Положительные и отрицательные качества карандышева. Образ и характеристика карандышева в пьесе бесприданница островского сочинение

Карандышев образ и характеристика по плану

1. Символичность Карандышева . Эпоха, изображенная в " ", знаменовала собой быстрое вступление России в фазу капиталистического развития. Сила и власть постепенно переходили в руки ограниченного числа людей, сумевших сколотить состояние. На этом фоне особенно заметна убогая жизнь мелкого чиновничества, к которому принадлежит Карандышев. Карандышев не способен проявить инициативу. Он просто плывет по течению, занимая скромную чиновничью должность. Ограниченные финансовые возможности развивают в нем робость и нездоровое чувство собственного достоинства. Главная цель Юлия Капитоныча - доказать окружающим, что он ничем не хуже людей, обладающих сказочным богатством. В этом заключается трагедия всей его жизни.

2. Поведение и манера держать себя . Карандышев очень болезненно воспринимает все высказывания на свой счет, даже вполне безобидные. Ему кажется, что за ними скрывается насмешка над его бедностью. Отсюда проистекает его подчеркнутая строгая вежливость и стремление показать себя в лучшем виде. Однако чем больше Юлий Капитоныч старается, тем смешнее выглядит в глазах окружающих.

3. Карандышев и Лариса. Заручившись согласием Ларисы и ее матери на брак, Карандышев преображается. В нем просыпаются все прежде скрытые честолюбивые мечты. В понимании Юлия Капитоныча его свадьба с молодой и очень красивой девушкой доказывает всему обществу, что его просто недооценивали до этого. Возможно, Карандышев и любит Ларису, но это чувство отходит на второй план перед удачной возможностью собственного триумфа. Ему очень важно пригласить на свадьбу самых влиятельных людей и покрасоваться перед ними. Для Юлия Капитоныча - просто дорогая игрушка, случайно доставшаяся в его руки. Еще не обладая правами мужа, он начинает делать ей замечанию по поводу, как ему кажется, недостойного поведения для девушки.

4. Отношение к Карандышеву других героев . Ничтожество Карандышева и его тайные мечты ни для кого не секрет. Остальные герои просто по-разному реагируют на этого окрыленного предстоящей свадьбой человека. Объединяющим всех чувством по отношению к Карандышеву является презрение, выражающееся в разной степени. Презрения практически не скрывают и Вожеватов. Паратова от откровенных насмешек над женихом удерживает жалость к положению Ларисы. В разговоре Харита Игнатьевна также довольно-таки часто намекает на очень незавидное положение Карандышева. Однако устав от бесконечных поисков жениха для дочери, она согласна и на такой вариант. В очень сложном положении находится Лариса. Согласившись на брак от отчаяния, она уже устала от Карандышева и его поведения. Презирая жениха, она испытывает к нему, в отличие от остальных, настоящую жалость, ведь их объединяет бедность.

5. Показательные сцены с участием Карандышева . Карандышев выглядит невероятно глупо с самого первого появления, когда он приглашает гостей на свадьбу. Ему не терпится пригласить Кнурова, который даже не удостаивает его внимания. Юлий Капитоныч не стесняется высказывать свой замысел в разговоре с Ларисой. Фактически он признается, что свадьба для него - не счастье с любимой женщиной, а всего лишь удовлетворение собственного самолюбия. Одновременно смех и жалость вызывает Карандышев на торжественном обеде. Основательно выпив, он не замечает насмешек гостей, пытается создать видимость достатка. Вершина унижения Юлия Капитоныча - его запрет петь для Ларисы, который она немедленно нарушает. В финальной сцене Лариса откровенно оскорбляет Карандышева, который, унижаясь все больше и больше, уговаривает ее уехать с ним. Убив девушку, Юлий Капитоныч доказал, что был совершенно ее недостоин.

6. Заключение. Карандышев - яркий литературный пример того, насколько может быть исковеркана душа человека под влиянием бедности. Юлий Капитоныч от природы добрый и честный человек. Только беспросветная нужда развила в нем болезненное самолюбие и, в конце концов, привела к убийству ни в чем не повинной девушки.

В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”. И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: “Ну что такое Карандышев?” Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: “Ну что знакомство для меня?” Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: “Ведь он у нас чудак”. Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, “что простожалость было смотреть на Карандышева”. Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: “Мне тоже во фраке прикажете?”. И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: “Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек”. Но это ее “что-нибудь” говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он “из ничего, да в люди попал”, став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас “повеличаться”. Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: “Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.” И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он “соломинка, за которую хватается утопающий…”

“Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”, умоляет он Ларису. Карандышев” вероятно, понимает, что он и есть такая “соломинка”. Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она” любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: “Не обижайте! А меня обижать можно?” Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: “Жестоко, бесчеловечно жестоко”. Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. ‘Торжествующий” над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотсная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: “Я смешной человек”. Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий ее с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его “вещью”. И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А. Н. Островского жалок. Но случайноли то, что слова о “вещи” писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше ее в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более “достойного” персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории “униженных и оскорбленных”, о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

(No Ratings Yet)

Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского “Бесприданница”

Другие сочинения по теме:

  1. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных...
  2. Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились...
  3. “Картинное” поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретера,...
  4. “Бесприданница” отражает новый по сравнению с “Грозой” этап развития России. Перед нами проходит пореформенная Русь иными героями, иными социальными конфликтами...
  5. Персонажи “Бесприданницы” – представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые...
  6. План: 1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями? 2. Как складываются взаимоотношения Каранды-шева...
  7. Особый конфликт пьесы был художественным выражением сатиры особого типа. Объектом ее стали не столько личности, хотя бы и типичные для...
  8. Портрет Мамаева, по существу, вполне готов и уже исчерпан в первом акте. Появляясь дальше по ходу действия, он лишь подтверждает...
  9. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза...
  10. Генерал не прочь поговорить о рыцарстве, о дворянской чести, о “благородных чувствах”, приносимых в жертву кумиру нового времени – деньгам,...
  11. Кабинет в доме Карандышева обставлен безвкусно, но с претензией на роскошь. На стене, в соответствии с модой, развешено оружие: сабли,...
  12. В 20-30-е годы в постановках театром “Бесприданницы” преобладало сочувствие к Карандышеву как к человеку “бедному”, затравленному богатыми бездельниками. Он как...
  13. 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль”...
  14. Большой вымышленный город на Волге – Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных дельцов последнего времени,...
  15. История этого героя драмы Островского очень выделяется из всех остальных. Робинзон – настоящее имя Счастливцев, путешествуя на пароходе, напился вместе...
  16. Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется ее общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна – приживалка при...
  17. “Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни”, – пишет Е. Д....
  18. Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии...
  19. В драме А. Н. Островского “Бесприданница” главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая...
  20. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. “А какие сны мне снились,...

Карандышев Юлий Капитоныч – центральный персонаж пьесы Островского «Бесприданница». Это молодой и небогатый чиновник, но амбициозность является его главной характеристикой. Карандышев чересчур самолюбив, чувство собственного достоинства у него болезненно обострено. Лариса является для него не столько любимой девушкой, сколько красивой вещью, с помощью которой можно утереть нос Паратову.

Тема амбициозности бедного человека впервые раскрывается в произведениях Достоевского (Парадоксалист в «Записках из подполья», Макар Девушкин в «Бедных людях» и др.). Однако, если Достоевский уделяет больше внимания самосознанию бедного человека, то Островский стремится показать его душевную жизнь, которая, оказавшись во власти амбиций, искажается до невероятно уродливых форм.

Три года Карандышев пытался обратить на себя внимание красавицы Ларисы, но ничего, кроме насмешек окружающих и равнодушия с ее стороны, он не видел. И вот, наконец-то, долгожданное согласие на свадьбу. Естественно, Карандышеву хочется взять реванш и продемонстрировать всем окружающим свое превосходство, ведь именно ему Лариса отдала свое предпочтение. К тому же, он ощущает себя настоящим благодетелем, который готов взять в жены бесприданницу. Но самолюбие молодого человека постоянно страдает от напоминаний о том, что роль жениха ему досталась только «благодаря» неудачным обстоятельствам.

Огудаловы не скрывают, что относятся к нему просто, как к «запасному варианту». Все это мешает Карандышеву ощутить победу в полной мере, унижает и оскорбляет его.

Тем не менее, герой отказывается кротостью и преданностью заслужить настоящую любовь Ларисы. Она дает ему такую возможность, когда просит поддержать ее и увести подальше из города. Но самолюбие Карандышева раздражено настолько, что подавляет собой чувство любви к девушке. Одно лишь желание победить Паратова руководит поведением героя. На свою беду Карандышев задумал устроить званый обед, чтобы продемонстрировать собственное величие всем окружающим, в том числе Паратову. В итоге, мероприятие закончилось тем, что гости, изрядно подпоив хозяина, уехали к цыганам, прихватив с собой Ларису. Монолог героя о «смешном человеке» - это отчаянный крик его оскорбленного самолюбия. Карандышева захлестнула обида, злоба и жажда мести овладели его сознанием, он уже не чувствует ни страха, ни жалости, ни любви. Чрезмерное себялюбие привело героя к тому, что истинные жизненные ценности перестали для него что-либо значить, он стремится жить в мире собственных иллюзий и жестоко расплачивается за это. Решив сыграть роль «рокового» героя, вершителя судеб, Карандышев убивает Ларису. Для него это единственная возможность доказать свою власть над ней и продемонстрировать свое торжество над соперниками, которые в реальности значительно превосходят его во всем. Оправдывая свой ужасный поступок тем, что его унизили и оскорбили, Карандышев находится в особо жалком и смешном положении. Только увидев Ларису, умирающую от его пули, герой смог осознать, что погубил собственное счастье. Лариса умирает, прощая всех, а Карандышев потрясен и охвачен чувством раскаяния.

Обновлено: 2012-08-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

"Смешной человек"Карандышев.

В пьесах А.Н.Островского мы знакомимся с различными слоями русского общества 19 века.О купечестве и его "злонравии" автор поведал в драме "Гроза".О зарождающемся классе буржуазии - в драме "Бесприданница".Наряду с изображением трагедии женских характеров,Островский представляет нам целые группы человеческих судеб и нравов.Одним из героев пьесы "Бесприданница" является Юлий Капитонович Карандышев,мелкий,небогатый чиновник,наделённый непомерным самолюбием и огромными амбициями.Достоинств никаких в нём нет.
Но ведь чем - то он интересен автору,да и зрителям тоже.
Давайте порассуждаем.В стране появился класс новых буржуа.Они не только богаты,но и культурны,образованны,хорошо одеты,посещают театры,говорят по - французски,бывают "в парижах"и ведут светский образ жизни.Не являясь потомственными дворянами,они пользуются уважением и почтением в обществе.Вот о такой жизни мечтает и Карандышев.Его имя невольно подсказывает нам,что это так.Ведь известен великий человек -Юлий Цезарь,который "пришёл,увидел,победил".Цезарь - властитель.Таким хочет быть и Карандшев.Хочет быть не хуже других.Путей достижения цели не так уж много.Разбогатеть? Но жалованье мелкого чиновника невелико.Жениться на богатой? Не брутален.Не интересен.Даже наоборот,ничтожен и смешон.Есть ещё путь - жениться не небогатой,но известной, красивой и незаурядной девушке и с её помощью "влезть " в высшее общество.А там уж не зевать и получить желаемое возвышение.Именно таким образом,как мне кажется,Карандышев надеется решить свои проблемы и начинает ухаживать за красавицей Ларисой Огудаловой.Лариса хоть и бедна,но умна,образованна,любит искусство,прекрасно играет на различных музыкальных инструментах,умеет вести себя в обществе.Она человек уникальный и интересный.У неё роман с негодяем и светским щёголем Паратовым.Но и мы,и сама Лариса понимает,что в жизни Паратова ей места нет.Как в среде дикого купечества,так и в среде нового класса,прежде всего ценятся деньги.А Лариса бедна.Паратов,промотав своё состояние,решил жениться на богатой.В противоположность бедному Карандышеву он уверен в себе,красив,безнравственен и легко преступает законы морали.От отчаяния Лариса принимает предложение Карандышева о замужестве,надеясь,что этот человек её любит и сможет окружить вниманием и заботой.Возможно,так бы и случилось,не будь Паратов столь бесчестен,а Карандышев столь жалок и ничтожен. Показательным в этом плане является сцена обеда,устроенная Карандышевым для представителей высшего света,знакомых Ларисы,с целью показать,что он не хуже их.Но обед, торжество Карандышева,обернулся позором..Потуги жениха вызывают и жалость, и смех.Безвкусный бедный кабинет героя,небогатая закуска,дрянное вино -всё говорит о бедности и убогости этого пиршества.Но Карандышев хорохорится и гордится.Он так постарался!.Все смеются над ним.Кажется.один только он и не понимает своего жалкого положения.Жестокие гости,чтоб ещё больше унизить жениха,подпаивают его и убегают,прихватив с собой Ларису.Ей мерзко,стыдно,горько.Она понимает свою несовместимость с Юлием Капитоновичем.Понимает,что сама себя обманывала,что выхода нет,что она игрушка в руках мужчин,и нужна им для забавы,как роскошная вещица.Карандышев тоже понимает своё ничтожество. Он говорит: «Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!». Это плач оскорблённого самолюбия.
В эти минуты и мы сочувствуем герою.И Лариса жалеет его.После выстрела она успевает сообщить,что сама себя убила,тем самым ограждая жениха от наказания.Так кто же такой Карандышев? Смешной или несчастный человек? Есть такой афоризм:"Всё в твоих руках" .Вот Карандышев хотел изменить свою судьбу.Но,как говорят,"не рядись, ворона, в павлиньи перья"!Это и про нашего героя.Он захотел счастья такой вот ценой.Изменил самому себе,не оценил подлости и цинизма тех,рядом с которыми хотел пристроиться в жизни Потерял любимую (?) Любил ли? Потому и смешон,что его понимание мира не соответствует их нравам и понятиям.Они хуже и подлее него.Он там чужак.Вот за это непонимание жизни и наказан Карандышев полным крахом.Он не интересен.Он смешон и жалок.Это моё мнение.

Особенный герой пьесы «Бесприданница», олицетворяющий тип бедного и глупого, но гордого чиновника. Чувство собственного достоинства Карандышева настолько гиппертрафировано, что бросается в глаза каждому встречному и затмевает все остальные чувства. Брак с главной героиней, бесприданницей Ларисой для него не союз с любимым человеком, а шанс утереть нос более удачливому сопернику Паратову. К тому же Карандышев преисполнен уверенностью, что поступает очень благородно, беря в жены бесприданницу.

Однако насладиться чувством победы Карандышеву не позволяют. Слишком часто ему дают понять, что он выбран в качестве возможного супруга исключительно из-за сложности ситуации. Даже будучи почти официальным женихом, Карандышев чувствует себя на «скамье запасных» и рискует в любой момент выпустить птицу счастья из своих рук.

Будучи знакомым Ларисы уже три года, Юлий Капитоныч натерпелся насмешек со стороны её многочисленных поклонников. Он знает, что его и в дом-то к Огудаловым впускают лишь от безвыходности положения семьи. А Лариса не просто не любит его, даже не уважает, причём степень её неуважения растёт с каждым днём. Вместо того, чтобы отнестись к девушке с пониманием, проявить заботу, показать свою способность любить, он стремиться лишь похвастаться перед окружающими выпавшим на его долю шансом.

Карандышев, как и Лариса, ослеплён парадным блеском Паратова и уязвлён тем, что выглядит жалким в сравнении с ним. Обед в его доме, где соперник с целью посмеяться, опоил хозяина и увёз на ночную прогулку его невесту, стал последней каплей, что переполнила чашу терпения. Вооружившись пистолетом, Карандышев отправился в погоню за уплывающим счастьем. Встретив свою сбежавшую невесту, герой бросился ей в ноги, крича признания в любви. Но опроверг свои порывы, поступив так, как никогда не поступил бы любящий человек. Услышав твёрдый отказ, он не смог совладать с чувствами и выстрелил Ларисе в грудь. Мелкий поступок никчёмного мужчины, который не смог самоутвердиться за счёт женщины.

Цитаты

— А я вот не беру взяток! Вот так!
— На одно жалованье живёте что ли?
— Вам никто и не даёт! Место у вас такое, недоходное. Вот кабы вам давали, а вы не брали, так тогда и хвастаться можно было.

— Что значит «так»? То есть не подумавши? Вы не понимаете, что в ваших словах обида, так, что ли?
— Конечно, я без умыслу.
— Так это еще хуже. Надо думать, о чем говоришь.

Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!

Но знайте, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет.

Объясните мне, пожалуйста, почему женщины, как правило, предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?

Так не доставайся же ты никому.