Почему реконструкция садового кольца идет так медленно. Без случайных заторов

Садовое кольцо в этом году почти стоит, начиная с апреля - идет ремонт в рамках программы "Моя улица". Но страдают столичные водители не зря: в Центре организации дорожного движения обещают, что после завершения работ дорога поедет быстрее, чем прежде.

Напомню, работы весной с началом ремонтного сезона развернулись сразу на 52,7 км дорог. Часы пик в пределах Садового стали длиться вместо двух часов по три. Средняя скорость в центре упала с 25 до 15 км в час. До сих пор, несмотря на то что уже идет август, когда дороги в Москве обычно свободные, в центре сохраняются пробки.

Но после завершения ремонта "Моя улица" средняя скорость на Садовом кольце должна вырасти на 5-10%. Об этом заявил замруководителя ЦОДД Артур Шахбазян. Такой прогноз получен по результатам транспортного моделирования. В ведомстве пояснили, что после реконструкции на Садовом изменится количество полос и в самых широких местах их станет меньше. "Пропускная способность Садового кольца в целом определяется самыми узкими местами - это тоннели и мосты, а там всегда было и останется по три полосы, - отметил Артур Шахбазян. - Сокращение полос в широком месте перед узким снижает эффект бутылочного горлышка, при этом движение становится более равномерным, средняя скорость возрастает, а сами заторы становятся короче".

На реконструированном Садовом кольце изменится количество полос, 
что позволит убрать 
"бутылочные горла" при въезде в тоннели и на мосты

Кроме того, уменьшение числа полос в широких местах сократит и количество перестроений. До начала ремонта, чтобы выехать с прилегающей улицы и попасть в тоннель или к развороту, приходилось перестраиваться на коротком отрезке дороги сразу через несколько полос в интенсивном потоке.

Напомню, ремонт на Садовом идет практически на всем его протяжении, за исключением участка от Долгоруковской улицы до Нового Арбата, где он прошел в прошлом году. Опыт оказался успешным. По наблюдениям водителей, например, выезд с Баррикадной улицы в сторону Арбата стал значительно комфортнее за счет появления там разделителей и уменьшения числа полос, которые надо было пересечь, чтобы уехать в тоннель.

"Заторы бывают системные - когда спрос превышает предложение, то есть по улице пытается проехать водителей больше, чем она вмещает. И случайные, например, из-за ДТП, - рассказал "РГ" Александр Кулаков, директор центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ. - Против системных заторов работы в рамках реконструкции Садового бессильны, поэтому "узкие" места и не расширяли, а при оптимизации числа полос на отдельных участках магистрали можно только сделать из широкой, но короткой пробки, узкую, но длинную. Единственный способ сократить количество заторов и повысить скорость - уменьшить количество водителей, которые хотели бы здесь проехать. Что же касается случайных заторов, реконструкция может быть очень эффективна, если в ее рамках создаются примыкания с канализированным движением, удобные заезды-выезды, тем самым повышается уровень безопасности и снижается количество ДТП. Следствие этого - предотвращается возникновение случайных заторов".

Между тем

В ближайшие выходные перекроют Лубянский проезд и Пречистенскую набережную. Как сообщили "РГ" в пресс-службе департамента капитального строительства, там проложат кабельную канализацию и переустроят инженерные сети. Проезд по Лубянскому проезду закроют в 0.00 12.08 до пяти утра понедельника, 14 августа. Участок Пречистенской набережной от Новокрымского до Соймоновского проездов будет недоступен для проезда автомобилей с 23.00 сегодняшнего дня, 10 августа, до 02.00 13.08.

Глобальность и масштабы ремонтов и переделок видят все - весь центр Москвы уже больше трех месяцев перекопан, разворочен, перегорожен и забит всевозможной техникой. Казалось бы, с таким размахом все могли сделать давным-давно, но... до конца работ еще далеко.
И причина такая банальная...

С недавних пор я переехал на Садовое и каждый день с балкона могу наблюдать за ходом работ на Садовой-Сухаревской - и как делают гнезда для деревьев, и как прокладывают кабельканалы, и как кладут тротуарную плитку, и как по ночам меняют асфальт.
Ну и, соответственно, cделать определенные выводы и получить однозначный ответ по крайней мере об одной из весомых причин того, что все это длится уже несколько месяцев и продлится еще, как минимум, месяц. Хотя есть хорошие примеры, когда масштабную реконструкцию некоторых улиц осуществляли просто космическими темпами с минимальными неудобствами для города, его жителей и водителей.

Чтобы проиллюстрировать свои выводы, в течение одного дня время от времени я делал снимки с одной и той же точки происходящего на строительных площадках, где наблюдал рабочих. Зелеными стрелочками отмечал тех, кто что-то делает, красными тех, кто пинает х...и, лузгает семки или просто спит.

Посмотрите на фото ниже и вам все станет так же очевидно, как и мне.

Первая локация. 6 балбесов. Все красные (ничего не делают), час или больше сидели и просто трепались.


Вторая локация. 7 балбесов и 1 сознательный копает яму. Большинство или трепется по телефону, или трепется между собой.

Третья локация. 12 балбесов и 2 сознательных, которые кладут плитку. Снова чешут языками

Четвертая локация, на противоположной стороне улицы. Явно другая бригада - и цвет жилетов разный, и подход к работе иной. Все 6 трудятся

Соседний участок там же. Еще трое, все трудятся. Забегая вперед, скажу, что эти рабочие почти всегда, когда я выходил сделать контрольные снимки, трудились, в отличие от всех остальных

Пятая локация в 10 метрах от предыдущей. Уже знакомая картина - 5 трудяг чешут языками.

Еще 10 метров в сторону. Еще трое бездельников

Еще 20 метров. И еще 12 бездельников.

И еще 4 бездельника в 20 метрах от предыдущих.

Прошел час. Стреляю из камеры по тем же локациям.
На первой локации едва теплится жизнь. Аж двое работников и оба чем-то заняты

Четыре товарища медленным шагом перемещаются от первой к третьей. Видимо, там требуется рабочая сила...

Да, здесь и правда наплыв людей. Целых 6 работают и 14 чешут языками...

Четвертая локация. И снова там все работают, как и час назад. Все 7 рабочих.

Пятая локация. Ничего не изменилось. Четверо бездельников против одного условно что-то делающего

Прошло еще два часа.
На первых двух появился народ, двое что-то делают, еще пятеро очень устали и маются от безделья отдыхают

На третьей ничего не меняется - все также много народу и все также никто ничего не делает, все 13 человек.

На четвертой локации, судя по всему, небольшой перекур. Четверо отдыхают, пятеро продолжают работать. К ним присоединились четыре человека с пятой локации. Правда, бездельничают, как и на предыдущем месте.

Если суммировать сухие цифры, то выясняется следующее:
- работающими было замечено 35 человек
- отдыхало ничего не делало 95 человек, почти в три раза больше.
Я понимаю, что у людей должен быть перерыв, и вполне допускаю, что в какие-то моменты попадал на отдыхающие бригады. Но, повторю, я наблюдаю за этой стройкой каждый день, постоянно вижу, как работают считанные единицы рабочих, а большинство же валяет дурака, выделяя в этом процессе короткие перерывы на работу.
При этом, есть участки, как я уже сказал выше, где люди работают все время, когда бы не вышел на балкон посмотреть.

Ниже общие планы и выделенные области, где расположены локации:
слева от Садового первая и вторая локации, справа - пятая с несколькими точками

по правую руку от Садового третья, по левую - четвертая с самыми сознательными рабочими.

В общем, пока на Садовом все в процессе.
Уверен, скоро здесь станет очень красиво и реконструкцию проводят совсем не зря. Вот только хотелось бы, чтобы этот строительный и дорожно-пробочный ад поскорее закончился...

10 апреля завершилось определение большей части подрядчиков на реконструкцию Садового кольца в 2017 году по программе «Моя улица».

Результаты на удивление схожие. Они требуют хорошего анализа, начнем с первых 5 конкурсов.

Сегменты 5 и 8 будет реконструировать ООО «Техноконцепт», 6,7 и 9 - АО «АРПТ» (проигравшее Техноконцепту 5 и 8 сегменты).

Вроде бы ничего примечательного в конкурсах нет - везде есть некоторое снижение цены (в пределах 5%), везде по несколько участников - все конкурсы состоялись.

И можно было бы на этом расслабиться и ждать начал работ, чтобы взяться за контроль соблюдения правил и проекта. Но нет, не дают нам московские власти расслабиться - куда не плюнь, везде нарушения. Не обошлось без них и в этом случае.

Причем в отличие от мелких пакостей, обычно присущих конкурсам на стройку в Москве, здесь люди сразу пошли на уголовное преступление. (Нет, мелкие пакости тоже были - проектную документацию в конкурсы выложили только после моих жалоб в ФАС.)

В чем суть преступления? Все очень просто - ООО «Техноконцепт» и АО «Агентство развития перспективных технологий» вступили в картельный сговор, то есть совершили преступление, предусмотренное ст. 178 Уголовного кодекса:

Статья 178. Ограничение конкуренции

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.
Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двести пятьдесят миллионов рублей.
2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей.
3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Прокололись ребята на мелочи. Они прекрасно подготовились - ни директора. ни учредители компаний никак не связаны (во всяком случае по открытым источникам эта связь не прослеживается). Однако, я эту связь не только нашел, но и задокументировал. Кто-то, занимавшийся регистрацией ООО «Техноконцепт» в СРО строителей облажался и указал там свой рабочий телефон. Рабочий телефон в офисе АО «АРПТ». Вот смотрите. какой номер указывает АРПТ во всех своих контрактах на Госзакупках:

Поскольку очевидно, что в конкурсе участвовали две структуры, не составляющие группу лиц (что позволило бы обойти ограничения антимонопольного законодательства), то наличие между ними тщательно скрываемой связи практически однозначно свидетельствует о сговоре.

UPD. После выхода публикации сотрудники Фонда борьбы с коррупцией прислали мне два замечательных документа, полностью подтверждающих мои выводы:

Как видите, в обеих компаниях руководящую должность занимает одна и та же дама - Чугуй Дарья Александровна. Отдельно надо отметить, что эти документы были доступны комиссии заказчика, то есть там о наличии связи заведомо знали. Таким образом круг участников преступления резко расширился…

Согласно документации закупки у участника должен быть «опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе», «при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

В ходе рассмотрения в ФАС жалобы одного из потенциальных участников закупки на это требование представитель заказчика заявил, что «согласно приложению «Техническое задание» документации об Аукционе, основной объем работ составляют ремонтные работы, строительные работы объектов капитального строительства, а именно ремонт кровли, фасадов, устройство дорожной одежды тротуара за счет проезжей части, ремонт дождевой канализации, ремонт смотровых колодцев на проезжей части и на тротуаре, ремонт и перенос дождеприемных решеток на проезжей части, устройство и ремонт лестничных сходов, устройство и ремонт подпорных стен, устройство лотка дождеприемника, установка бортового камня из гранита. На основании изложенного, Заказчик, Уполномоченный орган установили требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. »

А теперь поднимаем глазки вверх и смотрим на дату оформление свидетельства о допуске СРО для ООО «Техноконцепт». Да-да, 06.03.2017 , за несколько дней до подачи документов на конкурс. Каких-либо других допусков у него не было, то есть компания НИКОГДА не выполняла строительных работ вообще, а уж на сумму в 200 000 000 рублей, как того требовало участие в более чем миллиардных конкурсах - тем более.

Но вся комиссия заказчика ООО «Техноконцепт» радостно до участия допустила, а потом - признала победителем.

Материалы обо всех указанных нарушениях сегодня же уйдут в Главконтроль, Федеральную антимонопольную службу и в Следственный комитет. Контракты еще не заключены, есть шанс, что их и не заключат. Потому что когда стройка начинается с мошенничества, можно быть уверенным - она закончится отвратительным качеством и распилом средств.

А москвичи будут сначала все лето глотать пыль, а потом спотыкаться на плохо уложенной плитке.

Столичный мэр Сергей Собянин объявил, что в 2017 году благоустроят более 80 городских улиц. Прошлогодний этап, когда Москва отремонтировала около 60 переулков и бульваров, запомнился горожанам внушительными дорожными пробками. Этим летом работы затронут большую часть Садового кольца; планируется отремонтировать Лубянку, Сретенку, а также Москворецкую, Смоленскую и еще более десятка набережных. Чиновники также обещают проложить 40 км ливневой канализации: засоры в ней остатками благоустройства стали прошлым летом причиной подтоплений в городе.


О старте нового этапа программы благоустройства "Моя улица" Сергей Собянин объявил на заседании президиума столичного правительства. По словам градоначальника, в 2017 году планируется обустроить 30 парков, 3 тыс. московских дворов, а также отремонтировать 80 городских улиц.

В рамках программы "Моя улица" столичные власти проводят проект по благоустройству города. В 2015 году было отремонтировано 47 улиц, а в 2016 году — 61 магистраль (на площади более 174 га), в том числе Тверская улица, Новый Арбат, Садовое кольцо, Воздвиженка и Большая Якиманка. На большинстве объектов работы (обновление и расширение тротуаров, перенос коммуникаций под землю, обустройство велосипедных дорожек, высадка деревьев) проводились с мая по август и запомнились горожанам дорожными заторами. В 2016 году на "Мою улицу" было выделено 22,4 млрд руб. (1,4% от бюджета города); смета 2017 и 2018 годов — 126 млрд руб.

Исходя из объемов работ и финансирования, Москву ожидает еще более масштабное благоустройство, чем за два прошедших сезона. Так, работы развернутся на 13 городских набережных. Ранее в городской мэрии сообщали, что благоустройство в 2017 году затронет Смоленскую, Москворецкую, Болотную и Якиманскую набережные. Вице-мэр Москвы Петр Бирюков заявил на заседании президиума столичного правительства, что в результате работ будет создано 16 км пешеходного пространства.

По словам господина Бирюкова, в этом году также планируется завершить начатую ранее реконструкцию Садового и Бульварного колец. В частности, чиновник пояснил, что если в прошлом году было обустроено всего 4 км Садового кольца, то в 2017 году планируется отремонтировать 13-километровый участок этой магистрали (общей протяженностью около 16 км). Кроме того, Тверскую улицу ждет новый ремонт — на участке от Бульварного кольца до Белорусского вокзала, причем с параллельным обустройством площади Тверской заставы. Напомним, что в 2007 году городские власти начинали реконструкцию этой площади с целью строительства подземного торгового центра и дорожной развязки (для организации бессветофорного движения по Ленинградскому шоссе). Но затем проект был заморожен, а его инвестор — AFI Development получила от города компенсацию (ее размер оценивался в $200 млн). В столичной мэрии дали понять, что столь внушительных строек у Белорусского вокзала не планируется; не исключено, что на площади вновь появится памятник (до 2005 года там стоял монумент писателю Максиму Горькому).

Наконец, власти планируют более чем вдвое увеличить строительство и сдачу в эксплуатацию ливневой канализации. Напомним, что летом 2016 года резко выросло количество подтоплений улиц в центре Москвы: под водой после дождей оказывались Моховая улица, Манежная площадь, Новый Арбат, Ленинский проспект, Профсоюзная улица и еще десятки адресов. В городской мэрии поначалу говорили об аномальных осадках, но затем тот же господин Бирюков признал, что проблему отвода воды создают работы по благоустройству улиц. В ГУП "Мосводосток" тогда конкретизировали, что ливневые решетки забиваются строительным мусором. Власти пообещали разработать проект по замене или ремонту подземных коллекторов по 119 адресам: о готовности такого документа вчера в мэрии заявил Петр Бирюков. По словам чиновника, по 119 "проблемным адресам" будет построено 40 км ливневой канализации, тогда как в прошлом году было закончено лишь 16 км таких коммуникаций.

Александр Воронов

ЗАЧЕМ РАСШИРЯТЬ ТРОТУАРЫ

- В городе опять перекопали улицы из-за ремонта. Москвичи жалуются.

Конечно, автомобилистов и пешеходов беспокоят неудобства. На сайтах правительства Москвы горожане могут оставлять свои замечания (см. «Обратную связь»). Но мы делаем благоустройство не на год, не на два, а на несколько десятилетий вперед. Такие глобальные работы не проводились в Москве с 30-х годов. Поэтому 2 - 3 месяца можно потерпеть.

- А вы сами знаете, что на разрытых улицах происходит?

Каждый день проверяю. Наши сотрудники закреплены за конкретными участками для контроля за качеством ремонта. Отслеживаем эти работы и через городскую систему видеонаблюдения. Сейчас собираемся поставить дополнительные камеры, чтобы на сайте правительства Москвы mos.ru все желающие могли наблюдать за ремонтом улиц в режиме онлайн.

- Зачем расширять тротуары за счет дорог? Там и так вечно пробки…

6 - 7 лет назад в Москве по тротуарам, особенно в центре, невозможно было пройти. По улицам нельзя было проехать. Если ты припарковал свой автомобиль, потом не мог вытащить его из тех пробок, которые собирались на тротуарах и дорогах. Сейчас «раскрываем» тротуары для пешеходов. Посмотрите на Тверскую . Стало больше места, начали открываться один за другим ресторанчики, веранды, люди отдыхают, общаются.

ВМЕСТО САМОСТРОЯ - ГАЗОНЫ И ЛАВОЧКИ

В этом году в программу «Моя улица» попали площадки, освобожденные от самостроя. Пока там пустыри. Около метро «Краснопресненская» водители паркуют машины на месте снесенного ресторана.

На всех площадках, где был снесен самострой, проведем благоустройство. Высадим скверы, поставим лавочки. К Дню города вымостим новой гранитной плиткой площадь около входа на станцию метро «Баррикадная». Здесь появятся деревья, кустарники. У метро «Краснопресненская» разобьем большой сквер со скамейками. У здания высотки также высадим дополнительные деревья. Парковки здесь не будет.

- Новые пешеходные маршруты откроются?

Лубянскую площадь полностью переделаем и свяжем ее единым прогулочным маршрутом с Ильинским сквером, Старой и Новой площадями, Славянской площадью, Китайгородским проездом, Варваркой и парком в Зарядье. Из парка потом можно будет выйти на парящий мост над Москвой-рекой.

МАСШТАБНЫХ ПЕРЕКРЫТИЙ НЕ БУДЕТ

- На Садовом кольце начали ремонт и проехать стало еще сложнее.

Будем перекрывать одну-две крайние полосы. Закрытые сейчас полосы по обе стороны дороги потом станут пешеходной зоной. Количество полос при этом останется прежним за счет сужения их ширины до допустимой - 3,25 метра (некоторые полосы на Садовом сейчас по 3,5 - 5 м в ширину . - Авт.). Как показала практика, скорость движения в потоке при этом увеличивается, а количество аварий сокращается.

- Когда все закончится?

Все основные работы по «Моей улице» должны завершиться к Дню города (в этом году он отмечается 9 сентября. - Авт.). Устройство кабельной канализации, гранитное мощение, установку бордюров планируем закончить в июле. А деревья начнем высаживать в конце октября - начале декабря. Как отмечают экологи, саженцы так лучше приживаются.

- В следующем году опять ремонт?

Программа должна завершиться в 2018 году. Пока обсуждается, продолжать ли ее дальше.


ЧТО ЕЩЕ

- Говорят, ливневка на ремонтируемых улицах снова не выдержит сильных дождей?

На некоторых улицах в исторической части города вообще не предусмотрена водосточная система. А там, где она есть, коммуникации физически не справляются. В прошлом году у нас случились аномальные дожди и улицы затопило. Конечно, мы сделали выводы, провели мониторинг существующих инженерных сетей. В этом году прокладываем новые водоотводящие трубопроводы, ставим дополнительные решетки. В первую очередь на Садовом и Бульварном кольце, на набережных, в Китайгородском проезде, рядом с парком «Зарядье». При этом следим, чтобы в ливневку не попадал строительный мусор. Ведь решетки оказались в зоне благоустройства улиц.

КОНКРЕТНО

В этом году по программе «Моя улица» в столице обновят 82 улицы, набережные, въезды в город и площадки около Московского центрального кольца. В списке - Тверская (от Настасьинского пер. до Триумфальной пл.) и 1-я Тверская-Ямская улицы, Садовое и Бульварное кольцо, старинные улицы около парка в Зарядье, музейный квартал на Волхонке , новая Хохловская площадь с сохранившимся фрагментом стены Белого города, площадь Тверская Застава перед Белорусским вокзалом с восстановленной трамвайной линией.

Двенадцать набережных в центре Москвы превратятся в соединенные друг с другом прогулочные маршруты у воды. Среди них - Краснопресненская, Гончарная, Пречистенская и другие набережные.


ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему плитка в некоторых местах плохо уложена?

По поводу некачественной укладки плитки допускаю, что на каких-то участках подобное возможно. Но мы оперативно реагируем. По гарантийным обязательствам подрядчик в течение двух лет обязан исправлять нарушения за свой счет.

- То есть из городского бюджета на повторный ремонт деньги не тратятся?

Ни в коем случае. Все нарушения подрядчик исправляет за свой счет по государственным контрактам.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Дополнительную информацию по программе «Моя улица», а также основные новости о благоустройстве улиц можно прочитать в специальном разделе сайта правительства Москвы ().

x HTML-код

Все о ремонте улиц в центре Москвы. В гостях на Радио Комсомольская правда - первый замглавы департамента капитального ремонта Москвы Алексей Беляев