Синтаксический разбор сложносочиненных. Синтаксический разбор сложного предложения: Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения. Сложносочинённые предложения: примеры и схемы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложносочиненное предложение. Подготовка к диктанту.

1. В каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены)? а) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать. б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс. г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор. Ответ: а, в.

2. Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены). а) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. в) Цвели кувшинки и было много камыша. г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег. Ответ: б.

3. Укажите ошибку в определении отношений между частями сложносочиненного предложения. а) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.) б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.) в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.) г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.) Ответ: б.

4. Укажите предложение, соответствующее схеме. а) Четырежды четыре - шестнадцать. б) Темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа. в) Мгновение - и ветер срывает парус. г) Работа по графику - условие выполнения плана. Ответ: в. -

Графический диктант 1) Липы цветут и пахнет липовым мёдом. 2) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. 3) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. 4) Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше и мне стало холодно. 5) Пугачёв остановился на крыльце и со всеми поздоровался. 6) Мороз и под ногами скрипит снег. 7) Север дышит ветром ночи и полынь колышет. 8) Цветы и травы покрывают зелёный холм и никогда сюда лучи не проникают. 9) Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города. 10) Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

Порядок синтаксического разбора ССП Смотри приложение во 2 части учебника

Самостоятельная работа Вариант I . Выписать сложносочинённые предложения из упр. 198 на с. 103, абзац 1, выполнить их синтаксический разбор. Вариант II. Выписать сложносочинённые предложения из упр. 198 на с. 103, абзац 2,3 , выполнить их синтаксический разбор.

Домашнее задание Повторить материал § 10-11 о «ССП». Материал взят с сайта: http://www.proshkolu.ru/user/larina1369/file/3533288/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор сложного предложения

Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс". Так как наши дети в начальной школ...

порядок синтаксического разбора простого предложения

Данная ПАМЯТКА или ОПОРА поможет пятикласснику запомнить (а в случае затруднения напомнит) порядок синтаксического разбора простого предложения....

§ 1 Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Цель этого урока - закрепить понятие о сложносочиненном предложении, научиться выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненных предложений.

Как Вам известно, синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.

Предложение представляет собой грамматически организованное сочетание слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение. Предложение выступает как отдельное высказывание, характеризуется интонационной и смысловой законченностью и имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов - подлежащего и сказуемого или одного из них.

Например:

Помимо главных членов, в предложении могут быть и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

По наличию или отсутствию второстепенных членов, предложения являются распространенными:

и нераспространенными:

В современном синтаксисе используется следующая классификация предложений:

По цели высказывания предложения делятся на:

1. Повествовательные (сообщают о каком-либо событии), например:

Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами;

2. Побудительные (побуждают к действию, содержат просьбу или приказ), такие как:

Давайте говорить друг другу комплименты!

3. Вопросительные, которые содержат вопрос. Например:

С чего начинается Родина?

По эмоциональной окраске каждое из предложений этих групп может стать восклицательным, выражающим особую восклицательную интонацию.

По характеру грамматической основы предложения бывают:

1. Односоставные, когда из главных членов в наличии либо только состав подлежащего, либо только состав сказуемого, например:

2. Двусоставные, когда в наличии есть состав и подлежащего, и сказуемого:

По наличию или отсутствию всех необходимых для понимания членов, предложения могут быть:

1. Полными, например:

2. Неполными:

Кроме того, в современном синтаксисе различают два основных структурных типа предложения - простое и сложное.

Сложное предложение можно представить как сочетание нескольких простых предложений (двух или более), в котором каждая из частей не обладает всеми свойствами простого предложения. В частности, они не имеют смысловой и интонационной законченности, а интонация конца предложения присуща только сложному предложению в целом. Все составляющие части сложного предложения образуют в совокупности смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие).

Сложные предложения имеют две или более грамматические основы.

Разнообразны смысловые отношения между частями сложного предложения.

Например:

[Налетает ветер]1, и [через минуту-другую все скрывается в темноте]2.

В этом примере вторая часть сложного предложения добавляет значение следствия к содержанию первой части.

Части сложного предложения связываются между собой посредством интонации или союзов, а разделяются на письме знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире, называемыми знаками разделения или выделения.

В зависимости от средств связи простых предложений в составе сложного, они делятся на союзные и бессоюзные, а союзные, в свою очередь, на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Нам известно, что сложносочиненное предложение - это такое сложное предложение, в котором части предложения равноправны между собой и связаны сочинительными союзами и интонацией.

Например:

[Весна начинается медленно], и[осень незаметно подкрадывается].

Схема , и .

Смысловая связь между частями сложносочиненного предложения определяется теми союзами, которыми они связаны.

Группы этих союзов нам известны:

Соединительные (и, да (в значении и), ни…ни, тоже, также, не только…но и, как …так и;

Разделительные (то…то, не то…не то, или, либо);

Противительные (а, но, да(в значении но), однако, зато).

Например:

[Молодые листья лепетали], да [птицы пели].

В этом сложносочиненном предложении выражается одновременность действий, передаваемая с помощью сочинительного соединительного союза да (в значении и).

То [туман все заволакивал], то[начинал идти дождь].

В это сложносочиненное предложение сочинительный разделительный союз то…то вносит значение чередования событий.

[Месяца не было], но [звезды ярко светили в черном небе].

В это сложносочиненное предложение сочинительный противительный союз но вносит значение противопоставления одного действия другому.

Завершающим этапом при изучении сложносочиненных предложений является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все знания о предложении как простом, так и сложном.

Можно представить следующий план синтаксического разбора сложносочиненного предложения:

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

2. Установить простые предложения в составе сложного, указать их количество и выделить их грамматические основы.

3. Указать Вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).

4. Если союзная связь между частями, то отметить, какое предложение - сложносочиненное или сложноподчиненное.

5. В сложносочиненном предложении указать сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), соединяющие простые предложения.

6. Назвать смысловые отношения между частями предложения (одновременность действий, последовательность, чередование, противопоставление).

7. Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения по наличию второстепенных членов, двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное).

8. Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

Рассмотрим следующий пример.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске - невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.

Первая грамматическая основа - лодка колыхалась, вторая - оно играло.

Связь между предложениями - союзная, сочинительная, значит предложение в целом - сложносочиненное.

Средством связи выступает противительный союз а, выражающий противопоставление.

Первое простое предложение Лодка колыхалась на волнах моря - распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Второе простое предложение оно играло под бликами солнца - распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Схема: , а .

§ 2 Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой - пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении.

В современном языкознании существует и пунктуационный разбор, который предполагает «разбор имеющихся в предложении знаков препинания, объяснение каждого случая постановки или отсутствия знака соответствующими правилами».

Можно представить следующий план пунктуационного разбора сложносочиненного предложения:

1. Знаки завершения.

2. Знаки разделения между простыми предложениями - частями сложносочиненного предложения.

3. Знаки препинания на уровне простого предложения, входящего в сложносочиненное.

Рассмотрим следующий пример.

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между первым простым предложением «Воздух дышит весенним ароматом» и вторым «вся природа оживляется» перед союзом иставится запятая - знак разделения между простыми предложениями в составе сложносочиненного.

В конце можно сделать вывод, что любое сложное предложение не является механической суммой двух или более простых предложений, так как возникает дополнительная информация, которая намного богаче той, что передается с помощью простых предложений. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится разнообразнее, полнее и выразительнее.

Список использованной литературы:

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977.- 316с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  4. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Чтобы выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения, необходимо:

1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания.

2. Если оно восклицательное, отметить это.

3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).

5. Объяснить расстановку знаков препинания.

6. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Красивая роза лежала на столе, и солнце освещало комнату.

1. Повествовательное.

2. Не восклицательное.

3. Роза лежала. Солнце освещало.

4. Простые предложения соединены в сложное с помощью соединительного союза И. Значение сложного предложения – перечисление событий.

5. В сложносочиненном предложении перед союзом И, соединяющим два простых предложения, ставится запятая.

6. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного – см. статью Синтаксический разбор простого предложения.

(No Ratings Yet)

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис

Другие сочинения по теме:

  1. Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Чтобы выполнить синтаксический разбор предложения с...
  2. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид...
  3. Синтаксический разбор простого предложения Синтаксический разбор простого предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения, необходимо: 1. Назвать вид предложения по...
  4. Синтаксический разбор словосочетания Чтобы выполнить синтаксический разбор словосочетания, необходимо: 1. Выделить словосочетание из предложения. 2. Рассказать о строении словосочетания: найти...
  5. Предложение и высказывание Предложение и высказывание Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет...
  6. Что такое синтаксис? Термин “синтаксис” имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные...
  7. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса Синтаксис как область грамматического строя...
  8. Место синтаксиса в грамматической системе языка Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса...
  9. Задание: Укажите верную характеристику предложения (предло Жение указано). Аналитический отчет ФИПИ: “…Неумение отличить главные Члены предложения от второстепенных часто не...
  10. Отличие словосочетания от предложения Отличие словосочетания от предложения Словосочетание, построенное по тому или иному отвлеченному образцу, в предложении всегда заключает...
  11. Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте,...
  12. Главный предмет экзистенциального общения – смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты. Экзистенциалисты различают “бытие” и “существование”. “Бытие”...
  13. Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочиненных...
  14. Цель урока: проверить сформированность у учащихся языковых умений и навыков, связанных с Географияами “Состав слова и словообразование”, “Морфология”. Основное содержание...
  15. Цель: ознакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными....
  16. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются не Только по форме (по характеру союза), и не только по значению (по характеру Синтаксических...
  17. Цели: углубить получение учащимися сведений о сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия, сопоставляя их с придаточными степени и образа действия, причины;...
  18. Тема нашего урока: НЕ с глаголами. Итак, сначала небольшой словарный диктант. Один работает у доски, остальные – сам-но. Потом сверим...