Последние годы жизни Есенина С. Классические жанровые формы и их художественные модификации в лирике С.А. Есенина Петрова, Мария Алексеевна

Введение

Русская литература XX столетия знает немало громких поэтических имен. Поэзия других, некогда славных первоклассными дарованиями европейских народов стала в это время по большей части приходить в упадок, а то и вовсе впадать в небытие. Но Россия новой поры дала миру таких поэтов, которые своей поэзией не только сохранили богатство классической литературы, но и с неведомой прежде силой, продолжили путь классиков. Вечные пути мироздания открылись воочию, борьба за душу человека получила небывалый размах. Все это отозвалось в богатом наследии русских поэтов не очень далекого прошлого. Многие имевшие этот Божии дар извратили его, а другие ценой собственной жизни, сумели его приумножить и сохранить. И первым по праву среди таких певцов неувядающей России стоит Сергей Есенин .

Именно о творчестве Сергея Есенина пойдет речь в данной работе. Мы попытаемся раскрыть внутренний мир поэта, основанный на фольклорно-поэтическом начале поэта. Хотелось бы обратить внимание на жанр песни, к которой часто обращается поэт.

Актуальность темы в том, что в последнее время люди забывают о своем начале, о своих традициях, о своем народе, а творчество С.А. Есенина полно фольклорной лирикой. Через творчество С. Есенина хотелось бы вернуть людей к жизненной основе человека, иным словом приземлить людей и дать возможность вернуться к историческому, народному.

Место песенного жанра в лирике С.А. Есенина

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева. Нельзя не отметить, что к осознанию и художественному выражению поэтических чувств народа Есенин шел, непосредственно обращаясь к народному творчеству, в связи, с чем поэзия Есенина и удивляет своей жанровой составляющей (песня, песня-романс, романс). Впоследствии произошло сближение фольклорной лирики с литературой.

Какова же причина обращения Есенина в ранний период творчества, к песенной основе?

С детства окруженный с песенной средой, С.Есенин не мог не обратить внимание на легкость и чуткость передаваемого лирическим героем, через песню.

К вершине своего творчества Есенин поднялся из глубины народной жизни. В живописной «стране березового ситца» юный поэт постигал искусство лирического стиха. Ранние стихи созданы не только на песенной основе, автор сохранил сюжетно-композиционную канву. В таком стиле написаны «Темна ноченька, не спится…», «За рекой горят огни», «Под венком лесной ромашки» и др.

Песенная импровизация приобщила молодого поэта к познанию быта, культуры, языка и обрядов крестьян.

Есенин не пытался как Кольцов, ограничиться лишь выражением традиционно-коллективным чувством, он стремился с чисто песенной основой выявить индивидуально-неповторимое в человеке. Так в лирической новелле «Выткался на озере алый свет зари…»(1910) автор передает состояние юноши, собирающегося на свидание. Герой наделен пылкой фантазией и тонким восприятием природы. «На душе светло» от ожидаемой встречи с любимой девушкой; в то же время сердце чувствует тревогу; плач птиц предвещает ожидаемые сплетни на селе, но сейчас лирический герой радуется и тревога уходит:

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог…

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

«Выткался на озере алый свет зари» (1910)

Точные штрихи внесены в описание природы. Есенин вносит лирически-окрашенный тон, но это не мешает описывать реальное состояние природы. У поэта свет зари выткался на озере, а глухари плачут со звонами, а молодые люди встречаются за кольцом дорог.

В данном случае конкретизация не нарушает «песенность» текста, наоборот поэтическая мысль направлена на народно-песенную образность, чтобы чутче передать внутреннее состояние лирического героя.

Этот же принцип повествования Есенин продолжает и в более зрелых произведениях, он считал, что именно таким способом он может передать то, что составляет основу многих народных песен: о любви к родному краю, о нежных чувствах к «милой», о тихой «печали полей».

Песенные произведения Есенина не имеют одной, конкретной основы, взяв из народно-традиционной темы, сюжет, он не находит точной аналогии в устной поэзии. Их лексика, тропы, синтаксический строй-все это собиралось автором из разных поэтических источников и органично вносилось в стихотворный текст. Так, в едином эмоционально-лирическом потоке сливалось типично песенное (голос родимый, липа вековая, конь буланый, милая), просторечное (звеньше, пуще, спозоранку, изомну, схоронясь), нейтрально-книжное (облетевший тополь, ветерок робок и застенчив, волнистая рожь при луне).

Лирический герой у Есенина несколько объективирован в своих переживаниях, что роднит его с персонажами народных песен.

У Есенина не так синкретичен внутренний мир певца, как у певца устной лирики, здесь слышится внутренний голос автора, но как-то индивидуально, близко к народному духу. Это проявляется в ряде образов и картин и этим автор выводит за традиционно-лирическое изложение.

В стихотворении «Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчаться…Есенин нетрадиционно передает впечатление о быстрой езде на тройке. Тут - и «ветерок…робок и застенчив», и «клен танцует пьяный», и, конечно, не в стиле устоявшейся песенной темы звучит заключительная строфа, в которой поэт обращается к любимой с иронической просьбой подъехать к клену:

Мы к нему подъедем, спросим - что такое?

И станцуем вместе под тальянку трое.

«Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся» (1925).

Такие интонационно-смысловые «изгибы» сюжета несли в себе ростки романсного стиля, к которому в 20-е годы Есенин пришел не без влияния классической лирики в XIX веке. Не будем углубляться жанр романса, просто отметим некоторые его отличия от песенного жанра. По сравнению с песенным, романс, это иной, более субъективный в своем лиризме тип образного обобщения жизненного материала, его жанровой организации; он вбирает в себя своеобразные психологические и композиционно-сюжетные ходы, обеспечивающие рождение новой содержательной формы. Тут поэтическая мысль, проникая в суть человеческих отношений, нередко фиксирует мельчайшие изменения настроений, чувств, что соотносится с тонкой художественной отделкой стиха.

Хочется еще отметить, что лирика Есенина впитала в себя не только народные традиции: переданные через самый близкий народный жанр - песню, но и передала душевное состояние автора, показала его близость с народом. Об этом мы поговорим в следующем пункте нашей работы.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петрова, Мария Алексеевна. Классические жанровые формы и их художественные модификации в лирике С.А. Есенина: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Петрова Мария Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/336

Введение к работе

Творчество С.А. Есенина является в настоящее время активно изучаемой областью отечественного литературоведения. За последние полвека усилиями нескольких поколений ученых создана серьёзная научная база, основу которой составили монографии Ю.Л. Прокушева, П.Ф. Юшина, Е.И. Наумова, А.А. Волкова, А.М. Марченко, В.Г. Базанова, Л.Л. Бельской, А.Н. Захарова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, О.Е. Вороновой, Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, С.Н. Пяткина, сборники статей В.А. Вдовина, Н.Г. Юсова и др., материалы регулярных международных научных конференций, многочисленные кандидатские и докторские диссертации. Фундаментальное значение имеют коллективные академические проекты, осуществляемые по инициативе Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН при участии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново): Полное академическое собрание сочинений поэта в 7 томах (9 книгах) (1995–2001), Летопись жизни и творчества С.А. Есенина в 5 томах, Есенинская энциклопедия.

За минувшие годы исследователями в значительной степени воссоздана научная биография С.А. Есенина, выявлен значительный фонд мемуаров и прижизненных откликов критики, в том числе в среде русского зарубежья, разработана научная периодизация творческого пути поэта. Обстоятельно изучено творчество отдельных этапов.

Широкое распространение получили работы, посвященные влиянию творческого опыта классиков – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тютчева, Достоевского, Фета – на становление его литературного таланта, взаимодействию с современниками (Блоком, А. Белым, Брюсовым, Маяковским, Цветаевой, поэтами-новокрестьянами во главе с Н. Клюевым и др.), есенинским традициям в творчестве поэтов и прозаиков последующих поколений (М. Шолохова, А. Твардовского, П. Васильева, Н. Рубцова, В. Шукшина, В. Астафьева и др.). Имеются серьезные достижения в изучении творчества С.А.Есенина в контексте традиций русской духовной культуры и национального самосознания, православной обрядности, религиозной живописи, иконописи, в осмыслении особенностей художественного мышления и стиля поэта.

Жанровая палитра поэзии С.А. Есенина также имеет свою традицию изучения. При этом главным объектом внимания ученых являются «большие» поэмы («Пугачёв», «Анна Снегина», «Чёрный человек» и др.), стихотворные циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы», «маленькие» поэмы раннего, революционного и позднего периодов. Достаточно обстоятельно изучен вопрос о влиянии фольклорных жанров (песни, частушки, сказки, сказа, духовного стиха, былины, исторической песни, загадки) на формирование жанрового мышления С.А.Есенина.

В наименьшей степени изучено жанровое своеобразие лирики Есенина , хотя, как справедливо отметил В.А. Зайцев, «даже выборочный анализ показывает актуальность и перспективность круга проблем, связанных с изучением традиций С. Есенина в аспекте жанрово-поэтических поисков и открытий».

На протяжении многих десятилетий в работах есениноведов превалировал не жанровый, а жанрово-тематический подход , позволявший выявлять и рассматривать в творчестве поэта крупные жанрово-тематические группы произведений.

Так, руководствуясь жанрово-тематическим принципом классификации лирических произведений, Е.И.Наумов выделял в творчестве Есенина «любовную», «пейзажную» и «политическую» лирику, а для обозначения его философской поэзии предложил другое определение – «лирика житейских раздумий», надолго утвердившееся в есениноведении. А.И. Кулинич рассматривал в творчестве Есенина такие внутренне автономные группы произведений, как «лирика природы, интимных чувств, философских медитаций». В.А. Зайцев обращал внимание на «жанровое многообразие есенинской лирики – от отдельных пейзажно-изобразительных, медитативно-философских стихотворений, лирических циклов до своеобразных и новаторских "маленьких поэм"».

В ходе изучения поэзии Есенина в разные годы объектом анализа становились и другие жанрово-тематические группы: «патриотическая лирика» (Ю.Мамлеев), «религиозно-философская лирика» (А.Михайлов), «кабацкая лирика» (А.Захаркин), «покаянная лирика» (С. Пяткин), «психологизированная лирика» (И.Захариева).

Наряду с жанрово-тематическим подходом, в последние годы активно проявлял себя и другой принцип. Он выразился в попытках жанровой дифференциации лирических произведений Есенина на основе «типа переживания» – «авторской интенции» и отнесения стихов поэта к одной из четырех групп: исповедальной, медитативной, описательной или повествовательной лирике. Однако следует заметить, что в «чистом» виде указанные типы жанровой идентификации обнаруживаются в поэзии Есенина редко. Гораздо чаще их элементы проявляют себя в комплексе. Очевидно, что жанровая природа есенинской лирики изначально синкретична . В ней переплетаются и взаимопроникают различные художественно-эстетические тенденции. Не случайно в структуре жанрового генезиса лирики Есенина исследователи обнаруживают и пасторально-идиллическую, и песенно-романсовую, и молитвенную традиции.

Многие критики еще при жизни поэта указывали на песенную жанровую доминанту лирики Есенина. Так, А.К. Воронский писал в 1924 году: «В стихах Есенина чувствуется сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый парень, от ливенки и частушки пришедший в город со своими песнями , навеянными ивовой грустью, малиновыми зорями, овсом и рожью». О «певучем даре славянской души», присущей Есенину, с восхищением писал в 1922 году Алексей Толстой. Не случайно именно песенная традиция в жанровой системе Есенина всегда привлекала внимание учёных.

Сам Есенин называл свою поэзию «степным пеньем», стихи – песнями («Много дум я в тишине продумал, // Много песен про себя сложил…»), суть своего творчества видел в «песенном слове», а смысл и цель жизни – в песенном служении родной земле («Тебе, о родина, сложил я песню ту…»).

Однако нельзя не видеть, что жанровый спектр лирики Есенина не исчерпывается названными выше составляющими. На формирование его жанровой системы значительное влияние оказало классическое жанровое наследие .

Суммируя опыт имеющихся исследований, можно констатировать, что общие подходы к исследованию жанровой системы лирики Есенина намечены. Накоплен опыт жанрово-тематического и жанрово-генетического анализа, выявлена значимость рассмотрения жанровой доминанты лирических произведений поэта в зависимости от «типа переживания». Раскрыт синкретический характер жанрового мышления поэта, в значительной степени выявлена его сложная структура.

Вместе с тем, анализируя степень изученности проблемы , следует констатировать, что приоритеты современных исследований находятся в области анализа той части лирической системы Есенина, к которой относятся стихотворные циклы либо «маленькие» лирические поэмы. Лирика малых форм в своих системообразующих жанровых основаниях (за исключением традиций песенного жанра) изучена недостаточно. Причины, мотивы обращения Есенина к классическим жанрам в тот или иной период его творчества и способы их художественной трансформации остаются малоисследованной областью есениноведения. В особенности это касается классического жанрового фонда. Отдельные достижения в сфере анализа таких традиционных лирических жанров, как послание, элегия, стансы, и их места в творчестве Есенина в целом носят единичный характер и только подтверждают необходимость целостного рассмотрения вопроса о классической жанровой составляющей в художественных исканиях поэта, тем более, что появление в последние годы целого ряда работ общего характера, связанных с изучением жанровых процессов в русской поэзии начала ХХ века, создает для этого серьезную теоретическую и историко-литературную базу, позволяющую вписать жанровые поиски и открытия Есенина в более широкий историко-литературный контекст.

Поэтому в своем диссертационном исследовании мы отталкиваемся от исходного положения о том, что жанровая система лирики С.А.Есенина представляет собой сочетание классических (традиционных, канонических) и новых, оригинальных индивидуально-авторских жанровых форм и их модификаций, сферу непрестанного творческого поиска поэта, освоения им канонических жанровых образцов и их обновления, открытия новых художественно-эстетических возможностей жанрового состава русской поэзии.

Анализ художественного, публицистического, критико-теоретического, эпистолярного наследия С.А.Есенина показывает его устойчивый интерес к вопросам художественной формы, включая классическую жанровую составляющую.

О том, что Есенин в высшей степени обладал «чувством жанра» и умел «глазами жанра» (выражение М.Бахтина) видеть свои произведения, свидетельствуют многие факты. Поэт придавал серьезное значение жанровому статусу своих произведений, что подтверждает широкий спектр авторских жанровых определений, которые он дает своим «маленьким» и «большим» поэмам («Анну Снегину» называет «лиро-эпической», «Пугачева» – «драматической», «Цветы» – «философской» поэмой). Более того, именно жанровый подход он закладывает в основу структуры своего прижизненного трехтомного собрания сочинений (1 том – «лирика», 2 том – «маленькие поэмы», 3 том – «большие поэмы»).

Однако при всей значимости творческих исканий Есенина в указанной области жанровое своеобразие малых традиционных форм лирики С.А.Есенина остается и по сей день недостаточно изученным, что не позволяет в полной мере решать и другие научные задачи.

Исходя из этого, целью диссертации является исследование опыта обращения С.А.Есенина к классическим жанровым формам (элегии, посланию, оде, сонету) и их художественных модификаций в лирике поэта.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

    выявление спектра классических жанровых традиций, избираемых поэтом в качестве ориентиров его творческого развития;

    анализ творческого опыта Есенина в аспекте обращения к классическим жанрам и их влияния на формирование жанрового облика есенинской лирики;

    изучение типологии жанровых трансформаций, а также модификаций классических жанровых форм в лирике Есенина;

    осмысление особенностей становления жанровой системы лирики Есенина во взаимодействии с ведущими жанровыми процессами в русской поэзии первой четверти ХХ столетия;

    изучение новаторского вклада Есенина в актуализацию классического жанрового фонда в новой историко-культурной ситуации, в дальнейшее развитие жанровой системы отечественной поэзии.

Актуальность темы диссертации обусловлена объективной потребностью углубленного исследования роли выдающихся художников слова в процессе формирования жанрового сознания в отечественной литературно-художественной практике, преемственности традиций жанрового мышления в творчестве С.А.Есенина как ключевой фигуры литературного процесса первой четверти ХХ века, преломляющей опыт классического жанрового наследия в новые содержательные формы, которые определяют значимые векторы дальнейшего литературного развития.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые на системной основе анализируются опыт и принципы освоения С.А.Есениным классического жанрового наследия, включая оригинальную авторскую интерпретацию таких традиционных жанров русской поэзии, как элегия, послание, ода, сонет; рассматривается типология жанровых модификаций в лирике Есенина и новаторский вклад поэта в развитие (реставрацию, реконструкцию, трансформацию, модернизацию) классических жанровых форм с учетом творческих достижений поэзии начала ХХ века.

Объектом исследования является жанровая система лирики С.А.Есенина в аспекте ее становления и развития, традиций и новаторства.

Предмет исследования составляют классические жанры русской поэзии (элегия, послание, ода, сонет) в их оригинальных авторских модификациях в лирике С.А.Есенина.

Теоретико-методологическая база и методы исследования

Теоретико-методологическую базу исследования в области теории жанра составляют труды таких ведущих литературоведов, как М.М. Бахтин, В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, Г.Н. Поспелов, Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров, Г.Д. Гачев, В.Д. Сквозников, Л.Я. Гинзбург, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман, Н.Д. Тамарченко, Т.И. Сильман, А.А. Боровская, Л.Г. Кихней, Д.М. Магомедова и др.

Важная роль в формировании научной концепции диссертации принадлежит работам в области истории русской поэзии XIX – нач. XX веков Б.В. Томашевского, Л.К. Долгополова, Н.Л. Степанова, В.А. Грехнева, В.Э. Вацуро, С.Г. Бочарова, Л.Г. Фризмана, В.А. Мануйлова, В.В. Кожинова, С.И. Кормилова, О.И. Федотова, Н.Ю. Алексеевой, исследованиям есениноведов Ю.Л. Прокушева, А.А. Волкова, П.Ф. Юшина, А.И. Кулинича, Е.И. Наумова, С.П. Кошечкина, В.А. Вдовина, В.В. Коржана, А.М. Марченко, Л.Л. Бельской, В.И. Харчевникова, В.И. Хазана, Э.Б. Мекша, А.Н. Захарова, А.И. Михайлова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, О.Е. Вороновой, Л.А. Киселевой, Н.М. Солнцевой, С.Г. Семеновой, Н.Г. Юсова, С.И. Субботина, М.В. Скороходова, С.Н. Пяткина и др.

В работе использованы системно-типологический и историко-генетический методы исследования : диссертация основывается на единстве историко-литературного и теоретико-литературного подходов к анализу жанровых процессов в лирике С.А.Есенина.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Жанровая система лирики С.А.Есенина представляет собой яркое и оригинальное явление жанровой преемственности, в котором классические жанры (послание, элегия, ода, сонет) проявляют себя в оригинальных авторских модификациях. При этом классические жанры обнаруживают в творчестве Есенина серьезный модификационный потенциал и жанровую мобильность, способность к дальнейшему развитию и эволюции.

2. С.А.Есенину принадлежит весомый, в ряде случаев определяющий вклад в актуализацию классического жанрового фонда русской лирики в отечественной поэзии первой четверти ХХ века, в возрождение интереса к жанровому канону, в том числе в советской поэзии первой половины 1920-х годов.

3. Новаторство С.А. Есенина в жанре элегии определяется, с одной стороны, «радуничной» философией умирания-воскресения, восходящей к народной православно-обрядовой и фольклорно-мифологической традиции, а с другой – жанрообразующим принципом «полемического диалога» лирического героя с самим собой, со своим временем, ушедшими и живущими, прошлым и будущим, органично включенным в структуру исповедально-медитативного монолога.

4. Универсальный элегизм художественного мышления Есенина, проявляющийся как на жанровом, так и внежанровом уровне, является результатом трансформации первоначальной идиллической картины мира, рефлексии лирического героя вследствие отрыва от «почвы» и «веры».

5. Обращение Есенина к жанру сонета в годы Первой мировой войны мотивировано не только стремлением к реставрации классического жанрового наследия, но и восприятием сонета как символа единства общеевропейской культуры, сохранения ее гуманистических ценностей вопреки разрушительным тенденциям времени.

6. В годы революции Есенин успешно синтезирует жанровые модели «гражданской» и «духовной» оды , создавая тип романтической «одической поэмы », в жанровой структуре которой отчетливо проявляет себя национальная духовная традиция соборной молитвы.

7. Интерес Есенина к классическому жанровому репертуару и активная включенность поэта в литературное движение эпохи подтверждаются оригинальной авторской разработкой жанра литературного послания в его разнообразных модификациях (послание-акростих, послание-посвящение, послание-инвектива, послание-прощание, послание-некролог, полемическое послание, послание-декларация, послание-завещание и др.).

8. Роль Есенина как реформатора жанра послания особенно ярко проявляется в том, что он не просто реставрирует, но и модернизирует каноническую жанровую форму, создавая новые жанровые форматы («письма родным», «диалог» писем, «семейная переписка»), в которых частная жизнь человека и его близких включается в широкий социально-исторический контекст.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью применения основных наблюдений и выводов в дальнейших жанрологических исследованиях русской лирики. Разработанная в диссертации с опорой на предшественников типология жанровых модификаций в творчестве Есенина (реставрация, реконструкция, трансформация, модернизация канонических жанровых форм) может быть использована при изучении принципов авторской интерпретации канонических жанров и у других русских поэтов. Проведенный в диссертации анализ художественного опыта С.А.Есенина в области обновления и развития жанрового канона убедительно подтверждает значимую роль преемственности жанровых традиций в становлении новых художественных форм.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания историко-литературных и теоретико-литературных курсов, в том числе разделов, посвященных творчеству С.А.Есенина. Материалы исследования могут использоваться также в дальнейших литературоведческих исследованиях жанровых процессов русской поэзии и жанровой системы С.А.Есенина, а также в энциклопедических изданиях (например, в готовящейся «Есенинской энциклопедии») и других справочных пособиях.

Апробация работы

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы МГГУ имени М.А. Шолохова, были представлены в докладах автора на научных конференциях – таких, как «Русское литературоведение на современном этапе» (МГГУ имени М.А. Шолохова, 2009), а также на международных научных конференциях, проводимых совместно ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина и Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина: «Поэтика и проблематика творчества С.А. Есенина в контексте Есенинской энциклопедии» (2008), «Проблемы научной биографии С.А. Есенина» (2009), «Сергей Есенин: Диалог с XXI веком» (2010), «Биография и творчество С.А. Есенина в энциклопедическом формате» (2011), «Сергей Есенин и русская история» (2012). По теме диссертации опубликовано 8 статей, 3 из них – в изданиях, включённых в Перечень ВАК РФ.

Скобликова, Нина Сергеевна

С. Есенин вернулся на родину иным: «После заграницы я смотрю на страну свою и события по-другому» («Автобиография», 1924). После возвращения началось очень трудное для поэта время. Против него было сфабриковано обвинение в антисемитизме, которое рассматривал товарищеский суд. Травля Есенина принимала хорошо организованные формы: всего с 1920 по 1925 год против него было заведено 13 уголовных дел; критика постоянно упрекала его в несоответствии современным литературным задачам. На нервной почве ухудшилось здоровье поэта. Но что удивительно - в этот период он создал самые светлые свои произведения: «Заметался пожар голубой...», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.

Произведения этого периода объединяет философское осмысление жизни. Именно в эти годы поэт создает стихотворения о матери, развивает жанр послания («Письмо деду», «Письмо к сестре», «Письмо матери»). В посланиях к близким он высказывает свою боль и сомнения без недомолвок, рассказывает о своей жизни, делится планами на будущее. Исследователь В. Базанов отмечал, что «в стихотворных “посланиях” Есенин искусно переплавляет бытовой, казалось бы, сугубо прозаический материал, превращая его в достояние лирической поэзии, создавая особую атмосферу интимности, задушевности».

«Письмо матери» (1924) поражает музыкальностью, удивительно правильным для элегического послания ритмом, чередованием женских и мужских рифм, ассонансов, повтором строф - всё это формирует песенное начало стихотворения.

Мотив света пронизывает всё стихотворение - это и деревенский пейзаж, и избушка, над которой «вечерний несказанный свет», и в первой строфе - мать: «Ты одна мне несказанный свет». Через стихотворение проходит мотив дороги: «Что ты часто ходишь на дорогу...» Ожидания матери сбудутся, встреча состоится. Лирический герой сам живёт мечтой об этой встрече, о «низеньком доме»: «Я вернусь, когда раскинет ветви / По-весеннему наш белый сад». Пока же он сам в дороге, в пути, усталый скиталец, но с ясным ощущением того, что «к старому возврата больше нет».

В 1924 году внезапно скончался друг С.А. Есенина А.В. Ши-ряевец. Есенин посвятил ему стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» (1924).

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил но голове.

Философское осмысление жизни позволяет лирическому герою оценить, увидеть счастье в простом и обыденном и грустить, так как «...в той стране не будет / Этих нив, златящихся во мгле...».

В 1925 году увидел свет сборник Есенина «Русь советская». Это своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая». Поэт вновь и вновь пытался понять и принять «коммуной вздыбленную Русь». Стихотворение «Русь советская» (1924) начинается элегическим воспоминанием:

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Ураган революции уничтожил целое поколение, на смену которому пришли люди с другим мышлением, другим отношением к деревне («Уж не село, а вся земля им мать», «Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я словно иностранец»). Но грусть не единственный и не основной мотив стихотворения. Звучит пушкинский мотив встречи с «племенем младым, незнакомым...»:

С горы идёт крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Весёлым криком оглашая дол.

Однако это не только осознание бытия, естественности смены поколений, но и трагизм отторжения: «Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен», «Ни в чьих глазах не нахожу приют». Строящие новую жизнь земляки отвергают поэта. Он не осуждает их, напротив, приветствует. Его пожелания добры и светлы: «Цветите, юные, и здоровейте телом!» Но «другой напев» лирический герой не принимает: «А я пойду один к неведомым пределам, / Душой бунтующей навеки присмирев». Советскую реальность он не отождествляет с Русыо, которой он будет служить вечно:

Но и тогда,

Когда на всей планете Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». "

В стихотворении «Русь уходящая» (1924) С. Есенин признаёт новую Россию, хотя понимает, что многое изменилось на родине и осознать происходящее непросто. «Я человек не новый! / Что скрывать? / Остался в прошлом я одной ногою, / Стремясь догнать стальную рать, / Скольжу и падаю другою».

Размышляя о судьбах людей, лирический герой осознаёт трагичность тех, которые «ещё несчастней и забытей», завидует тем, «Кто жизнь провёл в бою, / Кто защищал великую идею», грустит о своём прошлом: «А я, сгубивший молодость свою, / Воспоминаний даже не имею». Подводя итоги элегическим размышлениям, он понимает трагичность своего положения:

Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Философское и эмоциональное наполнение поздней поэзии Есенина - избавление от внутреннего конфликта и стремление к гармонии. Это ощущается и при знакомстве с циклом «Русь советская». Ещё яснее эти настроения пронизывают стихотворение «Неуютная жидкая лунность...» (1925). Его лирический герой стремится найти гармонию в новой жизни. Воспоминаниям юности («Неуютная жидкая лунность / И тоска бесконечных равнин...», «По дорогам усохшие вербы / И тележная песня колёс...») лирический герой противопоставляет мечту об индустриальной деревне: «Мне теперь по душе иное... /Ив чахоточном свете луны / Через каменное и стальное / Вижу мощь я родной стороны».

В стихотворении слышится желание лирического героя увидеть новую Русь, «мощь родной стороны», возрождение деревни через индустриализацию: «Но и всё же хочу я стальною / Видеть бедную, нищую Русь». Однако и это стихотворение нельзя назвать оптимистическим, скорее это оптимистическая трагедия. «Я не знаю, что будет со мною... / Может, в новую жизнь не гожусь...» Новую жизнь лирический герой принимает разумом, а подлинные чувства - тоски и боли - в подтексте стихотворения. Мысль «может, в новую жизнь не гожусь» проходит через многие поздние стихотворения С. Есенина.

Тему любви нельзя назвать ведущей в лирике С.А. Есенина. Творчество этого тонкого и проникновенного русского поэта объединяет тема родной страны, он больше всего писал о России. Образ Руси, проходящий через все стихотворения Есенина, задает особую тональность его любовной лирике.
В ранних стихотворениях любимая приходит к поэту «из тумана», кажется ему воплощением его таинственной мечты. В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) лирический герой замечает:

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.

Образ любимой поэта возникает из окружающей его природы, кажется, что если попытаться нарисовать ее, больше подойдет жанр пейзажа, а не портрета. У нее «сноп волос овсяных», она похожа на розовый закат, лучистый снег. Некоторая призрачность образа любимой сочетается с конкретными, осязаемыми деталями, такими, как, например, «алый сок ягоды» на ее коже, «запах меда от невинных рук». Образ любимой, который создается поэтом в этом стихотворении, напоминает лермонтовское «мечты созданье» из стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…». У любимая изображается «с глазами, полными лазурного огня, / С улыбкой розовой, как молодого дня / За рощей первое сиянье». У обоих поэтов чувство любви овеяно печалью, оба пишут о давно прошедшей любви, о которой сохранились лишь смутные, печальные, но светлые воспоминания. «Отоснилась ты мне навсегда», — пишет Есенин.
Духовный кризис поэта, его переход от изображения Святой Руси к изображению «Москвы кабацкой» отразился и в его любовной лирике. В стихотворениях начала 20-х годов любовь предстает у него «заразой», «чумой». Меняется и отношение к женщине. В стихотворении «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…» (1922) лирический герой называет женщин «собачьей сворой», обращается к женщине намеренно грубо, угрожающе, желая унизить ее. «Излюбили тебя, измызгали — / Невтерпеж» — эти слова обращены к женщине, но, кажется, что то же самое поэт мог бы сказать и о себе. Общность его судьбы и судьбы той несчастной, которая пьет с ним вместе, вызывает жалость у лирического героя. В последних строках стихотворения прорываются наружу его истинные чувства: «Дорогая, я плачу, / Прости… прости…»
Крушение революционно-религиозных иллюзий поэта, осознание своей ненужности в новой России, семейная и бытовая неустроенность отразились на проблематике любовной лирики Есенина. Образ негармоничной любви создается в стихотворении «Письмо к женщине» (1924), написанном в жанре послания:

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Любовная драма лирического героя развивается параллельно и провоцируется тем, что он никак не поймет, «куда несет нас рок событий». За драмой человеческих отношений раскрывается трагический образ одинокого лирического героя, подавленного историческими переменами, схоронившегося от штормов в «корабельном трюме» — русском кабаке. Ему удается в роковом потоке событий различить целесообразность его движения и, воспев хвалу рулевому корабля жизни, обрести иные ценности: «Я избежал паденья с кручи. / Теперь в Советской стороне / Я самый яростный попутчик». Лирический герой просит у любимой прощенья за скандалы и те мучения, которые он ей причинял, и признается, что этого бы никогда не случилось, прими он раньше «знамя вольности и светлого труда».
В долгом, драматическом пути лирического героя, в печальном повествовании о разрушенных любовных связях, в ощущении невозвратности любви, в благословении любви бывшей возлюбленной и удачливого соперника узнаются мотивы стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…». Связывает два стихотворения и состояние успокоенности лирических героев после пережитых бурь.
В поисках романтической любви, обретения гармонии с миром и согласия с самим собой создает цикл стихотворений «Персидские мотивы». Все стихотворения этого цикла пронизаны острым чувством ностальгии, в любовные мотивы непременно привносится образ Родины. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» (1924) Есенин подчеркивает не только духовную и биографическую, но и телесную, плотскую связь героя с Родиной: «Эти волосы взял я у ржи», «Про волнистую рожь при луне / По кудрям ты моим догадайся». Будучи счастлив и любим в далеком южном краю, лирический герой неожиданно вспоминает, что «там, на севере, девушка тоже, / На тебя она странно похожа, / Может, думает обо мне…». В «веселой стране» он пытается забыться, заглушить «в душе тоску тальянки». Но любовь к женщине, которая приводит его на юг («Ты меня, незримая, звала. / И меня твои лебяжьи руки / Обвивали, словно два крыла»), не может заглушить в его душе любовь к Родине, тоску по России, ведь «сердцу снится страна другая».
В поздних стихотворениях у Есенина появляется мотив любви «без любви», «недорогой», донжуановской любви. В стихотворении «Какая ночь! Я не могу…» (1925) в душе лирического героя «подруга охладелых лет» будит воспоминания о его юности и о той, «что навсегда люблю я». В этом стихотворении звучит объяснение того, почему в лирике Есенина в отношениях лирического героя и его избранницы нет безмятежности: «Любить лишь можно только раз». С первой любовью в стихотворении ассоциируется май, цветущие липы. А «игра в любовь» происходит зимой, в отсветах луны, когда на липах только «снег да иней». Сам лирический герой признается, что ни он, ни его «подруга» не обманываются по поводу чувств друг друга: «Отлюбили мы давно, / Ты не меня, а я другую». Но без этой ненастоящей любви невозможно возвратиться к мечтам о том, прежнем, сладостном и давно прошедшем чувстве, поэтому лирический герой просит героиню этого стихотворения ласкать и обнимать его «в лукавой страсти поцелуя», чтобы помочь ему вернуться в «вечный» май, в юность.
В стихотворении «Может, поздно, может, слишком рано…» (1925) поэт объясняет, почему он начинает «походить… на Дон-Жуана». Опускаясь каждый день у других колен, лирический герой начинает «чтить метель за синий цветень мая, / Звать любовью чувственную дрожь». Значит ли это, что он подменяет истинные чувства «игрой в любовь»? Он не обманывает тех, перед кем он каждый день опускается на колени. В веренице женщин, проходящих перед ним, все — «легкодумные, лживые и пустые», разочарованные в любви, как и он сам. Отлюбив раз, лирический герой Есенина уже не может снова испытать «половодье чувств», но теперь он пытается утопить в показной любви свою тоску, он хочет, «чтобы вечно счастье улыбалось, / Не смиряясь с горечью измен».
Мотивы любовной печали и желания встретиться с возлюбленной звучат в «Собаке Качалова» (1925). Практически все строфы — лишь прелюдия к появлению в конце стихотворения упоминания о той, «что всех безмолвней и грустней». Избранница поэта, виновница его переживаний, остается за сценой, что обостряет любовную ситуацию.
Обращения к возлюбленной лирический герой передает через собаку, бессловесного Джима, что соотнесено с мотивом неосуществимости желаемого. Одиночество лирического героя особо подчеркивается сродством душ — его и зверя.
Таким образом, тема любви получает разные интерпретации в лирике Есенина. В ней отражается душевный надлом, которым сопровождаются последние годы жизни поэта. У Есенина нет изображения счастливой любви. В его стихах любовь всегда трагична, он пишет либо о давно прошедшей, либо о безответной, либо о ненастоящей любви. Однако именно в связи с темой любви лирика Есенина приобретает оттенок исповедальности, естественность тона, характеризуется открытостью лирического героя, повествующего о своей нелегкой судьбе.

Анализ лирики С.А. Есенина

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:

Я человек не новый, что скрывать.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

скольжу и падаю другою.

Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство ничем не растор­жимой связи со своим народом.

Уже в раннем периоде творчества становится очевид­ной самая сильная сторона поэтического дарования Есе­нина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и перели­вают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...

Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.

Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Есенин чувствует себя настолько привязанным к про­шлому деревни, что необходимость расстаться с ним вос­принимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения: все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта - «роковая на нем печать».

Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состо­янии крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре - основные мотивы этого цикла.

Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. В этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль:

Улеглась моя былая рана,

Пьяный бред не гложет сердце мне...

Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил дра­матические следы в его творчестве. Но прошлое не погло­тило поэта, живая современность оказалась намного силь­нее.

В творческом развитии Есенина известную роль сыг­рала его заграничная поездка.

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... В страшной моде Господин доллар, а не искусство... самое высшее - мюзик-холл». «Там, из Москвы, нам казалось, что Евро­па - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».

Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин соверша­ет поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, созда­вали благоприятную обстановку для творчества. Там он создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925).

Есенин неоднократно собирался в Персию, но ему так и не удалось побывать там. В «Персидских мотивах» отра­зились кавказские впечатления и впечатления от Средней Азии, где он провел некоторое время. Кроме того, поэт был хорошо знаком с творчеством средневековых персидских лириков (Омар Хайям, Саади и др.). В своих стихотворе­ниях поэт передает реальную атмосферу Востока, поэтизи­рует чувство любви

Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. Он создает немало произведений, которые принято называть философской лирикой. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст зна­чительным для лирического поэта, переломным, предъяв­ляющим высокие требования к человеку.

В стихотворении «Мой путь» (1925) он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».

Поэт стремится глубже разобраться в том, «что случи­лось, что сталось в стране» («Несказанное, синее, неж­ное...») (1925). Он хочет жить, как и другие люди, «под веселой ношею труда», не отделяет себя от этих людей («Каждый труд благослови, удача...» (1925), «Я иду доли­ной...» (1925)). Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критичес­ки оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим («Спит ковыль, равнина доро­гая...» (1925)). Поэт говорит о своей привязанности к жизни, радуется ей, чувствуя себя возрожденным: «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», «Мне все равно эта жизнь полюбилась. Так полюбилась, как будто вначале», «Снова я ожил и снова надеюсь, так же, как в детстве, на лучший удел». Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.

Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное - его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России составляет основу его творчества.

Но та жизнь, которую он вел в течение десяти лет, оставила тяжелый след. Эти годы были перегружены слиш­ком быстрой сменой событий, впечатлений, настроений. Необыкновенная впечатлительность поэта углубляла пос­ледствия этого: часто случайные обстоятельства толкали его на необдуманные поступки и решения. Но Есенин еще пытается справиться с собой, переезжает в Ленинград, взяв с собой рукописи, ищет комнату, чтобы обосноваться в этом городе, где началась его литературная слава. Но в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Есенина не стало.

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. В основе лирики Есенина лежит русская народ­ная поэзия. Поэт постоянно обращается к русской приро­де, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода про­житой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к тому, что мы называем очеловечиванием природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения приближает природу к чело­веку, заставляет особенно полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует из, каждая краска имеет свой смысл и содержание.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встреча­ются в русской природе, это - цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, неж­ное...», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голу­бое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозна­чает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари...»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы характерны для поэта-романти­ка, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздейст­вия лирики Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчест­ве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.

Небывалая искренность тона, редкий дар непосредст­венного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать кра­соту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот что характеризует Есенина-поэта.