Организуйте свой ум, чтобы улучшить свою жизнь. Организованная жизнь: кто способен и у кого не получается? Как организовать свое время правильно

Термин «высокочувствительная личность» был впервые предложен американским психологом Элейн Арон. Это не болезнь, не каприз, а особенность нервной системы. Жизнь с высокой чувствительностью способна принести страдания, если бороться с ней как с непоправимым дефектом. Но если вы грамотно организуете свое пространство, время и общение, то будете эффективны и счастливы.

Обычный школьный день. Мне лет восемь-девять. Я вхожу в здание школы, и на меня тут же обрушиваются гул детских голосов, бег толпы, резкий звук звонка. Кажется, что всего так много, что я не выдержу. На время урока наступает тишина, но стоит классу выбежать на перемену, и я стою у стеночки и думаю лишь об одном: «Когда же это закончится?»

С детства меня упрекали в ранимости, называли «принцессой на горошине». В какой-то момент я даже поверила, что со мной что-то не так. Это не помешало мне стать практикующим психологом. Чувствительность стала моим главным инструментом и визитной карточкой. Но если в профессии я была как рыба в воде, то в жизни способность принимать все близко к сердцу продолжала доставлять неудобства и создавать проблемы.

До тех пор, пока, случайно столкнувшись с книгой Элейн Арон «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире», я не узнала, что повышенная чувствительность - это вовсе не болезнь, а особенность нервной системы.

Термин «высокочувствительная личность» был впервые предложен американским психологом Элейн Арон. К основным ее характеристикам она относит:

  • глубину обработки информации - склонность наблюдать и размышлять, прежде чем действовать;
  • легко достигающееся перевозбуждение - быстро возникающая усталость от избытка информации;
  • акцентирование эмоциональных реакций и выраженная эмпатия, которые помогают подмечать особенности и учиться;
  • восприимчивость ко всем нюансам окружения.

Новая жизнь с высокой чувствительностью

Самое главное - признать и принять свою особенность, а не бороться с ней. Это непросто - ведь окружающий мир создан для людей с обычной чувствительностью. Кроме этого, у вас наверняка накопилось немало негативных ярлыков про себя.

Здесь проходит тонкая грань, о которой говорит Элейн Арон. С одной стороны, можно продолжить попытки переделать себя под «нормальный» мир, бороться, пытаться нарастить защитную оболочку. Только не будет ли это похоже на то, как хрупкая бабочка вдруг решит стать толстокожим удавом?

С другой стороны, есть риск уйти в высокомерие: возвести свою чувствительность в нечто необыкновенное, требуя к себе особого отношения.

Самый разумный вариант - просто признать, что вы родились именно таким. Чувствительность - не ваша заслуга, но и не ваш недостаток. Это то же самое, что форма носа, цвет глаз или размер ступни. И если сравнивать с последним, то ваша задача - найти подходящую «обувь», вместо того чтобы ходить босиком по улице или вообще не выходить из дома.

Как «переорганизовать» свою жизнь

1) Определить свои «раздражители» - то, что утомляет больше всего.

Для меня это громкие звуки и яркие видеоизображения, большое скопление людей. А как у вас? Вспомните обычный день: что вас больше всего утомляет, забирает силы, выводит из колеи? Составьте свой личный список.

2) Подумать, что из этого вы сможете исключить и каким образом.

Специалисты отмечают, что многие высокочувствительные люди предпочитают жизнь в одиночку или находят в партнеры похожего человека. А что делать, если у вас другая ситуация? Нас в семье пятеро: я, муж, двое детей-подростков и годовалая дочка. Можете себе представить, сколько стимулов и раздражителей я получаю ежедневно? Если случается, что весь день все дома, то для меня это уже «большое скопление людей». И мне нужно быть очень внимательной, чтобы избежать переутомления. Приходится договариваться, чтобы телевизор не работал 24 часа в сутки, а дети играли в компьютер с наушниками. При необходимости я использую беруши просто для того, чтобы снизить уровень шума. И, конечно, у меня есть свое личное время, когда я могу побыть дома совершенно одна или хотя бы уединиться с чаем, пледом и интересным фильмом (книгой) в своей комнате.

3) Адаптировать профессию к своей чувствительности.

Было время, когда я работала в школе, университете. До сих пор с ужасом вспоминаю учебный шум и огромное количество людей; дорога - два часа из одного конца Москвы в другой с тремя пересадками, маршрутками и прочими «удовольствиями». Надолго меня не хватило. Сейчас я веду психологическую практику и поняла, что для меня это идеальный вариант. Я сама составляю расписание, чтобы полноценно уделять время и семье, и работе. У меня есть кабинет, где я могу уединиться и подготовиться к сессии. Как ваша профессия сочетается с чувствительностью? Что в ней можно поменять, чтобы работа стала комфортнее?

4) Отследить, какие факторы влияют на утомляемость, и предупреждать их.

Например, если я обедаю позже обычного времени, то легко раздражаюсь и срываюсь на окружающих. Поэтому я стала заранее заботиться о том, чтобы принимать пищу вовремя и всегда держать под рукой небольшой перекус. Также я сократила количество кофе и перешла на вкусные травяные чаи. Психолог и автор книги «Близко к сердцу. Как жить, если вы слишком чувствительный человек» Илсе Санд приучила своих гостей к тому, что ей нужны паузы во время общения, кроме этого, она заранее оговаривает время их ухода. Какие факторы влияют на вашу чувствительность? Что, как вам кажется, вы можете добавить или изменить?

5) Провести ревизию того, что вас окружает.

Высокочувствительные люди реагируют на большее количество стимулов, что приводит к переутомлению. Организовать новый стиль жизни мне помогли принципы уборки по Мари Кондо. Когда избавляешься от того, что вызывает напряжение, и окружаешь себя вещами, занятиями, людьми, которые приносят радость, жизнь наполняется новым смыслом и вдохновением. Проведите ревизию вещей и оставьте лишь те, что приносят радость. Вы заметите, что ваш дом начнет помогать вам восстанавливать силы и энергию.

6) Быть добрым и бережным к себе.

Для меня это самое главное приобретение. Раньше я не уставала сравнивать себя с другими, ругала себя за медлительность в принятии решений. Теперь я научилась использовать свои особенности себе во благо. Помню, с каким разочарованием и усталостью я часто выходила из крупных торговых центров. Теперь я делаю покупки по Интернету. Спокойно выбираю одежду, обувь, заказываю ее на дом и при необходимости всегда могу обменять или вернуть деньги.

Выпишите качества, которые вас в себе не устраивают и которые связаны с вашей чувствительностью. Как можно «переиграть» их в привычной жизни, чтобы легче и комфортнее достигать желаемого? Например, если вы больше активны и полны сил утром, не планируйте дела, связанные с концентрацией внимания, на вечер. Если вам трудно быстро принимать решения, не стесняйтесь брать паузу и подбирать удобные для себя условия.

7) Найти способы самовосстановления.

Зная свои особенности, важно подобрать способы, которые помогут справиться с накопившейся усталостью и освободиться от напряжения. Лучше об этом позаботиться заранее. И лучше, если это будут ритуалы. Для меня это утреннее время, когда я спокойно могу попить ароматный чай и неспешно встретить утро. Подобранные под настроение плей-листы. Телесные практики. Обязательный вечерний душ, который «обнуляет» все то, что произошло за день. Какие ритуалы можете включить в свой день вы?

8) Узнать, когда случается «перегорание».

Как бы вы ни старались адаптировать чувствительность под окружающий мир, случаются ситуации, которые вместе с переутомлением вызывают сильную эмоциональную реакцию (слезы, вспышки раздражения). Это происходит, когда время заботы о себе упущено и внешний мир атакует своими стимулами. Например, я соглашаюсь поехать с мужем в торговый центр, хотя физически не очень хорошо себя чувствую. Уже там я понимаю, что хочу домой, меня раздражают люди, музыка, шум. Но поздно... Мы ссоримся. От переутомления я говорю то, о чем потом жалею. Если раньше я «сваливалась» в чувство вины и еще больше наносила вред себе, то сейчас я принимаю свое состояние, сосредоточиваюсь на дыхании, а дальше помогаю себе своими способами самовосстановления.

В каких ситуациях вас легко вывести из равновесия? Часто ли вы заглушаете свои потребности, чтобы подстроиться под семью, партнера? Что можно сделать, чтобы избежать подобного расходования сил?

Как только я начала по-новому организовывать свою жизнь, родился вопрос: «Для чего мне это? Зачем чувствовать все так остро?» Ответ, который пришел первым: «Для того, чтобы принять себя и начать о себе заботиться». И, конечно, без моей чувствительности я бы никогда не стала психотерапевтом. Интересно, что клиенты часто выбирают меня именно за чуткость.

Жизнь с высокой чувствительностью способна принести страдания, если бороться с ней как с непоправимым дефектом. Остановитесь… Возьмите паузу и познакомьтесь с вашей чувствительностью, как с маленьким ребенком. В чем он нуждается в этом большом пугающем мире? От чего чувствует себя счастливым? Что вы можете сделать для него прямо сейчас? Не оставляйте его, и он отблагодарит вас новыми открытиями и возможностями.

От редакции

Если долго не обращать внимания на свое эмоциональное состояние, случаются ситуации, которые вместе с переутомлением вызывают сильную эмоциональную реакцию, наступает кризис. Один из этапов работы психолога с клиентом в кризисе - дефрагментация, которая помогает создать цельную картину происходящего. Что такое дефрагментация и для чего она нужна, читайте в статье психолога Алены Дроновой:

Некоторые люди не могут перестать волноваться перед важным событием. До него еще далеко, заранее ничего не известно, но уже страшно. В голове навязчиво возникают самые ужасные картинки, и отогнать эти мысли очень сложно. Психолог Ярослав Вознюк предлагает технику, которая за 5–7 минут помогает снизить уровень тревожности: .

Организованная жизнь – что может быть лучше. Деловой человек, точно успевающий на все свои встречи, пунктуальный, прекрасно чувствующий время, хорошо ориентирующийся в своем графике жизни, не может не понравиться. Вся его жизнь организована, обеспечена самодисциплиной и самоограничениями. Он сам ее творец. Можно ли этому научиться? Можно ли приучить себя жить так? Можно, но не каждому, такой жизнью можно только гореть, получая кайф от самоорганизации. Кстати, доступно это очень многим. Просто мы не догадываемся об этом.

  • Как правильно организовать свою жизнь?
  • Как сделать так, чтобы все успевать?
  • Почему не получается организовать жизнь?

Вопрос «организации жизни» задают люди, у которых это никак не получается. Они уже много раз пробовали: заводили себе графики, зарекались с понедельника начать жить организованно, но… воз и ныне там.

С завистью они посматривают на счастливчиков, которые умеют руководить своей жизнью. А у них день за днем одно и то же. Вечно бегут куда-то, хватаются за 3 дела сразу, в результате всюду не успевают, опаздывают, дела только накапливаются.

Как реакция на все это возникает стресс. На фоне стресса еще больше проявляется т.н. «дребезжание» - руки потеют, в глазах темнеет, а под коленками подкашивается. Возникает ощущение загнанности, что крутишься, как белка в колесе, что все одно и то же без просвета. Надо что-то делать, надо как-то организовать свою жизнь. Но как?

Способность к самоорганизации есть не у всех

На самом деле, конечно, не все люди по определению способны к самоорганизации и самодисциплине. Есть люди, которым кто-то должен постоянно напоминать о сроках, следить за ним, определять темп работы. Причем, как правило, у людей не способных к самоорганизации, нет и никакого желания к ней . Они не ощущают ее, как собственную нехватку. Например, есть такой психотип людей , которые в работе ориентируются не на время, а на качество. Для них важно создать совершенство и абсолютно не важно, сколько это займет времени. Они и выбирают такую сферу деятельности, где наименьшая привязка ко времени. Такие люди не переживают из-за своей неорганизованности, их тревожит другое – сумели ли они выполнить свою работу на отлично, без единой ошибки или нет.

А вот те люди, кто страдает от своей НЕорганизованной жизни , кто понимает, что живет как-то не так, как нужно, - как правило, имеет все способности к самоорганизации, самодисциплине и самоограничению. И не просто способности, а и возможность получать удовольствие от руководства каждой минуты своего времени. Просто в силу каких-то жизненных обстоятельств они не смогли прочувствовать этого. Нередко причиной току является недостаточная дисциплинированность в детстве. На фоне нашего менталитета , где все и всегда принято откладывать на потом, на т.н. «авось», неорганизованность буквально въедается в жизнь.

Организованная жизнь : кто способен и у кого не получается?

Желание, а значит и способность к правильной организации жизни, есть только у людей с кожным вектором (здесь и далее термины из Системно-векторной психологии Юрия Бурлана (прочесть больше о векторах можно )). Именно такие люди и самые организованные на свете, и наоборот, могут быть большими разгильдяями.

Кожники с раннего детства начинают проявлять интерес к экономии, к пользе-выгоде. Они не очень любят делать скучные, однотипные дела, зато хороши там, где нужна ловкость, скорость, изворотливость. Он природы они гибкие умом и телом. Если кожник рождается в семье, где есть развитый кожный родитель , то такого ребенка постепенно приучают правильно управлять временем и ресурсами. По-простому говоря, прививают способность к организации своей жизни. Ребенок быстро научается не просто жить по графику, вставать в одно и то же время, соблюдать дисциплину, заниматься спортом. Он начинает получать от этого процесса удовольствие и уже не откажется от этих навыков в дальнейшей жизни.

Если же должных навыков кожный человек в детстве не получил, не закрепил самоорганизацию удовольствием от этого процесса, возникает внутреннее противоречие. Устремление к организованной жизни у него есть, но как этого достичь, как подойти к делу неизвестно. Хочется постоянно большего, поэтому такой человек берется за множество дел одновременно, а значит – ничего не успевает. С другой стороны, хочется сэкономить время. Ему кажется, что можно где-то урезать усилия, а в конечном итоге на этой экономии заваливается все дело. Именно из-за этого и возникает постоянное ощущения, что время как бы ускользает из рук .

Правильная организация жизни приносит радость человеку с кожным вектором. Он счастлив, он удовлетворен, у него все получается. Неорганизованная жизнь дает, напротив, ощущение несчастья, состояние «загнанности».

Как организовать свою жизнь?

Сегодня существует множество рекомендаций по организации и самоорганизации жизни. Книги про тайм-менеджмент на работе и в личной жизни бьют все рекорды продаж. Это востребованная тема, потому что очень много людей с кожным вектором страдают от проблемы недисциплинированности.

Но проблема в том, что взрослому человеку очень тяжело просто взять и сделать то, чего он никогда раньше не делал. Да, если бы его приучили к самоорганизации в 6-10 летнем возрасте, это состояние удовольствия впиталось бы в подсознание, стало второй натурой человека. Но взрослый человек уже оброс целой кучей привычек, психологических якоречков. Он множество раз пробовал все изменить и у него не получалось. Кроме того, он остается в плену своих желаний со сбитыми ориентирами. Поэтому все эти книги по самоорганизации практически не помогают в решение его проблем. Есть совсем маленький шанс, что у него получится изменить свою жизнь, применяя рекомендации из таких книг. Но, увы, как правило, для этого нужно такое напряжение и такие усилия, что большинство бросает это дело при необходимости совершить первое же усилие.

В подставках можно хранить пакеты, фольгу, пищевую пленку, если в ящиках не хватает места.

Разделочные доски и подносы

Кто говорил, что органайзеры для файлов подходят только для офиса? Используйте один, чтобы расставить и хранить в порядке разделочные доски, поднос или противень для выпечки.

Спрячьте провода

Положите запасные удлинители, переходники, USB-кабели и т.п. в картонные катушки, которые остаются от туалетной бумаги. Они послужат своеобразными разделителями, так что перепутываться провода не будут.

Под мойкой

Увеличьте пространство, повесив на перекладину под мойкой бутылки с дозатором. Их можно цеплять за рычажок дозатора и хранить вподвешенном состоянии, экономя драгоценное место.

Бумажный поток

Не накапливайте почту. Направьте каждую бумажку в нужное русло, прежде чем она попадет в ящик письменного стола. Создайте три зоны: для повторного рассмотрения, для заполнения и активную зону — для счетов, приглашений ивсего того, что может в скором времени пригодиться.

Инструкции

Можете вспомнить прямо сейчас, где лежит инструкция от стиральной машинки или микроволновой печи? Когда купите новую вещь, положите инструкцию в пакет и приклейте скотчем к задней или боковой стенке прибора.

Горизонтальное размещение

Чтобы стопки вящиках выглядели одинаково, складывайте одежду не вертикально, агоризонтально. Так больше уместится, а вы сможете видеть каждую вещичку — даже ту, что уже давно не надевали.

Еще несколько оригинальных и полезных идей

Постельное белье

Соберите белье по комплектам и храните каждый, собранным в одну наволочку. Так ничего не перепутается и не пропадет из виду, а вы не будете переворачивать стопки с бельем.

Игрушки в корзине

Подвесьте игрушки на видном месте, прикрепив готовый цветочный контейнер из проволоки на высоту роста ребенка. Видеть чистый пол в детской комнате — это ведь совсем неплохо.

Непарные носки

Больше небудут исчезать после стирки каким-то невероятным образом. Перед тем как отправить их в барабан стиральной машины, соберите пары в сетчатый мешок для стирки белья.

Дамские платочки

Проденьте их через пластиковое кольцо (можно взять от душевой шторки) и прикрепите к вешалке — так шарфики не будут мяться.

Магнитная планка

Вместо того чтобы хранить ножи в ящиках или на специальной подставке, прикрепите к стене магнитную планку. Она позволяет экономить место на столешнице, а ножи остаются чистыми, их лезвия не повреждаются, и к тому же до них не дотянутся детские ручки.

Крючки для обуви

Сделайте вешалку для обуви своими руками из тонкой металлической вешалки, которую дают в химчистках. «Раскусите» серединку вешалки и загните концы плоскогубцами.

Пирамидка из браслетов

Слишком много украшений? Тогда попробуйте использовать деревянную подставку для бумажных полотенец. Гораздо проще найти то, что больше подойдет к наряду.

Другие находки для вашего дома

Самое важное — на видном месте

Держите самые необходимые предметы в прозрачной модульной секции, подвешенной на дверь: собачий ошейник, ключи, зонтики и другие предметы, которые вам нужно взять перед выходом из дома. Или используйте такой модуль для хозяйских мелочей: резинок, прищепок, батареек и т. д.

Корзина в багажнике

Храните пластиковую корзину или ящик в багажнике машины, и у вас не будут рассыпаться продукты.

Хранение пакетов

Пакеты для мусора в рулонах все время скапливаются под мойкой на кухне? Заведите для них отдельное место. Их можно вставить, кпримеру, в коробку из-под бумажных салфеток (Kleenex), адоставать так удобнее.

Детские поделки

Дети часто приносят домой поделки и рисунки из сада или школы. Заведите для них отдельный пластиковый ящик, а когда он наполнится доверху, просто избавьтесь от всего лишнего, оставив лишь самые любимые икрасивые вещи.

Невидимки для волос

Они больше не будут болтаться по дну вашей сумочки: идеальная емкость для хранения невидимок — пустая коробка от леденцов tic tac.

На заднем сиденье

Устали от беспорядка в машине? Превратите корзинку с ручкой в сумку-переноску для детских игрушек и бутылочек (или для личных вещей: салфеток, очков).

Мобильные приложения

Приложения на вашем смартфоне созданы для того, чтобы делать жизнь проще, а не создавать еще больше стрессов. Самые нужные программы можно сгруппировать по категориям: игры или новости, а те, которыми вы чаще всего пользуетесь, выложить на главный экран. В iPhone есть специальные встроенные папки, куда можно складывать приложения, а пользователи «андройдов» могут загрузить бесплатную программу App Folder. Если же вы не использовали то или иное приложение втечение трех месяцев, просто удалите его.

Бережная стирка

Напишите смываемым маркером на корпусе машинки, какие вещи не класть в сушилку.

Выберите день для генеральной уборки в доме. Скорее всего, вам не придется это делать каждый раз, но перед тем, как приступить к выполнению этих шагов, помойте посуду, подметите пол и все такое прочее. Если дом загроможден лишними вещами, пускай пока что побудет так. Для начала уберите обертки и весь крупный мусор. Как только вы это сделаете, можете похвалить себя и погладить по голове:) Ведь это самая трудная часть вашего плана уборки в доме.

Позаботьтесь о том, чтобы каждый член вашей семьи имел у себя такой план. Так они ясно поймут, что должны делать. Если дети мусорят в комнате, то должны всегда убирать за собой. Если такое за ними не наблюдается, вычеркните этот пункт из списка.

Теперь, когда каждый знает свое задание, сосредоточимся на вас. Вам следует вести журнал того, что вы должны делать. Каждый день вам нужно выделять на уборку всего 30 минут или даже меньше. В вашем списке должны быть такие пункты как: подмести пол, помыть посуду, одним словом, то что будет способствовать порядку и чистоте в доме. На свое усмотрение либо выберите один день для большой стирки, либо стирайте каждый день понемногу. Можете делать уборку через день. Составьте ваш собственный график.

Каждый вечер приблизительно в 7 часов, проверяйте, как справляются дети со своими обязанностями по уборке. Это даст им достаточно времени, чтобы выполнить всю работу, и дети не будут чувствовать себя загнанными в жесткие рамки. Установите крайний срок выполнения уборки. Если она не сделана, не оставляйте детей без наказания: отправьте их сразу в кровать или придумайте что-то другое. Если та же картина будет на следующий вечер, придумайте наказание посерьезней: запретите им выходить из дома гулять. Не волнуйтесь, как только дело дойдет до гаджетов, они сразу возьмутся за веник и швабру! В конце недели вознаградите детей денежно: по 30 рублей за каждую выполненную работу. Они будут гордиться тем, что заработали денег. Они не только захотят делать необходимую уборку, но даже попросят дополнительных заданий!

Давайте хороший стимул вашим детям, чтобы они не воспринимали уборку, как что-то совершенно неприятное. Не кричите на них, чтобы уборка не ассоциировалась с криками. Хвалите их, когда они выполняют ваши поручения. Старайтесь делать так, чтобы уборка для них была связана с чем-то приятным. Составив МПУ, красиво его оформите. Помните, что ваша цель состоит в том, чтобы дети полюбили этот процесс. Когда они вырастут, то наведение порядка будет для них хорошей привычкой. Если вы будете связывать уборку с похвалой, то вам удастся привить им любовь к порядку с раннего возраста. Став взрослыми, они не изменят своего отношения к порядку. Ведь дело даже не в том, что дети не любят чистоты и порядка, скорее наоборот. Причина в отношении к самому процессу. Им кажется, что это неприятное занятие и оно просто не может быть веселым. Вся суть в том, чтобы убедить их, что это весело! Старайтесь на протяжении дня напоминать детям о необходимости сделать уборку. Объясняйте, что это их обязанность, и вы не будете наводить чистоту вместо них.

Будьте хорошим примером и придерживайтесь заведенного распорядка. В вашем графике, скорее всего, будет больше обязанностей. В вашем распоряжении будут две или три комнаты. Если среди них кухня, то поставьте ее в списке под номером 1. Под номером 2 – подмести пол. 3 – помыть посуду. Протрите столы.

Уберите все на свои места. В своем графике сделайте пометки о том, чтобы каждый день или через день убирать все на свои места, избавляться от захламленности и ненужных вещей. Эта работа в основном будет вашей обязанностью, но если дети захотят дополнительных зданий – хорошая возможность их предоставить!

Если вы сортируете вещи, решая, что выбросить, а что нет и находите предмет, который хотели бы сохранить, сразу же отложите его из общей кучи! Если же вам попадаются вещи, которые не имеют никакой ценности, складывайте их в коробку. Раз или два в неделю, выбрасывайте это в мусор. Находите что-то ценное, положите в другую коробку с надписью "Распродажа домашних вещей". Когда вы закончите с этим, организуйте такую распродажу.

рТЕЦДЕ ЮЕН ОБЮБФШ ТБУУЛБЪ ПВљПТЗБОЙЪБГЙЙ ЧТЕНЕОЙ ТБУУЛБЦХ ОЕНОПЗП ПљНПЙИ ПФОПЫЕОЙСИ Уљ ФБКН-НЕОЕДЦНЕОФПН. бљПФОПЫЕОЙС ЬФЙ ВЩМЙ ДПЧПМШОП ОЕРТПУФЩЕ, ИПФС ЧТЕНЕОБНЙ ПОЙ УФБОПЧЙМЙУШ ОЕНОПЗП ФЕРМЕК.

уЕКЮБУ, ПЗМСДЩЧБСУШ ОБљУЧПК 10 МЕФОЙК ПРЩФ РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУФЧБ, СљНПЗХ УДЕМБФШ ДПУФБФПЮОП ПДОПЪОБЮОЩЕ ЧЩЧПДЩ. дЕМП ЧљФПН, ЮФП НБЛУЙНБМШОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПФљДЕСФЕМШОПУФЙ СљРПМХЮБМ ЙНЕООП ЧљРЕТЙПДЩ, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ ЮЕФЛП ТБУРМБОЙТПЧБОЩ ЪБТБОЕЕ. рТЙЮЕН ТБУРМБОЙТПЧБОЩ ОЕљОБљПДЙО ДЕОШ ЧРЕТЕД, БљОБљНЕУСГЩ ЙљДБЦЕ ЗПДЩ.

лПОЕЮОПљЦЕ, ЬФП МПЗЙЮОП ЙљЪБЛПОПНЕТОП. фЕН ОЕљНЕОЕЕ, ДМС УЕВС СљЕЭЕ ТБЪ РТПЧЕТЙМ ЬФПФ ЙљФБЛ ОЕПУРПТЙНЩК ЖБЛФ: «дМС НОПЗПЛТБФОПЗП ХЧЕМЙЮЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ УМЕДХЕФ ПВСЪБФЕМШОП РМБОЙТПЧБФШ УЧПА ДЕСФЕМШОПУФШ».

дМС УЕВС СљУЖПТНХМЙТПЧБМ 10 РТЙОГЙРПЧ РМБОЙТПЧБОЙС ЧТЕНЕОЙ ДМС ФПЗП ЮФПВЩ ЧУЕ ХУРЕЧБФШ ЙљВЩФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН. дБљРТПУФСФ НЕОС зХТХ ФБКН-НЕОЕДЦНЕОФБ ЪБљФП, ЮФП РЩФБАУШ ТБЪЦЕЧБФШ ЬМЕНЕОФБТОЩЕ ЧЕЭЙ. рТЙНЕОСС ЬФЙ РТЙОГЙРЩ НПЦОП УХЭЕУФЧЕООП ХРТПУФЙФШ МЙЮОПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ ЙљУДЕМБФШ ЕЗП НБЛУЙНБМШОП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН. йФБЛ, РПЕИБМЙ!

рТЙОГЙР 1. ъБЧЕДЙФЕ ЕЦЕДОЕЧОЙЛ.

ьФП ПУОПЧОПК ЙОУФТХНЕОФ ДМС РМБОЙТПЧБОЙС ЧТЕНЕОЙ. еЦЕДОЕЧОЙЛ ДПМЦЕО РПДИПДЙФШ РПД ФТЕВПЧБОЙС ЙљРТЙЧЩЮЛЙ ЕЗП ЧМБДЕМШГБ, ВЩФШ ЛБЮЕУФЧЕООЩН ЙљХДПВОЩН. бУУПТФЙНЕОФ ЕЦЕДОЕЧОЙЛПЧ РПУФПСООП ТБУЫЙТСЕФУС ЙљНПЦОП РПДПВТБФШ ФПФ, ЛПФПТЩК ВХДЕФ ЧЕТОЩН РПНПЭОЙЛПН ЧљРМБОЙТПЧБОЙЙ. сљРТЕДРПЮЙФБА РПЛХРБФШ ДПТПЗЙЕ ДБФЙТПЧБООЩЕ ЕЦЕДОЕЧОЙЛЙљ— ХљОЙИ ЛБЮЕУФЧЕООБС ВХНБЗБ ЙљУљОЙНЙ РТЙСФОП ТБВПФБФШ.
оЕЛПФПТЩЕ РТЕДРПЮЙФБАФ ЬМЕЛФТПООЩЕ ЕЦЕДОЕЧОЙЛЙ. чљЬФПН УМХЮБЕ ОХЦОП РПДПВТБФШ РПДИПДСЭЕЕ РТПЗТБННОПЕ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ЙљОБУФТПЙФШ ЕЗП РПД ЛПОЛТЕФОЩЕ ЪБДБЮЙ.

еЦЕДОЕЧОЙЛ ДПМЦЕО РПУФПСООП ОБИПДЙФШУС РЕТЕД ЗМБЪБНЙ, ЮФПВЩ НПЦОП ВЩМП ПРЕТБФЙЧОП ЧОПУЙФШ ЙЪНЕОЕОЙС ЧљТБУРПТСДПЛ ДОС, БљФБЛЦЕ ЛПОФТПМЙТПЧБФШ ЧЩРПМОЕОЙЕ ЪБДБЮ ОБљФЕЛХЭЙК ДЕОШ.

рТЙОГЙР 2. оБРЙЫЙФЕ ЦЙЪОЕООХА ЛПОГЕРГЙА.

ъДЕУШ СљРПДТБЪХНЕЧБА УПЪДБОЙЕ УРЙУЛБ ДПМЗПУТПЮОЩИ ГЕМЕК. чљОЕН ДПМЦОП ВЩФШ ПРЙУБОП ФП, ЮЕЗП ОБН ИПФЕМПУШљВЩ ДПУФЙЮШ, ЮФП ЙНЕФШ, ЛЕН УФБФШ.
фХФ ЕУФШ ДЧБ РТБЧЙМБ. пОЙ БЛФХБМШОЩ ЙљДМС УТЕДОЕ- ЙљЛТБФЛПУТПЮОЩИ ГЕМЕК.

чП-РЕТЧЩИ, ОЕљОПУЙФЕ УЧПЙ РМБОЩ ЧљЗПМПЧЕљ— РЙЫЙФЕ ОБљВХНБЗЕ. фПМШЛП ЪБРЙУБООЩЕ, ПОЙ ВХДХФ ЧЩРПМОЕОЩ ЮЕФЛП ЙљЬЖЖЕЛФЙЧОП. сљОЕљЪОБА, ЛБЛ ЬФП ТБВПФБЕФ, ОПљЬФП ТБВПФБЕФ ОБљ200%. ъБРЙУЩЧБС ГЕМШ, чЩљЕЕљНБФЕТЙБМЙЪХЕФЕ. чБЫ УРЙУПЛ ГЕМЕК УФБОПЧЙФУС ЧБЫЙН МЙЮОЩН ПТЗБОЙЪБГЙПООЩН ВЙЪОЕУ-РМБОПН. ьФП НБСЛ ЧљВХЫХАЭЕН ПЛЕБОЕ ЧФПТПУФЕРЕООЩИ ДЕМ, ЛПФПТЩК ЧЕДЕФ чБЫ ЛПТБВМШ ЛљОБНЕЮЕООПК ГЕМЙ. уФБЧС ГЕМЙ, НЩљЪБЗМСДЩЧБЕН ЧљВХДХЭЕЕ, РПМХЮБЕН ПТЙЕОФЙТ ЙљЛПОГЕОФТЙТХЕН УЙМЩ ДМС ЙИљДПУФЙЦЕОЙС.

чП-ЧФПТЩИ, ГЕМЙ ПВСЪБФЕМШОП ДПМЦОЩ ЙНЕФШ ЛПОЛТЕФОЩЕ УТПЛЙ ЧЩРПМОЕОЙС. тБЪНЩФЩЕ УТПЛЙ ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЙљ— РТЙЪОБЛ ТБЪНЩФПУФЙ УБНПК ГЕМЙ. пВСЪБФЕМШОП ХУФБОПЧЙФЕ УТПЛ ДПУФЙЦЕОЙС ЙљПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБљЕЕљОЕЧЩРПМОЕОЙЕ, ФПМШЛП ЧљЬФПН УМХЮБЕ РМБО ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЕК ВХДЕФ ТБВПФБФШ.

юФПВЩ ПВМЕЗЮЙФШ РПУФБОПЧЛХ ГЕМЕКљ— ПФВТПУШФЕ ЧУЕ ПЗТБОЙЮЕОЙС ЙљРПНЕЮФБКФЕ, ЪБРЙУЩЧБС ЧУЕ ОБљВХНБЗХ. оЕљПУФБОБЧМЙЧБКФЕУШ ОБљНЕМПЮБИљ— ЪБРЙУЩЧБКФЕ ФПМШЛП УБНЩЕ УХЭЕУФЧЕООЩЕ ДЕФБМЙ. ъБФЕН, ЙУРПМШЪХС ЬФЙ ЪБРЙУЙ чЩ, УљМЕЗЛПУФША УНПЦЕФЕ УПУФБЧЙФШ УРЙУПЛ ГЕМЕК. сљМЙЮОП ФБЛ ЙљРПУФХРЙМ.

рТЙОГЙР 3. ъБРЙЫЙФЕ УТЕДОЕУТПЮОЩЕ ГЕМЙ.

йУРПМШЪХС УРЙУПЛ ДПМЗПУТПЮОЩИ ГЕМЕК, ЪБРЙЫЙФЕ РМБОЩ ОБљВМЙЦБКЫЙЕ 3–5 МЕФ. ьФП ДПМЦЕО ВЩФШ ДПУФБФПЮОП РПДТПВОЩК РПНЕУСЮОЩК РМБО ДЕКУФЧЙК РПљДПУФЙЦЕОЙА ЧБЫЙИ ЗМПВБМШОЩИ ГЕМЕК.

оЕљЪБВХДШФЕ ХЮЕУФШ ФБЛЙЕ УЖЕТЩ, ЛБЛ ПВТБЪПЧБОЙЕ ЙљЪДПТПЧШЕ, БљФБЛЦЕ ПФДЩИ ЙљТБЪЧМЕЮЕОЙС.

ьФПФ УРЙУПЛ ФБЛЦЕ ДПМЦЕО РПУФПСООП ОБИПДЙФШУС РЕТЕД ЗМБЪБНЙ, Ф. Л. УПљЧТЕНЕОЕН ЧЩљЪБИПФЙФЕ ЧОЕУФЙ ЧљОЕЗП ЛПТТЕЛФЙЧЩ.

рТЙОГЙР 4. рМБОЙТХКФЕ ЕЦЕДОЕЧОП.

уПУФБЧМЕООЩК ОБЛБОХОЕ ЧЕЮЕТПН РМБО ОБљДЕОШ НПЦЕФ УЬЛПОПНЙФШ ОЕУЛПМШЛП ЮБУПЧ ДТБЗПГЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ.

ъБРЙУБЧ РЕТЕЮЕОШ ДЕМ, чЩљРПМХЮБЕФЕ ПВЪПТОХА ЛБТФЙОХ ВХДХЭЕЗП ДОС. йУРПМШЪХС ЕЕ, чЩљУНПЦЕФЕ РТБЧЙМШОП ТБУРТЕДЕМЙФШ ПЮЕТЕДОПУФШ ЧЩРПМОЕОЙС ДЕМ, ХЮЙФЩЧБС ЙИљРТЙПТЙФЕФОПУФШ ЙљУТПЮОПУФШ, БљФБЛЦЕ НБТЫТХФ УЧПЕЗП РЕТЕДЧЙЦЕОЙС, ТЕЦЙНЩ ТБВПФЩ ПТЗБОЙЪБГЙК ЙљХЮТЕЦДЕОЙК ЙљНОПЗП ЮЕЗП ЕЭЕ.

уПУФБЧМСФШ РМБО ОХЦОП ОБЛБОХОЕ ЧЕЮЕТПН. ъБљОПЮШ РПДУПЪОБОЙЕ ХУЧПЙФ ЕЗП, БљХФТПН чЩљРТПУОЕФЕУШ УљИПТПЫЙН ОБУФТПЕОЙЕН ЙљОПЧЩНЙ ЙДЕСНЙ ДМС ЪБРМБОЙТПЧБООЩИ РТПЕЛФПЧ.

уПУФБЧМСС ДОЕЧОПК РМБО ДЕТЦЙФЕ РЕТЕД ЗМБЪБНЙ РМБО ОБљЗПД ЙљЧБЫЙ ГЕМЙ. ьФП ЧБЦОП ДМС ВПМЕЕ РТБЧЙМШОПЗП ТБОЦЙТПЧБОЙС РТЙПТЙФЕФОПУФЙ ДЕМ.
уБНЩН РТЙСФОЩН ЪБОСФЙЕН РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ РМБОБ ВХДЕФ ЧЩЮЕТЛЙЧБОЙЕ ЧЩРПМОЕООЩИ ДЕМ ЙЪљУРЙУЛБ. чЩљВХДЕФЕ ОБЗМСДОП ЧЙДЕФШ ПВЯЕН ЧЩРПМОЕООПК ТБВПФЩ, ЙљЬФП РТЙДБУФ ДПРПМОЙФЕМШОПК НПФЙЧБГЙЙ. оЕЧЩРПМОЕООЩЕ ДЕМБ РЕТЕОЕУЙФЕ ОБљУМЕДХАЭЙЕ ДОЙ ЙМЙљЦЕ ЧЩЮЕТЛОЙФЕ, ЕУМЙ ПОЙ РПФЕТСМЙ БЛФХБМШОПУФШ.

рТЙОГЙР 5. тБУУФБЧШФЕ РТБЧЙМШОЩЕ РТЙПТЙФЕФЩ.

дЧБДГБФШ РТПГЕОФПЧ ЧУЕИ ДЕМ РТЙОПУСФ ЧПУЕНШДЕУСФ РТПГЕОФПЧ ДПУФЙЗБЕНЩИ ТЕЪХМШФБФПЧ.

уППФЧЕФУФЧЕООП ЧПУШНЙДЕУСФЙ РТПГЕОФБН ДЕМ УППФЧЕФУФЧХЕФ МЙЫШ ДЧБДГБФШ РТПГЕОФПЧ ТЕЪХМШФБФПЧ.

рТЙОГЙР ОБРТБЫЙЧБЕФУС УБН УПВПКљ— ТБУУФБЧМСКФЕ РТЙПТЙФЕФЩ, ЙљОЕљРПЪЧПМСКФЕ УЕВЕ ПФЧМЕЛБФШУС ОБљОЕЬЖЖЕЛФЙЧОЩЕ ДЕМБ. дЕМБКФЕ ЧљРЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ФП, ЮФП РТЙВМЙЦБЕФ чБУ ЛљГЕМЙ. ьФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧБЦОП.

рТЙОГЙР 6. хЮЙФЩЧБКФЕ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ГЙЛМЩ.

чљФЕЮЕОЙЙ ДОС НЩљРЕТЕЦЙЧБЕН УРБДЩ ЙљРПДЯЕНЩ ОБЫЕК БЛФЙЧОПУФЙ. мАВПК, ЛФП РПОБВМАДБЕФ ЪБљУПВПК ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, УНПЦЕФ ЧЩСУОЙФШ ОБљЛБЛПЕ ЧТЕНС УХФПЛ РТЙИПДЙФУС НБЛУЙНБМШОБС ТБВПФПУРПУПВОПУФШ, БљЧљЛБЛПЕ ЧТЕНС МХЮЫЕ ПФДПИОХФШ, ЪБОСФШУС УБНППВТБЪПЧБОЙЕН ЙМЙ УРПТФПН.

сљУЮЙФБА ЬФПФ РТЙОГЙР ПЮЕОШ ЧБЦОЩН. чЕДШ ЧљФПљЧТЕНС ДОС, ЛПЗДБ ХљОБУ НБЛУЙНБМШОБС ТБВПФПУРПУПВОПУФШ, НЩљНПЦЕН ЙУРПМШЪПЧБФШ ЧљОЕУЛПМШЛП ТБЪ ЬЖЖЕЛФЙЧОЕК, ЪБОЙНБСУШ ТБВПФПК, ЙљОЕљДПМЦОЩ ФТБФЙФШ ЕЗП ОБљПФДЩИ ЙМЙ ЪБОСФЙС УРПТФПН. рМБОЙТХС, ХЮЙФЩЧБКФЕ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ МЙЮОЩЕ ГЙЛМЩ.

ьФП ПЮЕОШ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РТЙОГЙР, РПЬФПНХ ЛБЛЙИ-ФП ЛПОЛТЕФОЩИ УПЧЕФПЧ ДБЧБФШ ФХФ ОЕФ УНЩУМБ. рМБОЙТПЧБОЙЕ ДЕМ УљХЮЕФПН ФПМШЛП ЬФПЗП РТЙОГЙРБ НПЦЕФ ХЧЕМЙЮЙФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЧТЕНЕОЙ ЧљОЕУЛПМШЛП ТБЪ.

рТЙОГЙР 7. дЕМЕЗЙТХКФЕ!

лБЛљВЩ ОБН ЬФПЗП ОЕљИПФЕМПУШ, ОПљОБЫЙ МЙЮОЩЕ УЙМЩ, ЧТЕНС ЙљЧПЪНПЦОПУФЙ ПЗТБОЙЮЕОЩ. йљНЩљОЕљЧљУПУФПСОЙЙ УДЕМБФШ БВУПМАФОП ЧУЕ, ЮФП ИПФЙН. рПЬФПНХ ЛБЦДПНХ ЙЪљОБУ ОХЦОП ОБХЮЙФШУС ДЕМЕЗЙТПЧБОЙА. оЙЮЕЗП УМПЦОПЗП ЧљЬФПН ОЕФ. юФП ДМС ЬФПЗП ОХЦОП?

пРТЕДЕМЙФЕ ЮФП ЙљЛПЗДБ ЧЩљИПФЙФЕ ДЕМЕЗЙТПЧБФШ. ъБФЕН ОБКДЙФЕ МАДЕК, ЛПФПТЩН НПЦОП ДЕМЕЗЙТПЧБФШ ЬФЙ ЪБДБЮЙ, ЙљДПОЕУЙФЕ ЮЕФЛП ЧУА ОЕПВИПДЙНХА ЙОЖПТНБГЙА. пВСЪБФЕМШОП ПРТЕДЕМЙФЕ ДБФЩ ЙУРПМОЕОЙС ЙљЛПОФТПМШОЩЕ ФПЮЛЙ. лПОФТПМЙТХКФЕ ЧЩРПМОЕОЙЕ, ЛПОУХМШФЙТХКФЕ ОБљЬФБРЕ ЧЩРПМОЕОЙС, БљРПУМЕ ХУРЕЫОПЗП ЧЩРПМОЕОЙС РППЭТЙФЕ ЙУРПМОЙФЕМЕК.

дЕМЕЗЙТПЧБОЙЕљ— НПЭОЕКЫЙК ЙОУФТХНЕОФ ХЧЕМЙЮЕОЙС УПВУФЧЕООПК ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ЙљЙЪВБЧМЕОЙС ПФљНБУУЩ ЧФПТПУФЕРЕООЩИ ДЕМ. йУРПМШЪХКФЕ ЕЗП ОБљРПМОХА ЛБФХЫЛХ!

рТЙОГЙР 8. лПОГЕОФТЙТХКФЕУШ.

чЩРПМОСС ЛБЛПЕ-МЙВП ДЕМП, НЩљФПљЙљДЕМП ПФЧМЕЛБЕНУС: ФПљФЕМЕЖПО ЪБЪЧПОЙФ, ФПљЧПУРПНЙОБОЙС ОБИМЩОХФ, ФПљУПФТХДОЙЛ РПРТПУЙФ РПНПЮШ, ЙљФБЛ ДБМЕЕ. чљЙФПЗЕ, ЛБЪБМПУШљВЩ, ЬМЕНЕОФБТОЩЕ ДЕМБ ТБУФСЗЙЧБАФУС ОБљГЕМЩК ДЕОШ. йљЧУЕ ЬФП ТЕЪХМШФБФ ТБУУЕСООПЗП ЧОЙНБОЙС.

лФП-ФП НОЕ ТБУУЛБЪЩЧБМ, ЮФП ЧљнПУЛЧЕ ЕУФШ ВЙЪОЕУНЕО, ХљЛПФПТПЗП ФБЛПК ЗТБЖЙЛ: ОЕДЕМА ПОљПФДЩИБЕФ, ЪБФЕН РСФШ ТБВПЮЙИ ДОЕК ЙљУОПЧБ ЧЩИПДОЩЕ. оПљЙОФЕТЕУОП ОЕљЬФП. дЕМП ЧљФПН, ЮФП ЛПЗДБ ПОљТБВПФБЕФ, ФПљПФљОЕЗП «ПФУЛБЛЙЧБАФ ЙУЛТЩ». ф. Е. ПОљОБУФПМШЛП УПУТЕДПФПЮЕО ЙљРПЗМПЭЕО ТБВПФПК, ЮФП ФПЮОП ЪОБЕФ ЮФП ЕЗП ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ЧљЬФЙ ДОЙ ХФТБЙЧБЕФУС ЙљПОљУНПЦЕФ РПЪЧПМЙФШ УЕВЕ УМЕДХАЭХА ОЕДЕМА ПФДЩИБФШ ЙљОБУМБЦДБФШУС ЦЙЪОША.
рПЬФПНХ, ДЕМБС ТБВПФХљ— НБЛУЙНБМШОП ЛПОГЕОФТЙТХКФЕУШ ОБљОЕК ЙљЪБТБОЕЕ ХУФТБОЙФЕ ЧУЕ РПНЕИЙ ЙљПФЧМЕЛБАЭЙЕ ЖБЛФПТЩ.

рТЙОГЙР 9. лПОФТПМЙТХКФЕ.

пВСЪБФЕМШОП РПУЧСФЙФЕ ЧТЕНС БОБМЙЪХ ЧЩРПМОЕООЩИ ДЕМ ЙљЛПОФТПМА ОБД ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ЧТЕНЕОЙ. лФП-ФП ДЕМБЕФ ЬФП ЛБЦДЩК ДЕОШ, ЛФП-ФП љ— ЧљЛПОГЕ НЕУСГБ. оПљПВСЪБФЕМШОП ТЕЗХМСТОП ЙљОЕРТЕДЧЪСФП.

рТЙОГЙР 10. рППЭТСКФЕ УЕВС.

лПЗДБ чЩљЪБЧЕТЫБЕФЕ ЛБЛПК-ФП РТПЕЛФ, УЕТШЕЪОПЕ ЙљФТХДОПЕ ДЕМП ЙМЙ ЮФП-ФП ЧБЦОПЕљ— РППЭТСКФЕ УЕВС, УДЕМБКФЕ ЮФП-ФП РТЙСФОПЕ, ПФРТБЪДОХКФЕ ЬФП УПВЩФЙЕ. рПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЬНПГЙЙ УФЙНХМЙТХАФ ОБУ ОБљДБМШОЕКЫЙЕ РПМЕЪОЩЕ ЙљЬЖЖЕЛФЙЧОЩЕ ДЕКУФЧЙС.

уЙУФЕН РМБОЙТПЧБОЙС ЧЕМЙЛПЕ НОПЦЕУФЧП. рПДВЕТЙФЕ ДМС УЕВС ФХ, ЛПФПТБС НБЛУЙНБМШОП РПДИПДЙФ ЙНЕООП ЧБН. уЛПТЕЕ ЧУЕЗП, УПљЧТЕНЕОЕН, чЩљЧОЕУЕФЕ ЧљОЕЕ ЙЪНЕОЕОЙС ЙљДПРПМОЕОЙС, ЙљПОБ УФБОЕФ РТЕЛТБУОЩН ТБВПЮЙН ЙОУФТХНЕОФПН ЙљРПНПЦЕФ УЬЛПОПНЙФШ УБНПЕ ДПТПЗПЕ, ЮФП ХљОБУ ЕУФШљ— ОБЫЕ чтенс.
љ

лПННЕОФБТЙЕЧ ОЕФ.