Опыт работы фгос дошкольного образования. Реализация фгос дошкольного образования

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В качестве приоритетного направления деятельности дошкольных образовательных организаций с января 2014 года стала реализация требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В процессе реализации требований ФГОС ДО дошкольные образовательные учреждения сталкиваются с объективными сложностями, которые вызваны рядом противоречий: с одной стороны, опубликованы и широко представлены в открытых информационных ресурсах разнообразные вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования, но до сих пор отсутствует их объективная экспертная оценка; с другой стороны, ДОУ уже проводят системные мероприятия по преобразованию комплекса условий реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, но при этом, практически отсутствуют развёрнутые методические рекомендации, раскрывающие логику методических преобразований на уровне ДОУ. Необходимость разрешения возникших противоречий способствует повышению активности педагогических коллективов к реализации самостоятельного методического поиска в отношении проектирования содержания дошкольного образования и определения эффективных технологий его реализации.

На уровне ДОУ разработан план действий по обеспечению введения ФГОС ДО, что представляет собой пошаговые действия.

В качестве 1 шага педагогическим коллективом была изучена и проработана нормативно-правовая основа введения ФГОС ДО. В результате данной деятельности были внедрены новые варианты локальных документов ДОУ, в частности, разработаны и внедрены новые правила приема воспитанников, переработан договор «Об образовании между ДОУ и родителями (законными представителями)», разработаны и внедрение нормы профессиональной этики, программа выявления и устранения профессиональных дефицитов, утверждено и реализуется новое положение об органах самоуправления в ДОУ.

В качестве 2 шага педагогическим коллективом был разработан новый вариант основной образовательной программы ДОУ, который по структурным характеристикам и объемному наполнению стал соответствовать требованиям ФГОС ДО. В новом варианте образовательной программы ДОУ существенные изменения внесены в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. На основе изучения образовательных потребностей участников образовательных отношений в содержание дошкольного образования введены авторские парциальные образовательные программы, в том числе, программа поликультурного образования дошкольников «Давай дружить: два народа – две культуры» и программа музыкально-творческого развития «Музыкальная импровизация», обе программа разработаны педагогами нашего ДОУ. Существенные изменения внесены в организационный раздел программы – в работе с детьми определены инновационные вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, разработаны индивидуально-ориентированныеспособы и направления поддержки детской инициативы. В содержании образовательной программы для детей с нарушениями речевого развития уделяется огромное внимание вопросам образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Определены механизмы адаптации программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработаны общие подходы к организации коррекционной работы с данной категорией детей, выстроена система организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также предусмотрены вариативные формы осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В качестве преемственности с предыдущим вариантом основной образовательной программы дошкольного образования, в новый вариант программы был включен комплексно-тематический план комплексных недельных образовательных мероприятий, который нашел отражение в организационной разделе программы в части, формируемой участниками образовательных отношений. В комплексно-тематическом плане недельных разработаны содержательные блоки программы, иллюстрирующие специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также традиционные события, праздники и мероприятия, реализуемые в условиях нашего образовательного учреждения.

Выделение проблемных зон и определение перспектив совершенствования содержания основной образовательной программы позволило нам определить следующие линии развития:

1) расширения объема вариативного содержания дошкольного образования для различных возрастных групп (в пределах 40% от общей части программы);

2) возможности выделения содержания дошкольного образования для детей с проблемами развития (дети с тяжелыми нарушениями речи) в отдельную адаптированную образовательную программу, которая позволит максимально интегрировать профессиональное коррекционное воздействие во все плановые образовательные мероприятия.

В качестве 3 шага к началу нового учебного года проведена системная работа по совершенствованию механизмов планирования образовательной деятельности с детьми: разработано положение об организации планирования образовательной деятельности в ДОУ, определены общие требования к перспективному и календарному планированию, разработана и внедрена модель индивидуального плана педагогических работников, раскрывающих все направления образовательной деятельности в зависимости от контингента воспитанников. В рамках планирования образовательной деятельности сделан акцент на реализацию технологии психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

Реализация пошаговых действий на данном этапе вызвала необходимость определения статуса педагогической диагностики в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая диагностика введена нами в качестве обязательной формы работы с детьми (содержание педагогической диагностики введено нами в организационный раздел образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений). Вместе с тем, требования к организации педагогической диагностики подверглись существенным преобразованиям. В качестве основного назначения педагогической диагностики нами определяется оценка индивидуального развития детей, которая используется исключительно для решения образовательных задач, направленных на индивидуализацию образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития), а также для оптимизации работы с группой детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, игровой, познавательной, речевой, проектной и других видах детской деятельности. Содержание и формы организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста определяются на основе анализа диагностических карт индивидуальных достижений ребёнка. Данная инновация введена на основе переработки принципов и технологий организации педагогической диагностики с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выделение проблемных зон и определение перспектив технологии планирования образовательной деятельности в ДОО позволило нам определить следующие линии развития:

1) привлечение других организаций к реализации задач дошкольного образования (в том чисел организация сетевых форм реализации образовательной программы);

2) поиск эффективных технологий организации образовательной деятельности с детьми в контексте реализации концепции психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

В качестве 4 шага проведена работа по обновлению предметно-пространственной развивающей среды. Разработан и внедряется внутренний стандарт качества организации предметно-пространственной среды на основе принципов, заложенных в ФГОС ДО. Особого внимания при этом заслуживает проблема проектирования предметно-пространственной развивающей среды как условия реализации основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений.

В качестве последующих шагов мы планируем провести серию мероприятий по совершенствованию материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На протяжении всего периода перехода на ФГОС ДО реализуются организационно-управленческие действия по развитию кадрового обеспечения на уровне ДОУ: созданы условий для прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС ДО; организована работа систематически действующих творческих групп воспитателей и узких специалистов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО.

Таким образом, проблема реализации ФГОС ДО в условиях ДОУ многоаспектна и трудоемка, требует глубокого методического осмысления и систематического профессионального обсуждения.

Структурное подразделение детский сад «Ромашка» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Доклад

«Первый опыт внедрения ФГОС ДО:

Результаты, проблемы, перспективы»

Подготовила:

Методист по ДО МКОУ СОШ № 16

Попова Татьяна Александровна

Болотное, 2016

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы. Также, основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования, стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) .

Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Стандарт ДО утверждает специфичные для периода детства принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;

Обогащение(амплификация)детского развития;

Индивидуализация дошкольного образования,

Учёт этнокультурной ситуации развития детей,

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и др.

По своей сути ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:

1) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО). ООП ДО формируется как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей» и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров.

Программа должна обеспечивать развитие личности ребёнка в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое;

2) к условиям реализации программы (кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим, финансовым и развивающей предметно – пространственной среде)

3) к результатам освоения ООП ДО. Планируемый итоговый результат освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования. Они обозначены как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования».

Известно, что эффективность инноваций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОУ, психологических, экономических, социальных факторов.

По результатам первичного мониторинга среди педагогов нашего учреждения было выявлено, что введение ФГОС в практику вызывают в педагогическом коллективе неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:

Неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;

Привычкой работать по определённому стереотипу;

Боязнью увеличения нагрузки;

Профессиональной некомпетентностью;

Понимая, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени, мы, на уровне образовательной организации, для эффективного введения стандарта начали решать конкретные задачи.

В 2014 году был введен план действий по обеспечению введения ФГОС ДО в структурном подразделении детский сад «Ромашка». Согласно дорожной карте в детском саду был сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, подготовлены распорядительные документы ДОО, регламентирующие введение ФГОС, пересмотрены должностные инструкции, организована разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для воспитанников и их родителей (педчасы, семинары для педагогов, выступления на родительских собраниях – для родителей), все педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Содержание и организация образовательной деятельности в условиях введения ФГОС», создана рабочая группа по разработке и написанию ООП ДО, которая была написана и утверждена к 31.08.2015г), куплена методическая литература и пособия.

Анализируя перспективное планирование, мы пришли к выводу, что необходимо качественно изменить и его. Изучив большое количество новых источников, авторских подходов, привлекали к поиску и рациональному применению методической литературы воспитателей. В результате данной работы мы перешли на комплексно – тематический принцип планирования, а воспитатели стали планировать воспитательно-образовательную работу в соответствии с видами детской деятельности: игровой, познавательно - исследовательской, двигательной и т.д.

Образовательная программа согласно ФГОС должна реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а за счет каких форм? Разумеется, не только за счет занятий, мы все знаем, что занятия в режиме дня занимают у нас незначительное время, следовательно, нужны какие-то формы организации детей совместной деятельности педагога и ребенка по освоению образовательной программы, главной формой безусловно останется игра, но помимо игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка насыщенной и интересной в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Одним из уникальных средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, является технология проектирования.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности. С помощью проектной деятельности возможно достичь дидактическую цель через деятельную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Реализацию комплексно - тематического плана в нашем детском саду мы осуществляем, в том числе, через проектную деятельность.

В детском саду был организован семинар по данной теме, проведены консультации, семинар-практикум. Воспитателями детского сада были разработаны и реализованы проекты: «Осень – чудная пора», «В каждом доме торжество – наступило Рождество!» «Здравствуй, малыш!», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я вырасту здоровым», «Знакомимся с произведениями К.И. Чуковского», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «День защитника Отечества» и др. Все они представлены на персональных страничках педагогов на сайте детского сада.

Регулярная работа по реализации педагогических проектов позволила провести на базе нашего детского сада районное методическое объединение воспитателей дошкольных организаций в виде научно – практической конференции дошкольников «Юные исследователи». Данное мероприятие получило положительный отзыв среди коллег.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  2. Индивидуальный подход.
  3. Сотрудничество, а не наставничество.
  4. Готовимся серьезно.
  5. Динамичность.

Для того чтобы спланировать эту работу, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем деятельность с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему, все это помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

И все-таки, как будут готовить детей к школе?

Как вы уже, наверное, догадались сами – через игру. Первые навыки рисования, счета, пения и т.д. будут входить в мир познания ребёнка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности.

Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними. Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается нами как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Предстоит большая работа. Сейчас только начало пути. Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.

Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.


«Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.»

Подготовила: Бронникова М.Е.,

воспитатель МБДОУ ДС № 2 «Белочка».

г.Николаевск – на – Амуре,2014 г.

«Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.»

А. Г. Асмолов

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача нашего ДОУ – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования – начальная школа. Такие дети действительно хотят учиться. Придется многое менять, а для этого нужно серьезно работать над созданием условий реализации ФГОС в каждой дошкольной организации повышением компетентности педагогов, которые позволят педагогам работать по стандарту. Дошкольный стандарт – это стандарт условий.

Началом большой и плодотворной работы нашего коллектива послужило создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО. Став членом рабочей группы я принимала участие в разработке «Дорожной карты», так как с 1 сентября 2014 года группа, в которой я работаю начинает вводить ФГОС ДО. «Дорожная карта» явилась первым разработанным продуктом, состоит из четырех разделов:

    Создание организационно-управленческих условий введения ФГОС.

    Кадровое обеспечение введения ФГОС.

    Создание материально-технического обеспечения введенияФГОС.

    Создание организационно-информационного обеспечения введенияФГОС.

Для изучения нормативно-правового обеспечения введения ФГОС дошкольного образования на трёх методических объединениях нашего ДОУ были рассмотрены разделы ФГОС(требования к программе,требования к условиям её реализации и требования к результатам). Материал рассматривался с применением мультимедийных презентаций, закреплялся с помощью анкетирования педагогов. Одним из решений МО стало наличие ФГОС лично у каждого воспитателя для детального и конкретного изучения.

После проведенной работы я сформировала папку с нормативно-правовой базой, в которую вошли

    Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
    образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования;

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
    31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению
    дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

    Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249

Дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. Необходимо обеспечить условия развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам надо уметь работать.

Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В стандарте педагога указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы воспитатели могли работать по этому стандарту. Все педагоги младших и средних групп, включая меня, прошли курсовую подготовку по введению ФГОС ДО.

В связи с выходом новых ФГОС и СанПин требует изменений и доработки учебный план. В соответствии с деятельностью в пилотном режиме наше ДОУ с сентября 2014 года будет осуществлять образовательную деятельность, основываясь на ФГОС – младшие и средние группы, а старшие и подготовительные будут руководствоваться ФГТ. Изменения вносятся в младших и средних группах согласно СанПин п.11.11: «Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первую половину дня в младшей и средней не превышает 30 и 40 минут соответственно»

Соответственноп.11.12. СанПин в подготовительной группе 1,5 часа,а в старшей 45 минут – впервую половину дня и не более 25-30 минут в день во вторую половину дня.

Дляразработки проекта ООП в ДОУ была создана творческая группа. На сайте ФИРО представлены проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Их количество и качество разнообразно,изучение требует определенного временного интервала. Исходя из этой ситуации, творческая группа долгое время занималась изучением предлагаемых проектов, посчитав целесообразным продолжать работу нашего ДОУ по программе «Радуга». Необходимо всем коллективам начинать работу по определению курса своей образовательной деятельности и началу разработки проекта ООП. Так как после утверждения реестра программ допущенных к реализации у коллектива будет всего 10 дней на окончание разработки своей ООП.Хочется сказать, что не все разделы предлагаемого проекта «Радуга» устраивают нас,мы дополняем недостающие этапы парциальными программами допустимыми к реализации в ДОУ.

Парциальные программы являются дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.

Л.А.Глазырина «Физкультура дошкольника»;

В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления;

С.Я.Лайзане «Физкультура для малышей»

Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

С.А.Козлова «Мой мир»,

Рылеева «Открой себя»

О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Т.Н.Доронова « Аспекты гендерного воспитания»

Л.В.Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника»

С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

Н.А.Рыжова «Наш дом природа»

О.С.Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»,

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Н.Т.Сорокина «Театр-творчество-дети»

Т.Н. Доронова «Театр и дети»

Л.В.Куцакова « Росинка»

И.М.Каплунова «Ладушки»,

О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»

Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности ДОУ и пожелания родителей.

Для этого в ДОУ функционируют кружки : художественно-эстетического, познавательного и физического развития.

На основании выбранной программы было составлено комплексно – тематическое планирование для второй младшей и средней группы. (Приложение).

На заседании педагогического совета утвердили структуру написания календарного планирования, включающего разделы: режимные момент, индивидуальная работа, НОД, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей и работа с родителями.

Дата ______

Утро

Прогулка

2-ая половина дня

Работа с родителями

Совместную деятельность педагога с детьми прописываем в соответствии с видами деятельности по ФГОС. Впереди написание планов по всем видам деятельности на все возрастные группы.

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе- на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должен быть предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Для ознакомления родителей наших воспитанников с ФГОС на родительских собраниях и конференциях были проведены ознакомительные презентации, в родительских уголках размещена информация о ФГОС, на сайте ДОУ размещена доступная информация об изменениях в области дошкольного образования, о ведении ФГОС и проект примерной общеобразовательной программы реализуемой в нашем ДОУ. Для привлечения и заинтересованности родительской общественности работой ДОУ используем разнообразные формы работы с родителями: совместные праздники, посиделки, тренинги, проекты и др.

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Соответственно п.4.3. стандарта целевые ориентиры – это возрастной портрет, который не может быть применен к отдельному ребенку.

В процессе реализации программы воспитателями проводится педагогическая диагностика соответственно п.3.2.3. Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Результаты этой работы используются для индивидуального образования детей и оптимизации работы с группой дошкольников. Психологическая диагностика возможна только при наличии квалифицированных специалистов (психологов). Для осуществления педагогической диагностики основываясь на методиках Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, О.С.Ушаковой, С.Н.Николаевой, Т.М.Бондаренко и др.авторов в ДОУ были созданы диагностические карты для определения уровня освоения ребёнком разделов образовательной программы. (Приложение)

Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно - урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, давно не используется в нашем педагогическом коллективе. Процесс обучения организовываем, применяя специфические для дошкольников виды деятельности. Ребенок и взрослый являются при этом субъектами взаимодействия. Основные формы работы с детьми – это рассматривание, наблюдение, беседа, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерские. Мы считаем что, принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.

Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, и для ознакомления с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении ФГОС ДО» и Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) вы можете перейти по ссылкам:

На сегодняшний день перед образованием дошкольников стоят достаточно непростые задачи. Каждая из этих задач хоть как-то связаны с формированием элементов стабильного становления порядка образования в целом, сейчас делается все, чтобы оно полностью соответствовало потребностям 21века, общественным и финансовым нуждам формирования страны, запросам личности, общества, страны:
.Государство предоставляет полностью все обязательства доступности и равноправных перспектив получения необходимого образования дошкольников;
.образование дошкольников выходит на новый современный уровень и соответствующее качество;
. Социальный статус и компетентность сотрудников дошкольного образования постоянно повышается, а правительственная и общественная содействие увеличивается;
.Формирование образования дошкольников как открытой правительственно-социальной системы на базе рассредоточивая ответственности среди лиц образовательной политики и увеличения роли всех участников образовательных взаимоотношений - воспитанников, воспитателей, родителей, организаций образования.
ФГОС ДО - это специальная совместность требуемых условий к образованию дошкольников:
1. К структуре главной программы образования обучения дошкольников. ООП ДО создается как инновационная программа психолого-преподавательского содействия положительной социализации и индивидуализации, становления личности деток и устанавливает объединение ключевых характеристик образования дошкольников - объём, содержание и намечаемые результаты в типе целевых ориентиров. Проект должен гарантировать формирование личности ребёнка в последующих образовательных отраслях: общественно-коммуникативное воспитание, познавательное воспитание, речевое формирование, художественно-эстетическое и физическое;
2. К обстоятельствам осуществления программы - профессиональным, материально-технологическим, психолого-преподавательским, денежным и формирующей предметно - пространственной среде; 3. К последствиям изучения ООП ДО. Взамен интегративных достоинств дошкольника, определённым в ФГТ как предполагаемый окончательный результат изучения ООП ДО, в ФГОС ДО рекомендованы целевые цели дошкольного образования. Они отмечены как «общественно-нормативные возрастные характеристики вероятных достижений ребёнка на этапе окончания уровня образования дошкольника».
Индивидуальность дошкольного детства, то есть податливость, легкость воспитания ребёнка, большой разброс альтернатив его воспитания, непринужденность и непроизвольность, а кроме того системные индивидуальности образования дошкольника делают незаконными запросы от ребенка определенных образовательных достижений. Собственно по этой причине целевые цели не подлежат конкретной оценке, так же и в типе преподавательской проверки, и не считаются причиной для их формального сопоставления с истинными достижениями детей. Вследствие этого, изучение ООП ДО не обязано быть сопровождаемые проведением промежуточных и окончательной аттестаций воспитанников. Результаты воспитания детей, которые «мониторят» воспитатели 2-3 раза в год еще никто не аннулировал, но они специализированы только для того, чтобы воспитатель мог сформулировать для каждого ребёнка персональный общеобразовательный план и откорректировать свою образовательную работу. Большая часть руководителей задаются вопросом: если не станет осуществляться оценка познаний деток, то по каким коэффициентам может быть оценена функционирование дошкольной образовательной организации?
Перед детскими садами стоят вопросы, объединенные с формированием требуемых критерий для воспитания детей. Исключительно эти критерии считаются объектом оценки деятельности организации образования и результативности работы воспитателей, а так же и со стороны общества родителей.
Помимо того, основные ориентиры обозначают причиной преемственности дошкольного и начального единого образования, и при следовании перечисленных выше критерий априори представляют воспитание у детей положений учебной работы на этапе окончания ими воспитания дошкольников. Это определение наиболее важно воспринять сейчас и воспитателям, и родителям, и преподавателям начальной школы, так как одним из главных возможностей вступление ФГОС ДО является «конфликт» стандарта с правилами родителей, которые до сегодняшнего дня полагают, что от ДОО необходима «дрессировка» детей, которая даст возможность им быть полностью готовыми к школе. Обусловленные надежды такового рода есть и у преподавателей начальных классов. Присутствуют обусловленные трудности, объединенные с вступлением ФГОС. У воспитателей и руководителей организации образования отмечается очень бдительная точка зрения. В течение минувших 5 лет, с 2009 по 2013 годы в дошкольных организациях выступало интенсивное исследование и введение ФГТ. Многие оценивали ФГТ как ступень в течении типизации образования дошкольников, на основании которых будут изобретены ФГОС ДО. Но в стандартах установили новейшие цели и вопросы, модифицировали саму структуру ООП ДО, востребование к обстоятельствам её осуществлении, установили новейшие направления на итог образования дошкольников. В данных условиях воспитатели оказались в некоторой степени дезориентированы, растеряны. Ведь прежде образовательный процесс был нацелен на знания, а не на формирование достоинств личности ребёнка, на замену учебной модификации занятия прибыла НОД, в основании которой лежат индивидуально-ориентированный и деятельный подходы; у множества понизилась мотивация к переменам, стремление к принятию нововведений, возникла недоверчивость к их качеству.
Малопонятно, почему начальная школа уже четвертый год действует по стандартам, а в ДОУ он лишь только начинает работать. Ограничение в обеспечении преемственности промеж дошкольным и начальным общим образованием. Каждая из систем «не знает», каким будет ребёнок, изучивший первостепенную образовательную программу образования дошкольников, и в чём его различие от такого же ребёнка, не изучившего данную программу. Такая неосведомленность порождает индивидуальный подход к приёму детей в первый класс общеобразовательными учреждениями: по личным аспектам, нередко направленным на интенсификацию течения учёбы в начальной школе; ориентацию дошкольных образовательных учреждений на исполнение общественного заказа преподавателей и родителей по подготовке дошкольника к школе с превалированием познавательного составляющего воспитания, в убыток достижениям физической и психологической готовности. Изучим профессиональное обеспечение. Это в достаточной степени основательный вопрос. Он содержится в последующем. На данный момент согласно изучениям Института психолого-педагогических трудностей детства доказано, что буквально во всех областях, кроме Москвы, средний возраст профессионального состава педагогов 50 лет. И в данном случае сильная трудность. Через определенное количество лет сможет отмечаться одномоментный уход воспитателей образования дошкольников на пенсию, и организация дошкольного образования попадёт в абсолютную профессиональную яму. У нас весьма недостаточно 30-35 летних педагогов, которые прибудут на замену воспитателям пред пенсионного и пенсионного возраста. В ситуациях сельской местности отыскать специализированный кадровый состав очень трудно, и это тоже сильная трудность.
В результате, с вступлением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО обозначился как положительный этап к дошкольному детству как к моменту, в котором заложены существенные образовательные средства. Ожидает огромная деятельность. В данный момент это лишь начало. Необходимо проделать так,чтобы ФГОС ДО стал истинным инструментарием формирования и увеличения качества образования.
Сейчас каждый мечтает, что инновации нынешнего дня дадут возможность детям в будущем стать удачными и мобильными в любых общественно-финансовых условиях.
Список литературы
1. Барылкина Л.П. Участие коллектива в управлении как одна из возможностей решения педагогических проблем // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 89-91.
2. Перова О.Д., Барылкина Л.П. Роль учебника в реализации федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 96-98.
3. Остапенко Г.С. Методы активного социально-психологического обучения / Г.С.Остапенко. Воронеж: Изд-во, ВГПУУ 2012. 183 с.