Разряды частиц и их значение. Разряды частиц по значению и синтаксической функции. Дефисное написание частиц

Значение частицы, её морфологические признаки и синтаксическая функция

Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в значения отдельных слов, словосочетаний, предложений, а также служит для создания форм слов. Например: Что за притча!.. (М. Лермонтов). Не сфальшивишь, так иди уж... (Ин. Анненский). Вот и вся моя душа... (С. Соловьёв).

Частицы отличаются как от знаменательных частей речи, так и от служебных. От знаменательных частей речи они отличаются тем, что не имеют лексических значений, а от предлогов и союзов тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями.

Некоторые частицы имеют производный характер, то есть они образованы от других частей речи: наречий, местоимений, союзов, глагольных форм.

Поскольку частицы не обладают самостоятельным значением, они не являются членами предложения, однако могут входить в состав членов предложения. При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится, или не выделяется вообще, например: Нет, не надо . Я слишком устала (В. Инбер).

Виды частиц по происхождению и структуре

Большинство частиц происходит от тех или иных частей речи: а) от наречий (лишь, только, едва, уж, прямо и др.); б) от глагольных форм {пусть, пускай, вишь, давай, ведь, бишь и др.); в) от местоимений (всё, что за и др.); г) от союзов (да, а, и и др.).

Некоторые частицы не связаны по происхождению с другими частями речи (вот, ли, -ка и др.).

Виды частиц по значению

В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении частицы можно разделить на четыре группы:

Вид частицы по значению

Значение частиц

Примеры

Смысловые (модальные)

1. Выражают различные смысловые оттенки, т.е. могут уточнять содержание высказывания, или выделять в его структуре наиболее значимые элементы, или усиливать значение всего высказывания либо отдельных его частей.

2. Выражают модальную оценку высказывания, т.е. передают реальность или нереальность, достоверность или недостоверность сообщаемого, выражают побуждение к действию

3. Выражают различные чувства и эмоции.

Покой нам только снится... (А. Блок) Лишь воет за окном всёо том же, об одном, ветер в сумраке ночном... (Ю. Балтрушайтис) Но все же я пою по мере сил... (В. Инбер)

Пусть далеко до полного рассвета... (С. Соловьев) Не оттого ль, что здесь... к далёким небесам как будто ближе я? (К. Романов) Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К. Чуковский)

Что за пламенные дали открывала нам река! (А. Блок) Как жаль её слёз! Б. Пастернак)

Отрицательные

Участвуют в выражении отрицательных значений.

Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин)

Формообразующие

Служат для образования грамматических форм.

Знаешь, если бы ты меня любила, я сгорел бы, точно уголёк. (В. Инбер) Давай пожмём друг другу руки...

К частицам , выражающим смысловые оттенки, относятся: а) уточняющие частицы (именно, точно, как раз, ровно); б) указательные частицы (вот, вот и, вон, вон и, это, то); в) выделительно-ограничительные частицы (только, лишь, почти, исключительно, единственно, просто, хотя бы); г) усилительные частицы (даже, же, и, уж, ведь, всё, всё же, всё-таки, всё ж таки).

Модальные значения выражают: а) побудительные частицы (ну, а ну, -ка); б) вопросительные частицы (ли, разве, неужели, а, что); в) сравнительные частицы (точно, будто, словно, как будто).

К отрицательным относятся частицы не, ни, далеко не, отнюдь не, вовсе не. Кроме отрицательного, они могут выражать и иные значения: а) положительное при двойном отрицании (не могу не думать, не могу не помочь); б) усилительное {нет ни души, ни зги не видно); в) обобщающее (что ни делаю, всё получается; чего ни беру, всё не то; куда ни пойду, везде народ).

К формообразующим частицам относятся: а) частица бы, образующая форму сослагательного наклонения глаголов; б) частицы давай, давайте, пусть, пускай, образующие формы повелительного наклонения глаголов.

В науке о русском языке не существует единого мнения по вопросу классификации частиц . Классификации, предлагаемые другими учёными, могут выглядеть иначе.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 7

В практике школьного преподавания частицы традиционно рассматриваются в орфографическом плане, в меньшей степени учитываются грамматические и лексико-семантические характеристики этих служебных слов. Как показывает опыт, при их изучении открывается перспектива реализации комплексного подхода к анализу языкового явления: в единстве значения, формы и функции.

Цели урока:

  • знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста;
  • организация творческой и исследовательской деятельности школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному учебнику и с обобщающей таблицей “Разряды частиц по значению и функциям”, в которой учитель представит не только служебные слова из учебника, но и наиболее употребительные в речи школьников частицы, отнесенные “Русской грамматикой” к данному классу слов.

Вопросы для анализа таблицы:

  1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
  2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
  3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

Второй этап - анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.

Неужели, дятел?

Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.

Так ты птица осоед.

Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.

Вот еще - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

Ладно, ты - цапля.

Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Точно, куница!

Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего ты -свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).

Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста позволяют следующие вопросы и задания:

  1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
  2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским (“Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты”). Какое точнее, удачнее? Почему?
  3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. - Вот еще - лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?
  5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
  6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:
  7. Роль частиц в предложении и тексте.

    1. Укажите частицу (или сочетание частиц).
    2. С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
    3. 1) Для образования наклонения глагола.

      2) Для выражения значений модальности (каких?).

      3) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания.

      4) Для оформления предложения по цели высказывания.

      5) Входит в структуру предложения как необходимый компонент (“Пойдем?” - “Давай”. - согласие; “Лентяй он”. - “Ну уж” - сомнение).

      6) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

    4. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
  1. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идет - разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь - просторечные.

На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.

  1. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

(Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц.

В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие, которые не принято употреблять, в других стилях.)

Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (их можно подобрать дома).

Третий этап урока - конструирование микротекстов по предложениям. Вопросы и задания.

  1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?

    1) Я приглашаю вас сегодня в гости.

    2) И я приглашаю вас сегодня в гости.

    3) Я приглашаю И вас сегодня в гости.

    4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.

  1. Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)
  2. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?
  3. (По 1-му предложению ребята составляют самые различные микротексты. По 2-му примерно такие: “Я слышала, что вас сегодня пригласили в гости сначала дедушка с бабушкой, а позднее - моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости”. По 3-му: “Сегодня у меня день рождения. Соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости, потому что давно хочу подружится с вами”. По 4-му: “Я приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы и так не расставались”.)

  4. Сделайте выводы:

1) Могут ли частицы “путешествовать” по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?

2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.

(Частицы могут “путешествовать” по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.)

Конструирование микротекстов убедило учащихся, что по предложению с частицами легко восстановить контекст, ввести информацию, дополняющую и конкретизирующую содержание предложений с частицей. Назначение данных служебных слов - делать речь экономной, выразительной, передавать отношения, чувства автора.

Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с частицами помогли школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков.

Для закрепления целесообразно обратиться к привычным речевым построениям: Что она любила с детства - только петь; Планы - просто наполеоновские! В этих и подобных примерах, типичных для разговорной речи, частицы являются элементом приема “сегментации” - экспрессивно-синтаксического расчленения высказывания, имеющего целью выделить новое (рему).

Частицы могут указывать также на определенное скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание и помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с “путешествующей” частицей формирует умение восстанавливать контекст по различающимся (на первый взгляд - незначительно) речевым построениям.

Для обработки названного умения можно задать проблемный вопрос:

В чем сходство и различие двух выражений: “Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня” и “Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.”?

Иллюстрациями могут служить и предложения с разными частицами, помогающими восстановить контекст. Например: Обгоревший дуб-то там стоит. - Там еще обгоревший дуб стоит. По 1-му предложению восстанавливаем приблизительно такой контекст: “Знакомые рассказывали недавно, что недалеко от них был сильный пожар, который уничтожил все вокруг. И даже огромный давно обгоревший дуб, под которым мы любили играть. Но сегодня мы были в тех краях; пожар уничтожил все кроме дуба. Обгоревший дуб-то там стоит.”

По 2-му предложению восстанавливаем описание какой-нибудь местности. Называются разные ориентиры и среди них главный, наиболее заметный - обгоревший дуб.

  1. Прочитайте предложение. Произведите его синтаксический разбор.

В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.

Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию. (В нашем классе т о л ь к о девочки коллекционируют марки. )

Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.

Четвертый этап урока - лингвистический эксперимент. Его цель - обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.

Вопросы и задания.

  1. Прочитайте выразительно текст. Какие факты показались вам интересными? (Текст предъявляется детям без частиц, поэтому они заключены в скобки.)
  2. (Именно ) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли ) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и ) рогатая. (Ведь ) и птичка завирушка есть. Или (просто ) юла.

    (А вот ) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже ) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели ) непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки ) названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).

  3. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.
  4. Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
  5. Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.
  6. Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.
  7. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Заканчивается урок разъяснением домашнего задания . Оно дифференцированное - по вариантам.

1 в а р и а н т - проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы.

Термин “частица” является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком - когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).

Около 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин “частица” стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи.

Какая точка зрения, по вашему мнению, более убедительная? Почему?

2 в а р и а н т - работа над школьным учебником.

На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах - частицах. Вы знаете, что сейчас ученые, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф.Кривина. Не забудьте об интересных примерах!

3 в а р и а н т - лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой)

Дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).

Зацвела ива - гости со всех сторон... Кусты и деревья голые, серые, ива среди них - букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок - пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец, щелкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд. (По Н. И. С л а д к о в у).

4 в а р и а н т - лингвистическая миниатюра.

Прочитайте внимательно и выразительно лингвистическую миниатюру “Мягкая частица”. Какие характерные признаки частиц называются?

Слово КА мягко обижено на целый свет. За то, что его постоянно путают с какими-то кое или нибудь , которые примазываются к словам, держатся за них своей черточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.

А частица КА - слово, служебное слово. Оно тоже пишется через черточку, но это совсем другая черточка: между словами, а не внутри слова.

И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы - группами, разрядами.

И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка , - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.

Поэтому КА вместе со своей черточкой имеют очень мягкий, застенчивый, просительный характер.

Составьте аналогичный рассказ о какой-нибудь другой частице.

5 в а р и а н т - конструирование текстов. Составьте три текста (не более пяти предложений в каждом) на темы:

“Весна пришла” (без частиц),

“Скорей бы весна пришла...” (с формообразующими и отрицательными частицами), “Вот и весна красна пожаловала” (с модальными частицами).

6 в а р и а н т - стилистический эксперимент.

Составьте текст научного стиля, сохранив в нем основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.

  • Разве вы не знаете, что такое табло?
  • Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие-нибудь результаты.
  • А как именно они показываются?
  • Да только автоматически.

Пятый этап урока - подведение итогов урока (обобщение материала).

Частицы по значению подразделяются на три основные группы:

I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений. К таким частицам относятся:

а) указательные: вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Кр.);

б) определительно-уточняющие: именно, почти, точно и др. Купцы первые его очень любили именно за то, что не горд (Г.);

в) выделительно-ограничительные: только, только лишь, хоть, единственно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).

II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и модальные. Сюда относятся:

а) модально-волевые: пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну (Твард.);

б) модальные с их разновидностями: утвердительные: да, так, точно. Да, наша жизнь текла мятежно... (Н.); отрицательные: нет, не, ни. Нет! Весь я не умру! — Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы — стоять на крыльце и ни с места! (Т.), вопросительные: ли (ль), разве, неужели. Хорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-модальные: пожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. Пожалуй, ты прав. И, пожалуй, — силен сатана, — натворил бы я бед (Н.); Нам с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.); ...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство (Ч.); сравнительные: как бы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной передачи чужой речи: дескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол, Филиппов отец (Т.).

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки значения. Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и усиливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и др. Как! Разве все тут! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое... (Ч.)

Эмоционально-экспрессивные частицы могут составлять сочетания частиц: так вот, где уж, куда как, что за и др. Куда как чуден создан свет! (Гр.).

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.

Например:

1. Только ты нужна ему .

Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.

2. Пусть будет так, как ты хочешь.

При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .

Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:

1. Не ветер шумит за окном и не дождь.

Частицы необходимы:

Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;

Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;

2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;

3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.

Роль таких частиц близка к роли морфем.

Значения частиц

Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.

Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?

Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!

Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!

В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:

1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.

2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.

В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!

Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.

В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.

К этому разряду частиц относятся:

Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.

Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .

Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!

Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.

Понятие о частице. Значения частиц

Частица – служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые оттенки, как словам, так и предложениям, а также служит для образования форм слов.

Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.

Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания:

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы.

Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала ». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало ? Уж частица с усилительным значением.

Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи:

с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.);

с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.);

с союзами (а, да, и, же и др.);

с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.).

Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.

В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и предлоги, союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц: не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь .

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион.

Я все-таки чемпион.

Миниатюра Феликса Кривина «Бы, Ли, Же».

Бы, Ли, Же ... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то -Кое или -Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.

Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить. Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.

А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!

– Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала! Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница!

– Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться.

– Да нужна ли тебе лишняя буква?– Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи.

– Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.

Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:

Бы- мечтает,

Ли- сомневается,

Же- утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!

Разряды частиц:

1) Cмысловые: разве, неужели и др.

2) Формообразующие: бы, давай и др.

Формообразующие частицы:

бы(б), бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай.

Эти частицы служат для образования форм слова.

1) Частица бы (б) участвует в создании условного наклонения глагола и может стоять в предложении как рядом с глаголом, так и отделяться от него другими словами.

Да, пожалуй, я поел бы и ушел. Если бы вы вчера не опоздали , сегодня вся работа была бы закончена.

2) Частицы пусть (пускай) и давай(давайте) участвуют в создании формы повелительного наклонения глагола. Пусть ребята отправятся в поход всем классом.

3) Частица бывало (было) образует особую форму прошедшего времени: Бэла, бывало , нам поёт песни или пляшет лезгинку. Прекратившийся было дождь, вдруг снова полил.

4) Частицы более, менее, самый образуют форму степеней сравнения прилагательных и наречий: самый отважный, более интересно .

Смысловые частицы

Смысловые частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки значения:

частицы неужели (неужто), разве, ли (ль) выражают вопрос.

Например: Неужели в самом деле все сгорели карусели? Разве может быть скучно в парке?

частицы что за, как, ну и передают восхищение, удивление, негодование. Например: Как Днепр широк!

частицы вот, вон выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание. Например: Вот мельница. Вон там я жил когда-то.

Часто эти частицы используются вместе с союзом а : А вот и брат приехал .

·

частицы даже, ведь, -то, все-таки, же, ни, уж, ну призваны усиливать определенное слово в предложении. Например: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки.

·

частицы не, ни, вовсе не, далеко не по-разному выражают отрицание. Например: Не цвести цветам поздней осенью (отрицается все предложение). Не ветер бушует над бором (отрицается слово).

Частицы, выражающие :

вряд ли, едва ли . Например: Вряд ли я успею прочитать книгу за один день.

Частицы, выражающие :

именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь . Например: Именно этот вопрос мне попался на экзамене.

Частицы, выражающие :

только, лишь, исключительно, почти, единственно . Например: Только мама меня понимает.

Частица, выражающая :

-ка. Например: Подумай- ка хорошенько.

Раздельное и дефисное написание частиц.

1. Раздельное написание частиц

    Раздельно пишутся частицы бы (б), же (ж), ли (ль): сделал бы, если б, вот же, однако ж, едва ли, всегда ль.

Не путайте с союзами чтобы, тоже, также , частицами даже, неужели .

Частица союз

Сравните: Что бы мне съесть? Чтобы перекусить, мы остановились на привал.

    Раздельно пишутся частицы почти что, только что (я почти что закончил; она только что не плакала) .

2. Дефисное написание частиц

    Через дефис пишутся частицы: -то, -либо, -нибудь, кое-, кой-, -ка, -де, -с, -тка, -тко.

Например: что -то , чей -либо , как -нибудь , частицы входят в состав неопределенных местоимений и становятся суффиксами;

скажи -ка , он -де , да , ну -ка , ну -тка , просторечные или устаревшие выражения.

Не путайте: будто пишется слитно.

Частица –то не только входит в состав неопределенных местоимений. Она присоединяется к словам для придания оттенка эмоциональности.

Например: Далеко -то он не убежит. Задачу -то решил?

Частицы кое-(кой-) пишутся отдельно , если отделены от местоимения предлогом: кое у кого, кое с кем.

· Частица -таки пишется через дефис:

После наречий: все-таки, довольно-таки,

После частиц: действительно-таки, неужели-таки ,

После глаголов: настоял-таки, ушел-таки.

В остальных случаях - таки пишется раздельно :

· Старик таки добился своего.

· Она таки бросила семью.

Морфологический разбор частиц

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки: разряд, неизменяемая.

3. Синтаксическая роль.

Образец: Когда же вы начнете писать?

Же – частица.

1. Смысловая, усилительная.

2. Неизменяемое слово.

3. Не является членом предложения.

Отрицательные частицы.

Не, ни – наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не .

Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:

    отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому .

    отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

    положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать .

Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было – сказуемое) Я не знаю. (не знаю – сказ.)

Частица НИ придает:

    отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!

    усиление отрицания в предложениях со словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка.

Иногда ни употребляется без не: На небе ни облачка .

    усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.

При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза: Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни – союз)

К отрицательным частицам относится слово - нет .

    Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет.

    Для усиления отрицания слово нет повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу .

    Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да .

Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-

Приставка ни-

Ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий: ни кто (местоимение), ни когда (наречие).

Если частица ни отделяется от местоимения предлогом, то она пишется отдельно: ни с кем, ни у кого.

Отличайте отрицательное местоимение с приставкой ни- от местоимения с частицей не .

Сравните: Это был не кто иной, как Дубровский. – Никто иной не мог этого сделать.

Запомни:

не что иное, как

не кто иной, как

ничто иное

никто иной

Повторяющийся союз ни…, ни…

В роли повторяющегося сочинительного союза ни…, ни… служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.

Например: Не хочу я ни осуждать, ни прощать вас. Ни она никого не тронет, ни ее никто не обидит.

Частица ни .

Частица ни со словами пишется раздельно: У меня с утра во рту ни крошки.

Одиночные и двойные частицы ни входят в состав устойчивых оборотов и пишутся отдельно. Например: как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни стать ни сесть и др.