Правила доброты. Доброта - это акт дарения. Мультфильмы про доброту

Л.Толстой

М.Сервантес

Ж.Ж.Руссо

ЦЕЛИ: Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность, учить находить у людей, героев и персонажей художественных произведений такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость; расширять словарь речевого этикета, вырабатывать навыки культуры общения, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Доброе утро, дорогие ребята! Посмотрите, какое сегодня чудесное, ясное утро. Давайте улыбнемся друг другу, пошлем добрые мысли и улыбки своим одноклассникам, родным и близким. Добрая улыбка поднимет настроение, подбодрит и поддержит в трудную минуту и в минуту радости.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Вас ждет увлекательное путешествие в страну «Доброты и добросердечия». (Слайд 2).

В сказках у путешественников часто встречаются волшебные предметы или существа-помощники. А нашей путеводной нитью по волшебной стране будут лепестки цветка доброты. А что такое доброта?

Продолжите предложение: Доброта – это …

Прочтите тему нашего урока. «ДОБРОТА – СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, ПОД КОТОРЫМ РАСПУСКАЕТСЯ ЦВЕТОК ДОБРОДЕТЕЛИ» (Слайд 3)

Да. Многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта. В толковом словаре можно прочесть следующее определение.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд 4)

Много времени прошло, чтобы люди поняли, что нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире.

А зачем нужна доброта?

Абсолютно верно, ребята, чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Ребята, подберите противоположное слово к слову доброта.

  1. ЛЕГЕНДА О ДВУХ ВОЛКАХ

(1 лепесток)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

"В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос?

Хотите узнать какой ответ дал старый индеец внуку?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.(Слайд 5)

Человек приходит в мир для добра. Мы живем в человеческом обществе, поэтому должны нести в этот мир свет и чистоту своей души, быть открытыми в мыслях, честными в поступках, милосердными и отзывчивыми.

  1. СТРАНИЧКА МУДРОСТИ

(2 лепесток)

Давайте посмотрим, как о доброте говорят мудрецы:

«Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

Л.Толстой

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»

М.Сервантес

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»

Ж.Ж.Руссо

  1. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРОТЕ

(3 лепесток)

Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Какие из них вы знаете? (дети произносят пословицы и поговорки о доброте.)(2, 62)

  • Злой не верит, что есть добрый
  • Добрая слава лежит, а худая бежит
  • Доброго чтут, а злого жалуют
  • · Добрые вести прибавят чести
  • · Твоя красота в твоей доброте
  • · Добрым словом и камень растопишь

(Слайд 7)

Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте. Добрые люди обладают хорошими качествами, с которыми я хотела вас познакомить, но их названия рассыпались. Давайте попробуем составить и объяснить новые слова.

  1. 6. РАБОТА В ПАРАХ

(4 лепесток)

СОСЕДИ СОВЕСТЬ


СЕРДЦЕ ЖЕЛАТЬ


ПОРЯДОК МЫСЛИ

Ребята читают получившиеся слова и записывают на доске.

Доброжелательность

Добросердечность

Добропорядочность

Добрососедство

Добросовестность

Добромыслие

  1. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ В.А.СУХОМЛИНСКОГО

(5 лепесток)

Ребята, давайте прочитаем рассказ В.А.Сухомлинского и попробуем ответить на вопрос: «Почему дедушка сегодня такой добрый?»

«Почему дедушка сегодня такой добрый?»

Слезай, Андрюша!

Почему это дедушка такой добрый сегодня? – с удивлением подумал внук.

  • · Ребята, как вы считаете, дедушка был добрым только сегодня?
  • · Почему он обнял и поцеловал внука?
  • · Как мы должны относиться к людям старшего возраста?
  • · Какие добрые качества проявил Андрюша по отношению к дедушке?
  • · Для чего нужно обладать такими качествами?

(чтобы жить дружно, не ссориться) А что для этого нужно делать?

Давайте попробуем составить правила, следуя которым можно стать чуточку добрее. А поможет нам в этом народная мудрость.

  1. 8. РАБОТА В ГРУППАХ

(6 лепесток)

Дети объединяются в группы и на основе поговорок составляют правила доброты:

Без добрых дел нет доброго имени.(1, 106)

Дети называют правила, а учительница записывает их на доске.

Правила доброты

ü Будь приветлив, вежлив.

ü Будь внимателен к людям.

ü Делай добрые дела.

ü Не отвечай злом на зло.

ü Прощай другим их ошибки.

ü Жалей других, а не себя.

ü Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.

(Слайд 9)

  1. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ

(7 лепесток)

Ребята, вы любите сказки? Вспомните, в каких сказках добро побеждает зло?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред. Послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума», которую расскажут вам ребята.

Добро без ума

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков. И вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

Зачем столько птиц?

Император ответил:

У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

Кто же кормит птенцов? – спросил мудрец.

Каких птенцов? – удивился император.

У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

Об этом я не думал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда? (3,57)

  1. ЦВЕТОК ДОБРОДЕТЕЛИ.

Ребята, на нашем Цветке Доброты 7 лепестков. Как называлась сказка, в которой тоже был цветок с 7 лепестками? Все ли волшебные лепестки были использованы на добрые дела?

На какое доброе дело был использован лепесток волшебного цветка? Давайте перевернем лепестки нашего Цветка и прочитаем очень важные качества добродетельного человека.

МИЛОСЕРДИЕ

БЕСКОРЫСТИЕ

УВАЖЕНИЕ

СКРОМНОСТЬ

НЕЖНОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ


От наших добрых слов и мыслей, от добрых улыбок и чувств распустился и засиял прекрасный ЦВЕТОК ДОБРОДЕТЕЛИ.

Ребята, я уверенна, что у всех вас доброе сердце, и вы делаете много добра своим ближним. Поделитесь с друзьями своей добротой, расскажите о своих добрых делах. (Рассказы детей)

Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека. Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Приложение

«Почему дедушка сегодня такой добрый? »

Залез Андрюша на шелковицу: привлекли черные ягоды. Наелся вдоволь, а тут дождь пошел. Пересидел Андрюшка дождь. Хотел слезть с шелковицы, но увидел, что под деревом сидит дедушка Петя. Вышел после дождя в сад. «Что же делать?» - думает Андрюша. – Слезать с шелковицы – натрусишь на дедушку всю воду с листьев, намокнет под дождем, заболеет.

Сидит Андрюшка, прислонился к ветке, боится пошевелиться. Ждет, когда дедушка к дому пойдет, а он не идет. Уже смеркаться стало, когда дедушка поднялся и спрашивает:

Почему ты на дереве сидишь, внучек?

Боюсь струсить на вас капли, дедушка…

Слезай, Андрюша!

Дедушка отошел. Андрюша слез с шелковицы. Дедушка обнял и поцеловал Андрюшу.

В.А.Сухомлинский

На основе поговорок составить правила доброты.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Живи добрее, будешь всем милее.

Без добрых дел нет доброго имени.

Литература

  1. 1. О.С. Богданова, О.Д.Калинина «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», -Москва: «Просвещение». 1985.
  2. 2. Н.А.Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня». Вып.1,2.-Волгоград:Учитель, 2005.
  3. 3. А.Лопатина, М.Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах».-М.: «Амрита-Русь», 2005.

Классный час "Спешите делать добро"

Цели и задачи:

    сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

    расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;

    способствовать расширению кругозора детей;

    развивать речь, память, мышление;

    воспитывать доброжелательность;

    формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.

Оборудование: название темы классного часа, разрезанные пословицы, рисунки детей о добре и зле, плакаты со словами «Добро» и «Зло», правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, магнитофон, запись песни Кота Леопольда.

Предполагаемый результат:

уметь различать добрые поступки от злых;

расширить кругозор детей;

формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.

Ход мероприятия

Слово учителя: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Тема занятия «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»

Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.

Дерево первое «Пословицы о добре»

Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)

Добро помни, а пожнёшь

Что посеешь, то и зло забывай

За добро добра не делай никому

Худо тому, кто добром плати

А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Добра желаешь, добро и делай.

Добро поощряй, а зло порицай.

Сделаешь худо, не жди добра.

Добро творить – себя веселить.

Делать добро спеши.

С добрым жить хорошо.

Добрый человек добру и учит.

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево

Дерево второе «Рисунки о добре»

В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.

А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.

Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы)

Вывод: добрых рисунков больше, чем злых. Посадили второе дерево

Дерево третье «Волшебные слова»

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

Предлагаю вспомнить вежливые слова.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.

Дерево четвёртое «Правила доброты»

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?

Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.

Сценка.

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик)

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!

Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопка: А для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так)

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)

Дерево пятое «Добрые поступки»

Легко или трудно быть добрым? (ответы детей)

Добрым быть совсем-совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)

Молодцы! Сажаем следующее дерево.

«Ласковое солнышко»

Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей)

Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы)

Грубый – ласковый

Злой – добрый

Грустный – весёлый

Горе – счастье

Вражда – дружба

Обман – правда

Невежливый – вежливый

Ненависть – любовь

Лень – труд

Обобщение. «Цветочная поляна»

Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами.

Сажая цветы, вы должны назвать: что такое доброта, назвать любые добрые поступки. (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)

Итог занятия

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

К. Боуви

Каждый ребенок регулярно сталкивается со словом «добро», он слышит от взрослых, что кто-то «добрый», что нужно проявлять «доброту», милосердие и сострадание. И конечно, он задает вопрос, что же это такое, что значит быть «добрым», как делать это самое «добро»? И тут задача взрослого помочь малышу разобраться с этим понятием и направить его по пути добра. Ведь ни для кого не секрет, что основа всего мира – это добро. Расскажем сегодня о доброте детям и взрослым... И пусть в мире загорится как можно больше звездочек любви, доброты и понимания!

Если бы каждый стал бы хоть чуточку добрее, в мире сократилось бы число преступлений, стало бы меньше войн, жизнь приобрела бы более яркие краски для всех. Сделать мир лучше можно, главное начать хотя бы с себя и своего чада.

Что такое добро?

Что такое доброта? Добро – одно из важнейших понятий, которое необходимо как можно раньше объяснить своему малышу. Конечно, понятие доброты абстрактное, и обычно детям трудно понять сразу такие вещи, но, проявив терпение, вы обязательно сможете достучаться до ребенка и рассказать о нем.

Добро – это хорошие искренние и бескорыстные поступки. Добрый человек всегда поможет другим и не оставит в беде, при этом он сделает это просто так и не будет ждать ничего взамен. Такой человек вызывает уважение, люди также относятся к нему по-доброму в ответ.

Доброта — это ценнейшее качество человека. Оно проявляется в заботе, понимании и принятии тех, кто рядом. Добрый человек всегда отзывчив и готов оказать посильную помощь и поддержку близким. Обычно добрый человек обладает также дополнительными положительными качествами: спокойствие, благородство, чуткость, вежливость, отзывчивость, великодушие.

«Добрый человек – счастливый человек». Эта мудрость была известна еще в древние времена.

А вот если человек злой и плохо относится к окружающим, к природе, то он может вызвать лишь сочувствие. Как правило, это несчастливый нервный и одинокий человек. Но ведь таким быть очень плохо, не правда ли?

Какая разница, тепло на улице или холодно, когда в твоем сердце целый день живет маленькая радуга...

Как научить ребенка доброте?

Воспитать в ребенке стремление к доброте, научить его быть добрым можно только на собственном опыте. Вы, как родитель, просто обязаны подавать малышу достойный пример, показывать ему свое доброе отношение не только к нему, но и к окружающим людям. Это поможет сформировать в голове маленького человека правильную модель поведения, ведь научно доказано, что дети повторяют, то, что видят, подражают взрослым.

Важно также дать понять чаду, что настоящая доброта – тихая и скромная, что о своих добрых поступках не нужно кричать во всеуслышание и уж тем более требовать какой-либо награды за совершенный добрый поступок.

Расскажите также, что доброта может быть наигранной, что есть люди, которые только делают вид будто бы они добрые, а на самом деле не испытывают никаких искренних чувств. Такая мнимая «доброта» не ценится и не помогает человеку быть уважаемой сильной личностью.

Используйте любой момент, чтобы помогать вашему ребенку, показывайте свою любовь к нему и окружающим. Отличным вариантом будет поход к приболевшей бабушке, помощь дедушке, подкормка птиц, уход за животными, общение с сестричкой или братиком. Обязательно следите за тем, какие отношения у вас в семье, помните, что ребенок запоминает и повторяет за вами большинство действий.

Устройте семейную традицию — каждый день совершать хотя бы одно доброе дело. Просто так... чтобы добро было... Ведь, что посеешь — то и пожнешь...

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
В. О. Ключевский

Зачем вообще нужна доброта?

А почему вообще нужно быть добрым? Такой вопрос просто наверняка сорвется с губ вашего малыша. Вы должны быть готовы ответить и на него. Объясните ребенку, что доброта нужна не только для своего ближайшего окружения, но и для всех остальных. Благодаря доброте наше общество может процветать и развиваться. Когда мы держимся друг за друга и помогаем, когда между нами нет корысти, то мы сильнее, работа продвигается лучше и быстрее, задачи решаются, а мир становится лучше.

Вы замечали, что с добрым человеком приятно и интересно общаться, что у него много друзей, он всегда доволен и улыбчив? А вот злой человек неприятен и не интересен, с ним вовсе не хочется дружить. Поэтому, чтобы не оказаться таким, нужно проявлять к людям больше сострадания, любви, быть заботливым, показывать им свое хорошее отношение, тогда и люди будут добры к вам ответ.

Мир настолько нуждается в доброте, что в честь доброты даже учредили специальный праздник, который отмечается во всем мире 13 .

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека и его доброты.

Михаил Пришвин

Отличным подспорьем в объяснении вообще любых понятий являются различные материалы, в том числе загадки, стихи, пословицы и поговорки, рассказы, притчи, фильмы и мультфильмы. В них очень наглядно показывается, что есть данное понятие и как оно используется. Предлагаем вам подборку отличных дополнительных материалов для того, чтобы показать своим детям, что такое добро.

Загадки про доброту

Загадки про доброту — это в большинстве своем описание чувств, качеств, и вариаций событий, которые ждут человека доброго и открытого душой:

Его не скушаешь, но вкус его сладок!
Его не видишь, но вид его приятен!
Оно может быть близко, если ты веришь в это!
Оно рядом, но его не потрогаешь! (добро )

Что оживляет человека? (добро ).

Оно бывает у тебя, когда все хорошо.
Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел.
Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе.
Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. (добро )

Какая голова сто рук прокормит? (добрая ).

Если в сердце нет любви,
И злоба на душе скребется,
Но как его ты не зови,
Оно тебе не улыбнется. (добро )

Не хвались серебром, а хвались... Чем? (добром )

Какие слова дороже богатств? — (Добрые)

Что бывает у тебя, когда вокруг всё хорошо?
Когда на небе солнышко и дождик уж прошел.
Чем чаще его делаешь ты людям, тем чаще делают его тебе.
То, что является ответом — всегда находится в душе. (добро )

Что на худо меняют? (добро )

Ну-ка, отгадайте дети,
что прекрасней всех на свете?
Если вы без настроения, —
помогает для общения
людям всем без исключения!
Путеводная звезда
Вашей жизни...! (доброта )

Притчи о доброте

О доброте веками люди слагали чудесные сказки и рождали притчи. Они прекрасно демонстрируют суть доброты. Например, вот этот ролик, облетевший интернет-пространство уже много-много раз, очень красноречиво и тонко говорит об этом:

Вот еще одна поучительная история о важности тишины добрых дел...

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и остаются непрочны в нем?»

Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят.

А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.

Вы же - будьте мудры и не делайте так!

Пословицы и поговорке о добре

Наверное, вы уже заметили, что про про добро огромное количество. Мы выбрали самые лучшие и интересные на наш взгляд, которые могли бы понравиться вашему ребенку и научить его хорошему.

  • Доброе слово доходит до сердца.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Красота до вечера, а доброта навек.
  • Не делай добра, не получишь и зла.
  • Доброе дело - правду говорить смело.
  • Доброго держись, а от худого удались.
  • Добрая совесть не боится клеветы.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Сделав добро, не кайся.
  • Добрые слова лучше мягкого пирога.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Свет не без добрых людей.
  • Доброе дело без награды не останется.
  • Доброе дело два века живет.
  • Доброе дело доброму не вредит.
  • Доброе дело крепко.

Мультфильмы про доброту

Поднимая с ребенком тему доброты и зла, милосердия и сострадания, обратите внимание и на произведения мультиндустрии. Рекомендуем посмотреть мультфильмы о доброте для детей и взрослых и обязательно обсудить с ним увиденное, поговорить о том, что произошло в мультике, как повели себя герои, где тут добро, как и почему нужно поступать именно так, а не иначе, в той или иной ситуации.

Чудесные мультфильмы о воспитании доброты мы собрали в этом плейлисте:

Очень часто добрые дела совсем мимолетны и просты — подарить близкому долгожданную игрушку, книгу или плед, еще чаще и легче — уделить немного времени, внимания, любви... Это так просто, но так сложно иногда... Давайте будем внимательны друг к другу и добрее!

Доброты вам, друзья, и счастья!

С любовью,

Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (3) Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (3) Как помириться и вернуть мужчину Тельца Помириться и вернуть мужчину тельца можно только в случае,… (2)

Классный час «Правила доброты и вежливости»

    Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. Работать над выработкой положительных черт характера.
    Плакаты: / Солнце с лучами и надписями /.

Доброта — это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Вежливость проявляется в отношениях с людьми. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших. Не отвечай на грубость грубостью. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

I. Остановка “Добрых улыбок”.

Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях

    “Добрых улыбок”. “Сказочных героев”. “Доброй Феи”. “Волшебных слов”. “Внимательных ребят”. “Фантазеров”.

И должны добраться до остановки “Доброты”.

— А на чем мы будем путешествовать, чтобы всё услышать и хорошенько всё разглядеть?

Возьмемся крепко за руки и улыбнёмся друг другу, подпевая, отправляемся в путешествие.

(Звучит песня сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского “Улыбка”).

Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми . Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

— А как вы думаете каких людей называют добрыми? Вежливыми?

(Чтение с плакатов: Доброта – это …. Вежливость – это…).

II. Остановка “Сказочных героев”

Мальвина : Здравствуйте, дети!

Буратино : (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!

Мальвина : Что ты такой невесёлый, Буратино?

Буратино : Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Мальвина : (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино : А что я тебе такого сказал?

Мальвина : Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино : Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина : Буратино, что у тебя за тон?

Буратино : Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина : Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.

Буратино : Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?

Мальвина : (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Буратино : А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?

Мальвина : Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

Друг всегда меня может выручить

Если что-нибудь приключиться вдруг

Нужным быть кому-то в трудную минуту

Вот что значит настоящий, верный друг.

Учитель : Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра.

III. Остановка “Доброй Феи”.

(Входит Фея с волшебной палочкой)

— Ребята, здравствуйте. Я Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните:

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель : Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему?

Этому нужно учиться.

Фея : В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту , заботливость и внимание . Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова? Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне будите называть волшебные слова.

IV. Остановка “Волшебных слов”.

Учитель : А сейчас давайте поиграем.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/. Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/. Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

V. Остановка “Внимательных ребят”.

Учитель : Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. А ведь человек и одевается в соответствии с настроением.

    Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

Посмотрите, пожалуйста, на эти лица. Что они выражают?

    – Какие взрослые вам больше нравятся?

– Какими чаще всего бываете вы?

Поднимите карточки от 1 до 5.

    – А сейчас слушайте внимательно. На партах у вас листочки и наряды. Оденьте человечков так, чтобы цвет наряда соответствовал их настроению.

– А у доски 3 ученика изобразят своё настроение, с которым они прошли на урок.

Изобразите на лице радость, огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “раз” и согнали грустное настроение и показали радость. Скажите друг другу вежливые слова.

VI. Остановка “Фантазёров”.

Изобразите доброту на бумаге.

— Как вы её представляете, в виде чего? И расскажите о своей доброте.

(Дети вывешивают на доску свои рисунки).

VII. Остановка “Доброты”

Учитель : — Вот мы и добрались до станции “Доброта”. А кто хочет, что-нибудь сказать?

Дети читают стихи :

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможем

Твоя доброта, улыбка твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались.

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны.

Мир – это радость, это дружеский привет!

— А как сделать, чтобы все люди стали сказочно добрыми и вежливыми?

Фея : — Ребята я ведь пришла к вам не с простыми руками. Я принесла лекарство от грубости, от драк и жадности. Вот кому только их раздать?

Учитель : Я думаю, что мы раздадим их всему классу.

Фея : Только запомните: перед тем как их принимать, надо загадать доброе желание. Тогда лекарство подействует.

(Фея раздает детям расфасованные в упаковки конфеты в виде таблеток).

Источник:
Классный час «Правила доброты и вежливости»
Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на
http://pandia.ru/text/78/287/91083.php

План работы по теме: «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

Прощать ошибки других;

С детьми обсуждаются такие темы, как «Трудно ли быть честным?». «Как сдержать слово» и так далее.

Не уверен – не обещай!

Забыл – попроси прощения!

Говори то, что думаешь!

Не можешь сказать правду – объясни почему!

Не выдавай чужую тайну!

Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;

Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся!

Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернешься!

Не капризничай, не ворчи! Твой каприз может исправить настроение другим.

Литература: «Клюева Н.В. Учим детей общению.

^ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Формировать образность речи детей

Развивать точность, выразительность, ясность изложения собственных мыслей

Способствовать творческому самовыражению детей

Развивать партнерство, умение работать в команде.

2. Кто является хозяйкой Артемона в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?

3. Имя галчонка из сказки «Дядя Федор, пес и кот»

4. Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке?»

5. О ком поведала повариха персонажам «Сказки о царе Салтане»?

6. На чем играл осел из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»?

«Как муравьишка домой спешил»

2. Назовите сказки, в названии которых есть числа

«Волк и семеро козлят» и др.

«Что же, дочь моя любимая, не берешь ты своего цветка желанного? Краше его нет на белом свете» («Аленький цветочек» Аксаков)

«Пришли девочки к богатырю, встали на коленочки, в голос плачут: «Дяденька, пожалей нас. Пройдет годок – другой, подрастем мы, и станет нас змей поедать. Страшно нам» («Никита Кожемяка».)

«Купил семена, приезжайте тянуть / Дед. «Репка»

«Хвост нашли, плакать перестал / Ослик. «Вини – Пух и все-все-все».

«Помни, все исчезнет после 12 ночи / Фея, «Золушка»

«Ушел от зайца, волка, медведя / Колобок, «Колобок»

«Купила самовар, приглашаю к чаю / «Муха – цокотуха»

«Ключ достал, скоро буду / «Буратино»

«Обязуюсь впредь мыть посуду / Федора, «Федорино горе»

«Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла / Железный Дровосек, «Волшебник изумрудного города»

Закреплять правила культуры общения со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, развивать дружеские, доброжелательные чувства друг к другу.

Приучать детей к самостоятельности в поступках и мыслях.

Материал : открытки с вопросами, «волшебная палочка», поднос, шкатулка.

Входит Фея вежливости.

Нужно ли снимать шапку, если ты пришел: в гости, театр, библиотеку?

Можно ли включить телевизор на всю громкость, если кто – то отдыхает?

Можно ли обманывать своих товарищей и взрослых. Какие люди лгут?

Можно ли и когда можно разговаривать в кино, в театре и других общественных местах?

Подошел к остановке троллейбус, водитель открыл двери, а пассажира выйти не могут. Как ты думаешь, почему?

Как мы назовем человека, который рвет цветы на клумбе, ломает ветки деревьев?

Почему нельзя рвать цветы в лесу, ловить бабочек, жуков, портить шляпки мухоморов, разорять муравейник?

Как ты поступишь, если нечаянно разбил чашку или вазу?

Если ты съел конфету, что нужно сделать с фантиком?

Вы пришли в театр, подошли к зеркалу, а мама уронила расческу. Как ты поступишь?

Почему настоящий вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться другим и грубить?

Как часто и в чем помогаешь маме?

Фея: Я довольна вами. А сейчас вас задену волшебной палочкой, и вы превратитесь, может быть в маму или прохожего, или просто друга. Фея задевает двух девочек. Вам стало скучно дома, и вы решили позвать к себе в гости друга, как вы скажите?

Продолжать обучать детей навыкам совместной деятельности,

Развивать умения самопредставления и понимания индивидуальных особенностей других детей;

Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Чтение книги «Азбука вежливости» Л. Васильевой

Работа по плану формирования доброжелательных взаимоотношений.

Продолжать формировать понятие о дружбе и ввести правила поведения друзей;

С помощью воспитателя и самостоятельно объединяться в небольшой группе для совместной деятельности, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников;

Развивать у детей внимание, восприятие, ассоциативное мышление, образную память;

Развивать умение с помощью мимики и жестов понимать друг друга;

Закреплять умение правильно отвечать на вопросы. Развивать умение владеть доказательной и диалогической речью.

Чтение сказок и обсуждение поступков литературных героев;

Беседы о взаимоотношение детей в группе;

Выучить пословицы, стихи, песни о дружбе.

Нагрудные знаки (красные – синие) с наклеенными цифрами;

Листы бумаги с названием сказок;

Красные, желтые, фиолетовые, бумажные квадраты.

Дурова Н. Очень важный разговор. – М., 1998г.

Клюева Н.В. Учим детей, общаться. – М., 2001г.

Молодова Л. Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников. – М., 2003г.

Соколова О. Этическое воспитание старших дошкольников. – М., 2005г.

Щипицина Л. Азбука общения. – М., 2001г.

Два съедобных яблока или сушку, печенье или конфеты – надо прикрепить к коротким швейным резинкам, а резинки привязать к протянутой поперек комнаты длинной резинке, как в «срезай-ке». Задача соревнующихся: съесть привязанные продукты, держа руки за спиной. Это очень веселый, шумный аттракцион, все обычно хотят в нем участвовать.

На расстоянии 3-х метров друг от друга ставим два стула спинкой к спинке. Между ними кладется веревка, концы которой проходят под сиденьями стульев. Двое детей садятся на стульчики спиной друг к другу. По хлопку ведущего надо вскочить со своего стула, перебежать на другой, сесть на него и дернуть за веревку. Выигрывает тот, в чьих руках окажется веревка. Победитель играет дальше, а на другой стул садится новый участник.

Все встают в круг и под музыку передают друг другу какую –нибудь небольшую легкую игрушку. Ведущий внезапно останавливает музыку, и тот, кто оказывается с игрушкой в руке, из игры выбывает. Музыка снова звучит несколько секунд, и опять кто – то выбывает из игры и так до победителя.

Ребята встают или садятся в круг, а взрослый ведущий бросает кому то из них мячик и задает смешной вопрос, на который отвечает не тот, кто поймал мяч, а его сосед справа.

Подобных игр можно придумывать множество. Главное продумать весь праздник и все к нему приготовить. Это должна быть карусель игр и развлечений, сюрпризов и призов, танцев и веселья, где взрослые участвуют наравне с детьми, и весь вечер руководят ими.

Источник:
План работы по теме: «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Тип: План работы; Размер: 0.74 Mb.; «Формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»
http://lib2.podelise.ru/docs/55530/index-9260.html?page=3

Правила доброты

Правила доброты: Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений Любить людей знакомых и незнакомых. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям Делать добро для близких, друзей. Не завидовать. Не вредничать. Не грубить.

Картинка 20 из презентации «Доброта человека» к урокам религии и этики на тему «Доброта»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока религии и этики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Доброта человека.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 3682 КБ.

«Доброта спасет мир» — Не бойся, добротой ребенка не испортить. Не бойся показать детям жизнь. Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». Народные пословицы. Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно». Родительский лекторий «ДОБРОТА СПАСЕТ МИР». Никогда не кричи на ребенка.

«Доброта» — Эмблема «недели доброты». Доброта – всегда созидательна! Кому нужна наша доброта? Как бы вы ответили на самые простые вопросы? Дарите только теплоту: ребенку, женщине и другу, и отодвиньте пустоту. Спешите делать. Как отличить доброго от недоброго? Операция «зелёный шар» в детском саду № 91. Какие поступки считать добрыми, а какие нет?

«Доброта и добро» — Не ведал хозяин, что силы вдруг разом оставили тело. Щедрость души – это суть доброго отношения к людям. Мир спасает не только красота…. Что в жизни главное. Нет доверия к человеку без его без доброты. Собака не взвыла ни разу. Из жизни братьев наших меньших. Чтобы стать человеком, надо любить людей.

«Доброта человека» — Песня «Дорогою добра!». Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других. Яруллин. Мыслите, думайте и творите добро. Доброе слово лечит, а злое калечит. Теплота. В жизни по-разному можно жить. Доброта и дружба твоя. Добро и зло. Хорошо бродить по городу. Добрым быть совсем — совсем не просто.

«Сердце хорошего человека» — Затем направился к соседу. Душа живет в сердце. Башкирская пословица. Ум - око души, но не сила ее; сила души - в сердце. Мусор. Добрый человек. О душе. Сердце зла. Младенческая грация души. Красота души. Один хороший человек. Абхазская пословица. Русские пословицы. Голова Иисуса Христа. Некрасивая девочка.

«Мать Тереза» — Практические советы Матери Терезы. Жить стоит. - То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье. Есть только один язык – язык сердца. - Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра. Всё равно стройте. Всё равно будьте счастливы. Надпись на стене основанного Матерью Терезой приюта для умирающих от СПИДа.

Источник:
Правила доброты
Содержание: Правила доброты: Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений Любить людей знакомых и незнакомых. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям Делать добро для близких, друзей. Не завидовать. Не вредничать. Не грубить. Картинка: 20, Презентация: Доброта человека.ppt, Тема: — Доброта — Картинки по религии и этике, Вид: Картинки
http://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/Dobrota-cheloveka/020-Pravila-dobroty.html

Правила Доброты» для страны

Тема прав женщин в первую очередь интересна и ценна тем, что дает выход на более широкий круг проблем и вопросов, связанных с общими тенденциями развития общества. В 90-х годах, после получения Украиной независимости и, по крайней мере, частичного привлечения общественности к мировым дискуссиям и контекстам, в Украине заговорили о гендерном вопросе. Впрочем, в нашем случае у него своя специфика.

Украинская ситуация - неоднородная и парадоксальная: на давние традиции вынужденного женского лидерства накладывается современный высокий уровень домашнего насилия. Высшее образование в Украине имеют на несколько процентов больше женщин, чем мужчин, доля женщин среди госслужащих составляет 73%, в то же время присутствие женщины в политике, влияние на принятие важных решений - незначительное по сравнению с общеевропейской ситуацией. А если женщины и появляются на высшем властном олимпе, то очень часто они не становятся «берегинями» или воинами света и добра. В политике действуют свои правила. Поэтому, конечно, дело не только в поле.

Говорят, что общество - глухое, что оно не хочет слышать о своих проблемах. Но я думаю, что проблема не в глухоте, а в голосе. Если женщины будут выражать позицию, то их обязательно услышат, - заметил под занавес форума лидер политической партии «Фронт Змін», основатель Фонда «Відкрий Україну» Арсений ЯЦЕНЮК. - Роль и место женщины в мире за последние несколько десятков лет очень изменилось. Особенно это касается посттоталитарных и посткоммунистических обществ. Стандартная составляющая - чисто семейная - уже в далеком прошлом. Сегодня другое качество: оно заключается в том, что женщина по-другому воспринимает свою социальную роль и миссию в обществе. Говоря о детях, вы говорите не только о собственных, а о десятках и сотнях детей в других украинских семьях. В этом и заключается новая роль и место женщины в Украине.

Итак, из ста претенденток с лидерским потенциалом Наблюдательный совет Фонда отобрал 32 человека из разных регионов Украины. Сферы их общественной активности очень разнообразны: от опеки онкобольных детей до отвоевывания высокого статуса библиотек в стране, от поддержки вич- позитивных молодых родителей до лоббирования (в хорошем смысле этого слова) интересов ремесленничества и народных промыслов в Крыму. Женщины, которые двигают вперед эти инициативы, получили необходимые ресурсы для разработки и реализации большой информационной кампании. В итоге они создали два продукта: документальный фильм «О чем не говорят мужчины» и фотовыставку «Дети как дети», которая уже побывала в Киеве, Харькове и Ивано-Франковске.

Кампания «Дети как дети» заключается в нестандартном освещении проблемы социальной интеграции детей с недостатками развития, - рассказывает харьковчанка Елена КОЧЕМИРОВСКАЯ, победительница программы, автор проекта «Улучшение ситуации в сфере противодействия насилию в семье и жестокому поведению в семье» . - Часть детей, привлеченных к проекту, имеют определенные заметные недостатки, другие - только несущественные болезни, с которыми можно жить нормальной жизнью, некоторые - вообще здоровые. На фотографии разница между ними почти незаметная. Так зачем делить детей на больных и здоровых, ведь дети - это же дети, и отношение к ним должно быть соответствующее.

Что касается фильма «О чем не говорят мужчины», то он состоит из небольших сюжетов, каждый из которых представляет определенную социальную проблему на карте Украины, а также общественную организацию и женщину-лидера, которые занимаются решением этой проблемы (пока Фонд ведет переговоры с украинскими центральными и региональными каналами о показе фильма в эфире). Оказалось, что самая распространенная проблема среди тех, кто на общественных началах пытается помочь обществу - не отсутствие людей и финансирования, а отсутствие помещения. Местная власть отдает преимущество коммерческим нанимателям, а не благотворителям, которым помещение в аренду нужно сдавать на льготных условиях. Но, даже не имея собственного помещения и зачастую без какой-либо поддержки или хотя бы заинтересованности со стороны государства, эти женщины умудряются инициировать локальные социальные революции.

«ЗАЛОЖНИЦЫ» АРИИ ОДАРКИ

В этом контексте один из докладчиков, основатель и главный исполнительный директор «Horizon Capital» Наталия ЯРЕСЬКО отметила важный, хотя и довольно печальный аспект: «Нужно дать возможность детям с особыми потребностями чувствовать себя полноценными членами общества. Хотя сегодня даже здоровые дети не чувствуют себя такими».

Почему? И действительно ли присутствие женщин на ключевых руководящих должностях способно автоматически решить эту проблему? Ведь она - комплексная. К сожалению, система «естественного отбора», искусственно созданная в украинской политике, не способствует появлению во властных верхах моральных людей, способных реагировать и на человеческую боль, и на острые социальные проблемы. Согласитесь, что у таких «женщин-лидеров», как Наталья Витренко или Инна Богословская, совсем другие задачи.

ОТКУДА БЕРУТСЯ МАЖОРЫ?

Что же касается чисто гендерного аспекта, то, наблюдая за Еленой НИКОЛАЕНКО, председателем представительства в Одесской области ВОО «Совет многодетных семей «Большая семья» , каждый из нас почувствовал, что ссылаться на нехватку времени и сил - просто отговорка. Кроме общественной активности, пани Елена воспитывает семерых (!) детей. Кстати, на форум она приехала с самым младшим представителем своего рода.

«В СМИ должна быть пропаганда здорового отношения к женщине - не только как к матери и хозяйке, но и как к общественному лидеру, - считает Елена Николаенко. - Я прекрасно понимаю, что большинство медиа - частные, но люди должны понимать, насколько это важно. Я считаю, что женщина-лидер и женщина в своем традиционном образе - это два неразрывных аспекта, ведь женщина может быть лидером лишь тогда, когда она внутренне спокойна. А внутренний покой, по моему мнению, может дать только семейное благосостояние.

Один из докладчиков, народный депутат Ирина ГЕРАЩЕНКО привела показательный пример такой потери чувствительности:

Недавно мне позвонила по телефону депутат из ПР и попросила прочитать на одном из сайтов статью «Стая сук». Этот материал, написанный журналистом-мужчиной, посвящен украинским журналисткам. Так он пишет о женщинах, которые «позволили себе» задавать Президенту Украины вопросы о его сыне, за которого в парламенте голосуют коллеги. На мой взгляд, это дикая ситуация, когда мужчины в любой сфере позволяют себе говорить или писать такие вещи и не наталкиваются ни на какое-либо осуждение - ни со стороны собственника издания, ни со стороны других мужчин, ни со стороны общественных организаций, - отметила Ирина Геращенко.

Очевидно, это не вопрос отношения к женщинам. Это проблема атмосферы, которая господствует в обществе и в отдельных средствах массовой информации, которые эту антисанитарию активно поддерживают и преумножают. Украинскому обществу еще надлежит усвоить базовые, «детские» «Правила Доброты».

Подводя итоги программы поддержки женского лидерства, председатель Наблюдательного совета Фонда «Відкрий Україну» Терезия ЯЦЕНЮК рассказала, что в ближайшее время Фонд возьмется за стимулирование школьного и подросткового лидерства.

Лилия ГРИНЕВИЧ, координатор направления «Общество знаний» в Правительстве изменений:

Во всем цивилизованном мире есть программы поддержки политического участия и женского лидерства. Наш проект продемонстрировал, что женщины имеют лидерские качества. Кроме того, женщины более чувствительны, чем мужчины, к так называемым женским проблемам. Но это не значит, что они касаются только женщин, это касается семей в целом: здоровья детей, здорового питания. Если среда комфортна для женщины, она комфортна для всех. Поэтому поддержка политической или общественной позиции женщины является чрезвычайно важной для Украины.

Наш проект демонстрирует, что в нашем обществе есть живые социальные ткани. Есть отдельные люди, создающие сети, объединяющиеся в организации. Их объединяет боль, общие проблемы. Небезразличные люди не замыкаются на решении исключительно собственных проблем. Они стремятся решить их системно. Я думаю, что это понимание может спасти наше общество и даст нам возможность пережить времена авторитаризма. При такой системе власти очень легко потерять из поля зрения проблемы, которые действительно волнуют людей. Но в то же время живая социальная ткань, о которой шла речь, позволяет запустить движение помощи, добра.

Оксана ГРИГОРЬЕВА, президент Молодежного центра Атлантического совета Украины:

К сожалению, украинское общество имеет болезненную зависимость от телевидения, которое несет в массы «инфицированную» информацию. Чтобы общество сдвинулось с места, нужно как можно больше говорить о ежедневных насущных проблемах. Когда мы создавали наши проекты, то обратили внимание на села, где нашли множество действительно талантливых детей. У них обычные родители, им никто не помогает, но у них есть желание развиваться. С помощью организованных нами программ эти дети стажируются в Брюсселе, Лондоне, Париже. Правда, потом они уже не хотят возвращаться в село, где нет ни образования, ни рабочих мест, а молодежь спивается. Государству давно нужна масштабная программа «Вернись в село!»

Инна КРАВЧЕНКО, представитель «Харьковского центра волонтеров»:

Евгения КУЗНЕЦОВА, победительница программы «Пространство изменений: женщины-лидеры», проект «ФБД «Кроха»:

Фильм, который мы сняли, благодаря тому, что у нас работает эта система «шести рукопожатий», городской голова Лукьянченко повезет в августе в Германию, он будет презентовать этот фильм и деятельность нашего фонда. За счет городского бюджета сделают перевод на немецкий язык. Не потому, что городской голова проникся судьбой больных детей, а потому, что к нему в кабинет зашли и принесли этот фильм. Поэтому самое главное, что должно быть, - это желание, инициатива, потому что даже денежные вливания не всегда срабатывают.