Почему был поставлен памятник петру 1. Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник". Создание памятника «Медный всадник»

· 15.02.2016

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.


Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Одна из самых известных и популярных достопримечательностей Архангельска - это памятник императору Петру Первому. Любой житель нашей страны знает, как выглядит данная скульптура, хоть и не задумывается об этом. Все дело в том, что именно эта достопримечательность изображена на денежной купюре номиналом в 500 рублей. Чем еще знаменит памятник Петру 1 в Архангельске и когда он появился?

Описание достопримечательности

Знаменитая скульптура изображает российского императора в период Полтавского сражения. одет в мундир офицера в одной руке он держит трость, а в другой - подзорную трубу. Автор скульптуры - М.М. Антокольский. Фирменный стиль мастера нетрудно заметить в стремлении проработать каждую деталь и придать ей максимальное историческое соответствие. Первое, чем удивляет памятник Петру 1 в Архангельске при осмотре вживую, - это его миниатюрность. Высота бронзового изваяния - всего 2,5 метра. Несмотря на свою известность и популярность, архангельская статуя является копией: первоначально такая же скульптура была установлена в городе Таганроге. Сегодня аналогичные изваяния (выполненные по тому же макету) стоят в Санкт-Петербурге, Петергофе, Шлиссельбурге. Также оригинальная гипсовая статуя, ставшая прототипом бронзовых изваяний и созданная лично Марком Антокольским в 1872 году, сегодня хранится в Третьяковской галерее.

Памятник Петру 1 в Архангельске: почему поставлен именно здесь?

Во время своего правления император не раз бывал в Архангельске. Именно здесь он впервые увидел море и задумался о необходимости создания государственного флота. Петр Первый лично заложил в этих краях корабль «Святой Павел», а позже приехал сюда в день его спуска. Благодаря личным распоряжениям государя, в Архангельске появились Соломбальская верфь и Переговоры об изготовлении скульптуры для города велись в мае 1909 года. Первым эту инициативу выдвинул И.В. Сосновский. В 1912 году отлитая в Париже статуя была перевезена на место установки. Постамент для нее изготовили монахи Соловецкого монастыря из серого гранита. Памятник Петру 1 в Архангельске был торжественно открыт 27 июня 1914. На постаменте были выгравированы четыре даты, первые три из которых увековечили дни посещения города самим императором, а четвертая - год открытия монумента.

Непростая судьба бронзового русского императора

Долго стоять на своем законном месте бронзовому Петру не довелось. В 1920 году изваяние было самым наглым образом сброшено с постамента местными сторонниками коммунизма как символ капиталистической власти. Последующие 13 лет скульптура одиноко лежала на берегу Северной Двины и возле «домика Петра». После этого ее перевезли в краеведческий музей города. На свое законное место памятник Петру 1 в Архангельске вернулся в 1948 году, где и находится до сих пор.

Памятник Петру Первому сегодня

Посмотреть одну из самых знаменитых достопримечательностей Архангельска можно по адресу: набережная Северной Двины, строение 82. При первоначальной установке памятник находился на открытой площадке и был виден издалека. Сегодня же вокруг статуи разбит небольшой сквер. Весной здесь пышно цветет сирень, а летом все утопает в зелени. Найти самостоятельно гостям города эту скульптуру может оказаться не так уж и просто. Не стоит стесняться попросить помощи у местных жителей. Ведь памятник Петру 1 в которого так удивительна и местами печальна, это не только самая известная в стране достопримечательность города, но и статуя, любимая многими горожанами. Обязательно найдите время для личного знакомства с бронзовым государем, если вам доведется побывать в Архангельске.

Во многих городах России можно найти памятники и скульптуры, посвященные известным людям нашей страны, которые не только, например, посещали тот или иной город, но и оказали большое влияние на его развитие. Одним из таких людей для Липецка стал Петр I. Именно благодаря ему в городе появились чугуноплавильные и железоделательные заводы, на которых, в том числе, изготавливались пушки. С их помощью были разгромлены шведы под Полтавой. Кроме этого, Петром были открыты минеральные источники, и с тех пор Липецк стал одним из самых старейших курортов нашей страны.

Памятник Петру I в Липецке

Монумент в честь великого императора в Липецке появился в 1996 году. С появлением монумента площадь, на которой он был установлен, местными жителями стала называться Петровской. В 2003 году администрацией города было принято решение об официальном переименовании площади Карла Маркса в площадь Петра I. Сооружение самого памятника было произведено в самые короткие сроки. Авторами этой работы стали скульпторы Клыков В.М. и Вагнер А.Е., а архитектором являлся Сошников С.А.

Облицовка памятника выполнена из местного камня - доломита. Оливка самого памятника происходила также в городе на Новолипецком металлургическом комбинате. Статуя Петра имеет высоту 5,6 метра и вес около 27 тонн. Петр I представляется жителям и гостям города человеком, уверенным идущим шагом навстречу новом открытиям в городе и несущий свиток в руке. Колонну под памятником украшает российский герб и фигуры в виде русалок.

Фото 19.07.2011:

Фото 15.05.2015:

Памятник российскому императору Петру Великому "Медный всадник" был открыт в в 1782 году. Расположен в центре . Автором памятника является скульптор Э.М. Фальконе.

О знаменитом памятнике Петру I — "Медном всаднике" (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):

7 августа 1782 г. под гром оркестра и пушечную пальбу, при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие памятника Петру I на . Когда упали полотняные щиты окружавшей его ширмы, взорам открылся «бронзовый кумир», вознесшийся на коне на пьедестал-скалу. Голова императора, увенчанная венком из лавра, застыла в энергичном повороте. Сдвинутые брови придают облику реформатора некоторую суровость, пристальный взгляд как будто устремлен в будущее. Копыта царского скакуна попирают змею — побежденного неприятеля. С двух сторон на пьедестале — лаконичная надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Идея возведения памятника принадлежала императрице Екатерине II. Создавался громадный монумент в течение 16 лет. Для его исполнения в 1766 г. в Россию приехал известный французский скульптор Этьен Фальконе. Ваятель задумал создать образ не столько самодержавного властителя, сколько преобразователя, способствовавшего своими деяниями процветанию великой страны.

Фальконе изобразил восседающего на коне Петра в просторной рубахе, ниспадающем с плеч плаще. Это позволило эффектно передать движение, мощную энергию и силу всадника, остановившего на скаку разгоряченного коня.

Трудно давалась одна из основных частей скульптуры — голова Петра. Фальконе отверг несколько собственных вариантов, и тогда голову скульптуры вылепила его ученица Мари Анн Колло, прибывшая в Россию вместе с ваятелем. Используя гипсовый слепок лица первого российского императора, Колло добилась не только портретного сходства, но и сумела выразить высокий разум, целеустремленность, волю Петра.

Фальконе глубоко проработал и скульптурное изображение царского скакуна.

Пьедестал памятника создавался по проекту архитектора Ю.М. Фельтена из гигантского монолита. В двенадцати верстах от у деревни Лахты нашли гранитный валун, называвшийся Гром-камень. По преданию, в него попала молния и он дал трещину. Современник писал: «Взирание на оной камень возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас». Действительно, передвинуть монолит размерами 12,8 м в длину, 8,2 м в ширину и 6,4 м в высоту казалось невозможным. Однако в сентябре 1768 г. начались работы по подготовке скалы к транспортировке. Способ ее предложил военный инженер Ласкари. Землекопы отрыли котлованы вокруг углубившегося на 5 м в грунт камня и обнажили его нижнюю часть. В лесу прорубили просеку, ведущую на берег Финского залива. Двенадцатью 30-метровыми рычагами Гром-камень подняли и установили на деревянную раму. Под раму с камнем подложили обитые медью деревянные желоба с бронзовыми шарами, на которых она и перемещалась. Тянули глыбу весом 1600 тонн с помощью канатов и двух вофотов, которые приводили в движение 32 человека. Во время движения на камне находились люди: два барабанщика дробным боем подавали сигналы работникам на воротах, 40 каменотесов продолжали обрабатывать скалу, несколько кузнецов исправляли и затачивали инструменты, пользуясь установленным здесь же небольшим горном. Расстояние от Лахты до Финского залива (8 верст) преодолели за 4 месяца. 27 марта 1770 г. камень доставили к пристани. Здесь его погрузили на специально построенную баржу и отбуксировали ее в . Камень выгрузили на берег Невы у и передвинули к месту, указанному Фальконе.

Решение небывалой по сложности задачи по доставке Гром-камня в столицу, смекалка, трудолюбие и изобретательность людей, осуществивших ее, вызвали восторг современников. В честь перевозки камня выбили памятную медаль с надписью «Дерзновению подобно».

После обработки монолита приступили к установке скульптуры. Совершенный и мастерски исполненный памятник Петру I является одним из высших достижений монументальной скульптуры XVIII в. Фальконе удалось создать его своеобразным, не повторяющим образцы античности и Возрождения. Воспетый А. Пушкиным «Медный всадник» сыграл чрезвычайно важную роль в формировании ансамбля Сенатской площади.