны; ; глаза твои - озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой - башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур..."

но современному значению выражения мир обязан французскому поэту Шарлю Огюстену Сент-Бёву (1804-1869), рассуждающему о творчестве писателя Альфреда де Виньи (1797-1863) «А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости» (Де Виньи настаивал на независимости личности от внешних обстоятельств, избегал выходов в свет и вёл крайне уединённую жизнь (Википедия)

Синонимы фразеологизма «башня из слоновой кости»

  • аристократизм духа
  • снобизм
  • замкнутость
  • уединение
  • затворничество
  • эстетство
  • мир высоких чувств

Применение выражения в литературе

    «Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет» (Гюстав Флобер «Письма 1830-1880»)
    «Ты царь, живи один», башня из слоновой кости, трагическая изоляция ― удел избранных, потомки сострадают» (Юрий Давыдов «Синие тюльпаны»)
    «Башня «По-французски - башня из слоновой кости, а по-русски - келья под елью», - переводил М. Осоргин» (М. Л. Гаспаров «Записи и выписки»)
    «Школьные тетрадки он мог назвать «гимназическими». Башня из слоновой кости? Но разве он напоминал эстета?» (А. Козинцев «В очах души»)