План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе " сказочные герои". Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе.
Тема: «Игрушки».
Цель : формирование лексико – грамматической системы речи.
Коррекционно-образовательные задачи.
Уточнить представления детей об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.
Уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки».
Учить употреблять слова – признаки в простой фразе.
Упражнять в согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Упражнять в согласовании и практическом применении сущ. с местоим. МОЙ, МОЯ.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать навыки речевого общения.
Развивать слуховое внимание и восприятие, мышление, память.
Развивать общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Развивать навыки культуры общения и деятельности (внимательно слушать ответы других детей, выполнять задания согласно инструкции).
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности в игре и на занятии.
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Оборудование: игрушки, различные по материалу, форме, цвету; музыкальные игрушки; кубики; картинки – раскраски по теме; цветные карандаши; мяч; фишки; ширма.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Приветствие. Вот маленький мячик. Давайте будем передавать его друг другу из рук в руки и желать доброго утра. (Доброе утро, Катя. Доброе утро, Ваня. И т.д.). Доброе утро, дети!
Пальчики здороваются. Дети соединяют по очереди пальцы в кольцо, проговаривая:
Большой – указка,
Большой – середка,
Большой - безымянный,
Большой – мизинчик.
2. Основная часть.
Сегодня мы с вами отправляемся в магазин игрушек. Отгадайте, какие игрушки нас встречают?
Игра «Отгадай загадку, получи отгадку»
Из пластмассы сделан весь, По квартире он летает. (Вертолёт) | У него есть два крыла, Он как будто настоящий. (Самолёт) |
В этой молодице Прячутся девицы, Каждая сестрица - Для меньшой темница. Красные щечки, Пестрые платочки. Хлопают в ладошки Веселые…Матрешки. | От меня помчался вскачь Мой веселый звонкий... Мяч. |
Платья носит, Но с ней не скучно. (кукла) | Зверь забавный сшит из плюша, |
Серый маленький зверюшка, | Чтоб могла она кататься, Скорость сам я выбираю. (машина) |
Игра «1, 2, 3 – фишки получи» (Употребление признаков: цвет, форма, величина, материал в простой фразе, согласование прил. с сущ.)
Дети подбирают признаки к своей игрушке, за каждый признак получают фишку.
Например: У меня железная машина. У меня большая кукла. У меня круглый мяч. И т.д.
Особое внимание обратить на образование слова РАЗНОЦВЕТНАЯ матрешка. Объяснить детям значение данного слова.
Игра «Петя – Жадина» (согласование сущ. с местоимениями МОЙ, МОЯ)
Петр к игрушкам побежал,
Все их в кучу он собрал.
Мой медведь, Моя машина, Мячик мой, мой Буратино!
Никому я их не дам.
Ну, сиди, играй в них сам.
Как Петр кричал про свои игрушки? Давайте на время тоже превратимся в «жадин».
Дети проговаривают: мой вертолет, моя кукла и т.д.
Пальчиковая гимнастика (Развитие тонкой моторики, чувства рифмы)
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок. 1,2,3,4,5
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать!
Игра «Расставь игрушки правильно» (Развитие слухового внимания, памяти)
Поставьте в ряд машину, куклу, самолет.
Игры с музыкальными игрушками.
Мяч покатился, у музыкальных игрушек остановился. Почему они называются музыкальными?
Игра «Угадай, что звучит?» (Развитие слухового внимания и фонематического восприятия)
Логопед за ширмой играет на музыкальных инструментах, а дети отгадывают.
Игра «Тихо – громко» (Развитие силы голоса)
С ребятами играю, в колокольчики всех превращаю. Дети произносят тихо или громко: «Динь – динь – динь»
Игра «Барабанщики» (развитие чувства ритма)
С ребятами играю, в барабанщиков всех превращаю. Дети повторяют ритмы.
3. Итог занятия. Где мы сегодня побывали? О чем говорили? Я дарю вам рисунки игрушек, а вы выберите, каким цветом их зарисуете. Я нарисую желтый мяч….
Подготовила: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.
a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные» , их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв. п. и р. падежах) .
б). Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные» , мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор» .
Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Словарная работа:
а). Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.
б). Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.
Список используемой литературы.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.
- Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные» .
Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний» , образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.
Форма работы.
I Организационный момент.
Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг.
А теперь соседу справа
Руку тоже дай быстрей.
С утра мы будем заниматься
Всем доброго утра желай.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Назовите их.
1-й ребёнок: Собака лает.
2-й ребёнок: Корова мычит.
3-й ребёнок: Лошадь ржёт.
4-й ребёнок: Кошка мяукает.
5-й ребёнок: Коза блеет.
6-й ребёнок: Свинья хрюкает.
Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.
Дети: О домашних животных.
Логопед: Почему их называют домашними животными?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.
Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные» .
Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.
- Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко (Лопаточка) .
- Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке. (Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку) .
- Свежий ветер взбодрил язычок (Дуют на широкий кончик языка) .
- Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают) , увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание) .
- Котёнок испугался и выгнул спину (Горка) . Язычок принёс ему чашку с молоком (Чашечка) .
- Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся (Вкусное варенье) .
- Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия (Горка) и замурлыкал (Мурлыкают) .
- Потом они вместе катались на качелях (Качели) и играли в футбол (Футбол) .
II. Основная часть.
1. Работа с пазлами.
(У детей на столах пазлы) .
Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?
1 ребёнок: У меня корова.
Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко) .
2 ребёнок: У меня собака.
Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом) .
3-й ребёнок: У меня кошка.
Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей) .
4-й ребёнок: У меня свинья.
Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо) .
5-й ребёнок: У меня коза.
Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть) .
6-й ребёнок: У меня лошадь.
Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы) .
2. Игра «У кого кто?»
Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.
Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?
Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.
Логопед: Ребята, поможем?
(Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному) .
3. Подвижная игра «На лугу» .
Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.
Играет с детьми под песню «На лугу пасутся» .
Пастух прощается и уходит.
4. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» .
Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.
У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу) .
И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам) .
Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают) .
Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга) .
Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу) .
Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди) .
Маленький телёнок,
Быстрый жеребёнок,
Верная собачка,
Белая овечка,
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибать пальцы обратно) .
5. Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?» .
Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?» .
Грива лошади (Чья?)
… (Лошадиная)
.
Голова собаки (Чья?)
… (Собачья)
.
Хвост кошки (Чей?)
… (Кошачий)
Рога козы (Чьи?)
… (Козьи)
.
Молоко коровы (Чьё?)
… (Коровье)
.
Пятачок свиньи (Чей?)
… (Свинячий)
.
6. Игра «Кто лишний» .
Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.
Логопед держит поднос, на котором стоят животные.
Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.
Логопед: А кто здесь лишний?
Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.
7. Игра «Кого не стало» .
Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.
Логопед: Кого не стало?
Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.
8. Игра «Кого чем угостим» .
Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.
Дети: За домашними животными ухаживает человек.
Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.
1-й ребёнок: Я угощу кота молоком.
2-й ребёнок: Я угощу корову сеном.
3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом.
4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.
5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой.
6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.
Логопед: Молодцы.
9. Игра «Кто, где живёт» .
(Используется презентация на компьютере «Чей дом?» )
Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.
1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне.
2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре.
3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике.
4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.
5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике.
6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.
III. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют) .
Стук в дверь. Входит пастух.
Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?
Дети: Молоко.
Пастух: А что делают из молока?
Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.
Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль.
(Пастух угощает детей) .
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с заиканием.
Тема: « Продукты питания».
Цель: расширение и активизация словаря по теме продукты питания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: образование прилагательных от существительных, согласование их с заданными существительными;образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе;образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах;образование относительных прилагательных;образование качественных прилагательных. Коррекционно-развивающие: обучать умению наблюдать за ощущениями в теле определять и сравнивать мышечное ощущение (напряжение- расслабление, твердость - мягкость, тяжесть- легкость). Коррекционно-воспитательные: формирование сплоченности, доброжелательного отношения детей друг к другу. Оборудование: картинки с изображением продуктов питания, мяч, бумажные пакеты с продуктами.
Ход занятия.
1. «Волшебный сон».
Сейчас я буду читать стихи, а ты закроешь глаза. Начинается «Волшебный Сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться, и открывать глаза, пока я тебе не разрешу. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончиться, когда я скажу: «Открыть глаза! Встать!».
Внимание наступает «волшебный сон»…
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают…
Шея не напряжена.. и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Потянуться! Улыбнуться!
2. Беседа по теме.
Л. -Что такое продукты питания?
Д. - Это то, что мы едим.
Назовите продукты питания.
Л. -Что делают из молока?
Д. - Из молока делают сметану, кефир, творог, сыр, масло сливочное, йогурт и т.д.
Л. - Что делают из мяса?
Д. - Из мяса делают колбасу, сосиски.
Л. - Что можно испечь из муки?
Д. Из муки можно испечь торт, блины, пирожки, хлеб, батон, булочки и т.д.
3. Игра «Поварята»
Л. - Давайте с вами станем поварятами и приготовим много вкусных блюд! А начнем мы с супа.
«Какой суп?»
Суп из овощей – овощной суп
Из мяса –
Из рыбы –
Из молока –
Из курицы –
С горохом –
С грибами –
* «Какая каша?»
Каша на молоке – молочная каша
Из пшена –
Из манной крупы –
Из гречневой крупы –
Из овсяной крупы –
Из перловой крупы –
* «Какой сок?»
Сок из малины - малиновый сок
Из апельсина –
Из мандарина –
Из груши –
Из сливы –
Из клубники –
4. .Физкультминутка «В магазине»
Мы пришли в магазин.
Мы купили: торт – один,
Плюшки – две,
Ватрушки – три,
А киви купили – сразу четыре!
(Дети выполняют ходьбу на месте. Вытягивая вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой. Показывают один палец. Хлопают в ладоши 2 раза и показывают два пальца, затем хлопаем в ладоши 3 раза и показывают три пальца. Вертят кулачками и показывают четыре пальца.)
5. Игра «Чего не стало?»
Чего не стало? (Не стало коробки конфет, сыра, пакета молока, колбасы.)
Расставляются картинки с продуктами питания, дети смотрят на ких, потом закрывают глаза, логопед убирает один предмет. Дети открывают глаза и смотрят чего не стало.
6. Игра «Торт».
Что нам нужно для торта?
Для торта нам нужно яйцо, сахар, молоко, мука, масло, украшение
Каждый ребенок – один из компонентов.
Один ребенок – кондитер.
Вот какой получился торт: красивый, довольный!
7. Игра «Магазин»
Логопед: Ребята, где покупают продукты питания?
Дети: Продукты покупают в магазине.
Логопед: Правильно.
Сейчас мы поиграем в игру «Магазин» и пойдем покупать продукты.
Покупая продукты, не забывайте говорить вежливые слова.
Я буду - продавцом. А вы кем?
Дети: Покупателями.
Логопед: Дети ходят по кабинету (имитируя поход по магазину, логопед раздает детям пакеты с продуктами. Дети садятся на свои места и смотрят, что они купили)
Д. Я купил 2 пакета молока и т.д.
8. «Назови ласково»
Суп - супчик, масло - маслице, блин - блинок, блинчик, печенье - печеньице, котлета - котлетка, лапша - лапшичка, творог - творожок, баранки - бараночки, хлеб - хлебушек, торт - тортик, варенье - вареньице, каша - кашка, изюм - изюминка, икра - икринка, мармелад - мармеладинка, горох - горошинка.
9. «Один - много»
Суп - много супа (супов),
щи - много щей,
котлета - котлет,
молоко - много молока,
пирог - пирогов,
холодец - много холодца,
сосиска - сосисок,
сок - сока,
каша - каш,
лапша - много лапши.
10. «Посчитай»
Одна котлета - две котлеты - пять котлет,
одна жареная котлета - две жареные котлеты - пять жареных котлет,
один пирог - два пирога - пять пирогов,
один пышный пирог - два пышных пирога - пять пышных пирогов.
Одна молочная каша – две, три, четыре, пять
11. «Назови по образцу»
Жарить картофель - значит, он какой? - жареный;
варить свеклу - значит, она какая? - вареная;
парить репу - ... (пареная);
морозить клюкву - ... (мороженая);
мариновать помидоры - ... (маринованные);
консервировать огурцы - ... (консервированные);
солить капусту - ... (соленая).
12. Итог
Подведение итогов занятия! Что понравилось на занятии? Что нового узнали? Какое упражнение (игра) понравилась и т.д.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
- развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Психогимнастика
Ребята, скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень)
Давайте представим, что все мы – осенние листочки. Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков.
Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!
А другие смеются глядя на веселую игру.
Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть.
А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.
Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.
Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков.
II. Основная часть.
1. Просмотр презентации «Осенний лес». Сообщение темы.
Ребята, давайте присядем за столы и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть. (просмотр презентации, КОМЕНТАРИИ)
Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья, осень)
И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях).
Да, правильно.
2. Дидактическая игра «Назови дерево».
На доске – предметно-тематические картинки.
Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.
Давайте вспомним какие бывают деревья (лиственные, хвойные)
А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)
Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. (Ель, сосна).
Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.
3. Д/игра «Части дерева».
Давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).
Молодцы, вы хорошо знаете, из чего состоят деревья.
4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).
Ребята, давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мне мяч.
лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.
Молодцы!
5. Д/игра «Подбери слова – признаки».
Ребята, давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например береза какая?
- береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая
- дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
- рябина –… тонкая, нарядная, красивая
- клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый
- липа – …красивая, липкая, лечебная
- ива –… раскидистая, плакучая
- ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.
Ребята, скажите, а почему так говорят…
- береза кудрявая?
- дуб могучий
- ель колючая
- клен тенистый
Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.
6. Д/игра «С какой ветки детки?».
Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья?
Этот лист с какого дерева? Значит он какой?
- с березы – березовый лист
- с осины – осиновый лист
- с дуба – дубовый лист
- с липы – липовый лист
- с клена – кленовый лист.
И с этим заданием вы справились прекрасно.
7. Д/игра «Подбери слова – действия».
Скажите мне, пожалуйста, а что делают листья осенью? (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).
Молодцы.
8. Физминутка «Осенние листочки».
Ребята, давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Листопад!
Молодцы, оставьте листочки, подойдите ко мне и посмотрите…
9. Д/игра – классификация.
Ребята, посмотрите и скажите, что мы здесь видим? (Много дубов)
Скажите, лес где растут дубы как называется? (Дубрава)
(Также: Много сосен – сосновый бор; много берез – березовая роща)
Молодцы! Скажите, а лес в котором растут все деревья как называется? (смешанный)
Я сейчас вам предложу составить смешенный лес из разных деревьев, давайте присядем за столы…но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне что у вас на столах? (шишки)…
10. Массаж с дарами природы.
Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной.
Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
Молодцы, положите шишки в корзинку….
11. Задание на развитие мелкой моторики.
А теперь возьмите пакетики в них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.
(собирают разрезные картинки)
Хорошо, а теперь назовите то дерево которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес.
Молодцы! Ну а теперь настало время идти в группу, так как занятие наше подходит к концу. Давайте на прощание пожелаем деревьям много всего хорошего. Я вам буду подсказывать что пожелать, а вы должны повторить эти пожелания обращаясь к деревьям.
Пожелайте деревьям, чтобы они…
- росли – растите
- здоровели – здоровейте
- зеленели – зеленейте
III. Итог занятия.
Хорошо, о чем мы с вами сегодня говорили? (О деревьях).
Оценка деятельности детей на занятии.
Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.
Шуршова Ю.Г.,
учитель-логопед
(Логопед приглашает детей подойти к столу и организует приветствие).
Логопед: Посмотрите на предметные картинки, которые лежат перед вами. Что на них изображено?
Логопед: Пусть сядут те дети у кого на картинках мебель, название которой начинается со звука [к].
Логопед: Теперь сядут те дети, у которых звук [к] находится в середине названия мебели.
Логопед: Молодцы!
(Логопед отодвигает картинки на середину стола и добавляет к ним еще несколько картинок с изображением мебели: дивана, буфета, тахты, стула, стола, пуфа, кушетки, качалки, табурета. Логопед предлагает детям назвать мебель, изображенную на картинках, а потом раздает игровые поля для игры в лото).
Логопед: Выберите картинки с мебелью, в названии которой по столько слогов, сколько точек нарисовано в каждом квадрате вашего игрового поля. Закройте квадраты соответствующими картинками. Победит тот, кто первым выполнит задание.
(Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, и останавливает игру, если допущена ошибка. Логопед определяет победителя и награждает его наклейкой).
(Логопед убирает лото и помещает на магнитную доску картинку).
Логопед: Катя пригласила нас в гости. Расскажите, какая мебель стоит в Катиной комнате. Обязательно отметьте, что где стоит.
Логопед : Все верно. Это было трудное задание, но вы справились.
Логопед: Давайте поиграем! Встаньте и приготовьте ваши ручки:
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А буфет поставим чашку.
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Логопед: Молодцы! Садитесь.
(Логопед раздает детям ксерокопии картинки «В гостях у Кати», простые и цветные карандаши).
Логопед: А теперь возьмите простой карандаш и обведите на картинке любой из предметов мебели, а потом раскрасьте его.
Логопед: Расскажите, какая мебель у вас получилась. Сначала подберите для ее характеристики слова, отвечающие на вопрос «Какой?»
(Логопед предлагает определить лучшего рассказчика и награждает его наклейкой).
(Логопед приглашает детей пройти на ковер и сесть в кружок. Он помещает на коврограф плоскостные изображения шкафа для игрушек, полки и буфета, а на ковре рассыпает картинки с изображениями игрушечных гантелей, погремушки, гармошки, кувшина, стакана, чашки, хлеба и халвы.
Логопед: А теперь разложите вещи таким образом: в шкаф – все предметы, в названиях которых есть звук [г], на полку – все предметы, в названиях которых есть звук [к], к буфет – в названиях которых есть звук [х].
(Логопед оценивает работу детей).
(Логопед приглашает детей за стол, раздает тетради)
Логопед : Откройте тетрадь. Какую мебель вы видите на картинке слева?
Логопед: Послушайте стихотворение про стол и подскажите мне слово:
Под столом уселись кошки,
А над ними стол без…
Логопед . Что мы сейчас дорисуем у стола?
Логопед : Возьмите простые карандаши и дорисуйте ножку. Постарайтесь, чтобы она была прямой и такой же длинной, как ножка с левой стороны.
Логопед : Молодцы! А теперь подумайте, каким карандашом можно раскрасить стол, если он деревянный?
Логопед : Закрасьте стол.
Молодцы! Закройте тетради.
Логопед:
Догадайтесь и скажите, о какой мебели говорится в стихотворении:
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя…
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на...
С пирогами чай попьём
За обеденным...
Вам сидеть не тесно, детки,
Вчетвером на…?
Как приятно нашей Тане
Поваляться на...
Простоял он много лет –
Старый бабушкин….
Не страшны морозы, если
Ты сидишь в уютном….
У чистюли Любочки
Всегда порядок в.
…
Свитер, кофту, тёплый шарф
Аккуратно сложим в...
Смастерил вчера Николка
Для своих игрушек….
(Логопед предлагает детям рассказать о том, что им интересно было делать на занятии и положительно оценивает работу детей).