Практическая по химии определение массовой доли. Практическая работа по химии на тему "приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества"

Приготовление растворов солей
с определенной массовой долей
растворенного вещества

Практическая работа (1 ч) 8 класс

Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов. Каждый ученик выбирает один из пяти предложенных вариантов задач. Задания, обозначенные звездочкой (*), предназначены для учащихся, успешно выполнивших предыдущие задания.

Цели . Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Оборудование . Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы . NaCl, Н 3 ВO 3 , СuSO 4 , NaHCO 3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH, дистиллированная (кипяченая) вода.

Подготовить для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы по инструкции, используя материал учебников 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 34) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 30).

ХОД УРОКА

В письменном отчете записываются название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.

Вариант № 1

Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Вариант № 2

Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?

Вариант № 3

В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?

Вариант № 4*

Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?

Вариант № 5*

Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?

Пример решения задачи

Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.

Этапы выполнения работы

1 . После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6–7 мин).
2 . Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном перемешивании!

Взвешивание
(6–7 мин)

· Отрегулируйте арретиром весы.
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую – разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
· По окончании работы проверьте разновесы. Весы арретировать (привести в нерабочее состояние).

Жидкости на весах не взвешивают !

3 . Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1–2 мин).
4 . Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
5 . В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.

Пример . 0,9%-й раствор NaCl называется физиологическим. Применяется для инъекций.

6 . Сделайте письменный вывод о проделанной работе (5–6 мин).
7 . Приведите рабочее место в порядок (1–2 мин).
Сдайте тетради на проверку.

Домашнее задание

Задача . Определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.

Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в карточке учета умений.

Карточка учета умений

Операции практической работы Фамилии учащихся
А Б В Г Я
Приготовление склянки для раствора
Знание правил техники безопасности
Взвешивание вещества
Работа с мерным цилиндром
Приготовление раствора
Kультура выполнения опыта
Оформление отчета

Образцы отчета о проделанной
практической работе

Вариант № 1

Взвешиваю 1 г борной кислоты, помещаю его в стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл. Вещество растворяется в воде. Для его лучшего растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Вариант № 2

Взвешиваю 5 г гидрокарбоната натрия и помещаю в химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл). Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество растворяется. для его полного растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Получила 10%-й раствор NaHCO 3 . Переливаю раствор в склянку с этикеткой.
Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

Вариант № 3

Взвешиваю на весах 5 г хлорида натрия и помещаю соль в химический стакан. Мерным цилиндром отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего растворения соли перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку.
Раствор используют в быту для засолки огурцов и квашения капусты. В лаборатории раствор NaCl используют как реактив для проведения химическиx реакций.

Вариант № 4*

Взвешиваю на весах 8,7 г соли CuSO 4 . Отмериваю мерным цилиндром 100 мл воды и переливаю в стакан с солью. Перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Приготовленный раствор переношу в склянку с этикеткой.
Раствор используют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

Вариант № 5*

Добавим к выданному 30%-му раствору щелочи 266 мл воды. Получили 10%-й раствор NаОН.
Внимание ! Если для приготовления растворов берут щелочь в кристаллическом виде, тогда щелочь добавляют в воду.
Раствор используют в химической лаборатории для проведения химических реакций.
Вывод. Рассчитав массу вещества и объем воды, приготовили раствор с заданной концентрацией растворенного вещества, используя операции: взвешивание, отмеривание объема жидкости, растворение. Растворы широко применяются в быту и народном хозяйстве.

Домашнее задание

Домрачева Нина Павловна

Учитель химии

МБОУ «Новоторъяльская СОШ»

Новоторъяльского района Республики Марий Эл

Паспорт урока

Предмет: химия

Тема урока: Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества

Тип урока: практическая работа

Цель: приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды.

Задачи:

1. образовательные:

    закрепить и проверить умения решать задачи прикладного характера на вычисление массы растворенного вещества и объема воды;

    научить учащихся приготавливать растворы веществ, имеющих практическое значение в повседневной жизни.

2.воспитательные:

    воспитывать ответственное отношение к выполнению своей работы, наблюдательность, настойчивость

    воспитывать культуру поведения в мире веществ.

3. развивающие:

    развивать умения переносить знания о растворах в новые условия;

    развивать коммуникативные качества учащихся: способность к сотрудничеству, взаимопомощи, делового общения.

Умения:

    общелабораторные: растворение, взвешивание, работа с мерной посудой;

    организационные: соблюдать правила ТБ, работать по инструкции, оформлять записи, осуществлять самоконтроль, соблюдать аккуратность

Форма организации работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, групповая.

Оборудование: медицинские перчатки, технические весы с разновесами, колба, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, тв. гидрокарбонат натрия, борная кислота, сульфат цинка, перманганат калия, таблетки фурацилина, таблетки гидропирита, хлорид натрия.

План урока

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Целеполагание

    Выполнение работы

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, визуальный контроль подготовки учащихся к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности:

Ребята, вы любите сказки? И я их очень люблю. А давайте сегодня на уроке побываем в сказке, и не просто будем присутствовать, а будем непосредственными участниками этой сказки, её героями.

Итак, представьте себя на борту красивого белого корабля. Вы на верхней палубе корабля, кругом вода, а впереди…

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С куполами золотыми

И с оконцами резными

У окна царевны лик,

На море она глядит,

И не ест она, не спит,

Грусть, тоска её съедает,

И болезнь одолевает…

Ей поможет эликсир.

Но волшебный эликсир

Он в руках у злой купчихи,

Сватьи бабы Бабарихи,

Что на острове Буяна,

В царстве славного Салтана.

Ребята, нужно помочь царевне. Итак, какова же цель нашего путешествия?

(узнать рецепт волшебного эликсира и приготовить его раствор).

Отправляемся в путешествие за рецептом волшебного напитка.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах,

Но заветная страна

Очень далеко пока.

На нашем пути 1 препятствие - горбатые киты. Чтобы преодолеть препятствие, вы должны пройти тест (Приложение № 1), самопроверка (правильные ответы на экране), подсчитываем количество правильных ответов и заносим их в маршрутный лист. Первое препятствие прошли.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах,

И заветная страна

Вот уж, вот, почти видна.

На нашем пути 2 препятствие – морские рифы.- нужно повторить правила по ТБ (Приложение № 2). Работа в паре: по очереди –по 5 правил по ТБ, которые необходимо соблюдать при выполнении практической работы.

Подсчитываем количество правил и заносим их в маршрутный лист. Второе препятствие прошли.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

И заветная страна

Там в дали уже видна.

На нашем пути 3 препятствие – айсберг, его нужно обойти – решить задачу (Приложение № 3). Задачи под номерами на выбор. Работа в паре. Проверяем решение (решение задач, критерии оценки на экране), ставим оценку и заносим её в маршрутный лист. Двигаемся дальше.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

И заветная страна

Ближе, ближе к нам она

На нашем пути 4 препятствие – шторм: приготовление раствора (Приложение № 4) Склянку с готовым раствором сдаем учителю или лаборанту, получаем оценку и заносим её в маршрутный лист.

Ребята, где можно использовать приготовленные вами растворы? (В домашних условиях для лечения некоторых заболеваний).

Могут ли эти растворы помочь царевне? (Нет, так как у неё тяжелое заболевание).

Ветер на море гуляет

А кораблик подплывает.

Пушки с пристани палят-

Кораблю пристать велят.

Пристаем к причалу сходу,

А на берегу – народу.

Здесь и баба Бабариха

Отдает листок заветный

В нем рецепт великолепный.

Открываем экран, читаем: приготовить 0,9 % раствор хлорида натрия массой 50 г. Решаем задачу, проверяем её решение у доски, готовим раствор

(2 ученика готовят раствор, класс комментирует каждый этап приготовления раствора).

Ребята, в чем особенность этого «простого» раствора?

Выступление ученицы 10 класса биолого – химического профиля: Называется этот раствор «физиологический» или сокращенно «физраствор». И для человека он имеет большое значение. Хлорид натрия содержится в плазме крови, а также в различных жидкостях организма. Именно он отвечает за давление плазмы и внеклеточной жидкости. При его недостатке в организме возникают спазмы мышц, судорожно сокращается скелетная мускулатура, нарушается работа всех систем организма, в первую очередь, сердечно – сосудистой и нервной. Таким образом, физраствор – незаменимое средство в современной медицине, а его концентрация – залог нашего здоровья и хорошего самочувствия.

Вот такой живительный раствор вы сегодня научились готовить.

Как вы думаете, помогли вы царевне? (ответы учащихся))

Подводим итог нашего урока.

Чему вы научились сегодня на уроке? (Приготовлению раствора с определенной массовой долей растворенного вещества).

Что необходимо знать, чтобы приготовить раствор? (Необходимо взвесить определенную массу твердого вещества, отмерить объем воды и перемешать содержимое до полного растворения твердого вещества).

Где можно использовать приготовленные вами на уроке растворы?

(№1 – для промывания глаз, для примочек;

2 – при ожогах, для полоскания горла;

3 – при простуде и боли в горле – полоскание;

(№4 –глазные капли для лечения конъюнктивита;

5 – раствор фурацилина для лечения ангины;

6 – для промывания ран;

7 – для обработки ран).

Приводим в порядок свое рабочее место. Маршрутные листы сдать учителю.

Домашнее задание: решить задачи на выбор

1. Какова массовая доля в % соли в супе, который вы обычно едите? (чайная ложка вмещает около 10 г. поваренной соли.)

2. При приготовлении рассола для соления огурцов на ведро воды (5л) требуется 600 г. поваренной соли. Вычислите массовую долю вещества в растворе.

3. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85% раствор поваренной соли, называемый физиологическим раствором. Вычислите сколько воды и соли нужно взять для получения 5 кг физиологического раствора.

Всем спасибо за работу. Урок закончен.

Приложение

Маршрутный лист

Я верю в тебя и желаю успешной работы

этапы работы

оценка

1. тест

2.правила по технике безопасности

3. решение задачи

4.практическая работа

Приложение № 1 Тест «да-нет»

    Раствор – однородная смесь, состоящая из двух или более компонентов (да)

    Воздух – это смесь газов (да)

    Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворителя к массе растворенного вещества (нет)

    Растворы могут быть твердые, жидкие, газообразные (да)

    Вода является универсальным растворителем (да)

    Для того, чтобы приготовить раствор серной кислоты, нужно воду тонкой струйкой вливать в кислоту (нет)

    Морская вода является раствором (да)

    Масса раствора – это сумма масс растворителя и растворяемого вещества (да)

    Углекислый газ не растворяется в воде (нет)

    Массовая доля растворенного вещества может быть выражена в процентах (да)

    При нагревании воды растворенные в ней газы улетучивается (да)

    Сахар - это малорастворимое вещество (нет)

Приложение № 2 Правила ТБ.

1.Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием.

2.Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

5. Запрещается оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами.

7. Работать только над столом.

8. Для каждого вещества отдельная ложечка.

9. Разновесы берем пинцетом.

10. Чашки для весов должны быть сухими.

Приложение №3 Задачи. Повтори формулы, необходимые для решения задачи (плотность воды принять равной 1г/л)

    Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50г. раствора с массовой долей кислоты 2%. Где применятся данный раствор?

    Какие массы гидрокарбоната натрия и воды нужно взять, чтобы приготовить раствор массой 50г с массовой долей 10%? Где применяется данный раствор?

    Определите массы воды и соды, необходимые для приготовления 150г раствора с массовой долей соды 2% Где используется данный раствор?

    Какие массы сульфата цинка и воды необходимо взять для приготовления раствора массой 100г с массовой долей соли 2,5%.Где можно использовать данный раствор?

    Сколько нужно взять воды и таблеток фурацилина, чтобы приготовить 200г раствора с массовой долей 2%? Где используется данный раствор?

    Сколько нужно взять воды и перманганата калия (марганцовки) для приготовления 100г раствора с массовой долей вещества 2%? Где используется данный раствор?

    Сколько таблеток гидропирита (каждая 0,75г) и воды необходимы для приготовления 100г 3% раствора? Где применяется данный раствор?

Приложение № 4 Инструкция по выполнению работы

1.Отрегулируйте арретиром весы. Взвешиваемое вещество насыпаем на левую чашку весов, разновесы ставим на правую чашку весов.

2. Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть в те гнезда футляра, из которых они были взяты.

3. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан или в колбу на 200мл.

4. Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем воды и вылейте в стакан с веществом.

5. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов.

6. В маршрутном листе опишите последовательность ваших действий.

7. Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту. Получите оценку.

Литература

1.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8-9 классы. Методическое пособие- М, Дрофа, 2004.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 10-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2005.

3.Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

4. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия 8 класс –М.: Дрофа, 2005

Технологическая карта урока № 20

Ф.И.О. учителя : Говоруха О.В.

Класс: 5

Предмет: технология

Количество часов : 1

Тема урока : «Приготовление блюда из вареных овощей».

Цель урока: Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Задачи урока:

1) Ознакомить учащихся с основными видами тепловой обработки овощей.

2) Научить учащихся правильно проводить тепловую обработку овощей и готовить блюда варёных овощей

3) Воспитывать у учащихся интерес к искусству приготовления пищи, аккуратность, организованность, самостоятельность и эстетический вкус, умению бережно и экономно использовать продукты, содержать в порядке рабочее место при приготовлении блюд из варёных овощей.

Тип урока: Практическая работа

Образовательные ресурсы: УМК по технологии учебник 5 класс Н.В. Синица, В.Д. Симоненко; рабочая тетрадь, компьютер, презентация, набор столовой посуды и приборов для приготовления салата из вареных овощей, инструкционные карты, плакаты.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные - учащиеся узнают о способах тепловой обработки овощей технологией приготовления винегрета, ознакомятся с требованиями к качеству и оформлению готовых блюд из вареных овощей.

Метапредметные (УУД):

- регулятивные – определение технологической последовательности приготовления салата.

коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

- познавательные - выбор наиболее рациональных способов приготовления пищи и проводить сравнительный анализ.

Личностные способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства, умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

этапа урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг. Момент.

Проверка знаний по теме предыдущего урока.

Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию (учебник, тетрадь, ручка, дневник).

Повторение пройденного материала:

2. Как определить готовность овощей при варке?

3. От чего зависит форма нареки овощей?

4. Сообщение, что означает слово «Винегрет».

Ответы детей.

1.Чтобы уменьшить потери витамина С, овощи варят в посуде с закрытой крышкой.

2. Овощ необходимо проколоть ножом или вилкой; он должен быть мягким.

3. Форма нареки овощей зависит от вида салата.

К. развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.

Продолжим урок.

1.Чему же мы должны научиться на этом уроке.

2. Какие задачи мы поставим.

Техника безопасности при кулинарных работах

ТБ при пользовании электрической плиткой.

1) Перед включением проверьте исправность шнура питания.

2) При включении плитки штепсельную вилку вводите в гнёзда штепсельной розетки до отказа. Не допускайте выключения вилки дёрганием за шнур.

3) Для варки овощей использовать огнеупорную посудой. Запрещается пользоваться пластмассовой посудой.

4) Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.

ТБ при пользовании режущими инструментами.

1) Соблюдайте максимальную осторожность при разрезании овощей ножом.

2) Передавать ножи и вилки только ручкой вперёд.

3) Овощи нарезайте на разделочных досках, соблюдая правильные приёмы резания. Пальцы левой руки должны быть согнуты и находится на некотором расстоянии от лезвия ножа.

4) Соблюдайте осторожность при работе с ручными тёрками. Плотно удерживайте обрабатываемые продукты (фрукты, овощи), не обрабатывайте слишком малые части.

Последовательность выполнения работы

1) Надеть рабочую одежду (фартук, косынка или пилотка)

2) Вымыть руки с мылом.

3) Изучить технологическую карту

4) Организовать рабочее место учащегося

5) Приготовить блюдо согласно технологической карте.

6) Выполнить сервировку стола.

7) Произвести подачу приготовленного блюда.

8) Убрать своё учебное место.

1. Научиться готовить салат из вареных овощей. 2.Научиться нарезать вареные овощи кубиками.

3. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи и правила ТБ при работе с ножом.

Рассказывают технику безопасности при кулинарных работах

Л.Самоопределение, самоорганизация,

К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Предложить ученикам изучить технологию приготовления винегрета по предложенной технологической карте.

Приложение Последовательность приготовления винегрета, технологическая карта приготовления салата.

Высказывают предположения изучают технологическую карту

П.извлечение необходимой информации из текстов

Р.выполнение пробного учебного действия

К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Практическая работа «Приготовление винегрета»

Учитель распределяет действия учащихся.

Во время приготовления винегрета учитель обращает внимание учащихся на памятки и советы находящиеся в качестве подсказок в зоне выполнения практических работ, в доступных для глаз местах. Приложение

При употреблении пищи учитель следит за соблюдением правил поведения за столом и правилами пользования столовыми приборами.

Время завершить приготовление блюда, убрать рабочие места, приступить к дегустации.

Надевают косынки и фартуки, проходят в столовую для выполнения практической работы.

Ученики готовят салат, показывая практически нарезку овощей пользуясь технологической картой приготовления салата. Приложение

Готовый, красиво оформленный салат ставят на стол. Ученики садятся за стол, оценивают внешний вид блюда с помощью карты оценивая готового блюда. Приложение

После приема пищи учащиеся моют и сдают посуду.

Р. определение технологической последовательности приготовления салата.

К- умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

П. выбор наиболее рациональных способов приготовления пищи и проводить сравнительный анализ.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Какова последовательность приготовления винегрета?

2.Как можно украсить винегрет?

3.Какие правила нужно соблюдать при приготовлении винегрета?

Отвечают на вопросы, проговаривают о своих затруднениях

П.анализ, синтез, обобщение, классификация.

К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.

Л. Осознание ответственности за общее дело.

Рефлексия учебной деятельности.

Подведём итог урока.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнала….

На этом уроке я похвалила бы себя за…..

После урока мне захотелось…..

Сегодня я сумела….

Спасибо за урок!

Дом.зад. Выясни, как происходит варка на пару, какое приспособление для этого необходимо иметь. Выполнить задания в рабочей тетради.

П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

К.планирование учебного сотрудничества.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Растворимость веществ»

Цель: изучение растворимости некоторых веществ при различных условиях; закрепление знаний о явлении растворимости

Рис. 1. Кривые растворимости

Некоторых солей

Практические работы" href="/text/category/prakticheskie_raboti/" rel="bookmark">практической работы .

Из жизненного опыта вам известно, что растворимость веществ не безгранична. По степени растворимости вещества можно разделить на практически нераство-римые например, хлорид серебра - 0,0015 г/л), малорастворимые ( гипс- 2 г/л) и хорошо растворимые (сахар - 2000 г/л). В соответствии с количеством растворенного вещества юры могут быть ненасыщенные, насыщенные и перена-сыщенные.

Раствор, в котором данное вещество при данной темпера|туре больше не растворяется, называется насыщенным, а раствор, в котором еще может раствориться добавочное количество данного вещества, - ненасыщенным. Например, - насыщенный раствор поваренной соли при комнатной тем­пературе образуется при растворении в 100 г воды 32 г соли. Если мы добавим еще некоторое количество соли, то она вы­падет в осадок. Однако при нагревании смеси соли с водой до 100°С в 100 г воды может раствориться 39,8 г соли. При охлаждении раствора избыток соли не всегда выпадает в осадок. Такие растворы называются перенасыщенными (они очень неустойчивы). Графически зависимость растворимости от температуры выражается так называемыми кривыми растворимости (рис. 1). По ним можно определить растворимость вещества при различной температуре, выбрав соответствующую точку. Например, растворимость калийной селитры при 700 С – 130 г в 100 мл воды. Количественно растворимость характеризуется коэффициентом растворимости – эта масса (в г) вещества, насыщающаяся при данных условиях 100г растворителя.

Ход работы

Результаты оформляете в таблицу:

I. Зависимость растворимости от природы растворяемо­го вещества.

1. Получите следующие вещества: иодид калия (KI), по­варенную соль (NaCl), калийную селитру (KN03).

2. Пользуясь графиком растворимости, определите коэф­фициенты растворимости этих веществ при данной тем­пературе (массу веществ, образующую насыщенный рас­твор в 100 мл воды).

3. По возможности точно отвесьте необходимые количе­ства веществ и отмерьте мерным цилиндром объем во­ды - 100 мл (три порции).

4. Приготовьте насыщенные растворы: осторожно при­сыпайте в колбы с водой отвешенное количество ве­ществ, постоянно перемешивая стеклянной палочкой. Убедитесь, что растворы насыщенные (вещества больше не растворяются). Избыток вещества удалите из раствора фильтрованием.

Колбы, в которых находятся насыщенные растворы по­варенной соли и калийной селитры, оставьте для даль­нейшей работы.

II. Зависимость растворимости твердых веществ от тем­пературы.

1. Возьмите насыщенные растворы калийной селитры и поваренной соли, нагрейте их до кипения и прекратите нагревание.

2. Осторожно добавляйте NaCl и KN03 в соответствую­щие горячие растворы, пока не получите перенасыщен­ные растворы (дальнейшего растворения веществ не про­исходит). Отметьте, какого вещества удалось растворить больше (сравните ваши наблюдения с данными кривых растворимости этих веществ).

3. Охладите растворы. Наблюдайте выпадение кристал­лов растворенных веществ.

Сформулируйте общий вывод по практической работе

Цель : приготовление раствора с заданной массовой долей путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды.

Реактивы и оборудование: растворяемое вещество (поваренная соль, сахар, лимонная кислота, натриевая селитра), вода; весы с разновесами, стакан, мерный цилиндр, стеклянная палочка, фильтрованная бумага.

Задания 1. Прочитайте инструкцию в практической работе №3 на с.77 учебного пособия.

Задание 2. Приготовьте раствор в соответствии с указанным вариантом.

1. Рассчитайте массу растворенного вещества и объем воды, необходимые для приготовления раствора.

Вариант №1.

2. Взвесьте растворяемое вещество в соответствии с рассчитанной массой.

3. Отмерьте вычисленный вами объем воды.

Воду в мерный цилиндр наливают так, чтобы нижний край мениска находился на уровне необходимого деления цилиндра. Соблюдайте правильное положение цилиндра относительно глаз (рис.12) при наполнении его жидкстью!

4. Пересыпьте вещество в химический стакан, добавьте отмеренный объем воды. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде.

5. Приготовленный раствор покажите учителю и затем перелейте его в склянку с соответствующей этикеткой.

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1. Объясните, что означает фраза: отпределите массовую долю вещества в растворе.

Найти отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора.

2. В плодах томатов содержится 94% воды. Рассчитайте, сколько воды поступит в организм, есть съесть один помидор. (Масса одного среднего по величине помидора равна 150 г.)