Опыт работы по принципам kaizen. Кайдзен – долгосрочная стратегия японского менеджмента. Что необходимо знать для того, чтобы постоянно совершенствовать производство

Сегодня кайдзен является одной из ключевых концепций менеджмента. Будучи органичной и естественной для Японии, она может быть весьма уместна и эффективна и для бизнесов других стран в силу своей экономичности и последовательности. По мнению Масааки Имаи, она применима не только в крупных, но также в средних и малых компаниях. Однако это во многом зависит от самих организаций, ментальности людей и условий применения.

Принципы кайдзен

В основе философии менеджмента кайдзен лежит несколько фундаментальных принципов:

Кайдзен и менеджмент.

Процесс, а не результат.

Следуй циклам PDCA/SDCA.

Качество - прежде всего.

Говори, используя данные.

Следующий процесс - это потребитель.

Кайдзен начинается с руководства компании, определяющего стандарты и политику компании, устанавливающего график внедрения стратегии и возглавляющего процесс, применяя принципы кайдзен на своем уровне.

Кайдзен и менеджмент

Кайдзен определяет две главных функции менеджмента: поддержание и совершенствование (рис. 1), где поддержание направлено на обеспечение выполнения стандартных рабочих процедур (standard operating procedure, SOP), а совершенствование - на улучшение существующих стандартов. Таким образом, менеджмент кайдзен сводится к главному предписанию: поддерживайте и улучшайте стандарты. Это обеспечивается за счет постоянных усилий и дисциплины всех работников предприятия.

Стратегия кайдзен предполагает долгосрочную перспективу и делает упор на человеческие усилия, мораль, коммуникацию, обучение, командную работу, вовлечение и самодисциплину.

Процесс, а не результат

Кайдзен опирается на мышление, ориентированное на процесс, поскольку для улучшения результатов необходимо улучшать процессы. Сбой в достижении запланированных результатов указывает на сбой в процессе. Поэтому задача менеджмента - идентифицировать и исправлять такие процессные ошибки.

Кайдзен сосредотачивается на человеческих усилиях, что резко контрастирует с принятым на Западе образом мышления, ориентированным на результат, и определяет основные циклы: "планируй-делай-проверяй-воздействуй" (PDCA); "стандартизуй-делай-проверяй-воздействуй" и принципы: "всеобщий менеджмент на основе качества" (TQM); "точно вовремя", "всеобщий уход за оборудованием" (TPM).

Инструменты кайдзен результативны только при ориентации на процесс. При этом самый критичный элемент в процессе кайдзен - приверженность и вовлеченность высшего руководства. Чтобы обеспечить успех, это отношение надо продемонстрировать сразу и последовательно выполнять.

Следуй циклам PDCA/SDCA

Первый необходимый шаг в процессе кайдзен - введение цикла "планируй-делай-проверяй-воздействуй" (PDCA) в качестве механизма, обеспечивающего непрерывность кайдзен в достижении политики поддержания и совершенствования стандартов. (Рис. 2).

1. Планируй: устанавливаем цели для совершенствования.

2. Делай: реализуем намеченный план.

3. Проверяй: определяем, оставило ли внедрение след и привело ли к запланированному улучшению.

4. Воздействуй: создаем и стандартизуем новые процедуры, призванные предотвратить повторение первоначальной проблемы или установить цели для новых улучшений.

Цикл PDCA постоянно возобновляется: как только происходит улучшение, результат процесса превращается в объект дальнейшего совершенствования. Внедрение PDCA определяет позицию: "никогда не удовлетворяться существующим положением вещей". Поскольку люди предпочитают сохранять статус-кво и зачастую уклоняются от инициирования улучшений, менеджмент должен подталкивать их, постоянно устанавливая стимулирующие цели.

Любой новый рабочий процесс сначала нестабилен. Поэтому перед тем как начать новый цикл PDCA, кайдзен предлагает стабилизировать текущий процесс с помощью цикла "стандартизуй-делай-проверяй-воздействуй" (SDCA). (Рис. 3.)

Всякий раз, когда в текущем процессе появляются отклонения, надо задать следующие вопросы:

Это случилось потому, что у нас не было стандарта?

Это случилось потому, что мы не следовали стандарту?

Это случилось потому, что стандарт не был адекватным?

Только после того, как стандарт установлен, а его требования выполняются, стоит, стабилизируя текущий процесс, перейти к использованию PDCA. SDCA стандартизирует и стабилизирует текущие процессы, в то время как PDCA улучшает их. SDCA относится к поддержанию, а PDCA - к совершенствованию, а вместе они становятся двумя главными задачами менеджмента.

Качество - прежде всего

Среди первоочередных целей - качество, затраты, поставка - кайдзен отдает качеству высший приоритет как главному конкурентному преимуществу.

Как и предыдущие принципы, кредо "качество - прежде всего" требует приверженности руководства, потому что менеджеры, стремясь удовлетворить требования к поставке или сокращению расходов, часто склонны к компромиссам. Таким образом, они могут принести в жертву не только качество, но и жизнеспособность всего бизнеса.

Говори, используя данные

Кайдзен является путем решения проблем. Чтобы они были эффективно решены, их надо выявить, а затем собрать и проанализировать информацию об этих проблемах, все необходимые данные. Сбор сведений поможет понять, на чем нужно сосредоточиться; это служит отправной точкой для совершенствования.

Следующий процесс - это потребитель

Любая работа представляет собой цепочку процессов, и каждый из них имеет как своего поставщика (исходный процесс), так и потребителя (последующий процесс). Материал или порция информации, полученные процессом "А" (поставщик), обрабатываются и улучшаются в процессе "B", а затем посылаются процессу "C". Так последующий процесс всегда рассматривается как потребитель предыдущего.

Эта схема действует на уровне потребителей двух типов: внутренних (в пределах компании) и внешних (на рынке). Большинство людей, работающих в организации, имеют дело с внутренними потребителями. Реализация описанной схемы должна привести к обязательству: никогда не передавать дефектные детали или неточную информацию в последующий процесс. При соблюдении этого условия каждым сотрудником внешний потребитель на рынке получает высококачественную продукцию или услугу. Система обеспечения качества предполагает, что все в организации применяют эту схему на практике.

Основные системы управления в кайдзен

Для достижения целей кайдзен в компании необходимо установить следующие системы:

Всеобщий контроль качества /всеобщий менеджмент на основе качества.

Систему производства "точно вовремя" (производственная система Toyota).

Всеобщий уход за оборудованием.

Развертывание политики.

Система подачи предложений.

Работа малых групп.

Всеобщий контроль качества / Всеобщий менеджмент на основе качества

Всеобщий контроль качества - один из принципов японского управления, охватывающий все аспекты менеджмента. Стратегия всеобщего контроля качества стала основой "всеобщего менеджмента на основе качества - TQM", используемого во всем мире.

Рассматривая движение TQC/TQM как часть стратегии кайдзен, мы получаем более четкое понимание японского подхода, но японский TQC/TQM не должен рассматриваться исключительно как деятельность, связанная с контролем качества. Движение TQC/TQM было развито как стратегия, призванная помочь менеджменту сделать производство более конкурентоспособным, приносящим прибыль и улучшить все аспекты ведения бизнеса.

"Q" означает "качество" как приоритетную задачу, но учитывает и другие цели, а именно: затраты и поставка.

"T" обозначает "всеобщий ", т.е. предполагает вовлечение каждого работающего в организации - от высшего руководства прежде всего и до менеджеров среднего звена, мастеров и рабочих. Далее она распространяется на поставщиков, дилеров и оптовых торговцев.

"C" относится к "контролю" или "управлению процессами ". В TQC/TQM ключевые процессы надо идентифицировать, управлять ими и постоянно их совершенствовать, чтобы улучшить результаты.

Cистема производства "точно вовремя"

Созданная в Toyota Motor Company под руководством Тайити Оґно система производства "точно вовремя" предполагает переход к "бережливому производству" с устранением не приносящих доход видов деятельности. Она достаточно гибкая и позволяет приспособиться к разнообразным требованиям потребителей.

Опорные точки системы производства "точно вовремя":

Время такта (время производства одной единицы продукции, а не время цикла);

. "поток единичных изделий";

. "вытягивающее производство";

Дзидока (автономизация);

U-образные ячейки (U-shaped cells);

Снижение времени переналадки (setup reduction).

Система производства "точно вовремя" значительно сокращает затраты, позволяет своевременно поставить продукцию и существенно увеличивает прибыль компании.

Всеобщий уход за оборудованием (TPM)

Все больше и больше производственных компаний как в Японии, так и за ее пределами сегодня используют на практике "всеобщий уход за оборудованием" (TPM). При этом если TQM делает упор на улучшение управления и качества в целом, то TPM в основном служит улучшению качества оборудования и ориентирован на его максимально эффективное использование благодаря всеобщей системе профилактического обслуживания, охватывающего весь жизненный цикл станков и механизмов. Так же, как TQM вовлекает в процесс всю компанию, TPM воздействует конкретно на каждого сотрудника предприятия.

Развертывание политики

В системе кайдезн важно управление. Если каждый занят в кайдзен ради кайдзен и нет общего стремления всей компании, ведомой руководителем, к совершенству, то применение этой стратегии может дать ограниченный эффект.

Менеджмент должен установить четкие цели для каждого и встать во главе всех действий по совершенствованию, направленных на их достижение. Стратегия кайдзен в действии требует тщательного контроля процесса внедрения.

Высшему руководству нужно прежде всего разработать долгосрочную стратегию с выделением среднесрочных и годовых целей. Топ-менеджеры должны иметь план развертывания стратегии, который следует довести до низших уровней управления, вплоть до цеха. По мере того, как стратегия спускается на нижестоящие уровни, в план включаются все более и более конкретные мероприятия и действия. Например, пункт политики "Мы должны уменьшить наши затраты на 10%, чтобы остаться конкурентоспособными" можно довести до рабочих цеха в виде набора действий, таких как увеличение производительности, снижение запасов и брака, а также улучшение компоновки линии.

Без цели стратегия кайдзен похожа на путь в никуда. Она наиболее эффективна, когда каждый работает над достижением цели, которую устанавливает менеджмент.

Система подачи предложений

Система подачи предложений - важная часть ориентированной на человека стратегии кайдзен. Она направлена на стимулирование участия всех сотрудников в процессе. Японские менеджеры видят свою первоочередную задачу в том, чтобы побуждать у сотрудников интерес к кайдзен, поощряя их на подачу большого числа предложений независимо от их значимости. В Японии часто поощряют рабочих к обсуждению с мастерами своих предложений и принятию по ним незамедлительных мер, не дожидаясь официального рассмотрения. Там не ждут большой выгоды от каждого предложения. Главная цель - воспитание мыслящих в духе кайдзен и самодисциплинированных людей. Этот взгляд резко контрастирует с подходами западного менеджмента, опирающимися на экономическую выгоду и финансовые стимулы в системах подачи предложений.

Работа небольших групп

Стратегия кайдзен предусматривает работу людей в небольших неформальных, добровольных объединениях внутри компании, которые формируются для выполнения конкретных задач в цехе.

Самый распространенный вид таких групп - кружки качества, предназначенные для решения не только проблем качества, но и таких вопросов, как затраты, безопасность и производительность. Они являются элементом стратегии кайдзен, ориентированным на коллективную работу. Кружки качества сыграли важную роль в улучшении качества продукции и повышении производительности труда в Японии, однако их роль часто преувеличивается. На самом деле решающее влияние оказывает менеджмент, который формирует систему обеспечения качества, обучения персонала, разработки и внедрения политики и создает межфункциональные системы качества, затрат и поставки.

Успешная работа кружков качества демонстрирует, что менеджмент играет незаметную, но жизненно важную роль в их поддержке.





Технология бережливого производства кайдзен (Kaizen, яп. непрерывное улучшение) - комплексная концепция, охватывающая философию, теорию и инструменты менеджмента, позволяющая достичь преимущества в конкурентной борьбе на современном этапе.

В практике системы менеджмента это понятие имеет синоним – непрерывный процесс совершенствования (нем.- KVP, Kontinuierlicher Verbesserungs Prozess, англ.- CIP, Continuous Improvement Process). В экономическом смысле концепция относится, как правило, к действиям по непрерывному улучшению всех функций предприятия, от производства до менеджмента. Кайдзен – понятие, производное от японских слов kai = изменение, и дзен = хорошо или к лучшему. Кайдзен был введен вначале на нескольких японских предприятиях во время восстановления экономики после Второй мировой войны и с тех пор распространяется на предприятиях всего мира. Самое известное практическое приложение данной концепции было разработано для японской корпорации Toyota Motor Corporation. Она лежит в основе метода Всеобщего менеджмента качества (англ.- TQM, Total Quality Management) и включает в себя мероприятия по предотвращению расточительства (), инновационную деятельность и работу с новыми стандартами.

Идеи системы кайдзен () изложены Масааки Имаиа в одноименной книге, которая вышла в свет в Англии в 1986 году. Основные из них:

«Кайдзен исходит из того, что нет предприятия без проблем. Кайдзен помогает решить эти проблемы путем развития такой культуры труда, когда каждый работник не штрафуется за проблему, а ручается, что ее не будет».

  • «Кайдзен-стратегия основывается на признании того, что менеджмент, целью которого является получение прибыли, должен ставить своей задачей удовлетворение клиента и его требований».
  • «Кайдзен – это стратегия совершенствования, ориентированная на клиента».
  • «Кайдзен исходит из того, что вся деятельность предприятия в итоге должна вести к повышению удовлетворенности клиента. При этом различается философия внутреннего и внешнего клиента».

Убедительным доказательством эффективности концепции бережливости является сравнение уровня рационализаторства на предприятиях в Японии и в западных странах. Для сравнения: в 1989 году в Японии было внедрено 83% всех рационализаторских предложений, тогда как в Германии – 40% , а в США — только 30%. В Германии на одного работника в год приходится 0,15 рационализаторских предложений, тогда как в Японии этот показатель составляет свыше 30.

При НПУ в центре находится человек со способностями и знаниями, которые являются самым важным капиталом компании. К этому можно добавить, положительное восприятие организацией проблем, так как они являются стимулом к улучшениям. На переднем плане стоит не вопрос о виновниках проблем, а общие усилия по их фундаментальному решению. Не наказание за ошибки прошлого, а возможности улучшения в пользу общего будущего должны руководить мышлением компании. Желание познавать настоящие проблемы и надолго их устранять является решающим!

Таким образом, команда сотрудников рассматривается как источник мотивации, идентификации, ментальной энергии, синергии и растущей креативности. НПУ обозначает непрерывную, систематическую и последовательную работу по:

  • установлению и преследованию целей,
  • устранению помех,
  • поиску возможностей улучшения,
  • предотвращению расточительства с помощью всех сотрудников на всех уровнях, во всех отделах, цехах и офисах.

Элементы Кайдзен

Для нормальной и эффективной работы на производстве нужно создать соответствующие условия. Поэтому Kaizen базируется на 5 важных моментах.

  1. Работа в команде. Все сотрудники должны командно работать, достигая общей цели. Они обязаны делать все, что нужно для блага коллег и своего работодателя-компании. Предусматривается постоянный информационный обмен, взаимное обучение, выполнение обязанностей в срок и пр.
  2. Персональная дисциплина. На любом предприятии дисциплина важна. Она обеспечивает достижение успеха. Основа кайдзена – самодисциплина, включающая управление своим рабочим временем, уровнем качества работы, выполнение требований, соблюдение регламентов и пр.
  3. Моральное состояние. Необходимо, чтобы сотрудники сохраняли свой повышенный моральный дух. Поэтому руководство обязано внедрять систему результативной мотивации, создавать хорошие условия для работы, предусмотреть все моменты, связанные с обеспечением своих сотрудников всем необходимым.
  4. Кружки качества. На предприятии нужно организовать кружки качества, в которые входят работники разных уровней. Такие кружки позволяют осуществлять обмен идеями, умениями, навыками, всем тем, что требуется для командной работы. Функционирование кружков качества позволяет сотрудникам при обмене информацией проводить оценку своих достижений и стремиться к более высоким результатам в своей работе.
  5. Предложения по улучшению. Руководству необходимо обеспечить, чтобы каждый сотрудник мог внести свои предложения, причем независимо от должности. Даже абсурдные предложения должны приниматься и рассматриваться.

Принципы Кайдзен

Основные:

1.Организация рабочего места (гемба) , для чего используются методы 5S:

  • Seiri – определение того, что не нужно в работа;
  • Seiso – обеспечение чистоты рабочего места, используемого оборудования;
  • Seiton — приведение в порядок всего того, что используется в работе;
  • Seiketsu – действия по стандартизации первых 3-х шагов;
  • Shitsuke – поддержка установившегося управления рабочим местом.

2. Устранение неоправданных потерь , связанных с:

  • Ненужным движением;
  • Лишним ожиданием;
  • Неправильной организацией техпроцессов;
  • Транспортировкой;
  • Дефектами, браком;
  • Излишними запасами;
  • Перепроизводством.

3. Стандартизация , которая позволяет создать основу для стабильности в работе. Внедрение стандартов должно происходить на всех уровнях. Их совершенствование осуществляется по циклу PDCA.

Важно! Для эффективного внедрения системы кайдзен необходимо использовать и другие инструменты бережливого производства, включая методику канбан .

Непрерывный процесс совершенствования

Непрерывный процесс совершенствования – это не только изучение новых методов и , но и иная форма сотрудничества. Больше самоорганизации на местах с помощью способных сотрудников, больше личной ответственности всех участников, больше развития инновационного потенциала на предприятии. Причем, дополнительное значение приобретают требования к менеджменту. Наряду с профессиональной и методической компетенцией, успех зависит от наличия у менеджеров социальной компетенции. Процесс изменения взглядов происходит «сверху вниз», и, лучшей гарантией успеха посредством НПУ, является образцовый лидирующий менеджмент. Необходимые изменения в подходе к работе проводятся менеджментом, показывая пример сотрудникам, которые познают эти изменения и перенимают их. Экономическими и социальными целями процесса kaizen (бережливое производство) являются цели.

На предприятиях, использующих технологию кайдзен, непрерывный процесс совершенствования составляет важнейшую часть функционирования производственного менеджмента. Он охватывает:

  • организацию (организационную структуру, распределение ответственности, координацию, механизм контроля);
  • управление (разграничение целей, выбор тематики, формирование команды);
  • квалификационные мероприятия (поведенческий тренинг, методический тренинг);
  • систематику (регулярность, документирование, охват рабочих бригад, инструменты);
  • поощрительная система (поощрение рационализаторства, специальные системы морального и материального поощрения).

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«С понедельника начну новую жизнь, буду ходить в тренажерный зал, заниматься йогой, делать самомассаж, качать пресс...» - каждый из нас периодически ставит себе какие-то цели и не достигает их, переносит на следующий месяц, на несколько месяцев, на год.

Иногда мы рьяно начинаем выполнять задуманное, но, прозанимавшись, к примеру, 3 раза в неделю в тренажерном зале по несколько часов, бросаем занятия на долгое время. Почему так происходит? Потому что нагрузка большая, потому что надоедает, а привычка еще не выработана.

Методика кайдзен, или Принцип 1 минуты

Существует японская методика кайдзен, в которую заложен так называемый принцип 1 минуты. Суть этой методики состоит в том, что человек занимается определенным делом ровно 1 минуту, но изо дня в день и в одно и то же время. 1 минута времени - это совсем мало, а значит, легко выполнимо для любого человека. Лень не встанет на вашем пути. Те же самые действия, которые вы не хотели выполнять в течение получаса, придумывая отговорки или оправдания, вы с легкостью выполните за минуту.

Попрыгать на скакалке, покачать пресс, сделать гимнастику для глаз, позаниматься йогой, почитать книжку на иностранном языке - когда время ограничено 1 минутой, занятия не кажутся вам трудно выполнимыми, а наоборот, приносят радость и удовлетворение . А делая маленькие шаги, вы совершенствуетесь и достигаете больших результатов.

Немаловажно то, что вы побеждаете неуверенность в своих силах, освобождаетесь от чувства вины и беспомощности, ощущаете успех и победу. Вдохновляясь чувством успеха, вы постепенно увеличиваете минутные занятия на пятиминутные и так далее. Потом незаметно подойдете и к получасовым занятиям. Прогресс налицо!

Кайдзен зародился в Японии. Само слово является составным и включает в себя два других - «кай» («перемена») и «дзен» («мудрость»). Автором этой концепции менеджмента является Масааки Имаи. Он считает, что кайдзен - это настоящая философия, которая может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в личной жизни.

Людям западной культуры японская методика может показаться неэффективной, так как на Западе устоялось мнение, что без больших усилий хороших результатов не добиться. Но масштабные программы, отнимающие много сил, могут сломить человека и остаться безрезультатными. А принцип кайдзен подойдет всем и может быть применим для многих сфер жизни. Японцы, например, используют стратегию постепенного и постоянного улучшения в сфере менеджмента.

Осталось только определиться с вашими потребностями и начать применение методики кайдзен на практике.

Эта статья призвана объяснить суть метода кайдзен и принципы его реали­зации на практике. Для того чтобы стать успешной, организация должна постоянно работать над повышением качества товаров и услуг, управлять ценами и системой поста­вок. Ужесточение конкуренции побуждает компании совершенствовать свою деятельность, добиваться превосходства над соперниками. Многие менедже­ры рассматривают непрерывное оценивание и совершенствование как важ­ный инструмент для развития и поддержания подобных преимуществ, и метод кайдзен представляет собой один из основных такого рода инструментов.

В переводе с японского «кайдзен» означает «улучшение», а точнее «кай» - «изменение», а «дзен» - «хороший» или «в лучшую сторо­ну». «Кайдзен» представляет собой «непрерывное улучшение личной жизни, домашних условий, социальной жизни и рабочей обстанов­ки» (Imai, 1988). На практике это означает непрерывное улучшение, поиск небольших усовершенство­ваний при сокращении непроизво­дительных затрат времени.

Японский метод кайдзен — это целая философия, которая вдохновляет сотрудников компании на введение усовершенствований. В процесс поиска непрерывных преобразова­ний следует привлекать весь персо­нал - от менеджеров старшего зве­на до младших сотрудников. Работ­ники принимают активное участие в этом процессе не только из-за финансового вознаграждения, хотя оно и является частью обязатель­ной программы, но прежде всего они руководствуются творческими порывами по совершенствованию стиля работы и качества продук­тов и услуг.

В результате после­довательного применения метода кайдзен большое число способов и принципов преобразуются в завершенную систему, основанную на философии усовершенствования. В данном случае под улучшением понимается способ существования, а не просто результат применения отдельных методик. С помощью этой философии формируется мораль­ный облик служащих, представление об авторитетности и самоуважении. Компания оказывается в выигрыше, поскольку мотивация сотрудников повышается, улучшаются финансо­вые показатели работы компании вследствие повышения эффектив­ности труда. Клиенты получают не­сомненную выгоду от более качест­венных товаров или услуг.

Преимущества метода кайзден

  • Все функции организации находятся под постоянным контролем
  • Оценивается рабочая деятельность служащих, которые лучше справляют­ся со своими повседневными обязанностями
  • Улучшается моральный облик сотрудни­ков и повышается заинтересованность в результатах труда.
  • Исключаются непроизводительные за­траты времени в организации, повы­шается эффективность и сокращаются расходы
  • Улучшается качество продуктов и обслу­живание, обеспечивается непрерыв­ный мониторинг

Порядок действий при внедрении метода кайдзен в бизнесе

#1 Составьте представление о методе кайдзен. В соответствии с методикой кайд­зен следует учитывать три ключевых момента.

  • Непрерывное совершенствование системы гарантирования качества, что позволяет удовлетворять запросы клиентов
  • Постоянная работа над улучшением системы управления стоимостью для удержания продукта либо услуги в цене, привлекательной для клиента
  • Непрерывное усовершенствование сис­темы доставки для своевременного удов­летворения требований клиентов

Эти положения метода известны, как «КСД» - качество, стоимость, доставка.

#2 Определите корпоративные цели. Для создания в компании атмосфе­ры, присущей кайдзен, необхо­димо единодушие в среде топ-ме­неджеров. «Без этого вам лучше вовсе не думать обо все целиком» (Имаи). Метод кайдзен вводит­ся как средство достижения бизнес-целей. Для работы над бизнес-про­граммой компании топ-менедже­ры и советники должны руководс­твоваться результатами . Они должны оценить рабо­ту существующих систем и структур в связи с поддержанием межфункциональных целей и планировать необходимые изменения в органи­зации, вести общее планированиеи выполнять контроль, вести прак­тическую деятельность.

Именно вы­сшее руководство устанавливает це­ли на ближайшие пять лет; с учетом тематики собраний эти цели следует согласовать и обнародовать. За­тем представители топ-менеджмен­та должны продемонстрировать по­ложительное отношение к мето­ду кайдзен как к корпоративной стратегии, свое согласие с приня­той идеологией работы компании по достижению функциональных целей в таких областях, как качест­во продукции и уровень ее стоимос­ти, обеспечение программы ресур­сами и озвучивание успехов в пре­образованиях.

Метод управления кайдзен часто вводит­ся в организациях как предпосылка обращения к всеобщему управле­нию качеством (читайте также 14 принципов управления качеством по ). В подобных случаях можно достичь повышения общего уровня качества, таким об­разом борьба за его улучшение ста­нет частью организационного пла­нирования. При стремлении реали­зовать идеи кайдзен попробуйте оценить:

  • насколько успешной была инициатива по усилению работ над качеством;
  • имеется ли всеобщее понимание клю­чевого значения подобных работ;
  • можно ли сделать достоянием гласности полученные усовершенствования;
  • что сотрудники думает об уровне качес­тва товаров и услуг.

#3 Планируйте программу кайдзен. Хорошее планирование программы часто делится на три сегмента, три различных уровня: ориентирован­ный на менеджмент, на группу и на сотрудника метод кайдзен.

  • В ориентированном на менеджмент методе кайдзен внимание фокусиру­ется на наиболее важных стратегичес­ких понятиях, процессах и системах.
  • Ориентированный на группу метод кайдзен основывается на активности небольших групп сотрудников, использующих для решения проблем статисти­ческие инструменты.
  • Ориентированный на сотрудника метод кайдзен базируется на предположе­нии о том, что каждый сотрудник может работать более умело и вносить вклад в процесс усовершенствований.

Каждый сегмент требует особо­го внимания, если в них применя­ется различный менеджмент, а со­трудники имеют различные спо­собности.

#4 Распределяйте ресурсы. Представители высшего руко­водства компании должны указы­вать общее направление процесса преобразований, проводить менедж­мент для реализации программы, вводить обучение для каждого сотрудника. Они должны быть готовы к распределению фондов (как и дру­гих ресурсов) для поддержки этого начинания.

#5 Разработайте план обучения персонала. Продумайте требования к уровню подготовки служащих. Минимальные требования метода «кайдзен» заключаются в представлении о не­прерывности процесса совершенствования, овладении смежными специальностями и методами реше­ния проблем. Вместе с работниками отдела по повышению квалифика­ции сотрудников либо с консультан­том сформируйте план обучения персонала.

#6 Учитывайте мнение сотрудников. Включайте в процесс планирования представителей всех функциональ­ных подразделений и уровней орга­низаций. Метод «кайдзен» вносит изменения в культурную среду ком­пании, расширяет круг служебных обязанностей. У сотрудников фор­мируется чувство собственников, что существенно помогает в процессе преобразований. Проводите рабо­чие совещания, брифинги, издавай­те бюллетени для распространения идей метода кайдзен.

#7 Обращайте пристальное внимание на обучение персонала, совершенствование, основанное на принципах «четырех Р» . Принципы «четырех Р» означают следующее.

Контроль процесса. Менеджмент процессов гарантирует постоянный и уверенный рост эффективности.

  • Идентифицируйте варианты и их при­чины.
  • Обращайте внимание на то, что можно изменить.
  • Учитывайте случайную вариацию.
  • Подготавливайте обзоры по вопросам, связанным с преобразованием про­цессов, при необходимости используйте широкий диапазон методик по усовер­шенствованию аналитического и качес­твенного аспектов - блок-схемы, при­чинно-следственные диаграммы (или диаграммы «рыбьего скелета»), модели процессов, аудит и изучение возмож­ностей процесса.

Идентификация проблемы. Оши­бочное представление о причинах раз­ных вариаций процесса может при­ вести к неправильной идентификации проблем. Используйте широкий диа­пазон методов (аудит систем качества, анализ рекламаций клиентов, стои­мость качественного обучения, оценка качества, анализ целей подразделений, обзоры, составленные по оценкам служащих и клиентов), которые поз­волят вам верно определить проблему.

Устранение проблем. В процессе работы обращайтесь к инструмента­рию по решению проблем (диаграм­мы Парето, причинно-следственные диаграммы, гистограммы, контроль­ные графики и диаграммы, а также точечные диаграммы). Тестируйте полученные решения для того, что­бы проверить их правильность, пре­дотвратить возникающие проблемы и устранить негативные последствия. После того как данные собраны и по­лучено представление о динамике изменений, примите решение.

Неизменность. Совершенствова­ние должно происходить непрерыв­но, необходимо контролировать, чтобы изменения и улучшения стали постоянными. Для этого удобно ис­пользовать такие процессы, как раз­вертывание политики, обзоры всеоб­щего управления качеством и усиление работы над повышением качества товаров или услуг. Менед­жерам высшего звена нужно регу­лярно посещать совещания группы по совершенствованию качества, поддерживать атмосферу согласия и поощрять творческую инициативу.

#8 Внедряйте рационализаторские предложения. Привлечение сотрудников является интегральной частью индивидуаль­но ориентированного метода «кайд­зен». Схема подачи рационализатор­ских предложений - отличный спо­соб увеличить вклад служащих. Будьте готовы выслушать все пред­ложения. Оцените усилия сотрудни­ков и предложите поощрения попредварительно согласованным кри­териям.

Кайдзен – это японское слово, обозначающее непрерывное совершенствование. Кайзен состоит из двух иероглифов. КАЙ означает «изменения». ДЗЕН означает «к лучшему». Вместе они переводятся как «постоянное улучшение».

Возникла система кайдзен и впервые стала применяться в послевоенные годы рядом японских компаний, для восстановления производства и улучшения внутренних процессов, происходящих на предприятии. Постепенно философия кайдзен была истолкована и получила распространение в большинстве развивающихся стран. А после того как в 1986 году в свет вышла книга Масааки Имаи «Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success» - «Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний», термин «кайдзен» получил известность во всем мире и стал обозначением одной из главных концепций теории менеджмента.

Если рассматривать философию кайдзен как систему совершенствования личности, то она подразумевает планомерное улучшение во всех областях жизнедеятельности человека: трудовой, общественной и личной. Ели же речь идет о применении принципов кайдзен в работе предприятия, то под этим термином следует понимать систему совершенствования деятельности, как целиком фирмы, так и ее структурных подразделений. При этом без привлечения внешних инвестиций, исключительно за счет внутренних резервов.

Целями внедрения кайдзен на предприятии или использования этой системы в жизни отдельного человека являются: устойчивое и стабильное развитие; внедрение инноваций; получение максимальной прибыли; повышение производительности и устранение потерь времени, сил, ресурсов и средств и т.д.

За счет каких правил и принципов система кайдзен снискала столь огромную популярность и получила распространение по всему миру? Если попытаться свести множество методов и правил японской системы управления компанией и личными ресурсами к общим принципам, то в концентрированном виде они будут выглядеть следующим образом (инфографика создана production-студией GoVisual для интернет-портала Лайфхакер):

Понятно, что философия кайдзен это обширная и хорошо структурированная система знаний, о которой подробно рассказать в одной статье не получится. Если вы заинтересовались этой системой и хотите изучить ее подробно, дабы в дальнейшем использовать эти знания для улучшения работы фирмы или руководимого вами отдела, покупайте книги и изучайте опыт различных предприятий.

Главное что вы для себя можете подчеркнуть в плане личного развития, это то, что кайзен практикует постепенный подход к переменам - вместо революции, эволюция. Цели достигаются маленькими шагами (тут нельзя не вспомнить правило 20 минут ), без рывков. Правила кайдзен предостерегают от крупных и резких изменений и сулят деградацию при взрывных преобразованиях. Лучше изменить сто вещей на один процент, чем попытаться улучшить одну вещь на сто. Такие улучшения менее трудоемки, более устойчивы и эффективны.