Правила тестирования. Правила психологического тестирования и нормативные требования к пользователям психодиагностических методик Правила проведения тестов

Области применения, цели и задачи тестирования ПО разнообразны, поэтому тестирование оценивается и объясняется по-разному. Иногда и самим тестировщикам бывает сложно объяснить, что такое тестирование ПО "as is". Возникает путаница.

Для распутывания этой путаницы Алексей Баранцев (практик, тренер и консалтер в тестировании ПО; выходец из Института системного программирования Российской академии наук) предваряет свои тренинги по тестированию вводным видео про основные положения тестирования.

Мне кажется, что в этом докладе лектор смог наиболее адекватно и взвешенно объяснить «что такое тестирование» с точки зрения ученого и программиста. Странно, что этот текст еще не появлялся на хабре.

Привожу здесь сжатый пересказ этого доклада. В конце текста есть линки на полную версию, а также на упомянутое видео.

Основные положения тестирования

Уважаемые коллеги,

Сначала попробуем понять, чем тестирование НЕ является.

Тестирование не разработка ,

Даже если тестировщики умеют программировать, в том числе и тесты (автоматизация тестирование = программирование), могут разрабатывать какие-то вспомогательные программы (для себя).

Тем не менее, тестирование - это не деятельность по разработке программного обеспечения.

Тестирование не анализ ,

И не деятельность по сбору и анализу требований.

Хотя, в процессе тестирования иногда приходится уточнять требования, а иногда приходится их анализировать. Но эта деятельность не основная, скорее, это приходится делать просто по необходимости.

Тестирование не управление ,

Несмотря на то, что во многих организациях есть такая роль, как «тест-менеджер». Конечно же, тестировщиками надо управлять. Но само по себе тестирование управлением не является.

Тестирование не техписательство ,

Однако тестировщикам приходится документировать свои тесты и свою работу.

Тестирование нельзя считать ни одной из этих деятельностей просто потому, что в процессе разработки (или анализа требований, или написания документации для своих тестов) всю эту работу тестировщики делают для себя , а не для кого-то другого.

Деятельность значима только тогда, когда она востребована, то есть тестировщики должны что-то производить «на экспорт». Что они делают «на экспорт»?

Дефекты, описания дефектов, или отчеты о тестировании? Частично это правда.

Но это не вся правда.

Главная деятельность тестировщиков

заключается в том, что они предоставляют участникам проекта по разработке программного обеспечения отрицательную обратную связь о качестве программного продукта.

«Отрицательная обратная связь» не несет какой-то негативный оттенок, и не означает, что тестировщики делают что-то плохое, или что они делают что-то плохо. Это просто технический термин, который обозначает достаточно простую вещь.

Но эта вещь очень значимая, и, наверное, единственная наиболее значимая составляющая деятельности тестировщиков.

Существует наука - «теория систем ». В ней определяется такое понятие как «обратная связь».

«Обратная связь» это некоторые данные, которые с выхода попадают обратно на вход, или какая-то часть данных, которые с выхода попадают обратно на вход. Эта обратная связь может быть положительной и отрицательной.

И та, и другая разновидности обратной связи равноценно важны.

В разработке программных систем положительной обратной связью, конечно же, является какая-то информация, которую мы получаем от конечных пользователей. Это запросы на какую-то новую функциональность, это увеличение объема продаж (если мы выпускаем качественный продукт).

Отрицательная обратная связь тоже может поступать от конечных пользователей в виде каких-то негативных отзывов. Либо она может поступать от тестировщиков.

Чем раньше предоставляется отрицательная обратная связь, тем меньше энергии необходимо для модификации этого сигнала. Именно поэтому тестировать нужно начинать как можно раньше, на самых ранних стадиях проекта, и предоставлять эту обратную связь и на этапе проектирования, и еще, может быть, раньше, еще на этапе сбора и анализа требований.

К слову, отсюда и произрастает понимание того, что тестировщики не отвечают за качество. Они помогают тем, кто за него отвечает.

Синонимы термина «тестирование»

С точки зрения того, что тестирование - это предоставление отрицательной обратной связи, всемирно известная аббревиатура QA (англ. Quality Assurance - Обеспечение качества) синонимом термина «тестирование» уж совершенно точно НЕ является.

Нельзя считать обеспечением качества простое предоставление отрицательной обратной связи, ведь Обеспечение - это некоторые позитивные меры. Подразумевается, что в этом случае мы именно обеспечиваем качество, своевременно предпринимаем какие-то меры для того, чтобы качество разработки ПО повысилось.

А вот «контроль качества» - Quality Control, можно считать в широком смысле синонимом для термина «тестирование», потому что контроль качества это и есть предоставление обратной связи в самых разных ее разновидностях, на самых разных этапах программного проекта.

Иногда тестирование подразумевается как некоторая отдельная форма контроля качества.

Путаница приходит из истории развития тестирования. В разное время под термином «тестирование» подразумевались различные действия, которые можно разделить на 2 больших класса: внешние и внутренние.

Внешние определения

Определения, которые в разное время дали Майерс, Бейзер, Канер, описывают тестирование как раз с точки зрения его ВНЕШНЕЙ значимости. То есть, с их точки зрения, тестирование - это деятельность, которая предназначена ДЛЯ чего-то, а не состоит из чего-то. Все три этих определения можно обобщить как предоставление отрицательной обратной связи.

Внутренние определения

Это определения, которые приведены в стандарт терминологии, используемой в программной инженерии, например, в стандарт де-факто, который называется SWEBOK.

Такие определения конструктивно объясняют, ЧТО представляет из себя деятельность по тестированию, но не дают ни малейшего представления о том, ДЛЯ ЧЕГО нужно тестирование, для чего потом будут использоваться все полученные результаты проверки соответствия между реальным поведением программы и ее ожидаемым поведением.

тестирование - это

  • проверка соответствия программы требованиям,
  • осуществляемая путем наблюдения за ее работой
  • в специальных, искусственно созданных ситуациях, выбранных определенным образом.
Отсюда и далее будем считать это рабочим определением «тестирования».

Общая схема тестирования примерно следующая:

  1. Тестировщик на входе получает программу и/или требования.
  2. Он с ними что-то делает, наблюдает за работой программы в определенных, искуственно созданных им ситуациях.
  3. На выходе он получает информацию о соответствиях и несоответствиях.
  4. Далее эта информация используется для того, чтобы улучшить уже существующую программу. Либо для того, чтобы изменить требования к еще только разрабатываемой программе.

Что такое тест

  • Это специальная, искусственно созданная ситуация, выбранная определенным образом,
  • и описание того, какие наблюдения за работой программы нужно сделать
  • для проверки ее соответствия некоторому требованию.
Не нужно считать, что ситуация – это нечто одномоментное. Тест может быть достаточно длинным, например, при тестировании производительности вот эта искусственно созданная ситуация это может быть продолжающаяся в течение достаточно продолжительного времени нагрузка на систему. А наблюдения, которые нужно при этом делать, это набор различных графиков или метрик, которые мы измеряем в процессе выполнения этого теста.

Разработчик тестов занимается тем, что он из огромного потенциально бесконечного набора тестов выбирает некоторый ограниченный набор.

Ну и таким образом мы можем заключить, что тестировщик делает в процессе тестирования две вещи.

1.Во-первых, он управляет выполнением программы и создает эти самые искусственные ситуации, в которых мы собираемся проверять поведение программы.

2.И, во-вторых, он наблюдает за поведением программы и сравнивает то, что он видит с тем, что ожидается.

Если тестировщик автоматизирует тесты, то он не сам наблюдает за поведением программы - он делегирует эту задачу специальному инструменту или специальной программе, которую он сам написал. Именно она наблюдает, она сравнивает наблюдаемое поведение с ожидаемым, а тестировщику выдает только некоторый конечный результат - совпадает ли наблюдаемое поведение с ожидаемым, или не совпадает.

Любая программа представляет собой механизм по переработке информации. На вход поступает информация в каком-то одном виде, на выходе информация в некотором другом виде. При этом входов и выходов у программы может быть много, они могут быть разными, то есть у программы может быть несколько разных интерфейсов, и эти интерфейсы могут иметь разные виды:

  • Пользовательский интерфейс (UI)
  • Программный интерфейс (API)
  • Сетевой протокол
  • Файловая система
  • Состояние окружения
  • События
Наиболее распространенные интерфейсы это
  • пользовательский,
  • графический,
  • текстовый,
  • консольный,
  • и речевой.
Используя все эти интерфейсы, тестировщик:
  • каким-то образом создает искусственные ситуации,
  • и проверяет в этих ситуациях как программа себя ведет.

Вот это и есть тестирование.

Другие классификации видов тестирования

Чаще всего используется разбиение на три уровня, это
  1. модульное тестирование,
  2. интеграционное тестирование,
  3. системное тестирование.
Под модульным тестированием обычно подразумевается тестирование на достаточно низком уровне, то есть тестирование отдельных операций, методов, функций.

Под системным тестированием подразумевается тестирование на уровне пользовательского интерфейса.

Иногда используются также некоторые другие термины, такие, как «компонентное тестирование», но я предпочитаю выделять именно эти три, по причине того, что технологическое разделение на модульное и системное тестирование не имеет большого смысла. На разных уровнях могут использоваться одни и те же инструменты, одни и те же техники. Разделение условно.

Практика показывает, что инструменты, которые позиционируются производителем как инструменты модульного тестирования, с равным успехом могут применяться и на уровне тестирования всего приложения в целом.

А инструменты, которые тестируют все приложение в целом на уровне пользовательского интерфейса иногда хотят заглядывать, например, в базу данных или вызывать там какую-то отдельную хранимую процедуру.

То есть разделение на системное и модульное тестирование вообще говоря чисто условное, если говорить с технической точки зрения.

Используются одни и те же инструменты, и это нормально, используются одни и те же техники, на каждом уровне можно говорить о тестировании различного вида.

Комбинируем:

То есть, можно говорить о модульном тестировании функциональности.

Можно говорить о системном тестировании функциональности.

Можно говорить о модульном тестировании, например, эффективности.

Можно говорить о системном тестировании эффективности.

Либо мы рассматриваем эффективность какого-то отдельно взятого алгоритма, либо мы рассматриваем эффективность всей системы в целом. То есть технологическое разделение на модульное и системное тестирование не имеет большого смысла. Потому что на разных уровнях могут использоваться одни и те же инструменты, одни и те же техники.

Наконец, при интеграционном тестировании мы проверяем, если в рамках какой-то системы модули взаимодействуют друг с другом корректно. То есть, мы фактически выполняем те же самые тесты, что и при системном тестировании, только еще дополнительно обращаем внимание на то, как именно модули взаимодействуют между собой. Выполняем некоторые дополнительные проверки. Это единственная разница.

Давайте еще раз попытаемся понять разницу между системным и модульным тестированием. Поскольку такое разделение встречается достаточно часто, эта разница должна быть.

И разница эта проявляется тогда, когда мы выполняем не технологическую классификацию, а классификацию по целям тестирования.

Классификацию по целям удобно выполнять с использованием «магического квадрата», который был изначально придуман Брайаном Мариком и потом улучшен Эри Тенненом.

В этом магическом квадрате все виды тестирования располагаются по четырем квадрантам в зависимости от того, чему в этих тестах больше уделяется внимания.

По вертикали - чем выше располагается вид тестирования, тем больше внимания уделяется некоторым внешним проявлениям поведения программы, чем ниже он находится, тем больше мы внимания уделяем ее внутреннему технологическому устройству программы.

По горизонтали - чем левее находятся наши тесты, тем больше внимания мы уделяем их программированию, чем правее они находятся, тем больше внимания мы уделяем ручному тестированию и исследованию программы человеком.

В частности, в этот квадрат можно легко вписать такие термины как приемочное тестирование, Acceptance Testing, модульное тестирование именно в том понимании, в котором оно чаще всего употребляется в литературе. Это низкоуровневое тестирование с большой, с подавляющей долей программирования. То есть это все тесты программируются, полностью автоматически выполняются и внимание уделяется в первую очередь именно внутреннему устройству программы, именно ее технологическим особенностям.

В правом верхнем углу у нас окажутся ручные тесты, нацеленные на внешнее какое-то поведение программы, в частности, тестирование удобства использования, а в правом нижнем углу у нас, скорее всего, окажутся проверки разных нефункциональных свойств: производительности, защищенности и так далее.

Так вот, исходя из классификации по целям, модульное тестирование у нас оказывается в левом нижнем квадранте, а все остальные квадранты - это системное тестирование.

Спасибо за внимание.

Правила проведения тестирования

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 01.01.01 года "О государственной службе"ПРИКАЗЫВАЮ :

1. Утвердить прилагаемые Правила организации тестирования государственных административных государственных должностей .

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы согласно перечню.

3. Отделу прохождения государственной службы () обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие со дня первого официального опубликования, но не ранее 26 марта 2013 года.

Председатель А. Байменов

Утверждены

Республики Казахстан по делам

государственной службы

от 01.01.01 года № 06-7/33

Правила организации тестирования государственных служащих и кандидатов на занятие должностей

1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации тестирования государственных служащих и кандидатов на занятие административных государственных должностей (далее - Правила) определяют порядок проведения тестирования административных государственных служащих корпуса "Б", подлежащих аттестации (далее - государственные служащие), и кандидатов на занятие административных государственных должностей корпусов "А" и "Б" (далее - кандидаты) с целью объективной оценки знаний и способностей государственных служащих и кандидатов.

2. Тестирование проводится администратором тестирования (далее - администратор), который является государственным служащим уполномоченного органа по делам государственной службы (далее - уполномоченный орган) или его территориальных подразделений.

3. Объективность проведения тестирования обеспечивается стандартностью условий, времени, подсчета результатов, содержания тестов, а также принятием администраторами письменных ограничений о недопустимости коррупционных действий.

4. Техническое обеспечение процедур тестирования, формирования базы данных тестовых заданий и их обновление осуществляется Национальным центром по управлению персоналом государственной службы (далее - Центр).

5. При тестировании государственный служащий или кандидат предъявляет администратору документ, удостоверяющий личность, содержащий индивидуальный идентификационный номер (далее - ИИН).

2. Порядок проведения тестирования административных государственных служащих корпуса "Б", подлежащих аттестации

6. Служба управления персоналом (кадровая служба) государственного органа подготавливает список государственных служащих, направляемых на тестирование.

Список включает следующие сведения: фамилия, имя и отчество (при наличии), категория занимаемой административной государственной должности, ИИН. Личные данные заполняются в соответствии с документом, удостоверяющим личность, содержащим ИИН.

Список предоставляется в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.

Служба управления персоналом (кадровая служба) государственного органа согласовывает сроки и место проведения тестирования с уполномоченным органом или его территориальными подразделениями.

7. Уполномоченный орган или его территориальные подразделения не позднее пяти рабочих дней со дня поступления списка формирует график тестирования и уведомляет о графике службу управления персоналом (кадровая служба) государственного органа.

8. Служба управления персоналом (кадровая служба) государственного органа уведомляет государственных служащих о дате, месте и времени проведения тестирования.

9. Тестирование государственных служащих проводится в соответствии с программами тестирования согласно приложению 1 к настоящим Правилам в течение десяти рабочих дней после формирования графика тестирования.

10. Государственные служащие, получившие при прохождении тестирования оценку ниже пороговых значений согласно приложению 2 к настоящим Правилам, могут пройти повторное тестирование не ранее чем через десять календарных дней с момента предыдущего тестирования.

3. Порядок организации тестирования кандидатов на занятие административных государственныхдолжностей корпуса "А"

11. Тестирование кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса "А" (далее - кандидаты в корпус "А") состоит из следующих последовательных этапов:

1) тестирование на знание законодательства Республики Казахстан;

2) логический тест;

3) тестирование на определение уровня компетенций;

4) тестирование на знание государственного языка.

Период проведения тестирования составляет не более трех рабочих дней.

12. Кандидаты в корпус "А", получившие результаты тестирования ниже пороговых значений на этапе тестирования на знание законодательства Республики Казахстан, не допускаются к следующему этапу тестирования.

13. Кандидаты в корпус "А" проходят тестирование один раз в рамках одного конкурсного отбора в кадровый резерв корпуса "А".

4. Порядок организации тестирования кандидатов на занятие административных государственныхдолжностей корпуса "Б"

14. Уполномоченный орган или его территориальные подразделения проводят тестирование кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса "Б" (далее - кандидат в корпус "Б") по мере обращения граждан.

15. В тестировании принимают участие граждане Республики Казахстан, соответствующие требованиям, указанным в части первой и в подпункте 2) части второй пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 01.01.01 года «О государственной службе».

16. Для участия в тестировании кандидаты в корпус «Б» подают заявление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам через веб-портал «электронного правительства », в том числе посредством обращения в центры обслуживания населения Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - центры обслуживания населения), а также в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.

Информацию и консультацию касательно подачи документов для тестирования через веб-портал «электронного правительства» кандидаты в корпус «Б» могут получить в центрах обслуживания населения, а также в уполномоченном органе или его территориальном подразделении.

17. Кандидат в корпус «Б» выбирает день и время тестирования исходя из наличия свободных мест для проведения тестирования.

18. Принятие от кандидата в корпус «Б» документов для участия в тестировании подтверждается распиской, формируемой в веб-портале «электронного правительства», с указанием даты, времени и места прохождения тестирования по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

19. Кандидат в корпус "Б" проходит тестирование по программе тестирования согласно приложению 5 к настоящим Правилам по той категории административной государственной должности корпуса "Б", которая указана в его заявлении.

20. Результаты тестирования по программе, предусмотренной для категорий должностей административной государственной службы корпуса «Б», действительны в течение одного года со дня прохождения тестирования.

21. Кандидаты в корпус «Б», получившие при прохождении тестирования оценку ниже пороговых значений, проходят повторное тестирование не ранее чем через три месяца со дня прохождения предыдущего тестирования.

5. Порядок организации тестирования

22. К тестированию допускаются лица, имеющие при себе документ, удостоверяющий личность гражданина Республики Казахстан, содержащий ИИН.

23. До начала тестирования администратор знакомит тестируемых лиц с инструкцией по тестированию и отвечает на возникшие у них вопросы.

24. Лица, имеющие неудовлетворительное самочувствие на момент тестирования, сообщают об этом администратору до начала проведения тестирования. В этом случае тестирование таких лиц проводится в другое время в течение этого дня либо в другой день, определяемый согласно графику тестирования.

25. Помещение для проведения тестирования должно соответствовать условиям удобного расположения тестируемых лиц.

26. Тестируемым лицам запрещается разговаривать с другими лицами, обмениваться материалами, использовать информацию на бумажных и электронных носителях, покидать помещение. Принимающе-передающие электронные устройства (в том числе карманные персональные компьютеры и иное электронное оборудование) тестируемых лиц отключаются на время проведения тестирования.

В случае нарушения тестируемым лицом требований части первой настоящего пункта, администратор останавливает процесс тестирования такого лица и удаляет его из помещения для тестирования. При этом администратор составляет акт о нарушении Правил тестирования (далее - акт) по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

Результаты тестирования лиц, нарушивших требования части первой настоящего пункта, аннулируются.

Лица, в отношении которых был составлен акт, проходят повторное тестирование не ранее чем через шесть месяцев со дня составления акта.

27. Время на выполнение тестов составляет:

1) на знание законодательства в зависимости от программы тестирования:

по программе тестирования корпуса «А» – 80 минут (100 вопросов), 70 минут (80 вопросов);

по программам тестирования корпуса «Б» - 125 минут (150 вопросов), 110 минут (135 вопросов), 100 минут (120 вопросов), 100 минут (90 вопросов);

2)исключен;

3) исключен.

28. Тестирование кандидатов в корпус "А" по определению уровня владения государственным языком проводится в соответствии со стандартами системы оценки уровня владения казахским языком - КАЗТЕСТ.

29. Перерыв между тестами, предусмотренными в пунктах 27 и 28 настоящих Правил, составляет не менее 30 минут.

30. По истечении времени, отведенного на выполнение тестов, программа автоматически закрывается.

31. Подсчет правильных ответов тестирования проводится автоматически, при помощи компьютерной программы.

32. Не позднее тридцати минут после завершения тестирования лицам выдаются результаты тестирования с подписью администратора и оператора тестирования и заверенные печатью.

Кандидату, получившему результат тестирования не ниже пороговых значений, выдается сертификат о прохождении тестирования по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

Сертификат, выданный по первой программе тестирования, указанный в приложении 5 к настоящим Правилам, действителен для категорий должностей административной государственной службы корпуса «Б», относящихся ко второй и третьей программе тестирования.

Сертификат, выданный по второй программе тестирования, указанный в приложении 5 к настоящим Правилам, действителен для категорий должностей административной государственной службы корпуса «Б», относящихся к третьей программе тестирования.

Кандидатам в корпус «Б», получившим результаты тестирования ниже пороговых значений, выдается справка о прохождении тестирования с результатами ниже пороговых значений по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

Приложение 1

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных государственных

должностей

Программы тестирования государственных служащих

1. Программы тестирования административных государственных служащих корпуса "Б", подлежащих аттестации, включают:

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" (15 вопросов), "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" (15 вопросов), "О Правительстве Республики Казахстан" (15 вопросов), законов Республики Казахстан "О государственной службе" (15 вопросов), "О борьбе с коррупцией" (15 вопросов), "Об административных процедурах" (15 вопросов), "О нормативных правовых актах " (15 вопросов), "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" (15 вопросов), а также нормативного правового акта с учетом специфики работы государственного органа (15 вопросов), тестовые вопросы на знание которого разрабатываются (и предоставляются) данным государственным органом;

тест на знание государственного языка (20 заданий);

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" (15 вопросов), "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" (15 вопросов), "О Правительстве Республики Казахстан" (15 вопросов), законов Республики Казахстан "О государственной службе" (15 вопросов), "О борьбе с коррупцией" (15 вопросов), "Об административных процедурах" (15 вопросов), "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" (15 вопросов), а также нормативного правового акта с учетом специфики работы государственного органа (15 вопросов), тестовые вопросы на знание которого разрабатываются (и предоставляются) данным государственным органом.

Приложение 2

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных государственных

должностей

Пороговые значения результатов тестирования

1. исключен.

2. Пороговые значения по тесту на знание законодательства Республики Казахстан:

1) для кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса "А" составляют не менее 7 правильных ответов из 10 возможных по каждому нормативному правовому акту;

2) для административных государственных служащих корпуса "Б", подлежащих аттестации:

категорий А-1, А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, С-1, С-2, С-3, С-О-1, С-О-2, С-О-3, C-R-1, D-1, D-2, D-3, D-О-1, D-О-2, D-О-3, Е-1, Е-2, E-R-1 корпуса "Б" составляют не менее 10 правильных ответов из 15 возможных по каждому нормативному правовому акту;

3) для кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса "Б":

категорий А-1, А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, В-4, С-1, С-2, С-3, С-О-1, С-О-2, С-О-3, C-R-l, D-l, D-2, D-3, D-O-l, D-O-2, D-O-3, Е-1, Е-2 корпуса «Б» составляют не менее 10 правильных ответов из 15 возможных по каждому нормативному правовому акту;

Приложение 3

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных

государственных должностей

Агентство Республики Казахстан по делам

государственной службы

от ___________________________________

тел. _________________________________

эл. адрес_____________________________

Заявление

Прошу допустить меня на тестирование на занятие административных государственных должностей корпуса «Б» категории ___ по ___ программе*.

С основными требованиями Правил организации тестирования

государственных служащих и кандидатов на занятие административных государственных должностей ознакомлен (ознакомлена), согласен (согласна) и обязуюсь их выполнять.

Место прохождения тестирования: ____________________.

Желаемая дата тестирования: ____________________.

Желаемое время тестирования: ____________________.

*Примечание: Программа тестирования определяется в автоматическом режиме с учетом выбранной кандидатом категории.

«____» _______________20___ г.

Приложение 4

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных

государственных должностей

РАСПИСКА

Принято заявление от кандидата на занятие административной государственной должности корпуса «Б» ________________________________________________________.

(фамилия, имя и отчество (при наличии))

Назначенная дата тестирования: ______________________________

Назначенное время тестирования: ______________________________

Место прохождения тестирования: ______________________________

Примечание: Кандидаты в корпус «Б», получившие при прохождении тестирования оценку ниже пороговых значений, проходят повторное тестирование не ранее чем через три месяца со дня прохождения предыдущего тестирования.

Выдана автоматизированной системой регистрации Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы на прохождение тестирования через портал «электронного правительства».

«____»____________ 20___ г.

Приложение 5

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных государственных

должностей

Программы тестирования кандидатов на занятие административных государственных должностей и на зачисление в кадровый резерв административной государственной службы

1. Программа тестирования кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса «А» включает:

1) для должностей, за исключением указанных в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта, – тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (10 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (10 вопросов), «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (10 вопросов), «О Правительстве Республики Казахстан» (10 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (10 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (10 вопросов), «Об административных процедурах» (10 вопросов), «О нормативных правовых актах» (10 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (10 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (10 вопросов);

2) для должностей председателей и членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения – тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (10 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (10 вопросов), «О Правительстве Республики Казахстан» (10 вопросов), Бюджетного кодекса Республики Казахстан (10 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (10 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (10 вопросов), «Об административных процедурах» (10 вопросов), «О нормативных правовых актах» (10 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (10 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (10 вопросов);

3) для должностей акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах – тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (10 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (10 вопросов), «О Правительстве Республики Казахстан» (10 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (10 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (10 вопросов), «Об административных процедурах» (10 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (10 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (10 вопросов);

4) логический тест;

5) тест по компетенциям;

6) КАЗТЕСТ.

2. Тестирование на занятие административных государственных должностей корпуса «Б» состоит из трех программ:

1) первая программа предназначена для категорий А-1, А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, В-4, С-1, С-2, С-3, С-О-1, С-О-2, С-О-3, C-R-l, D-l, D-2, D-3, D-O-l, D-0-2, D-O-З, Е-1, Е-2 и включает:

тест на знание государственного языка (20 заданий);

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (15 вопросов), «О Правительстве Республики Казахстан» (15 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (15 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (15 вопросов), «Об административных процедурах» (15 вопросов), «О нормативных правовых актах» (15 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (15 вопросов), «О государственных услугах» (15 вопросов);

2) вторая программа предназначена для категорий В-5, С-4, С-5, С-О-4, С-О-5, С-О-6, C-R-2, C-R-3, C-R-4, D-4, D-5, D-O-4, D-O-5, D-O-6, Е-3, E-R-1, E-R-2, E-R-3, E-G-l, E-G-2 и включает:

тест на знание государственного языка (20 заданий);

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), конституционного закона Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (15 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (15 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (15 вопросов), «Об административных процедурах» (15 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (15 вопросов), «О государственных услугах» (15 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (15 вопросов);

3) третья программа предназначена для категорий C-R-5, Е-4, Е-5, E-R-4, E-R-5, E-G-3, E-G-4 и включает:

тест на знание государственного языка (20 заданий);

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (15 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (15 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (15 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (15 вопросов), «О государственных услугах» (15 вопросов).

Приложение 6

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных

государственных должностей

о нарушении Правил тестирования

"____" ____________201_ г. ____ч. ____мин.

Администратор тестирования________________________________________________

Оператор тестирования_______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии))

Установили факт нарушения служащим/кандидатом______________________________

ИИН________________________________

фамилия, имя, отчество (при наличии)

части первой пункта 26 Правил организации тестирования государственных служащих и кандидатов на занятие административных государственных должностей: _________________________________________________________________________________

(краткое описание нарушения)

Подпись администратора тестирования: ________________________________

Подпись оператора тестирования: ____________________________________

С актом ознакомлен: ________________________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии) служащего/кандидата, допустившего

вышеуказанное нарушение. В случае отказа служащего/кандита, допустившего

вышеуказанное нарушение, от подписания настоящего акта - соответсвующая запись)

___________________________________________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии), ИИН иного лица, подтверждающего факт отказа служащего/кандидата, допустившего вышеуказанное нарушение, от подписания настоящего акта)

Приложение 7

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на

занятие административных

государственных должностей

СЕРТИФИКАТ

удостоверяет в том, что___________________________________________________________

прошел(а) «____»________________ 20__ г. тестирование на занятие

административной государственной должности корпуса «Б» в городе ________________________ по ____ программе тестирования.

Срок действия сертификата составляет один год со дня прохождения тестирования.

Данный сертификат действителен для категорий административной государственной службы корпуса «Б»:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись администратора тестирования: ________________________________________

Подпись оператора тестирования: ________________________________________

«____»______________20___ г.

Приложение 8

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных государственных

должностей

СПРАВКА

о прохождении тестирования

с результатами ниже пороговых значений

дана о том, что____________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество (при наличии) кандидата)

прошел(а) «____»____________ 20__ г. тестирование на занятие административной государственной должности корпуса «Б» в городе ____________ по _____ программе тестирования с результатами ниже пороговых значений.

Данный кандидат может пройти повторное тестирование не ранее чем через три месяца со дня прохождения данного тестирования.

Подпись администратора тестирования: ____________________________________

Подпись оператора тестирования: ________________________________________________

«____»____________ 20____ г.

Утвержден

приказом Председателя Агентства

Республики Казахстан по делам

государственной службы

Перечень утративших силу некоторых приказов Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы

1) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /11 "Об утверждении Правил проведения тестирования, Программ тестирования и Пороговых значений результатов тестирования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000, опубликованный в Собрании актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан от 01.01.01 года № 6);

2) подпункт 2) пункта 1 приказа Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /33 "О внесении изменений в приказы первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 9 января 2008 года № /5 и Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /11" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000, опубликованный Собрании актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан № 6 от 01.01.01 года);

3) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /95 "О внесении дополнений и изменения в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /11 "Об утверждении Правил проведения тестирования, Программ тестирования и Пороговых значений результатов тестирования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000);

4) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № 06-7/4 "О внесении дополнения в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /11 "Об утверждении Правил проведения тестирования, Программ тестирования и Пороговых значений результатов тестирования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 01.01.01 года № 30)).

Правила тестирования

    Пользуйтесь тестами в качестве дополнения, применяйте их в комбинации с другими методами. Тесты скорее всего являются хорошим индикатором того, что кандидат не справится с работой, чем того, что будет работать успешно.

    Оцените все существующие в вашей организации стандарты найма и продвижения работников по службе. Задайте себе вопросы: "Почему я использую этот стандарт - что он значит в терминах реального поведения на работе?"

    Очень важны условия тестирования. Проводите тестирование в достаточно уединенных, тихих, светлых и вентилируемых помещениях. Все кандидаты должны тестироваться в одинаковых условиях.

Виды тестов

Тесты на умственные способности

Эта группа включает тесты на общую способность рассуждать (умственное развитие) и тесты на специфические умственные способности, такие как память и индуктивное мышление.

Тесты на умственное развитие

Тесты на умственное развитие являются общими, то есть они оценивают не одно качество, а сразу несколько - память, скорость речи, словарный запас.

Особые умственные способности

Дедуктивное и индуктивное мышление, развитость словарного запас, память, умение обращаться с цифрами.

Тесты этого типа часто называют тестами способностей, так кк они предназначены для оценки способности кандидата к выполнению конкурентной работы.

Тесты на двигательные и физические возможности

Двигательные возможности проверяются тестами на координацию и ловкость, например, ловкость пальцев рук, скорость движения руки и время реакции, а физические возможности - тестами на силу и выносливость, например, статическую силу (поднятие тяжестей). динамическую силу (подтягивания), координацию движений (прыжки).

Правила тестирования

тестирование: правило - правила, строго определяющие процедуры тестирования, обработки и интерпретации результатов. Важнейшие из них таковы.

1. Прежде применения некоего теста диагносту нужно с ним познакомиться и испытать его на себе или другом субъекте. Это позволит избежать возможных ошибок, обусловленных недостаточным знанием нюансов тестирования.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом тестирования испытуемые хорошо поняли задания тестовые и инструкции к тесту.

3. При проведении тестирования нужно следить, чтобы все испытуемые работали самостоятельно и не влияли друг на друга, что может изменить результаты тестирования.

4. Каждый тест должен иметь обоснованную и выверенную процедуру обработки и интерпретации результатов, позволяющую избежать ошибок, возникающих на этапе тестирования.

Перед выполнением практического тестирования нужно провести определенную подготовку:

1) испытуемым представляют тест и объясняют его предназначение, цель тестирования какие данные получаются в результате и как их можно использовать в жизни;

2) испытуемым дают инструкцию и добиваются ее верного понимания всеми;

3) диагност приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех названных условий.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "правила тестирования" в других словарях:

    Правила игры во флорбол - устанавливаются Международной федерацией флорбола. Изменения в правила вносятся каждые четыре года на основе многоступенчатой системы тестирования и согласования. Действующая редакция была утверждена в 2010 году. Содержание 1 Основные… … Википедия

    Нарушение антидопингового правила - в спорте означает одно или несколько следующих нарушений: a) наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена; b) использование или попытка использования запрещенной субстанции или… … Официальная терминология

    показатель - 3.7 показатель (indicator): Мера измерения, дающая качественную или количественную оценку определенных атрибутов, выведенную на основе аналитической модели, разработанной для определенных информационных потребностей. Источник …

    база - база: Поверхность или выполняющее ту же функцию сочетание поверхностей, ось, точка, принадлежащая заготовке или изделию и используемая для базирования. [ГОСТ 21495 76, таблица, пункт 2] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Критерий - признак, на основе которого производится оценка состояния ядерной и радиационной безопасности ядерных установок судов и иных плавсредств. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Battlefield 3 - Российская обложка расширенного издания игры Разработчик … Википедия

    Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация - (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора

    естественный - 3.8 естественный [неокортексный] интеллект: Мышление человека, осуществляемое с использованием естественно интеллектуализированного человекоинформационного взаимодействия. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Гранд Капитал - (Grand Capital) Содержание Содержание Информация о О Для Гранд Капитал Для Гранд Капитал обучение и бонусы Ввод вывод средств Торговый терминал Grand Capital Партнерские программы Гранд Капитал Информация о брокере Гранд Капитал Находится на… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Федеральные правила , Ремизов Н. (комм.). В книге приведен подробный комментарий к федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности (ПСАД), принятым Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 во исполнение… Купить за 101 руб
  • Русский язык. 1 класс. Тестовые задания на все темы и правила. ФГОС , Сорокина Светлана Павловна. Тесты - современный, удобный, быстрый и качественный вид проверки и контроля знаний учащихся. Они предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют…

В этом вопросе существуют определенные строгие правила

Наиболее важные из них:

    Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

    Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

    Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

    Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

Диагностика интеллектуальных способностей менеджера Тест структуры интеллекта р. Амтхауэра (тус)

Отдельные способности человека не существуют как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определенных и, в то же время, подвижных структурах. Эти структуры способностей являются взаимодополнительными, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей человека. В индивидуально-своеобразных особенностях личности существенное место занимают интеллектуальные, по структуре которых можно опосредованно судить о возможных профессиональных способностях. Эта идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, - теста структуры интеллекта Р. Амтхануэра (ТУС).

Цель использования методики : диагностика различных аспектов умственной деятельности менеджера.

Оборудование: специальный бланк, ручка, секундомер.

Испытуемый: женщина, занимающая должность менеджера по персоналу, 26 лет, имеющая высшее гуманитарное образование.

Анализ и обработка результатов: после обработки теста были получены следующие результаты:

По субтесту №1 (ОС), который проверяет осведомленность, испытуемая набрала 12 баллов из 20 возможных, по субтесту №2 (ИЛ) – исключение лишнего , испытуемая набрала 14 баллов из 20. Результаты субтеста №3 (ПА) - поиск аналогий - следующие: 15 баллов из 20. По итогам субтеста №4 (ОО) – определение общего - у испытуемой 17 баллов. По результатам субтестов №5 (АР) – арифметический - и №6 (О3) – определение закономерностей - испытуемая набрала 9 и 10 баллов соответственно. Данные субтестов №7(ГС) – геометрическое сложение - , №8 (ПВ) – пространственное воображение - и №9 (З) – запоминание - следующие: 5, 8 и 19 баллов соответственно.

После подсчета баллов по каждому субтесту переводим полученные значения в нормированные баллы по специальной таблице. Общая сумма баллов по всем субтестам также переводим в нормированные баллы. В нашем случае мы используем таблицу перевода в нормированные баллы по отдельным субтестам для женщин 16 лет и старше. Получаем следующую картину:

На основе этих данных строим следующий график, который помогает нагляднее представить, с каким из видов заданий испытуемый справился лучше, а с каким хуже.

На основании полученных данных проводится интерпретация результатов. Известно, что тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.

    Общий уровень интеллекта.

На основе итоговой оценки, которая получилась путем сложения баллов по каждому субтесту и переводу в стандартный показатель, а это в нашем случае 98 баллов, можно сделать вывод о том, что испытуемая обладает достаточно высоким уровнем интеллекта.

    Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу.

Можно отметить, что в вербальных субтестах (ОС, ИЛ, ПА, ОО, З) испытуемая набрала высокое число баллов. Данные виды субтестов требуют способностей в оперировании символами. Можно предположить, что у испытуемой превалирует вербальный интеллект, следовательно, она должна быть ориентирована на общественные науки или на изучение иностранным языкам. Испытуемая в большей степени должна интересоваться такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальные символы и соответствующий вид мышления.

Данные по математическим субтестам АР и ОЗ говорят об отсутствии у испытуемой «математической одаренности». Результаты по данным субтестам низкие.

Субтесты на пространственное воображение (ГС и ПВ) выявили отсутствие у испытуемой технической и научно-естественной одаренности.

Так как испытуемая показала лучшую результативность в тестах ОС и ПА, чем в тестах ИЛ и ОО, то можно говорить о наличии практической одаренности в большей степени, чем теоретической.

    Интерпретация результативности по отдельным субтестам.

Субтест ОС (осведомленность) не вызвал особых трудностей у испытуемой, поэтому она набрала достаточно высокое количество баллов. Изветно, что для успешного выполнения данного субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. Поэтому можно сказать, что испытуемая обладает достаточным относительно простым набором сведений из различных областей: географии, истории, биологии и так далее.

Субтест ИЛ (исключение лишнего) несет знания об умении испытуемой сравнивать предметы между собой. Результаты по данному субтесту позволяют предположить, что испытуемая хорошо справляется с данной задачей, умеет переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному. Испытуемая способна хорошо выделять общие признаки предмета и их свойства.

Результаты субтеста ПА (поиск аналогий) говорят о высоком уровне развития у испытуемой операций обобщения. Уровень развития словесно-логического мышления у испытуемой высокий. Можно говорить о том, что испытуемая быстрый и сообразительный человек.

Субтест ОО (определение общего) диагностирует уровень развития операции абстрагирования. Достаточно большое количество баллов по данному субтесту у испытуемой позволяет говорить о наличии хороших способностей к абстрагированию. По результатам данного субтеста можно сделать вывод о том, что испытуемая имеет хороший словарный запас, широкий кругозор.

Результаты субтеста З (запоминание) самые высокие. Это позволяет говорить о высоком уровне развития кратковременной памяти у испытуемой.

Данные по субтесту АР (арифметический) на среднем уровне. Это свидетельствует о средней способности испытуемой к математическому анализу и синтезу, математическому обобщению. Практические математические способности испытуемой так же находятся на среднем уровне.

Результаты субтеста ОЗ (определение закономерностей) позволяют судить о средних теоретических математических способностях испытуемой.

Результаты субтеста ГС (геометрическое сложение) очень низкие. Решение данных задач требует особого вида логики, при которой схватывание наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями. Данный вид логики у нашей испытуемой отсутствует. Следовательно, успехи в технической деятельности нашей испытуемой будут невысокой. Уровень развития пространственного мышления у испытуемой низкий.

Субтест ПВ (пространственное воображение) предъявляет высокие требования к развитию пространственного воображения испытуемой. Результаты данного субтеста низкие, следовательно уровень развития пространственного воображения у испытуемой также низкий. Наглядно-действенное мышление развито слабо.

Таким образом, можно сказать следующее: запас относительно простых сведений и знаний у испытуемой достаточно высок, испытуемая обладает хорошими аналитико-синтетическими способностями, умеет сравнивать предметы и явления между собой. У испытуемой присутствует высокая способность к обобщению, абстрагированию. Достаточно высок уровень сформированности научных понятий и в целом уровень развития. Уровень развития вербальной кратковременной памяти очень высокий, а данные по математическим субтестам невысоки. Оперирование пространственными образами у испытуемой развито слабо, пространственное мышление и воображение также слабо развиты.

Цель использования методики: измерение 16 личностных факторов для более полного представления о личности испытуемого.

Оборудование: бланк ответа, ручка.

Испытуемый: молодая женщина, занимающая должность менеджера по персоналу, возраст 26 лет.

Анализ и обработка материалов: после того, как испытуемая ответила на все вопросы, проводится обработка теста по ключу. При подсчете баллов по каждому фактору учитывается, что за совпадение с вариантами «а» и «в» начисляется по 2 балла, за совпадение с вариантом «б» начисляется 1 балл. Необходимо помнить, что при обработке результатов по фактору. В начисляется по 1 баллу за каждый правильный ответ. После того, как мы обработали результаты теста, у нас появились следующие данные:

ФАКТОРЫ

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

Q

Q1

Q2

Q3

Q 4

БАЛЛЫ

Далее, для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными у других людей в определенной популяции. Таблица стандартизации превращает сырые результаты в стены.

ФАКТОРЫ

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

Q

Q1

Q2

Q 3

Q 4

БАЛЛЫ

СТЕНЫ

Балл в стенах распределяется по 10 точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга. Стены 5 и 6 считаются средними, 4 и 7 – слегка отклоняющимися; 2,3,8,9 – сильно отклоняющимися, а 1 и 10 – крайними случаями. Результаты проведения методики в нашем случае выглядят так:

Исходя из полученных данных, проводим интерпретацию по каждому из факторов.

По фактору А наблюдается направление в сторону повышения (7 стенов). Это свидетельствует о том, что испытуемая человек открытый, коммуникабельный, легкий в общении. Этот человек легко включается в активные группы. Наличие 10 стенов по фактору В свидетельствует о высоком уровне интеллекта испытуемой. Этот человек быстро воспринимает и усваивает новый материал, способен получать и усваивать новые знания из любых областей. Результат по фактору С (7 стенов) говорит о том, что испытуемая эмоционально устойчивая, умеет трезво оценить ситуацию, действительность. В сложной ситуации способна принять правильное решение. В целом этот человек достаточно активный и зрелый. Результат фактора Е (9 стенов) показывает, что испытуемая относится к такому типу людей, которые склонны утверждать себя, свое «Я», могут независимо мыслить. По фактору F у испытуемой набрано 5 стенов, что находится в пределах нормы. Это говорит о том, что испытуемая в меру веселый и открытый человек. По фактору G также набрано количество баллов, которое находится в пределах нормы (6 стенов). Это позволяет говорить об испытуемой как о человеке, который обязателен, настойчив, на него можно положиться. Результаты фактора H (7 стенов) говорит о том, что данный человек склонен к спонтанным действиям, он социально активен, даже может ввязаться в авантюрные ситуации. Фактор I (8 стенов) говорит нам о том, что данный испытуемый склонен к мечтам, иногда требователен к вниманию. Не любит грубых людей и грубых профессий. Фактор L (6 стенов) свидетельствует о том, что испытуемая человек, который доверчив к людям, легко адаптирующийся в любой ситуации, уживается практически со всеми членами коллектива. По фактору М (3 стена) можно сказать, что испытуемая часто беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях. Результат по фактору N (5 стенов) свидетельствует о том, что наш испытуемый человек прямой, естественный и бесхитростный. Фактор Q (6 стенов) сообщает нам, что перед нами человек, которому присуще безмятежность, доверчивость и спокойность во всех действиях. Данного человека бывает трудно вывести из себя, он уверен в себе и невозмутим. Фактор Q1 (6 стенов) говорит о том, что человек уважает принципы, которые возникли давно, чтит традиции и устои прошлых времен, относится терпимо к традиционным трудностям. По фактору Q2 (4 стена) можно сказать, что данный человек любит работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение в группе. По результатам фактора Q3(5 стенов) мы видим, что испытуемая внутренне дисциплинированный человек, не склонен к конфликтам, следит, однако, за своей социальной репутацией. Фактор Q4(4 стена) свидетельствует о том, что человек большей частью спокоен, способен реально оценивать обстановку и достичь высоких результатов в своей деятельности.