Почему летучий голландец. "Летучий голландец" - что мы знаем о нем? "Летучий голландец" и музыка

Согласно легенде вполне реальный корабль с таким названием существовал на рубеже XV и XVI веков. А командовал им отчаянный «морской волк», голландский капитан Ван дер Страатен, страшный упрямец, пьяница и богохульник. Как-то он вел свое судно из Европы в Индию, а когда огибал Африку у мыса Бурь, ныне известного как мыс Доброй Надежды, налетела буря, и на море поднялся страшный шторм. Экипаж и пассажиры принялись умолять капитана, укрыться от непогоды в бухте и переждать ее. Но Ван дер Страатен был в стельку пьян и проявил свое упрямство.

Штурман с несколькими матросами решили оттащить капитана от штурвала и запереть в рубке, но когда они приблизились Ван дер Страатен выхватил пистолет и пристрелил штурмана, после чего спихнул его за борт на корм рыбам без церковного напутствия.

Дальше, согласно легенды, случилось нечто сверхъестественное. Вдруг море как по мановению волшебной палочки стихло. И сверху в луче света прямо на капитанский мостик спустился посланец Бога – ангел с крыльями. Наверное, он хотел вразумить «морского волка», а потому заговорил с ним:

Ты очень упрямый и жестокий человек, капитан…

Пьяный Ван дер Страатен не захотел слушать нравоучений на корабле, где считал себя хозяином, а потому выхватил из-за пояса второй пистолет и выстрелил в непрошенного гостя. Но пистолет разорвался в его руке, осветив на миг лицо капитана красным светом. Ван дер Страатен распалился еще больше и крикнул посланцу небес:

Убирайся с моего корабля! Я не просил тебя о тихой погоде. Где буря? Верни бурю! И пусть хоть дьявол, хоть сам Господь Бог преградят мне путь, я не сверну и все равно пройду в Индийский океан!

Как смеешь ты бросать вызов высшим силам?! Так будь ты проклят, капитан, проклят навеки! Отныне, капитан, вином для тебя будет горькая желчь, а пищей – раскаленное железо. Ты никогда не умрешь, но и к берегу пристать не сможешь - будешь вечно бороздить моря и приносить несчастье всем, с кем ты встретишься на пути».

Грянул гром, сверкнула молния. И тотчас матросы его превратились в скелеты в полуистлевшей одежде, а сам Ван дер Страатен – в зловещего мертвеца стоящего на капитанском мостике.

Двойники

С тех пор корабль проклятого капитана – «Летучий голландец», блуждает по морям всего света, и даже в полный штиль его паруса надуты и мачты скрипят, словно в бурю. Говорят, что призрак «Летучего Голланца» сулит беду морякам, увидевшим его. Поэтому те страшатся встречи с ним и прибивают на удачу к мачтам лошадиные подковы.

Чаще всего «Летучий Голландец» видят возле мыса Доброй Надежды. 11 июля 1881 года, когда в этот мыс огибал британский военный фрегат «Бакканте», в его судовой журнал была внесена запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующий день впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть. А вскоре внезапно заболел и умер командир эскадры.

Со временем у «Летучего голландца» появилось множество двойников, которым тоже присваивают нарицательное имя призрачного корабля Ван дер Страатена. И появление двойников «Летучего Голландца» тоже нередко связано с преступлением.

Буквально кишит «Летучими Голландцами» песчаная отмель в пяти милях от английского города Дила в графстве Кент, которую зовут «Песками Гудвина». Говорят, что в районе Песков Гудвина в кораблекрушениях погибло около 50 тысяч человек. А самым известным затонувшим там судном считается трехмачтовая шхуна «Леди Лавин-бонд». Плавание этого судна изначально было обречено на риск, поскольку капитан взял с собой в рейс свою невесту Аннету. А все моряки в те времена были убеждены, что женщина на корабле - к несчастью. Трагедия произошла 13 февраля 1748 года. На руку красавицы Аннеты также претендовал помощник капитана, но она предпочла его начальника. Во время плавания помощник, постоянно лицезрея свою любимую, которая должна стать женой другого, не выдержал душевного напряжения. И начал действовать по принципу: «Так не доставайся же ты никому». Он убил рулевого и направил судно на рифы. Никто из находившихся на борту «Леди Лавин-бонд» не спасся. С тех пор через каждые пятьдесят лет 13 февраля призрак этого корабля отчетливо виден в районе Песков Гудвина.

У берегов США гиблым местом считается побережье возле Блок-Айленда, что рядом с Род-Айлендом. В 1752 году у этих берегов потерпел крушение голландский корабль «Палатин», который доставлял из Европы в Филадельфию группу эмигрантов – голландцев и немцев. Поскольку эмигранты взяли с собой в дорогу все, что у них было самого ценного, то они представляли собой лакомую добычу для злоумышленников.

Пассажиров «Палатина» у побережья Новой Англии ограбили и умертвили. Однако версии происшедшего расходятся. По одной из них, на пассажиров напали матросы «Палатина», которые сначала расправились с капитаном, чтобы он не смог помешать им. Завладев ценностями, матросы сели в шлюпки и покинули корабль, бросив пассажиров на произвол судьбы. И вскоре те погибли в морской пучине, наскочив на прибрежные скалы. По другой версии матросы пассажиров не грабили. Просто судно ложными огнями заманили на скалы береговые пираты, которых называли «блок-айлендские крушители». Ограбив потерпевшее крушение судно, пираты сожгли его вместе с командой и пассажирами, находившимися на борту. Жители Блок-Айленда довольно часто видят призрачный «Палатин», который считается предвестником бури.

Однако самое страшное – это не просто увидеть «Летучий Голландец», а подвергнуться его нападению.

Супруги-яхтсмены Олле и Ленна Лентонен рассказывали журналистам как в Карибском море их яхту «Рокеус» взяли на абордаж пираты с «Летучего Голландца». Когда супруги Лентонен увидели старинный фрегат, на мачте которого развевался черный флаг с изображением черепа и скрещенных костей, они решили, что стали свидетелями киносъемок. Но когда с фрегата начали палить из пушек, Олле понял, что что-то здесь не так, от греха подальше он остановил свое судно и бросил якорь. Вскоре в борта яхты впились абордажные крючья, а на ее палубе появились два десятка страшных пиратов. Джентльмены удачи пощадили добровольно сдавшихся супругов Лентонен и лишь привязали их к мачте, после чего занялись грабежом.

Позже Олле рассказывал:

Они забрали наши деньги, запасы продуктов и алкоголя, все украшения жены. Все это время никто из пиратов не обратился к нам ни с единым словом. То, что не хотели брать, они уничтожали, с яростью разбивали на куски и выбрасывали за борт. А когда покидали яхту, порезали нам весь парус, сломали мачту, а навигационные приборы забрали с собой.

Но самое интересное, что пираты явно были живыми мертвецами. От их корабля несло гнилью, а от корсаров – трупным запахом. Их кожа была пепельного цвета, а глазницы – пустыми. Ленна рассказывала:

Веревки будто бы опутывали нас сами. Я чувствовала кладбищенский смрад и теряла сознание от изумления. Я поняла, что это, наверное, дУхи. Вместе с тем меня удивило, когда один из них залпом выпил бутылку нашего «Джони Уолкера». Никогда бы не подумала, что дУхи пьют.

Спас супругов Лентонен, дрейфовавших трое суток в море, проходивший мимо рыболовный траулер, который отбуксировал их порушенную яхту в порт на Гренаде.

«Летучий голландец» - легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречен вечно бороздить моря. Легенда о «Летучем Голландце», возникшая в 17 веке, уже много лет переходит из поколения в поколение. В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале, корабль плыл вдоль Мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Корабль в итоге пропал, а следов кораблекрушения найти так и не удалось. История обросла легендами, и призрак корабля стал вестником дурных предзнаменований на долгие десятилетия.

Конечно, как и в любой истории, здесь не обошлось без домыслов, но таинственное исчезновение «Летучего голландца» было не единственным. Экипажи этих кораблей канули в Лету, не оставив

Пожалуй, одно из самых известных судов-призраков. Эта бригантина, водоизмещением 282 тонны и длинной в 31 метр, изначально носила прозвище «Амазонка» и считалась проклятой с того самого дня, как ее первый капитан выпал за борт, причем во время первого же плавания. Судно сменило название, но не судьбу: новоявленная «Мария Селеста» пропала на океанских просторах в 1872 году. Спустя месяц бригантину обнаружили: вещи матросов на своих местах, детские игрушки на полу, груз спирта в трюме. Надо ли говорить, что никого из членов экипажа на борту не было? До сих пор ни одна из версий пропажи людей в полной мере не объясняет случившегося. Ни одна, кроме паранормальной.

В июле 1850 года жители небольшого поселка Истонс-Бич, расположенного в Род-Айленде, внезапно заметили в море парусник, полным ходом летевший прямо на береговые скалы. «Сиберд» (а это был именно он) застрял на отмели, что позволило местным подняться на борт. Многие из них впоследствии жалели о принятом решении: несмотря на кипевшую на камбузе джезву, и тарелки с едой в кают-компании, людей на паруснике не было. Впрочем, одно живое существо все же оставалось: в одной из кают, под койкой, спасатели обнаружили дрожащего в ужасе пса. Такой свидетель, понятное дело, рассказать ничего не смог. Расследование причины пропажи экипажа «Сиберд» оказалось пустой тратой времени.

История голландского теплохода «Оранг Медан» началась с пугающего радиосигнала. Капитаны нескольких торговых судов с ужасом услышали: «SOS! Теплоход «Оранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа. Я умираю». На борт корабля поднялись английский моряки, обнаружившие команду мертвецов. На лицах людей замерло выражение непередаваемого страха. Как только англичане покинули «Оранг Медан», тот загорелся, затем взорвался и пошел ко дну.

В 1999 году судно «Любовь Орлова» было продано круизной компании Quark Expeditions, а в 2010 году корабль потеряли во время шторма. Многострадальный лайнер решил, в конце концов, пристать к берегу лишь в 2014 году, когда его обнаружил поисковый отряд.

Этот 12-метровый катамаран, который использовался в качестве рыболовного судна, пропал в 2007 году на северо-восточном побережье Австралии. Впрочем, в списках исчезнувших судов яхта числилась недолго. Уже через неделю «Каз II» обнаружили около Большого Барьерного рифа. Двигатель катамарана все еще работал; более того, в кают-компании спасатели обнаружили накрытый стол - но ни одного из трех членов экипажа. По уверениям спасателей, им пришлось покинуть катамаран в открытом море, поскольку на борту они все ощутили необъяснимый приступ паники.

Происхождение

В искусстве

Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX -XX веков .

  • Опера «Летучий голландец или корабль-призрак» (‘The Flying Dutchman’), сл. Фицболла, музыка Родуэлла () (1826, Adelphi Theatre).
  • «Летучий голландец » - одна из первых опер Рихарда Вагнера , увидевшая свет в Дрездене в 1843 году. Музыка к опере писалась очень быстро, после поездки Вагнера с женой Минной на корабле в Англию, во время которой они попали в шторм, что и дало пищу воображению композитора.
  • «Корабль-призрак» (англ. ) (1839) - роман английского писателя Фредерика Марриета , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля.
  • Популярная британская баллада «Плотник» (англ. The House Carpenter ) рассказывает историю о молодой женщине, которую юноша (дьявол в образе юноши) соблазняет богатыми посулами, уговаривая уехать с ним. Девушка решается покинуть своего мужа плотника и детей, садится на его корабль, но через несколько недель плавания он идёт ко дну. В некоторых версиях баллады дьявол сам топит свой корабль, а в некоторых - он разбивается во время шторма. Поверье это связано с тем, что кораблям, на борту которых едут неверные супруги, уготована трагическая участь, а капитан-дьявол отождествляется с капитаном «Летучего голландца».
  • Стихотворение Н. Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца » (2006) и «Пираты Карибского моря: На краю света » (2007) - вторая и третья части серии остросюжетных фильмов кинокомпании «Walt Disney Pictures» о пиратах. Капитаном является Дейви Джонс , персонаж другой морской легенды - про сундук Дэви Джонса
  • Появляется в мультсериале «Губка Боб Квадратные Штаны ».
  • Композиция «Seemann » немецкой рок-группы «Rammstein » рассказывает историю, основанную на легенде о «Летучем голландце».
  • «Летучий голландец» - московская рок-группа 1992-1997 годов.
  • В романе Леонида Платова «Секретный фарватер» «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Также в романе приводится одна из версий легенды в литературной обработке. В частности, в конце легенды сказано, что есть некое слово, если произнести его при встрече с «Летучим Голландцем», проклятие будет разрушено навсегда.
  • «Летучий голландец» - песня на стихи Бориса Баркаса, исполнявшаяся в 70-е годы в рок-андеграудной среде, в частности, российской рок-групой «Машина времени » с альбома «Неизданное I », вышедшего в 1996 году.
  • «Летучий Голландец», художественный фильм, Фора-фильм - Ялта-фильм, 1990 г.
  • «Летучий голландец» (1993) - музыкальная пьеса для гитары композитора В. Козлова.
  • «Летучий голландец» - песня российской пауэр-метал-группы «NeverLie».
  • «Летучий голландец » - фильм голландского режиссёра Йоса Стеллинга, выпущенный в 1995 году.
  • «Летучий голландец» - корабль-призрак в манге и аниме «One Piece ». Капитаном является представитель расы рыболюдей Ван Дер Деккен IX, потомок первого капитана легендарного судна.
  • «Легенда о Летучем Голландце» книга С. Сахарнова 1995 г.
  • «Летучий голландец» (The Dutch Wife, 2002) - книга канадского писателя Эрика Маккормака .
  • Упоминается в качестве страшной морской легенды в рассказе «Капитан Дюк» Александра Грина .
  • В книге «Двое с „Летучего Голландца“» писателя Брайана Джейкса представлена одна из вариаций легенды о Летучем Голландце. Вокруг нее развивается повествование.
  • Роман Анатолия Кудрявицкого «Летучий голландец» (2012) дает новую версию легенды, где капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достается последней, на чем и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах 20-го века.

См. также

  • «Мария Целеста » - другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей » - компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Грозный "Летучий голландец" уже больше 400 лет наводит ужас на суеверных моряков всего мира. Даже простое упоминание об этом корабле во время плавания считалось плохим знаком, не говоря уже о непосредственной встрече с ним в открытом океане. Это самый известный корабль-призрак из всех, которые были когда-либо описаны в истории человечества.

Под черными парусами, поднятыми даже в самую страшную бурю, корабль с полусгнившим корпусом уверенно держится на воде. На мостике возле штурвала стоит капитан. Он обреченно смотрит только вперед, не замечая окружающих его матросов - весьма колоритных персонажей в виде скелетов в старых лохмотьях. Команда уверенно управляется с парусами, не обращая внимания на шторм. Так описывают встречу с "Летучим голландцем" выжившие очевидцы. Пополняет ряды этой команды обычно капитан какого-либо погибшего корабля. Причем более высокая степень мерзости покойного при жизни дает ему больше шансов оказаться на "Летучем голландце".

Согласно проклятию, весь экипаж судна во главе с капитаном не может пристать к берегу. Эти люди обречены на вечное скитание по морям. Проклиная свою несчастную долю, члены экипажа парусника мстят всем встречным кораблям. Они сеют смерть и разрушения на протяжении многих столетий. Чаще всего "Летучий голландец" встречают как раз в месте зарождения легенды - возле мыса Доброй Надежды. Это морское приведение создавало непреодолимые трудности всем, кто пытался мыс обогнуть.

Это проклятие можно снять. Для этого капитану корабля позволено один раз в десять лет сойти на берег. Он волен выбрать любой порт мира или приглянувшуюся ему бухту. В течение ночи он должен найти глубоко верующую женщину, которая даст согласие на брак с ним. Только выполнение этого условия разрушит проклятие. В противном случае корабль-призрак снова уйдет в бесконечное плавание.

История "Летучего голландца" началась в далеком XVII веке. Толчком для создания мифа о необычном корабле послужил рассказ о голландском капитане Филиппе Ван дер Деккене. Разные источники предлагают несколько вариантов имени капитана. Легенда о "Летучем голландце" гласит: на корабле, плывшем от берегов Ост-Индии под управлением капитана Филиппа Ван дер Деккена, находилась молодая пара. На их беду кэп решил, что девушка должна стать его женой. Он убил молодого человека и предложил себя в качестве будущего мужа. Несчастная предпочла смерть в волнах бушующего моря. Это ничуть не повлияло на планы капитана, и он продолжил путь к мысу Доброй Надежды.

Сильный шторм и бурное течение не позволяли кораблю обогнуть мыс. Все попытки команды убедить капитана переждать бурю не увенчались успехом. Более того, штурман и один из матросов поплатились жизнью за предложение зайти в безопасную для корабля бухту. Капитан имел неосторожность произнести роковые слова о готовности бороться с морем хоть целую вечность, но обогнуть злополучный мыс. Именно они и стали проклятием, под которое попал не только капитан, но и вся команда "Летучего голландца". Получается, Филипп Ван дер Деккен сам стал причиной своих несчастий.

"Летучий голландец", со всеми вытекающими последствиями, мог появиться и по другим причинам:

Капитан выкрикнул, что будет пробовать обойти мыс Доброй Надежды хоть до второго пришествия. На богохульное заявление небеса дали ответ: «Да будет так – плыви».

Торопясь домой, команда нарушила неписаное правило всех мореходов – прийти на помощь погибающему судну.

Капитан неудачно сыграл на собственную душу с дьяволом в кости.

Из-за страшной болезни, поразившей команду, корабль не пустили ни в один порт, и все погибли.

"Летучий голландец" встретился с пиратским кораблем-призраком «Кенару» и одолел его, но вместе с победой получил и проклятие.

Капитан обещал дьяволу душу за возможность обогнуть злополучный мыс, платой за выполненное желание стало вечное скитание по морям-океанам.

Море всегда манило людей, обещая приключения и неизведанные земли. Тысячи кораблей отправлялись в плавание. Особенно бурным мореплавание было в 16-17 веках. Не всем суждено было вернуться в родной порт. Не видя тел погибших моряков, их родные отказывались верить в самое страшное. Для оправдания «невозвращенцев» придумывались самые фантастические истории. Легче было считать, что в силу каких-то невероятных обстоятельств (корабль-призрак не отпускает) они просто не могут вернуться домой.

Не все верили, что "Летучий голландец" – корабль-призрак - появился из-за безумства одного человека или проклятий. Есть несколько логичных, с точки зрения ученых мужей, пояснений появления кораблей-призраков. Во-первых, это может быть явлением фата-моргана. Появление миражей на водной глади - не такая уж и редкость. А святящийся ореол вокруг корабля не что иное, как огни святого Эльма. Во-вторых, имеет право на существование и версия о болезнях на кораблях. Желтая лихорадка, переносимая комарами, могла легко уничтожить команду в открытом море. Неуправляемый корабль с телами погибших моряков на борту, конечно, представлял собой неприятное зрелище и был угрозой для безопасности судов.

Действительно, такой случай имел место в 1770 году. Началась эпидемия неизвестной смертельной болезни на одном из кораблей. Попытки команды пристать к берегу не увенчались успехом. Ни один порт Мальты, Англии, Испании не дал судну разрешения пришвартоваться у своих берегов. Команда была обречена на медленную смерть.

Встреча с "зараженным" кораблем могла стать роковой для любого судна. Ведь болезнь могла перейти, через предметы или через тех же комаров, и на членов другого экипажа. Таким образом, сбывалось страшное проклятие о неминуемой гибели после встречи с "Летучим голландцем".

В-третьих, все большую популярность приобретает теория относительности Эйнштейна, согласно которой у нашей реальности есть масса параллельных миров. Через временные или пространственные порты у нас появляются странные корабли и бесследно пропадают современные суда.

Подтверждением этой теории может служить случай с угольным королем Дональдом Дьюксом из Нью-Мексико. В 1997 году, в августе, путешествуя на своей яхте (возле архипелага Богемских островов), он встретил парусное судно.

По внешнему виду корабль относился к временам 17 века, на его борту ясно различались люди в странных одеждах. Они тоже видели яхту и были удивлены не меньше. За какие-то мгновения до неминуемого столкновение парусное судно просто растворилось в воздухе. Было выдвинуто предположение, что корабль «заблудился» в параллельных мирах.

В 1850 году на побережье американского штата Рой-Айленд, на глазах у собравшихся на берегу жителей, корабль «Морская птица» под всеми парусами шел прямо на береговые рифы. Мощная волна в последний момент перенесла судно через камни и опустила на берег. При обследовании корабля не было обнаружено ни одного человека. Следы недавнего их присутствия наблюдались повсюду: кипел чайник на плите, в каютах ещё ощущался запах табака, на столе были расставлены тарелки, все документы и приборы были на месте.

В-четвертых, академиком В. Шулейкиным, ещё в тридцатых годах прошлого столетия, была выдвинута версия о возникновении во время штормов с сильным ветром низкочастотных ультразвуковых колебаний. Человеческому уху они не слышны, но при длительном воздействии могут спровоцировать смерть. При частоте в 7 Гц человеческое сердце не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вызванная колебаниями беспричинная тревога, вплоть до безумия, может привести к паническому бегству людей с корабля. Это и является объяснением тому, почему находят абсолютно неповрежденные судна без единого человека на борту.

Но некоторые ученые видели другую причину гибели моряков. Это уже пятая версия развития событий. Вполне возможно, что члены экипажа банально отравились мясом сонной рыбы. В нем содержатся галлюциногены. В большинстве случаев они вызывают кошмарные галлюцинации. Под действием страха и безумного желания покинуть страшное место моряки спускают шлюпки и бегут с корабля.

В Карибском море в 1840 году было найдено брошенным небольшое судно «Розали». Полные трюмы груза сразу отбросили версию о нападении пиратов. Беспорядок на палубе был подтверждением тому, что люди в панике покидали судно. Об экипаже никаких сведений получить не удалось.

В-шестых, по мнению английского поэта и ученого Фредерика Уильяма Генри Майерса, явление феномена «Летучий голландец» может быть объяснено переживаниями некоторых форм сознания своей смерти и способностью телепатически проецировать образы для живых людей. В свою очередь, материальный мир воспринимает это как призраки, будь то образы отдельных людей или громадных парусников.

Версий много, а тайна "Летучего голландца" до сих пор не имеет четкого объяснения. Дрейфующие корабли, от маленьких частных яхт до огромных лайнеров, брошенные своими командами, и в наше время встречаются на водных просторах океанов. Их всех объединяют под одним общим названием: корабль "Летучий голландец".

Любой корабль, оставленный без надлежащего ухода, начинает разрушаться. В условиях крайне неблагоприятных – морская вода, штормы, подводные рифы - разрушение происходит намного быстрее. Но парадокс в том, что оставленные корабли находили через много лет, и они были на плаву.

Недалеко от берегов Гренландии (в 1775 году) обнаружили английское судно «Октавиус». В судовом журнале последняя запись свидетельствовала о том, что команда судна попытается пройти через Северо-Западный проход. Вроде ничего сверхъестественного в этой записи нет, кроме одного: она была сделана тринадцатью годами ранее - в 1762 году.

В 1890 году январским утром судно «Малборо» с грузом мороженой баранины и шерстью на борту вышло из порта Новой Зеландии. Корабль был замечен 1 апреля того же года около берегов Огненной Земли. Следующая встреча «Малборо» состоялась через 23 года. Английская спасательная команда парохода «Джонсонс» смогла подняться на борт полусгнившего корабля. Были обнаружены останки членов экипажа и судовые документы. К сожалению, прочитать их не удалось из-за плохого состояния.

В 1933 году нашли небольшую пустую спасательную шлюпку пассажирского корабля «SS Вленсия», затонувшего ещё в 1906 году.

Все найденные суда не могли так долго находиться на плаву. Это необъяснимо, здравый смысл говорит о невозможности существования таких фактов. Данная загадка ещё ждет своего решения.

Парусник "Летучий голландец" несет только беды. В этом убеждены абсолютно все моряки. И неважно, в какой момент произойдет это рандеву - в ужасный шторм или под безоблачным ясным небом. После этой роковой встречи любой корабль обречен.

Даже если команда и добирается до порта, она сразу списывается на берег, и набрать на «меченый» корабль новых людей становится практически невозможно. Не помогают и меры предосторожности в виде прибитой на мачту конской подковы.

Только при одном условии судно может благополучно дойти до берега: когда корабль "Летучий голландец" использует встречный борт в качестве почтальона. В момент прохождения судов борт о борт с "Летучего голландца" перекидывают бочку с написанными ещё в первый год плавания письмами. Почту, ни в коем случае не вскрывая, нужно доставить на берег. Это своеобразная гарантия сохранности и судна, и его команды.

27 августа 2012, 00:34

«Летучий голландец» - легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием. Легенда о «Летучем Голландце» переходит у моряков из поколения в поколение. Лишь при мысли о летучем голландце сердце начинает биться чаще. Покрытая тайной и романтикой история этого корабля не оставляет равнодушными многих историков и ученых. Голландская версия легенды гласит , что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, команда обратилась к капитану с просьбой причалить и переждать непогоду в какой-нибудь бухте. Но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, прогневал Бога и навлёк на свой корабль проклятие. В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале говорится, что вмиг расступились небеса, тучи сияли ярким пламенем, из которого появилась темная тень, сошедшая на палубу корабля. Капитан по военной привычке решил воспользоваться оружием и отпугнуть приближающуюся тень. Но, внезапно, пистолет в его руках разорвался на мелкие частицы. Равнодушным и непоколебимым голосом тень произнесла приговор. «Ты жесток и бессердечен, капитан. Теперь вином тебе будет желчь, а пищей – железо. Ты будешь проклят навеки.» Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в десять лет Ван дер Деккен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить «Летучего голландца» и его экипаж.
В германском варианте капитан фон Фалькенберг плавал в Северном море. Периодически его посещал Дьявол, и капитан играл с ним в кости, ставя на кон свою душу. Капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор. Есть еще один вариант , более реальный: в конце 1770 года, на остров мальта причалил корабль вся команда. Включая капитана были заражены желтой лихорадкой. Великий магистр Мальтийского ордена отдал приказ отбуксировать корабль из порта, вместе с находившимися на нем 23 людьми. Судно поплыло в Тунис, но там уже были предупреждены и не пустили корабль в порт. В Неаполе, куда команда отчалила позже. Парусник тоже не пустили. То же случилось и во Франции, и в Англии. Команда медленно умирала, и в итоге. Превратилась в группу скелетов на борту. Другие версии легенды: Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу, если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Его пожелания исполнились, и он был обречён на вечные скитания. Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так - плыви!». Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам. Команда корабля натолкнулась на другой корабль-призрак, «Кенару», - пиратское судно-призрак, которое грабило и уничтожало другие корабли. Команде «Летучего голландца» удалось одолеть «Кенару», но на них перешло проклятие «Кенары». Теперь они бороздят бесконечные просторы и не чувствуют ни боли, ни усталости, ни тепла, ни холода, мучаются этим, а встречающиеся корабли они молят о помощи, но те, не пытаясь помочь им, разделяют с ними проклятие «Кенары». Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята. На палубе корабля появилась богиня, но она была встречена оскорбительным отношением со стороны капитана. В отместку она приговорила корабль плавать вплоть до дня Страшного суда.
Сохранились свидетельства о пиратском корабле «Флиссингер» под командованием Николаса Яарри. Предполагают, что на судне было совершено убийство и команда, страшась возмездия, опасалась заходить в порты, а другие источники утверждают, что на борту судна вспыхнула эпидемия какой-то болезни, и потому ни один порт не хотел дать пристанище кораблю. Так он и остался вечно скитаться по морям. Полагают, что легенда о «Летучем голландце» родилась в эпоху великих географических открытий, когда мореплаватели отправлялись на поиски Индии. При попытке обогнуть Африку с юга, они наталкивались на сильные ветра, шторма и густые туманы, но больше всего моряков пугали легенды о морских чудовищах, атакующих и поглощающих корабли.
Шли годы, и число встреч в море с «кораблями-призраками» продолжало расти. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 сообщений капитанов о встрече с «летучими голландцами» . Была организована даже специальная конференция, обсуждавшая вопрос, что же делать с «кораблями-призраками». Было принято решение истребить последних. В океанах встречались десятки полузатопленных, разбитых корпусов парусников, к ним и направлялись военные корабли, которые расстреливали, поджигали и взрывали их. Эта операция длилась вплоть до 1930 г., когда американские военные корабли уничтожили 267 таких беспризорных судов. Летучий Голландец плавает во всех морских просторах. Призрак судна – предвестник верной гибели для корабля. Моряки и сегодня боятся корабля-призрака, поэтому прибивают к мачтам лошадиные подковы - на удачу.
Призрак корабля, в котором признали «Летучего Голландца», видели в 1923 году у Мыса Доброй Надежды. Его наблюдали четыре моряка, один из которых спустя годы сообщил об этом случае Эрнесту Беннетту, члену Общества для изучения психических явлений. По рассказу помощника капитана Н.К. Стона, призрак заметили в четверть первого ночи 26 января 1923 года. Накануне днем корабль, следовавший из Австралии в Лондон, прошел мыс Таун. Стон писал: «Около 0.15 ночи мы увидели странное свечение впереди по ходу с левого борта. Стояла кромешная темнота, была сплошная облачность, луна не светила. Мы посмотрели в бинокль и корабельный телескоп и различили светящиеся очертания плывущего корабля, двухмачтового, пустые реи тоже светились, парусов видно не было, но между мачтами наблюдалась легкая светящаяся дымка. То не были навигационные огни. Судно, казалось, двигалось прямо на нас, и скорость его была такой же, как наша. Когда мы его заметили в первый раз, оно находилось от нас где-то за две-три мили, а когда оно было от нас в полумиле, оно внезапно пропало. Это зрелище наблюдали четыре человека: второй помощник, стажер, рулевой и я сам. Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: «Господи, да это же корабль-призрак!» Стон описал, как выглядел корабль, он запечатлелся в его памяти на всю жизнь. Его рассказ подтвердил Беннетту второй помощник капитана, двух других свидетелей найти не удалось. С Летучим Голландцем чуть не встретился британский корабль «Вакханка» в 1881 году, на борту которого в тот момент был юный принц. Все обошлось. Судьба дала принцу долгую жизнь. Принц стал королем Георгом V. Но вот матрос, стоявший на дозоре вскоре трагически погиб.
Легенда о Летучем Голландце – наиболее известная легенда о кораблях призраках, но кроме легенд и мифов, существую реальные факты встречи с такими кораблями: «Октавиус» , английское торговое судно, возвращавшееся из Китая, было найдено дрейфующим недалеко от берега Гренландии в 1775 . Судовой журнал капитана показал, что судно в 1762 сделало попытку следования по Северо-Западному проходу, который успешно никем не пересекался вплоть до 1906 года. Судно и замороженные тела его команды, очевидно, завершили переход, дрейфуя среди пакового льда в течение 13 лет. В 1850 году к берегу рядом с поселком Истонс Бич вблизи Ньюпорта подошел парусник «Сибёрд» , причем, он не швартовался, а просто уткнулся носом в песок. К удивлению собравшихся, единственным живым существом на судне была трясущаяся от страха собака. Когда же люди поднялись на судно, удивление переросло в недоумение – в рубке висел табачный дым, на камбузе источал ароматы горячий завтрак, кипел на плите кофе, а в судовом журнале последняя запись свидетельствовала, что судно вышло на траверс рифа Брентон, находящегося от Истонс Бич всего в нескольких милях. Вскоре к берегу подошли рыбаки, видевшие несколько часов назад «Сибёрд» в море и даже обменявшиеся приветствиями с его капитаном. Что произошло с экипажем – так и осталось неразгаданной тайной.
В сентябре 1860 года в проливе Дрейка было обнаружено парусное судно с трупом капитана на борту. Он сидел за столом, перед вахтенным журналом, последняя запись в котором была сделана 4 мая 1823 г. Она гласила, что «судно затерто льдами и уже 71 день нет пищи» . В 1875 году англичане встретили судно, застрявшее во льдах. На его борту обнаружили трупы капитана, молодой женщины и нескольких матросов - все они застыли в неестественных позах. Последняя запись в судовом журнале была сделана 14 ноября 1862 года. Пожалуй, один из самых широко освещаемых подобных случаев произошел в 1872 году, когда в море английский корабль обнаружил бриг «Мария Селеста» , на котором не было экипажа. Бриг находился во вполне исправном состоянии, и его доставили в порт британской базы в Гибралтаре. Любопытно, что для исследования брига пригласили не только известных ученых, но и сыщиков Скотленд-Ярда. Но тайна исчезновения экипажа «Марии Селесты» так и осталась нераскрытой. Поистине удивительными бывают маршруты некоторых покинутых судов. Например, американская шхуна «Уайт» , в 1888 году из-за сильной течи оставленная командой, продолжала плыть по Северной Атлантике. За год она прошла свыше пяти тысяч миль и в начале 1889 года села на мель около одного из Гебридских островов.
Также несколько лет дрейфовала по морям и американская шхуна «Фэнни Уолстен» , брошенная командой в 1891 году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием течения Гольфстрим с довольно большой скоростью. Всего за три года она прошла более 8 тысяч миль. За это время ее видели более сорока раз. Навсегда «Фэнни Уолстен» исчезла осенью 1894 года. Трёхмачтовый барк «Эбий Эсс Харт» был обнаружен в сентябре 1894 года с борта германского судна «Пиккубен» в Индийском океане. На мачте парусника был поднят сигнал бедствия. Высадившиеся на барк немецкие моряки обнаружили капитана, лишившегося рассудка и 38 человек экипажа, которые были мертвы В начале прошлого века во время шторма, сместившего груз в трюме, что привело к опасному крену, был покинут командой пароход «Данмор» . Моряков со шлюпок сняла находящаяся неподалеку английская эскадра. Так как пароход продолжал оставаться на плаву и мог представлять серьезную угрозу судоходству, командующий эскадрой решил его потопить. Штормовая погода и наступающие сумерки отсрочили выполнение его решения до утра. Но утром пароход найти не смогли и решили, что он затонул самостоятельно. Каково же было удивление моряков той же эскадры, когда через год они снова в штормовую погоду встретили «Данмор». И опять наступившая ночь спасла пароход, исчезнувший к утру из зоны видимости. Проведенные поиски результатов не дали. Любопытно, что «Данмор» моряки встречали в океане в течение нескольких лет, но ни разу не смогли к нему подойти. И подобных примеров немало. Вышедший из мексиканского порта Мансанильо 3 октября 1902 года, германский четырёхмачтовый барк «Фрея» был обнаружен через 17 дней полузатопленным с сильным креном на левый борт. Несмотря на то, что никаких штормов а то время у западных берегов Мексики не наблюдалось, стеньги мачт «Фрейи» были сломаны. Экипажа на борту не было. Причины его исчезновения остались невыясненными Корабль-призрак барк Мальборо Зачастую корабль с мертвой командой может носиться по волнам годами. Так, в 1913 году у южной оконечности Чили в открытом море был найден основательно потрепанный барк «Мальборо» , паруса которого давно истлели. На борту, к удивлению высадившихся на барк моряков, оказалось несколько скелетов. Но главное удивление вызвал судовой журнал, последняя запись в котором была сделана еще в конце XIX века. Получалось, что барк более 20 лет самостоятельно путешествовал по океану. Один из самых примечательных судов-призраков ХХ в. - датское учебное парусное судно «Кобенхавн» . 4 декабря 1928 г. оно вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить свое кругосветное плавание. На борту парусника находился экипаж и 80 кадетов - воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда «Кобенхавн» уже успел пройти около 400 миль, с борта была получена радиограмма. Командование сообщало, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается тайной. В порт приписки, Копенгаген, корабль не прибыл. Утверждают, что впоследствии его много раз встречали в различных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было. В январе 1929 г. жители островов Тристан-да-Кунья увидели грациозный парусник, направляющийся прямо на предательские рифы у берега. Корабль несся, подгоняемый штормовым ветром. Он подошел на достаточно близкое расстояние, чтобы можно было убедиться в отсутствии каких-либо признаков жизни на его борту. Широкая белая полоса на корпусе - отличительный знак учебных парусников - давала основание предполагать, что это был «Кобенхавн». Спустившийся туман скрыл парусник от взоров островитян. Когда шторм ослабел, были предприняты попытки разыскать судно. Однако ни его самого, ни его обломков не нашли. Через несколько дней на берег выбросило шлюпку и чехол от пулемета, но никаких надписей, которые помогли бы установить их принадлежность, на них не было. Кобенхавн Еще одно сообщение о «Кобенхавне» в том же 1929 году поступило от чилийских рыбаков. Во время промысла у южного побережья Чили в жестокий шторм видели этот парусник. Он был уже без мачт. Однако на этом история с датским учебным судном не закончилась. В ночь с 7-го на 8-e октября 1959 г. капитан голландского сухогруза «Страат Магелхэс» Пит Алгер, находясь у южной оконечности африканского континента, увидел внезапно появившееся судно большое парусное судно. Под всеми парусами оно шло навстречу «Магелхэсу». С трудом Алгеру удалось избежать столкновения. Не успела команда опомниться, как парусник исчез в тумане. В своем донесении морским властям капитан сообщал, что парусник весьма напоминал «Кобенхавн». Пятимачтовая шхуна «Керрол Диринг» была замечена смотрителем маяка мыса Гаттерас 31 января 1921 года в восемь часов десять минут на внешней кромке отмели Даймонд Шоалз. Все паруса шхуны были убраны, на борту никого не было кроме корабельного кота. Груз, съестные припасы и личные вещи членов экипажа были целы; но спасательные шлюпки, хорнометр, секстанты и вахтенный журнал отсутствовали. Рулевое управление было выведено из строя, а судовой компас и часть навигационных приборов оказались разбитыми. Причины исчезновения команды (9 человек) и капитана выяснить не удалось.
шхуна «Керрол Диринг» Пароход «Бэйчимо» в 1931 году попал в ледовый плен. По сигналу SOS были посланы два гидроплана, они забрали 22 человека. Капитан и 14 матросов остались на корабле охранять ценный груз - пушнину. Моряки перебрались на берег и разбили лагерь, но однажды утром они не увидели больше своего судна. Позже корабль наблюдали многие моряки в разных частях земного шара. Последнее упоминание о нем датируется 1962 г., где «Бэйчимо» видели в море Бофорта, проплывавшим вдоль берега, и покрытым ржавчиной. Спасательная шлюпка пассажирского парохода «SS Валенсия» , потерпевшего крушение в 1906 около юго-западного побережья острова Ванкувер, была найдена в 1933 году в хорошем состоянии, плавающей в этом районе спустя 27 лет после катастрофы. Моряки также сообщили о наблюдении самого судна в этом районе после того, как оно утонуло, часто как видение, которое следовало вниз по побережью. В феврале 1948 года радиостанции засекли сигнал бедствия в Малакском проливе с парохода «Уранг Медан» : «SOS! Теплоход «Уранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа» Далее следовали бессвязные точки и тире. В конце радиограммы было чётко: «Я умираю».
«Уранг Медан» Поднявшиеся на борт спасатели увидели жуткую картину: капитан, матросы и собака были мертвы, а на лицах людей был ужас. Но, что самое удивительное, на трупах не было признаков насильственной смерти! До настоящего времени остается загадкой история теплохода «Джойта» . Считавшееся погибшим судно было обнаружено в океане. Плавало оно без экипажа и пассажиров. «Джойта», небольшое судно валовой вместимостью 75 регистровых тонн, обладала отличными мореходными качествами. 3 октября 1955 г. судно под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинуло порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взяло курс к берегам архипелага Токелау. В порт назначения оно не прибыло. Все усилия найти «Джойту» оказались тщетными. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести. Прошло более месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Судно плавало в полузатопленном состоянии и имело большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было. Морской бот «Тувало» взял «Джойту» на буксир и привел в порт.
«Джойта» В феврале 1953 года моряками английского судна «Рэни» был обнаружен грузовой теплоход «Холчу» с грузом риса. Корабль был повреждён стихией, но спасательные шлюпки были на своих местах. На борту был полный запас топлива и воды. Пять членов экипажа исчезли бесследно. В 1955 году «МВ Елита» была обнаружена оставленной в Тихом океане. В 1956 г. перед собравшимися на берегу жителями острова Нью-Джорджия появился необычайный корабль-призрак. Это была дрейфующая в океане подводная лодка . Из рубки высовывался скелет, высушенный тропическим солнцем. Людей не было видно. Ветром и волнами морского скитальца прибило к берегу. Удалось установить, что это была американская подводная лодка времен второй мировой войны. Однако судьба экипажа корабля так и осталась тайной. В 1969 году были зарегистрированы аналогичные случаи. Сообщалось о двух безлюдных яхтах, обнаруженных в июльские дни в районе Азорских островов. На борту имелись запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение.
В 1971 г. при таинственных обстоятельствах был оставлен командой португальский транспорт «Ангош» . Произошло это у восточных берегов Африки. Транспорт «Ангош» валовой вместимостью 1684 регистровые тонны и грузоподъемностью 1236 тонн вышел 23 апреля 1971 г. из порта Накала (Мозамбик) в другой мозамбикский порт, Порту-Амелия. Тремя днями позже «Ангош» был обнаружен панамским танкером «Эссо Порт Диксон». Транспорт дрейфовал без экипажа, в 10 милях от берега. Ново¬явленного «Летучего голландца» взяли на буксир и привели в порт. Осмотр показал, что корабль перенес столкновение. Об этом свидетельствовали полученные им серьезные повреждения. Мостик носил явные следы недавнего пожара. Эксперты установили, что он мог явиться следствием происшедшего здесь небольшого взрыва. Однако объяснить исчезновение 24 человек команды и одного пассажира «Ангоша» так и не удалось. В 2003 году «Хай Эм 6» был обнаружен дрейфующим без экипажа в австралийских водах. Несмотря на тщательные поиски, никаких следов команды так и не удалось обнаружить. «Хай Эм 6» В марте 2006 года танкер «Ян Сенг» был найден недалеко от берега Уэйпа, (Квинсленд, северо-восточная Австралия). Его происхождение и владелец не были установлены, и в апреле судно было уничтожено. «Ян Сенг» Парусник «Бел Амика» была обнаружена в августе 2006 года неподалёку от берега Сардинии. Команда береговой охраны, которая обнаружила судно, нашла на борту остатки пищи, французские карты северных африканских морей и флаг Люксембурга. «Бел Амика» 12-метровый катамаран «Каз II» был обнаружен в апреле 2007 года неподалёку от берега Квинсленда, северо-восточная Австралия. Яхта, которая покинула Эрли-Бич 15 апреля, была обнаружена в 80 милях от Таунсвилла, около Большого Барьерного рифа, в следующую среду. Когда на ней высадились, то обнаружилось, что работают двигатель, портативный компьютер, радио, GPS, был накрыт стол, но команда, которая состояла из 3-х человек на борту, отсутствовала. Все паруса яхты были на месте, но сильно повреждены. Три спасательных жилета и прочее спасательное оборудование были на месте. Поиск команды был прекращён в воскресенье 22 апреля, поскольку вряд ли кто-нибудь выжил за такой промежуток времени. «Каз II» В 2008 году управление безопасности на море Японии обнаружило в Японском море дрейфующий - предположительно, российский - плашкоут без названия, номера и людей на борту. В 2010 году египетские пограничники обнаружили в Красном море торговое судно без опознавательных знаков. На борту нашли наркотики. 6 апреля 2012 года береговой службой США был расстрелян и потоплен японский траулер «Реуун Мару», приписанный к порту Хатинохэ (японская префектура Аомори), унесённый цунами и дрейфовавший у берегов Аляски.
«Реуун Мару» Что же происходит с экипажами подобных судов? Эту тайну пытаются разгадать уже несколько веков. Существует масса гипотез, от экзотических: похищение инопланетянами, случайный переход людей в параллельный мир или другое измерение, нападение громадного морского животного и т. п., до вполне реальных: острое пищевое отравление или эпидемия, экипаж смыло за борт, нападение пиратов, попадание судна в зону сильного ультразвукового излучения, приведшего к экипаж к самоубийству, и т. д. Что же происходило в реальности, наверное, для большинства случаев так никогда и не будет разгадано. Океан умеет хранить свои тайны. Обновлено 27/08/12 00:39 : «Хай Эм 6» «Ян Сенг»