Особенности семейной терапии. Семьи, различные по составу. Семейная психоаналитическая терапия

Семейная терапия предназначена для оказания помощи семьям. Она помогает справиться и с крупномасштабными проблемами, и с совсем незначительными, и бытовыми проблемами. Семейная терапия предназначена для устранения проблем в семье или внесения вклада в преодоление существующей дисгармонии в семье.

Семейная терапия может быть полезным предприятием, и для семейной пары, и для более широкого определения «семьи», которое включает в себя родственников, близких друзей. Что следует ожидать от семейной терапии? Семейная терапия может быть представлена в течение нескольких занятий или циклов посещений. На некоторые занятия могут приходить все члены семьи, а какие-то могут быть сугубо индивидуальными или парными встречами. То есть психолог разговаривает с каждым из супругов по отдельности, чтобы четче сформировать картину представленной проблемы.

Как может помочь семейная терапия?

Разговоры «по душам» часто являются эффективным способом помочь семье сосуществовать и функционировать более мирным путем, потому что семейные пары будут видеть свои проблемы, и будут учиться их решать. Семейная терапия может быть особенно эффективна в семьях с несколькими поколениями, потому что проблема поколений часто может вызывать недовольство и недоразумения между членами семьи. Из чего состоит семейная терапия? Семейная терапия предлагает в открытой форме для членов семьи обсудить свои мысли и чувства, не опасаясь физического или морального нападения. Психологи помогают членам семьи справиться с личными проблемами, а также проблемами других членов семьи и создать положительную динамику в семье. Предлагая возможность открытого разговора между домочадцами, семейная терапия часто помогает создать более приятную комфортную обстановку в доме.

Существует несколько видов семейной терапии

Семейная терапия бывает трех основных типов. Наиболее распространенным типом семейной терапии, является теория системы семьи, которая свидетельствует о том, что семья является ячейкой общества, которая лучше работает в унисон, а не по отдельности. Другие виды терапии семьи сосредоточены на психологической динамике семьи и поведенческих проблемах отдельных членов семьи.

Преимущества терапии для семейных пар – возможность сглаживания конфликтов, обучение контролю своих чувств в той или иной ситуации. Понимание того, как решать конфликты могут также помочь вам предвидеть будущие проблемы и полностью избежать их, или решить их быстро. Пары могут испытывать большее удовлетворение от своих отношений после посещения психолога. Важно понимать, что только совместная работа над проблемами в отношениях и в вашей семье, приведет вас к эффективному результату.

1. Семейная психотерапия

2. Развитие семейной психотерапии

    • Школа Пало Алто
    • Семейная психоаналитическая психотерапия

4. Другие направления

5. Супружеская психотерапия

6. Семейное консультирование

7. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

8. Список литературы

Семейная психотерапия

Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее - 1 раз в 3 недели.

Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

  • семейный диагноз, диагностический этап;
  • ликвидация семейного конфликта;
  • реконструктивный;
  • поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений

учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”).

На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:

  • Эффективное использование молчания;
  • Умение слушать;
  • Обучение с помощью вопросов;
  • Повторение;
  • Суммирование, резюмирование;
  • Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
  • Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;
  • Проигрывание ролей;
  • Создание “живых скульптур”;
  • Анализ видеозаписи.

Развитие семейной психотерапии

В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии.

Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-х годов ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта - то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным.

В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое направление. Сторонники эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и другие.

Направления в семейной психотерапии

Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.

Школа Пало Алто

Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом - один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий:

  • изменить поведение членов семьи;
  • найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи;
  • изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;
  • осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует.

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении.

Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-х годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов:

Определение и прояснение отношений.

Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

Занятие “Я-позиции”.

Семейная психоаналитическая терапия

Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника “свободных ассоциаций”. Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами.

Семейная системная психотерапия

Крупнейшие представители этого направления - Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

  • Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.
  • Формулирование психотерапевтического запроса.
  • Реконструкция семейных отношений.
  • Завершение психотерапии и отсоединение.

Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”, “короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные фигуры этого направления - Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностях личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент.

Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально функционирующая семья - это та, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.

Семейная поведенческая психотерапия

Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий.

Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей. Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Наиболее популярны следующие техники работы:

  • формирование (shaping ) - достижение желаемого поведения небольшими порциями через последовательное подкрепление;
  • жетонная система - использует деньги или очки в качестве вознаграждения детей за успешное поведение;
  • контрактная система - включает в себя соглашение с родителями об изменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка;
  • обмен изменениями за вознаграждение;
  • прерывание (timeout ) - наказание в виде изоляции.

Семейная поведенческая психотерапия - это один из самых популярных методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными.

Другие направления

Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод.

Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker ) и Огаст Напир (August Napier ). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999).

Супружеская психотерапия

Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.

Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества.

В настоящее время в супружеской психотерапии наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический подходы.

При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов.

Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является прежде всего изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает:

Управление взаимным положительным поведением супругов;

Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем;

Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.

Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы - заключение супружеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор, приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии.

В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов.

В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу. Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров:

Принцип реальности, “здесь и сейчас”;

Уважение к личной жизни партнёра;

Подвижность в исполнении семейных ролей;

Равноправие;

Аутентичность - знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям;

Открытое партнёрство - каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

Семейное консультирование

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых, семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.

Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:

Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме.

Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.

Обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задач семейного консультирования. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже - 1 раз в 2-3 недели). Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

Далее происходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”

Проведение собственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или “Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.

“Экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.

Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.

Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью “парадоксального задания”, точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день “для проверки своего эмоционального реагирования”. Хэйли учитывал таким образом человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг “поглупевшего консультанта”, таким образом, совершилось “отсоединение”.

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их жизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3 группы (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношения семьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец, методики семейной психотерапии.

Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапии необходимо, хотя и непросто для членов семьи - её участников, вследствие причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому психотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию в психотерапии.

Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего - во время её выясняется степень сложности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление о семейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней своё участие. Вообще, задача психотерапевта в ходе первой встречи - помочь клиенту в короткий срок понять, что необходима серьёзная и длительная работа и что от него потребуются активность и чувство ответственности за успех психотерапии. Поэтому необходим хорошо разработанный план первой встречи с членом семьи. Сначала психотерапевт должен ознакомиться с проблемами клиента, актуализировать его эмоциональные переживания, связанные с семьёй и т.д., дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет дело в повседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта - создание у клиента представления о том, что семейная психотерапия даст возможность найти решение его проблем, т.к. последний ещё плохо представляет себе семейную психотерапию. Психотерапевт должен использовать состояние клиента для создания мотивов к участию в психотерапии, а так же, что не менее важно, проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности и найти пути для их решения. Ещё один важный аспект этой встречи - сформировать у клиента активный интерес к самому содержанию психотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем ситуации, когда клиент пассивно ждёт помощи от психотерапевта. Вместо этого он настраивается на активный поиск решения своих семейных проблем с помощью психотерапевта.

Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решать проблемы разного вида, например:

Работать одному или пригласить ко-терапевта?

Какова оптимальная продолжительность психотерапии?

Где работать с семьёй - в кабинете или по месту её жительства?

Проводить ли занятия со всей семьёй сразу или сначала с отдельными членами семьи?

Каковы наилучшая частота и длительность встреч?

С каких проблем начать, с частных или семейных?

Разрабатывать ли подробный план действий или положить на экспромт?

Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеале выбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть от особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равной мере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) в зависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий. Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с другим - недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие перед психотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий.

Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапии наиболее применимы. Методика семейной психотерапии - это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённую психотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновь появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.

Директивы (или указания) - это прямые, конкретные указания о необходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных её членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательного изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.

Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной психотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий круг проблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейных вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например, исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях или обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от психотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых при ведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д.

Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейной психотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразных психотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”: формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общий их принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённая задача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему (ей) справиться с заданием.

Список использованной литературы:
    1. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999.
    2. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 1998.
    3. К. Маданес. Системная семейная психотерапия. М, 1999.
    4. П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998.
    5. С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998.

family therapy) Описание семейной терапии С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как индивидуальная характеристика того или иного члена семьи. Т. о., для С. т. характерен интерперсональный, а не интрапсихический подход. Эта системная теория с терапевтической т. зр. предлагает рассматривать семейный процесс как такой, при к-ром каждый член семьи играет определенную роль в поддержании системы. "Идентифицированный пациент" может рассматриваться в качестве "проблемы", но "причиной" является сама дисфункциональная семейная система. Задача терапевта заключается в изменении системы путем соотв. вмешательств. Существует много направлений, в рамках к-рых используются различные техники, но общим для всех является принцип, согласно к рому проблему представляет собой система, а не к.-л. ее отдельный элемент. Систему образуют взаимозависимые элементы, обладающие взаимной каузальностью; их динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. Системы бывают открытыми (т. е., обнаруживающими тенденции к континуальному развитию или претерпевающими какие-то изменения) или закрытыми. Семья является открытой системой; пример закрытой системы - система парового отопления. Открытая система характеризуется тремя качествами: целостностью, отношениями и эквифинальностью. Целостность означает, что систему образуют взаимодействия, а не просто нек-рое количество людей. Под отношениями понимаются взаимодействия в рамках системы: все происходящее в семье между ее членами, их постоянные взаимодействия и повторяющиеся паттерны таких взаимодействий. Эквифинальность - это качество систем, благодаря к-рому они функционируют независимо от первоначальных причин и могут изменяться под влиянием текущих факторов. Они не определяются своими исходными параметрами. Четыре исторических понятия Ниже приводятся ранние понятия, образующие основу четырех совр. ведущих теорий. 1. Взаимосвязанные патологии (Interlocking Pathologies). Натан Аккерман ввел понятие взаимосвязанных патологий, когда проблемы одного члена семьи связываются через взаимодействия с др. ее членами. Аккерман наблюдал эти перепутавшиеся корни в семейной системе и убедился в том, что они, в основном, не сознавались членами семьи. Понятие взаимосвязанных, неосознаваемых патологий поддерживается школой объектных отношений. 2. Слияние (Fusion). Мюррей Боуэн ввел понятие слияния - явления, первонач. отмеченного в семьях больных шизофренией, но наблюдаемого и в т. н. нормальных семьях. Слияние означает, что отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга и спаяны вместе, образуя неопределенную, аморфную массу. Психотер. по Боуэну имеет целью "отцепить" членов семьи друг от друга. 3. Псевдовзаимность (Pseudomutuality). Лайман Уинн и его сотрудники наблюдали ложный тип близости или интимности, к-рый они назвали "псевдовзаимностью", характеризовавшейся утратой границ между отдельными членами семьи. В качестве способа коррекции этой псевдоинтимности, Уинн предложил смену границ путем устранения существующих альянсов и расщеплений и создания новых коалиций. Минухин называл то же явление "запутыванием" ("enmeshment"). Целью структурной С. т. является создание новых альянсов с целью помочь "запутавшимся" друг с другом или же "разобщенным" членам семьи стать более независимыми. Структурная семейная терапия основана гл. обр. на идеях Уинна. 4. Двойная связь (The Double Bind). "Двойную связь можно вкратце описать как паттерн взаимодействия, характеризующийся "строгими ограничениями", налагаемыми с помощью парадоксальной коммуникации в рамках "важных, эмоционально значимых отношений", результатом которого становится "неприемлемое решение", из которого его участники "не н состоянии выпутаться"" (Эбелис). Эти процессы в их сильном проявлении обнаружены в семьях больных шизофренией, но тж, в более мягкой форме, встречаются и в здоровых семьях. Открытие "двойной связи" заставило исследователей уделить больше внимания законам, управляющим коммуникацией. С т. зр. Бейтсона, каждое послание имеет два аспекта: сообщение и команду. Командный аспект следует ряду правил, формирующихся с течением времени и имеющих тенденцию становиться самоподкрепляемыми. Это наблюдение привело к представлению о том, что нет необходимости углубляться в поиски причин симптомов для того, чтобы вызвать терапевтическое изменение, - следует лишь обратить внимание на поведение, поддерживающее систему. Основные школы семейной терапии В настоящее время осн. школами С. т. являются: теория объектных отношений, теория Боуэна, структурная семейная терапия и теория коммуникации. Теория объектных отношений Этот подход обязан своим происхождением Мелани Кляйн, к-рая утверждала, что взаимодействие с др. людьми служит не удовлетворению инстинктивных потребностей, а развитию Я в направлении разграничения себя и объектов. Придерживающийся этой т. зр. терапевт обращает внимание прежде всего на отрицаемые бессознательные проекции и, в особенности, на сговор - сотрудничество членов семьи в этом процессе. Терапевты этой школы уделяют больше времени биографическим аспектам и проблемам взаимоотношений между поколениями, а не симптомам, рассматривая последние как следствие первых. Теория Боуэна Теория Боуэна развилась в интегрированную систему и включает 8 взаимосвязанных понятий. Это: а) треугольники (под давлением стресса один из участников взаимодействия вступает в связь с третьим лицом); б) дифференциация Я (степень или объем слияния); в) эмоциональная система ядерной семьи (паттерны функционирования в рамках одного поколения); г) процесс семейной проекции (механизм, с помощью к-рого система ядерной семьи вызывает ухудшение положения ребенка); д) эмоциональный обрыв (отношения с родительской семьей); е) многопоколенная передача (как патология передается через поколения); ж) сиблинговая позиция (определяющая видение индивидуумом мира) и з) соц. регрессия (проблемы об-ва, сходные с проблемами, обнаруженными в семье). Цель теории Боуэна - помочь индивидууму в его дифференциации или психол. отделении от семьи, в движении от состояния слияния к формированию "твердого" Я (в отличие от "псевдо-Я", при к-ром человек все еще остается психологически спаянным с семейной системой). Психотерапевт предстает в роли "тренера", обучающего членов семьи дифференциации. Подчеркивается важность не чувств, а мышления. Процесс дифференциации длится всю жизнь, поскольку индивидуум стремится сохранять связь с семейной системой, оставаясь при этом автономной единицей. Треугольник является "краеугольным камнем любой эмоциональной системы" (Боуэн). Когда в системе диады нарастает уровень тревоги, они подключают "третье лицо" для поддержания равновесия системы. Эта идея оказалась плодотворной для С. т. и помогла множеству терапевтов понять роль симптомов, связей и психосоматических заболеваний в аспекте, ведущем к новым вариантам вмешательств. Структурная семейная терапия Сальвадор Минухин разработал методы краткосрочной терапии, направленной на реконструкцию семейных структур. Приемы Минухина восходят к идеям о тенденции выравнивания, высказывавшимся Лайманом Уинном, и к теориям Г. С. Салливана. Целью Минухина является изменение структуры альянсов и коалиций членов семьи и, т. о., изменение их "восприятия" друг другом. Минухин концентрирует внимание на актуальном взаимодействии членов семьи, подкрепляющем наблюдаемое поведение. Он считает организацию семьи источником проблемы семейной дезадаптации, поскольку она нуждается в носителе симптомов для своего функционирования. Он стремится изменить существующую структуру, не заботясь о ее происхождении. Семейная система является дисфункциональной в ситуации "здесь-и-сейчас" но причине ее существующей организации, а не вследствие предшествовавших в прошлом событий. Прошлое не интересует представителя структурной С. т. Теория коммуникации Этот подход прямо восходит к теории двойной связи Бейтсона, в к-рой патология предстает как проблема коммуникации. Акцент здесь полностью ставится на актуальном системном взаимодействии без учета причин или происхождения проблемы. Целью данного подхода является изменение правил системы. Это может означать предписывание симптомов или использование парадокса как способа изменения правил. См. также Семейные кризисы, Теория систем В. Фоули

ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНАЯ

психотерапия семейная) - комплекс психотерапевтических методик разного рода, направленных на гармонизацию взаимоотношений семейных.

Среди исследователей, внесших особенно весомый вклад в развитие этого подхода, наиболее известны: В. Сатир, К. Витакер, С. Минухин, М. С. Палазолли, Д. Хейли, М. Боуэн, К. Маданес, Л. Хофман.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

или психотерапия) (англ. family therapy) - модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В С. т. психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты к.-л. члена семьи ("идентифицируемого пациента"). Как правило, С. т. реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем; задача состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.

Современная С. т. представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С. т. С. Менухина, теорию объектных связей Дж. Фрамо, гуманистическую С. т. К. Роджерса и В. Сатир, системную С. т. М. Палацоли, Ж. Ф. Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С. т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий ("замкнутая патология", "смешение", "псевдообщность", "двойная связь", "двойное послание", "метаком-муникация" и т. д.) и методов ("подключение", "круговое интервью", "психологическая скульптуpa семьи", "позитивное определение симптомов" и т. д.). Рассмотрим основные теоретические ориентации в области С. т.

Семейная поведенческая терапия. Существо этого подхода в идее взаимозависимости поведения индивидов: во всяком взаимодействии каждый из его участников добивается максимизации "вознаграждений" и минимизации "издержек". Вознаграждения определяются как получаемые удовольствия, а издержки - как затраты времени и сил. Супружеские разногласия описываются как функция низкой нормы позитивного взаимоподкрепления. Сравнение конфликтных и неконфликтных супружеских пар обнаруживает более низкий уровень подкреплений и более высокий уровень наказаний в конфликтующих семьях. Основная стратегия С. т. - увеличение во взаимодействии позитивного, награждающего поведения и уменьшение негативного, наказывающего поведения. Объектом коррекции выступает коммуникативное поведение супругов и родителей. Изменения поведенческих образцов взаимодействия в неблагополучных семьях предполагает след. направления коррекционной и обучающей работы: 1) обучение прямому выражению ожиданий, желаний, неудовлетворенностей; 2) обучение специфичному и операциональному выражению желаний и намерений; 3) обучение общению в позитивной, подкрепляющей, конструктивной манере как в вербальном, так и в невербальном плане; 4) обучение усилению чувств взаимности и адекватной коммуникативной обратной связи; 5) обучение супругов заключению различных контрактов на взаимной и односторонней основе; 6) обучение достижению компромисса и консенсуса в семье. Данные направления коррекции м. б. реализованы как в контексте индивидуального консультирования, так и в ситуациях групповой работы. Модель поведенческой С. т. описывается след. стадиями: цель; альтернативные пути достижения цели; программа пошагового движения к цели; практическое осуществление данной программы. Широко используются ролевая игра, видеотренинг, разного рода домашние задания для переноса приобретенных умений в реальные ситуации в семье.

Основной недостаток подхода - игнорирование экзистенциальных проблем, которые нельзя свести к чисто поведенческим затруднениям. Т. к. проблемы* с которыми сталкивается терапевт, являются многомерными (они проявляются в поведении, в когнитивной и эмоциональной сферах), поведенческая С. т. тендирует к обогащению своего арсенала методами когнитивной психологии.

Психоаналитическая С. т. Психоанализ до сих пор - самый распространенный теоретический подход в С. т., его представления популярны среди психиатров и социальных работников. Однако среди самих психоаналитиков не существует единого мнения по поводу того, следует ли считать психоаналитика семейным психотерапевтом. Это обстоятельство объясняется тем, что классический психоанализ ориентирован на изучение и лечение отдельного индивида. Ортодоксальную психоаналитическую позицию по данному вопросу можно охарактеризовать след. образом: семейные нарушения - это симптомы, отражающие индивидуальную психопатологию; люди, обращающиеся к психотерапевту по поводу семейных проблем, имеют глубоко личностные (интраперсональные) конфликты. Поэтому психоанализ выступает как индивидуальное лечение пациента, исключающее прямое воздействие на его внутрисемейные отношения.

И в ряде неопсихоаналитических подходов (напр., эго-психология, теория объектных отношений и др.) проблемы супружеских отношений так же определяются, как проявления внутриличностных конфликтов в контексте межличностных отношений. Внутренний конфликт рассматривается как результат событий, произошедших в раннем детстве. Общими для теорий с психоаналитической ориентацией (психодинамический подход, теория объектных отношений, трансактный анализ) являются след. положения: причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт; детерминанты неэффективных способов находятся в сфере бессознательного; терапия должна быть направлена на осознание членами семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих их поведение и ответственных за возникновение конфликтов. В неопсихоаналитических подходах значительную роль играют интерперсональные отношения как причины семейных конфликтов. Начинают применяться техники, направленные на работу со всей семьей. Терапевт занимает более активную позицию, не только интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и директивно вмешиваясь в семейные взаимодействия.

Миланский системный подход к С. т. Сложился в 1970-е гг. на основе психоанализа, общей теории систем, работ школы Пало-Альто. Основные положения: семья - саморегулирующаяся и постоянно развивающаяся система; любое действие человека есть форма коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе; невербальные аспекты коммуникации более важны, нежели ее содержание; члены семьи - элементы единой системы взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех др., но не является причиной этого поведения; основной регулятор взаимодействий - правила семьи; терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции, недирективен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи как личностям. Его задача - освободить семью от патогенных паттернов взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не испытывая симптомов. В этом смысле не существует никакого фиксированного нормативного образа семьи. Адаптивные возможности семьи связаны с ее способностью изменяться. Патологические семьи характеризуются т. н. "семейными играми" (стремлениями каждого члена семьи определить отношения с др. в своих собственных терминах, отрицая при этом, что он это делает), которые основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность одностороннего контроля над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, т. к. нельзя контролировать систему циркулярных взаимоотношений. Психотическое поведение - логическое следствие семейной игры. Тем самым любые нарушения психики рассматриваются как нарушения социальных взаимодействий. Терапевтическая работа складывается из отдельных сеансов: предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи); интервью (получение основной информации о семье, проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации, или парадоксального предписания, или ритуализированного поведения семье); пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема). Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной С. т. Здесь реализуются такие принципы терапии, как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей.

Последний принцип особенно важен, т. к. традиционно считается, что патологическая семья должна измениться (сама себя изменить). На самом деле эта ошибочная т. зр. блокирует возможность подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в т. ч. и свобода не меняться). Цель системной С. т. помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и защит. Лишь освободившись от системы патологических коммуникаций, человек может решить свои проблемы и обрести подлинную индивидуальность.

Теория "диалога" в приложении к С. т. Фундаментальным понятием данного подхода является понятие диалога (М. М. Бахтин). Диалог - характеристика и базовое условие развития сознания и самосознания человека - многоголосие личностных манифестов и самоопределений окружающих людей. Всякое поведение - реплика в глобальном диалоге. Любое общение диалогично. Степень ди-алогичности определяется преодолением различных форм сопротивления и защиты, характерных для монологического (закрытого, ролевого, конвенционального, манипулятивного) поведения. Ситуация консультирования - разновидность диалога, в котором активность терапевта задается его позицией эстетической вненаходимости: внутренний мир клиента выступает как отображаемый и понимаемый предмет, но не как поле деятельности и объект анализирования; терапевт обращается к различным аспектам внутреннего мира клиента. Понимание предполагает общение с клиентом, как со свободным человеком, обладающим диалогической интенцией, предполагает встречную активность клиента. Затруднения клиента при вступлении в диалог ставят перед терапевтом задачу провокации его диалогической интенции. Общим решением в данном случае является "принцип молчания": дефицит значимых реакций терапевта в диалоге с клиентом. Диалогическая позиция терапевта реализуется в след. формах: постулат ответственности (идея свободы и ответственности человека за происходящее и за собственное состояние); ориентация на смысл (постановка перед клиентом задачи на смысл консультирования с последующим переосмыслением им жизненных ситуаций и задач); принципиальная открытость (возможность для клиента в любой момент вновь обратиться к консультанту, перейти к др. методам или к др. специалистам); допустимость совета (как средства установления контакта с клиентом, актуализации в его сознании определенных содержаний, индикации игнорируемых аспектов собственных проблем).

Православная традиция в построении С. т. Бог - источник духовной энергии человека. Образ Божий в человеке - ядро и сущность личности, он принципиально неуничтожим и неисчерпаем, внутреннее приближение к нему делает самого человека все более уникальным. В основе всякого брака, который строится на правильных (духовных) основаниях, лежит встреча (знакомство как откровение и любовь). В семье существуют способы и механизмы постоянного обновления переживания встречи (индивидуальная и общецерковная молитва, участие в литургической жизни Церкви), являющиеся одновременно источником духовной энергийности и обновления межличностных отношений в семье. Эти отношения рассматриваются как архетипические и иерархичные (лишенные полноты откровения, но преисполненные любви). Семья укоренена в роде. Главным материализующим началом семьи является дом как телесно-душевно-духовное пространство. Созидается и держится дом постоянным предстательством хотя бы одного члена семьи перед Богом. Различные атрибуты дома (от крыши до подвала) имеют в православной традиции особые смысловые значения и нагрузки. Дом как материально-духовная совокупность данных атрибутов - есть потребность и цель каждого человека. Путь конкретной семьи определяется ее судьбой (помыслом Божьим) и совокупным и свободным произволением всех ее членов. Основные формы обучения в области Ст.: традиционная (лекции, семинары, изучение литературы); совместная (практическая работа под руководством учителя-супервизора); групповая (различные тренинги). Последняя является наиболее эффективной формой подготовки психологов-практиков. Тренинговая программа обучения решает 4 основные задачи: информирует уч-ся, демонстрирует ситуации и техники, отрабатывает психотерапевтические установки и умения, обеспечивает условия процесса самоисследования и личностного роста уч-ся. Эффективный тренинг предполагает, что ведущий сплачивает группу уч-ся, пополняет их самоценность, является аутентичным и конгруэнтным, активным и эмпатичным, позитивным. Постоянная проработка и осознание собственных проблем терапевтом - необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность таких программ - командная работа ведущих. Основные навыки терапевта: умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом; умение анализировать состояния клиента и его семейной системы; умение оказывать эффективные директивные и индирективные воздействия на клиента и его семью. (А. Б. Орлов.)

Когда рушится семья, каждый день отмечен ссорами, конфликтами и взаимным непониманием. Общий язык может быть найден с помощью такого средства, как системная семейная терапия.

Этого не стоит бояться или стесняться – возможно, причиной проблем стали трудности, которые пришлось перенести, или какая-то недосказанность, которую люди не могут выплеснуть друг на друга. Для предотвращения краха семейных ценностей и уз брака психологи разработали техники семейной терапии, успешно решающие многие проблемы.

Терапия – спасение семьи

Реакция на такой способ помощи семьям в кризисном положении бывает разной: недоверие, скептицизм или же смех. Проблема в том, что люди не до конца понимают ее смысл и не допускают мысли, что она может спасти семью.

Семейная психотерапия – это необычное направление терапии, которое нацелено на предотвращение проблем и «работу над ошибками» во взаимоотношениях между членами семьи. Семейная психология призвана предотвращать любой эмоциональный сбой в семье.

Прибегая к ее помощи, пациенты постепенно начинают налаживать взаимоотношения, а именно:

  • Глубже понимать такое понятие, как семейная система, постигая ее суть.
  • Происходит осознание, что ты – часть семьи. Налаживание отношений с «проблемными» родственниками и восстановление взаимопонимания.
  • Наступает семейная гармония, все члены семьи понимают друг друга.
  • Отпадает страх перед тщательным разбором проблем, отбросив поверхностный подход на пути к гармонии. Проблемы окажутся решаемы, наступит удивление: «Почему мы не сделали этого раньше?»
  • Выяснение отношений с родителями – мамой и папой. Насколько вы близки, на чем основывается ваше общение? Понять, как это влияет на отношения существующие и отношения будущие.
  • Восстановление приятных взаимоотношений с братьями и сестрами.
  • Происходит познание интимной стороны ваших отношений. Вместе, что важно, вы ищете ответы на вопросы: где былая страсть? куда пропал огонь и трепет былых чувств?
  • В семье не может быть «третьих лишних». Каждый нужен, необходим. Именно это и помогает понять семейная терапия.
  • Если существует факт измены, то нужно провести анализ всех ее аспектов. Эта тема крайне болезненна, но, оставив все как есть, вы не сдвинетесь с мертвой точки.
  • Узнать каждую стадию отношений, понять, на какой стадии вы сейчас, переосмысливая, что вместе прошли и что вас ожидает.
  • Научиться говорить со своими детьми «на равных», и детям научиться этому крайне полезно.
  • Не оставаться вечным несменяемым «козлом отпущения» для всех грехов и не наделять таким «даром» никого.
  • Заново стать друг другу опорой во всем.
  • Приобрести знания, которые помогут сделать будущее своей семьи благополучным.
  • Осознать всем сердцем и душой: семья – это опора, люди, которые всегда будут рядом, несмотря ни на что.

Способы исцеления семьи

Психологами разработаны следующие методы семейной терапии.

Метод присоединения. Терапевт «вступает» в семью, становясь ее полноценным и полноправным членом. Специалист вникает в суть семейной жизни, делая все возможное для того, чтобы направить каждого, включая себя самого.

Структура ролевой игры выглядит так:

1. Первая стадия. Семья, к примеру, из 4 человек, должна представиться и описать свою проблему, а это не так-то просто. Психолог выявляет самого активного из них по тому, кто первый заговорит и расскажет о цели своего визита.

2. Стадия сбора данных. Специалисту нужно знать видение проблемы каждым членом семьи. Только выслушав всех, он поступает следующим образом (допустим, что причина визита – сложный подросток): «Я выслушал вас всех, и я действительно вижу проблему, но это проблема не одного человека, а всей семьи».

Реакция бывает разной – отрицание или согласие со сказанным, но проблема будет заключаться именно в затруднительном взаимодействии между членами семьи. Психолог может даже стать на время членом вашей семьи и посредством общения подвести вас к осознанию того, какова проблема на самом деле. Обычно выискивают хорошие стороны и стараются их укрепить и усилить: «Поменьше криков и придирок, побольше слушать и говорить с ребенком».

3. Стадия поиска итогов. Специалист дает членам семьи шанс самим подвести итог и найти выход из проблемной ситуации. Здесь не нужен один оратор, требуются совместные усилия и заинтересованность.

4. Стадия альтернативных решений. Здесь психологи просят семью разыграть ситуацию. Важно все – и чем займется мама, как поведет себя папа, и какой будет реакция детей.

Во время игры их могут останавливать, корректировать, предлагать более правильные действия и слова. Дают также «задание на дом»: что не делать, а что, наоборот, сделать, а потом уже вместе обсуждают результат на сеансе. Главное – чтобы высказывались все участники сеанса, иначе это будет не семейная терапия, а индивидуальная.

Метод наблюдения. Психолог наблюдает за тем, как пациенты слушают друг друга, как реагируют слова. Затем, основываясь на своих наблюдениях, делает выводы и дает рекомендации.

Метод переконструирования. Специалист старается обратить внимание на положительные моменты и вызвать желание их развивать.

Приемы лечения семьи

Техники семейной терапии – средства, при помощи которых психологи вносят изменения в структуру семейных взаимоотношений.

Психологи Н. Фредман и Р. Шерман в процессе исследований выявили следующие техники:

  • Социометрические техники, которые считаются самыми популярными и используемыми, ввиду своей универсальности. С их помощью можно «залатать» трещины в семейном ковчеге, опираясь на сильные стороны.
  • Поведенческие техники, с помощью которых психолог может докопаться до самого корня проблемы. Здесь корректируется само поведение членов семьи по отношению друг к другу. Это весьма действенная техника семейной терапии.
  • Парадоксальные техники, которые обладают быстрой и эффективной способностью к решению семейных проблем. Здесь проблема будто бы решается сама собой.
  • Техника, в основе которой лежит воображение. Данная техника осуществляется посредством , ассоциативных элементов.

Критика и признание

Этот метод терапии достаточно молод, и многие методики еще не раскрыты до конца. Начало системной семейной терапии было положено в послевоенные годы, и родиной ее принято считать Америку.

Необычность данного подхода состоит в том, что клиентом является вся семья целиком, а не каждый человек в отдельности. Семья становится объектом психотерапевтического воздействия. Признание нового метода произошло сначала в Германии, затем – в Швеции и Австрии.

Метод собирает лавры и по сей день, являясь в терапевтическом мире психотерапии эффективным и экономичным. При этом системная семейная терапия имеет долгосрочный эффект.

Эта методика активно развивается в последние годы: предложено несколько новых исследований, и сейчас они пребывают на стадии активной разработки неизведанных еще фактов.

Однако системную терапию подвергают жесткой критике за отсутствие собственных теорий, концепций, предложений, которые были бы широко признаны и популярны. Здесь не всегда совпадают методы и данные с тем, что написано в учебниках. Системная терапия, скорее, носит эвристический характер.

Системная семейная терапия является популярной, поскольку помогает решить множество задач: проблему поколений, неразрешимые конфликты, накопившиеся обиды, и многие другие задачи.

С ее помощью члены семьи учатся говорить и слушать, а главное – слышать друг друга. Достигают взаимопонимания представители разных поколений. Учатся не копить обиды, не держать в себе, а говорить, обсуждать и решать семейные проблемы совместно. Семейное консультирование становится популярным психологическим подходом и в нашей стране. Автор: Вера Чугуевская

Семейная терапия обладает широким набором методик, спо­собствующих изменению. Многие из них - это семейные вари­анты индивидуальных методик. К некоторым из важных мето­дик семейной терапии относятся следующие.

Присоединение

Часто семейный терапевт присоединяется к семье, и, образ­но говоря, становится членом семьи, формируя некоторые се­мейные правила и структуры и участвуя в них. Это присоедине­ние терапевта немедленно изменит структуру семьи и произве­дет непосредственные изменения, так же как появление в семье ребенка, даже не первого, всегда изменяет структуру семьи. Если вы используете присоединение как метод достижения раппорта, особенно важным будет знание культурных различий и уваже­ние, если есть желание поддержать чувство эмпатии к этой се­мье. Некоторые семейные терапевты под присоединением под­разумевают нечто вроде вступления в семейный клан, терапевты другой ориентации под присоединением имеют в виду присое­динение к языковой системе семьи. Для других термин присое­динение близок к эмпатическому пониманию и достигается вы­слушиванием.

Пример ролевой игры

На первой стадии вам понадобится семья с такими персона­жами: подросток с деформациями в поведении (вплоть до хули­ганства); излишне заботливая, сверхпривязанная к семье мать, явно проявляющая тенденцию к гиперопеке; отдаленный отец, занятый профессиональной карьерой; младший брат или сестра, требующие большего внимания к себе, но в целом, по-видимому, нормальные. Предположите, что в браке матери и отца имелись свои проблемы к моменту, когда случился кризис в поведении подростка.

Ваша задача - провести с этой семьей элементарный сеанс семейной терапии. Предложенная здесь структура представляет собой комбинацию нескольких описанных выше теорий. Тем не менее, она позволит вам пережить сложности и почувствовать возможности сеанса семейной терапии.

Стадия 1. Достижение раппорта/структурирование. Возможно у вас не будет времени установить легкий раппорт сразу с четырьмя членами семьи - по сравнению с одним это сделать труднее. Возможно, вы почувствуете, что установление раппорта требует от вас значительно большей энергии. Если это так, можно просто начать с такого введения: “Я рад, что я встре­тился с вами, понимаю, что вам надо со мной о чем-то погово­рить. Кто хотел бы начать первым? Обычно тот, кто решится заговорить первым - самый активный член семьи и имеет осо­бую власть в системе семьи.

Стадия 2. Сбор данных.

После того, как высказался первый, спросите каждого члена семьи, каково его определение проблемы. Внимательно выслу­шайте и используйте основные приемы выслушивания, чтобы получить определение проблемы. Когда определения прояснят­ся, суммируйте определения проблемы (скорее всего проблемой семьи будет назван подросток). Затем переформулируйте или интерпретируйте эту проблему примерно таким образом: “В этой семье действительно имеется проблема, но это не проблема од­ного человека, это проблема способа взаимодействия между членами семьи”. Естественно, для переформирования проблемы используйте свои собственные слова и конструкты и изменяйте темп речи и подбирайте слова таким образом, чтобы подстро­иться под данную конкретную семью. Спокойно допускайте реакции на вашу интерпретацию, но придерживайтесь основной идеи о том, что проблема состоит в трудностях системного взаимодействия. При желании можно зеркально отразить вер­бальное и невербальное поведение некоторых членов семьи, включившись тем самым в структуру семьи. В такой роли вы лучше поймете “свою” семью и приобретете большую эмпатию.

Потратьте некоторое время на поиски факторов укрепления семьи путем поиска положительных целей. Что семья сделала правильно? Где семья действует хорошо? Можно рассмотреть, что конкретно не сработало при попытках найти решение во­проса ранее. Вы можете еще потратить время на исследование правил, действующих в семье, и ее структур, и изучение специ­фики функционирования этой семьи. Некоторые семейные те­рапевты возражают на это, утверждая, что определение пробле­мы должно занимать 95 процентов ваших усилий. Они говорят, что, если проблема хорошо сформулирована, то решение часто появляется тут же.

Стадия 3. Определение возможных итогов. Используйте основные итоги выслушивания для определе­ния желательного исхода. Не попадайте в ловушку индивидуаль­но ориентированной цели для семьи. Помогите семье в их со­вместном поиске общей цели, которая благотворно подействует на каждого члена семьи в отдельности и на всю семью в целом. Возможно, вы обнаружите, что ваша семья в настоящий момент действует в рамках иррациональных и ложных паттернов.

Стадия 4. Выработка альтернативных решений. В этой стадии вы должны выбрать терапию, наиболее подхо­дящую для этой семьи и здесь, в середине ролевой игры, вы скорее всего почувствуете, что данная модель помощи довольно трудна для практического воплощения, хотя во многом она сходна с другими моделями. Для этого упражнения мы предла­гаем следующие варианты методик, хотя вы, возможно захотите воспользоваться другими методиками, описанными выше.

а) Попросите семью разыграть типичный семейный ужин. Во время этой ролевой игры запомните, кто сидел рядом с кем и в каком порядке говорили члены семьи. Прокомментируйте это и структурируйте изменения положения за столом и разговоры. Может оказаться полезной в виде части данного процесса просьба к родителям сыграть роль детей, а к детям - роль роди­телей.

б) Заметьте специфический повторяющийся паттерн в семье. Кратко прокомментируйте его, а затем дайте семье инструкцию еще раз воспроизвести его и обратите внимание на их поведе­ние, мысли и чувства. Это слабая парадоксальная директива, возможно, вам захочется ее усилить.

в) Для раскрытия семейных “секретов” воспользуйтесь мето­дом опроса по кругу. Затем можно использовать положительный рефрейминг, чтобы вызвать более положительную реакцию на эти секреты.

Стадия 5. Генерализация.

Многие терапевты опускают этот шаг. В работе с семьей можно использовать почти любую из методик, предлагавшуюся в этой книге для “домашней работы” и последующего разбора. Один вариант слабой парадоксальной директивы часто может оказаться полезным для семейной терапии. Дайте семье дирек­тиву в течение недели на неэффективное поведение и попросите их потом рассказать о своем опыте. Если они сплотятся и отка­жутся выполнять это домашнее задание, вы можете быть до­вольны тем, что группа сплотилась ради своих интересов, и вы можете говорить о благоприятном исходе своего “провала”. Если парадоксальный метод сработал, то у вас появятся новые ценные данные для планирования. В любом случае, вы сохранили по­следствия терапии после окончания интервью.

Ситуативная ролевая игра.

Это еще одна методика, подобная ролевой игре, которая может быть использована при тренировке настойчивости. Но в этом случае вы как терапевт наблюдаете, как семья разыгрывает перед вами проблемную ситуацию. При этой методике вы про­сто просите семью разыграть некую семейную проблему, чтобы вы могли пронаблюдать семейное взаимодействие. Терапевт может подсказать и провести некоторые изменения, но струк­турная терапия не подчеркивает так сильно специфические по­веденческие изменения, как это делает бихевиоральная или ког-нитивно-бихевиоральная школа. К ситуативной ролевой игре можно добавить парадоксальную директиву, в которой терапевт инструктирует семью продолжать то, что они уже делают, или преувеличить свои поведенческие реакции. Это задание можно перенести на следующую неделю, дав домашнее задание для всей семьи.

Наблюдение.

Эта методика включает в себя внимательное выслушивание разговорных паттернов и наблюдение того, кого слушают и в каком порядке - нечто подобное тому примеру, который при­водится в главе о коммуникации. За этим можно указать семье на то, что происходит, предложить непосредственно разыграть данную транзакцию, а затем присоединиться к семье, если ме­тоды наблюдения невозможны.

Методы переконструирования.

Главный принцип такой методики - перефокусировать про­блемное поведение семьи (иногда с помощью поиска положи­тельных целей), изменяя позиции в семье относительно того, как сидеть за обеденным столом или изменяя порядок разговора за обедом. Затем можно вызвать семью на обсуждение того, как они хотели бы структурировать свои взаимодействия, потрениро­ваться в этой роли в беседе, а затем генерировать эту роль в те­чение следующей недели. Конечно, эта методика не похожа на методику фиксированной роли Келли, в которой клиент выраба­тывает идеальную для себя роль на будущее, а затем играет ее.

Опрос по кругу .

Это упражнение особенно полезно при выработке оценки мнений членов семьи или при активном психотерапевтическом вмешательстве. Вместо того, чтобы спрашивать отдельных чле­нов семьи, что они думают о проблемах и взаимодействиях, вы выслушиваете одного члена семьи о том, что, как он думает, что думает другой член семьи. Например, терапевт может спросить ребенка: “Билл, как ты думаешь, что думает твой папа о том, что мама перешла на новую работу?” Если до того такой же вопрос вы задавали маме и папе, они, возможно, не выдали семейную тайну. Благодаря опросу по кругу можно выяснить факты, кото­рые знает каждый, но не говорит об этом, и не знает о том, что другие знают. Опрос по кругу помогает членам семьи увидеть свою роль в симптоме “идентифицированного” пациента.

Рефрейминг (переформулирование).

Здесь семейная проблема переформулируется или ей дается другое наименование, часто под более позитивным углом зре­ния. Факт наименования проблемы как семейной проблемы, а не как проблемы отдельного человека, является сам по себе важным актом рефреймирования. Семейная терапия обладает рядом концептуальных методов рефреймирования, при этом все они сконцентрированы вокруг вопроса о том, как помочь семье взглянуть на проблему по-новому. И опять вы видите, что цель здесь в изменении системы, которая находится в неподвижном, застойном состоянии. Можно было бы сказать, что целью се­мейного терапевта является увеличение гибкости для семьи как целой системы. В то же время для семьи всегда нужен баланс между изменением и стабильностью. Существует множество методов рефреймирования (переинтерпретации), и группа пси­хиатров, занимающихся семейной терапией, довела их до со­вершенства. Несколько теоретических альтернатив поиска по­ложительных целей (глава VII) сами по себе - целая серия пе­реформулирований, которые можно адаптировать к методу се­мейной терапии. Собственно, семейная терапия и состоит в переформулировании.

Другие методики.

Аккомодация параллельна эмпатии - это еще один термин для обозначения того, что есть в семье. Невербальное отраже­ние - это прямое зеркальное отображение языка тела одного или нескольких членов семьи плюс наблюдение, какие члены семьи отражают язык тела друг друга и в какой последователь­ности бессознательного контроля они это делают. Это может оказаться особенно полезным при присоединении к семье или в попытках понять, как отдельный член семьи смотрит на про­блему.

Отдельные методики, которые описываются в этой книге, могут быть адаптированы различными способами. Семейные терапевты могут пользоваться методами гештальт-терапии, осо­бенно методом “горячего стула”, который поможет выявить ди­намику семьи. С некоторыми семьями можно использовать ме­тоды обратного отражения и притяжения Франкла либо любую методику, которая может вызвать изменение в системе взаимо­действий.

Сила и ограниченность семейной терапии.

Бегло ознакомившись с миром семейной терапии вы могли увидеть, что здесь столько же альтернативных методик, сколько их в индивидуальной терапии. Ясно то, что семейная терапия жива и здорова и она будет приобретать все большее значение в будущем. Отличие семейной терапии и ее вклад в общую психо­логию состоит в том, что она помогла нам понять, как можно смотреть на клиентов с точки зрения системного подхода. Точка зрения личность - окружающая среда, описанная в этой книге, усилена интеракционистским мировоззрением семейной тера­пии.

В то же самое время вы можете видеть, что, если вы обла­даете хорошими навыками в области индивидуальной терапии и знаете ее основные теории, в общем нетрудно воспринять пози­цию семейной терапии. Многие методы похожи на методы ин­дивидуальной терапий и даже могут быть выведены оттуда. Па­радоксальная направленность Франкла была отточена Милтоном Эриксоном и теперь используется во многих сеансах семейной терапии с не меньшей эффективностью.

Психотерапевт стремится к достижению равновесия между изменением и стабильностью, а также отдаления и привязанно­сти. Психотерапевт поощряет отдельных членов семьи и всю семью как систему к разнообразию и росту в системе гибких отношений друг с другом.

Как и другие методы, семейная терапия имеет свои ограни­чения. Недавно появившись на психологической сцене, она проявляет тенденцию претендовать на особое знание истины. Это может проявляться в появлении сверхоптимистичных та­лантливых терапевтов, в своем рабочем энтузиазме забывающих о профессиональной этике. Например, некоторые семейные терапевты делились видеозаписями сеансов с коллегами без раз­решения клиента. Практика “дикого анализа” не ограничивается только теми психотерапевтами, которые пользуются психоана­литическими методами. Однако, основным ограничением се­мейной терапии и ее влияния являются те терапевты, которые сопротивляются изменениям и отказываются изучать методы семейной терапии. Семейная терапия в ближайшие годы стаби­лизируется и приобретает еще большее значение. Мы считаем, что все терапевты должны освоить это динамическое направле­ние в терапии.