Психологическая готовность к школе в психологии. Психологическая готовность к школьному обучению. Педагогический подход к пониманию готовности ребенка к школе

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.

Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

1. Мышление

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
  • знать цвета;
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

2. Память

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

3. Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

Мотивационная готовность к школе

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:

  • хочет посещать занятия;
  • стремится узнать новую и интересную информацию;
  • хочет получать новые знания.

Психологическая готовность к школе

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Социальная готовность к школе

У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Физическая готовность к школе

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.

Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:

  • проверить его слух;
  • проверить зрение;
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).

Тестирование будущего первоклассника

Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Оно направлено не на то, чтобы взять на обучение только сильных учеников и отказать слабым. В законодательстве указано, что школа не имеет права отказывать родителям в приеме малыша в первый класс, даже если он не сможет пройти собеседование.

Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.

Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:

  • посчитать от 1 до 10;
  • выполнить простые арифметические действия в задаче;
  • изменить существительные по числу, роду;
  • придумать рассказ к картинке;
  • выложить из спичек фигуры;
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • нарисовать что-либо.

Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе:

  • нарисовать человека;
  • срисовать буквы или группу точек.

Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.

При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.

Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком. Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются крохам о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить. Кроме этого, педагог попросит малыша высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.

Второй раз в первый класс, или готовность родителей

К школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Важно понимать, что собрать свое чадо в первый класс – довольно затратный процесс. Мама и папа должны быть готовы к крупным расходам. Ребенку понадобятся канцелярские товары, одежда, обувь, портфель. Возможно, потребуется оказание школе материальной поддержки. Ежемесячные расходы будут включать в себя затраты на оплату обедов, охранных услуг.

Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины. Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни. Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Родителям не стоит впадать в панику в такой ситуации. Если малышу всего 6 или 7 лет, то не обязательно в это время отдавать его в школу. Многие дети начинают обучение только после исполнения 8 лет. К этому времени все проблемы, которые замечались ранее, могут исчезнуть.

Не стоит забывать о занятиях . Родителям желательно до школы научить своего сына или дочь чтению и письму. Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить. Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага : компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день.

Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

Если же ребенку уже 8 лет, а его характеристика готовности к школе не идеальна, то стоит разобраться в конкретных причинах и постараться решить их. Дополнительные занятия дома, специальные упражнения можно продолжать проводить. Если же у ребенка что-то не получается, то не стоит на него давить. Это может только расстроить его, он разочаруется в учебе.

В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад. На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна. Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.

Ответов

Синицына Ольга ФМФ 21 группа

Московский Государственный Областной Университет.

Введение

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучение по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

Отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам обследования могут создаваться спец. группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

Психологическая готовность к школьному обучению.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д. Б. Эльконин)

Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М.Р.Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека (“хороший - плохой”, “чистый - грязный”, “быстрый - медленный” и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:

“Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь”.

По этой методике были обследованы 62 ребенка 6-ти лет - воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух нулевых классов школы (38 чел.). Эксперимент проводился в конце учебного года. Анализ результатов показал, что 6-ти летние дети, как посещающие детский сад, так и обучающиеся в школе, относятся к школе положительно. И те и другие характеризовали школьников положительными прилагательными, а дошкольников - отрицательными.

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). «Хочу в школу» - эта та фраза, которая должна прозвучать от дошкольника самостоятельно и тогда можно сказать, что психологически он готов. Так как такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Также готовность ребенка к школе можно определить по специальным методикам.

Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н. И. Гуткиной “Домик”: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Также существуют более простые методические приемы. Задания А. Л. Венгера “Дорисуй мышкам хвосты” и “Нарисуй ручки для зонтиков”. И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв. Нельзя не упомянуть еще методику Д. Б. Эльконина - А. Л. Венгера “образец и правило”. Она предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

Процедура определения психологической готовности к школе.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в детском саду или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь:

1). Воспроизводить образец;

2). Работать по правилу;

3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

4). Различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику “Домик”, проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: “Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника”; “Да и Нет”; “Звуковые прятки” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”.

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики “Домик” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”. Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.

Различные виды готовности детей к школе.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера “Лабиринт”. Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания, мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет.

Волевая готовность к школьному обучению.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми.

Нравственная готовность к школьному обучению.

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве с взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его с взрослыми как бы распадается, вместе, с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей. Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Вывод: Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Главная задача этой работы – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача же взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Список литературы

1. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.

2. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г.

3. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.

4. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г.

7. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г.

8. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников по теме:

«Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя школа №16»

г. Балаково Саратовской области

Тарасова Наталья Владимировна

2011 г.

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения. Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. (Слайд 1)

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. (Слайд 2)

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • Беременность и роды матери протекали с осложнениями;
  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

(Слайд 3)

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6-7 годам:

Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов.

У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель, запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания.

У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое. У дошкольников развито наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предмета. У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов. Речь становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.

У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

(Слайд 4)

Также первоклассник должен обязательно знать :

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • уметь различать домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника . (Слайд 5)

  • С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
  • Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
  • Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
  • Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Предлагаю вам с ребёнком поиграть в игру «Собери портфель». Это поможет ребёнку эмоционально настроиться на обучение в школе. (Слайд 6)

Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка: (Слайд 7)

  • способность ставить перед собой цель,
  • умение принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность (Слайд 8 ) проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Предлагаю познакомиться с портретом неготового к школе первоклассника: (Слайд 9)

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь будущему первокласснику? (Слайд 10)

1 . Выбор школы.

  • Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Развитие самостоятельности.

  • Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Общение со сверстниками.

  • Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
  1. Посещение занятий на подготовительных к школе курсах.

У вас есть право выбора в подготовке детей к школе. Мне хотелось бы посоветовать родителям, почитать литературу поданному вопросу. В книжных магазинах такой литературы огромный выбор, и вы можете самостоятельно заняться подготовкой или посетить курсы в нашей школе.

(Слайд 11)

(Слайд 12)

На базе нашей школы будут проводиться курсы для подготовки будущих первоклассников по субботам. Сроки курсов – февраль, март, апрель. Первый день занятия – 5 февраля в 9 часов утра. Данные курсы проводятся в нашей школе ежегодно не только с целью подготовки дошкольников, но и с целью адаптации их к процессу учения (дети привыкают к большим школьным помещениям, кабинетам, к учителю).

Стоимость обучения – 400 рублей в месяц. Оплата производится через сбербанк. Кто планирует посещать курсы, просим после собрания остаться и написать заявление. Далее вы получите квитанцию за февраль, которую необходимо будет оплатить до 5 февраля и принести учителю. 5 февраля будет открыт вход на 1 этаже начальной школы, там будут висеть списки групп и № кабинетов, где дети будут раздеваться.

После собрания просим вас сдать 250 рублей на тетради на печатной основе, т. к. нам необходимо заранее заказать их в книжном магазине.

У ребенка должна быть на каждом занятии сменная обувь, папка с принадлежностями (показать папку): ручка (2), простой карандаш, набор цветных карандашей, тонкий альбом.

После собрания мы предоставим вам возможность записать, что нужно для курсов. У нас имеются ручки и бумага.


Готовность ребенка к школе

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физической , педагогической и психологической подготовки.

· В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

  • Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.

  • Социальная готовность

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

  • Личностная готовность

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми , т.е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».


Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками . Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет. Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказывается отвечать у доски и с места. Ребенок скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неуспешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники, тетради, дневники.

  • Интеллектуальная готовность

Мы уже упоминали о навыках счета, письма, но на самом деле, развитие этих навыков невозможно без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

  • Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
  • Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
  • Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие.
  • Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

А социальная, личностная и интеллектуальная готовность представляют собой психологическую готовность к школе.

Заранее:

  • Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
  • Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  • Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
  • Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, пере мены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
  • Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
  • Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

В первые дни занятий

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.