Синтаксические ошибки в сложных предложениях таблица. Сложное предложение с различными видами связи
Синтаксические ошибки – нарушение правил построения предложений, правил сочетания слов. Данный класс ошибок почти полностью совпадает с ошибками, представленными в классификации М. С. Соловейчик. Фоменко Ю.
В. добавляет к ним следующие типы ошибок:
1) ошибки в конструировании сказуемого (Мальчик мечтал стать моряк.);
2) одновременное использование сочинительного и подчинительного союзов (Когда Владимира повели к медведю в конуру, и он не растерялся и убил медведя.);
3) неправильная расстановка частей составного союза (Мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку.);
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в строении и значении предложения:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: "Но не вечно ни юность, ни лето", "Солнце уже села, когда мы вернулись".
Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: "Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд".
Синтаксическая двузначность: "Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись".
Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: "Гринев видит, как Пугачев садился в карету".
Ошибки в простом двусоставном предложении:
Подлежащее:
Местоименное дублирование подлежащего: "Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца".
Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: "Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей".
Сказуемое:
Ошибки в конструировании сказуемого: "Все были счастливые".
Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: "Я с мамой остались дома", "В комнату проникли сноп лучей солнца".
Местоименное дублирование дополнения: "Многие книги их можно читать несколько раз".
Определение:
Неправильное использование несогласованного определения: "Справа висят светильник и мой портрет из садика".
Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: "Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг".
Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: "Я учу уроки на столе" (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
Использование деепричастного оборота в безличном предложении: "Увидев собаку, мне стало жаль ее".
Предложения с однородными членами:
Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: "Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая".
Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: "Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату".
Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: "Мальчик был лобастый, но серьезный".
Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: "В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда".
Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: "Тревога и тоска застыла в ее глазах".
Нарушения в области однородных сказуемых:
а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: "Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца";
б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: "Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход"; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: "Все очень ждут и переживают за солдат"; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: "Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная".
Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: "Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной". "Дети ждали отца и когда покажется его лодка".
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:
Неправильный выбор вводного слова: "Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка".
Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: "По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль".
Употребление вводного предложения как самостоятельного: "Книга - источник знаний. Как утверждают многие".
Предложения с обособленными членами:
Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
Отрыв причастного оборота от определяемого слова: "Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко".
Включение определяемого слова в состав причастного оборота: "У девочек устремленный взгляд в море".
Нарушение правил построения причастного оборота.
Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: "На картине изображена девочка, которая только вставшая".
Употребление причастного оборота вместо деепричастного: "И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали".
Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: "Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март".
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:
Смешение прямой косвенной речи: "Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками".
Ошибки при введении цитат: "К. Паустовский говорил, что "Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек".
Сложные предложения:
Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: "Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер".
Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:
Сложноподчиненные предложения:
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: "Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу".
Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: "Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет".
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: "Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем".
Использование придаточного предложения как самостоятельного: "Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль".
Бессоюзное сложное предложение:
Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: "На картине изображено: раннее утро, только встает солнце".
Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: "Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок".
- § нарушение порядка слов: На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках. Нужно: На стендах представлены афиши на немецком, французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя. В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность;
- § нарушение норм управления:
- а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово: О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1б
- б) нарушение управления при синонимичных словах: уверенность в победу. Синонимичные слова уверенность; вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;
- в) в нарушение управления при однородных членах предложения: покрывает и потворствует дурным наклонностям. Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему?) им;
- г) нанизывание падежей; располагает составленным агентом списком. Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом.
- § ошибки при согласовании главных членов предложения:
В последнее время в периодической печати наблюдается тенденция к употреблению в таких конструкциях формы множественного числа сказуемого:
Немало "отличников и “отличниц” не владеет литературным языком; Однако некоторые лингвисты такие случаи рассматривают как ненормативные
- § ошибки в употреблении однородных членов предложения:
- а) неверное соединение в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача; видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты; перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки; существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами; причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь...; причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший...;
- б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд: Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья; из-за не сочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя: окружить помощью);
- в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения: детский комплекс на Черном море и Подмосковье; нужно: на Черном море и в Подмосковье; прочитал не только книги, но и законспектировал их, нужно: не только прочитал, но и законспектировал.
- § ошибки при употреблении причастных оборотов:
- а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма): по пути, начертанном великим Глинкой; в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому?) начертанному;
- б) неверный порядок слов: На столе лежала отредактированная рукопись редактором. Нужно: Рукопись, отредактированная редактором, или отредактированная редактором рукопись.
- § неверное употребление деепричастного оборота:
- а) не учитывается вид деепричастия: Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду. Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.
- б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего: Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно. Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.
- § ошибки при построении сложного предложения:
- а) загромождение предложения однотипными придаточными: Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий. Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.
- б) разнотипность частей сложного предложения: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту. Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.
- в) смещение конструкции: Главное, на чем настаивал оратор,- это на учете фактора адресата. Нужно: Главное, на чем настаивал оратор,- это учет фактора адресата.
- г) неверное употребление союзов и союзных слов: Но, однако, тем не менее, мы должны сказать. Нужно: Но, тем не менее, мы должны сказать.
- д) неправильный порядок слов в сложном предложении: Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене. Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.
1) ошибки в согласовании (нарушения синтаксической координации между подлежащим и сказуемым, а также между определением и определяемым словом): Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы (следует: …один их крупнейших представителей… или одна из крупнейших представительниц) ; 2) ошибки в управлении (состоят в выборе формы управляемого слова (существительного, местоимения), не соответствующего синтаксической норме): Он вернулся с командировки (следует: вернулся из командировки ); 3) ошибки в выборе порядка слов в предложении (дистантное расположение зависимых и главных слов, однородных членов предложения): «Проверяйте деньги не отходя от кассы и правильность оформления билетов» (следует: «Проверяйте деньги и правильность оформления билетов не отходя от кассы»); 4) ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения (заключаются в объединении логически неоднозначных, лексически и стилистически несопоставимых компонентов в перечислительном ряду, в объединении в качестве однородных элементов причастных или деепричастных оборотов с придаточными предложениями и др.): Он любил живопись и квашеную капусту; В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов; Девушка, сидящая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем; 5) ошибки в использовании причастных оборотов : Приехавшие ученики на олимпиаду проходили в актовый зал .
6) ошибки в использовании деепричастных оборотов: Подъезжая к дому, у меня закружилась голова. 7) неоправданный эллипсис (заключается в пропуске одного или нескольких членов предложения, в результате чего возникают сложности в понимании смысла предложения): Делаем только срочные переломы (из объявления на двери рентгеновского кабинета) (следует: …снимки срочных переломов).
Задание 22. Определите, какие синтаксические ошибки допущены в предложениях:
- Учитель говорил о концерте и что мы скоро будем выступать.
- Я участвовал при снятии памятника.
- Во время подготовки экзаменов студенты получают консультации.
- Спрыгнув с танка, ему тут же сорвало башню.
- Я считаю, что главная задача преподавателя не только нести знания студентам, а заслужить их уважение.
- Не доезжая до города, автомобиль был обнаружен работниками ГИБДД.
- Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию.
- За ударную работу меня наградили Доской почета.
- В совещании участвовали 21 представитель разных стран мира.
- Стоя на платформе, быстро подошел поезд.
- То мы посещали концерты, а также ходили на выставку.
- Только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
- Все 10 книг куплено недавно.
- Вопрос обсуждается назначенной дирекцией комиссией.
- Построенный дом на окраине города развалился.
- Под звуки музыки, закрыв глаза, возникают картины прошлого.
- Анна Ивановна, одна из призёров последней олимпиады, недавно приезжала в город.
- Он организовал и руководил творческим коллективом.
- Кто из учеников читали эту книгу?
- В редакции студенческой газеты объявлен конкурс о лучшем репортаже, посвящённом Дню города.
- Соня жалела и переживала за Раскольникова.
- Я не могу ни полностью согласиться с ведущим ток-шоу, ни с выступающим артистом.
- Пять картин висели на стенах, написанные известными художниками-импрессионистами.
- Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще.
- Я согласился с ней о том, что фильм заслуживает наивысшей похвалы.
- Карманный переводчик поможет вам заговорить по-английски, не зная его.
- Статья о фильме «Тайны Нью-Йорка» была напечатана в Америке в 1912 году, в феврале, в номере киножурнала «Пикчер мэгэзин».
- Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы.
- Хозяин дачи поймал соседских мальчишек в своём саду, кравших у него яблоки.
- Электрички до Зеленогорска отправляются каждых полчаса.
- Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.
- Можно без преувеличения сказать, что в столице садовников и огородников миллионы.
- Сцена последнего акта оперы Бизе «Кармен» представляет встречу главного тореадора Испании Эскамильо с толпой с криками радости и восторга.
И они успешно избегают Другим же приходится запоминать множество правил, чтобы совершенствовать свое письмо. Но синтаксические ошибки, примеры которых часто можно заметить даже в газетах или в речи телевизионных дикторов, одинаково часто допускаются как теми, так и другими.
Это можно объяснить тем, что нормы синтаксиса наиболее трудны для восприятия. Поэтому их приходится запоминать. Ниже мы приведем наиболее распространенные синтаксические ошибки. И, возможно, это поможет вам избежать их в будущем.
Чаще всего синтаксические ошибки возникают в связи с упущением нормы согласования и управления. К ним относят неверный выбор падежа управляемого слова и неправильное употребление предлогов ("оплатить за проезд" вместо "оплатить проезд", "смеяться о шутке" вместо "смеяться над шуткой" и т.д.). Также синтаксические ошибки часто встречаются в предложениях с конструкцией "те, кто...", например: "Те, кто знают правила, напишут это грамотно" (верно: "Те, кто знает правила, напишут это правильно"). Здесь первое сказуемое относится к слову "кто", а второе - к слову "те", что и создает путаницу.
Нередки и синтаксические ошибки в согласовании с главным для него словом (пример: "по столу, привезенном из Италии" - правильно будет "привезенному"), а также при внедрении в оборот других членов предложения ("я увидел написанное письмо другом" вместо "я увидел написанное другом письмо").
В употреблении деепричастных оборотов наиболее распространены синтаксические ошибки, связанные с лицом, производящим действие. Например: "проходя мимо магазина, мне в глаза бросилась вывеска" вместо "проходя мимо магазина, я увидел вывеску". Действие всегда относится к тому же лицу, что и то, которое выражено сказуемым.
Синтаксические ошибки в употреблении в некоторых случаях можно отнести к смысловым. Они включают в себя сочетания неоднородных понятий ("стол холодный или зеленый"), внедрение члена, не соответствующего главному слову ("он был окружен заботой и помощью" - помощью нельзя окружить).
Синтаксические ошибки в построении связаны с переключением внимания с одной части на другую, и невозможностью удерживать в голове полную структуру. К ним относят употребление нескольких однотипных придаточных подряд ("я увидел письмо, которое написала моя подруга, которая живет в Испании"). Избежать этого можно путем введения причастного оборота ("я увидел письмо, написанное моей подругой, которая живет в Испании").
Мы рассмотрели основные типы синтаксических ошибок, и можно сказать, что большинство из них допускаются вследствие упущения связей между различными частями предложения. Для их предотвращения достаточно просто обращать внимание на все конструкции и их согласования между собой. Стоит также запомнить наиболее распространенные синтаксические ошибки, чтобы в будущем уметь распознавать их. Если вы будете следовать этим правилам, то даже самые сложные конструкции не смогут поставить вас в тупик.
1. Неправильное согласование: Молодежь любят ходить в театр (любит); Собака Шарик увидел кошку и погнался за ней (увидела и погналась); Молодая инженер Ирина Петровна вошла в цех (молодой); Я живу в городе Тюмень (Тюмени); Мальчик рос круглой сиротой (круглым).
2. Неправильное управление: Согласно приказа ректора (приказу), заведующий кафедры (кафедрой), оплатите за проезд (оплатите проезд, заплатите за проезд); тревожусь о тебе (за тебя), преимущество над врагом (перед), указать о недостатках (на недостатки), отзыв на статью (о статье), недовольство на низкую зарплату (низкой зарплатой), пришел с университета (из), отметил об успехах (успехи), уверенность в победу (победе), сетует об этом (на это), по приезду вспомнил (по приезде).
3. Местоименное дублирование подлежащего: Якушев – он наш губернатор; Дети – они любят шалить; Солнце – оно уже пригревает; Таня – она очень умная студентка.
4. Неправильное конструирование сказуемого: Вырасту и буду футболист (футболистом); Механизмы должны быть выключенные и запертые после работы (выключены и заперты); Мальчик мечтал быть моряк (моряком).
5. Отсутствие видовременной соотносительности глаголов-сказуемых: Вернувшись с работы, поужинала , а потом читаю (почитала); Студенты достали тетради и готовились к лекции (приготовились); Девушки рассмеялись и смотрят друг на друга (посмотрели); Двери закрылись , и автобус трогается с места (тронулся).
6. Пропуск членов предложения : Водитель включил свет в салоне и (?) тронулся (автобус тронулся); На костре (?) лучшие люди села (присутствуют ); На стене висят (?) писатели (портреты писателей ); Весной на реке ломается лед, (?) разливается, заливает свои берега (она / река ); В киоске продаются (?) актеры кино (портреты / фотографии актеров ).
7. Неправильный порядок слов : Жителям пострадавшего района от наводнения была своевременная помощь оказана; Мы увидели в шагах двадцати дерево; Умные нужны нашей стране люди; Рыбтрест начинает набор для экспедиционного лова юношей в возрасте до двадцати пяти лет; Лучшая доярка Марусинского колхоза Козлова М.П. на двадцать восьмой день после отела получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока; Хозяин оттолкнул собаку ногой, которая сразу обиделась и убежала.
8. Двойная синтаксическая связь : Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (требовали ремонта или ликвидации ремонта?); Он добивался отпуска без сохранения содержания и путевки (добивался путевки или отпуска без путевки); Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.
9. Синтаксическая двузначность : Чтение Евтушенко произвело неизгладимое впечатление (читал Евтушенко или читали его произведения?); Возвращение детей (дети вернулись или их кто-то возвратил); рассказ писателя взволновал всех (рассказанное писателем или написанный им рассказ).
10. Нарушение синтаксической связи оборотов с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с (эти обороты должны управляться глаголами-сказуемыми): Кроме спорта , читаю книги; Наряду с психологическим потрясением, в результате пожара люди потеряли жилье.
11. Свободный (независимый) деепричастный оборот: Придя домой после школы , котенок встретит меня радостным мяуканьем; Узнав о конкурсе , у меня появилось желание участвовать в нем; Мальчик вел собаку, весело виляя хвостом ; Гуляя по коридору, нашелся карандаш; Прибежав под дерево , дождь кончился; Сняв фильм «Американская дочь» , боль отпустила Шахназарова; Будучи без сознания , его отвезли в больницу.
12. Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного: Мальчик ждал вечера и когда придет мама; Гуляя на морозе и если не беречься, можно простудиться; Я не люблю болеть и когда меня воспитывают.
13. Смещение конструкции (говорящий строит начало предложения по одной модели, а конец – по другой): Последнее, на чем я остановлюсь, это на оформлении контрольной работы (это оформление); Главное, чему следует уделять внимание, это своей грамотности (это грамотность); Первое, о чем я вас попрошу, это о дисциплине (это дисциплина); Единственное, чего здесь не хватает, это списка литературы (это список литературы); Когда Базарову не хотелось никого видеть, и это он уходил куда-нибудь (то он уходил куда-нибудь).
14. Смешение прямой и косвенной речи (отсутствие необходимой замены местоимений первого лица местоимениями третьего лица и др.): Преподаватель сказал, что я проверю все конспекты (он проверит …); Базаров сказал, что мой дед землю пахал (его дед); Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал , что в наш жестокий век восславил я свободу; Брат сообщил мне по секрету, что я сегодня иду на первое свидание.
15. Неправильный выбор союза или союзного слова: Вопрос обсуждался у ректора, где было принято решение (и было…); Нельзя мириться с тем, когда студенты опаздывают, нецензурно выражаются и курят у входа (с тем, что…); Я взял в библиотеке книгу, где есть все правила орфографии и пунктуации (в которой); Я опоздал, потому как везде пробки (потому что; союза потому как в литературном языке нет).
16. Дублирование союзов: В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет за ним; Он сказал, что будто бы уже написал курсовую работу.
17. Неправильная расстановка частей составного союза: Мы были не только на конференции, но и выступили с докладом (Мы не только были, но и выступили; Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» заставляет не только задуматься о высоком, но и воспитывает (не только заставляет задуматься, но и…); В лесу мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку (мы не только собрали…, но и поймали …).
18. Лишнее соотносительное слово в главном предложении (указательное местоимение): Мы смотрели на те звезды, которые усеяли небо; Щенок раскатился на том полу, который был мокрый; Вошел тот преподаватель, который ведет физику.
19. Одновременное использование подчинительного и сочинительного союза: Когда начался пожар, и люди не растерялись, а потушили его; Если пойдет дождь, а мы спрячемся под деревом; Чтобы быть здоровым, и вот я занимаюсь спортом.
20. Разноструктурность однородных частей бессоюзного сложного предложения : О докладе студента можно сказать следующее: доклад не вполне соответствует теме; желательно использовать больше фактов; не указывается практическая значимость проведенного исследования (О докладе студента можно сказать следующее: неполное соответствие теме, недостаточное использование фактов, отсутствие указания о практической значимости…).
21. Нарушение границ предложения: Которые студенты опаздывают, мешают другим; После школы я подумал и решил. Что надо учиться дальше. И поступил в университет (После школы я подумал и решил, что надо учиться дальше, и поступил…).