С кем вел войны князь святослав. Хронология событий. Борьба за «хазарское наследство»

Князь Святослав Игоревич

Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.

Лао Цзы

Князь Святослав Игоревич родился в 940 году. Эту дату трудно назвать точной, поскольку в разных источниках она отличается. Он был сыном убитого князя Игоря, но в первый годы после смерти отца трон он не занимал, поскольку был совсем юнным, а страной правила его мать, княгиня Ольга.

Военные походы

В 964 году началась военная деятельность юноши – он повел свое войско на восток, против вятичей. После покорения этого племени князь Святослав Игоревич отправился дальше. На этот раз на его пути был Хазарский Каганат. Раньше это было великое государство, распростертое между Волгой и Доном, но на ту пору Каганат уже утратил былое величие.

Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов. На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян , по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу.

Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Следующим пунктом движения армии русского правителя был северный Кавказ. На своем пути князь Святослав Игоревич разрушал Хазарские города. Кроме того, в этот период правления русичами были нанесены поражения племенам ясов (осетин) и черкесов. Восточные походы князя Святослава этого периода отличались своей успешностью.

Поход на Болгарию

Дальнейшая деятельность Руси была скорректирова на Византийской империей. В 967 году император Византии с помощью Святослава вздумал решить свои давние проблемы. Греки хотели наказать болгар, земли которых часто использовались венграми для прохода к морую, чтобы в дальнейшем угрожать грекам. Византийцы отправили в Киев послов с обещаниями богатых даров, если князь Святослав Игоревич согласится напасть на болгар. Правитель Руси отличалось расчетливость и корыстностью. Он принял предложение послов и во главе 60-ти тысячного войска двинулся через Дунай в Болгарию. Поход в Болгарскую землю увенчались успехом. Болгары не могли на равных сражаться и сдались. Победители захватили великое множество богатств и остановились в городе Переяслаец, севернее современного города Варна.

В 968 году Киев был осажден печенегами. Из-за этого дальнейшее продвижение войск Руси на Запад было отложено, а сам князь спешил вернуться в Киев. В это же время в Болгарии вспыхнуло восстание, которое было направлено против славян, поскольку местные жители не хотели им подчиняться. Эти восстания были далеко не спокойными. Болгары собрали войско, с помощью которого отбили у русских Переяславец. В 970 году князь Святослав Игоревич со своей дружиной отправился в Болгарию и жестоко покарал восставших, подчинив себе всю Болгарию. Со своим войском он дошел до Адрианополя, где был встречен превосходящими силами византийцев, которые испугавшись возможности закрепления на территории Болгар русской армии, спешили разбить неприятеля. Силы были не равны.

Конец правления

Летописцы пишут о том, что со стороны русичей было едва больше 10 000 воинов, в то время, как византийцы смогли собрать более 80 000 человек. Но князь Святослав Игоревич, вдохновляя свое войско собственной храбростью, одержал победу. Греки предложили мир и богатый выкуп. Однако в следующем году они опять развязали войну. Византийский флот блокировал устье Дуная, лишая войско Святослава возможности отступления, и по суши пошли навстречу врагу.

В 871 году после долгой осады греки сожгли Переяславец, уничтожив большую часть русской армии. Великий князь в это время находился в городе Доростоле. Там он узнал печальную новость, там и разыгралось решающее сражение между русскими и греками. После продолжительного сражения русская армия отступила в крепость. С суши ее окружила греческая пехота, с моря – греческие корабли. Так началась осада Доростоля, продолжавшаяся 2 месяца. За это время русское войско значительно сократилось. В решающей же битве греки оказались сильнее, и Святослав был вынужден покинуть Болгарию и возвратиться в Русь. По дороге назад русское войско подкараулили печенеги во главе с князем Кури, который и отрубил голову Святославу. Произошло это в 972 году.


И княгини Ольги , родился в 942 году в Киеве. В возрасте трех лет уже стал формальным великим князем из-за смерти отца, но правление фактически осуществляла его мать. Княгиня Ольга правила государством и позже, потому что князь Святослав постоянно пребывал в военных походах. Благодаря последнему, Святослав прославился как полководец.

Если верить древнерусским летописям , Святослав был единственным ребенком князя Игоря и княгини Ольги . Он стал первым известным князем Древнерусского государства со славянским именем, до сих пор были имена скандинавского происхождения. Хотя есть версия, что имя Святослав представляет из себя славянскую адаптацию скандинавских имен: Ольга (Helga - мать Святослава) переводится с древнескандинавского как «святая», а Рюрик (Hrorek - дед Святослава) переводится как «великий, славный», - в раннем средневековье в северной Европе было нормальным давать имя ребенку по матери. Греки называли Святослава Сфендославосом. Византийский император Константин VII писал о Сфендославосе, сыне Ингора, сидящем в Немогарде (то есть Новгороде), что, кстати, противоречит русским летописям, гласящим, что Святослав все детство и юношество провел в Киеве.

Сомнительно также, что четырехлетний Святослав начал сражение княгини Ольги против древлян в 946 году, метнув в них копье.

Княгиня Ольга имела много планов в отношении сына - особенно она хотела крестить его, женить его на византийской принцессе (согласно доктору исторических наук Александру Назаренко), чтобы затем начать крещение Руси .

Все эти планы провалились, Святослав до самой смерти остался убежденным язычником. Он утверждал, что его дружина не будет уважать правителя-христианина. Кроме того, война интересовала молодого князя гораздо больше, чем политика. Летописи упоминали о «рабочем визите» Ольги и Святослава в Константинополь в 955 году, а также о посольстве к королю Германии Оттону I по вопросам крещения Руси.

Все три этих пункта планов княгини позже реализовал ее внук - Владимир Святославович (Великий).

Походы Святослава.

В 964 году Святослав со своим войском отправился на восток в сторону рек Волги и Оки. В 965 году он одолел хазар и волжских булгар, сокрушив таким образом Хазарский каганат и подчинив себе земли нынешнего Дагестана и окрестности. Тогда же под власть Киева перешла и Тмутаракань с окрестными землями (нынешняя Ростовская область) и Итиль (нынешняя Астраханская область).

В 966 году Святослав победил племена вятичей, населявших тогда обширные территории на месте современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Липецкой и Воронежской областей.

В 967 году между Византийской империей и Болгарским Царством разгорелся конфликт. Византийский император отправил посла с почти половиной тонны золота к Святославу и просьбой о военной помощи. Геополитические планы императора были таковы:

  • чужими руками захватить Болгарское царство, которое находилось на пересечении выгодных торговых путей в районе Дуная;
  • ослабить Русь как прямого конкурента и претендента на контроль торговли в Восточной Европе (Русь, кстати, уже была ослаблена войной с вятичами и Хазарским каганатом);
  • отвлечь Святослава от возможного нападения на крымские владения Византии (Херсонес).

Деньги сделали свое дело, и Святослав в 968 году отправился в Болгарию. Он успешно покорил большую часть ее владений, и обосновался в устье Дуная (том самом пересечении торговых путей), но в этот момент на Киев напали печенеги (не подослал ли их кто-нибудь ?), и князю пришлось вернуться в столицу.

К 969 году Святослав окончательно отбросил печенегов в степь, за земли разгромленного Хазарского каганата. Таким образом он практически полностью уничтожил своих врагов на востоке.

В 971 году византийский император Иоанн Цимисхий напал с суши и воды на столицу Болгарии и захватил ее. Потом его войска окружили Святослава в крепости Доростол и взяли его в осаду. Осада продлилась 3 месяца, обе стороны понесли значительный потери, и Святослав вступил в мирные переговоры.

В результате князь Киева и его войско беспрепятственно покинули Болгарию, получили запас провизии на 2 месяца, торговый союз Руси и Византии был восстановлен, но Болгария полностью отошла Византийской империи.

По пути домой Святослав перезимовал в устье Днепра, а весной 972 года отправился вверх по течению. При прохождении порогов он попал в засаду печенегов и был убит.

Напоследок стоит отметить, что, согласно летописям , Святослав имел нестандартную внешность - лысый с чубом, а также длинные усы и серьга в ухе. Некоторые историки считают, что именно у него запорожские казаки переняли стиль.

Время рождения сына Игоря и Ольги - князя Святослава вызывает вопросы. «Повесть временных лет» не датирует это событие, отмечая лишь, что в 945 - 946 годах Святослав был ещё ребёнком. Когда войска Ольги и древлян стояли напротив друг друга, готовые к битве, сигналом к сражению послужило копье, брошенное Святославом в сторону врага. Но поскольку он тогда ещё был мал, копьё упало впереди его коня. Некоторые древнерусские летописи, в том числе Ипатьевская, отмечают рождение Святослава под 942 годом. Это, впрочем, противоречит другим летописным данным: ведь Игорь родился в конце 870-х годов, Ольга в 880-х - самое позднее в начале 890-х, а поженились они в 903 году. Получается, что только через 40 лет брака у двух пожилых людей родился сын, что выглядит маловероятным. Поэтому учёные пытались как-то объяснить эти противоречия.

К сожалению, и здесь не обошлось без нигилизма. Так, археолог С. П. Толстов писал даже, что «генеалогия Рюриковичей до Святослава шита белыми нитками”, а Л. Н. Гумилёв полагал, что Святослав вовсе не был сыном Игоря (или был сыном другого Игоря, не Рюриковича). Но источники не дают возможности усомниться в прямом родстве Святослава с Игорем и Ольгой. Не только русские летописи, но и иностранные авторы, такие, как Лев Диакон и Константин Багрянородный, называют Святослава сыном Игоря и Ольги.

Найти выход из сложной хронологической ситуации могут помочь дополнительные сведения из некоторых исторических произведений. Согласно «Летописцу Переяславля-Суздальского”, Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, то есть родился в 941 - 942 годах, а ведь он не был первенцем Святослава. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский также писал о преклонном возрасте Владимира, умершего «отягчённым годами». А по данным В. Н. Татищева, сославшегося в данном случае на Ростовскую и Новгородскую летописи, Святослав родился в 920 году. И наконец, сообщение Константина Багрянородного в его трактате «Об управлении Империей» (составлен в 948 - 952 гг.) о том, что сын Ингора Сфендослав сидел в Немогарде (большинство исследователей видят в этом названии Новгород). По-видимому, Святослав княжил в Новгороде до того, как официально стал князем киевским, то есть до осени 944 года. В таком случае совершенно непонятно, как двухлетний младенец мог княжить в таком крупном центре Руси да ещё и посылать своего представителя на русско-византийские переговоры (при заключении договора 944 года Святослав был представлен отдельным послом). Конечно, можно предположить, что за Святослава правил его кормилец Асмуд, то есть и княжение, и посольство были простыми формальностями, но тогда какой они имели смысл? Княжичи на Руси могли принимать участие во взрослой жизни с семи-восьми лет, но чтобы младенец двух лет был представлен особо на внешнеполитических переговорах и формально был князем во втором по значению русском городе (причём Константин пишет, что Святослав именно «сидел”, княжил, а не просто владел) - такого никогда не бывало ни до, ни после Святослава!

Всё это позволяет сделать вывод, что Святослав родился раньше 942 года, возможно, в начале 920-х годов, то есть на 20 лет ранее датировки Ипатьевской летописи. Ошибку можно объяснить, предположив, что около 942 года родился не Святослав, а кто-то из его сыновей. На ещё одну сторону этой проблемы обратил в своё время внимание великий историк С. М. Соловьёв. По летописям известен рассказ о том, что мать Святополка Окаянного была приведена сыну Святослава Ярополку в жёны отцом, причём первоначально она была монахиней. Если за этой легендой стоит исторический факт, то в 970 году Ярополк уже был женат, что плохо согласуется с датой рождения Святослава в 942-м. Соловьёв объяснил это тем, что князья могли женить и своих малолетних детей, даже если невеста намного старше: «Разница лет при многожёнстве ничего не значила”. Однако само летописное известие лишний раз свидетельствует о сложности рассматриваемой проблемы.

При анализе датировки рождения Святослава бросается в глаза аналогия с таким же поздним рождением Игоря. По летописным данным, Игорь в момент смерти Рюрика был ещё очень мал (по Воскресенской летописи - двух лет от роду). Святослав как бы повторяет эту ситуацию: ему примерно три года (если признать, что Игорь погиб поздней осенью 944 года, то Святославу тоже было два года). При Игоре воспитатель Олег, который фактически является самостоятельным князем вплоть до своей смерти. При Святославе - Ольга, которая также удерживает бразды правления в своих руках очень долго. Может быть, с помощью аналогии с Игорем летописец попытался объяснить фактическую узурпацию власти Ольгой, представив Святослава ребёнком?

Если Святослав родился раньше, то получается, что Ольга просто отстранила сына от верховной власти. Может быть, в этом следует видеть одну из причин его безудержной военной активности?

Интересно, что, принадлежа к варяжской по происхождению династии, Святослав носил чисто славянское имя. У Константина Багрянородного и Льва Диакона имя князя передано как Сфендослав, что доказывает сохранение в то время в славянском языке носовых гласных. Факт первоначального княжения Святослава в Новгороде можно рассматривать, по сути, как самое раннее проявление династической традиции Рюриковичей сажать на новгородский стол старшего сына, наследника или одного из сыновей великого князя. Таким образом, подчёркивалось и единство двух важнейших древнерусских центров и особое положение Новгорода в системе Древнерусского государства. Святослав начал эту традицию, возникшую почти сразу после оформления Киева как древнерусской столицы (Игорь - первый киевский князь из рода Рюриковичей).

Святослав прославился как отважный и доблестный витязь, деливший со своими дружинниками все трудности и лишения. Он не возил с собой шатра, постели, посуды и котлов, не любил дорогой одежды, а вместе с воинами спал под открытым небом, на земле, положив под голову седло, ел полусырое мясо, испечённое на углях. Под стать образу жизни была и внешность князя - могучего богатыря, закалённого в лишениях и грозного на вид. Святослав был смелым и талантливым полководцем - враги боялись его. «Иду на Вы!», то есть иду на вас, - так обычно предупреждал он противника перед началом войны.

Почти всю свою жизнь Святослав провёл в войнах с соседними государствами. В 964 году он двинулся в земли вятичей, плативших дань хазарам. Это был первый удар по могуществу Хазарского каганата. Вятичи жили в междуречье Оки и Волги, этот глухой край отделяли от остальной Руси дремучие, труднопроходимые леса, и поход туда стал первым подвигом Святослава (много позже Владимир Мономах с гордостью писал, что прошёл сквозь землю вятичей). Затем в 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. Он взял важную крепость, защищавшую Хазарию с Дона, - Белую Вежу (Саркел). Саркел был построен для хазар византийцами ещё в конце 830-х годов. Теперь вся Волга оказалась под контролем Руси, и это не могло не обеспокоить византийцев. С богатыми дарами в Киеве появился посланец Константинополя сановник Калокир, который предложил Святославу направить свой удар на Дунайскую Болгарию. В то время она вышла из-под контроля Византии и перестала соблюдать условия мирного договора, ранее заключённого между двумя странами. Святослав, преследовавший свои цели, согласился. Князю показалась заманчивой мысль овладеть Нижним Дунаем. Ведь это был богатый в хозяйственном и торговом отношении край. Если бы он вошёл в состав Руси, то её границы расширились бы и вплотную подошли к рубежам самой Византийской империи.

В 967 году Святослав начал войну с болгарами. Удача сопутствовала ему. По сообщению летописей, русы взяли 80 городов по Дунаю, а Святослав обосновался в дунайском городе Переяславец. Сюда византийцы присылали ему всевозможные дары, в том числе золото и серебро. В 968 году Святославу пришлось отлучиться, чтобы спасти Киев от нашествия печенегов, но потом он вернулся на Дунай. Летопись сохранила его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мёд и рабы». Такая позиция усилила пропасть между Святославом и киевской верхушкой. Киевляне упрекали своего князя: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул...» Вероятно, поэтому и не прислали ему на помощь войска, когда Святослав возвращался после войны с византийцами в Киев.

Но всё-таки Святослава тянуло на Дунай. Вскоре он опять был там, вновь взял Переяславец, вернувшийся за время его отсутствия к болгарам, а затем вспыхнула и война с Византией. Императором тогда являлся армянин по происхождению Иоанн Цимисхий (Цимисхий в переводе на русский язык означает «туфелька»). Он был известен как опытный полководец, но и Святослав не уступал ему в воинском мастерстве. Столкновение двух героев становилось неизбежным. Византийский историк Лев Диакон донёс до нас подлинные слова русского князя: «Сфендослав (Святослав) очень гордился своими победами над мисянами (жители византийской провинции Мисия) ; он уже прочно овладел их страной и весь проникся варварской наглостью и спесью (здесь, конечно, нужно учитывать, что Святослав являлся для византийцев смертельным врагом) . Ромейским послам Сфендослав ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами (так Лев Диакон называет жителей Руси)».

Император Иоанн, получив такой ответ от скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее: «Мы верим в то, что провидение управляет вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неосквернённым и благодаря споспешествованию Бога неколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и оговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключённого в давние времена мира. (...) если вы сами не уйдёте из страны, то мы изгоним вас из неё против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря (Игоря) , который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору (Керченский пролив) прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его дальнейшей жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев (вернее, на древлян) , он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернёшься в своё отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, - ты найдёшь погибель здесь со всем своим войском, и не один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи». Это послание рассердило Сфендослава, и он, охваченный варварским бешенством и безумием, послал такой ответ: «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну - мы сами разобьём вскоре свои шатры у ворот Византия (Константинополя) и возведём вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих (византийское войско состояло во многом из крестьян, в то время как в дружине Святослава были воины-профессионалы) , а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами». Получив известие об этих безумных речах, император решил незамедлительно со всем усердием готовиться к войне, дабы предупредить нашествие Сфендослава и преградить ему доступ к столице...»

Известие о приближении дружин Святослава привело в смятение коварных греков. Русы продвигались к Константинополю. Но Цимисхию удалось мобилизовать свои силы, и Святослав отступил. В кровопролитных битвах решалась судьба Балкан. Наконец Святослав оставил столицу Болгарии - Преслав Великий и укрепился в крепости на Дунае Доростоле (ныне Силистра). Здесь в 971 году его войско было окружено стотысячной армией императора византийцев. Воеводы Святослава считали дальнейшую борьбу бессмысленной и предложили князю сдаться. Но он решительно отказался и обратился к своим немногочисленным воинам с призывом: «Не посрамим землю русскую, но ляжем костьми. Мёртвые срама не имут. Станем крепко, я впереди вас пойду!»

О той же битве рассказывает и Лев Диакон: «В то время как государь (император Иоанн) медленно продвигался по направлению к войску росов, от их фаланги отделилось несколько одержимых отчаянной дерзостью храбрецов, которые, устроив засаду, совершили внезапное нападение и убили некоторых воинов из передового отряда ромеев. Увидев их трупы, разбросанные вдоль дороги, император опустил поводья и остановил коня. Гибель соотечественников привела его в негодование, и он приказал выследить совершивших это злодеяние. Телохранители Иоанна, тщательно обыскав окрестные леса и кустарники, схватили этих разбойников и связанными привели к императору. Он тотчас же приказал их умертвить, и телохранители, без промедления обнажив мечи, изрубили всех их до одного на куски. Тогда войска подошли к пространству, лежащему перед Доростолом... тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повёл фалангу в бой. Воины сошлись врукопашную, завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом. Росы, стяжавшие среди соседних народов славу победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба при мысли о том, что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом. Побуждаемые такими мыслями, оба войска сражались с непревзойдённой храбростью; росы, которыми руководило их врождённое зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство. Много воинов пало с обеих сторон, бой шёл с переменным успехом, и до самого вечера нельзя было определить, на чью сторону склоняется победа. Но когда светило стало клониться к западу, император бросил на скифов всю конницу во весь опор; громким голосом призвал он воинов показать на деле природную ромейскую доблесть и вселил в них бодрость духа. Они устремились с необыкновенной силой, трубачи протрубили к сражению, и могучий клич раздался над ромейскими рядами. Скифы, не выдержав такого натиска, обратились в бегство и были оттеснены за стены; они потеряли в этом бою многих своих воинов. А ромеи запели победные гимны и прославляли императора. Он раздавал им награды и устраивал пиры, усиливая их рвение в битвах».

Но, несмотря на «победные гимны», Иоанн понял, что Святослав стоит насмерть. Видя, что ему не удастся сломить сопротивление русских, византийский император пошёл на мир. Лев Диакон так описал встречу Святослава с Цимисхием: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на вёслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».

В результате Русь и Византия заключили новый мирный договор - не во дворце или в канцелярии, а прямо на поле брани. Русы обязались впредь не нападать на Болгарию и византийские земли, а греки обещали беспрепятственно пропустить войско Святослава домой, снабдив его небольшим запасом продовольствия. Восстанавливались и торговые отношения между двумя державами. Текст договора, как и обычно, составлялся в двух экземплярах и скреплялся печатями. Следует думать, что на печати русского князя красовалось изображение двузубца - родового знака Рюриковичей.

Возвращаясь на родину, русское воинство разделилось. Одна его часть, во главе с воеводой Свенельдом, направилась по суше, а Святослав с дружиной поплыл по Дунаю в Чёрное море. Затем вошли в Днепр и двинулись на север. Но весной 972 года на днепровских порогах, где суда приходилось перетаскивать волоком, на русскую дружину напали печенеги. Святослав погиб в бою. А печенежский хан Куря сделал из черепа князя, оковав его золотом, чашу. Из этой чаши он пил вино, надеясь, что к нему перейдут ум и мужество славного полководца.

Князь Святослав Игоревич навеки остался в русской истории как отважный воин и великий полководец, покрывший славой русское оружие и укрепивший международный престиж Руси.

У Святослава было трое сыновей. Ещё при жизни он сделал старшего сына Ярополка своим наследником в Киеве, второго сына Олега - князем древлянским, а младшего Владимира, родившегося от наложницы Малуши, по требованию самих новгородцев, князем Новгорода.

Происхождение Малуши неизвестно. В летописях лишь глухо сообщается, что она была дочерью некоего Малка Любечанина. Сестрой Малуши был Добрыня, далёкий прообраз былинного богатыря Добрыни Никитича. Сама же Малуша являлась рабыней княгини Ольги, а потому Владимира княжна Рогнеда и назвала «робичичем», то есть сыном рабыни (но об этом чуть ниже). В историографии возникла интересная гипотеза о родословной Малуши. Выдвигалось предположение о том, что она на самом деле дочь древлянского князя Мала, ставшая после гибели отца рабыней победительницы - княгини Ольги. Но эта версия наталкивается на такие неразрешимые противоречия, что не может быть признана заслуживающей внимания.

Любопытно, что о матери Владимира, правда, не упоминая имени, говорит и скандинавская «Сага об Олаве Трюггвасоне». У конунга Гардарики Вальдамара была старая, дряхлая мать. Она считалась языческой пророчицей, и многие её предсказания сбывались. В Гардарики был обычай: в первый день йоля (языческий зимний праздник, впоследствии отождествлённый с Рождеством), вечером, мать Владимира выносили в кресле в палату, ставили напротив места князя, и старая пророчица предсказывала будущее. Владимир относился к матери с большим уважением и почтением, спрашивал её, не угрожает ли какая опасность Гардарики. В один из вечеров княгиня предсказала рождение в Норвегии Олава Трюггвасона, впоследствии побывавшего на Руси.

Мотив пророчества распространён в средневековой литературе. Но при всей легендарности этого рассказа (исследователи полагают, что в образе матери Владимира могли отразиться черты мудрой княгини Ольги) он добавляет новые краски начальной русской истории.

После смерти Святослава Ярополк стал уже полноправным князем Киева. Но его правление оказалось недолгим. Воеводой при Ярополке, так же как и при его отце и деде, остался Свенельд. «Повесть временных лет» рассказывает, как однажды сын Свенельда - Лют охотился в лесах недалеко от Киева. В это же время на охоту поехал и князь Олег Святославич. «Кто это посмел охотиться на княжеских землях?” - спросил Олег своего воеводу, увидев вдалеке нескольких всадников. «Лют Свенельдич,” - отвечали ему. Тогда князь решил наказать ослушника. Догнав Люта, Олег в гневе убил его. С тех пор Свенельд затаил злобу на Олега и начал уговаривать Ярополка пойти войной на брата.

В 977 году между Святославичами началась усобица. Ярополк двинулся в поход на Древлянское княжество. В первой же битве Олег потерпел поражение и бежал в город Овруч. Как и многие русские города, Овруч был окружён рвом, через который к городским воротам был перекинут мост. Воины Олега и окрестные жители со всех сторон стекались под стены города, надеясь укрыться от приближавшихся дружин Ярополка. На мосту, ведущем в крепость, столпилось множество людей, они теснили и отталкивали друг друга. В эту давку попал и сам Олег. Он с трудом пробивал себе дорогу среди обезумевших от страха людей и, наконец, был сброшен с коня прямо в ров. Сверху падали на него тела задавленных воинов и трупы коней... Когда Ярополк захватил Овруч, он нашёл в городском рву бездыханное тело брата. Князь сокрушался, что начал войну, но остановить её уже было нельзя.

Владимир, княживший в Новгороде, узнал о случившемся и бежал к родственникам в Скандинавию. В 980 году он вернулся на Русь с большой варяжской дружиной и двинулся на юг, к Киеву. По пути молодой князь решил захватить большой и богатый город Полоцк, где княжил Рoгволод. У Рогволода было два сына и красавица дочь, которую звали Рогнедой. Владимир посватался к Рогнеде, но гордая княжна отказала ему («не хочу розути робичича», сказала она, так как по обычаю жена разувала своего мужа после свадьбы), тем более что на ней собирался жениться Ярополк. Тогда Владимир внезапно напал на Полоцк, захватил город и сжёг его. Рогволод и его сыновья погибли, а Рогнеде поневоле пришлось стать женой победителя. Она родила Владимиру четырёх сыновей, одним из которых был Ярослав Мудрый.

Теперь настал черёд и Ярополка. По совету воеводы Блуда, которого Владимир подкупил, Ярополк бежал из Киева, бросив город на произвол судьбы. Лишённые предводителя киевляне даже не сопротивлялись надвигавшемуся войску. Ворота Киева открылись, и Владимир торжественно сел на княжеском престоле своего отца. Ярополк между тем укрылся в небольшом городке Родень, но силы его были истощены. Когда Владимир подошёл к городу, приближённые Ярополка посоветовали своему князю сдаться без боя. С тяжёлым сердцем отправился Ярополк в ставку брата. И только вошёл он в сени дома Владимира, как два охранявших двери варяга подняли его мечами за пазухи. Окровавленное тело князя безжизненно повисло на острых мечах...

Так началось киевское княжение Владимира.

Князь Святослав Игоревич


Введение


Святослав Игоревич (942 - март 972) - князь новгородский, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.

В византийских синхронных источниках именовался Сфендослав (греч. ?????????????).

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его "Александром (Македонским) нашей древней истории". По словам академика Б. А. Рыбакова: "Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии ".

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил примерно с 960 года. При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.


Ранние годы


В 964 г. великокняжеский стол занял Святослав Игоревич. Точно не известно, когда именно он родился, равно как не знаем мы почти ничего и о его детских и юношеских годах. Согласно "Повести временных лет", сын Игоря и Ольги появился на свет в 942 г. у немолодых уже родителей, - княгине Ольге было к тому времени 42-44 года. И, очевидно, был он не первым ребенком, в княжеской семье были еще дети (возможно, девочки или мальчики, умершие в детстве), но на момент смерти Игоря не было наследников мужского пола старше Святослава. Рассказывая о походе на древлян, в котором принимали участие Святослав со своим воспитателем Асмудом, летописец подчеркивает, что в 946 году княжич был еще настолько мал, что не мог как следует бросить копьё.

Существует также версия, что Святослав родился около 935 г., а значит, совершеннолетия достиг в середине 50-х годов X в. Подтверждением этой версии может служить тот факт, что отправляясь в 969 г. во второй болгарский поход, князь поручил Русь собственным сыновьям, двое из которых уже правили самостоятельно и были совершеннолетними. Из летописей известно также, что своему сыну Ярополку Святослав собственноручно привел жену, т. е. в 969 г. старший сын князя уже был женат.

Судьба молодого Святослава складывалась счастливо. Великим князем он стал еще в раннем детстве, получив соответствующее воспитание. Великолепно, владел различными видами оружия, был смелым и решительным, любил подолгу ездить верхом. Дружинники, часто выходцы из различных земель, рассказывали княжичу о богатых далеких странах. Покровителями и защитниками этих людей были языческие боги, освящавшие войну и насилие, захват чужих владений и человеческие жертвы; в то же время Перун, языческий бог-громовержец, был воплощением идеалов мужчины-воина.

Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд.

Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга. С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Но Святослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга стала христианской, то Святослав оставался язычником - и в общественной жизни, и в быту. Так, скорее всего, все сыновья Святослава были от разных жен, ведь у славян-язычников было многоженство. Например, матерью Владимира была ключница-рабыня Малуша. И хотя ключница, державшая ключи от всех княжеских помещений, считалась важной персоной при дворе, ее сына-князя презрительно называли "робичичем" - сыном рабыни.

Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться". Святослав же не слушался мать и отговаривался: "Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?" Но Ольга любила своего сына и говорила: "Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день.

По-разному мать и сын понимали и свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабочена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, нимало не заботясь о Киевской Руси.


Военная деятельность


Святослав прославился как отважный, храбрый, опытный и талантливый полководец, деливший со своими дружинниками все тяготы изнурительной походной жизни. В "Повести временных лет", когда речь идёт о начале военной карьеры князя в 964 г., читаем: "Князю Святославу взрастьшю и взмужавьшю, нача воя евкупляти много и храбр бе так как и само храбр. И легко ходя, аки пардус, войны многие творяше. Ходя воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на угле испек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлаше и седло в головах. Такоже и прочий вой его вси бяху". Детальное описание внешности Святослава оставил византийский писатель Лев Дьякон: "...Среднего роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерны... В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась от одежды приближённых только чистотой".

Интересно, что Святослав предупреждал своих врагов о начале кампании: "И посылаше к странам глаголя: "Хочу на вы ити"".

Первыми, на кого "пошел" Святослав в, 964 г., были вятичи - славянское племя, проживавшее в верховьях Оки и Дона и платившее дань хазарам. Хазарский каганат, когда-то могучее государство, главный соперник Руси в Восточной Европе, в эпоху Святослава переживал далеко не лучшие времена, но все еще удерживал значительные восточноевропейские территории. Покорение вятичей неизбежно привело к столкновению с Хазарией и стало началом восточной войны 965-966 гг. Огнем и мечом прошел Святослав по землям волжских булгар, буртасов, ясов и касогов - давних союзников Хазарии. Во время этой кампании была захвачена хорошо укрепленная крепость Саркел, которую на Руси называли Белой Вежей, разгромлены хазарская столица Итиль на Нижней Волге, а также ряд городов на Каспийском побережье. Захватив богатую добычу, Святослав с триумфом возвратился в Киев. А Хазарский каганат, получив столь сокрушительный удар, через несколько лет вообще прекратил существование.

Важное значение Святослав придавал проблемам Балканского региона. Решал он их традиционно - с помощью военной силы. Толчком к новому походу стало прибытие в Киев византийского посла с просьбой о помощи в войне с Болгарским царством. Византийская империя, управляемая императором Никифором Фокой, находилась в весьма затруднительном положении, ей приходилось одновременно воевать на три фронта її помощь Киева была бы весьма уместной. Свое предложение "выступить в поход против болгар", император подкрепил богатыми дарами. По свидетельству Льва Дьякона, Святославу было выплачено 1500 кентинариев (около 455 кг) золота. Тем не менее, воспользовавшись византийскими деньгами, Святослав предпочел "подчинить и удержать страну для собственного пребывания".

Первый болгарский поход 967-968 гг. был успешным. Флот Святослава с 60-тысячным войском разгромил армию болгарского царя Петра в битве под Доростолом (современная Силистра) и, как сообщает летопись, "захватил городов 80 по Дунаю". Новые земли так понравились князю, что он даже хотел перенести свою столицу из Киева на Дунай, в городок Переяславец: -"...седе княжа в Переяславци, емля дань на Грецех". Здесь он хотел жить, собирая "от Грек Злато, поволоки (дорогие ткани. - Авт.), вино и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони". Осуществиться этим планам так и не удалось.

Разгром Хазарии, служившей на протяжении многих лет довольно сильным щитом против азиатских кочевников, имел неожиданные последствия: на запад ринулась орда печенегов, которые быстро захватили степную полосу и разместилась в непосредственной близости от Киева. Уже в 968 г., воспользовавшись отсутствием Святослава и поддавшись уговорам Византии, печенеги неожиданно напали на город, где "затворилася" Ольга с тремя сыновьями Святослава. Над Киевом нависла страшная угроза. Значительного воинского контингента в городе не было, и выдержать долгую осаду Киев не мог. В летописи сохранился рассказ об отважном юноше, который с огромным риском для жизни пробрался через вражеский лагерь и предупредил Святослава об опасности. Получив весть об осаде столицы, князь вынужден был срочно возвращаться из похода и выручать семью из беды. Однако далеко печенеги не ушли и до конца X в. стояли на Стугне, в 30 км от Киева, создавая постоянную военную угрозу.

Похоронив в 969 г. княгиню Ольгу, Святослав становится единовластным правителем Руси и наконец дает волю своим антихристианским настроениям. Начинается период ужасающих массовых репрессий, направленных как против христиан-иностранцев, так и христиан-русичей. Среди погибших был князь Глеб, которого считали неродным братом Святослава. Возможно, именно он сопровождал Ольгу в ее путешествии в Константинополь и был тем таинственным племянником, который упоминается в источниках. За веру Святослав преследовал как представителей элиты, в том числе своих родственников, так и рядовых христиан: количество убитых достигло нескольких тысяч. Ненависть князя распространилась и на христианские храмы, в частности в Киеве были разрушены церкви Святой Софии и Святого Николая на Аскольдовой могиле, построенные Ольгой.

Поквитавшись с христианами и фактически передав управление Русью своим сыновьям, Святослав собирает новое войско и осенью 969 г. отправляется во второй болгарский поход. Поначалу кампания складывалась довольно успешно: в 970 г. ему удалось подчинить почти всю Болгарию, захватив её столицу и "едва не дойти к Царюграду". С невиданной ранее жестокостью князь расправляется с местными жителями-христианами. Так, захватив Филиополь, он истребил 20 тысяч болгар-христиан, то есть практически все население города. Неудивительно, что в дальнейшем удача отвернулась от князя. В битве при Аркадиополе он впервые в жизни получил сокрушительное поражение и вынужден был отойти и закрепиться в Доростоле. Военная инициатива переходит к Византии, решившей положить конец присутствию русичей на Балканах.

Весна 971 года ознаменовалась началом наступления войск нового византийского императора Иоанна I Цимисхия на болгарскую столицу Преслав. 14 апреля она была захвачена, болгарский царь Борис вместе с семьей попал в плен, а остаткам русского гарнизона пришлось бежать в Доростол, где размещалась ставка Святослава. Именно здесь и развернулись важнейшие события болгарской войны. Выдержав почти трехмесячную осаду, 21 июля Святослав вышел на бой под стены города. Изнурительная битва, в которой погибло около 15000 русов, была проиграна. Большие потери понесли и войска императора. Однако сдаваться Святослав не собирался, хотя и понимал безнадежность своего положения - к военным неудачам добавился голод. Не мог князь и отступить на Русь - византийский флот перекрыл устье Дуная.святослав князь военный русь

В конце июля император наконец согласился начать предложенные Святославом переговоры, которые завершились подписанием крайне невыгодного для Руси мирного договора (текст этого соглашения приводится в "Повести временных лет"). Договор лишал Русь почти всех преимуществ, добытых предыдущими князьями, в частности Киев отказывался от претензий на византийские владения в Крыму. Черное море перестало быть "Русским". Вместе с тем, император гарантировал дружине Святослава беспрепятственный проход домой и обещал предоставить продовольствие на обратный путь. Восстанавливались также торговые отношения между государствами.

После подписания договора Святослав еще довольно долго находился на Балканах и лишь осенью отправился на родину. По дороге русское войско разделилось: одна часть, во главе с воеводой Свинельдом, двинулась по суше, а сам князь "с малом дружини" и военной добычей поплыл по Дунаю и Черному морю к Днепру. Однако на днепровских порогах его поджидали печенеги, предупрежденные посланцем Цимисхия Феофилом Евхаитским о возвращении ослабленного противника. Святослав не отважился на битву и остался зимовать в Белобережье, в устье Днепра. Изможденное голодной и холодной зимовкой русское войско весной 972 г. все же двинулось к Киеву, но так и не смогло прорваться через пороги. Святослав погиб в бою от печенежской сабли, а из его черепа, как сообщает легенда, хан Куря приказал сделать украшенный золотом кубок и "пьяху в нем", надеясь перенять лучшие качества побежденного врага.

Таким стал последний путь князя Святослава, мужественного воина и полководца, больше похожего на былинного богатыря, чем на мудрого и дальновидного государственного деятеля.


Образ Святослава в искусстве


Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию "Ольга" Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создаёт пьесу, посвящённую жизни Святослава. В картине И. А. Акимова "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях ("Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих" ).

В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. В это время К. В. Лебедев пишет картину, иллюстрирующую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием. В начале XX века Е. Е. Лансере создаёт скульптуру "Святослав на пути к Царь-граду". Святославу посвящено стихотворение Велимира Хлебникова, исторический роман "Святослав" (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть "Черные стрелы вятича" В. В. Каргалова. Яркий образ Святослава создан Михаилом Казовским в его историческом романе "Дочка императрицы" (1999). В романах Александра Мазина "Место для битвы" (2001) (окончание романа), "Князь" (2005) и "Герой" (2006) подробно описан жизненный путь Святослава, начиная от сражения сдревлянами (946 год), и заканчивая смертью в 972 году в сражении с печенегами.

Святославу Игоревичу посвящён музыкальный альбом "За солнцем вслед" (2006 год) пэган-метал группы Butterfly Temple. Группа "Иван Царевич" - "Иду на Вы!" Песня повещена победе Святослава над Хазарским каганатом. Образ Святослава используется в песне "Ранним утром" группы "Калинов Мост". Так же группа "Реанимация" посвятила песню гибели князя под названием "Погибель Святослава".

В 2003 году в издательстве "Белые альвы" вышла книга Льва Прозорова "Святослав Хоробре. Иду на Вы!". В последующие годы книга неоднократно переиздавалась.

Портрет Святослава используется в эмблеме ультрас футбольного клуба "Динамо" (Киев), название "Святослав" носит также печатное издание болельщиков киевского "Динамо".


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Будущий князь Святослав родился в семье князя Игоря и Ольги и получил славянское имя, однако отличался варяжским духом язычника. Едва возмужав, он собрал вокруг себя бесстрашную боевую дружину и вышел с ней в поисках добычи и вечной славы.

Князь Святослав совершил множество успешных славных походов ещё при жизни княгини Ольги. Он ходил на Оку, подчинив вятичей, которые в то время платили дань хазарам, а потом пошёл на самих хазар, разгромив их царство и захватив основные населённые пункты – города Итиль и Саркел. Вместе с этим Святославу удалось победить племена черкесов и ясов на Кубани, а также овладеть территориями на Азовском побережье и в устьях Кубани.

Кроме того, князь Святослав смог проникнуть на Волгу, разорить земли камских болгар и захватить их главный город Болгар. Одним словом, Святославу удалось победить и разорить всех восточных соседей Киевской Руси, которые входили в общую систему Хазарской державы. Отныне лишь Русь являлась основной силой в Черноморье! Однако падение Хазарского царства смогло достаточно усилить кочевых печенегов. Теперь в их распоряжении находились все южнорусские степи, которые ранее были заняты хазарами.

Придя обратно в Киев после военных походов на Восток, князь Святослав получает приглашение от греков прийти и помочь им в войне с дунайскими болгарами. Князь, собрав много воинов смог завоевать Болгарию, оставшись в городе Переяславец, что на Дунае, считая захваченные земли собственностью Киевской Руси.

В этот период к Святославу добираются посланники княгини и извещают князя о том, что пока его не было был осаждён печенегами Киев, а сама Ольга с внуками едва спаслась от врагов и послала их к сыну с упрёками. Вернувшись, княжеская дружина прогнала кочевников в степь, но надолго не осталась. Однако, княгиня попросила сына не уходить пока она не умрёт.

Похоронив мать, князь собрал войско и ушёл в Болгарию, оставив княжить в Киеве своих сыновей. Но греки не пожелали впускать Святослава в Болгарию и начали военные действия в которых победила Византия.

Вынужденный подписать перемирие с греками, князь Святослав пошёл обратно домой, однако его войско было захвачено в днепровских порогах и перебито. Там же был и убит последний языческий русский князь.

После кончины князя начался период междоусобиц и борьбы за власть в Киеве.