Психологическая готовность ребенка к обучению. Курсовая работа: Психологическая готовность к обучению в школе. Нравственная готовность к школьному обучению

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

В настоящее время задача подготовки детей к обучению в школе является достаточно актуальной и выходит на одно из первых мест в диагностической практике психологической науки. В рамках этой проблемы идет решение задач развития личности детей, познавательной сферы, повышение эффективности их обучения. Данная проблема разрабатывается в современной зарубежной и отечественной науке (А. Анастази, С. Урбина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, А.В. Запорожец). Она возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением (снижением) сроков систематического обучения и включала решение вопроса оптимального возраста начала обучения. Ответ на вопрос, в каком возрасте необходимо начать обучение, когда и при каком состоянии этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии и отрицательно сказываться на здоровье – связан с решением вопроса о содержании данного явления, определением его структуры и критериев диагностирования.

Готов ли ребенок к школе? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение читать, писать, и считать (таких, пожалуй, большинство); для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. И каждый будет по-своему прав, так как четкого определения понятия «готовности» в современной психологии не существует.

Существуют различные подходы, в рамках которых предлагались различные способы определения готовности ребенка к обучению в школе. Одни указывали на достаточность критерия достижения детьми определенной степени морфологического развития, другие связывали готовность с умственным развитием, третьи считали непременным условием определенный уровень психического и, прежде всего, личностного развития.

Проблема изучения готовности возникает на рубеже возрастов при переходе из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Спецификой данного периода является смена ведущего вида деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игры на учебную деятельность, которая будет осваиваться, и обуславливать развитие в младшем школьном возрасте.

Исследователи проблемы готовности детей к школе Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломенский, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, и другие, подчеркивают, что готовность к школе – это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Готовность – это определенный уровень психологического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам, успешность освоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Требование, предъявляемые ребенку школой, связаны, как показывают исследования психологов (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развития нашего общества, диктуют изменения в содержании и методах школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Очень важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности.

Мотивационная готовность. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Эмоционально-волевая готовность . У дошкольников должны быть сформированы эмоционально-волевые усилия. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память . Недостаточное волевое развитие у дошкольников на последующих этапах онтогенеза может лежать в основе такого явления, как «отход от школы», стремление вернуться назад в детский сад, тормозить формирование личности младшего школьника (например, такого личностного новообразования, как произвольность), воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

Социальная готовность. С оциальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители.

Интеллектуальная готовность . И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал вместе с классом.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка, каких то отдельных сформированных знаний или умений (например, чтение), хотя, конечно определенные навыки у ребенка должны быть. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Однако, главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которая и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, писать, то есть переводит во внутренний план.

Интеллектуальная готовность - это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные, и что самое важное для школы – в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Все сензитивные периоды развития дошкольника постигают разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и перед учительницей, и даже отказ ходить в школу).

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – С 47-51.
  2. Волкова – Гаспарова Е.Н. Ребенок идет в школу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №10. – С 23-26.
  3. Голикова Н.Т. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С 42-28.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 152с.
  5. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. – 192с.
  6. Новикова Н.А. Психологическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С 95-100.

Для всех родителей, у кого дети «предшкольного» возраста, готовность к школе является одной из самых волнующих тем. Дети при поступлении в школу обязательно должны проходить собеседование, иногда тестирование. Педагоги проверяют знания, умения, навыки ребенка, в том числе умения читать и считать. Школьный психолог должен выявить психологическую готовность к обучению в школе.

2 158345

Фотогалерея: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическую готовность к школе лучше всего определить за год до поступления в школу, в этом случае будет время исправить или подкорректировать, то, что в этом нуждается.

Многие родители думают о тот, что готовность к школьному обучению заключается лишь в умственной готовности ребенка. Поэтому водят ребенка на развитие внимания, памяти, мышления.

Однако психологическая готовность ребенка к обучению в школе имеет следующие параметры.

  • Мотивационная готовность - самый важный компонент готовности к школе, она заключается в наличии у ребенка мотивации к учебной деятельности. Отличают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если спросить у ребенка, хочет ли он идти в школу, то многие ответят: «хочу». Но это будет разное «хочу». С внешней атрибутикой связана внешняя мотивация, к примеру, «хочу пенал, как у сестры» или «хочу красивый портфель». Внутренняя мотивация ребенка связана с желанием обретать знания, учиться.
  • Волевая готовность. Она заключается в том, что ребенок умеет действовать по команде, по соответствующему образцу. Ребенок, пренебрегая своими желаниями, должен уметь следовать определенным правилам.
  • Коммуникативная готовность . У ребенка должны быть навыки взаимодействия со взрослыми (учителями), и со своими сверстниками. При общении со взрослыми, например, он должен знать, когда во время урока можно вставать; учителя спрашивать по делу, а не по пустякам и т. д. При общении со сверстниками ребенок должен уметь кооперироваться и договариваться с другими детьми. Кроме этого, он достаточно спокойно должен чувствовать себя в условиях конкуренции, так как школьная жизнь - это соревнование!
  • Речевая готовность . Данный вид готовности очень важен. Ребенок должен уметь задавать и отвечать на вопросы, общаться в диалоге, иметь навык пересказа.

Чем психолог может помочь в подготовке ребенка к школе?

Во-первых , он может провести диагностику готовности ребенка к обучению в школе;

Во-вторых, психолог может помочь развить внимание, мышление, воображение, память до необходимого уровня, чтобы можно было приступить к занятиям;

В-третьих , психолог может скорректировать мотивационную, речевую, волевую и коммуникативную сферы.

В-четвертых, психолог поможет минимизировать тревогу вашего ребенка, которая неизбежно возникает перед важными изменениями в жизни.

Зачем это нуж но?

Чем спокойнее и увереннее начнется школьная жизнь для Вашего ребенка, чем лучше ребенок адаптируется к школе, одноклассникам и учителям, тем больше шансов на то, что у ребенка ни в начальных, ни в старших классах не будет проблем. Если мы хотим, чтобы дети выросли уверенными в себе, образованными, счастливыми людьми, то для этого мы должны создать все необходимые условия. Школа является важнейшим звеном в этой работе.

Помните, что готовность ребёнка к обучению означает только то, что у него есть основа для его развития в следующем периоде. Но не нужно думать, что данная готовность автоматически позволит избежать будущих проблем. Успокоение педагогов и родителей приведёт к тому, что не будет дальнейшего развития. Поэтому нельзя ни в коем случае останавливаться. Нужно идти все время дальше.

Психологическая готовность родителей

Прежде всего, нужно сказать и о психологической готовности родителей, потому что их ребенок скоро пойдет в школу. Конечно, ребенок должен быть готов к школе, и это очень важно. А это, прежде всего интеллектуальные и коммуникативные навыки, а также общее развитие ребенка. Но если родители как-то задумываются об интеллектуальных навыках (учат ребенка писать и читать, развивают память, воображение и т. д.), то часто забывают о коммуникативных навыках. А в готовности ребенка к школе это тоже очень важный параметр. Если ребенок все время воспитывается в семье, если он не посещает специальные места, где бы он мог научиться общению со своими сверстниками, у такого ребенка адаптация к школе может происходить гораздо тяжелее.

Важный фактор готовности детей к обучению в школе - общее развитие ребенка.

Под общим развитием понимается не умение писать и считать, а внутреннее содержания ребенка. Интерес к хомяку, умение радоваться бабочке, пролетевшей мимо, любопытство к тому, что в книжке написано - все это является составляющим общего развития ребенка. То, что выносится ребенком из семьи и то, что помогает найти в новой школьной жизни свое место. Чтобы обеспечить своему ребенку такое развитие, нужно много разговаривать с ним, искренне интересоваться его чувствами, мыслями, а не только тем, что он ел на обед и сделал ли уроки.

Если ребенок не готов к школе

Иногда бывает и так, что ребенок не готов к обучению в школе. Конечно, это не приговор. И в этом случае очень важным оказывается талант учителя. Учитель должен создать необходимые условия для того, чтобы ребенок плавно и не мучительно вошел в школьную жизнь. Он должен помочь ребенку найти себя в незнакомой, новой для него обстановке, научить общаться со сверстниками.

В данном случае существует и другая сторона - это родители ребенка. Они должны довериться учителю, и если между учителем и родителями не будет разногласия, то ребенку будет гораздо легче. Это нужно для того, чтобы не получилось так, как в известной пословице: «кто в лес, а кто по дрова». Честность родителей с учителями является очень важной составляющей в обучении ребенка. Если ребенок имеет какие-то проблемы, которые видят родители, либо какие-то сложности, то нужно рассказать учителю об этом и это будет правильно. В этом случае учитель будет знать и понимать трудности ребенка и сможет помочь ему лучше адаптироваться. Талант и чуткость учителя, а также разумное поведение родителей, смогут компенсировать все сложности в обучении ребенка и сделать его школьную жизнь легкой и радостной.

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ” Урунтаева Г.А.- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в процессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На первое место выдвигается несоответствие между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту .

Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка : меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.

В окружение ребенка входит новый взрослый - учитель . Воспитатель выполнял материнские функции, обеспечивая все процессы жизнедеятельности воспитанников. Отношения с ним были непосредственные, доверительные и интимные. Дошкольнику прощались шалости и капризы. Взрослые, даже если и сердились, то скоро забывали об этом, стоило малышу сказать: «Я больше не буду». Оценивая деятельность дошкольника, взрослые чаще обращали внимание на положительные стороны. А если что-то у него не получалось, то поощряли за старание. С воспитателем можно было спорить, доказывать свою правоту, настаивать на своем мнении, нередко апеллируя к мнению родителей: «А мне мама сказала!»

Учитель в деятельности ребенка занимает иное место. Это, прежде всего, социальное лицо, представитель общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе. Поэтому учитель является максимально авторитетным для ребенка человеком. Школьник принимает его точку зрения и нередко заявляет сверстникам и родителям: «А нам учительница в школе сказала...»

Кроме того, оценка, которую дает в школе учитель, не выражает его субъективное личное отношение, а показывает объективную меру значимости знаний ученика и выполнения им учебных заданий.

Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения . Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.

В детском саду обучение чаще всего ведется в игровой форме. Например, в гости к детям «приходит» зайка и просит нарисовать ему домик, «появляется» Незнайка и загадывает загадки. Дошкольник имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, выбирая особо привлекательный вид деятельности. В школе учебная деятельность обязательна для всех детей, она подчиняется строгому регламенту, жестким правилам, которые ребенок обязательно должен соблюдать.

В связи с переходом в школу меняется и отношение взрослых к ребенку. Ему предоставляется большая, чем дошкольнику, самостоятельность: он должен сам распределять время, следить за выполнением режима дня, не забывать о своих обязанностях, вовремя и качественно делать домашние задания.

Таким образом, учение является новой, серьезной, общественно значимой деятельностью, олицетворяя собой серьезный, социально важный и, следовательно, более взрослый образ жизни.

Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению . Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника (А.Н.Леонтьев). Степень готовности к школьному обучению - это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б.Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни.

Новая внутренняя позиция школьника возникает к 7 годам. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Это отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения. Он проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, предпочитая уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.). Ребенок отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения, когда предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, положительно относится к дисциплине, предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям, подаркам). Он признает авторитет учителя (Т.А.Нежнова).

Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам.

Таким образом, внутренняя позиция школьника - это субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет.

В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Подчеркнем, что знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему. На какие же моменты следует обратить внимание? Прежде всего на способность ребенка к замещению, в частности к наглядно-пространственному моделированию (Л.А.Венгер). Замещение - это начало пути, который приводит к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закрепленной в системе знаков: устной и письменной речи, математических символах, нотных записях и пр. Умение использовать образные заместители перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя ему в умственном плане строить представления о предметах, явлениях и применять их при решении разнообразных умственных задач.

В отличие от дошкольника, школьник стоит перед необходимостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям.

Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л.И.Божович).

Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.

Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в предмете стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Это различение возможно в том случае, если у ребенка развито умение дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать, анализировать и сравнивать.

Цель школьного обучения состоит в усвоении знаний. Поэтому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребенка умственного труда.

В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). За выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребенком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н.Леонтьев), когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.

В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого.

Учебная задача отличается от практической, житейской результатом. При решении учебной задачи ребенок приходит к иному результату - изменениям в самом себе. А объектом учебной задачи выступает способ действия (Д.Б.Эльконин). Поэтому и решение ее направлено на освоение способов действий. Следовательно, чтобы успешно учиться, ребенок должен понимать условный смысл учебной задачи, осознавать, что задание выполняется не для того, чтобы получить практический результат, а чему-то научиться. Рассматривать материал задачи ребенок должен не как описание житейской ситуации, а как средство научиться общему способу решения задач вообще.

Как тут не вспомнить всем известного Буратино, который, выслушав задачу о том, что у него в кармане было два яблока, а некто взял у него одно, на вопрос: «Сколько осталось яблок?» ответил следующим образом: «Два. Я не отдам же некту яблоки, хоть он дерись!» Налицо непонимание условности учебного задания и подмена содержания задачи обыденной ситуацией.

Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности, «впрок».

Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением (Е.Е.Кравцова). Причем ребенок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований. Только такое отношение ко взрослому помогает ребенку принять и успешно решить учебную задачу.

Эффективность обучения ребенка-дошкольника зависит от формы его общения со взрослым. В ситуативно-деловой форме общения взрослый выступает как партнер по игре в любой, даже учебной ситуации. Поэтому дети не могут сосредоточиться на словах взрослого, принять и удержать его задачу. Дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние задачи и почти не реагируют на замечания взрослого.

При внеситуативно-познавательной форме общения у ребенка обострена потребность в признании и уважении взрослого, которая при обучении проявляется в повышенной чувствительности к замечаниям. Детей привлекают только те задачи, которые получаются легко и вызывают одобрение взрослого. На порицание взрослого дети реагируют аффектами, обидами и отказом от деятельности.

При внеситуативно-личностном общении ярко проявляется внимание ко взрослому, умение слушать и понимать его слова. Дошкольники, хорошо владея вербальными средствами, сосредоточиваются на задаче, длительно удерживают ее, не переключаясь на посторонние предметы и действия, следуют инструкции. К поощрениям и порицаниям взрослого относятся адекватно. Порицания побуждают их изменить решение, искать более правильный способ решения задачи. Поощрения придают уверенность.

Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность.

Укажем центральные компоненты , которые составляют психологическую готовность к обучению в школе :

Новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

В познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

В личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

В сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Литература

Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорож-ца. - М., 1995. - С. 132-142.

Коломинский П.Я., Панько Е.А. . - М., 1988.

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников. Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности.

Учебное пособие предназначено студентам факультета психологии, практическим психологам.

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Пособие "Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания" Сост. Ю.В. Филиппова предназначено для студентов 4-5 курсов факультета психологии, специализирующихся по "Педагогической психологии". Представленный материал направлен на подготовку студентов для выполнения практических занятий по курсу "Детская психодиагностика" в разделе "Методы диагностики школьной зрелости".

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве является его психологическая готовность к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к школе является важной с точки зрения его успешного обучения и освоения школьных знаний, с точки зрения адаптации ребенка к школе и с точки зрения развития ребенка.

Традиционно под психологической готовностью к школьному обучению понимается уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности в школе основана на трудах Л.С. Выготского.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Выделяют несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Это определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.

По мнению Л.И. Божович, ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Этому новообразованию придается очень большое значение, поскольку внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.

В проблеме психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольного поведения ребенка. Так, Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает очень трудно.

Фактически это параметры произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1 классе.

Существуют и другие подходы к определению психологической готовности детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения и развития ребенка. Выделяются три сферы: отношения к взрослому, отношение к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Важной частью психологической готовности детей к обучению является социально-психологическая готовность к школе. Одной из центральных составляющих социально-психологической готовности является коммуникативная компетентность. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе делается акцент на уровень развития интеллектуальных процессов. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.

И.В. Дубровина выделяет еще одну составляющую психологической готовности к школе - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. доложен быть развит фонематический слух.

Так, из всего выше сказанного, складывается традиционный подход к понятию психологической готовности к школьному обучению, в котором в настоящее время выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Кроме традиционного подхода в психологии возможен иной взгляд на проблему готовности к школе через понятие индивидуальности, основанный на концепции Б.Г. Ананьева. Ключ к решению проблем школьной дезадаптации лежит здесь в развитии индивидуальности школьников.

Б.Г. Ананьев рассматривает проблему детской индивидуальности и подчеркивает, что основными ранними ее вехами является поступление ребенка в школу, обусловливающее более широкий обширный круг социальных связей. Б.Г. Ананьев определяет индивидуальность, как полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства субъекта деятельности, личности и индивида, присущие определенному, конкретному человеку.

Таким образом, в настоящее время существует три подхода к проблеме школьной зрелости.

  • 1. Унитарный подход - готовность к школе определяется одним компонентом (например, произвольность поведения по Д.Б. Эльконину).
  • 2. Комплексный подход - готовность к школе определяется несколькими (двумя-тремя) компонентами (А.Д. Андреева, Л.И. Божович, Н.Л. Васильева и др.).
  • 3. Системный подход - готовность к школе через развитие индивидуальности как полисистемного образования.

Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

На сегодняшний день прием детей в первый класс стало проблемой. Считают, что психологи придумали проблему готовности к школе. На самом деле психологи стали разрабатывать проблему готовности к школе в ответ на запрос практики, а точнее школы, которой по разным причинам стало все труднее успешно учить первоклассников.

Понятие «психологическая готовность к школе» было введено не для осуществления отбора в школу, а для профилактики нежелательного психического развития ребенка и осуществления индивидуального подхода к нему в обучении и развитии.

Психологическая готовность к школе - это, прежде всего желание, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания, это и определённый уровень развития произвольных когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания и т.д.), а также развитая речь и фонематический слух.

Адаптацию к школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребёнок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает.

Готовый к школе ребёнок умеет подчиняться правилам, слушать взрослых, выполнять его задания. Таким образом, сразу же уменьшается вероятность возникновения конфликта между ним и учителем, который может вызвать у ученика состояние психологического дискомфорта. И наоборот, ребёнок, не готовый к школе, с первых же дней пребывания в ней вступает в конфликт с учителем, так как не выполняет его требований. Через некоторое время у такого ученика развивается отрицательное отношение к учёбе и к школе вообще. Что может привести к разнообразным заболеваниям в форме «школьного невроза».

Наши школы принимают в первый класс всех детей, достигших возраста 6-7 лет, проживающих в близлежащем микрорайоне и желающих в ней учиться. Классы недифференцированные, в каждом классе оказываются дети с разным уровнем начальной подготовки, поэтому перед психологом не стоит задача отбора и дифференциации детей. Процедура записи в школу направлена, прежде всего, на то, чтобы познакомиться с каждым ребенком, определить по основным параметрам уровень его психологической зрелости, а также при необходимости дать родителям соответствующие рекомендации, чтобы они за оставшееся до начала учёбы время могли оказать своему ребёнку посильную развивающую помощь.

Формирование психологической готовности к школе.

Готовность к школе возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребёнка. Компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка-дошкольника, когда малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (бубен, дудочка и т.д.).

Эта деятельность развивает ведущую форму психики - представление. Представления накладывают отпечаток на весь процесс психического развития. Различные формы психики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны со вторичными образами, т.е. с представлениями. Поэтому развиваются такие формы психики как воображение, образная память и наглядно - образное мышление.

Познание детьми различных свойств и связей вещей происходит в процессе оперирования образами этих вещей. Не только различные психические функции, но и речь ребёнка, её развитие в этот период связаны главным образом с представлениями. Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают у них в процессе её восприятия.

В процессе общения, познавательной и практической деятельности активно формируются социальные формы психики не только в перцептивной сфере, но и в области памяти (вербальная память, произвольное запоминание слов и предметов). К концу дошкольного возраста появляется вербально - логическое мышление.

В дошкольном возрасте ребёнку много читают: он слушает сказки, повести, рассказы. Это ориентирует его на социальное окружение, формирует социальные формы психики и нравственное поведение, создаётся основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.
К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоенных нравственных оценок, правил и норм поведения.
В общении со взрослыми ребёнок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием. Важно, чтобы ребенок научился применять их в жизни по отношению к себе и другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребёнка люди.
Особое значение в качестве эталонов имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребёнка в сложной структуре личностных свойств человека.
Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребёнка с миром, включая социальное окружение и общение со взрослыми. Усвоенные ребенком нравственные критерии регулируют его поведение.
Самостоятельность ребёнка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует своё поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.
Б. Ананьев выделял в генезе самосознания формирование самооценки. Адекватность оценочных суждений ребёнка определяется постоянной оценочной деятельностью родителей, а также воспитателей в связи с выполнением правил поведения детей в группе, в различных видах деятельности (игры, дежурства, занятия).
Дошкольный возраст - это начальный этап формирования субъекта деятельности. Формируется целеполагание, волевой компонент субъекта деятельности. Проявляется сосредоточенность и последовательность в действиях, самооценка своих действий и полученного результата. Под влиянием оценок и контроля взрослого старший дошкольник начинает замечать ошибки в своей деятельности и в работе других и в то же время выделять образцы для подражания.

Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, чтения, интереса ко всему окружающему, ребёнок сам к шести годам стремится научиться читать и считать, в чём на первых порах ему могут помочь близкие ему взрослые.

Итак, для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со взрослыми и сверстниками, играть в разнообразные игры, слушать чтение хороших книг, рисовать, лепить, играть на игрушечных музыкальных инструментах, фантазировать и в том числе, но не вместо всего перечисленного обучаться основам грамоты и счёта. Все эти действия формируют психологическую готовность к школе.

Причины не готовности детей к школе.

Необходимо понимать причины, приводящие к тому, что дети приходят в школу не готовыми к обучению.

Основные моменты, определяющие особенности развития современных дошкольников.

1. Дети всё меньше и меньше играют.

2. Родители стремятся начать обучение своего ребёнка как можно раньше, причём помимо дошкольной гимназии его могут водить в спорт секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Считается, что чем больше, тем лучше. Современные родители одержимы манией раннего обучения, им невдомёк, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребёнка.

3. К моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, что проявляется в недостаточном для начала обучения в школе уровня развития их когнитивной и аффективно-потребностной сфер.

Как показывает практика, это недоразвитие отмечается и у многих выпускников дошкольных гимназий, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счёта, чтения и письма.

Как показывают беседы с родителями детей, не готовых к школе, такие игры, как мозаика, кубики с сюжетными картинками, лото с картинками, относящимися к различным областям жизни человека, конструкторы, исчезли из детского обихода.
Да и книги, которые читают детям, не всегда способствуют их развитию: иногда это чтение с отставанием, а иногда это чтение с опережением.

Итак, на сегодняшний день дошкольники явно не доигрывают в игры, необходимые для их нормального психологического развития. Исчезли из жизни детей многие развивающие игры. Их вытеснили дорогие электронные игрушки, которые очень привлекательны на первых порах, но вскоре надоедают из-за невозможности многофункционального использования, а именно этим (многофункциональностью) ценны развивающие детские игрушки, так как способствуют развитию в игре функций обозначения и замещения, оказывающих существенное влияние на развитие интеллекта.

В трудах отечественных психологов убедительно показаны роль и значение игры в жизни дошкольников. Именно в игре развивается психика ребёнка, поскольку в дошкольном детстве именно игра создаёт зоны ближайшего развития, внутри которых и происходит развитие. Исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает место обучению (имеется в виду систематическое школьное обучение). Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не даёт ничего существенного для психического развития ребёнка, хотя и создаёт такую иллюзию за счёт выработки у него новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психологическим развитием.

К примеру, в дошкольном возрасте в норме хорошо развита механическая память. Поэтому ребёнку 5-6 лет не представляет особого труда освоить порядковый счёт, если взрослый уделяет этому обучению внимание. Но в интеллектуальном и личностном развитии дошкольника это умение мало что изменит.

Воспроизведение по памяти заученной последовательности цифр не означает, что ребёнок подготовлен к усвоению математики, где надо уметь сравнивать величины, выделять обобщённый способ решения задачи и т.д.
Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры: это и народные игры, игры по правилам, и настольные игры. Конечно, вместо игр детям можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение и т.д., представленные в занимательной форме, но это не то же самое, что игра; это неплохо, но не может заменить игру, хотя бы уже потому, что часть детей только через игру приходит к пониманию подобных заданий, поскольку в игре образуются «зоны ближайшего развития».

Каковы же причины ухода из нашей жизни игры? Назову некоторые:

1. Игра появляется как самостоятельная деятельность в тот период жизни ребёнка, когда он не занят никаким другим общественно полезным видом деятельности. Раннее обучение детей в детских садах, а теперь и в дошкольных гимназиях приводит к сокращению периода свободной игры. Причём сокращается именно период от 5 до 7 лет, недоразвитие игры в который, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наносит психическому развитию ребёнка непоправимый вред. Это период развития в игре (за счёт «зон ближайшего развития») мышления, фантазии, аффективно - потребностной сферы.

2. Всё меньше уделяется внимания обучению детей игре. Родителям некогда играть с детьми, они слишком заняты на работе и по дому. Бабушки и дедушки часто живут отдельно и видятся с внуками эпизодически, кроме того, многие бабушки и дедушки также целый день заняты на работе. В детском саду воспитатели, часто работающие без няни, еле-еле успевают справиться с режимными моментами и обязательными учебными занятиями. Им уже не до игры. Даже во время прогулки воспитатели редко организуют игру воспитанников, а чаще, беседуя друг с другом, наблюдают за своими подопечными. Вот и получается, что игра попросту отмирает. Итак, сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье детям, и из-за плохо организованной воспитательной работы в детских садах игра всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. А на её место пришла подмена - просмотр телевизора.

3. Удовлетворение потребностей, вызывающих игру, другим способом. Л. С. Выготский считал, что в игре дети удовлетворяют потребности, которые они в данный момент не могут удовлетворить в жизни. Например, в действительности маленький ребёнок не может быть космонавтом, а в игре - пожалуйста. При этом, играя в космонавта и воображая ситуацию космического полёта, он переживает всерьёз все придуманные приключения и соответственно испытывает разнообразную гамму чувств и эмоций. Тему игры ребёнок, как правило, берёт из жизни или из художественного произведения, воображая себе ситуацию, в которой ему хочется быть действующим лицом. Для того, чтобы сюжетно - ролевая игра осуществлялась, необходимо свободное время, когда ребёнок в одиночку или с другими детьми может играть. Но сегодня свободного времени у детей не так много. Связано это с ранним специализированным обучением (спортивные секции, иностранный язык, музыка, рисование, танцы и т.д.), а для части детей прибавились ещё и дошкольные гимназии. Игра же, как любой вид деятельности, требует много сил и энергии, а уставший от занятий ребёнок, как правило, не может полноценно играть в сюжетно - ролевую игру и предпочитает удовлетворять свои потребности с минимальными затратами сил, что возможно, например, при просмотре художественных фильмов и мультфильмов, когда не требуется напряжения собственной фантазии, а достаточно простого сопереживания героям фильма или идентификации с ними. По сути дела, ребёнок всё равно включён в некоторую игру и является её участником, отождествляя себя с кем-то из героев. При этом малыш послушно следует чужому сценарию, не зная, что ожидает его впереди, и вместе с действующими лицами радуется, печалится, боится и торжествует. Но принципиальная разница заключается в том, что в «телевизионной игре» не работают воображение и фантазия ребёнка, нет внутреннего плана действия, не развиваются символическая функция и аффективно-потребностная сфера, т.е. нет всего того, что является специфическим порождением живой, активной игры, где ребёнок выступает в качестве активного субъекта, а не пассивного зрителя. Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала ребят, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку здесь ребёнок должен сам представить и вообразить описываемых персонажей и ситуации, т.е. присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия. Но как игра не может заменить чтение книг, так и книги, а тем более фильмы не могут заменить игру.

Структура психологической готовности к школе.

Готовность к школе определяется в определённом уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер.

В области аффективно-потребностной сферы у будущего ученика должны быть развиты познавательные и широкие социальные мотивы учения, проявляющиеся в этом возрасте в основном в потребности общения со взрослыми на новом уровне.

В интеллектуальном плане ученик, поступающий в школу, должен уметь осуществлять простую классификацию, владеть эмпирическим обобщением, понимать логическую последовательность событий.

В речевой сфере ребёнок должен обладать развитым фонематическим слухом.

Главную роль в подготовке ребёнка к школе надо отвести его мотивационному развитию, т.к. развитые познавательные и социальные мотивы учения позволяют маленькому школьнику с удовольствием воспринимать новую для него школьную жизнь, в которой он должен исполнять роль ученика.

Центральной задачей первых месяцев обучения в школе является освоение ребёнком начальных навыков чтения, письма и счёта. Именно к этому и должен быть готов будущий первоклассник. Он должен быть готов начать учиться.

Успешность вхождения ребёнка в учебный процесс определяется рядом важных факторов. Среди них в первую очередь выделяются следующие:

Развитие произвольности поведения;
развитие наглядно - образного мышления;
развитие пространственных представлений;
развитие речи;
развитие тонкой моторики руки.

Хотелось бы подчеркнуть приоритетность наглядно - образного мышления в структуре готовности к школе. По данным ряда отечественных исследователей, успешность обучения детей в первом классе обусловлена не столько уровнем развития логического мышления (которому зачастую придаётся чрезмерное значение при определении школьной зрелости), сколько сформированностью наглядно- образного (схематического) мышления. Хорошее развитие наглядно-образного мышления имеет решающее значение на начальном этапе школьного обучения, поскольку усвоение детьми грамоты (первоначальных навыков чтения и письма) базируется, прежде всего, на способности к зрительному анализу графических изображений. Зрительный анализ предполагает умение вычленять составляющие элементы изображения, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ. Недостаточное развитие зрительного анализа может стать причиной таких специфических для первоклассников ошибок при чтении и письме, как зеркальность, замена букв, сходных по написанию, и пр.