Объясняем, почему скука – это хорошо. Что это такое? Преимущества избавления от скуки

Афоризмы и соцопросы

Что, собственно, произошло? Мне стало скучно. Не помню, что я делал, — скорее всего, писал; и мне стало скучно. Поскольку это совсем нехарактерное для меня ощущение, я обратил на него внимание, потыкал в него палкой. Скука не является проблемой для меня, но является для ряда имеющих отношение ко мне людей. Для человека, зарабатывающего деньги на записывании слов в определённом порядке есть один наиближайший способ разобраться с проблемой — написать о ней. И вот я обнаруживаю себя в состоянии трепетного невроза, — пишущего эссе о скуке.

Для людей в поисках идей, думалось мне, есть такое занятное упражнение: в поисковой строке я печатаю «цитаты про скуку». Легко представить, какое феноменальное количество сайтов с «афоризмами», «высказываниями мудрых людей» и «цитатами великих писателей» предлагается к ознакомлению. Нужна, конечно, определённая смелость, чтобы добровольно погрузиться в эти потоки, но всегда себя обнадёживаешь: в любой помойке да найдёт ищущий.

Оказывается — не найдёт.

Помимо того, что это такая антология мировой пошлости (независимо от составителей и включённых туда авторов: сам контекст и форма таких подборок сжирают любую креативность, — стоит только представить, что в рамках одного списка рядом могут оказаться Ролан Барт и Евгений Гришковец, пусть даже и выбранные мысли обоих одинаково оригинальны), постепенно вскрывается ещё одна, более губительная проблема. Так называемые афоризмы, цитаты, высказывания — это удивительно безыдейный жанр. Дело, видимо, не в форме, — жанр записных книжек, например, при той же сжатости и краткости, может быть очень насыщенным, я убеждаюсь в этом, вспоминая записки Чехова, или Вен. Ерофеева, или Сьюзен Сонтаг, где на каждый квадратный сантиметр текста давит плотность идей, эмоций или образов. Дело, видимо, в вырывании фраз из контекста: взять из цельного текста высказывание и превратить его в афоризм — то же самое, что выпотрошить из лисы внутренности и набить шкуру опилками, — получится симпатичное чучело, на которое, вероятно, можно смотреть, но которое вообще ничего не значит. И тут же происходит превращение свободной части (вырванного предложения) свободной системы (цельного текста) в поразительно несвободную тоталитарную единицу: афоризм заключён сам в себе, работает по собственным правилам и давит на читателя не только своей безапелляционностью, но и отсутствием пространства для плюрализма: внутри цитаты нет ничего, кроме цитаты, а за рамками цитаты вообще ничего нет. Пролистывая высказывания великих философов и мудрых писателей про скуку, я постепенно понимал, что отсюда, из этих списков, нет никакой возможности вырваться в поле продуктивного размышления и продуктивного высказывания; идеи провоцируют мышление, афоризмы же его дискредитируют. Хуже того: все цитаты были, так или иначе, об одном и том же: скука — абсолютное зло.

Академические исследования скуки на сегодняшний день находятся в зачаточном состоянии. Скуке так или иначе посвящено довольно много работ философского и культурологического толка, однако клинические исследования организма в состоянии скуки совсем не распространены и только начинают набирать оборот. Показателен в этом смысле текст в журнале Британского психологического общества, основная идея которого сводится к «могу копать, могу не копать» — скука может сделать вас креативным, а может и не сделать, кто знает? Такое состояние может заставить вас двигаться дальше и насыщать свою жизнь смыслом, а может и не заставить, как повезёт. Здесь, вероятно, закралась неверная предпосылка и неверный вопрос: к чему может подвигнуть скука? Да как любое генеральное чувство — к чему угодно. К чему может подвигнуть страстная любовь? Вы можете пристрелить мужика, застав его с другим/другой, а можете написать лучший в своём десятилетии роман-посвящение. Всё зависит от неизмеримого количества малопрогнозируемых факторов: социального контекста, психофизических особенностей человека, его интеллектуального бэкграунда и тому подобного. Наиболее убедительными выглядят попытки привязать к скуке преступность. Существуют множество локальных исследований вроде этого , в которых, на основе ряда опросов, вроде бы доказывается, что куча подростков, грабивших магазины и убивавших бездомных, в ответ на вопрос «отчего да почему?» честно признаются, мол, дело было вечером, делать было нечего. Наверное, это должно стать поводом для всё большего создания спортивных секций или кинотеатров в регрессивных районах, — чего там массовому человеку ещё нужно? — однако всё это имеет мало отношения к скуке как культурному феномену и интеллектуальной позиции.

Есть тривиальное умственное упражнение, направленное на выяснение действительной ценности предмета: представить, что его не существует; все слышали вот эти расхожие квазифилософские байки на тему «представьте, что тени нет», «представьте, что мир избавлен от зла» и тому подобное. Так вот действительно интересно представить, что из наших культурных практик и психических реакций изъяли скуку. Что мы будем чувствовать, сидя на уроке алгебры, от которой нас, допустим, воротит? Ничего? А как мы поймем, что нужно заняться чем-то другим, перестать штопать ортопедические стельки на конвейере? Скука — это наиболее общее чувство, провоцирующее перемены и прогресс. Это один из вариантов, в которых скука может быть продуктивной.

Обходя глазами сантиметр за сантиметром пустые стены, выучивая наизусть расположение цветов на обоях или трещин в штукатурке, человек неизбежно натыкается на зеркало, заявляющее о себе посреди пространства, как кротовая нора в центре галактики. В состоянии жгучей скуки требуется только немного пристального внимания, чтобы увидеть в этой плоской глубине самое интересное, что у человека нельзя отобрать — его самого. Довольно очевидным представляется рассуждение о том, что в скуке, если мышление не занято внешними предметами, у человека появляется шанс посмотреть в себя и на себя; это объект, до которого ближе всего тянуться, и, кажется, именно поэтому к нему так редко дотягивается массовый человек. Глупо в этом массового человека обвинять: массовый человек любит майонез и кетчуп в качестве приправы к пельменям, и случается так, что кетчуп дорожает, а майонез заметно ухудшается в качестве, да и пельмени какие-то резиновые, то есть внешняя жизнь норовит выдернуть из-под ног коврик с надписью «comfort». Именно поэтому так хочется сходить в кино на «Фантастических тварей», именно поэтому после кино скорей бы завалиться спать, не пролистывая новости, именно поэтому так болезненно массовому человеку испытывать скуку, потому что тогда ты остаёшься наедине с собой и, даже не испытывая к этому никакого желания, ненароком роняешь взгляд внутрь, а там — там бездны, и бездны всё сплошь чудовищные, и если их всерьёз воспринять, то совершенно непонятно, как можно дальше заправлять пельмени кетчупом и ходить на фэнтези.

И потому этот мой деликатный призыв обращён скорее к так называемым интеллектуалам, равно как и к желающим быть к ним приписанным, то есть людям по определению более изобретательным в борьбе со скукой: ежедневное поглощение haute culture — это, конечно, хорошо, и я прекрасно понимаю, как многие из нас не могут представить без этого существование; но следует пользоваться состояниями твёрдой реальности, когда скучно и из-под двери не дует переменами, чтобы обратить своё внимание на себя. Здесь можно позволить себе агро-метафору, за достоверность которой я, впрочем, не отвечаю: если на невспаханную землю только и делать, что кидать удобрения, — получится понятно что, удобрения засохнут без всякой пользы для чернозёма. Человек, видимо, действительно представляет собой сумму прочитанных им книг, просмотренных им спектаклей и прослушанных им концертов, но чтобы внезапно не выяснилось, что автор афоризма заблуждался, нужно иногда отвлекаться от книги и прислушиваться к себе. Скука для этого самое подходящее состояние.

Скучно как в опере

Пару лет назад я в компании родителей смотрел фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение». Для людей, не готовых обменять два часа на моё обещание ценного опыта, следует пояснить: фильм построен на многократном повторении одной и той же сцены разными актёрами: повторяется одна и та же ситуация, проговаривается один и тот же текст с минимальными расхождениями. Эмоции поделились: родители очевидно заскучали уже на третьем повторе, я смотрел с восторгом. Что занятно: это была скука непонимания, но и восторг непонимания. Моя радость была радостью малограмотного идиота, понимающего, что с ним играют в игру, и самому факту участия в этой игре радующегося. Я имел некое смутное представление о правилах концептуального искусства, и вот я увидел что-то похожее, и на фоне «узнавания приёма» (какого?) был удовлетворён. Разница в эмоциях моих и родительских не была обусловлена разницей в интеллектуальном опыте. Приём такого топорного издевательства над зрителем — это, вероятно, довольно прямой и простой приём, хотя и требующий художественной смелости. Если воспринять этот фильм без фанатизма, есть шанс понять, что, возможно, честным его восприятием — в соответствии с авторским замыслом — было бы как раз впустить в себя скуку. Когда люди говорят «боже, какой скучный фильм», они, очевидно, хотят сказать, что фильм не получился. Они подразумевают расщелину между задумкой создателей и конечным результатом. Мало кто осмелится предположить, что писатель может захотеть написать скучную книгу, а режиссёр может захотеть снять скучный фильм, что та же Муратова намеренно сделала скучный фильм, сознательно этого желая.

Здесь на горизонте появляется толпа авторов афоризмов: восставшие из мёртвых и вполне себе живые художественные критики, литературоведы, историки кино и члены союзов писателей разноголосьем кричат одну тривиальную мыслишку: настоящее искусство не может быть скучным! В этих выражениях транслируется конвенциональное понятие некоего мифического искусства для широких народных масс, которое в своей бриллиантовой простоте понятно любой кухарке, а поскольку близко к народу, к тому же и страшно увлекательно. То есть существует, по распространённому мнению, такого рода искусство, которое и наполнено оригинальными идеями, и рассказывает новаторские истории, и поражает высокой духовностью, а вместе с этим обёрнуто в простейшую форму занятного нарратива, — в сущности, идеальное искусство. Под это дело принято подвёрстывать иконостас «русских классиков», — любой чиновник вам скажет: «зачем вешать матрац на стену галереи и обливать его краской? а что это у вас за заумная поэзия? вот возьмите нашего Александра Сергеевича — писал просто, а какой гений, а?» Народу и его заинтересованным представителям нужен какой-то легитимный художественный корпус помимо матерных частушек, но нельзя было апроприировать сложную литературу без создания мифа о её простоте и не-скучности. В итоге получилось так, что каждый токарь и слесарь в России знает Достоевского почти лично, с ходу может вспомнить заголовки трёх-пяти его книжек, но не читал ни одной, а если и читал, то остался поражённый в основном той аурой магического ритуала, сформированной вокруг «прикосновения» к классикам. Стоит ли говорить, что заявление о невозможности скучного искусства — сплошная спекуляция, если не банальная ложь?

Во-первых, следует иметь в виду самоочевидную вещь: часто скука при знакомстве с культурным продуктом вызвана его непониманием. Я не могу зафиксировать те микро-перемены, которые происходят в музыке Беата Фуррера, и поэтому мне скучно. Это такая простая скука первого порядка, о ней говорить в целом малоинтересно, хотя стоит отметить, что определение скуки в позитивной психологии несколько удлиняет цепочку её генезиса в столкновении со сложным искусством: «скука является ответом на задачу, для решения которой у субъекта есть больше знаний, умений и возможностей, чем необходимо». В таком случае, по простой логике, при соприкосновении субъекта с комплексным произведением, которое не поддаётся расшифровке на раз-два, у него должен вместо скуки появляться интерес к его пониманию. Другое дело, что далеко не все любят решать сложные задачки.

Во-вторых, крайне интересно поговорить о скучном искусстве. В своих дневниках Сьюзен Сонтаг пишет:

«Функции скуки. Хорошие + плохие <…> Люди говорят «это скучно» — будто это конечный стандарт привлекательности, и никакое произведение искусства не имеет права быть скучным. Но самое интересное искусство нашего времени — скучное. Джаспер Джонс скучный. Беккет скучный. Роб-Грийе скучный. И т.д. и т.п. Может быть, искусство должно быть скучным сегодня. Что, конечно, не значит, что скучное искусство обязательно хорошо, — очевидно. Мы больше не должны ожидать, что искусство будет нас развлекать или отвлекать. По крайней мере, высокое искусство».

Почему что-то, протяжённое во времени, бывает скучным? Если не брать особенности восприятия каждого человека в отдельности, видимо, потому, что на определённый промежуток времени происходит недостаточное для привлечения внимание количество перемен. Но как можно не иметь в виду особенности восприятия каждого отдельного человека? Выходит, что объект не может быть скучен сам по себе, максимум — он может быть скучен по консенсусному мнению. Скука имеет отношение, прежде всего, ко времени и ко вниманию. Среди людей восприятие времени и модели управления вниманием разнятся, соответственно разнится и скука. И всё-таки то самое консенсусное мнение вполне подходит для точки отсчёта. Какой тип «высокого искусства» в массовом сознании представляется эталонно скучным?

Конечно, опера.

Про оперу интересно говорить вообще, не касаясь даже её отношений со скукой: в последние лет тридцать современная опера питается и от новаций в академической музыке, и от постдраматического театра. В итоге каждый год появляются совершенно поразительные образчики как традиционной оперы с удивительно авангардной режиссурой, так и современной оперы, интересной самой по себе. То есть представление массового человека об опере не имеет ничего общего с её текущим состоянием: вряд ли массовый человек рискнёт себе представить оперную постановку, в которой хор на сцене полностью раздели, или постановку , для которой режиссёр разыскал девушку в псевдокоме после аварии и в рамках спектакля рассказывает её историю, пока музыка из театра в онлайн-режиме передаётся ей в наушники в больницу за городом; также тяжело ему будет представить оперу, написанную для медного таза, крупных стеклянных бус, трёх целлофановых пакетов и тому подобной подручной ерунды, вокальная партия к которой состоит из распевки одной единственной ноты. Но это пример почти крайний, всё-таки, несмотря на прогресс, опера в её магистральном виде не до конца избавилась от своей жанровой специфики, которая подразумевает высочайшую степень условности в постановке и некоторые длинноты в музыке (не говоря уже о среднем времени общего звучания). Эта самая условность и эти самые длинноты прежде всего и заставляют зрителей засыпать, если это, конечно, не «Кармен». В большинстве случаев это обусловлено простым непониманием, например, сонатной формы или вообще оперного языка: музыка не ложится на ухо, звучит как однообразное пиликанье, поэтому и хочется дремать.

Американец Роберт Уилсон, последние пару десятилетий работающий почти исключительно в Европе, является, пожалуй, лучшим театральным режиссёром современности. Трудно вспомнить кого-то ещё, кто так сильно обновил бы театральный язык и вместе с этим создал настолько оригинальный собственный стиль в театре. Его спектакли, в основном, увлекательные и даже чересчур, но нас сейчас интересуют его оперные постановки. Даже на прославленной записи его постановки оперы Филипа Гласса «Einstein on the Beach», длящейся почти пять часов, любой желающий запросто сможет уснуть. Говорю «даже» — потому что в этом спектакле вообще нехарактерно часто меняются сцены, а декорации хоть и минималистичные, но исключительно выразительные. И тем не менее, под музыку Гласса (которую тоже, к слову, можно рискнуть назвать скучной) перформеры по пятнадцать-двадцать минут повторяют набор одних и тех же движений, например, ходят по сцене вперёд-назад по диагонали. Это прямое выражение скуки — длительный повтор. Ещё страшнее дело обстоит с другими постановками: «Альцеста», «Орфей и Эвридика», «Пеллеас и Мелизанда», «Аида». Эти четыре в его исполнении очень похожи друг на друга: глубокий тёмно-синий свет, минимальное количество декора на сцене, максимально абстрактные костюмы, очень медленно движущиеся исполнители, которые представляют собой чистый звук. Приём Уилсона — доводить до максимума условность и формалистичность оперного жанра, он сам по природе режиссёрского метода — формалист. И несмотря на всю его гениальность и выразительность такого способа ставить оперу, чтобы высидеть два часа над таким за экраном (в театре, конечно, живые люди ставятся более интенсивным фактором внимания), нужно обладать недюжинной любовью к театру. Однако же: один мой товарищ сказал, что вообще не чувствует скуки, о которой я писал в постах о подобных постановках: он напротив чувствовал бы дискомфорт, если бы перемены в действии происходили слишком часто. Почему так? Он сосредотачивается на звуке.

И это одна из важнейших вещей, о которых следует сказать.

Об этом после приведённого выше отрывка писала Сонтаг: может быть, мы используем неверные модели внимания? Или же не умеем между ними переключаться. Например, мы ждём изменения смысла, неких семантических сообщений, кусков нарратива, а обращать внимание нужно на поступающие звуки, на образы. Это замечание кажется безусловно верным, однако вопрос о том, как научиться переключать модели внимания, остаётся довольно проблематичным. А потом появляются все эти тексты с заголовками «искусству не обязательно быть скучным», — это не только пошлейшее заигрывание с массовым человеком, но и такая нервозная забота индивида, решившего под давлением среды окунуться в мир «серьёзного искусства». И вот он всех остальных, и прежде всего, себя, убеждает в том, что академическая музыка или современный театр «могут быть весёлыми». В среде людей понимающих об этом вообще речи нет. Весёлый/скучный — это такой же критерий, как длинный/короткий, минималистичный/избыточный, это слово из словаря художественного критика, оно одно не может само по себе определить отношение к предмету искусства и оно не может закрыть к нему доступ для человека любопытного. Массовый же человек зачастую решает для себя, знакомиться с произведением или нет, как раз на основании критерия «скучно/увлекательно».

Сонтаг цитирует одно из эссе Антонена Арто: «Только измождающее может быть действительно интересным» («Only the exhausting is truly interesting»). Это такой типичный интеллектуальный радикализм, его можно принимать всерьёз, и тогда он окажется правдой в пятидесяти процентах случаев, а можно воспринимать как умственную игру и высказывание ради высказывания. Здесь, к слову, возникает интересная параллель со словами британского философа и математика Бертрана Рассела, который тоже писал про скуку в книге «The Conquest of Happiness»; в главе «Скука и возбуждение» Рассел отмечает: «A life too full of excitement is an exhausting life, in which continually stronger stimuli are needed to give the thrill that has come to be thought an essential part of pleasure». По Арто, измождающее интересно, следовательно, привлекая Рассела, жизнь в ускользании от скуки интересна, но что более измождает — бесконечное чередование удовольствий или же кристальная скука?


Фото:

Самым первым определением, буквально просящимся на язык, является „отрицательное“ определение, а именно: скука - это отсутствие веселья, занимательности. Владимир Даль определяет скуку как время, когда „нет забавы, увеселений“. Такое определение точно подтверждает приведенное в начале статьи расхожее мнение о скуке

Другой пласт определений скуки дает нам возможность понять причины этого состояния. Так, тот же Даль описывает скуку как „тягостное чувство, от косного, праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия“. Скучать, по Далю, - это „жить в безделье, томиться праздностью; тяготиться положением своим, желать перемены“. В словаре Ушакова также находим, что скука – это „томление, тягостное душевное состояние от безделья, отсутствия занятий или от отсутствия интереса к окружающему“. Здесь звучат голоса бездеятельности и однообразия, праздности и отсутствия интереса.

Еще один пласт причин скуки связан с межчеловеческими отношениями. Так, Владимир Даль отмечает, что время скуки – это время одинокое, когда „никого не видишь“, а скучать – это „жить в одиночестве“.

В ряде определений к отсутствию интереса (как причины скуки) добавляется еще и отсутствие жизненных целей и смысла жизни. Отмечаются также среди причин внутренняя опустошенность и ограничение способности к эмоциональным переживаниям.

Давайте рассмотрим ключевые моменты этих определений, которые помогут нам лучше понять скуку. Речь идет о:

    безделии (отсутствии занятий)

    нарушениях в эмоционально-волевой сфере (желания, интерес, цели, действия)

    однообразии

    одиночестве.

Итак, обо всем по порядку (точнее, порядок рассмотрения этих понятий я изменю, буду рассматривать от простого и очевидного к более сложному – так, чтобы было понятнее).


СКУКА И ОТНОШЕНИЯ

Одиночество – это незаполненное социальное пространство человека. Скучать по кому-то означает ощущать пустоту без того, кто простым присутствием своим или стимулируя человека на какие-то дела, заполняющие время его жизни заполнял (неважно, давно или недавно) социальное пространство человека.

Переживание скуки от одиночества - это, несомненно переживание пустоты незаполненного социального пространства и времени в отсутствие кого-то, кто способен избавить человека от тревоги пустоты.

В поисках спасения от скуки одиночества человек бросается на поиски "заполнителя" этой пустоты, находя временное облегчение, замешиваясь в толпу на улице, толкаясь в магазинах. Там он ощущает прилив энергии, без этого он чахнет и не испытывает ни малейшей радости.

Эдгара По в "Человеке толпы " хорошо описывает таких людей .

Переживание скуки в действующих отношениях можно проиллюстрировать на примере детской скуки, которую описал Йонас Химмельстранд. "Детская скука обычно не имеет ничего общего с нехваткой занятий или даже с нехваткой интересных занятий. Она возникает из-за нехватки энергии вследствие недостатка контакта с теми, к кому дети привязаны. Ребенок, которому не хватает привязанности, часто становится одержим скукой. Фраза “Мне скучно” на самом деле значит “У меня нет энергии что-то делать. Мне нужно, чтобы меня обняли, подержали на коленях или со мной поговорили те, к кому я привязан, например, мама, папа или бабушка”. Когда потребность ребенка в привязанности удовлетворена, открывается резервный запас энергии (внутренней энергии), и ребенок сам видит множество возможностей того, чем можно заняться".

И во взрослом состоянии человек скучает, когда ощущает нехватку эмоциональной связи с другим человеком, который ему важен. Это может проявлять себя на другого, злостью на самого себя и отчаянием. В результате человек еще больше замыкается, перекрывая оставшиеся каналы связи со своим близким. Изолируясь от других и замыкаясь в себе, не позволяя проявиться своим порывам, человек погружает себя в мир . И сталкивается с ощущением пустоты и едкой скуки, замешанной на клубке противоречивых желаний и стремлений (желание близости и парализующая апатия, эмоциональные порывы навстречу другому и бегство прочь).

Скука в отношениях может быть и демонстративной. При этом "скучающий " движим определенными . Демонстрируя свою скуку, он стремится показать другому, что от того что-то ожидается. Чаще всего - инициатива, эмоциональное участие, может даже нечто материальное (например, подарок). Или, говоря другому, что с ним скучно, человек попросту ему за что-то, что он считает . Это своего рода унижение и обесценивание другого - сказать ему, что он скучен и неинтересен. В любом случае, скука может быть разменной монетой в бесконечном спектре способов манипулирования другими людьми с целью получения тех или иных дивидендов. В этих случаях в основе поступка находится не скука, а совсем другие чувства, например, переживание досады, ощущение .

СКУКА, ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ

Как мы уже отмечали, когда обсуждали , отсутствие осмысленных содержаний в данном отрезке человеческой жизни чревато так называемым "экзистенциальным вакуумом" - то есть тем же ощущением опустошенности собственной жизни. Если пустота остается незаполненной, то возникает скука. То есть для ощущения пустоты, как говорится, в полной ее красе, мало одного осознания бессмысленности. Нужна еще и бездеятельность.

Но отсутствие и размытые подавляют мотивацию: энергия будущего ("ради чего делать?") не подпитывает больше активность человека, он перестает ставить перед собой амбициозные цели, которые бы поддерживали его .

Кроме того, ощущение бессмысленности собственной жизни обесценивает и целый мир человека. Он перестает чувствовать себя важной частью большого мира. И это усиливает ощущение , которое усиливает переживание пустоты.

НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ

„Скучен день до вечера,
коли делать нечего“
Русская поговорка

Скука дает себя знать, когда человек остается какое-то время без занятий, приносящих ему удовлетворение. Поговорим коротко о причинах того, что человек может оказаться неудовлетворенным своей деятельностью.

Будучи предоставлены сами себе, такие люди оказываются как бы эмоционально тупыми и неспособными к активному поступку, не могут определиться с целями. В результате они сидят, ожидая у моря погоды и скучая. Если же они и действуют, то чаще в направление неких случайно выбранных целей, вполсилы, не получая от своих деяний. Безрадостность открывает дорогу внутренней опустошенности и скуке.

Бывают и обратные ситуации, когда человек полный энергии, устремлений и готовый двигаться к поставленным целям, натыкается на безразличное. Окружающим все равно, что он делает. Его успехи их попросту не интересуют (если не раздражают). Если общество ориентировано на пассивных середнячков, то оно будет игнорировать или даже преследовать активных „выскочек“. Отсутствие признания со стороны окружения заслуг человека способно существенно снизить его , что негативно скажется на его эмоционально-волевой сфере.

Мы знаем также немало примеров того, когда энтузиастам их окружение ставит препятствия. Либо окружающим не надо, чтобы кто-то проявлял чрезмерную активность, либо общество может посчитать опасным для себя такую неконтролируемую активность некоторых его челнов. И человек вынужден спускать пар, сбавлять темп. В результате теряется задор, энергия „сдувается“, радость созидания сменяется апатией и скукой.

Если от человека требуют невозможного и он видит, что не справится, то у него могут опуститься руки. Такая бездеятельность, скорее всего, будет сопровождаться не скукой, а или страхами, опасениям за возможное наказание, в конечном счете выливающимися в .

СКУКА КАК ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА

СКУКА БЕЗ ИГРЫ

Известно, что дети скучают тогда, когда они по той или иной причине не могут играть. Одно дело – запрет на игру (поздно, нельзя шуметь и т. д.). В этом случае скука может и не быть долгой. Ребенок придумает себе новое занятие, новую ИГРУ, в которой он создаст себе целый мир символов и смыслов, и погрузится во вполне „взаправдышную“ деятельность в этом мире (нередко даже просто в своей фантазии). Игра подпитывается .

Но бывает, что ребенок отучается от игры, теряя способность творить новые миры. Это случается нередко вследствие массивного и пассивного потребления готовых развлечений, которые предлагают ему телевизор или организованный досуг. Пассивность доходит до того, что предоставленный самому себе, ребенок не сможет самостоятельно найти себе интересное занятие и погрузится в скуку.

Неумение играть проявляет себя не только у детей. Немало взрослых начисто лишены , не умеют создать себе , проиграть ту или иную ситуацию и приступить к реализации наяву. Вместо этого они маются от скуки.

СКУКА КАК СЛЕДСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ДЕФИЦИТА

Человеку с такой тревогой свойственно неверие в собственные силы и возможности по преодолению возможных последствий своей активности. Любое действие означает выход из уютного мирка, в котором человек испытывает сладкую иллюзию защищенности. А вне этого мирка может случиться что угодно. Поэтому, если человек стремится этого избежать, он предпочтет скучать в своем мирке, предпочитая монотонность и однообразие неопределенности нового..

Отказ от действия при этом виде тревоги будет мотивирован желанием сохранить статус кво. Человек не хочет своим поступком „отправить“ в невозвратное прошлое ситуацию, которой он дорожит. Тогда ему не остается ничего другого, кроме как скучая и коря себя за бездействие, наблюдать за тем, как ситуация меняются от независящих от него обстоятельств. При этом он может еще и клянуть , и обвинять других людей в том, что они разрушили такой замечательный мир его иллюзий.

Человек отказывается от действия, опасаясь нежелательных для себя и для других последствий конкретного поступка. Это может быть недовольство окружающих, какие-то санкции в отношение человека. Не желая столкнуться с кажущимися ему возможными „наказаниями“ за свой поступок, человек может предпочесть его не совершать, хотя ему бы этого очень хотелось.

ТРЕВОГА ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ

Ничегонеделание может быть результатом того, что человек стремится тем самым избежать удара по в случае неуспеха того или иного предприятия. Иными словами, гордец может отказаться от какого-то действия. В результате рискует столкнуться с пустотой. Однако часто гордецам не грозит тревога пустоты и скука. Они и в случае неделания будут в фантазиях своих праздновать успех или лелеять мысли о том, что они, если бы захотели, если бы им не было скучно или не интересно, они были бы самыми лучшими (или уж, на худой конец, не худщими) в этом деле.

Таким образом, ссылка на скуку (чаше в высказываниях) свидетельствует о попытке оправдания гордецом своего неумения или некомпетентности („работа скучна“). В этих случаях в основе находится опасения фрустрации гордости: "мне может не удастся быть таким, как я хочу". А если по-честному, за этими словами стоят другие: "я боюсь, что не смогу делать так, как нарисовала мне моя гордыня".

Думаю, что не будет большим преувеличением если скажу, что на слово «скучно» я впервые обратил внимание именно в разрезе путешествий и отдыха. Когда я заработал свой первый миллион после нескольких лет построения бизнеса и, как следствие, работы реально часов по 18 в день, наконец-то позволил себе замедлить бег и оглянуться по сторонам, естественно я вдруг осознал, что существует немаленький такой мир который интересно было бы посмотреть.

Но, задерганный постоянной рабочей нервотрепкой, я в тот момент еще не думал (да и не хотел думать) о сколь бы то ни было осознанных поездках, а хотел большой и чистой любви простого покоя, тишины, тепла и валяния на пляже с книжкой Марининой. Идеальным для этого местом, как мне тогда казалось да и сейчас я не сильно поменял своего мнения, были Мальдивы! Почему именно Мальдивы? Скорее всего сработал стереотип. О них мечтали. О них говорили как о рае на земле. Тогда они все еще представлялись большинству россиян чем-то малодоступным и от этого были еще привлекательнее.

Так вот. Конечно же я стал искать информацию. Многие из вас знают, что я уже больше 10 лет являюсь активным членом Bmwclub-а. Это огромный форум с кучей разделов и тем. С большим количеством людей обладающих знаниями в разных областях, и, конечно, на том форуме есть ветка о туризме и отдыхе. Там-то я и задал свой сакраментальный вопрос, а куда посоветуете?

И вот тут-то я и услышал — Мальдивы? Фууу… Там же скучно! На третий день люди с ума от скуки сходят!

В каком смысле «скучно»? — искренне удивился я. Что значит СКУЧНО???

Ну, говорили мне, там нет тусовки, нет шумных дискотек, там за целый день можно ни одного человека не увидеть. Короче, делать там нечего!

Я впал в ступор. Во-первых, на Мальдивы как правило едут с любимым человеком, во-вторых, есть же книги, фильмы, дайвинг! В конце концов прогулки по берегу! Я уже просто молчу о том, чтобы в тишине прислушаться к себе! Разобраться в своих мыслях. Понять куда и зачем ты бежишь. Да просто лежать и медитировать на звезды ночного неба! А тут, «скучно»…

Я решил разобраться и понять, что это вообще такое, откуда, почему и у кого берется эта загадочная скука… Как человеку может быть скучно, когда у него есть самый интересный в мире объект — ОН САМ! Как может быть скучно с самим собой? Что это? Отклонение? Какая-то форма душевной болезни? Просто бедный внутренний мир требующий постоянных внешних допингов и раздражителей?

За попыткой найти ответ я полез в эти ваши интернеты. В основном тамошние психологи несли на этот счет всякую классическую чушь про необходимость связи с родителями и прочую ерунду.

Единственное разумное зерно которое мне пока удалось вычленить и вербализовать оказалось слово «пустота». Скука = Пустота.

У меня конечно есть некоторые возражения. Возьмем к примеру Буддизм где считается что пустота является действительной, окончательной природой всех внешних и внутренних явлений. Ее постижение есть проявление Состояния истины.

Не думаю, что буддиста познавшего истину можно назвать скучающим, хотя…

Итак, еще раз. Скука = Пустота. Но пустоты по сути нет. Может быть по-этому мне никогда не бывает скучно? Тогда почему другим бывает?

А вы что обо всем это думаете? Вам бывает скучно? При каких условиях и почему? Что делаете чтобы «развеяться»?


Невесело, безотрадно, жалобно, невыразительно, уныло, неинтересно, тоскливо, горько, занудно, прескучно, пресно, скучновато, нудно, нерадостно, скучненько, постно, вломно Словарь русских синонимов. скучно см. неинтересно Словарь синонимов рус … Словарь синонимов

скучно - скучно, нареч. Произносится [скушно]. Не рекомендуется распространенное в современной речи (особенно среди молодежи) произношение [скучно]. Cр. у авторитетных поэтов в рифме: [равнодушно] [скушно], [великодушно] [скушно]. У А. Пушкина: «Но в… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

скучно - до боли скучно до смерти скучно … Словарь русской идиоматики

I нареч. качеств. 1. Испытывая скуку. 2. Выражая скуку или свидетельствуя о ней. 3. Вызывая скуку; неинтересно. II предик. 1. О чувстве скуки, тоски, испытываемом кем либо. 2. О состоянии скуки, царящей где либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Интересно весело … Словарь антонимов

скучно - ск учно, нареч. и в знач. сказ … Русский орфографический словарь

скучно - нареч … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • , . Что вас ждет под обложкой: Куда летит ракета-банан? Где живут смешные зверюшки с удивительными суперспособностями? Где пещерные люди играют в поло? Разумеется, на планете Нескучайке! Оставьте…
  • Скучно не будет! Веселая книжка игр и заданий , Шрей С.. Куда летит ракета-банан? Где живут смешные зверюшки с удивительными суперспособностями? Где пещерные люди играют в поло? Разумеется, на планете Нескучайке! Оставьте скуку за дверью и…

Скука (синоним тоски и апатии) является одной из главных причин, мешающих получать удовольствие от жизни. Медицинских препаратов, помогающих избавиться от этого душевного состояния, к сожалению, еще не было придумано. Однако можно постараться убрать ненужные ощущения навсегда другими способами.

Одиночество, скука, апатия - все это опасные состояния, которые вредят личности. Поэтому избавляться от них требуется в обязательном порядке. И именно об этом и пойдет речь в данном обзоре.

Опасные душевные терзания

Почему же скука так опасна? Она не считается простой разновидностью человеческого настроения, которое периодически возникает, не неся при этом угрозы нашей личности. На самом деле она является одним из главных источников многочисленных проблем.

Скука - это чувство или эмоция? Это такое эмоциональное состояние, которое заставляет постоянно искать внешние раздражители, любую активность, чтобы избавиться от ощущения дискомфорта, вызванного отсутствием деятельности.

И вроде бы ничего страшного в этом нет. Однако стоит понимать, что во время поиска занятий избирательность полностью исчезает. Человек, подвергающийся "нападкам" со стороны скуки, готов заняться любой, даже самой бессмысленной работой, лишь бы негативное чувство исчезло. Скука является эмоцией, причем далеко не самой хорошей.

Состояние зависимости

Согласитесь, это очень сильно похоже на зависимость, где в роли наркотических веществ выступает информация, некая разновидность деятельности. В такой ситуации у человека начнет возникать острое желание чем-то заняться, удовлетворение которого не способно принести какого-то ощутимого удовольствия.

Причем контролировать свое состояние практически невозможно. Все, чего можно добиться, - на время снизить ощущение дискомфорта. И тогда жизнь хоть немного, но станет ярче.

Никто не отрицает, что свежие впечатления человеку необходимы так же, как и перемена мест, и знакомство с новыми людьми, и развлечения. Если этого не будет, то и личность перестанет развиваться. Однако все это хорошо в допустимых пределах. А скука - это то самое ощущение, которое способно заставить перейти все грани разумного.

В чем кроется опасность?

Скука - это душевное состояние, которое является чрезвычайно опасным. Какие беды может вызвать перейдя в хроническую фазу?

  1. Человек начнет постоянно испытывать нервное напряжение.
  2. Высока вероятность появления зависимости - алкогольной или наркотической.
  3. Длительные поездки, отдых, встречи - все это начнет вызывать мучение, от которого избавиться поможет только работа.
  4. Не будет получаться сконцентрироваться.
  5. Появится хроническая усталость, которая станет мешать расслабляться.
  6. Возникнет болезненная тяга к разнообразным и бесполезным покупкам.
  7. Мозг просто засорится от информационного мусора, многочисленных задач.
  8. Все время будет присутствовать чувство беспокойства и апатия.

Этот список выглядит достаточно впечатляющим. Мало кто рассматривает скуку с позиции основного источника зла, поэтому такой набор проблем способен удивить.

Так почему же скука настолько опасна? Ведь на первый взгляд она является вполне обычным состоянием, возникающим при отсутствии деятельности. Что-то вроде голода или жажды. Однако скука - это не только ощущение или свойство натуры, но еще и серьезный недостаток личности. Поэтому его необходимо устранять.

А может, это мотивация?

Всегда найдутся люди, которые скажут, что скука - это серьезный мотиватор. И без нее вряд ли кто-то сдвинется с места и что-нибудь сделает. Возможно, она даже кому-то помогла добиться больших высот в той или иной сфере деятельности.

Но стоит провести аналогию с наркотической и алкогольной зависимостью. Ведь она тоже заставляет людей работать, чтобы были деньги на приобретение наркотиков. И если он не будет искать возможности для заработка, то придется терпеть мучения. Как думаете, человек должен быть благодарен наркотическим веществам за то, что они помогают ему чего-то добиваться?

И то же самое можно сказать про скуку, способную любого превратить в робота, который послушно и прилежно выполняет поставленные задачи. И если вы думаете, что скука - синоним мотивации, то это ошибочное мнение. В качестве мотиватора должны выступать живой интерес, желание совершенствоваться и достигать определенных вершин, реализуя при этом свой потенциал.

Почему она возникает

Часто приходится произносить фразу "Умираю от скуки"? Прежде чем рассказывать, как избавиться от этой эмоции раз и навсегда, стоит разобраться с причинами, вызывающими ее.

  1. Человек не способен распоряжаться своим временем. В связи с постоянным прогрессом у людей появляется больше свободного времени, ведь теперь не приходится значительную часть своей жизни проводить, пытаясь добыть средства на пропитание. И вот эти минуты, не заполненные работой, многие не знают, чем занять.
  2. Нет смысла жизни. Человек может идти вперед, а может стоять на одном месте. И при этом в его восприятии ничего не меняется. Он просто не способен заметить разницу между активной деятельностью и пустой тратой времени.
  3. Работа не является призванием, а задания выполняются всего лишь “за деньги”. Интереса как такового нет. В такой ситуации человек ждет обеденного перерыва, конца рабочего дня и трудовой недели. Он не заинтересован в качественном выполнении своих задач, а работу посещает просто потому, что так надо.
  4. Недостаточно общения. В данной ситуации отравлять способны собственные мысли.

В попытках избавиться от скуки можно пойти по неправильному пути. Следует рассмотреть, как можно устранить это душевное состояние, нанеся себе еще больший вред.

Принесет ли пользу алкоголь?

Алкоголь, конечно, поможет избавиться от повседневной рутины, добавить яркости. Но это лекарство от скуки отличается временным эффектом и обладает большим количеством побочных действий. На следующий день после «лечения» будет хуже, так как появится тяжелое похмелье и И чем чаще прибегать к помощи алкоголя, тем сильнее испортится жизнь.

Помогут ли новые ощущения?

Поиск новых ощущений и впечатлений. Вроде бы постоянные путешествия на первый взгляд являются безобидным способом избавления от скуки. Однако требуется практически бездонный кошелек и огромное количество времени. Кроме того, со временем и подобное развлечение надоест. То же самое можно сказать и про смену сексуальных партнеров. Вроде бы скука и исчезает, но потом снова возникает. И чем чаще происходит смена, тем менее продолжительным является отрезок времени, проведенный без данного ощущения.

Является ли адреналин средством от скуки?

Погоня за адреналином - это своеобразный наркотик, требующий с каждым разом все больших и больших доз. А в конце обычно наступает передозировка. К примеру, затяжной прыжок с парашютом уже не вызывает прежних эмоций, поэтому стоит попробовать раскрыть купол как можно ближе к земле. И утрата контроля в такой ситуации приведет к плачевному результату.

Стоит ли проводить все свое время в интернете?

Уход в виртуальную реальность, социальные сети, игры, просмотры роликов - все это убивает время и мозги. Вы не просто просиживаете свободные минуты впустую, но и снижаете свои умственные способности. Ведь вместо того, чтобы найти пищу для ума, вы просто просматриваете кучу ненужных сведений и отупляющие сериалы. При этом на следующее утро можно даже и не помнить, что смотрели вечером.

Правильные методы

Так как же избавляться от этого негативного ощущения правильно? Следует перечислить некоторые достаточно эффективные способы, а вам останется только выбрать наиболее подходящее лекарство от скуки.

  1. Найдите несколько целей в жизни, которые будут подталкивать к развитию, совершенствованию навыков. Благодаря этому можно улучшать физические и интеллектуальные параметры, а также взаимоотношения с людьми. Можно составить план действий на ближайшее будущее, чтобы знать, в каком направлении двигаться.
  2. Необходимо учиться правильно распоряжаться своим временем. Встав утром, человек должен осознавать, чем он будет заниматься во время рабочего дня и после него. В этом опять же поможет планирование. Выходные не должны проходить исключительно на диване за просмотром фильма или телепередачи. Можно посвятить свободное время общению с друзьями, походам в кино, театры и другим мероприятиям. Можно съездить на природу или составить список, что посмотреть и прочитать. Не стоит забывать про занятия спортом. С их помощью удастся избавиться от апатии, а не только от скуки.
  3. Отличным способом избавления от негативных ощущений является смена работы на ту, которая будет нравиться и приносить удовлетворение. В такой ситуации удастся занять мысли не тем, как поскорее выполнить поставленные задачи и уйти домой, а тем, как сделать все качественно.
  4. Избавиться от скуки помогут близкие люди. Надо чаще общаться с друзьями и родственниками, вместе отдыхать, делиться мыслями и помогать друг другу.

Заключение

Что такое скука? Психология рассматривает данное понятие как негативное ощущение, которое разрушает личность. И от него надо избавляться. На самом деле существует огромное количество способов. Выше были описаны только самые эффективные. Надеемся, что данный обзор поможет вам привести свою жизнь в полный порядок, и у вас получится избавиться от таких негативных состояний, как одиночество, скука, апатия.