Презентация на тему эгоизм и альтруизм. Презентация на тему «Урок орксэ альтруизм эгоизм. превратился в госпиталь
Найдите значение слова « альтруизм "?
Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img5.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img6.jpg)
Сочувствие
Сострадание
Добродушие
Ласка
Долг
Жалость
Любовь
Альтруизм
Забота
Терпимость
Сопереживание
Самопожертвование
Отзывчивость
Доброта
Понимание
Человеколюбие
Милосердие
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img7.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img8.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img9.jpg)
Представители Царского Дома
тоже участвовали в движении
сестер милосердия. Во время первой
мировой войны императрица
Александра Федоровна и четыре
Великие Княжны стали сестрами
милосердия, а Зимний дворец
превратился в госпиталь.
По их примеру многие представители
Дома Романовых свои личные
средства вкладывали в
благотворительность.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img10.jpg)
Шаляпин
Фёдор Иванович
Третьяков
Павел Михайлович
Станиславский
Константин Сергеевич
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img11.jpg)
- Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения.
Рошаль
Леонид Михайлович
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img12.jpg)
- Нужно ли милосердие сегодня?
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
- А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
- Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…
- А всегда ли нужно бездумно действовать?
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img13.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img14.jpg)
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
(Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img15.jpg)
Чёрствость
Равнодушие
Бездушие
Гнев
Эгоизм
Злость
Высокомерие
Зависть
Жадность
Жестокость
Осуждение
Безжалостность
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img16.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img17.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img18.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/09/07/s_59b182b4a7b13/img19.jpg)
- Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
- Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
- Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
- Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
- Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
- Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
- Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Подобные документы
"Субъективный локус контроля" по Роттеру. Статистическое исследование взаимосвязи уровня эгоизма и экстернализма личности. Особенность проявления эгоизма у различных по социальному статусу, уровню благосостояния, гендерному и возрастному показателю людей.
курсовая работа, добавлен 23.12.2015
Межличностные и групповые конфликты. Возникновение конфликта, способы его измерения и выхода из конфликтной ситуации. Справедливость как основополагающий фактор сохранения равновесного состояния общественных отношений. Понятия "альтруизм" и "эгоизм".
контрольная работа, добавлен 22.10.2009
Характеристика конфликтогенов, играющих главную роль в возникновении конфликтов. Основные типы конфликтогенов по Егидесу: нарушение правил, стремление к превосходству, проявления эгоизма. Персональные, организационные, производственные конфликтогены.
презентация, добавлен 19.10.2013
Пессимистический взгляд Артур Шопенгауэра на взаимоотношения между людьми в процессе общения и взаимодействия. Принцип эгоизма. Причины и последствия болезненных привязанностей человека. Соблюдение дистанций, умение человеком разбираться в людях.
эссе, добавлен 24.05.2016
Факторы формирования национальной психологии русского народа, особенности национального менталитета. Проблема национального эгоизма. Борьба народа за выживание в невероятно трудных условиях. Система ценностей русского человека. Национальный эгоизм.
реферат, добавлен 06.11.2012
Определения любви, данные Э. Роттердамским, Э. Фроммом и древними философами. Любовь к себе как основа любви к другим. Соотношение любви и эгоизма. Отличия любви и привязанности. Признаки любви: самоотдача, доверие. Неотъемлемая часть любви - боль.
реферат, добавлен 24.12.2008
Дошкольное детство (3-7 лет). Кризис 7 лет. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста. Дух противоречия. Эмоциональная неуравновешенность. Неврозы детей, причины и следствия. Эгоизм, эгоцентризм дошкольника.
курсовая работа, добавлен 17.10.2002
Идеи американского психолога Абрахама Харольда Маслоу. О понятии "пирамиды потребностей". Основные проблемы в удовлетворении человеческих потребностей на примере человека, имеющего проблемы со слухом. Базовые, познавательные потребности и возможности.
презентация, добавлен 01.11.2014
Влияние эмоций и желаний на состояние здоровье человека, возможности управления ими. Основные разрушительные страсти человека. Причины проявления суицида среди подростков. Влияние здорового образа жизни на психологическое и физическое развитие человека.
презентация, добавлен 18.03.2011
Образцы житейской мудрости в отношении семьи. Советы: как изменить свои привычки и побороть эгоизм. Развод как социально-психологический феномен, его связь с изменением типа отношений в современной семье. Необычные рецепты счастливого и успешного брака.
Самостоятельная работа Содержание задания.(работа в тетради) 1 ряд 1. Происхождение слова альтруизм. 2. Выведите из текста определение – альтруизм это… 3. Чего хотят альтруисты 4. Приведите пример: альтруистического поступка. 2 ряд 1. Что такое эгоизм? 2. Запишите принцип эгоиста. 3. Поясните, как понимаете: крайний эгоизм. 4. Приведите пример: эгоистического поступка. 3ряд 1. Поясните, как понимаете: разумный эгоизм. Дополнительно для всех: Нарисуйте, если позволит время доброго и злого героя.
Альтруизм (фр. altruisme от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь любви «В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека» и «Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка». «Живи и помогай жить другим» – для готовых к самопожертвованию.
ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека.
Цель : формирование представлений об альтруизме, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- познакомить с понятиями “альтруизм”, “эгоизм”, “разумный эгоизм”; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;
- воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся
Основные понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари (Ожегова, Энциклопедический), раздаточный материал
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)
Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться) Слайд 2
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, милые ребята,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в нашем классе
И светлее, и теплей!
Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?
Я уверена, что у нас сегодня всё получится!
Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики
2. Актуализация знаний
Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?
Соотнесите понятие с его определением (работа в парах) Приложение 1
- Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это... (этика)
- Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало “возделывание земли” ... (культура)
- Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей... (мораль)
- Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними...(добро)
- То, что мораль стремиться устранить и исправить... (зло)
- Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом... (добродетель)
- Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется... (порок)
- Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества...(свобода)
- Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор... (ответственность)
- Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. ... (справедливость)
Проверка Слайд 3
3. Постановка учебной задачи
Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова:
ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) ЗМИОГЭ (эгоизм) Слайд 4
Сформулируйте тему, цель урока Слайд 5
4. “Открытие” нового знания
Предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов (ответы детей) Слайд 6
Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать? (спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике)
Работа в группах (фиксирование в речи и знаково)
- 1 группа работает в Интернете
- 2 группа работает со словарями
- 3 группа работает с текстом учебника (с.30-31)
- 4 группа работает с электронным приложением
- 5 группа работает с текстом, подготовленным учителем Приложение 2
АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ
Итак, альтруизм – это.... Альтруист, это - ...
Эгоизм, это - ... Эгоист, это - ...
5 группа работала с электронным приложением. Назовите синонимы слова альтруизм (альтруист) (бескорыстие, бессребреник, человеколюбие, самоотверженность)
Слайд 8
Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей )
- Обратимся к притче “Зеркало” Слайды 9-15 (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться (дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися)
Все ли богатые люди эгоисты?
Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?
Работа с учебником
Обратимся за помощью к учебнику (с. 31)
Что нового вы узнали об эгоизме? (Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм - способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу )
5. Первичное закрепление
Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу? (Альтруизм противостоит эгоизму )
Работа с иллюстрацией учебника (с.30)
Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит
На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.
А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!
Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты ) Зачем тогда он с ними делился?
Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям... )
6. Самостоятельная работа
Работа с электронным приложением (контроль)
7. Включение в систему знаний
Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:
(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения ) Слайд 16
- Золушка
- Колобок
- Кот Леопольд
- Человек – Паук
- Баба – Яга
- Илья Муромец
- Карлсон
- Айболит
С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?
Предлагаю вам дома найти литературных героев - альтруистов и эгоистов
Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника
8. Рефлексия
С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?
Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?
Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)
Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)
Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга)
Используемые ресурсы.
- Программа курса “ОРКСЭ”. А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.
- Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.
Урок 13. Альтруизм и эгоизм
Комментарий
«Зачастую человек помогает другим только потому, что может это сделать. Он чувствует в себе силы, которые может потратить на добрые дела».
Интересно, помощь в том случае, когда ее нужно оказать, тоже альтруизм? (Например, человек поскользнулся, упал, сильно ушибся, вокруг никого нет, кроме тебя…)
«Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привлекательности альтруизм не способен от недостатков. Так, больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо «дальнего», помощь случайным людям… Однако излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближних». И в данном случае уместно представление о разумном эгоизме как добродетели».
Если ценить альтруизм, разве он останется таковым? Разве это не расчет? Тогда это эгоизм? Кто такие «дальние» и «ближние»? Какие бы мы ни добавляли эпитеты, эгоизм есть эгоизм. Получается, тогда он добродетель?