Слоговой принцип графики. Русская графика, слоговой принцип русской графики. Нарушения и ограничения слогового принципа графики

Графика - прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме и звуковые значения букв.

Алфавит - полный перечень букв, расположенный в общепринятом порядке. (33 буквы; у каждой две разновидности - прописная и строчная).

В основе алфавита СРЛЯ лежит старославянский алфавит, который не соответствовал тогдашней звуковой системе (юс большой и юс малый - буквы, обозначающие звуки которых не было в русском языке).

Особенности русской графики.

А) Букв алфавита меньше, чем звуков в живой речи - буквы многозначны.

Буква С: [с] - суда, сад, [с"] - сюда, сядь, [з] - сдача, сбор, [з"] - косьба, сделана, [ш] – сшить [ж] - сжать

б) деление букв по количеству обозначаемых звуков. буквы, лишенные звукового значения: ъ и ь, непроизносимые согласные (солнце, сердце) буквы, обозначающие два звука: я, ё, е, ю, буквы, обозначающие один звук, т.е. все остальные.

В) наличие в графике однозначных и двузначных букв.

однозначные - ч и ц во всех позициях обозначают один и тот же звук [ч"], [ц].

двузначные - все согласные, парные по твердости-мягкости; гласные я, е, ё, ю.

Двузначность связана со слоговым принципом русской графики.

Слоговой принцип русской графики -: в определенных случаях в качестве единицы письма выступает слог как цельный графический элемент, части которого взаимно обусловлены.

Случаи изменения слогового принципа.

1. для обозначения парных по твердости-мягкости согласных. Буква т может выражать как твердый звук (станут), так и мягкий (стянут). Отсутствие отдельных букв для парных по твердости-мягкости звуков компенсируется наличием двоякого начертания гласных. Так, а, о, у, э, ы - указывают на твердость предшествующего согласного, а я, ё, ю, е, и - на мягкость (рад - ряд, был - бил, мол - мёл, тук - тюк). Только в конце слова и перед согласными (но не всегда) мягкость согласных передается буквой ь.

2. для обозначения согласного звука [j] внутри слов и если слог заканчивается на [j] после гласного используется й (пойте, весной).

Но: -в начале слова (яма, ёж)

После гласных (моя, поеду)

После ъ, ь (объем, собьем)

Отступление от слогового принципа:

1. после всегда твердых ж, ш, ц гласные звуки обозначены и, е, ё, ю, я (жир, шест, цифра, жюри).

2. после всегда мягких ч, щ - а, о, у (чаща, чудо, щука).

4. написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу, йу (сельокруг, стройучасток, Дальуголь).

5. йо вместо ё в начале иноязычных слов (Нью-Йорк, йод).

6. отсутствие буквы для обозначения звука [ж"] (дрожжи).

Отсутствие обозначения ударного слога в слове.

Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос слов; 5) графические сокращения слов.

1) орфограмма – это написание, выбранное или еще искомое, в том случае, где пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука;

2) орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает орфографическому правилу.

Принцип проверки таков: звук слабой позиции проверяется сильной позицией (смотрите фонемный анализ); установив фонему, которая реализуется в данном звуке, её обозначают соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильных и слабых позициях в пределах одной и той же морфемы. В этом сущность основного принципа русской орфографии. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме. Этот принцип в учебной литературе именуется по-разному:морфологический(морфематический), фонематический или морфонематический . Название морфологический ориентирует на зависимость написаний от морфологических характеристик слова, т.е. на единообразное написание морфем. Название фонематический устанавливает соотношение между буквами и фонемами. Наиболее удачным представляется термин морфонематический, т.к. в нем синтезируется соотносимость буквы с фонемой в пределах морфемы. Основной (морфонематический) принцип орфографии обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах. Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.

Морфонематический принцип русской орфографии определяет написание большинства букв-орфограмм, поэтому это основной принцип передачи буквами фонемного состава слова (см. первый раздел орфографии).

Не все орфографические правила подчиняются морфонематическому принципу. В некоторых случаях проверка слабой позиции невозможна, т.к. в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: м о локо, к а литка,во к зал, красны е , усидч и вый и т.п. В этом случае выступает гиперфонема: м/о\а/локо, к/а\о/литка, во/к\г/зал и т.д. Морфонематический принцип орфографии здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения, т.к. выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. Написание в подобных случаях опирается на два принципа: морфонематический и традиционный (исторический).

Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией (историей). В школьной практике слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами и дают списками для запоминания. Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы, например: з а рево – з о ри, покл о н кл а няться; выбор буквы а а ря) или о (покл о ниться) в безударном положении определяется традицией. Таким образом, традиционные (исторические) написания воспроизводят сложившийся в прошлом графический облик слова или морфемы. При этом в современном русском письме традиционно сложившиеся написания каких-либо морфем единообразно воспроизводятся во всех родственных словах или в подобных морфемах других слов, что не противоречит морфонематическому принципу. Например: молок о, молоч ный, молоч ница, молок овоз и др.; усид чив ый, обид чив ый, перемен чив ый и др.; красн ые , больш ие , красив ые и др.

Традиционные (исторические) написания можно подразделить на два разряда – собственно традиционные (исторические) и дифференцирующие. К собственно традиционным можно отнести следующие написания:

    буквы, обозначающие гиперфонемы: г о рох, к а т а строфа, косм о на в т и т.п.;

    о – е в корне после шипящих: ш о рох, ш е пот, ч е рный, ч о порный и т.п.;

    ы – и после ц: ц и рк, ц и трусовый, ц ы ган, ц ы пленок и т.п.;

    правописание безударных гласных в корнях зар/зор, рос/раст, гор/гар, кос/кас, скоч/скак, лаг/лож, мок/мак, стил/стел, дир/дер, мир/мер, бир/бер, пир/пер, блист/блест, клон/клан и др.:зар о сли/зар а стать, к о снуться/к а саться, вск о чить/поск а кать и др.;

    о – а в суффиксах наречий типа: слев а – налев о , досух а – насух о и т.п.;

    нн в суффиксах прилагательных –енн-,-онн- и н в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, а также исключения из этого правила: родств енн ый, станци онн ый, ветр ен ый и т.п.;

    нн в суффиксах причастий в полной форме и н в краткой форме: провере нн ая, провере н а и т.п.;

    окончания -ого/-его в формах родительного и винительного падежей прилагательных и местоимений и в слове сегодня: больш ого , син его , мо его и т.п.;

    ь у глаголов после шипящих в разных формах: живеш ь , отреж ь и т.п.;

    ь в наречиях, частицах на шипящую: навзнич ь , сплош ь , лиш ь , биш ь и т.п. и некоторые другие написания.

Дифференцирующие традиционные (исторические) написания выполняют функцию разграничения слов или их грамматических форм. Сюда можно отнести случаи:

    е – и в суффиксах глаголов: обессил е ть (лишиться сил) – обессил и ть (лишить сил кого-то другого) и т.п.;

    частицы не – ни: Куда она только не обращалась! Куда она только ни обращалась, никто ей не помог.

    приставки при-/пре- в омофонах: при бывать (приезжать) – пре бывать (находиться), при емник – пре емник и т.п.;

    двойные и одинарные согласные в омофонах: ба л – ба лл , су м а – су мм а, и т.п.;

5) строчная и прописная буква у собственных и нарицательных существительных: н адежда – Н адежда, о рел – О рел и т. п.;

6) н в краткой форме страдательных причастий и нн в краткой форме прилагательных: Она воспита н а отцом. Она умна и воспита нн а.

7) ь после шипящих у существительных 3 склонения и его отсутствие у существительных 2 склонения: рож ь , доч ь , нож и т.п. и некоторые другие написания.

В противоречии с морфонематическим принципом орфографии находится также фонетический принцип , который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, т.е. пишем то, что слышим. К таким написаниям можно отнести следующее: о – а в приставках рас-/рос-, раз-/роз-:р а списать – р о спись, р а зыграть – р о зыгрыш и т.п.; с на конце приставок: ра з бить – ра с пить, и з резать – и с кусать и т.п.; о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксах существительных, прилагательных и наречий: плащ о м – туч е й, больш о й – хорош е й, купц о м – ситц е м, суч о к – платоч е к, парч о вый – ситц е вый, горяч о – блестящ е т.п.; и – ы в корне слова после приставок на согласную: и грать – с ы грать, и скать – роз ы ск и т.п.; и в окончаниях дательного и предложного падежей существительных 1склонения на -ия и предложного падежа существительных 2 склонения на -ие, -ий: (посвящено) арми и , на экскурси и , в произведени и , о санатори и и т.п.; ы после ц: хлопц ы , куц ы й, Синиц ы н и т.п . и некоторые другие написания.

Современная русская графика в этом отношении одна из самых совершенных, т. к. большинство букв русского алфавита однозначно. С опорой на алфавитное значение буквы и буквенно-звуковое соответствие имеется довольно много написаний: дом, мир, стол, турист, пустой, шутит, в руке и др.

Однако система русской графики имеет ряд отступлений от буквенно-звукового принципа. В зависимости от алфавитного значения буквы современного русского письма можно сгруппировать следующим образом:

    буквы для гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И;

    буквы, обозначающие сочетание гласного звука с предшествующим [j]: Е, Ё, Ю, Я;

    буквы для твердых парных согласных звуков: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х;

    буквы для непарных твердых согласных: Ж, Ш, Ц;

    буквы для непарных мягких согласных: Ч, Щ;

    буква для [j]: Й;

    буква для обозначения мягкости согласных: Ь;

    буква без алфавитного значения: Ъ.

Таким образом, все буквы русского алфавита в своих алфавитных значениях отражают сильные варианты русских фонем. Исключение составляют буква Й, обозначающая слабый вариант фонемы, и буквы Ь и Ъ, не обозначающие звуков. В русском алфавите нет специальных букв для звуков слабых позиций, их обозначением занимается орфография. Это объективный пробел русского алфавита, сформировавшийся исторически.В алфавите нет специальных букв для обозначения парных мягких согласных. Это второй объективный пробел русского алфавита.Для каждой гласной фонемы в русском алфавите существует две буквы: <а> – А и Я, <о >– О и Ё, <э> – Э и Е, <у> - У и Ю, <и> - Ы и И.

Итак, русский алфавит характеризуется недостаточностью в области букв для согласных и избыточностью в области букв для гласных. Объективные пробелы алфавита компенсируются графикой. Поскольку графика определяет соотношения между обозначаемым звуком / звуковым сегментом и используемой буквой, она устанавливает правила употребления буквы, ее значение и предписывает писать и читать буквы определенным образом в той или иной позиции. В русской графике единицей письма и чтения является не отдельная буква, а сочетание букв. Например, буква Р будет прочитана как твердый или мягкий согласный в зависимости от того, какая буква будет использована после нее: [р] – ра, ро, ру, ры, рэ или [р’] – ря, рё, рю, ри, ре, рь.

В исконно русских словах фонема обозначается тремяспособами:

1) в начале слова, перед гласной и между гласными < j> вместе с гласными фонемами < а>, < у>, < э>, < о>обозначается буквами я, ю, е, ё ;

2) после согласной перед гласной фонема < j> обозначается буквами я, ю, е, ё, и с использованием ь и ъ :вьюга, изъян и т.п.;

3) после гласной и перед согласной и на конце слова < j> обозначается буквой й . В заимствованных словахй обозначает < j> и перед гласной фонемой: йод ;

после согласной сочетание фонем < jo> передается буквами ьо : медальон

После гласной перед < и> фонема < j> на письме не обозначается: проиграть .

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут означать как твердые, так и мягкие звуки. Например: [зву¢к], [з’д’эс’], [мост], [мэ’с’т’] (месть). Кроме того, мягкость согласных (исключая шипящие) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы. Например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга. Этот принцип обозначения называется слоговым принципом русской графики.

Однако в русской графике есть и отступления от слогового принципа - написание гласных после букв ж, ш, ц, ч, щ. Звуки [ж], [ш], [ц] в русском языке всегда твердые, после них надо было бы писать только буквы а, о, у, ы, э. Однако это противоречит правилам правописания, и мы пишем жил, шил,

жесть, шесть, цирк, цел. А звуки [ч’], [ш’], обозначаемые буквами ч и щ, всегда мягкие, но после них пишутся буквы а, о, у, как после твердых (чаша, чудо, щука, чопорный).

Орфография

Принципы русской орфографии

Орфография (греч. ortographia, от ortos -правильный, grapho -пишу) - система правил о написании слов и их форм.

Русская орфография имеет длительную историю, что объясняет некоторые сложности нашего правописания. В Древней Руси (Х-ХII вв.) не было различий между произношением и написанием слов, однако со временем произошли значительные изменения в звуковой системе языка, и теперь многие слова произносятся не так, как пишутся. Появилось множество правил, определяющих те или иные орфограммы.

Написания многих русских слов поддерживаются традицией: мы пишем их так, как писали сотни лет назад. Например: после шипящий ж, ш принято писать и: жить, шить; в прилагательных в форме родительного падежа единственного числа пишется окончание -ого, -его: большого, хорошего (хотя вместо г здесь произносится в). В основе таких написаний лежит традиционный принцип.

Есть в русском языке и такие слова, написание которых соответствует их произношению, например: роспись - расписка (под ударением в приставке пишется о, а в безударном слоге, .как и слышится, а); разбить - распить (перед звонким согласным слышится и пишется звонкий звук з, перед глухим - глухой с). Подобные написания носят фонетический характер: как слышим, так и пишем.

Однако традиционные и фонетические написания в русской орфографии не получили большого распространения, потому что более удобным для русского языка оказался морфологический принцип. Он обозначает, что морфемы (значимые части слов) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, в родственных словах корни имеют одинаковое начертание. Так, корень вод- пишется в словах: вода, водяной, наводнение, подводный, хотя звук [о] произносится только под ударением в последнем слове, а в других словах он изменяется в звук [а] или более короткий звук, средний между [ы] и [а] (в транскрипции ему соответствует ъ).



В звучащей речи корни слов, приставки, суффиксы, окончания могут произноситься по-разному, но пишутся они всегда одинаково, иначе трудно было бы понять значение написанных слов. Применение морфологического принципа правописания облегчает понимание письменной речи.

В соответствии с морфологическим принципом в русском языке пишутся:

1) корни родственных слов: дом, домашний, домовой (в первом слове в корне произносится [о], во втором - гласный [а], в третьем - ослабленный гласный, средний между [ы] и [а]);

2) приставки: подвиг - подвинуть (в первом слове в приставке гласный [о] произносится четко, так как стоит под ударением, во втором вместо [о] слышится [а], но надо писать по-); подбросить - подписать (в первом слове в приставке произносится звонкий согласный [д], а во втором - глухой согласный звук [т], к тому же вместо [о] в обоих приставках звучит [а]; но приставок «над-», «пат-» в русском языке нет, поэтому пишем только приставку под- );

3) суффиксы: заботливый - молчаливый (в первом слове в суффиксе произносится ослабленный гласный, во втором - под ударением гласный и ,но пишется один и тот же суффикс -лив); звериный, куриный, соловьиный (в суффиксе -ин всегда пишется одно н);

4) окончание: на реке - на речке (в первом слове е под ударением произносится четко как [э], во втором - вместо [э] произносится ослабленный звук, средний между [э] и [и] (в транскрипции ему соответствует ь), но пишется е; говорит -дышит (в первом слове окончание под ударением произносится четко, во втором - нет. Однако и в этом случае в глаголе второго спряжения в форме третьего лица единственного числа надо писать такое же окончание -ит).



Морфологический принцип орфографии позволяет выработать единое написание одинаковых грамматических форм, которые в устной речи нередко имеют незначительные отличия. Это особенно важно для русского языка, который выделяется разнообразием форм словоизменения.

Отдельные правила русской орфографии разграничиваются написанием слов, совпадающих в произношении, но имеющих разное значение. Дифференцирующие написания позволяют различать на письме, например, такие слова: поджог (имя существительное: совершить поджог) - поджёг (глагол в форме прошедшего времени: Кто поджёг бумагу?); компания (группа людей) - кампания (мероприятие, например: посевная кампания); бал (танцевальный вечер) - балл (оценка: получил на экзамене пять баллов); плач (имя существительное: плач ребенка) - плачь (форма повелительного наклонения единственного числа глагола плакать: Не плачь, еще все можно исправить!).

В русском языке не много слов, которые совпадают в произношении, но пишутся по-разному.

Правописание гласных

Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Русская графика опирается на два основных принципа - фонематический и позиционный.

Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип - позиционный (слоговой, буквосочетательный), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней.

Позиционный принцип русской графики является ее большим достоинством, так как благодаря ему вдвое сокращается на письме передача твердых и мягких согласных (например, в сербскохорватском языке имеются специальные буквы для обозначения мягких согласных: ж - мягкий л, ш - мягкий н). Позиционный принцип применяется для передачи твердости / мягкости согласных фонем и для обозначения lt;jgt.

Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:

на конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость - пробелом: уголь_- угол_;

мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна - волна;

мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные - на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.

50 Обозначение на письме < ј >. Обозначение на письме твердость и мягкости согласных. Гласные буквы после шипящих и ц .

Фонема перед гласными звуками обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», («и»).

Например: ель , моешь [моjьш], объезд [абjэст], ёж , твоё , старьё , юла , мою , бью [бjy], ясень , маяк [маjак], дьяк [д’jак], воробьи [въраб "juj.

Фонема перед согласными звуками или на конце слова обозначается специальной буквой «й».

Например: май - майка, чай - чайка.

Отступления от слогового принципа: ЙОд, маЙОр, булЪОн

Парные твердые и мягкие обозначаются одной и той же буквой. Твердость обозначается гласными а, о, у, ы, э. Мягкость согласной перед гласной обозначается буквами я, ё, ю, и. Буква е может обозначать и твердые, и мягкие предшествующие согласные. На конце слова мягкость передается с помощью ь. Перед согласной мягкость согласной фонемы обозначается ь, а твердость – второй согласной: банька - банка. После согласных перед < j> пишутся разделительные ъ, ь, которые служат для уточнения значения следующих за ними букв я, ю, е, ё, и, но не указывают на твердость/мягкость предшествующей согласной.

Орфоэпия. Произносительная норма и варианты.

Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός - «правильный» и греч. ἔπος - «речь») - наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпия - одно из проявлений унификации литературного языка со стороны произношения.

Принято различать разные орфоэпические нормы: «старшую» и «младшую», а также нормы высокого и нейтрального стилей произношения.

Для старшей нормы, отличающей прежде всего речь образованных людей пожилого возраста, характерно произношение було[шн]ая, мяг[къй], [з`в`]ерь. Младшая произносительная норма, наблюдаемая в речи молодежи, владеющей литературным языком, допускает произношение було[чн]ая, мяг[к`ий], [зв`]врь.

Литературное произношение характеризуется определенным единством, нормой, в принципе обязательной для всех говорящих на данном языке.

Орфоэпическая норма
Орфоэпические нормы - это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания.

Конкретные правила орфоэпии многочисленны, но они могут быть сведены в небольшое количество групп:

а) в области произношения гласных;
б) нормы произношения согласных и их сочетаний;
в) произносительные нормы отдельных грамматических форм;
г) особенности произношения заимствованных слов.

52. Орфография. Орфограммы теоретические и реальные. Принципы русской орфографии.

Орфография - это:

1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество;

2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;

3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и даже печатных изданий);

4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность).

Безошибочное применение на практике многих орфографических правил непосредственно связано с умением пишущего быстро ориентироваться в составе слова. На месте орфограммы может быть допущена орфографическая ошибка. Но возможность появления ошибки на месте разных орфограмм неодинакова. В словах мама, идет подчеркнутые буквы являются орфограммами. Но в написании подобных слов ошибок практически не бывает. Поэтому различаются теоретические и практические, реальные орфограммы. В слове портфель практическими орфограммами являются буквы о, т.Практические орфограммы бывают не в каждом слове; так, в словах дом, жар, сон, глухарь таких орфограмм нет. Принципы русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный - беспокойный) или изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).

Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) - ожёг (глаг.)) и традиционное написание (буква и после букв ж, ш, ц - жить, шить).

Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило - это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Понятие о графике. Развитие письма

Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).

В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988 году. В основе её лежал греческий алфавит.

За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг.). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г.,

буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

Состав русского алфавита. Буква и фонема

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.

Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

В большинстве случаев буква на письме передаёт фонему в сильной позиции (а не звук).

Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Воды - вода – водяной

| д ы] - [в a ] - [в ъ |д’и э |н j]

<о>: [о] - [ a ] - [ъ]

[г р’ |б ] – [ г р’ п ]

<б>: [б] // [п]

Слоговой принцип русской графики

Соотношение между буквами и фонемами в русском языке определяется действием слогового принципа.

Суть его заключается в том, что за единицу письма и чтения берется не одна буква, а целый слог. В связи с этим буквы для передачи как гласных, так и согласных фонем (звуков) читаются и пишутся с учетом соседних букв.

Слоговой принцип проявляется в двух случаях:

1. при обозначении на письме твердости - мягкости согласных фонем,

2. при обозначении на письме фонемы .

В русском языке в качестве единицы чтения и письма выступает графический слог. Сочетание согласной и гласной букв представляет собой цельный графический элемент, буквосочетание, обе части которого взаимно обусловлены: как гласные, так и согласные буквы пишутся и читаются с учетом соседних букв. Как уже сказано, такой принцип графики называется слоговым. В русском письме представлено две его разновидности.

Первая разновидность написаний, отвечающих слоговому принципу.

Первая разновидность охватывает случаи обозначения дифференциального признака твердости-мягкости согласных фонем.

В русском языке твердые и мягкие согласные фонемы служат для различения слов (ср.: кон и конь, мол и моль ), поэтому необходимо их дифференцированное обозначение на письме. Между тем в русском алфавите нет особых букв для обозначения мягких согласных фонем: так, например, одна и та же буква н употребляется для обозначения твердого согласного /н/ и мягкого согласного /н"/. На дифференциальный признак твердого или мягкого согласного указывает на письме последующая гласная буква, ср., например:пена /п"эна/ и пеня /п"эн"а/ (пеня - особого рода штраф).

Л. В. Щерба отмечал, что возможность обозначения твердых и мягких согласных фонем одной буквой сильно облегчена строем русского языка, в котором они очень часто чередуются друг с другом в разных формах одного и того же слова: стул - на стуле (сту /л/ - на сту /л"/е ), труба - трубе (тру /б/а - тру /б"/е ), сяду - сядешь (ся /д/у - ся /д"/ешь ), сильный - сильнее (силь /н/ый - силь /н"/ее ) и т.д., а также при словопроизводстве: черный - чернить (чер /н/ый - чер /н"/ить ), лиса - лисий (ли /с/а - ли /с"/ий ) и т.п. Во всех этих случаях перемена твердого согласного на соответствующий мягкий создает звуковое видоизменение корней, семантически абсолютно тождественных: сту /л/- и сту /л"/- (в на стуле ), ся /д/- (в сяду ) и ся /д"/- (в сядешь ), чер /н/- (в черный ) и чер /н"/- (в чернить ) 1 .

Твердые и мягкие согласные, поскольку они часто чередуются в пределах одного корня, для большего единообразия письма даже целесообразно обозначить одной буквой.



В русском алфавите, как уже говорилось, имеется два разряда гласных букв, один из которых указывает на то, что предшествующая им согласная буква обозначает соответствующий твердый согласный ("несмягчающие" гласные буквы), а другой на то, что предшествующая им согласная буква обозначает соответствующий мягкий согласный ("смягчающие" гласные буквы). Функции этих двух разрядов гласных букв могут быть представлены в следующей таблице (см. с. 42).

Самым существенным в обозначении мягкости согласных на письме является то, что сочетание согласной и "смягчающей" гласной букв при чтении неразрывно. Для того, чтобы слог ня звучал как /н"а/, буквы н и я должны читаться только вместе, целым слогом (пеня ). Именно гласные буквы при этом обозначают на письме мягкость предшествующего согласного. Графически это можно передать так: я - /"а/ 1 .

Гласные, указывающие на твердость согласного

са (сам )

со (сом )

су (суп )

сэ (сэр )

сы (сын )

Гласные, указывающие на мягкость согласного

ся (вся )

сё (всё )

сю (всю )

се (всё )

си (восвояси )

Обозначение твердости или мягкости согласного последующей гласной буквой и неразрывность сочетания согласной буквы с последующей гласной может быть представлена в такой геометрической схеме:

Согласная буква не обозначает ни твердости, ни мягкости: последние признаки обозначены гласной буквой. Их соединение подобно соединению в пазах.

В русском письме 15 согласных букв, которые могут обозначать соответственно либо твердый, либо мягкий согласный звук. Благодаря первой разновидности слогового принципа русской графики при помощи этих 15-ти букв обозначаются 30 согласных фонем (15 твердых и 15 мягких): /б/ и /б"/, /в/ и /в"/, /г/ и /г"/, /д/ и /д"/ /з/ и /з"/, /к/ и /к"/, /л/ и /л"/, /м/ и /м"/, /н/ и /н"/, /п/ и /п"/ /р/ и /р"/, /с/ и /с"/, /т/ и /т"/, /ф/ и /ф"/, /х/ и /х"/.

Дифференциальный признак мягкости согласного, парного по твердости-мягкости, если он в цепочке фонем находится не перед гласным, обозначается знаком ь : коньки .

Дифференциальный признак твердости в подобных случаях обозначается отсутствием знака ь на конце слов, что называют иногда позицией перед "буквой пробела" 1 (ср.: кон ) и отсутствием знака ь перед следующим твердым согласным (ср.: конка ).

Особое положение в русском письме занимают сочетания согласных букв, обозначающих шипящие и /ц/, с последующими гласными буквами.

После букв ж, ш, ч, ц, щ употребляются не все "несмягчающие" гласные буквы и не все "смягчающие" гласные буквы (это определяется особыми, условными правилами, см. ниже, с. 53). Но главным здесь является то, что независимо от последующей "смягчающей" или "несмягчающей" гласной буквы на месте букв ж, ш, ц, ч, щ произносятся соответственно либо твердые, либо мягкие согласные звуки. Это обусловлено тем, что буквы ж, ш, ц, ч, щ обозначают согласные звуки либо твердые, либо мягкие. Звук /ч/ в русском языке мягкий, звуки /ж/, /ш/ и /ц/ твердые. Парных им по твердости-мягкости звуков как самостоятельных фонем в русском литературном языке нет. Звука /щ/ в русском языке как такового нет. На месте орфографического щ обычно произносится долгий мягкий глухой согласный звук / "/, хотя возможно и произношение /ш"ч/ (см. выше, с. 36). Нам здесь важно то, что на месте буквы щ в литературном русском языке произносятся только мягкие согласные звуки. В этом отношении буква щ стоит в одном ряду с буквой ч . В школьном учебнике в таблице звуков русского языка у знаков /щ/ и /ч/ стоит поэтому справа знак мягкости: /щ"/, /ч"/ 2 .

Вторая разновидность написаний, отвечающих слоговому принципу

Вторая разновидность слогового принципа русской графики касается обозначения согласного звука йот. Наряду с обозначением его буквой й (май, зайка и т.д.), он может быть "запрятан" в гласные буквы, а именно в буквы я /йа/, ю /йу/, е /йэ/, ё /йо/, которые обозначают сочетание /й/ с соответствующими гласными звуками. Такое обозначение двух звуков (согласного и гласного) одной буквой представляет собой элемент слогового письма (когда буква обозначает целый слог), и не является обязательным в письме буквенно-звуковом. Н. Ф. Яковлев, выводя состав букв русского алфавита по своей формуле, отверг подобное употребление букв я, ю, е, ё, считая более последовательным для буквенно-звукового письма обозначать йот "своей" буквой: йад (вместо яд ), йуг (вместо юг ), йэль (вместо ель ), йож (вместо ёж ).

Сочетание согласного /й/ с гласным может обозначать также буква и : семьи /с"им"йи/.

Буквы я, е, ё, ю, и читаются как сочетание йота с соответствующим гласным в трех случаях:

1) в начале слова: яма /йама/, ёжик /йожык/, еда /йэда/, юла /йула/;

2) после гласных: своя /свайа/, своё /свайо/, своей /свайэй/, свою /свайу/, свои /свайи/;

3) после букв ъ и ь в значении разделительных знаков:

объятие

семья

объём

семьёй

объезд

в семье

предъюбилейный

семью

семьи

Буквы ъ и ь в современном русском письме звуков не обозначают. Находясь перед буквами я, ю, е, ё, и , они лишь сигнализируют, что перечисленные буквы следует читать как /йа/, /йу/, /йэ/, /йо/, /йи/.

Особого пояснения требует соотношение между звуком йот, обозначенным гласными буквами я, ю, е, ё, и , и звуком, обозначаемым буквой й .

Буквой й обозначается неосновной оттенок фонемы йот, а именно неслоговой гласный /и/ (май, майка, пойдет ), звучащий в конце закрытого слога. Основной оттенок произносится перед ударным гласным: я́ма /jа́ма/, ёж /joш/, края́ /краjа́/, моя́ /маjа́/ и т.п. Это сонорный согласный. Обычно буквы алфавита обозначают фонемы, представленные в их основных оттенках, в отношении же фонемы йот в русском алфавите допущено исключение: неосновной оттенок имеет "свою" букву, а основной - "запрятан" в гласную букву вместе с соответствующим гласным (я, ю, е, ё ).

Подведем итоги.

Первую и вторую разновидности написаний, отвечающих слоговому принципу графики, объединяет то, что и в том и в другом случае буквы читаются только с учетом соседних букв. В зависимости от "соседа" слева по-разному читаются гласные буквы типа я (ср.: объ я вление и б я зь ), в зависимости от "соседа" справа по-разному читаются согласные буквы типа б (ср.: бал и бязь ). Соответственно и при письме нужно выбирать "соседа" справа, чтобы адекватно обозначить дифференциальный признак твердости или мягкости парного по этому признаку согласного, и "соседа" слева, чтобы гласной буквой типа я обозначить сочетание йота с гласным. Такое системно "спаянное" обозначение звуков - национальная особенность русского письма.

Первая и вторая разновидности слогового принципа имеют "точку пересечения". Это бывает в случаях обозначения йота и последующего гласного буквами я, ю, е, ё, и после согласных: объ я вление, адъ ю тант, съ е л, съ ё мка, воробь и и обозначения теми же буквами мягкости предшествующего согласного: б я зь, д ю ны, с е л, с ё мга, голуб и .

Если не написать разделительный знак, вторая разновидность слогового принципа перейдет в первую. Возникнет грубая ошибка письма и соответственно - чтения: "обявление ", "адютант ", "сел ", "сёмка ", "вороби ".

При обозначении йота и последующего гласного буквами я, ю, е, ё, и в позиции начала слова (или, иначе, как теперь пишут, после буквы пробела) и после гласных "пересечения" не возникает: яма, моя, юг, мою; ель, все, ёж, моё; мои . Перед буквой и в этой позиции йот факультативен, или, что нормативнее, "исчезает".

В рамках действия слогового принципа у согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, и у гласных букв я, ю, е, ё, и сформировалось по два звуковых значения. Буквы, имеющие два звуковых значения, называются двузначными, буквы, имеющие одно звуковое значение - однозначными.

1 См.: Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983. С. 40.

1 Знак "запятая слева выше буквы" (/"а/ и т.д.) показывает, что буква (я и т.д.) обозначает соответствующий гласный звук (/а/ и т.д.) и дифференциальный признак мягкости предшествующего согласного.

1 Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры... С. 105.

2 В тексте данного пособия знак мягкости при /ч/ не используется как избыточный.

1 Буквосочетания ъи в современном русском письме нет. После приставок на твердый согласный вместо корневого /и/ произносится и пишется ы : обыграть, обызвествление и т.п. В XIX в. буквосочетание ъи еще было (отьискать и т.п.), но ему, в отличие от буквосочетанийъя, ъю, ъе , не было свойственно "йотовое" значение: знак ъ лишь подчеркивал твердость предшествующего согласного звука. После твердых согласных произносится не /и/, а /ы/, буквосочетание ъи имело, таким образом, значение /ы/.