Портфолио логопеда доу высшую категорию. Самообразование и повышение квалификации. Документ, подтверждающий участие
портфолио
учителя-логопеда
Бобрешовой
ирины станиславовны
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Общиесведенияопедагоге
Бобрешова Ирина Станиславовна |
|
Дата рождения | |
Место рождения | |
Домашний адрес | Ангарск, 182-6-17 |
Должность | учитель-логопед |
Образование | |
Учебное заведение | Иркутский государственный педагогический университет, 2008 |
Специальность | «Логопедия» |
Квалификация | «учитель-логопед» |
Трудовой стаж | |
Педагогический стаж | |
Педагогический стаж в должности «учитель-логопед» | |
Педагогический стаж в данном учреждении | |
2010-2011 – присвоена первая квалификационная категория сроком на 5 лет, приказ УО ААМО от 24.01.2011 г.№45. |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Повышение квалификации
Название образовательного учреждения | Месяц и год | Проблематика курсов | Количество часов |
Учебный модуль по проблеме «Современные технологии коррекционно-развивающего обучения» | |||
«Центр обеспечения развития образования | Учебный модуль по проблеме «Современные технологии организации психолого-педагогического консилиума в образовательных учреждениях» | ||
«Центр обеспечения развития образования | Учебный модуль по проблеме «Особенности логопедической работы в образовательных учреждениях», 36 часов | ||
НОУ «Ангарская школа бизнеса, права и искусства» | «Офисные технологии в школе» | ||
«Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» | |||
ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ | Подготовка по программам дополнительного профессионального образования «Выставочное дело», «Профессиональные конкурсы в образовании», «Новые технологии в образовании» | ||
ОГАОУ ДПО ИПКРО | «Развитие универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» | ||
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» г. Москва | Семинар «Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» | ||
МАУ ИМЦ г. Томска | Семинар-практикум «Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», 24 часа |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Почетные звания и награды
Грамоты и благодарности
Грамота директора МБОУ «СОШ №11» Т. А. Демидовой за внесение вклада в развитие учреждения, достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Благодарственное письмо Мэра Ангарского муниципального образования С.А. Петрова за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного воспитания личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Результаты педагогической деятельности
Результаты организации образовательного процесса
Показатели выпуска | Количество детей по годам |
|||||||
Зачислено на логопункт | ||||||||
Выпущено из логопункта | ||||||||
С чистой речью | ||||||||
Со значительными улучшениями | ||||||||
С заметными улучшениями | ||||||||
Без улучшений |
По результатам мониторинговых исследований коэффициент общего развития при выпуске из логопункта за три года составляет
Уровень подготовки воспитанников соответствует требованиям ФГОС и является высоким.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Внеурочная деятельность
По итогам предыдущей темы самообразования «Драматизация как средство формирования словообразования детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием» продолжаю вести кружок «В гости к сказке» с целью формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием через драматизацию.
Результат работы – выступления детей на утренниках и развлечениях.
По текущей теме самообразования«Использование наглядных моделей в обучении пересказу сказок детей старшего возраста с речевым недоразвитием» внедряю обучение детей заучиванию чистоговорок и стихотворений с помощью наглядных моделей. Это один из этапов подготовки детей к чтению сказок с помощью наглядных моделей.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Научно-методическая деятельность
Тема по самообразованию – «Использование наглядных моделей в обучении пересказу сказок детей старшего возраста с речевым недоразвитием»
Объект исследования – обучение детей с речевым недоразвитием пересказу в процессе развития их монологической речи
Предмет исследования – использование наглядных моделей при обучении старших дошкольников с речевым недоразвитием пересказу сказок
Цель исследования: изучить возможности развития и коррекции монологической речи старших дошкольников с речевым недоразвитием посредством их обучения пересказу сказок с использованием наглядных моделей
По данным психолого-педагогической литературы изучить состояние проблемы условий и средств развития монологической речи в норме и при речевом недоразвитии, определив место и роль сказки в этом процессе
Исследовать состояние монологической речи у дошкольников с речевым недоразвитием, посещающих логопункт
Разработать и апробировать цикл занятий по обучению детей с речевым недоразвитием пересказу сказок с использованием наглядных пособий
Предполагаемый результат
Использование наглядных моделей в коррекционной работе позволит значительно повысить уровень сформированности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием
Срок – с 2013-2014 по 2015-2016 годы
Практическая значимость
Разработанным и апробированным циклом занятий с использованием наглядных моделей для детей старшего возраста с речевым недоразвитием смогут воспользоваться воспитатели и логопеды при формировании умения пересказывать сказки.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Участие в методической работе
2011-2012 – консультация для воспитателей старших групп «Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению ФФНР»;
2011-2012 – открытое подгрупповое занятие «Звук [ш];
2011-2012 – мастер-класс для воспитателей «Готовим руку к письму»;
2012-2013 – семинар для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников методом моделирования»;
2012 – 2013 – выступление на педсовете «Особенности словообразования у детей дошкольного возраста»;
2012-2013 – консультация для воспитателей младших и средних групп «Формирование фонематического слуха детей посредством дидактических игр и упражнений»;
2013-2014 – игровой тест для воспитателей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»;
2013-2014 – консультация для родителей «Коррекционные игры по звукопроизношению»;
2013-2014 – открытое индивидуальное занятие «Звук [л].
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Участие в конкурсах
2011-2012 – муниципальный конкурс буклетов для родителей на тему «Безопасное поведение ребенка дома»;
2013-2014 – участие в муниципальном образовательном форуме «Лидер в образовании – 2014» с предоставлением опыта работы в мероприятии «Парад педагогических достижений коррекционно-развивающего обучения» в номинации «Педагогическое мероприятие»;
2014-2015 – муниципальный конкурс «Информационно-коммуникативные технологии в образовании – 2014» в номинации «Лучшее мероприятие с ИКТ поддержкой для дошкольников», результат – диплом лауреата.
2014-2015 – муниципальный конкурс «Портфолио достижений – 2014» в номинации «Портфолио работника дошкольного образовательного учреждения» - диплом участника
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Инновационная деятельность
2011-2012 –сертификат «Учитель цифрового века»;
2012-2013 – диплом «Учитель цифрового века»;
В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками инновационными считается применение на логопедических занятиях ИКТ. Дети с удовольствием работают, если дидактический материал подаётся посредством презентации, демонстрируется на мониторе компьютера или реализован в виде компьютерной игры.
Использование во время логопедического занятия в период постановки или автоматизации поставленного звука - диктофона. Дети с удовольствием записывают свое высказывание и особенно внимательно следят за правильностью артикуляции во время записи. Такой аудиоконтроль иногда помогает максимально сократить время постановки или автоматизации нарушенного звука.
Использование ИКТ
Разработка для логопедических занятий презентаций:
Автоматизация звука [р] в начале слова
Автоматизация звука [р] в стихотворениях
Автоматизация звука [с] в словах, предложениях
Автоматизация звуков в чистоговорках с помощью пиктограмм
Артикуляционная гимнастика
Игра «Поймай звук»
Игра «Скажи ласково», образование уменьшительно-ласкательных существительных
Игра «Скажи по-другому»
Игра «Четвертый лишний»
Логопедическая диагностика
Обследование звукопроизношения
Согласование существительных с числительными
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Использование современных технологий
На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей воспитанника.
По преобладающему методу:
Проблемное обучение , которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен «в зону ближайшего развития» личности воспитанника.
Игровые технологии. На занятиях воспитанники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.
И нформационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.
По подходу к ребенку:
Личностно-ориентированную технологию , направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
Здоровьесберегающие технологии, что предполагаетохрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:
сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;
формирование у воспитанников желания и умения учиться быть здоровым;
развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Учебно-методическое обеспечение
Программа
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. - "Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи".Издательство "Просвещение", 2010. - 271с. Комплект коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития, осложненного двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение, которое дано в конце сборника.
Сборник программ коррекционной логопедической работы в образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС.
В структуре сборника представлена «Программа коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта». Авторы:Мурашова И.Ю., Ефимова Н.И., Петровкая Н.В., Чижевская Н.П.,Ангарск.
Учебно-методические пособия
В книге даны методические рекомендации по коррекции недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Книга состоит из двух частей. В первой части изложена структура комплексных логопедических занятий на всех этапах коррекционной работы, начиная с подготовительного периода подготовки органов артикуляции и кончая автоматизацией звука в связной речи; представлены методические приемы, способствующие формированию речевого дыхания, развитию голоса, преодолению речевых нарушений. Во второй части содержатся конспекты логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л].
Предлагаются 45 схем, в которых показано положение артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных (глухих и звонких, твердых и мягких) звуков. В русском языке звуков больше чем букв, так как акустические различия между твердыми и мягкими согласными обусловлены дополнительным изменением положения отдельных частей артикуляционного аппарата.
Последовательность расположения профилей артикуляции дана в соответствии с прохождением звуков и букв по «ЛогопедическойАзбуке".
Пособие для логопедовКоноваленко, Коноваленко: Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков (свистящих, шипящих, сонорных) у детей 5 - 7 лет.
Комплект пособий Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно»
«Развитие фонематического восприятия» . Пособие предназначено для коррекционной работы с детьми, имеющими любой уровень речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
«Коррекция нарушения слоговой структуры слова» . Альбом для индивидуальной работы с детьми 6-8 лет. В пособии представлены теоретические положения, методические и организационные принципы, система упражнений для преодоления нарушений слоговой структуры слова у дошкольников, дана подборка стихов, рассказов и скороговорок.
«Формирование лексико-грамматических представлений . Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками и альбом.В пособии представлены игры и упражнения для формирования лексико-грамматических представлений».
Формирование и развитие связной речи. В альбоме описано содержание более 20 занятий и около 80 упражнений, отражающих авторский подход к проблеме формирования и развития репродуктивных форм связной речи у детей.
7. Логопедическая диагностика
О. Б. Иншакова
В альбоме представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.
Кабанова, Домнина
Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
Представленная в пособии методика тестовой диагностики речи, общей и мелкой моторики детей 3-6 лет с тяжелыми нарушениями речи поможет выделить как наиболее несформированный, так и благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Учебно-материальная база
Паспорт логопедического пункта
1. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагается большое зеркало; комплект упражнений артикуляционной гимнастики; пособие «Дракоша» для показа ребенку положения языка определенного упражнения; подборки стихов, игры и материалы для развития речевого дыхания детей и другое.
2. Зона дидактического сопровождения. Представленаполкой, шкафом и содержит следующие разделы:
материал по обследованию речи детей;
материал по звукопроизношению;
материал по коррекции слоговой структуре;
материал по коррекции лексико-грамматических представлений;
материал по развитию связной речи;
материал по подготовке к обучению грамоте;
пособия картотека по развитию речевого дыхания и воздушной струи;
пособия по развитию фонематических представлений;
пособия для развития мелкой моторики;
методическая литература по коррекции звукопроизношения, ФНР, ФФНР, обучения грамоте;
занимательное игровое обеспечение логопедических занятий: настольные игры, игрушки, карандаши другое.
Зона ТСО (технических средств обучения). Нетбук с подбором детских презентаций по разным темам; диктофон.
Доска для демонстрации наглядных пособий.
5. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшете “Советы логопеда” и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Документация учителя-логопеда:
- Закон РФ «Об образовании»;
- «Конвенция о правах ребенка»;
- «Концепция дошкольного образования»;
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»;
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Временные (примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ);
- Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24.03.95, от 29.01.96;
- Письмо министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном учреждении».
- Диагностические пособия
- Методические пособия
- Дидактические пособия
- Электронные образовательные ресурсы
- коррекционно-развивающая работа в детском саду,
- научно-методическая деятельность,
- консультативная работа,
- профилактическая деятельность,
- аналитика,
- публикации.
речевая карта на каждого ребенка;
журнал регистрации детей;
табель учёта посещаемости индивидуальных занятий;
перспективный план работы логопеда;
тетради для индивидуальной работы;
лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия;
расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное директором МБОУ «СОШ «11»;
экран постановки звуков;
индивидуальный план работы с ребёнком;
Cлайд 1
учителя – логопеда Бондаревой Людмилы Юрьевны МБДОУ «Детский сад № 13 «Калинка» г. АрхангельскCлайд 2
Стаж педагогической работы - 22 года, в данной должности – 22 года. Пройдены курсы повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного образования» в 2010 году при ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Общие сведенияCлайд 3
Закончила с отличием Ташкентский государственный педагогический институт им. Низами, 1990 год, факультет «Дефектология и логопедия». Получила специальность «Учитель и логопед вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений» Имею опыт работы в качестве логопеда с детьми школьного и дошкольного возраста, с детьми с ЗПР и умственной отсталостью, с детьми с ортопедической патологией. Работала в детской центральной поликлинике г. Душанбе; секретарем и логопедом – дефектологом в ПМПК Дзержинского района Калужской области; преподавала курс практической логопедии в педагогическом колледже Калужской области; работала старшим преподавателем на кафедре коррекционной педагогики в Архангельском АО ИППК РО. Дополнительные специальности: медсестра ГО, секретарь – делопроизводитель Краткая автобиографияCлайд 4
Cлайд 5
Защитилась на высшую квалификационную категорию (ноябрь 2010) по итогам творческого отчета, предоставления электронного портфолио, изучения документации и развивающей средыCлайд 6
Создала и опубликовала авторскую программу по подготовке дошкольников к обучению грамоте Эта программа сейчас используется в качестве образовательной программы в ряде учреждений России и за рубежом г. Красноярск Детский развивающий БЭмБИ центр г. Краснодар Детский центр «Дорожка к школе» г. Моццо Италия Русская школа «Наш мир»Cлайд 7
Сайты образовательных учреждений, которые применяют в работе мою авторскую методику г. Краснодар Детский центр «Дорожка к школе» г. Красноярск Детский развивающий БЭмБИ центр г. Моццо Италия Русская школа «Наш мир» http://www.bambicentr.ru/zanyatiya-programmy.html http://stepstoschool.ru/stdsecondstep.html http://www.scuolarussabergamo.it/didaktika.htmCлайд 9
Список моих публикаций: книги, статьи Опубликовала книгу «Упражнения на каждый день: обучение грамоте детей дошкольного и школьного возраста » г. Ярославль, «Академия развития, 2008 г. Опубликовала книгу»Маленький исследователь: развиваем память, внимание, логическое мышление дошкольников», г. Ярославль, «Академия развития, 2008 г. Опубликовала статью «Дифференциальная диагностика детей с ЗПР от детей с олигофренией» в сборнике «Научно-практическая конференция» (г.Калуга) Опубликовала книгу «Сказки об Умке и его друзьях» (ноябрь 2008) Подготовила статью для опубликования «О специфике работы логопеда с детьми с ортопедической патологией» в «Вестнике образования» при ПГУ «Институт развития ребенка» г. Архангельск (ноябрь 2010) Подготовила материал для опубликования в сборнике «Вестник ОРЦ» Северного округа «Дидактические подвижные игры с региональным компонентом» (март 2010)Cлайд 10
Cлайд 11
аааааа Выход статьи «О специфике логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» в сборнике материалов областных научно-практических конференций «Коррекционно-педагогическая помощь детям Архангельской области»(ПГУ им. М.В.Ломоносова. Институт развития ребенка) (январь 2011)Cлайд 13
Публикация материала из педагогического опыта в сети Интернет на сайте «ЛогопедиЯ»Cлайд 14
Наглядность в моей логопедической практике занимает большое место: это около 300 игр и пособий для развития и обучения детейCлайд 15
Хоботова Наталия Валентиновна дата рождения: 17 сентября 1974 г. 1991г. - Сосногорский межшкольный учебно-производственный комбинат, квалификация «Воспитатель детского сада» 1992г.-1997г. - КГПИ, квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище. Методист по специальности «Дошкольная педагогика и психология». 1997г. – КРИРОиПК, курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические основы коррекции речи» г. назначена на должность «Учитель-логопед». 2000г г. – КРИРОиПК, квалификация «Учитель-логопед» г. присвоена I квалификационная категория.
2006 г. – АПКиПРО, курсы по теме «Инновационные формы работы с семьёй в ДОУ на современном этапе развития образования» г. присвоена высшая квалификационная категория г.- КРИРОиПК, курсы по повышению квалификации по программе «Технология разработки рабочих учебных программ». 2009г. – КРИРОиПК, курсы по повышению квалификации по теме «Система коррекционно-развивающей работы логопеда ДОУ» по авторской программе Н.В. Нищевой (г.Санкт-Петербург). 2009г. назначена руководителем РМО учителей-логопедов г.Сосногорска г. – индивидуальный предприниматель - открыла в городе центр речевого развития детей «Речецветик» г. присвоена высшая квалификационная категория. Общий трудовой стаж – 21 год Стаж в должности логопеда: 16 лет
«Логопед. Есть ли повод для гордости?» «Логопед. Есть ли повод для гордости?» - могут спросить меня некоторые, но ведь именно речь человека - основное средство выражения мыслей, характера, души. И развивая речь, мы развиваем личность. Не зря Л.С. Выготский писал, что «Развитие речи перестраивает мышление, переводит его в новые формы». Мы порой даже не замечаем, какова роль Слова в нашей жизни. А ведь её и представить невозможно без звуков речи, она была бы такой тусклой! Смех детей, их весёлый лепет наполняет нас радостью. Слова и песни о любви дают силы жить. Стихи и проза возвышают и воспитывают. Лозунги и слоганы вдохновляют на новые достижения. Так пусть же эти слова звучат правильно и чётко! Речь – царица всех наук, так считал мудрец Еврипид. Человек способен словом влиять на других, убеждать, спорить, производить впечатление, достигать успеха, управлять, получать удовольствие от спектакля или фильма, понимать юмор и шутить, создавать стихотворения, поэмы и песни и даже спасти Словом. Это ли не чудо! И Логопед – это волшебник, создающий то самое чудо!.
1. Диагностическое сопровождение коррекционно-логопедической работы 1.1. В детском саду функционируют 11 возрастных групп и 1 логопункт Дети из старших и подготовительных к школе групп охвачены диагностическими процедурами по развитию речи Результаты диагностики используются при проведении коррекционно- логопедической работы – составление индивидуальных планов с учётом речевого дефекта, нейропсихологического подхода и отражаются в речевой карте.
2. Коррекционно-логопедическая деятельность 2.1. На логопункт принимаются дети, имеющие нарушения в произношении отдельных звуков (НПОЗ) В случае выявления детей с тяжёлой речевой патологией, логопед направляет детей на ПМПК для зачисления в ДОУ, где функционируют логопедические группы. При отказе родителей от перевода ребёнка учитель- логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста, так как показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу Количество детей, занимающихся на логопункте составляет 25 человек. В случае зачисления детей со сложными речевыми нарушениями количество детей уменьшается в соответствии с численными нормативами, установленными для зачисления детей в логопедические группы в соответствии с постановлением Правительства РФ от г. 666 г.Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Зачисление детей на коррекционные занятия производит сам логопед.
2.6. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется на основе обследования речи дошкольников учителем- логопедом с 1 – и с 15 – Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия (в соответствии с сеткой занятий специалиста) Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения (учитель- логопед берёт детей с любых занятий воспитателя). 2.9.Индивидуальные, подгрупповые занятия для детей по коррекции звукопроизношения проводятся не реже 2-х раз в неделю. 2.10Комплектование подгрупп производится с учётом характера, степени выраженности у детей речевых нарушений Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и в семье.
2.12.Решение о прекращении систематических занятий с ребёнком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам На занятиях используется коррекционно-логопедическая технология «Логопедический массаж», так как он представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями В младших группах ДОУ проводится профилактическая работа: обследование предметно-развивающей среды и контроль по воспитанию звуковой культуры речи у детей.
3. Коррекционно-развивающие сопровождения образовательного процесса 3.1. В условиях логопункта проводятся логопедические занятия по коррекции звукопроизношения, наблюдается вариативность коррекционно-развивающей деятельности – проведение артикуляционной, дыхательной гимнастик, логопедического массажа, постановка звуков, обогащение словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, развитие связной речи, применение здоровьесберегающих технологий, развитие психических процессов, фонематического восприятия, мелкой и общей моторик Консультативно-просветительская работа с педагогическим коллективом Консультативно-просветительская работа с родителями.
4. Применение информационных компьютерных технологий в образовательном процессе В своей логопедической практике учитель-логопед активно использует информационные компьютерные технологии, которые позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность логопедического воздействия, так как они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя- логопеда и детей: - специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» (г.Пермь: ПОИПКРО); - электронное издание «Дидактический материал» Н.С Руслановой по развитию лексико-грамматического строя речи по темам «Посуда», «Игрушки», «Одежда, обувь» - электронные издания «Обучение грамоте», «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - аудиозапиь динамических разминок «Десять мышек» Е.Железнова.
5. Результативность коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда Анализ результатов педагогической деятельности Хоботовой Н.В. показал, что дети, выпущенные из логопункта за период 2009 – 2012 гг. на 88 % с чистой речью, с улучшением в речи – 12 %. Высокий уровень исправления звукопроизношения в условиях логопункта достигается учителем-логопедом благодаря индивидуализации и дифференциации педагогического воздействия, использованию на занятиях здоровьесберегающих технологий в сочетании с гуманно-личностным подходом, применения в работе современных образовательных технологий. Положительные результаты обучения достигаются и благодаря грамотному использованию в своей работе разнообразных методов, способов и приемов обучения, а также привлечение к коррекционной работе воспитателей и родителей.
6. Методические работа учителя-логопеда 6.1 Учитель-логопед обобщает и активно распространяет коррекционно- логопедический опыт через открытые занятия, мастер-классы, семинары на уровне дошкольного образовательного учреждения, а также на муниципальном городском и районном уровнях. Наталья Валентиновна проводит занятия на высоком профессиональном уровне Имеются собственные методические разработки: - деловая игра для учителей-логопедов «Развитие речи в онтогенезе»; - конспекты родительских собраний; - конспекты занятий; - авторская программа «Коррекционно-развивающая работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (от 5 до 7 лет)»; - авторская программа «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста»; - составлено положение «Об организации работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ»; - документация для учителя-логопеда; - речевые карты; - методическое пособие «Логопедический массаж».
7. Взаимодействие со специалистами Взаимодействие по вопросам преемственности со школой проходит через открытые занятия в ДОУ, открытые уроки в школах, беседы с учителями начальных классов Взаимодействие с учреждениями здравоохранения: по результатам речевого обследования учитель-логопед направляет детей на приём к невропатологу Взаимодействие с учителями-логопедами города и района – открытые занятия в ДОУ, проведение семинаров-практикумов, деловых игр, школа «Молодого специалиста».
9. Профессиональные умения учителя-логопеда 9.1. Результаты анкетирования воспитателей По результатам анкеты все воспитатели оценили высокую степень выраженности профессиональных умений и навыков учителя-логопеда. Отметили профессионализм, мастерство, грамотность, работоспособность, высокий уровень исправления дефектов речи. В характеристике указали, что Наталия Валентиновна коммуникабельная, инициативная, доброжелательная, справедливая, отзывчивая, креативная и внимательная к детям, к родителям, к коллегам Результаты анкетирования родителей, отзывы: «Очень довольны и благодарны за постановку речи, развитие мышления нашего ребёнка. Научился последовательно пересказывать рассказы, читать. У ребёнка только восторг от занятий с логопедом. Спасибо!» «Нравится индивидуальный подход к детям. Наталья Валентиновна внимательная, добрая, отзывчивая». Логопеду Ни у кого сомнений нет, Как в жизни важен логопед. Вы эти годы так трудились, Чтоб дети наши научились Все звуки чётко говорить! Успехов этих не забыть! За это вас благодарим И труд ваш мы, конечно, чтим!
В наш стремительный век, когда новые информационные технологии проникают во все сферы жизни, никого уже не удивляют возможности компьютера и интернета. Напротив, техническая поддержка стала необходимым подспорьем в работе. И, конечно, это не могло не отразиться на профессиональной деятельности учителя-логопеда. Итак… Что же нужно знать педагогу, чтобы не заблудиться в изобилии компьютерной информации?
Не так давно, каждый учитель бережно оформлял все результаты своей кропотливой работы в ПАПКУ! Эту папку показывали во время аттестации, на методических объединениях и педагогических советах. Но время не стоит на месте, и толстая папка уже совсем неактуальна. Ее убирают на дальнюю полку логопедического кабинета и садятся за компьютер.
Наиболее современный метод профессионального развития педагога — это метод «Портфолио». Именно «Портфолио» позволяет систематизировать опыт, накопленный логопедом, дать представления о его образовании, знаниях, формулирует направления его развития и отражает профессиональный уровень педагога.
Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) - досье, собрание достижений (словарь иностранных слов).
В переводе с итальянского это слово означает «папка с документами», «папка специалиста».
То есть эта та же ПАПКА, но в новом формате.
Основной целью составления портфолио является освещение всех сторон профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Портфолио вместе с другими необходимыми документами в обязательном порядке предоставляется в аттестационную комиссию на подтверждение второй, первой или высшей категории.
Особенности составления Портфолио логопеда
1 раздел: Общие сведения или «Визитная карточка»
1.1. На титульном листе должна быть представлена фотография учителя-логопеда; его жизненное кредо, девиз профессиональной деятельности.
1.2. Общие сведения о педагоге: (дата рождения; образование, год окончания учебного заведения, специальность по диплому; стаж работы, педагогический стаж (по специальности), стаж в данном учреждении, квалификация, дипломы, грамоты и др.)
1.3. Указываются курсы повышения квалификации учителя-логопеда, с приложением дипломов, свидетельств.
1.4. Перечисляются учебные заведения, в которых педагог трудился и получал свой профессиональный опыт.
2 раздел: Нормативно-правовая документация
3 раздел: Программно-методическое обеспечение
В этом разделе педагог указывает, по каким коррекционным программам он занимается, какие диагностические и методические комплекты используются в работе. Желательно, чтобы описание программ и материалов были проиллюстрированы.
Здесь же можно описать оснащение логопедического кабинета (примерно на 2 листа, включая фото и текст).
4 раздел: Организационно-педагогическая деятельность
Этот раздел может включать в себя краткое эссе, в котором будет отражено отношение педагога к своей профессиональной деятельности, указаны системы воспитания и обучения, которых придерживается учитель-логопед. Цель данного эссе – отразить мотивацию педагога и основные направления его профессиональной деятельности.
Затем педагог отмечает свои достижения по следующим направлениям:
Здесь приводятся: материалы, иллюстрирующие работу, конспекты или видео фрагменты уроков, коррекционных занятий и др. Включаются годовые и перспективные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.
В этом же разделе описывается работа с педагогами и родителями за три года (консультирование, просвещение). А также работа со студентами, если таковая проводится (проведение педагогической практики).
Приводится резюме после проведенной работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.
5 раздел: Авторские медиаресурсы
В этом разделе выкладывается информация об использованных учителем-логопедом способов распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы (СМИ, публикации на информационных сайтах и т.д.,) и др. Сюда же включаются подготовленные презентации на разные темы.
6 раздел: Достижения
Здесь педагог может разместить информацию о своем участии в профессиональных, проектах и программах, предоставив подтверждающие грамоты, дипломы и сертификаты.
Учитель-логопед размещает в данном разделе полученные награды и поощрения. А также отзывы коллег, родителей, специалистов о работе и профессиональной деятельности педагога.
Министерство образования Чувашской Республики
Управление образования и молодежной политики
администрации г. Новочебоксарска
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14
с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла»
Портфолио
Степановой Раисы Камильевны
(за период с 2006 по 2009 учебные годы)
г. Новочебоксарск
- Личные данные. Копия диплома о высшем образовании . Повышение квалификации за последние 3 года (документы, свидетельствующие о повышении квалификации). Почетные грамоты и дипломы, (копии за последние 3 года). Аттестация (копия аттестационного листа).
Раздел 2 . «Научно-методическая деятельность»
- Семинар логопедов по теме « Ранний детский аутизм » в МОУ «СОШ № 14» На уроках применяется здоровье сберегающая технология.
- Пояснительная записка к программам.
- Доклады на семинарах, конференциях, педагогических советах. Открытые уроки. Самообразование и направленная научно-методическая деятельность по теме «Нейропсихологическая диагностика патологии речи».
Раздел 3.»Внеурочная деятельность»
- Участие в работе ПМПК (подготовка документации, работа с родителями). Участие во всех общешкольных мероприятиях.
· Работа по формированию первых классов.
· Обследование будущих первоклассников в детских садах.
Раздел 4. «Результаты педагогической деятельности »
· Все дети, посещавшие логопедический пункт, получили соответствующую помощь.
Раздел 5. «Учебно-материальная база»
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»
font-size:14.0pt">
Учитель - логопед
1960 г рождения
Образование высшее (окончила Московский институт стали и сплавов физико-химический факультет по специальности «Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов », инженер – металлург в 1985 году).
Трудовой стаж – 29лет
Педагогический стаж – 16 лет
Стаж работы в МОУ «СОШ №14» г. Новочебоксарска 16 лет.
Повышение квалификации
№ п/п | Дата | Форма повышения квалификации | Тема | Кол-во часов | Документ, свидетельствующий о повышении квалификации |
10.11.2003 по 06.12.2003 | Курсы повышения квалификации Чувашский Республиканский институт образования | «Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений» | 144 часа | Свидетельство о повышении квалификации рег. № 000 |
|
06.08.2007 По 24.08.2007 | Краткосрочное повышение квалификации Чувашский Республиканский институт образования на базе межшкольного методического центра МОУ « СОШ №20» | «Обучение организации эффективной работы по использованию ИКТ» | 72 часа | Свидетельство о дополнительной профессиональной подготовке « Intel обучение для будущего» ЧЕ№07-1947 от 24 августа . Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации Рег.7492. |
|
17.08.09 по 27.08.09 |
Почетные грамоты и дипломы
№ | Наименование награды | Кем награждена | Номер приказа |
Почетная грамота | Администрация МОУ «СОШ № 14» | ||
Почетная грамота | Управление образования администрации г. Новочебоксарска | Приказ № 000 от 01.01.2001 |
|
Аттестация
№ п/п | Дата аттестации | Срок действия квалификационной категории | Дата и номер приказа |
|
17.01.2005 | Соответствует первой квалификационной категории. | С 01.01.2005 Сроком на пять лет | № 5 от 01.01.2001 |
|
Методическая литература на логопункте
1. Поваляева логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002г.
2. , Герман дошкольников правильной речи. – Чебоксары: «Чувашиздат»,1980г.
3. , Самсонова детей с нарушенным слухом в семье. – Москва: «Просвещение», 1991г.
4. , и др. Логопедия. В 2-х книгах.- Москва: «Просвещение», 1995г.
5. Гербова по развитию речи. – Москва: «Просвещение»,1987г.
6. Каше недостатков речи у дошкольников. - Москва: «Просвещение»,1971г.
7. Грендин Темпл. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма.- Москва: Центр лечебной педагогики,1999г.
8. , Либлинг ребенок, Пути помощи. - Москва: Теревинф, 2000г.
9. Косинова Е. Уроки логопеда. Игровые тесты.- Москва: «Эксмо», 2005г.
10. Ефименкова звуков речи у детей.- Москва: «Просвещение»,1987г.
11. Выгодская заикания у дошкольников в игровых ситуациях.- Москва: «Просвещение», 1993г.
Недостатком программ является то, что авторы не приводят тематическое планирование уроков для работы с учениками 4 классов с речевыми нарушениями, когда как у этих детей наблюдаются проблемы в запоминании терминологии.
Программа для 1 класса
(для учащихся с общим недоразвитием речи)
Данная программа построена на основе огромного опыта многих специалистов в области дефектологии . Учитывая трудности в развитии всех психических процессов, учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями. Важнейшей особенностью программы является связь с программой начальной школы, но не тождественность ей.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей с программой 1 классов.
Ведущими идеями предлагаемой программы являются:
Занятия по ориентировке в пространстве и времени.
Осознание понятия « слово».
Осознание понятия « предложение».
Осознание понятия «звук» и «буква».
Осознание понятия «слог».
Обучение слогоразделу.
Обучение выделению ударного слога.
Обучение чтению с использованием понятий «гласные первого и второго ряда» и «твердые и мягкие согласные».
Введение обозначения мягкости согласного с помощью мягкого знака в середине и на конце.
Обучение письму.
Независимо от интеллектуального развития ребенка (бывали случаи присутствия в школе детей – олигофренов), все дети обучались письму и чтению. Конечно, качество письма и чтения у детей с задержкой психического развития желает лучшего, но на данном этапе ребенок в силу своих особенностей бывает часто на пределе своих возможностей.
Все работы письменные проводим в тетрадях для логопедических занятий. Контрольные работы проводим в тетрадях для контрольных работ , в которых дети работают и во втором классе. По ним можно увидеть градацию.
Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, позволяющей легко разрабатывать интересные уроки. Мною используется следующая литература:
1. , «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»: Пособие для логопеда.- М.:Просвещение,1991г.
2. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособие для логопеда - М. Просвещение, 1991г.
3. «Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи»: Пособие для логопедов и учителей.- М. Просвещение,1992г.
4. «Основы логопедии»: Учебное пособие для пединститутов.- М. Просвещение,1989г.
5. «Игры и игровые упражнения для развития речи»: Пособие для логопеда - М. Просвещение.1988.
6. «Коррекция звуков речи у детей»: Пособие для логопеда - М. Просвещение,1987г.
Программа для 2 класса (для учащихся с ОНР)
Программа затрагивает развитие ребенка по всем направлениям: идет работа не только над грамматикой, но и над развитием словаря, лексико-грамматической и синтаксической сторонами речи. Учебный материал излагается с учетом того, что первоначальные сведения о звуках и буквах, о словах и предложениях, полученные в 1 классе, помогут углубить знания детей. Так они узнают о простых и распространенных предложениях, о главных и второстепенных членах, о родственных словах. Будут учиться составлять рассказы по серии картинок, будут обогащать свой активный и пассивный словарь знанием новых слов и явлений и других понятий, неизвестных детям с ЗПР. Для дальнейшего уточнения пространственных представлений вводим понятие «предлоги», обогащая словарь такими понятиями как «времена года», « месяцы», «время суток».
Учебный материал помогает ребенку усваивать, например, по теме «Определение количества букв и звуков» еще и слова с «ь» на конце, единственное и множественное число , родственные слова.
Целесообразность такого подхода обусловлена самой концепцией концентрического обучения. Учащиеся получают первичную информацию об основных положениях построения предложения, учатся овладевать лексикой и грамматикой без употребления терминологии, что является очень трудным для таких детей не только на этом этапе, но и на протяжении всего времени обучения в школе.
В предлагаемой программе имеются занятия по следующим грамматическим темам:
Ø безударные гласные, проверяемые ударением.
Ø выделение твердости и мягкости согласных.
Ø обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Ø звонкие и глухие согласные.
Ø дифференциация согласных, смешиваемых по акустическому признаку.
Ø правила оформления предложений, порядок слов в них.
Ø деление слов на слоги, перенос.
Ø правописание сомнительных согласных на конце слова.
Ø подбор проверочных слов.
Ø мягкий знак на конце шипящих – правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши.
Для развития языкового чутья дети пытаются отвечать на следующие вопросы, включенные по темам, перечисленным выше:
v «Кто где живет?»
v «У кого кто?»
v «Без кого кто?»
v «Кто на чем ездит?» (образование сложных слов)
v «Кто кем работает?»
v «Выдели кого? Что?»
Для развития синтаксической стороны речи используются рассказы лучших писателей (Ушинского «Рыжик», Тургенева «Воробей» и т. п.). Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, представленной выше.
Программа для 3 класса (для учащихся с ОНР)
Программа для 3 класса рассчитана на знания, полученные в 1-х и 2-х классах. Большое внимание в ней уделяется словообразованию , согласованию, управлению. Появляются такие понятия, как «суффикс», «приставки», «падеж». Поэтому предлагаемые для занятий темы:
состав слова
однокоренные слова
окончание
приставка, образование слов при помощи приставок
суффикс, образование слов при помощи суффиксов
дифференциация предлогов и приставок
согласование глаголов с существительными в роде и числе
согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе
падежи (каждый в отдельности).
Продолжается работа по обогащению синтаксической стороны речи. Рассматриваются повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Дети составляют сложные предложения из простых, составляют тексты из отдельных предложений. Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, представленной выше.
Программа для 4 класса (для учащихся с ОНР)
Программа была разработана логопедами школ совместно с работниками психологической службы г. Новочебоксарска. Темы подобраны согласно с программой начальной школы по русскому языку (4класс).
Цель программы: развитие у детей любознательности, стремления узнать новое, повышение их творческого потенциала для усиления мотивации к обучению в среднем звене.
В рамках этой программы рассматриваются следующие темы:
- многозначные слова. слова - синонимы. слова-омонимы. слова-антонимы безударные гласные в корне правописание двойных согласных. непроизносимые согласные. дифференциация предлогов и приставок части речи . падежные формы. согласование слов в роде и числе. предложения с однородными членами с союзами И, А, НО и без союзов. сложные предложения деление сплошного текста на отдельные предложения. составление связного текста из деформированных предложений. рассказ-описание, рассказ- повествование, рассказ-рассуждение. составление рассказа по плану, по его началу, по его концу, по серии картин, по сюжетной картине. замена в тексте лица рассказчика, пересказы с элементами творчества.
Методический и дидактический материал взят из собственного опыта и из литературы, представленной выше.
Специфика работы логопеда
Существует необходимость в занятиях по исправлению звукопроизношения, для чего я использую следующий план:
Подготовительный этап , целью которого является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука, включает следующие работы:
1. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.
2. Развитие мелкой моторики рук.
4. Отработка опорных звуков.
Постановка звука, целью которого является добиться правильного звучания изолированного звука, включает следующие работы:
1. Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука.
3.Отработка произношения изолированного звука.
Автоматизация звука, целью которой является добиться правильного произношения звука во фразовой речи, включает следующую работу:
Постепенное последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, поговорки, стихи).
Для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, предлагается следующий план:
1. Работа по исправлению недостатков звукопроизношения:
а) подготовка к постановке звука;
б) постановка звука;
в) автоматизация звука;
г) дифференциация звука со смешиваемым звуком.
2. Развитие фонематического восприятия:
а) развитие способности узнавать и различать неречевые звуки;
б) развивать слуховое внимание и слуховую память;
в) учить различать одинаковые слова, звуки, ориентируясь на различную высоту, силу, тембр голоса;
г) учить различать слова, близкие по звуковому составу;
д) учить различать фонемы русского языка (гласные и согласные).
3.Фронтальные занятия:
1. Звуки русского языка.