Шпаргалка: Общие сведения о Дельвиге. Анализ стихотворения Дельвига «Романс

Антон Антонович Дельвиг происходил из старинного обедневшего рода обрусевших лифляндских баро­нов. Получив начальное образование в частном пансионе, он поступает в Царскосельский лицей, где уже на вступительных экзаменах знакомиться с А.С. Пушкиным. Это знакомство вскоре перерастет в тесную дружбу, которая будет связывать двух поэтов всю жизнь.

«Парнасский счастливый ленивец» Дельвиг не проявлял усердия в изучении наук, однако, по утверждению профессора Е.А.Энгельгардта, директора лицея, Антон Дельвиг знал русскую литературу лучше всех своих однокашников. Поэтическая атмосфера, царившая в лицее, побуждает юного Дельвига обратиться к самостоятельному поэтическому творчеству: вскоре он становится одним из первых лицейских стихотворцев. В 1814 году в печати появилось первое стихотворение Дельвига - патриотическая ода «На взятие Парижа». С этого времени молодой человек постоянно сотрудничает с лучшими российскими журналами, где публикуются его произведения.

В воспоминаниях современников, их письмах, дружеских стихотворных посланиях Дельвиг предстает в образе ленивца, сонливого и беспечного:

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный (А.С. Пушкин).

Да и сам Дельвиг постоянно поддерживал этот миф о себе. Однако его активная литературная деятельность свидетельствует об обратном. В историю русской литературы он вошел не только как серьезный поэт, годами отшли­фовывавший свои творения, прежде чем отдать их в печать, но и как издатель литературных альманахов «Северные цветы», «Подснежник» и «Литературной газеты».

Для формирования мифа о ленивце Дельвиге были серьезные причины. «Лень» Дельвига – это спутник вольнолюбия, символ подчеркнуто неофици­ального, «домашнего поведения». Это вызов господствующей морали. Подобно Пушкину, который в элегии «Деревня» (1819) утверждает, что «праздность вольная» - это «подруга размышленья», состояние необходимое поэту для творчества, Дельвиг убежден: истинный художник способен сложить свои лучшие песни только отрешившись от бессмысленной суеты, в которую зачастую погружается человек.



В своем творчестве Дельвиг обращался к различным жанрам, среди которых были и песня, и сонет, и идиллия, и дружеское послание. В своих произведениях Дельвиг стремился запечатлеть идеал, что, несомненно, сближает его с Пушкиным. Но в отличие от Пушкина для Дельвига как бы не существует проти­воречий жизни, он предпочитает просто не замечать их.

Своеобразие творчества А.А. Дельвига

Современная русская действительность не удовлетворяла романтически настроенного поэта, что нашло отражение в его произведениях, написанных в жанре песни. Русские песни Дельвига ориентированы на фольклор. Дельвиг мастерски использует традиции народной песни: уменьшительно-ласкательные суффиксы (сиротинушка, сторонушка, подворотенка ), постоянные эпитеты (лихая разлучница, белая грудь, шелковые кудри ), прием параллелизма (хорошо цветочку на поле,/ любо пташечке на небе, - / сиротинушке-девушке/ веселей того с молодцем ), отрица­тельные зачины (Не осенний частый дождичек / Брызжет, брызжет сквозь туман: / Слезы горькие льет молодец ), повторы (Пей, тоска пройдет;/ Пей, пей, тоска пройдет !).

Герои песен лишены высоких чинов и званий, но наделены возвышенными чувствами. В русских песнях Дельвига постоянно присутствуют драматические, порой трагические коллизии: молодой человек заливает свою грусть вином («Не осенний частый дождичек»), девушка горюет о несостоявшейся любви («Соловей мой, соловей»). С точки зрения Дельвига, реальная жизнь отнимает у человека дарованное ему Богом законное право на счастье.

Романтическая мечта о большом идеальном мире человеческого сча­стья в сознании Дельвига зачастую связывалась с древностью, с миром Эл­лады, где, как казалось поэту, человек был гармоничен.

Дельвиг не знал не только греческого, но и немецкого языка, поэтому Пушкин так удивлялся способности Дельвига безошибочно угадать дух, строй мыслей и чувств человека «золотого века». Образ этого давно ушедшего в прошлое мира сложился у Дельвига исключительно под влиянием поэзии. В результате его античность – не копия древнего мира, Дельвиг смотрел на античность глазами русского человека. Идеальный мир древности воссоздан поэтом главным образом в произведениях, принадлежащих к жанру идиллии, хотя нередко он обращался и к другим античным жанрам, таким как эпитафия, эпи­грамма, надпись.

Дельвиг опирался, в первую очередь, на идиллии Феокрита, который тяготел к жанровым картинкам, сценкам. Идиллии Дельвига часто драматичны, но всегда оканчиваются благополучно. Действие идиллий происходит обычно под сенью пышных дерев, в прохладной навевающей покой тишине, у сверкающего под лучами солнца источника. Состояние природы всегда умиротворенное, что подчеркивает гармонию внутри и вне человека. Герои идиллий – цельные существа, никогда не изменяющие своим чувствам, они не рассуждают о них, а отдаются их власти, что приносит им радость. Так, юные Титир и Зоя, персонажи «Идиллии» (1827), полюбив друг друга, остались верными своему чувству до самой смерти, и над их общей могилой шумят те же платаны, на которых они, впервые познав любовь, вырезали свои имена. В стихотворениях Дельвига нет подробных психологических описаний любви, она выражается через мимику, жесты, поступки, то есть через действие:

Античность для Дельвига – это романтический идеал, мечта о прекрасном, полном гармо­нии обществе, хотя сам поэт ясно осознавал, что подобный идеал не достижим в реальности.

С точки зрения Дельвига, реального человека к идеалу приближает его способность чувствовать: искренне любить, быть верным в дружбе, ценить красоту. Отношения любви и дружбы выступают в поэзии Дельвига мерилом ценности человека и всего общества: в мире «Проходчиво все – одна не проходчива дружба!» («Цефиз», 1814 - 1817), «Первые чувства любви, я помню, застенчивы, робки: / Любишь и милой страшишься наскучить и лаской излишней» («Купальщицы», 1824). В идиллии «Изобретение ваяния» (1829) Дельвиг писал о том, что только столь гармоничная действительность могла стать той почвой, из которой произросло искусство, художественное творчество.

Несмотря на то, что мир идиллий Дельвига полон радости, света, преисполнен подлинно прекрасных чувств, одним из его центральных образов является образ смерти, который выражает неподдельную скорбь поэта об утраченной ныне гармонии между людьми и гармонии человека с природой.

Дельвиг практически не обращался к такому популярному в литературе романтизма жанру, как элегия. В его творческом наследии всего несколько стихотворений этого жанра. Именно размышления о жизни и смерти, традиционные для элегии, нашли отражение в стихотворениях «На смерть *** (Сельская элегия)» (1821), «Элегия» («Когда, душа. Проснулась ты…») (1821 или 1822).

Дельвиг был признанным мастером сонета, этот жанр он начинает развивать одним из первых в русской литературе XIX века. Сонеты Дельвига («Сонет» («Златых кудрей приятная небрежность…»), «Сонет» («Я плыл один с прекрасною в гондоле…») и др.) воплотили идеальные представления об этой форме: они отличаются четкостью композиции, ясностью поэти­ческого языка, гармонической стройностью, изяществом, насыщенностью мысли и афористической отточенностью стиля.

Последние годы жизни

Поражение восстания на Сенатской площади стало личной драмой для Дельвига, хотя он никогда не был сторонником революционных путей преобразования общества. Но среди декабристов было много друзей поэта, прежде всего И.И. Пущин и В. К. Кюхельбекер. Тот факт, что Дельвиг пришел проститься с осужденными на казнь и на каторжные работы свидетельствует не только о верности своим друзьям, но и о незаурядном гражданском мужестве поэта.

После 1825 года в творчестве Дельвига все чаще звучат трагические ноты. Он не пишет политических стихотворений, однако даже в таком жанре, как идиллия, происходят многозначительные изменения. Так, в идиллии с «говорящим» названием «Конец золотого века» возникает символическая картина разрушения прекрасного гармоничного мира под натиском цивилизации:

Ах, путешественник, горько! ты плачешь! беги же отсюда!

В землях иных ищи ты веселья и счастья! Ужели

В мире их нет и от нас от последних их позвали боги!

Дом Дельвига становится очагом, вокруг которого собираются вольнолюбивые литераторы, недовольные ситуацией, сложившейся в России. Здесь постоянно бывают А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А. Мицкевич… На страницах издаваемых Дельвигом «Литературной газеты» и «Северных цветов» публикуются лучшие творения современной русской литературы, здесь анонимно печатаются и сочинения поэтов-декабристов.

Над Дельвигом начинают сгущаться тучи: всесильный шеф III отделения А.Х. Бенкендорф вызывает поэта-издателя для личной беседы, в ходе которой прямо обвиняет его в оппозиционности и грозит репрессиями. Выпуск «Литературной газеты» приостанавливается по причине публикации четверостишия, посвященного революционным волнениям во Франции. Многие современники Дельвига были уверены, что все эти события окончательно подорвали и без того слабое здоровье поэта. 14 января 1831 года после нескольких дней простудной болезни А.А. Дельвиг скончался.

Смерть поэта стала настоящим потрясением для его окружения. А.С. Пушкин с горечью отмечал: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас».

БАРАТЫНСКИЙ

(1800 – 1844)

Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хотя несколько одаренного вкусом и чувством.

Антон Дельвиг (1798—1831) - лицейский друг Пушкина и Кюхельбекера, приятель Баратынского, все время был в центре литературной жизни 1820-х годов. Сначала это был Союз поэтов, затем «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» и «Вольное общество любителей россйской словесности», иногда называемое «ученая республика». Атмосфера салона С.Д. Пономаревой, где собирались члены Союза поэтов и «литературные столкновения осложнялись личным», способствовала вхождению Дельвига в литературную жизнь, определила его участие в «журнальной войне», которая началась в самом начале 1820-х годов на страницах журнала «Благонамеренный».

В центре этой борьбы — проблемы романтической поэзии, ее стиля. Объектом бурной полемики был и метафорический язык Жуковского, и поэзия гедонизма, и поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Дельвиг чужд крайностей. Он не проходит мимо поисков Жуковского, ему близки античные мотивы поэзии Батюшкова, на время он сближается с поэтами-декабристами, хотя не принимает ни их программу революционных преобразований, ни гражданского пафоса их поэзии. Он рано осознал и почувствовал масштаб пушкинского гения, заявив еще в 1815 г.: Пушкин! Он в лесах не укроется: // Лира выдаст его громким пением...» Открытия Баратынского в области философской поэзии вызывают его одобрение.

А затем будет бурная, потребовавшая больших организаторских способностей и усилий, творческих и финансовых, деятельность по изданию одного из лучших альманахов 1820-х годов «Северные цветы» и созданию первого специального издания — «Литературной газеты». В отсутствии находящегося в ссылке Пушкина, а затем при его активном участии Дельвиг способствует формированию облика пушкинской эпохи, активно участвует в работе по консолидации ее творческих сил. На страницах его изданий пушкинский круг писателей самоопределяется. Одним словом, созданный в Лицее миф о Дельвиге-флегматике, «ленивце праздном» разрушается.

Поэзия Дельвига в этом контексте его общелитературной, издательской деятельности как бы отходит на второй план. Около 200 стихотворений, написанных в течение 1814—1830 гг., публикуются в самых разных изданиях, но не находятся в центре критической мысли. О них пишут, но вскользь, в ряду других и останавливаются перед ними в некотором недоумении. В них нет ни элегического психологизма, ни гражданской страсти, ни огня, ни хмеля индивидуального чувства, ни ярко выраженной поэзии мысли. Пластический мир античной идиллии, размеренно живущий в непривычных гекзаметрах, и необычная стилистика «русских песен», стилизованных под фольклор, не воспринимаются как формы времени.

В 1829 г. Дельвиг издает единственный прижизненный сборник — «Стихотворения барона Дельвига», куда включает всего 65 стихотворений. До смерти, в 1831 г., он создает еще несколько важных и программных произведений, но все-таки именно сборник стал итогом его поэтической деятельности. Развивая пушкинскую традицию номинации поэтического сборник — просто «Стихотворения», Дельвиг на первый взгляд лишает свое творение какой-то логики мысли. Отсутствует хронологическая последовательность (зрелые произведения соседствуют с юношескими, еще лицейскими; к концу сборника их число даже увеличивается), нет традиционных жанровых рубрик (идиллии, русские песни, романсы, сонеты, послания идут вперемешку), трудно выделить какие-то тематические подборки. Ощущение какого-то лирического хаоса; вот уж точно: «у каждого барона своя фантазия». Но при внимательном взгляде этот кажущийся хаос рождает чувство душевного и духовного простора, внутренней свободы, оригинальную идиллию человеческих отношений, не подвластную времени, взаимодействие национального и общечеловеческого социума.

Прежде всего останавливает внимание композиционное кольцо сборника — эпиграф и эпилог. Они соотносятся и отражаются друг в друге. Эпиграф на немецком языке — четверостишие из стихотворения Гете «Певец» получает в «Эпилоге» свое развитие и напоминает вольный перевод:

Так певал без принужденья,

Как на ветке соловей,

Я живые впечатленья

Полной юности моей.

Счастлив другом, милой девы

Всё искал душою я —

И любви моей напевы

Долго кликали меня.

Эти образы «Эпилога»: певец и его песни «без принужденья», соловей, живые впечатленья, мотивы дружбы и напевы любви — получают особый эстетический смысл в структуре всего сборника. Из 65 стихотворений около половины посвящены образу певца и его песен.

Около 20 раз в номинацию текстов входят обозначения, связанные с музыкой: «романс», «песня», «русская песня», «хор», «дифирамб», «застольная песня». Сквозным становится образ соловья, получивший наиболее яркое воплощение в известной песне «Соловей, мой соловей...» и конкретизировавшийся в судьбе рано умершего Веневитинова, прожившего «век соловьиный» («На смерть Веневитинова»). Носителями природной стихии и песенного начала становятся пташечка («Пела, пела пташечка // И затихла...»), ласточка («Что вьешься, ласточка, к окну, // Что, вольная, поешь?). Их вольный полет «за тридевять земель», «за синие моря», «на чужие берега» — воплощение внутренней свободы певца.

На страницах сборника живут «вдохновенный певец» античный Дамон, Нелединский-Мелецкий, Плетнев, которому отвечает сам поэт («Ответ»), Веневитинов, переводчик «Илиады» Гнедич, Языков, Баратынский, неоднократно появляется Пушкин как символ бессмертия подлинной поэзии. Возникают имена Катулла, Шекспира, Геснера, Гёте, Руссо, каждый из которых воплощает свою концепцию бытия: любви, идиллии, гармонии, естественного человека. Подобная концентрация определенного мирообраза, его разных модификаций позволяет Дельвигу превратить поэтическое пространство сборника в пространство душевного простора и духовной свободы.

В этом пространстве «распространяется душа» поэта, устремляясь к истокам человеческого духа, первоосновам естества — мифологии и фольклору. Два жанра — античная идиллия и русская песня не просто соседствуют на страницах сборника; шесть идиллий и восемь русских песен — это своеобразный диалог культур и вместе с тем органическое единство. Античные идиллии Дельвига — история становления естественного человека, его природного бытия. «Дамон», «Купальницы», «Идиллия» (Некогда Титир и Зоя...»), «Цефиз», «Друзья», «Конец золотого века» (№ 1, 16, 22, 37, 45, 64 — в общей структуре сборника) воссоздают идиллическое пространство различных человеческих чувств, их природную чистоту. Это живые впечатления юности человеческой цивилизации. Тем острее воспринимается в последней идиллии завершение целой эпохи — золотого века. Показательно, что финал этой античной идиллии, как сообщает в примечании автор, «близкое подражание Шекспиру описанию смерти Офелии». Мифология и литература в своем соприкосновении и пересечении выявляют историю страстей, крушение иллюзий, разрушение идиллического первообраза.

Столь же значимо взаимодействие идиллического античного мирообраза с мелодиями «русских песен». Русские песни Дельвига критиковали за излишнюю стилизацию, литературность, за отход от фольклорных сюжетов, противопоставляя их якобы народным песням А.Ф. Мерзлякова, автора популярной песни «Среди долины ровныя...». Но, как справедливо заметил исследователь, «в народных песнях он искал национального характера и понимал его притом как характер «наивный» и «патриархальный»». Как и в античных идиллиях, для Дельвига в них важнее простонародности деталей и отдельных выражений воссоздание мира духовной жизни, души естественного человека. Мелодика стиха, обилие анафор, вопросительно-восклицательная интонация, образ героини как носительницы любовного чувства, обилие постоянных эпитетов (синее море, злая тоска, вещий сон, дремучий лес, черное горе, лютые звери, темная ночка, миленький дружок) воссоздают атмосферу живых и непосредственных эмоций.

В эпоху споров о народности Дельвиг в античной идиллии и русской песне выявлял первоистоки самой поэзии, ее естественные чувства. Мифологически-фольклорные корни в его сознании соотносились с проблемой не только национального, но и общечеловеческого характера. В атмосфере гражданской экзальтации он напоминал о богатстве народной души и подлинных человеческих ценностях.

Три стихии души — поэзия, любовь, дружба — определяют идиллический мир лирического героя Дельвига. Идиллии Дельвига — не идеализация и приукрашивание мира, а открытие его естества и подлинности. Поэт-идиллик воссоздает этот мир не с копии, а с оригинала. Он видит конец золотого века, рисует трагизм этого крушения, опираясь на шекспировские страсти, но остается неизменной его вера в общечеловеческие ценности души. Поэт-идиллик не замкнут в мире идиллии; его простор души открыт всем впечатлениям бытия.

В поисках языка национальной поэзии, опираясь на ее мифологические и фольклорные истоки, Дельвиг уже в конце жизни пишет «русскую идиллию» — «Отставной солдат», где пытается синтезировать форму идиллии (образы пастухов, наивность чувств, диалогическую структуру) с национальным содержанием: история солдата, возвращающегося с Отечественной войны 1812 г. на родину. Рассказ солдата об отступлении французов из горящей Москвы, полный реальных, почти натуралистических деталей:

А около лежат, как это стадо,

Замерзлые французы. Как лежат! <...>

Тот уткнулся

В костер горящий головой, тот лошадь

Взвалил, как шубу, на себя, другой

Ее копыто гложет; те ж, как братья,

Обнялись крепко и друг в друга зубы

Вонзили, как враги! —

разрушает идиллический мирообраз и наполняет его историческими реалиями национального бытия.

До конца жизни Дельвиг не расстается с излюбленными формами своей поэзии. К 1829 г. относятся его «русская идиллия» «Отставной солдат», античная идиллия «Изобретение ваяния» и одна из лучших «русских песен» — «Не осенний частый дождичек...», положенная на музыку М.И. Глинкой.

Поэт-идиллик формировал в русском художественном и общественном сознании особый мир тех человеческих ценностей, которые вечны и естественны. В «русских песнях» чувствуется большая напряженность в чувствах, драматизм обманутой и загубленной души, настроение грусти и тоски, но чутье изящного не покидает их автора в передаче мира естественного человека. Как и у других поэтов пушкинского круга, в идиллиях и песнях Дельвига определяющим является эмансипация души и индивидуализация лирического «я» поэта.

Воссоздавая идеальный, романтический воспринятый мир античности, Дельвиг опирался в первую очередь на идиллии Феокрита. В лирике этого замечательного древнегреческого поэта он заметил интерес к простоте и народности.

Феокрит тяготел к жанровым картинкам, сценкам, изображающим скромную, добродетельную, свободную от сильных страстей жизнь простых людей – пастухов и пастушек на лоне природы. Герои идиллий (кстати, «идиллия» в переводе означает «сценка», «картинка») Феокрита не умеют притворятся и лгать. Идиллии часто драматичны, но оканчиваются всегда благополучно, потому что победа над своим чувством радостна, а тем более радостна разделённая любовь. Дельвига пленило в идиллиях Феокрита обращения к народному быту и гармоническое равновесие между изображённой картиной и нравственной выразительностью движений души.

Действие идиллий Дельвига разворачивается обычно над сенью рощи или деревьев, в прохладной тишине, у сверкающего источника. Поэт придаёт картинам природы яркие краски, пластичность живописность форм. Состояние природы всегда умиротворённое, и это подчёркивает гармонию внутри и вне человека. На фоне мирной природы появляются герои, испытывающие силу любви или дружбы. Стихийная, внезапно вспыхивающая страсть, в конце концов, подчиняется разуму. Дельвиг считает это нормой гармонии, чрезвычайно характерной чертой древнего человека. На фоне мирной природы появляются герои, испытывающие силу дружбы. Стихийная, внезапно вспыхивающая страсть, в конце концов, подчиняется разуму. Дельвиг считает это нормой гармонии, чрезвычайно характерной чертой древнего человека.

Герои идиллий Дельвига – цельные существа, никогда не изменяющие своим чувствам. В одном их лучших стихотворений поэта – «Идиллии» - восхищенно рассказывается о прекрасной любви юноши к девушке, сохранённой ими навеки. В пластичной и чистой зарисовке поэт сумел передать благородство и высоту нежного и глубокого чувства. И природа, и боги сочувствуют влюблённым, оберегая и после их смерти неугасимое пламя любви.

Чувства героев и Дельвига всегда земные, реальные. Пушкин проницательно заметил, что Дельвиг не любил мистической поэзии. Это, конечно, звучало в устах Пушкина большой похвалой. Чуждый всякой неопределённости, туманности, зыбкости ощущений, Пушкин наблюдал тоже отвращение к поэзии потустороннего мира и у своего друга.

Герои Дельвига не рассуждают о своём чувстве – они отдаются его власти, и это приносит им радость. У поэта нет подробных психологических описаний любви, - она выражается через мимику, позы, жесты, поступки, через непосредственное действие. Зрительная выразительность картин дополняется музыкой речи, мерной и строгой, лишенной внешних эффектов.

Для создания античного колорита, Дельвиг не прибегает к археологическим и историческим реалиям, не стремится удивить своей осведомленностью в античной мифологии или античном быте. Он передаёт дух античности простыми намёками. Так, древний грек, думал, что богов нужно благодарить. За посланную ими любовь, и Титир и Зоя посвещают деревья Эроту.

Анализ некоторых идиллий («Цефиз» и «Друзья»).

В идиллии «Цефиз» нежная и бескорыстная дружба увенчивается даром: Филинту понравились плоды с груши, и Цефиз с радостью дарит ему дерево, обещая укрывать его от холода: «Пусть оно для тебя и цветёт и плодами богатеет!». Старый Филинт вскоре умер, но Цефиз не изменил прежнему чувству: он похоронил своего друга под его любимой грушей, а «холм увенчал кипарисом» - его деревом скорби. Сами эти деревья, вечно живой кипарис и плодоносящая груша, стали символами не умирающей дружбы, духовной чистоты и человечности.

В «священном листьев шептание» Цефиз слышал благодарность Филинта, а природа одаривала его благовонными плодами и прозрачными гроздями. Так духовная красота Цефиза тонко слилась в идилии с красотой и щедростью природы.

Природа и народная среда воспевают в людях благородство, укрепляют их дух и нравственные силы. В труде и на лоне природы человек становится духовно богатым, умеющим наслаждаться истинными ценностями жизни – дружбой, любовью, красотой, поэзией.

В идиллии «Друзья» весь народ от мала до велика живёт в согласии. Ничто не нарушает его безмятежного покоя. После трудового дня, когда «вечер осенний сходил на Аркадию», «вокруг двух старцев, друзей знаменитых» - Полемона и Дамета, - собрался народ, чтобы ещё раз полюбоваться их искусством определять вкус вин и насладиться зрелищем верной дружбы. Привязанность друзей родилась в труде, а самый их труд – чудный дар природы.

Отношения любви и дружбы выступают у Дельвига мерилом ценности человека и всего общества. Ни богатство, ни знатность, ни связи определяют достоинства человека, а простые, интимные чувства, их цельность и чистота. И конец «золотого века» наступает, когда они рушатся, когда исчезает высокая духовность.

Заключение.

«Добрый Дельвиг», «Мой парнасский брат» - называл любимого друга Пушкин, и эти славные титулы навечно останутся за поэтом своеобразного, неподдельного лирического дарования. Дельвигу, воспевшему красоту земного бытия, радость творчества, внутреннюю свободу и достоинство человека, принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь (том 8).

2. Лирика А. А. Дельвига.

3. Л. А. Черейский. Пушкин и его окружение. С-П: Наука, 1989 г.

План.

1. Общие сведения о Дельвиге. . . . . 1

2. Семья Дельвига. . . . . . . 6

3. Первые поэтические опыты. . . . . 7

4. Особенности характера. . . . . . 8

5. Жанры поэзии Дельвига. . . . . 10

6. Смысл жизни для Дельвига. . . . . 10

7. Мотивы лирики Дельвига. . . . . 11

8. Условный герой. . . . . . . 12

9. Античность в лирике Дельвига. . . . 14

10 Анализ некоторых идилий. . . . . 16

11 Заключение. . . . . . . . 17

Литература. . . . . . . . 19

ХУДОЖЕСТВЕННОГО L1J ТЕКСТА

«Славянин молодой, грек духом, а родом германец»

(Лингвопоэтический анализ а.т. грязнова русской идиллии А. А. Дельвига Москва «Отставной солдат»)

«...Он не был оценен при раннем появлении на кратком своем поприще; он еще не оценен и теперь, когда покоится в своей безвременной могиле», - писал о бароне Дельвиге Пушкин. Слова его в чем-то справедливы и до сих пор, хотя в литературной жизни России первой трети XIX в. Антон Антонович Дельвиг (1798-1831) играл видную роль. Так, «великого Пушкина первым услышал и оценил Антон Дельвиг. По-видимому, тайком от автора он отправил в «Вестник Европы» стихотворение «К другу стихотворцу», появившееся в июльской книжке за 1814 год. Это была самая первая пушкинская публикация»1. Закончив Лицей и став полноправным членом нескольких литературных обществ, Дельвиг принял деятельное участие в издании альманахов, которые в первой трети XIX в. определяли основные направления культурой жизни России. И издания, редактируемые Дельвигом («Северные цветы» и «Литературная газета»), были чрезвычайно популярными, ведь в них печатались произведения наиболее талантливых авторов, в том числе - анонимно - стихи сосланных на каторгу поэтов-декабристов.

1 Кунин В.В. Антон Антонович Дельвиг//

Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2-х т. - М., 1986. -Т. 1. - С. 181.

Радение о развитии русской культуры играло важную роль не только в литературной деятельности барона, но и в его повседневной жизни. По воспоминаниям кузена поэта, А.И. Дельвига, в петербургском доме его двоюродного брата проходили вечера, где «говорили по-русски, а не по-французски, как это было тогда принято в обществе <...> обработка нашего языка много обязана этим литературным собраниям»2.

Число написанных Дельвигом стихов невелико. Но можно ли по количеству стихов судить о таланте поэта? Думается, нет. Один из первых критиков Дельвига И.В.Киреевский, определяя его место в русской литературе, поставил поэта в один ряд с Боратынским и Пушкиным. Киреевский объективно оценил талант Дельвига, поняв истинное значение его творчества для развития национальной литературы: «Дельвиг писал немного и печатал еще менее; но каждое произведение его дышит зрелостию поэтической мечты и доконченностью классической отделки. Его подражания древним более, чем все русские переводы и подражания, проникнуты духом древней простоты, греческою чувствительностью к пластической

2 Цнт. по изд.: Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. - Т. 1. - С. 218-219.

красоте и древнею, детскою любовью к чистым идеалам чувственного совершенства. Но та поэзия, которою исполнены русские песни Дельвига, ближе к русскому сердцу; в этих песнях отзывается гармоническим отголоском задумчивая грусть и поэтическая простота наших русских мелодий>3. В противоположность Киреевскому, считавшему венцом лирики A.A. Дельвига его песни, А.С.Пушкин отводил эту роль идиллиям поэта, считая их наиболее ярким проявлением его «прекрасного таланта»: «Идиллии Дельвига для меня удивительны. Какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из 19 столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы, эту роскошь, эту негу, эту прелесть...»4.

Парадоксально, но в литературном наследии Дельвига есть произведение, которое отражает все перечисленные качества личности литератора - поэта и человека. Они нашли воплощение в русской идиллии «Отставной солдат» (1829), где слились воедино стремление к высоким античным образцам, радение о судьбах Отечества и его культуры, прекрасная русская душа поэта-патриота и тонкий юмор. История появления русской идиллии достаточно подробно рассмотрена в работах В.Э. Вацуро, в то время как язык именно этого стихотворения еще не становился предметом специального лингвопоэтического исследования.

Для правильного понимания места русской идиллии Дельвига в литературном процессе первой трети XIX в. уточним конститутивные признаки этого жанра. По определению В.И. Даля, «идиллия, ж. небольшой рассказец, поэма мечтательного сельского быта. Идиллический, к сему роду словесности относящийся». Таким образом, характерными признаками

Киреевский И.В. Избранные статьи.

М.. 1984. - С. 98-99.

" Друзья Пушкина. Переписка. Воспомина-

ния. Дневники. - Т. 1. - С. 207.

идиллии, заимствованными из античной литературы, являются изображение сельских пейзажей, пастушеского быта, простых и незатейливых радостей жизни, утверждение вневременных ценностей: красоты природы, любви, дружбы, гуманного отношения к окружающим. В русской литературе первой трети XIX в., как и в литературах других европейских стран, например немецкой, жанр идиллии был чрезвычайно популярен. Поэты, следуя античным канонам жанра, одновременно адаптируют его к условиям национальных литератур. Русскими литераторами «выдвигается проблема создания национального - с оглядкой на "простонародного" Феокрита - эквивалента античному жанру, и свои варианты "русской" идиллии предлагают: основной оппонент Панаева -Н. И. Гнедич, создающий героизированный образ современного ему крестьянина ("Рыбаки", 1822), сам Панаев, стилизующий народную песню ("Обманутая", 1822); Ф.Н. Глинка ("Славянская идиллия", "Болезнь Милавы", 1823; "Славянская эклога", 1823). "Простонародные" идиллии пишут А. А. Дельвиг ("Отставной солдат", 1829) и П.А. Катенин ("Дура", 1835)»5. Оказавшись в гуще литературной полемики, Дельвиг выступает как экспериментатор: с одной стороны, он создает идиллии в древнегреческом духе, с другой - пробует приспособить жанр к отечественному материалу. При этом он максимально усложняет свою задачу, создает произведение, в основу которого положены события недавнего исторического прошлого (Отечественной войны 1812 г.). В своем произведении он использует «белый пятистопный ямб, стих романтических трагедий, придающий идиллии характер драматического отрывка»6. О том, что А. Дельвиг напряженно размышлял о назна-

1 Юрченко Т.Г. Идиллия//Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001.-С. 290.

*Томашевский Б.В. Предисловие редактора //Дельвиг A.A. Ноли. собр. стихотворений (Библиотека поэта: Большая серия). - Л., 1959. - С. 329.

чении и путях развития драмы, свидетельствует его статья «Борис Годунов» (1831): «Единственный недостаток поэмы "Полтава", по нашему мнению, заключается в лирической форме. Предмет сей следовало бы вставить в драматическую раму. Сколько превосходных сцен остались неразвитыми потому только, что лирическая поэзия намекает, а не досказывает»7.

Следуя этому убеждению, Дельвиг в своей идиллии придал лирическому тексту черты драмы, что способствовало углублению характеров, усилению конфликта. По наблюдениям В.Э. Вацуро, композиция русской идиллии в самых общих чертах была заимствована А. Дельвигом из произведения немецкого поэта Гельти «Костер в лесу» ("Der Feuer im Walde", 1774)8. Однако это не мешает воспринимать стихотворение Дельвига как самоценное произведение.

На первый взгляд произведение отвечает основным требованиям жанра: его героями являются пастухи, стерегущие стадо на опушке леса. Быт их размерен, а сознание патриархально, не случайно в речи крестьян упоминаются домовые, водяные, лешие, существовавшие в народном сознании как неотъемлемая часть окружающей действительности: Я, чай, везде бывал ты, все видал! И домовых, и водяных, и леших, И маленьких людей, живущих там, Где край земли сошелся с краем неба, Где можно в облако любое вбить Крючок иль гвоздь и свой кафтан

повесить.

Однако первое впечатление при внимательном чтении идиллии сменяется удивлением: в отличие от традиционных образов, характеры, созданные Дельвигом в «Отставном солдате», обладают ярко выраженной националь-

7 Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. - Т. 1. - С. 209.

" В.Э. Ваиуро отметил, что Дельвиг совместно с В.К.Кюхельбекером размышлял о том, как избавить русскую литературу от французского влияния. С этой целью он обратил внимание на творческие поиски немецких авторов, чьими достижениями в дальнейшем руководствовался неоднократно.

ной и социальной спецификой, что отчетливо проявляется на фоне точной хронологии и топографии изображаемых в произведении событий.

Средством достижения такой точности становится употребление топонимов. Помимо своего основного назначения, топонимы в идиллии Дельвига несут дополнительную информативную нагрузку, позволяющую больше узнать о главном герое и о времени происходящего. Так, в речи отставного солдата упоминается Курск, в окрестностях которого он встречается с пастухами и рядом с которыми живет он сам. Известно, что в войне 1812 г. жители Курска участвовали в сражениях под Бородином, Тарутином и под Малым Ярославцем. Куряне снабжали русскую армию оружием, продовольствием, одеждой, обувью. Эта фоновая информация дополняет портрет персонажа.

Чтобы точнее обозначить время описываемых событий, Дельвиг использует такие топонимы, как Литва, Вильно (Вильнюс), Петербургу Москва, Париж. Так, упоминание солдатом Литвы и Вильно позволяет примерно установить время его появления под Курском: известно, что русские войска заняли Вильно 28 ноября 1812 г., а поскольку нашего героя «с год лекаря и тем и сем лечили», то он добрался до места действия в 1814 г. (на костылях раньше не доберешься). Уточнить время действия идиллии помогает сцена появления офицера, обращающегося к солдату со словами: «Снеси ж к своим хорошее известье: Мы кончили войну в столице вражьей, В Париже русские отмстили честно Пожар Московский!..» Как следует из исторических хроник, 8 (20) апреля 1814 г. Наполеон был отправлен на Эльбу, 11 (23) апреля того же года Франция подписала соглашение о прекращении военных действий, а 26 апреля 1814 г. был отслужен молебен в Знаменском соборе. Йсходя из этого, художественное время стихотворения можно определить как промежуток между 23 и 26 апреля 1814 г.

ТЕЙМБУХ Е.Ю. - 2010 г.

  • "Черты возвышенной античной красоты". Стилистика антологической поэзии второй половины XIX века

    ГРАУДИНА Л. К. - 2009 г.

  • Дельвиг был одним из друзей Пушкина, с которыми он вел дружбу в лицее. Этих двоих соединила невероятная тяга и любовь к поэзии. Он, как и Пушкин читал много книг и увлекался литературой. Еще в годы обучения, он выпускает свои первые стихи.

    Его стихотворение «К Дельвигу» это дружеское послание, которое наполнено любовью и привязанностью к своему другу. Пушкин говорит, что они будто бы рождены по одной звездою, что говорит о похожести друзей. Деливиг был первый из лицеистов, которые стали печататься в газетах и журналах со своими произведениями. Поэтому они с Пушкиным ведут одно общее дело. Помимо этого их схожесть состоит в одинаковом образе жизни.

    Как пишет Пушкин в своем стихотворение, слава склонила им голову очень рано, потому они пользовались ею неумело и взбалмошно. Они не заботились о своем будущем, жили одним моментом и прожигали дни за весельем и гуляньем.

    Пушкин и Дельвиг одинаково начинали свою поэтическую карьеру, оба в одно и то же время вступили в объединение «Зеленая лампа». Там их не всегда публиковали, часто цензура не пропускала творения юных поэтов. Но оба друга все равно сильно любили славу и наслаждались каждым ее лучом.

    Дельвиг был очень талантливым человеком, его стихотворения были высшим образцом искусства. Он применял к ним различные литературные средства в связи, благодаря чему они становились удивительно красивыми и в тоже время правильными. Пушкин, как истинный друг не завидовал успехам Дельвига, наоборот, в своем стихотворении он восхваляет его талант и желает его искусству расти.

    Дельвиг также посвятил стихотворение Пушкину, еще во время их обучения в лицеи. Его стихотворение «К Пушкину» является первым положительным отзывом творчеству молодого поэта. Дельвиг уже тогда предсказывал Пушкину славу и бессмертие в этом мире. Они помогали друг другу в создании стихотворений, часто вели часовые беседы на различные темы.

    Анализ стихотворения Николая Гумилева «Вечер» Стихотворение Гумилева «Вечер» было написано примерно в 1908 году. Тот период жизни выдался очень сложным для молодого поэта. Символизм находился в переломной части, его творчество было омрачено личными проблемами поэта. Тогда он терпит очередной отказ от Ахматовой, он снова просил у нее руку и сердце, но та еще долгое время будет оставаться неприступной.

    Название стихотворения символизирует не только вечернее время суток, но и психологическое состояние лирического героя. Он находится в поисках своего счастья. Каждая строчка стихотворения является определенным символом, который раскрывает весь смысл и задумку автора.

    Лирический герой просит ночь укутать его своим волшебным сном, ведь только там он чувствует себя по-настоящему счастливым. Он возвышает ночь, благодарит ее за то, что она избавляет его от страданий. На время погружает в нереальную атмосферу счастья. Это очень красивое стихотворение, в котором использовано много символов и метафор. Оно очень эмоциональное, очень грустное. Ведь лирический герой не способен найти счастья в реальной жизни, поэтому ему приходится оставаться в одиночестве и просить ночь помочь ему.

    В действительности он просто засыпает и счастье, в котором он прибывает некоторое время, является лишь сном, который быстро заканчивается. Но, несмотря на это, герой все же упрашивает ночь прийти и подарить свой дар, ему неважно, что все это не взаправду, человеку в определенный момент жизни просто хочется верить в его существование.

    Стихотворение «Вечер» это грустная история о поиске счастья. После знакомства с произведением Гумилева невольно начинаешь задумываться, а существует ли в действительности счастье. Или же наша участь, как и у героя стихотворения «Ночь» находить его только во сне, где нельзя насладиться его дарами.

    Мы рождены, мой брат названый,
    Под одинаковой звездой.
    Киприда, Феб и Вакх румяный
    Играли нашею судьбой.

    Явилися мы рано оба
    На ипподром, а не на торг,
    Вблизи державинского гроба,
    И шумный встретил нас восторг.

    Избаловало нас начало.
    И в гордой лености своей
    Заботились мы оба мало
    Судьбой гуляющих детей.

    Но ты, сын Феба беззаботный,
    Своих возвышенных затей
    Не предавал рукой расчетной
    Оценке хитрых торгашей.

    В одних журналах нас ругали,
    Упреки те же слышим мы:
    Мы любим славу да в бокале
    Топить разгульные умы.

    Твой слог могучий и крылатый
    Какой-то дразнит пародист,
    И стих, надеждами богатый,
    Жует беззубый журналист.

    Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959-1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.

    Антон Антонович Дельвиг родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка. Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.6.1773 — 8.7.1828) — офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать - Любовь Матвеевна Красильникова была внучкой русского ученого-астронома.

    В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский).

    Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 г. и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 г. был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке. Затем до смерти своей служил в Министерстве внутренних дел. Умер от тифа («гнилой горячки») в 32 года. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

    Александр Сергеевич Пушкин посвятил Дельвигу стихотворение.

    Блажен, кто с юных лет увидел пред собою
    Извивы темные двухолмной высоты,
    Кто жизни в тайный путь с невинною душою
    Пустился пленником мечты!

    Наперснику богов безвестны бури злые,
    Над ним их промысел, безмолвною порой
    Его баюкают Камены молодые
    И с перстом на устах хранят певца покой.

    Стыдливой Грации внимает он советы
    И, чувствуя в груди огонь еще младой,
    Восторженный поет на лире золотой.
    О Дельвиг! счастливы поэты!

    Мой друг, и я певец! и мой смиренный путь
    В цветах украсила богиня песнопенья,
    И мне в младую боги грудь
    Влияли пламень вдохновенья.

    В младенчестве моем я чувствовать умел,
    Всё жизнью вкруг меня дышало,
    Всё резвый ум обворожало.
    И первую черту я быстро пролетел.

    С какою тихою красою
    Минуты детства протекли;
    Хвала, о боги! вам, вы мощною рукою
    От ярых гроз мирских невинность отвели.

    Но всё прошло - и скрылись в темну даль
    Свобода, радость, восхищенье;
    Другим и юность наслажденье:
    Она мне мрачная печаль!

    Так рано зависти увидеть зрак кровавый
    И низкой клеветы во мгле сокрытый яд.
    Нет, нет! ни счастием, ни славой
    Не буду ослеплен. Пускай они манят

    На край погибели любимцев обольщенных.
    Исчез священный жар!
    Забвенью сладких песней дар
    И голос струн одушевленных!

    Во прах и лиру и венец!
    Пускай не будут знать, что некогда певец,
    Враждою, завистью на жертву обреченный,
    Погиб на утре лет.

    Как ранний на поляне цвет,
    Косой безвременно сраженный.
    И тихо проживу в безвестной тишине;
    Потомство грозное не вспомнит обо мне,
    И гроб несчастного, в пустыне мрачной, дикой,
    Забвенья порастет ползущей повиликой!

    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Дельвигу»

    1. Семантический анализ

    1) В этом стихотворении присутствуют два основных образа – образ автора (Пушкина) и его друга Антона Антоновича Дельвига. Эти образы названы прямо, поэтому нет надобности выявлять их из подтекста. Автор обращается к своему другу, доверяя ему свои самые сокровенные мысли, переживания, чувства. Александр Сергеевич рассказывает другу о жизни поэта (а точнее – самого его, Пушкина), описывает свои чувства и ощущения, которые он испытывает, когда пишет стихотворения.

    2) Два главных образа связаны крепкой дружбой, начавшейся ещё в лицейские годы. Дельвиг – также поэт, и Пушкин, возможно, хотел посредством этого стихотворения разъяснить что-либо своему другу.

    3) Сопутствующими образами в данном стихотворении являются образы остальных людей, вне их дружбы, союза. Так же это образы соблазнов большого света - славы, клеветников, которые могли бы разрушить их дружбу. В произведении Пушкин описывает свое противостояние этим силам.

    4) Автор рассказывает о музе, о её неуловимости в поэтическом мире. При прочтении стихотворения возникает ощущение красоты, легкости и чего-то прекрасного благодаря грамотному выстраиванию Пушкиным ассоциативных рядов.

    2. Анализ изобразительных средств

    …Стыдливой Грации внимает он советы…

    «Дельвигу (Любовью, дружеством и ленью…)» А.Пушкин

    «Дельвигу» Александр Пушкин

    Любовью, дружеством и ленью
    Укрытый от забот и бед,
    Живи под их надежной сенью;
    В уединении ты счастлив: ты поэт.
    Наперснику богов не страшны бури злые:
    Над ним их промысел высокий и святой;
    Его баюкают камены молодые
    И с перстом на устах хранят его покой.
    О милый друг, и мне богини песнопенья
    Еще в младенческую грудь
    Влияли искру вдохновенья
    И тайный указали путь:
    Я лирных звуков наслажденья
    Младенцем чувствовать умел,
    И лира стала мой удел.
    Но где же вы минуты упоенья,
    Неизъяснимый сердца жар,
    Одушевленный труд и слезы вдохновенья!
    Как дым исчез мой легкий дар.
    Как рано зависти привлек я взор кровавый
    И злобной клеветы невидимый кинжал!
    Нет, нет, ни счастием, ни славой,
    Ни гордой жаждою похвал
    Не буду увлечен! В бездействии счастливом,
    Забуду милых муз, мучительниц моих;
    Но, может быть, вздохну в восторге молчаливом,
    Внимая звуку струн твоих.

    Анализ стихотворения Пушкина «Дельвигу»

    Поэтический текст, относящийся к 1817 г. вошел в число лицейских произведений, переделанных автором спустя 8-9 лет после их написания. Стихотворение, жанровые особенности которого определены рамками товарищеского послания, является характерным примером ранней пушкинской лирики. Ее адресаты - товарищи по лицейской учебе.

    Лирический субъект произведения уверен в творческом амплуа своего однокашника, выраженного краткой формулой «Ты поэт». Герой призывает друга, «наперсника богов», оберегать и развивать высокий дар художественного слова, воспитывая его «в уединении», вдали от суеты и тревог. Источниками вдохновения служат вечные чувства любви и дружбы, к которым присоединяется неожиданная составляющая - «лень». При помощи последней поэт юмористически характеризует не только собственное настроение, но и стихотворный образ Дельвига, восторженного «сына лени».

    В поэтическом тексте декларируется «святое», божественное происхождение творческих способностей, которые преподносят «богини песнопенья», покровительницы искусства. Прекрасные неземные девы одарили таинственной «искрой вдохновения» и лирического субъекта, и адресата его произведения. «Лира мой удел», - так резюмирует свое предназначение герой, испытавший «жар сердца» в упоительные минуты творческого порыва.

    Заключительный эпизод посвящен известной романтической теме разочарования, вызванного наговорами завистников и клеветников. Обозначая себя как жертву интриг, поэт прибегает к метафорам «кровавый взор» и «невидимый кинжал». Оскорбленный и отчаявшийся герой желает забыться в «бездействии счастливом», оставив муз-«мучительниц». Путь, который избрал лирический субъект, - его собственный выбор, вынужденное решение трагического романтика. Оно противопоставляется судьбе адресата, который остается верен гармоничным «звукам струн» высокой поэзии, способной успокоить мятущуюся душу лирического «я».

    Юношеское стихотворение предваряет основные мотивы ключевой темы предназначения поэта: провозглашаются божественные истоки творчества, его гуманистическая суть и безразличие к земным волнениям.

    Попытка моделирования собственной судьбы изображается в юношеском произведении «Товарищам». Герой не желает прославиться на воинской или гражданской стезе. Относя характеристику «сын лени» к собственной персоне, он выбирает душевное спокойствие и «красный колпак», символ свободы.

    Дружба в лирике А.С. Пушкина

    « Усть-Удинская СОШ№2»

    П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район

    Развозжаева Ксения Сергеевна

    Научная работа по теме «Дружба в лирике Пушкина»

    Цель исследования . выяснить, какое место в жизни и лирике Пушкина занимает тема дружбы, изменилось ли с течением лет отношение Пушкина к лицейскому братству.

    Задачи: 1.Показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов

    2.Удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных дружбе.

    Гипотеза: Прошла ли испытание временем дружба Пушкина, родившаяся в стенах Царскосельского Лицея?

    Объект исследования - лирика Пушкина.

    Предмет исследования - тема дружбы в лирике Пушкина.

    Основной метод исследования: анализ, анкетирование, изучение литературы по данной теме.

    Вывод:Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба - величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба - это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей - это великое счастье. А дружить - значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина. Бог помочь Вам, друзья мои…

    I . Дружба в лирике Пушкина

    1.1Что значит дружба для А.С. Пушкина

    Всей жизнью и творчеством А.С. Пушкин утверждал такое благородное чувство как дружба. Дружба для А.С. Пушкина « отрадная звезда», « святое братство» единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству.

    Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.

    Тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

    1.2 Лицейский период(1811-1817) (Приложение 1)

    Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта .

    В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика периода 1813—1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь

    1.3 Жанр послания (Приложение 2)

    Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).
    В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.
    В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор "на равных". Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.
    Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера - гекзаметра - авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника.

    Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды до романса, элегии и сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С.Пушкина - дружеское послание ("К Наталье" - первое стихотворение поэта, "К другу стихотворцу" - первое печатное произведение). Многие послания Пушкина берут в качестве образца "Мои пенаты" Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В обращениях к друзьям ("Товарищам". "В альбом Пущину". "Кюхельбекеру") возникает тема Лицея, которая встречается и в более поздних стихотворениях поэта.
    Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний - признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание "К Чаадаеву" .
    Пушкин еще не раз обратится к Чаадаеву с дружескими посланиями: в 1821 году - "В стране, где я забыл тревоги прежних лет. ", в 1824-м

    В последний раз, в сени уединенья,
    Моим стихам внимает наш пенат.
    Лицейской жизни милый брат,
    Делю с тобой последние мгновенья.
    Прошли лета соединенья;
    Разорван он, наш верный круг.
    Прости! Хранимый небом,
    Не разлучайся, милый друг,
    С свободою и Фебом!
    Узнай любовь, неведомую мне,
    Любовь надежд, восторгов, упоенья:
    И дни твои полетом сновиденья
    Да пролетят в счастливой тишине!

    Святому братству верен я.
    И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
    Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Печален я: со мною друга нет,
    Вокруг меня товарищей зовёт;
    Знакомое не слышно приближенье,
    И милого душа моя не ждёт.

    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют.
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Друзья мои . прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и безпечен

    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой.
    С мольбой моей печальной и мятежной,
    С доверчивой надеждой первых лет,
    Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет.
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь о́бнял я. Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его лицея превратил.
    Всё тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай просёлочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.
    Глядим назад, следов не видя там.

    Мой брат родной по музе, по судьбам?

    Пора, пора! душевных наших мук
    Не стоит мир; оставим заблужденья!
    Сокроем жизнь под сень уединенья!
    Я жду тебя, мой запоздалый друг —
    Приди; огнём волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви.
    Пора и мне. пируйте, о друзья!
    Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я,
    Исполнится завет моих мечтаний;
    Промчится год, и я явлюся к вам!
    О сколько слёз и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!
    И первую полней, друзья, полней!
    1825

    1.5 Стихотворение А.С. Пушкина « Пирующие студенты» (Приложение 3)

    Друзья! досужный час настал;
    Всё тихо, все в покое;
    Скорее скатерть и бокал!
    Сюда, вино златое!
    Шипи, шампанское, в стекле.
    Друзья, почто же с Кантом
    Сенека, Тацит на столе,
    Фольянт над фолиантом?
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем;
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы пить умеем.

    Ужели трезвого найдем
    За скатертью студента?
    На всякий случай изберем
    Скорее президента.
    В награду пьяным — он нальет
    И пунш и грог душистый,
    А вам, спартанцы, поднесет
    Воды в стакане чистой!
    Апостол неги и прохлад,
    Мой добрый Галич, vale!
    Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыпленный.
    Взгляни: здесь круг твоих друзей;
    Бутыль вином налита,
    За здравье нашей музы пей,
    Парнасский волокита.
    Остряк любезный, по рукам!
    Полней бокал досуга!
    И вылей сотню эпиграмм
    На недруга и друга.

    А ты, красавец молодой,
    Сиятельный повеса!
    Ты будешь Вакха жрец лихой,
    На прочее — завеса!
    Хотя студент, хотя я пьян,
    Но скромность почитаю;
    Придвинь же пенистый стакан,
    На брань благословляю.

    Товарищ милый, друг прямой,
    Тряхнем рукою руку,
    Оставим в чаше круговой
    Педантам сродну скуку:
    Не в первый раз мы вместе пьем,
    Нередко и бранимся,
    Но чашу дружества нальем —
    И тотчас помиримся.

    А ты, который с детских лет
    Одним весельем дышишь,
    Забавный, право, ты поэт,
    Хоть плохо басни пишешь;
    С тобой тасуюсь без чинов,
    Люблю тебя душою,
    Наполни кружку до краев,—
    Рассудок! бог с тобою!

    А ты, повеса из повес,
    На шалости рожденный,
    Удалый хват, головорез,
    Приятель задушевный,
    Бутылки, рюмки разобьем
    За здравие Платова,
    В казачью шапку пунш нальем —
    И пить давайте снова.

    Приближься, милый наш певец,
    Любимый Аполлоном!
    Воспой властителя сердец
    Гитары тихим звоном.
    Как сладостно в стесненну грудь
    Томленье звуков льется.
    Но мне ли страстью воздохнуть?
    Нет! пьяный лишь смеется!

    Не лучше ль, Роде записной,
    В честь Вакховой станицы
    Теперь скрыпеть тебе струной
    Расстроенной скрыпицы?
    Запойте хором, господа,
    Нет нужды, что нескладно;
    Охрипли?— это не беда:
    Для пьяных всё ведь ладно!

    Но что. я вижу всё вдвоем;
    Двоится штоф с араком;
    Вся комната пошла кругом;
    Покрылись очи мраком.
    Где вы, товарищи? где я?
    Скажите, Вакха ради.
    Вы дремлете, мои друзья,
    Склонившись на тетради.
    Писатель за свои грехи!
    Ты с виду всех трезвее;
    Вильгельм, прочти свои стихи,
    Чтоб мне заснуть скорее.

    1.6 (Из письма к Я.Я.Толстому, 1821) (Приложение 3)

    Горя завистливым желаньем,

    Я к вам лечу воспоминаньем,

    Воображаю, вижу вас…

    Горишь ли ты, - лампада наша,

    Подруга бдений и пиров?

    Кипишь ли ты, златая чаша,

    В руках весёлых остряков?

    (Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

    1.7 Послание « К Чаадаеву» (Приложение 3)

    И дружбу верную, и милые предметы,
    Пленявшие меня в младенческие леты,
    В те дни, когда, еще не знаемый никем,
    Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
    Я пеньем оглашал приют забав и лени
    И царскосельские хранительные сени.

    Но дружбы нет со мной. Печальный, вижу я
    Ни музы, ни труды, ни радости досуга —
    Ты был целителем моих душевных сил;
    О неизменный друг, тебе я посвятил
    И краткий век, уже испытанный судьбою,
    И чувства — может быть спасенные тобою!
    Ты сердце знал мое во цвете юных дней;
    Ты видел, как потом в волнении страстей
    Я тайно изнывал, страдалец утомленный;
    В минуту гибели над бездной потаенной
    Ты поддержал меня недремлющей рукой;
    Ты другу заменил надежду и покой;
    Во глубину души вникая строгим взором,
    Ты оживлял ее советом иль укором;
    Твой жар воспламенял к высокому любовь;
    Терпенье смелое во мне рождалось вновь;
    Уж голос клеветы не мог меня обидеть,
    Умел я презирать, умея ненавидеть.
    Что нужды было мне в торжественном суде
    Холопа знатного, невежды при звезде,
    Или философа, который в прежни лета

    1.8 Послание « Дельвигу» 1821 (Приложение 3)

    Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

    Твоей я прозой был утешен,

    Но признаюсь, барон, я грешен:

    Стихам я больше был бы рад.

    Ты знаешь сам: в минувши годы

    Я на брегу парнасских вод

    Любил марать поэмы, оды,

    И даже зрел меня народ

    На кукольном театре моды.

    Бывало, что ни напишу,

    Все для иных не Русью пахнет;

    Об чем цензуру ни прошу,

    Ото всего Тимковский ахнет.

    Теперь едва, едва дышу!

    1.9 Друзьям» Александр Пушкин (Приложение 3)


    Вчера был Вакха буйный пир,
    При кликах юности безумной,
    При громе чаш, при звуке лир.

    Так! Музы вас благословили,
    Венками свыше осеня,
    Когда вы, други, отличили
    Почетной чашею меня.

    Честолюбивой позолотой
    Не ослепляя наших глаз,
    Она не суетной работой,
    Не резьбою пленяла нас;

    Но тем одним лишь отличалась,
    Что, жажду скифскую поя,
    Бутылка полная вливалась
    В ее широкие края.

    Я пил — и думою сердечной
    Во дни минувшие летал
    И горе жизни скоротечной,
    И сны любви воспоминал;

    Меня смешила их измена:
    И скорбь исчезла предо мной
    Как исчезает в чашах пена
    Под зашипевшею струей.

    1.10 Стихотворение « Во глубине сибирских руд. »

    Храните гордое терпенье,

    Не пропадет ваш скорбный труд

    И дум высокое стремленье.

    Несчастью верная сестра,

    Надежда в мрачном подземелье

    Разбудит бодрость и веселье,

    Придет желанная пора:

    Любовь и дружество до вас

    Как в ваши каторжные норы

    Доходит мой свободный глас.

    Оковы тяжкие падут,

    Темницы рухнут — и свобода

    Вас примет радостно у входа,

    И братья меч вам отдадут.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    « Усть-Удинская СОШ№2»

    П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район.

    Развозжаева Ксения Сергеевна

    Проанализировав стихотворения А.С. Пушкина, посвященные теме «дружба» в лирике Пушкина, мы выяснили, что эта пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

    II . Дух творчества, свободы в Лицее

    2.1 История лицейских лет А.С.Пушкина. Дух творчества, свободы поощрялся в лицее начальством. Между преподавателями и лицеистами царили дружеские взаимоотношения, которые строились на принципах уважения, а не палочной дисциплины.

    2.2 Анализ стихотворения А.С. Пушкина«Разлука», 1817

    Преобладающий лирический жанр - послание. В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество:

    Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

    При мирных ли брегах родимого ручья,

    Святому братству верен я.

    Преданность друзьям Пушкин проносит через всю свою жизнь. Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам:

    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

    Мой брат родной по музе, по судьбам?

    2.4 Анализ стихотворения А.С. Пушкина (« Пирующие студенты»)

    С дружбой связаны пиры и веселье (« Пирующие студенты», «Мое завещание друзьям»)

    Помнишь ли, мой брат по чаше,

    Как в отрадной тишине

    Мы топили горе наше

    В чистом пенистом вине?

    («Воспоминание»(К Пущину), 1815)

    Поэта не оставляю т воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

    В изгнанье скучном, каждый час

    Горя завистливым желаньем,

    Я к вам лечу воспоминаньем,

    Воображаю, вижу вас…

    2.6 Петербург (1831-1833)

    Воспоминание о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:

    Горишь ли ты, - лампада наша,

    Подруга бдений и пиров?

    Кипишь ли ты, златая чаша,

    В руках весёлых остряков?

    (Из письма к Я.Я.Толстому,1821)

    2.7 Анализ стихотворения А. С. Пушкина « К Чаадаеву»

    Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

    Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

    Лазурь чужих небес, полдневные края;

    Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

    Ничто не заменит единственного друга.

    (« Чаадаеву», 1821)

    2.8 Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Дельвигу»

    Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки: Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен, Но признаюсь, барон, я грешен: Стихам я больше был бы рад. («Дельвигу», 1821)

    2.9. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Друзьям»1822год.

    Пир друзей - пир жизни, пир молодости, которая проходит.

    Вчера был день разлуки шумной,

    Вчера был Вакха буйный пир,

    При кликах юности безумной,

    При громе чаш, при звуке лир.

    2.10 Анализ стихотворения А. С. Пушкина (« Чем чаще празднует лицей» 1831)

    «1. Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы.

    2. Со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету…

    (« Чем чаще празднует лицей» 1831)

    2.11 Анализ стихотворения А. С. Пушкина « Во глубине сибирских руд…»

    Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда - основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов: 3. Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда - основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов:

    Любовь и дружество до вас

    Дойдут сквозь мрачные затворы,

    Как в ваши каторжные норы

    Доходит мой свободный глас.

    2.12 Стихотворение В. Кюхельбекера.

    После смерти Пушкина Кюхельбекер писал:

    И вот опять Лицея день священный;

    Но уж и Пушкина меж вами нет!

    Не принесет он новых песней вам,

    И с них не затрепещут перси ваши.

    2.13 Анкетирование (Приложкение4)

    Из 49 опрошенных девятиклассников выяснили, что у 46% есть лучший друг, у 16%- 2 друга,

    у 38%-3 друга и более.

    Из 60-ти человек, опрошенных мною на улице: 68% удалось сохранить дружбу через года.

    Пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушкин противостоял ударам судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению. Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба - величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба - это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей - это великое счастье. А дружить - значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.

    Бог помочь Вам, друзья мои…

    Слушать стихотворение Пушкина Дельвигу