Подготовка к школе детский сад. Подготовка детей к школе. Доклад для родителей и педагогов. Надо ли готовить детей дошкольного возраста к школе

Наступает у детей такой возраст, когда они заканчивают одну фазу своего развития и плавно переходят в другую – из детского сада в начальную школу. На этом не заканчивается детство, но появляется определённая мера ответственности, начинается .

Подготовка ребенка к школе — психические процессы

Если у ребёнка хорошо развиты познавательные процессы (память, мышление, речь, воображение, внимание, восприятие), хорошо и правильно развита эмоциональная сфера (стремление к познанию нового, жизнерадостность, активность, общительность и другие положительные эмоции), то такой ребёнок не будет испытывать затруднений в первом классе школы.

Этот переход для него из детского сада в начальную школу будет безболезненным и познавательным, поспособствует всплеску новых эмоций и впечатлений. Тем более первые навыки учебного процесса уже заложены в детском саду, такие как – чтение, письмо, умение считать.

Большие проблемы возникают у невнимательных и не проявляющих интерес к обучению будущих первоклассников, и они с каждым годом только нарастают.

Информация для родителей — не приспособленные к адаптации дети, которые крутятся на уроках, пропускают занятия, самостоятельно сбегают с уроков становятся «хулиганами и двоечниками», их развитие начинает отставать от общего, желание к обучению полностью исчезает, происходит деградация личности в целом.

Уже в старших группах детского сада родители должны проявлять интерес к знаниям ребёнка.

Обязанность родителей — подготовка ребенка к школе, помощь в осваивании задаваемых материалов, научить играть роль старшего помощника, а не просто роли отца и матери или воспитателей или ещё хуже надзирателя. К школе должны готовиться не только дети, но и их родители.

Чем раньше родители без-пяти-минут первоклассников начнут понимать, что их ребёнок растёт, тем лучше они его смогут . Но не стоит концентрировать внимание на одних предметах обучения и забывать про другие – образование должно быть общеразвивающим.

Часто в школу попадают первоклассники с такими знаниями, с которыми уже можно отправлять ребёнка сразу в третий класс, но тут же у этого же ребенка проблемы с физическими функциями или рассеянность, есть дети, физически развиты как космонавты, а умственно не подготовлены к школе.

Есть дети, с которыми вообще никто никогда не занимался с полным отсутствием интересов, физического и интеллектуального развития.

Лучше всего, для восприятия ребёнка, чтобы помощь со стороны родителей была оказана в игровой форме это и поможет детям в усвоении материалов и укрепит семейные отношения, ребёнок легче адаптируется к школьной программе.

Заблаговременно необходимо провести диагностику будущих первоклассников, прибегнув к услугам психолога или педагога, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребёнка, его отношение к обучению, к школе, выявить страхи и предпочтения в предметах.

Занятия с детьми лучше проводить около двух раз в неделю, не переутомляя ребёнка и желательно, чтобы его ничего из постороннего не отвлекало. Ребёнок сам должен видеть мотивацию родителей, что вы хотите помочь ему, настроены приветливо и доброжелательно к нему, а не делаете это потому, что так надо через силу, с усталым, голодным и сонным видом от работы.

Не стоит быть категоричным в проверке заданий, лучше дать время для его выполнения, а потом похвалить ребёнка по итогам выполнения. Скорость выполнения заданий, это индивидуальное качество ребёнка, может он просто медлителен, а может пока еще не достаточно быстро понимает суть задания и способы его решения.

Если ребёнок переутомился то стоит отвлечься и выполнить несложные физические упражнения, способствующие восстановлению физических и умственных способностей, можно прогуляться на свежем воздухе.

Если ребёнок сделал ошибку, то надо дать закончить ему задание и предложить самому проверить работу. Когда уже он сам не может найти ошибку, нужно указать где ребёнок сделал неправильно. И ни в коем случае не оскорблять его самолюбие, не говорить и не думать, что ребёнок лоботряс, бездарь или какой-то не такой. Это окажет негативное воздействие на ребёнка и его психическое состояние.

По мнению многих родителей, и это правильно, что ребёнок должен быть готов к школе физически, интеллектуально, психологически и эмоционально.

Физическая готовность включает себя усидчивость, возможность держать прямо голову без переутомления и болей в шее, развитость мелкой моторики, общее физическое развитие мышц, развитая координация движений и зрительно-двигательная координация, ловкость, точность движений.

Интеллектуальная готовность будущих первоклассников представляет собой накопленный багаж знаний, стремление к познанию нового, развитую наблюдательность, воображение, любознательность, развитую речь, мышление, память. Ребёнок должен уметь правильно задавать вопросы и понимать полученные ответы.

Психологически ребёнок подготовлен, когда он стремится к общению со взрослыми и сверстниками, желает находиться в обществе, умеет действовать коллективно, исполнителен и соблюдает установленные правила.

Эмоциональная готовность будущих учеников – это умение проявлять свои эмоции, поведением, умение организовывать порядок вокруг себя, стремление к преодолению трудностей и достижению результатов, радость ожидания учёбы, отсутствие заниженной самооценки к себе.

Очень важно для родителей с раннего детства развивать у будущих первоклассников мелкую моторику, которая способствует развитию красивого почерка при обучении письму в школе.

Для этого попросим родителей, чтобы ребёнок занимался творчеством, различными манипуляциями с мелкими предметами, научился самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывая шнурки, застёгивая и расстёгивая пуговицы и замки, полезны игры с мячом, с различными конструкторами и мозаиками.

С детьми нужно играть в разные развивающие игры соответствующие их возрасту.

Надо ли готовить детей дошкольного возраста к школе?

По моему мнению, очень необходимо, причем не только детей, но и их родителей.

Должна начинаться задолго до того времени, когда ребенок пойдет в школу, можно сказать, с момента, как он только переступит порог детского сада. Но наиболее активно подготовка ребенка к школе должна вестись в старшей группе.

Цель подготовки к школе - развитие познавательной мотивации, интереса к школе, к чтению.

В дошкольном учреждении создается система подготовки к школе.

Стало доброй традицией первого сентября с детьми старшего возраста проводить экскурсию в школу.

Дошкольники получают сведения о том, зачем нужны знания, размышляют, нужно ли знать родной язык. Во второй половине дня обычно проводится музыкальное развлечение “Путешествие в страну знаний”.

В первую неделю сентября проводится тест “Что я знаю о школе”. Этот тест проводят и в конце учебного года, чтобы сравнить ответы детей.

В течение учебного года время от времени воспитатели разговаривают с детьми про школу, рассказывают об уроках, учат правилам поведения в школе. На базе учреждения часто размещены первые классы школы, и дошкольники с интересом наблюдают за жизнью первоклассников.

В группах проводятся совместные с первоклассниками спортивные мероприятия. Воспитанники посещают помещение классов, где пробуют себя в роли школьника: сидят за партой, пишут на доске, листают букварь.

Все это создает хороший, позитивный настрой по отношению к школе, расширяет знания детей.

Дошкольники также посещают школьную библиотеку, наблюдают за уроками физкультуры, трудового обучения.

В старших группах сада создаются уголки для проведения сюжетно-ролевой игры “Школа”, где находится кукла-школьница, доска, тетради, карандаши, классный журнал, буквы. Это позволяет детям в играх закреплять знания, полученные во время бесед, экскурсий в школу.

Педагоги проводят познавательно-мотивационные комплексы занятий “Я хочу в школу”, которые не только поощряют дошкольников новой , но и развивают процессы познания, коммуникативные способности.

Подготовка ребенка к школе с участием родителей

Подготовка ребенка к школе невозможна без участия родителей. Для них каждый год проводится день открытых дверей “Скоро в школу”. На встрече с родителями приглашают специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, который рассказывает родителям об особенностях языковой подготовки детей, дает советы, как пополнить словарный запас детей, как научить их правильно разговаривать.

Руководитель физического воспитания показывает родителям упражнения для формирования правильной осанки, рассказывает про физическую подготовку дошкольников.

В некоторых детских садах работает заочная школа будущего первоклассника, благодаря которой родители пополняют педагогические знания по темам “Когда начинать готовить ребенка к школе”, “Как сформировать у дошкольников элементарные математические представления”, “Как помочь овладеть чтением и письмом”, “Как выбрать книгу для дошкольника, который начинает читать”, “Как сформировать позитивные отношения к школе” и др.

На сайте дошкольного учреждения почти каждая группа имеет свою страницу. Для воспитанников старших групп педагоги размещают задания для дополнительной подготовки к школе.

Выполняя эти задания, дети не только развивают свои интеллектуальные способности, но и весело и с пользой проводят время вместе с родителями. В конце учебного года проводится родительское собрание, на которое приглашается учитель начальных классов. Он дает полезные советы, советует упражнения, которые можно выполнять с детьми во время летних каникул.

Сегодняшние дошколята через год с улыбками переступят порог школы. Наши дети будут знать, что учеба в школе - это серьезная работа, но в то же время это захватывающее путешествие в страну знаний!

Тест “Что я знаю о школе”

1. Что такое школа? (Школа - это большой красивый дом с классами, со спортивным залом, библиотекой, столовой, медицинским кабинетом. В школе дети учатся.)

2. Что такое урок? (Это время, когда дети учатся чему-либо новому, слушают объяснение учителя, ответы учащихся, выполняющих различные задания и не выходят из класса.)

3. Как узнать, что время начинать урок? (Звенит звонок, коридоры пустеют, дети идут в класс.)

4. Как в школе называется стол, за которым дети пишут? (Парта.)

5. Какая оценка в школе самая высокая? (Самая высокая оценка - “пятерка”. Ее получают внимательные и трудолюбивые дети.)

6. Что такое школьный дневник? (Это специальная тетрадь, куда пишется расписание занятий, задание на дом и куда учитель ставит оценки.)

7. Что такое перемена? (Это свободное время между уроками.)

8. Для чего она нужна? (Она нужна для того, чтобы подготовиться к следующему уроку, выйти из класса, поиграть, поесть.)

9. В школе учатся дети одного возраста или разного? (Разного. Самые младшие из них - первоклассники. Самые старшие учатся в 11 классе.)

10. Где и чем пишет учитель, когда объясняет задание? (На доске мелом.)

11. Как обратить на себя внимание учителя, когда нужно о чем-то спросить на уроке? (Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.)

Если дети правильно ответили:

* на 1-3 вопросы - необходимо уделить много внимания, чтобы дети получили необходимую информацию о школе;

Светлана Птица
Подготовка дошкольника к обучению в школе

Введение

Одна из главных трудностей, с которой встречается ребёнок в школе - это овладение письмом. Многие дети не умеют вовремя остановиться, когда пишут букву или слово; не справляются с правильным написанием элементов букв. Поэтому, одной из важных задач, стоящих перед воспитателем является подготовка руки к письму .

В условиях детского сада решению этой задачи способствует совместная деятельность по рисованию, лепке, аппликации. Эти занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребёнка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой; развивают содружественые движения обеих рук; руки и глаза.

Прежде, чем дать в руки карандаш или кисточку, мы предлагаем рисовать пальчиками. Это укрепляет мышцы пальцев и активирует чувствительность кожи.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений используют разные методы и приемы работы :

1. Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Пальчиковый театр

Театр теней

2. Использование элементов ТРИЗ

Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

Различные виды аппликаций

3. Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам

Штриховка

Дорисовка (по принципу симметрии)

Лабиринты

Графические диктанты

4. Дидактические игры

Шнуровка

Игры с мелкими предметами

Паззлы, мозаика

Рисование по крупе остаётся одним из любимых занятий и детей старшего возраста, они создают сюжетные картинки, сменяющие друг друга.

Развитию мелкой моторики способствует и "сухой бассейн", коробка, наполненная горохом (можно использовать гречневую крупу, рис, фасоль, чечевицу) . Детям нравится искать в бассейне мелкие игрушки, грецкие орехи, массажные шарики; пересыпать горох из одной ёмкости в другую.

Декортивное рисование способствует развитию графо-моторных навыков. Дети прорисовывают очень мелкие элементы росписи : точки, завитки, волнистые и прямые линии и т. п., а ритмичность в расположении элементов узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся " держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овалы, завитки, волнистые линии) .

Для овладения письмом дети должны хорошо ориентироваться на листе, знать где "верх" и "низ", "середина", "левая и правая сторона".

Сначала учим ориентироваться на листе без графических навыков. Этому способствуют задания по типу известной игры "Муха". На листе в клетку (начиная с 4, потом 9, 16 и т. д.) "муха" перемещается. Дети должны проследить, куда прилетит "муха", если она переместится, например, на 2 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз.

Огромное количество вариантов этой игры. Действующими объектами могут быть различные предметы, игрушки. Символы предметов в клетках можно заменить буквами, цифрами.

"Муха" может перелетать по чистому тетрадному листу из нижнего правого угла в верхний левый, в середину листа и т. д.

Учим ориентироваться на листе в крупную клеточку, используя графические навыки. Двигаясь по сторонам клеточки, дети учатся проводить ровно прямые линии и закрепляют умение ориентироваться на листе. Учим соединять точки по стрелочкам в заданном направлении. Пишем графические диктанты : от простых узоров переходим к изображениям предметов.

Следующий этап – учим рисовать параллельные линии (ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга) . Для этой цели используем штриховку.

При штриховке соблюдаем правила :

Вертикальные и косые линии пишем только сверху вниз, а горизонтальные - только слева направо.

Позже в качестве штриха используем волнистые, зигзаобразные линии.

В предметы круглой и овальной формы вписываем спирали ("раскручиваем от центра к краю круга, "закручиваем" от края к центру) .

Рисуем "волны" и "дорожки; ребёнок при этом учится плавно передвигать руку по всей длине строки; начинаем с пунктирных линий, а потом сплошные.

В тетрадях учим вписывать в клетку овалы, круги, наклонные палочки.

Актуальность

«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,

а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».

Л. Н. Толстой

Развитие ребёнка начинается в наиболее благоприятный период – период дошкольного детства . В это время формируются необходимые психические функции и социально значимые качества личности. Именно в дошкольном детстве идёт активное развитие познавательных возможностей ребёнка и закладываются предпосылки будущей учебной деятельности.

Одна из основных задач детского сада – подготовить ребёнка к обучению в школе : создать соответствующие условия, направленные на формирование у дошкольника необходимых навыков , которые позволят ему легко войти в школьную жизнь , адаптироваться к новой роли ученика, создадут основу для накопления новых знаний и умений.

Под руководством воспитателя дети приобретают самые необходимые знания и умения в различных видах детской деятельности. Они усваивают простейшие знания почти всей дисциплины школы :

Рисуют и лепят;

Учат стихи;

Наблюдают изменения в природе;

Знакомятся со счётом и буквами;

Выполняют физические упражнения.

Практика показывает что несмотря на большую работу, проводимую в детских садах, у многих дошкольников плохо развита моторика мелкой мускулатуры рук, мал опыт выполнения графических заданий, нет необходимых моторных навыков, не сформировано зрительное восприятие, недостаточно развита зрительная память и зрительно-моторная координация. Вследствие этого, дети испытывают затруднения в учёбе, у них происходит резкое изменение поведенческих реакций, снижается оценка своих способностей и возможностей, появляется отрицательное отношение к учёбе, наблюдаются отклонения в психоневрологической сфере, происходит сдвиг в иммунной системе, что негативно отражается на физическом и психическом здоровье детей.

Современные исследования показали, что 70% детей поступивших в школу с 7 лет , предметом, вызвавшим наибольшее затруднение, назвали письмо.

Таким образом, владение навыками письма является одним из важнейших и наиболее проблемных из видов учебной деятельности.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе , которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ , становится все актуальнее.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

«рассказывать руками»

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Данная проблема заинтересовала меня, поэтому основной целью моей работы с детьми стала создание условий подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте .

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Мною замечено, что у детей возрастает познавательная активность, вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.

Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т. е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе .

В семье ребенок получает комплексную помощь при подготовке к школе. Родители для него являются и воспитателями и учителями одновременно. Тем не менее, в рамках семьи и без помощи профессиональных педагогов полноценная подготовка ребенка к обучению в школе невозможна. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.

Каким образом осуществляется подготовка к школе в семье

Каждая семья строит воспитательный процесс по своему усмотрению, без согласования с педагогами и без дополнительных методических рекомендаций. Таким образом, в семейном воспитании возникают определенные пробелы, в особенности при подготовке ребенка к школе. Дети, посещавшие дошкольные учреждения в большинстве случаев оказываются лучше подготовленными не только в плане воспитания и обучения, но и по части психологической, поскольку такие дети уже имеют определенные навыки совместной коллективной работы с учебным материалом.

В детском саду подготовка детей к школе занимает особое место, поскольку детские сады относятся к системе народного образования и в их задачу входит, помимо воспитания всесторонне развитой личности, подготовка будущих учеников . От интенсивности и эффективности работы воспитателя детского сада в процессе подготовки ребенка к школе зависит успешность его обучения в будущем. Перед воспитателем в подготовительной группе стоят две основные задачи: всестороннее воспитание и специальная подготовка. Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи воспитателя в подготовительном процессе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

1. Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

2. Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

3. Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

4. Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Педагогическая деятельность воспитателя в детском саду носит образовательный характер и складывается из двух составляющих получения дошкольниками знаний и умений: широкое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и организованный учебный процесс. Соответственно, в процессе приобретения знаний и умений различаются те из них, которые ребенок может получить самостоятельно в процессе общения и те знания и умения, которые он может получить только на специальных учебных занятиях. В задачи воспитателя на занятиях входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения.

Многими современными психологами выдвинуто мнение, что около восьмидесяти процентов интеллекта ребенка формируется до восьмилетнего возраста. В связи с этим требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников достаточно высокие.

В детском саду познавательные задачи объединяются с формированием нравственно-волевых качеств, а их решение осуществляется в тесной взаимосвязи. Формирование познавательного интереса способствует пробуждению у ребенка активности, способствует развитию любознательности. В свою очередь умение проявлять настойчивость и прилежание способствует повышению качества деятельности. Таким образом, дошкольники уверенно и эффективно усваивают учебный материал.

В процессе воспитания ребенка в детском саду необходимо также выработать у ребенка потребность в познавательной деятельности, любознательности, самостоятельном поиске решений и ответов на возникающие вопросы. Ребенок, у которого эта потребность не выработана в достаточной степени, будет проявлять на занятиях в школе пассивность, его сложно будет заставить выполнять задания, самостоятельно овладевать знаниями и, соответственно, достигать высоких результатов в учении.

Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.»

Л.А.Венгер.

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого - формирование успешной личности.

Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе ?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Подготовка к школе в детском саду очень важна для ребенка. Ведь первое чему учится ребенок в дошкольном учреждении это умению общаться и взаимодействовать со сверстниками. Самые первые и самые главные навыки малыш приобретает в дошкольном возрасте. Также в детском саду дети учатся первым навыкам письма, чтения и счета. От воспитателя в этом вопросе зависит очень многое, и самое главное это развить в ребенке интерес к учебе, именно познавательный интерес.

Таким образом, подготовка к школе в детском саду осуществляется двумя способами: через тематические занятия и проекты и посредством общения со взрослыми и сверстниками.

В связи с введенными впервые в нашей стране Федеральными стандартами образования, начальная школа является естественным продолжением детского сада.

Формы преемственных связей между детских садом и начальной школой различны:

Это педагогические семинары, круглые столы для педагогов детского сада, родителей и учителей школы.

Осуществление практической деятельности педагогов и учителей

Осуществление практической деятельности педагогов и учителей с детьми: первоклассниками и дошкольниками. Организация совместных праздников, выставок, проведение совместных соревнований. Кроме этого, рекомендованы различные мероприятия в детском саду на тему «школы»: выставка рисунков «Я рисую школу», чтение стихов о школе.

Проведение «дней выпускников» в детском саду, когда дошкольное учреждение приглашает своих бывших воспитанников.

Комплектование классов детьми из детского сада, которые входит в тот же самый образовательный комплекс, что и школа. Этот проект имеет широкую реализацию в столице.

Анкетирование родителей на предмет выявления актуальных проблем. По итогам анкетирования возможно проведение дополнительных консультаций с учителем-логопедом, с педагогом-психологом и другими.

Информирование родителей о трудностях адаптации к школе, о возможных решений. Педагоги готовят для мам и пап будущих первоклассников памятки: «Как играть с детьми?», «Как привить ребенку чтение».

Совместные игровые тренинги для родителей и детей. Особенно актуальны тренинги, задействующие мелкую моторику. Специалисты отмечают у большинства современных первоклассников проблемы с речью, с написанием букв.

Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задача детского сада при подготовке к школе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

    Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

    Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

    Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

    Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Наталья Зуева
Подготовка детей к школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Что является отличительной особенностью Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования ? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования , главной целью которого - формирование успешной личности.

Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каким должен быть выпускник детского сада в соответствии со стандартом ?

Ребенок - выпускник детского сада должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение , способность к волевым усилиям,

любознательность и хочу отметить, что Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе , а его адаптация в социуме. Такой ребенок готов к восприятию и обучению в школе .

А каким образом ФГОС ДО обеспечивает подготовку детей к школе ? В соответствии со Стандартом не ребенок должен быть готов к школе , а школа - к ребенку ! Все усилия педагогов направлены на то, чтобы дети на выходе из детского сада, не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы . При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Задача детского сада создать условия для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе , через знакомство родителей с критериями готовности детей к школе , информированность родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе ) их причинах. Мы должны предлагаем родителям практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе . И я как воспитатель подготовительной группы , предлагаю способы воспитания будущего первоклассника.

Мои дети стали взрослее еще на один год. Теперь они

воспитанники подготовительной группы , самые старшие в детском саду.

Совсем скоро в школу ! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от общих усилий. Как встретится ребенок со школой , во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится , какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника , создание положительной психологической установки на новый этап жизни . Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе , доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.

Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе .

Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка , новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве , мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений.

Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.

Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе . Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу . В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе : игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе . Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе . Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус : стать школьником , иметь портфель, учебники, школьные принадлежности , свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу . Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей , так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка . Он должен привыкнуть :

К новому педагогу;

К новому коллективу;

К новым требованиям;

К повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации) . И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования , оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание .

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве . Причины :

Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста :

Не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть ) ведь так рассуждают многие родители;

Не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…» ,

На наличие или отсутствие желания учиться («втянется,

повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»,

Не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.

В результате чего у детей , оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности .

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу :

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения) .

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Различать гласные и согласные звуки.

17. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

19. Владеть карандашом : без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу . В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы - раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов .

21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.

22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Советы родителям :

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Будьте внимательны к жалобам ребенка.

Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе .

Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования :

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои