Синонимичные антонимы. Учим определения: синонимы, антонимы, омонимы. Что мы узнали

Слово является основной единицей речи и изучается в различных отделах языкознания. Так, звуковая сторона слова изучается в разделе Фонетика. Тут рассматривается наличие в слове гласных, согласных, количество ударных и безударных слогов и т.д. Его принадлежность к той или иной части речи изучается в разделе Морфология. Роль слова в предложении рассматривает раздел языка Синтаксис. Значение же слова, его смысл, сферу его употребления, стилистическую окраску, его историческое происхождение изучает раздел Лексикология.

  • Сходство предметов и явлений, обозначение их новым словом. Например: весть, молва, слух, сообщение, известие.
  • Из перехода слов другого языка в русский: зародыш - эмбрион, проводник - гид.
  • Из поэтической речи: палец - перст, чело - лоб, глаз - око, берег - брег.
  • Из просторечной, разговорно-бытовой, диалектной речи и из устойчивых словосочетаний: глаза - гляделки, свирепый - лютый.
  • Из разных корневых слов: метель, вьюга, буран.
  • Из терминологических сочетаний слов: воздушный флот - авиация, зубной врач - дантист.

Несколько близких по значению слов синонимов образуют синонимический ряд.

Синонимы русского языка играют большую роль в речи. Они помогают четче передать мысль, избегают ненужных повторений, показывают различные оттенки слов, явлений, качеств. Широко применяются в художественной, научной и разговорной речи: "Я загнул такую крюку, я прошел такую даль, я видал такую муку, и такую знал печаль". (А. Твардовский).

Теперь у вас есть представление о том, что такое антоним и синоним. Перейдём к паронимам.

Паронимы (греч. para - возле, ohyma - имя) - слова одного корня, близкие по звучанию, но имеющие разные значения. Так же, как и синонимы, антонимы, паронимы обогащают речь, помогают точно и правильно выражать мысль. С ними создают много каламбуров. Например: "Однажды медник, таз куя, сказал жене, тоскуя: задам же детям таску я, и разгоню тоску я!". Похожее созвучие, но совершенно разное значение слов дает яркую словесную игру.

Паронимы могут отличаться суффиксами: пойка - поение, отварной - отваренный. Имеют созвучные приставки: поехал - подъехал.

Поупражняйтесь!

Перед вами картина. Назовем ее "Чудеса природы". Действительно, удивительное сочетание льда, снега с пламенем закатного солнца. Попробуйте с помощью антонимов и синонимов составить красивый текст. Сделайте посмотрите, какими членами предложения они могут быть.

Знать, что такое антоним и синоним, пароним, умение употреблять их, украшать ими эмоциональную художественную, научную, разговорную речь дает вам широкие возможности. Они являются очень интересной особенностью любого языка.

План-конспект открытого урока русскому языку

на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.

Предмет: Русский язык

Тема урока: синонимы и антонимы.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.

Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.

Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют навык самоконтроля и познавательной активности;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.

Оборудование урока: у чебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.

Этап урока:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

II .Повторение изученного. Актуализация знаний.

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа.

(На доске буквы: г у р щ д ц )

Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

Эта буква обозначает гласный звук.

Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

- Какая орфограмма в этом слове?

Парная согласная в корне слова.

Проверка друг - нет друга.

- Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

- В толковом словаре.

Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию.

Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг».

- Какие пословицы вы знаете о дружбе?

(на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы ).

Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

(пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь).

III .Постановка проблемы урока.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению . (запишите их в тетрадь возле слова друг)

Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное.

Как такие слова называются …(синонимы.)

Слова близкие по значению.

синонимы .

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте).

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг ,

А деревьям друг .

- Что общего у этих слов?

- Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д.

- Такие слова называются …(антонимы.)

Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы .

IV .Формирование темы и цели урока.

-Сформулируйте тема урока?

- Слова синонимы и антонимы.

-Какая цель нашего урока?

Научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Работа с учебником: с.42 правило читаем.

После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры.

V .Открытия нового знания.

По вариантам выполняем задание:

I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть)

II – вариант подбирает синоним к слову

грустить (печалиться) . Записываем в тетрадь.

Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания .

-Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь?

Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные.

Существительные, прилагательные, глаголы.

Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д.

VI .Физминутка.

Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним):

1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат).

2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся.

VII .Закрепление учебного материала.

Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет.

-Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов.

Закрепление.

Учебник стр. 44 упр. 73.

2 первых предложения записывают мальчики;

2 следующих предложений записывают девочки.

Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке.

Проверяем правильность выполнения задания с доской.

- Какой ещё мы можем сделать вывод?

Есть более точные синонимы.

-Все справились с заданием, покажите мне знаком?

Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания.

Самостоятельная работа.

С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске)

- Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

- Замените.

Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-».

- Для каких целей мы применяем в речи синонимы и антонимы?

Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Синонимы и антонимы.

- Какую задачу мы перед собой ставили?

Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.

- Научились?

Какое сейчас время года в природе?

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили:

у кого все «+», поднимите красный листочек.

у кого есть «+» и «-» , поднимите желтый листочек.

у кого одни «-», поднимите зеленый листочек.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

IX .Домашнее задание.

Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72.

Что делает нашу речь богатой и красочной? Использование различных художественных и грамматических приемов. В этой статье мы рассмотрим следующие определения: омонимы. Что они обозначают и для чего используются в речи?

Лексика и лексикология

Лексика — это весь словарный состав отдельно взятого языка. Если мы обычно разговариваем и пишем на русском языке, то мы пользуемся лексикой русского языка.

Наукой, изучающей словарный состав языка, является лексикология. Основной единицей изучения этой отрасли знания является слово и его значения. Следовательно, эта наука не оставляет без внимания определения: синоним, антоним и омоним.

Определение понятия синоним

Злой, жестокий, недобрый, негуманный — синонимы. А что это такое? Определение "синоним" очень простое. Это слова, имеющие одинаковое или почти одинаковое значение.

То, что синонимы имеют в значении небольшие различия, помогает дать чему-либо наиболее точные определения. С помощью синонимов можно красочно, избегая повторений описать любое событие. Синонимы можно подобрать практически к любому слову, имеющему смысл, независимо от части речи.

Существительные:

  • дом - жилище - изба - квартира - коттедж - здание - пристанище - убежище - крыша над головой - жилье;
  • взятка - мзда - подкуп - магарыч;
  • глаза - очи - зенки - гляделки - бельма - шары;
  • друг - товарищ - приятель - кент.

Прилагательное:

  • старый - древний - пожилой - немолодой;
  • глупый - неумный - тупой - несообразительный;
  • грустный - печальный - подавленный - унылый - невеселый;
  • удивленный - пораженный - ошарашенный.
  • бежать - нестись;
  • слушать - внимать;
  • спрашивать - интересоваться - вопрошать - задавать вопрос;
  • пропадать - исчезать - скрываться - теряться.
  • хорошо - отлично - здорово - прекрасно;
  • быстро - споро - скоро - стремглав;
  • плохо - худо - неважно;
  • громко - шумно.

Антоним

Кроме в лексике русского языка встречаются антонимы — слова с противоположными значениями. Кстати, антонимы принадлежат к одной части речи.

Как вы думаете, являются ли антонимами слова вкусный и одинокий? Нет, не являются, потому что "антоним" предполагает противопоставление слов только по одному признаку.

Существительные:

  • здоровье - болезнь;
  • женщина - мужчина;
  • любовь - ненависть;
  • жара - холод;
  • тепло - прохлада;
  • ум - дурь;
  • потеря - находка.

Прилагательные:

  • взволнованный - спокойный;
  • нервный - уравновешенный;
  • виртуальный - реальный;
  • широкий - узкий;
  • редкий - частый;
  • сильный - слабый;
  • хитрый - наивный.

Глаголы:

  • продолжать - прекращать;
  • начинать - заканчивать;
  • руководить - подчиняться;
  • продавать - покупать;
  • спрашивать - отвечать;
  • выкапывать - закапывать;
  • зарабатывать - тратить.

Наречия:

  • хорошо - плохо;
  • нарочно - нечаянно;
  • правильно - неправильно;
  • прекрасно - ужасно;
  • очно - заочно;
  • сладко - горько;
  • быстро - медленно.

Омоним

Омонимы — это слова близнецы.

Однако не стоит путать значение этого понятия с определением синонима. Они только пишутся и произносятся одинаково, но означают совсем разные вещи.

Современный человек, слышащий или читающий существительное "ключ", скорее всего представит себе ключ от дверного замка; а, например, старец, живущий отшельником где-нибудь в лесной хижине, подумает, что имеется в виду родник, бьющий из-под земли.

Сравните предложения:

  1. Они заметили клуб дыма, поднимающийся над лесом. Девчонки, сходим в клуб после лекций?
  2. На день рождения Коле подарили таксу. Интересно какая сейчас такса у таксистов?
  3. Извини, я не смогу прийти, вечером лечу в Турцию. Работаю ветеринаром, лечу животных.
  4. Иллюзионист показывал простой фокус. Фотографу не удавалось навести фокус.

Итак, мы разобрали несколько основных лексикологических понятий: синоним, антоним, омоним. Все они играют значительную роль в языке: их использование в устной и письменной речи делает ее красивее, богаче и ярче, а нас красноречивее.

Синонимы - это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению (катастрофа, крушение, крах).

Существуют следующие виды синонимов:

Смысловые (отличающиеся оттенками значения): гнев - ярость;

Стилистические (отличающиеся экспрессивной окраской, принадлежностью к определенному стилю): смотреть - зырить;

Абсолютные (не отличающиеся экспрессивной окраской, оттенками лексического значения и стилевой закрепленностью): бегемот - гиппопотам.

По морфемному составу синонимы могут быть од­нокорневыми (неграмотный - безграмотный) и раз- нокорневыми (плохой - ужасный, отвратитель­ный).

Несколько слов-синонимов образуют синонимиче­ский ряд, в котором слова различаются оттенками лек­сического значения (смотреть, глядеть - нейтральное, взирать - книжное, зырить - разговорное, простореч­ное).

Функции синонимов в речи:

Уточнение;

Замещение;

ЭкСпрессивно-стилистическая.

Антонимы - это слова, противоположные по лекси­ческому значению (правда - ложь).

Антонимы лежат в основе антитезы (противопо­ставление).

Виды антонимов:

Качественные (плохой - хороший);

Количественные (много - мало);

Временные (рано - поздно);

Пространственные (далеко - близко);

Отвлеченные понятия (добро - зло);

Действия, состояния (приходить - уходить; за­болеть - выздороветь).

Омонимы - это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но раз­личны по значению (кок - род прически, кок - повар на судне). Лексические значения омонимов не связаны между собой.

Омонимы в языке появляются в результате:

Заимствования слов из других языков (кок);

Превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное (коса - «за­плетенные волосы»; коса - «сельскохозяйственное ору­дие»);

Словообразования (посол - «должность диплома­та»; посол - «соление чего-либо»).

Существуют следующие разновидности омонимов:

Лексические омонимы (косить траву косой - де­вичья коса);

Омоформы (мой руки - мой пиджак);

Омофоны (леса - лиса);

Омографы (мука - мука).

Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же - разные слова, между которыми нет ни­чего общего (норка - «животное семейства куньих», норка - жилище животного).

К омонимам примыкают паронимы - слова с раз­личным написанием и схожим звучанием (рассвет - расцвет, весело провести время - мало весило). Бли­зость паронимов по звучанию и написанию может при­вести к лексическим ошибкам (Сравните: «утверждаю­щий ответ» вместо правильного: «утвердительный от­вет»).

1. В каких рядах не все слова являются синонимами?

а) красивый, великолепный, привлекательный

б) добросердечный, милосердный, гуманный

в) решительный, настойчивый, вызывающий

г) смелый, отважный, храбрый

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) деспот

в) самодержец

г) узурпатор

3. -Укажите в синонимическом ряду слова, которые являются разговорными.

а) бежать

б) мчаться

в) нестись

г) лететь

4. Какая пара слов не является антонимами?

а) хитрый, настойчивый

б) заботливый, равнодушный

в) настойчивый, безынициативный

г) редкий, частый

5. Укажите слово, имеющее омонимы.

б) печать

в) теплый

6. Укажите, чем являются данные пары слов: рас­свет - расцвет.

а) синонимами

б) антонимами

в) омонимами

Только представьте на минуту, что в русском языке нет слов, близких по значению. Например, был бы только нейтральный глагол «идти», и все. Вот и попробуйте после этого рассказать читателю, как шел человек: плелся он, брел или вышагивал. Именно во избежание повторов одного и того же слова, для возможности выразить эмоции или дать характеристику явлению и есть в нашем языке антонимы и синонимы. О них и пойдет речь.

В переводе с греческого синонимы (одноименные) - это такие слова, которые:

  • не совпадают по звучанию;
  • тождественны по смыслу;
  • имеют одинаковые ;
  • часто разнятся по стилистической окраске.

Например: муж - супруг, друг - товарищ, отчизна - родина.

Синонимы объединяются в ряды, которые со временем могут существенно меняться. Это связано с тем, что язык постоянно развивается, слова теряют старые и приобретают новые значения. Вспомним поэзию XIX века. Еще у Пушкина можно было встретить «мечту», которая обозначала мысль, а определение «щепетильный» равнялось «галантерейному».

Для использования на практике языковых богатств можно обратиться к специальным словарям, в которых поясняется, что такое синонимы и антонимы в конкретных случаях, их семантические ряды собраны воедино. Именно из них можно узнать: почему «роза» и «цветок» не являются близкими по значению, как и «дом» с «квартирой» не могут стоять в одной цепочке.

Синонимы, в ряд!

Несколько слов с близким значением образуют смысловое гнездо. Сравните: дорога - путь - направление - шоссе - автострада - гравийка - бетонка. А может синонимический ряд состоять и только из мальчик - мальчуган, малец.

Как правильно выстроить смысловую цепочку, зная, что такое синонимы и антонимы? Прежде всего, на первом месте в ряду должна стоять доминанта (господствующий), то есть опорное слово, имеющее нейтральную стилистическую окраску. Все остальные становятся за ним, уточняя и расширяя его значения, придавая ему эмоциональную характеристику. Например: любимый - дорогой, желанный, родимый, родной, ненаглядный.

В синонимический ряд могут быть включены фразеологизмы (устойчивые сочетания, крылатые выражения) и слова в предложно-падежной форме (с предлогом): жадный - скупой, все мало, руки загребущие, снега зимой не выпросишь и т. д.

Словарный запас русского языка настолько велик и стилистически гибок, что все антонимы, синонимы и омонимы в нем не имеют застывшего и строгого употребления, они постоянно меняются, делая речь живой и образной.

Типология по схожести

Близкие по значению слова имеют свою классификацию по степени смысловой аналогии.

  • Дублеты - полные синонимы. Как правило, они связаны с научными терминами, с их параллельностью обозначений: орфоэпия - произношение, предикатив - сказуемое. К ним же относятся и некоторые однокоренные слова: пренебрегать - пренебречь.
  • Идеографические (смысловые) синонимы различаются оттенками значений: мокро - влажно, сыро. Стоит отметить, что признак в этих примерах проявляется по-разному, то есть степень содержания жидкости в характеристике неодинаковая.
  • По экспрессии и эмоциональной оценке выделяют стилевые синонимы и лоб (нейтральный) - чело (высокий) - лбище (сниженный).
  • Слова, близкие по значению, но имеющие отличия и по стилю, и в семантике являются семантико-стилистическими синонимами. В русском языке преобладают именно они.
  • В рамках одного текста, предложения можно встретить выражения, которые только здесь являются близкими по смыслу. Это (их называют еще ситуативными или авторскими). Например, в стихотворении Анны Ахматовой в одном четверостишии через запятую стоят «верста», «миля», «километры». Понятно, что эти слова обозначают разное расстояние, но в данном контексте у них одно значение - измерение пространства.

Что такое синонимы и антонимы с функциональной точки зрения

Как уже говорилось выше, без многозначности смыслов наша речь была бы тусклой и неинтересной. Именно синонимы и антонимы позволяют точно выразить мысль и отношение к любым явлениям. Как удается это сделать при помощи слов, близких по значению, рассмотрим подробнее.

  • Уточняем или просто добавляем недостающий смысл: Он тихо шел, вернее, плелся .
  • Замещаем. Таким образом избегаем тавтологии (повтора одного и того же слова): В комнату вошла соседка, женщина выглядела подавленной.
  • Эвфемизируем. Бывает необходимость в неточном обозначении реальных вещей. Мы часто слышим, что директор «задерживается» (но понимаем, что просто опаздывает). Иногда легче сказать, что человек «недалек», чем прямо дать оценку: «глуп».
  • Противопоставляем. Этим приемом подчеркивается разница: Он не бежал, а несся как стрела.

Противоположное значение

Мы достаточно подробно рассказали, что такое синонимы, и антонимы теперь будет понять легче. Прежде всего, они проявляются в парном употреблении, только в этом случае обнаруживается их противоположная сущность.

Антонимические отношения основываются на лексическом значении понятий, находящихся в одном кругу явлений. Если слово многозначно, значит, и противоположных ему значений может быть столько же.

Антонимы не могут иметь:

  • имена собственные и конкретные существительные: тетрадь, квартира, институт;
  • большая часть местоимений и числительные;
  • гендерные обозначения (половой признак): девушка и юноша, дочь и сын, дедушка и бабушка;
  • слова, имеющие ярко выраженную стилистическую окраску: ланиты, отчизна, перл.

Структура, виды и употребление антонимов

Противоположное значение могут выражать слова, имеющие один корень: зашел - вышел, воля - неволя, а также и с совершенно разными: злой - добрый, темный - светлый.

Среди антонимов выделяют два вида:

  • языковые, которые находятся в словарном составе: утро - вечер, больной - здоровый;
  • контекстуально-речевые (авторские), когда противоположность обнаруживается только в рамках данного предложения: лучше казаться глупцом, чем врагом.

Использует русский язык синонимы и антонимы во всех стилях речи, наиболее необходимы они для разговорного и художественного. Очень часто на них построены пословицы и поговорки, их можно встретить в названиях произведений.

Такие фигуры стилистики, как антитеза и оксюморон строятся на противопоставлении и сопоставлении антонимических значений. Первое выразительное средство мы встречаем в названии романа Тургенева «Отцы и дети» или рассказа Чехова «Толстый и тонкий», также вспомните «Войну и мир» Толстого.

Вторая фигура строится на совмещении несовместимого: громкая тишина, оглохнуть от тишины. Оксюморон встречается и в заголовках художественных произведений: «Живой труп» Толстого, «Мертвые души» Гоголя.

Кроме синонимов и антонимов, есть в нашем языке еще паронимы и омонимы. Они не менее интересны и выразительны. Но об этом в следующий раз.