Первые стройки в ссср. Великие стройки Советского Союза. Великие стройки советского союза

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

Стройки в Советском Союзе были масштабными, как и амбиции этого государства. Тем не менее, масштабно о человеческой судьбе в СССР никто и никогда не думал.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных. О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают. И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, - долгое время были засекречены.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин . Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно - без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.


Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий - десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе - награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр – 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.


В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность - она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины - все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов - целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

Величайшая в мире комсомольская стройка - БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи - началась вовсе не с призыва к молодежи. На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал. Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это - наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных - БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало. Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги. Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью. Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось. И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта - то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»

(Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.).

Сегодня развитие стран «третьего мира» считается долгом стран из числа «цивилизованных». Строительство масштабных проектов в развивающихся государствах финансируется за счет кредитов МВФ, загоняющих народы в долги на десятилетия вперед, причем проектирование и выбор подрядчиков строго подчинено интересам корпораций.
С грабительскими процентами или без, деваться обычно некуда: беднякам выбирать не приходится.
Но так было не всегда. Когда существовал «второй мир» - Советский Союз и примкнувшие к нему страны социалистического выбора, - русские строители по сложным кредитным схемам (большая часть долгов через некоторое время списывалась) возводили грандиозные сооружения в самых экзотических уголках планеты. Многое из построенного навсегда изменило жизнь миллионов людей и до сих пор олицетворяет мощь Советского Союза, образуя своего рода «красный след» в истории беднейших стран мира - в первую очередь, в Азии.

Индонезия

Стадион Гелора Бунг Карно
Огромный стадион построен советскими специалистами на субсидированный кредит в 1960 году. Китай и СССР помогали борьбе Индонезии за независимость, Джакарту посещал Хрущев, позируя у макета будущего стадиона.

На момент сдачи в эксплуатацию «Сенаян» вмещал 100 800 зрителей. В 2007 стадион перестроили, снизив число посадочных мест до 80 тысяч человек, но и в таком виде подарок Хрущева остается крупнейшим стадионом «страны тысячи островов». Увы, в 1965 в Индонезии случился кровавый переворот и массовая резня коммунистов. Вслед за отказом от «политической концепции Насаком», объединявшей национализм, коммунизм и религиозность, советские проекты в регионе были немедленно свернуты.

Монумент Молодости

Любопытным примером «красного следа» является Patung Pemuda (Монумент Молодости). Огромная статуя работы советского скульптора Матвея Манизера символизирует вклад молодых поколений в развитие Индонезии и исполнена в жанре соцреализма. Находчивые горожане со временем переименовали стоящую на оживленном перекрестке фигуру в «доставщика пиццы».

Индия

«Хинди-руси бхай-бхай» - об особом, теплом характере отношений СССР с братской страной слонов и джунглей знал каждый советский гражданин.
Экономическая подоплека взаимной симпатии проста: в 50-60-е обе страны испытывали дефицит конвертируемой валюты (Индия испытывает его и сейчас), и находились под давлением Запада (негласных санкций). Соглашение о прямом обмене рубля на рупию при поставках товаров и оборудования позволило Индии обзавестись передовой промышленностью, а в магазинах Страны Советов появился «чай со слоном», и другие колониальные товары. В результате взаимовыгодного обмена к 1965 году СССР был вторым крупнейшим «вкладчиком» в промышленность и инфраструктуру Индии, а в 1967 с советским участием производилась четверть всей индийской стали, половина нефтепродуктов, и порядка 20% электроэнергии.
Перечислим лишь некоторые из наиболее масштабных производств, созданных при участии Союза.
Дамба Тери

Самая высокая в Индии, и одна из самых высоких в мире, дамба Тери была построена на реке Бхагирати по советскому проекту 1961 года. Строительство затянулось на десятилетия (насыпь начали сооружать в 1978, советских специалистов привлекли в 1986, а пуск гидроэлектростанции состоялся лишь в 2006). Сегодня ГЭС Тери поставляет электричество в девять индийских штатов, включая Дели.
Сталепромышленный завод Бхилаи

Построен по советскому проекту и на советский кредит в 1959 году. Первый в Индии завод такого масштаба, он и по сей день является крупнейшим в стране производителем стальных слябов, и большинства рельсов для индийской железной дороги. Кроме того, производит ряд продуктов коксохимической промышленности. Из нынешних активов Steel Authority of India завод Бихлаи - крупнейший и наиболее прибыльный.
Бокаро Стил Сити

Район Бокаро - один из наиболее индустриально освоенных в Индии, даже на официальном уровне переименованный в «Стальной Город». Крупнейшее предприятие в Бокаро - сталепромышленный комбинат, построенный СССР в 1965 г. Пять домен «сердца Стального Города» вмещают 4.5 миллиона тонн жидкой стали, а после модернизации этот объем рассчитывают нарастить до 10.
Нефтеперегонный завод Барауни

Нефтеперегонный завод Barauni Refinery построен при участии СССР и по румынским технологиям в 1964 году. Производит автомобильное топливо различных фракций, машинные масла, другую продукцию нефтехимии. На старте позволял обрабатывать миллион тонн легкой ассамской нефти в год. К 1969 этот объем нарастили до 6 млн, а завод сделали «всеядным», добавив соответствующие модули для переработки тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы.

Египет

Асуанская ГЭС

Сотрудничество СССР с Египтом неоднократно прерывалось внутриполитическими пертурбациями (военными переворотами) в этой североафриканской стране. Тем не менее, «красный след» заметен и здесь.
Две дамбы Асуанской ГЭС, построенной в 1960 г. при участии технических специалистов СССР по проекту инженера Н. А. Малышева, перегораживают великую реку Нил близ древнего города Асуан. В результате образовалось т.н. «озеро Насера» - крупнейшее из египетских водохранилищ площадью водного зеркала 5250 кв. км. На момент постройки Асуанский гидроузел обеспечивал 50% электрогенерации в стране. С развитием энергетики Египта, эта доля упала до 12-15%. Зато водохранилище им. Насера по сей день служит предотвращению засух и наводнений, от которых регион периодически страдал на всем протяжении истории. Вокруг озера Насера также образовалось значительное количество рыбоводческих хозяйств.

Афганистан

Общий перечень объектов, построенных СССР в Афганистане (как до, так и во время «вторжения для оказания интернациональной помощи»), насчитывает 142 наименования. Это гидроэлектростанции и плотины, ТЭС, ЛЭП, газопроводы, домостроительный комбинат, речной порт, каналы и водозаборы, аэропорты, школы, вузы, дороги, мосты, включая знаменитый «Мост Дружбы» на границе с Узбекистаном…
Тоннель Саланг

Пожалуй, наиболее известным объектом в Афганистане стал тоннель Саланг.
Тоннель Саланг - автодорожный. Построен советскими специалистами, главным образом московскими метростроевцами, в 1958-1964 годах в районе перевала Саланг. Со времени начала эксплуатации и до 1973 года считался самым высокогорным автодорожным тоннелем в мире. Длина тоннеля - 3,6 километра, ширина проезжей части – 6 метров. Высота южного портала над уровнем моря около 3200 метров.
В 1976 году в тоннеле Саланг провели электрификацию и установили систему вентиляции. После ухода СССР, в годы гражданской войны с талибами, перевал Саланг служил естественной преградой - в 1997 году вход в тоннель был взорван. В 2002 году движение по нему открылось вновь.

Китай

В послевоенные годы «Красный Китай» получал львиную долю научно-технической помощи от Страны Советов - пока отношения не испортились в годы «хрущевского ревизионизма» и конфликтов из-за территориальной принадлежности о. Даманский.
Советский Союз поставлял в Китай горно-шахтное, нефтебуровое, подъемно-транспортное и энерготехническое оборудование, экскаваторы, дорожно-строительные машины, приборы, подшипники, инструменты. Поставлялось и комплектное оборудование для целых заводов. Советский Союз передал КНР более тысячи комплектов проектной документации для строительства. Более половины машин, выпускаемых промышленностью Китая в годы первых пятилеток, создано по советской технической документации.
При прямом содействии СССР в Китае было построено более 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов. Вот лишь некоторые из них.
Аньшаньский металлургический комбинат

Согласно «Большой Советской Энциклопедии», «построен в 1916-18 японскими капиталистами, получившими концессию на разработку руды». В ходе военных действий против Японии, комбинат был разрушен, а после войны - восстановлен и расширен с помощью СССР. В 50-х годах комбинат производил порядка 60% всей продукции китайской черной металлургии, и даже к концу 80-х этот показатель упал лишь до 20%.
Чанчуньский автомобильный завод («Автозавод №1»)

Построенный по образу и подобию московского «Завода имени Сталина» (ЗиЛ), Чанчуньский «Автозавод №1» открылся в 1956. Над проектом работали более 20 советских организаций, изготовивших для Чанчуня 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований специального инструмента.
Первый китайский грузовик «Цзефань» («Освобождение») представлял собой копию ЗиС-150 грузоподъемностью 4 тонны, а уже в 1958 Мао Цзэдун смог прокатиться на первой китайской «легковушке» модели «Дунфэн» («Ветерок с Востока»).
Сегодня «Автозавод №1» вернулся в Россию своей продукцией - отечественный автолюбитель знает ее под брендом FAW (First Automobile Works).
Каучуковые плантации, остров Хайнань

Неожиданным пунктом советских инвестиций на фоне предприятий тяжелой промышленности и энергетики смотрится создание каучуковых плантаций на острове Хайнань. Натуральный каучук долго оставался ценным и незаменимым товаром стратегического назначения.
Главным производителем каучука в мире тогда была британская колония Малайзия. Испорченные после начала Холодной войны отношения с Британией не позволяли СССР обеспечить стабильный доступ к этому ценному сырью.
Единственным «идеологически близким» регионом на планете, где имелись природные условия, подходящие для организации производства натурального каучука, оказался субтропический остров Хайнань. Осознавая этот потенциал, СССР и КНР последовательно двигались к тому, чтобы развивать каучуковую промышленность, о чем сохранилась обширная переписка между тов. Сталиным и тов. Мао. Программа включала в себя не только развитие, но и партизанскую борьбу китайских партизан против конкурентов в Малайзии.
Весной 1950 года части НОАК высадились на Хайнань, и включили его в состав КНР. Уже через год СССР предоставил Китаю значительный целевой кредит для развития каучуконосных плантаций на острове Хайнань, а также распространения посадок гевеи на материковый Китай. Советские растениеводы помогали китайским в добывании редких семян гевеи и грамотном уходе за насаждениями.
Советско-китайская плантаторская задумка удалась: предприятия на Хайнане послужили образцом для развития мощной каучуковой промышленности Китая. В настоящее время Китай занимает пятое место в мире по площади таких плантаций, и объему производства натурального каучука. В провинциях Хайнань, Юньнань и Гуандун созданы несколько зон посадок гевеи.

Перечисленными выше промышленными предприятиями «красный след» Советского Союза в Азии не исчерпывается. Мы много помогали Лаосу, Вьетнаму, Камбодже (главный рынок страны до сих пор называется «русским рынком»), многочисленным странам Африки…
Сегодня Россия возвращается на многие традиционные для СССР рынки - уже не как щедрый жертвователь, но как деловой партнер. Отечественные наука и техника до сих пор остаются для многих регионов мира недосягаемыми по своей высоте.
Возможно, со временем «русский след» в развивающихся странах окажется даже заметнее «красного».

Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс)

Старейшая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в рамках реализации плана ГОЭЛРО. Находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов.

Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в 1932 г., проектная мощность (560 МВт) достигнута в 1939 г. На то время крупнейшая гидроэлектростанция СССР. В результате сооружения плотины затоплены пороги Днепра, что обеспечило судоходство по всему течению реки.

В 1969-1980 гг. был построен Днепрогэс-2 мощностью 836 МВт. Среднегодовая выработка первой и второй очереди - 3,64 млрд. кВт/ч. Емкость водохранилища - 3,33 куб. км.

Беломорско-Балтийский судоходный канал

Соединяет Белое море и Онежское озеро с возможностью выхода в Балтийское море. Построен в 1931-1933 гг. в рекордно короткий срок (за год и девять месяцев) руками заключенных ГУЛАГа, которых, по различным оценкам, во время строительства погибло от 27 до 200 тыс. Официальная пропаганда подавала опыт строительства канала как "первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов".

Общая протяженность 227 км. Включает 19 шлюзов. За время строительства были выполнены земляные работы объемом 21 млн. куб. м и пробито 37 км путей через гранитные скалы.

Сооружения канала включают 128 объектов, в том числе 19 шлюзов, 15 плoтин, 19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала и 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений.

Пик грузоперевозок по каналу пришелся на 1985 г., когда по нему было перевезено 7,3 млн. т грузов. Такие объемы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась. В 2001 г. по каналу было перевезено 283,4 тыс. т грузов, в 2002 - 314,6 тыс. т.

Соединяет реки Волгу и Дон. Сооружение канала началось перед Великой Отечественной войной, но было прервано, а затем продолжено в 1948 г. и окончено в 1952 г. Длина 101 км, из которых 45 км проходят по рекам и водохранилищам. Имеет более 50 инженерных сооружений, в том числе 13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 плотин и дамб.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал (длиной 81 км) при таком же объеме работ строился 34 года, а Суэцкий канал (длиной 164 км) - почти 11 лет. В ходе строительства вынуто 150 млн. куб. м земли и уложено 3 млн. куб. м бетона. В работах задействовано 8 тыс. машин и механизмов.

За навигацию 2006 г. по каналу перевезено 8,053 млн. т грузов, в том числе 4,137 млн. т нефтепродуктов.

По каналу проходит регулярный туристический водный маршрут Москва - Ростов-на-Дону.

Канал им. Москвы

Соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина - 128 км. Ширина по поверхности - 85 м, по дну - 45 м, глубина - 5,5 м.

Открыт 15 июля 1937 г. как Канал Москва-Волга им. И.В.Сталина. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев (при строительстве использовался труд заключенных ГУЛАГа). С 1947 г. носит современное название.

В составе канала более 240 различных гидротехнических сооружений. Все шлюзы автоматизированы. Благодаря каналу Москва является портом пяти морей - Балтийского, Белого, Азовского, Каспийского и Черного.

Крупнейшим сооружением канала является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту В.Кринского, А.Рухлядева и др.

Комсомольск-на-Амуре

В августе 1931 г. появились первые приказы Наркомата тяжелой промышленности СССР по вопросам технической подготовки к строительным работам судостроительного завода в районе Хабаровска.

10 мая 1932 г. у села Пермское с пароходов "Колумб", "Коминтерн" и баржи "Клара Цеткин" высадился первый десант строителей города в количестве 600 человек. 19 мая 1932 г. у берегов нанайского стойбища Дземги с парахода "Капитан Карпенко" высадилась группа руководителей самолетостроительного завода и около 100 строителей. В декабре 1932 г. село Пермское было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности главной рабочей силой (по некоторым данным, до 70% строителей) были заключенные ГУЛАГа и спецпереселенцы.

12 июня 1933 г. было заложено первое промышленное предприятие - Амурский судостроительный завод (АСЗ). До 1939 г. был построен, среди прочих, авиационный завод (впоследствии Авиационный завод им. Ю.А.Гагарина, АзИГ), в годы Великой Отечественной войны завершилось строительство заводы "Амурсталь", а в послевоенный период возведены предприятия легкой и пищевой промышленности.

С 1950-х гг. на АСЗ осуществляется строительство атомных подводных лодок, эсминцев и сторожевых кораблей (а в 1960-е - 1970-е гг. - и атомных ледоколов), а на авиационном заводе выпускаются серийные сверхзвуковые фронтовые истребителей "Су".

Численность населения города, по данным 2006 г., составила 273,3 тыс. человек.

Идея сооружения в Москве - столице первого в мире государства рабочих и крестьян - здания-символа "грядущего торжества коммунизма", появилась уже в 1920-х гг. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 г. Всего было представлено 160 проектов, в том числе 24 - от иностранных участников (в частности, всемирно известных архитекторов Ле Корбюзье, В.Гропиус, Э.Мендельсон). Высшие премии были присуждены советским архитекторам И.Жолтовскому и Б.Иофану и американцу Г.Гамильтону. В дальнейшем за основу был принят проект Б.Иофана, доработанный при участии Я.Белопольского, В.Гельфрейх и В.Пелевин. Автор проекта увенчивающей здание скульптуры В.Ленина - С.Меркулова.

Высота сооружения должна была составить 420 м (вместе со статуей В.Ленина, высота которой - 100 м), объем - 7,5 млн. куб. м (для сравнения - объем пирамиды Хеопса равен 2,5 млн. куб м). Для проведения сессий Верховного Совета и прочих официальных мероприятий проектировался зал высотой 100 м, диаметром 160 м и объемом 1 млн. куб. м, рассчитанный на 21 тыс. человек (помимо него, предполагалось сооружение малого зала на 6 тыс. человек). Для облицовки здания требовалось порядка 300 тыс. кв. м гранита. Рядом со зданием было запланировано сооружение стоянки на 5 тыс. автомобилей.

Строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 г., к концу 1939 г. были готовы фундаменты высотной части. В 1941 г. в связи с началом войны строительство было приостановлено и уже не возобновлялось (металлический каркас был демонтирован для нужд фронта). В 1958-1960 гг. котлованы Дворца Советов (диаметром 129,5 м) были использованы для устройства открытого плавательного бассейна "Москва".

Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.
О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».